История пищевого рациона человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

В эпоху ледникового периода, когда ледник наступал и отступал в общей сложности 6-7 раз (последнее наступление закончилось около 10 тыс. лет назад). До Великого оледенения Европа, например, была покрыта хвойными лесами, в ледниковый же период она становилась похожей на тундру. Менялся характер и растений и животных, употребляемых человеком в пищу. Ледниковые периоды длились 100-200 тыс лет. Исчезновение крупных животных в эпоху мезолита в пищу все чаще употребляются рыба и моллюски. Морские побережья стали привлекать людей: здесь на мелководье можно было убивать большую рыбу, поймать много крабов, собрать моллюсков. В более южных областях основной пищей были благородные олени, косули, зубры и кабаны. Люди собирали также различные морские ракушки, моллюсков и мед. Охотники и рыболовы мезолита питались почти исключительно мясом лесных животных и лишь иногда мясом морской птицы, уток, гусей и лебедей. Из пресноводных рыб ловили, главным образом, щуку. На побережье случалось находить выброшенных на берег китов - их тут же разрубали на части и ели. Ловили также тюленей, треску, морских угрей, крабов, морских лещей, скатов и акул. По многочисленным остаткам растительной пищи можно судить, что люди ели лесные орехи, семена водяной лилии, дикие груши и ягоды. В период неолита человек научился возделывать злаки и выращивать домашних животных. Располагая глиняной посудой, он смог овладеть различными способами приготовления пищи. Эти способы дошли до наших дней. Искусство приготовления супов мы унаследовали от своих далеких предков, которые умели доводить до кипения воду, приправленную разными травами, погружая в нее раскаленные камни. Самые древние признаки регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Палестины. Они относятся к X – IX тыс. до н. э. . С появлением у неандертальцев первичных культовых верований, магических обрядов, соперничества и вражды между различными общинами, в отдельных общинах могли возникать обряды каннибализма. Исследователи допускают , что неандертальцы уже могли верить в магические силы – возможность воздействовать на людей и животных с целью добиться от них желаемых поступков, перехода силы убитого врага к его победителю при предании его внутренних органов и т.д.

С переходом к оседлому существованию изменился и быт человека. Общины охотников обычно были небольшими, около 20 человек и разрастались только при наличии большого количества добываемой на охоте пищи. Общины же земледельцев и скотоводов насчитывали до нескольких сотен человек, так как наличие домашних животных и посевных площадей служило гарантией обеспеченности продуктами питания на длительный период для большого числа людей. С появлением скотоводства оленина постепенно уступила место мясу домашнего скота: говядине, свинине, баранине. Охота на птиц все еще оставалась важным промыслом - как средство добывания жира для светильников. Рыба шла в пищу человеку, а также на корм крупному рогатому скоту. Лососей, осетров и угрей коптили и сушили, заготавливая их впрок на зимнее время.

Большую роль в жизни общества сыграло появление металла. Примечательно, что первые опыты по выплавке металлов начались с изготовлением обоженной глиняной посуды, применяемой для хранения пищевых продуктов. Первые изделия из меди и свинца найдены в поселениях VII-Vi тыс. до н. э. Освоение металлов, среди которых были не только медь, бронза, но и золото, серебро было одним из признаков наступления новой эпохи. В конце IV до н. э. Появляются первые государства (на юго-западе Ирана, а затем в Египте). Эти общественные образования уже объединяли людей не по родовому, а по территориальному принципу. В основе ж общественного прогресса и появления государств, по мнению ученых, лежит в первую очередь возможность создания первобытными родовыми общинами достаточных излишков пищевых продуктов. Излишков было достаточно, не только для того, чтобы заниматься ремеслами, хозяйством, строительством, развивать культуру и культовые учения, но, главное, для того, чтобы продавать продукты питания соседям. С появлением государств человечество вступило в эпоху организованной торговли и войн. Характер войн значительно отличался от периодических набегов на соседние общины, которые имели место при родовом строе. Несмотря на то, что первые государства образовались в благоприятных для производства продуктов питания климатических зонах, тем не менее, необходимость в проведении длительных военных походов, а также развитие торговли с отдаленными государствами, способствовали сознательному производству и включению в рационе человека продуктов длительного хранения. Это были первые прообразы пищевых концентратов и консервированной пищи: хлебные сухие лепешки, простейшие виды высушенных творожных сыров, вяленое мясо и рыба, сушеные фрукты.

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали давно, не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Хотя современная наука однозначно относит спиртосодержащие напитки к разряду наркотических веществ, однако, поскольку алкоголь как наркотик на протяжении тысячелетий входил состав продуктов питания, то их следует рассмотреть в ряду пищевого рациона человечества. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков.

Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

Сезонный характер производства растительных продуктов, а также климатические факторы, влияющие на урожайность, а в конечном итоге и на количество запасов пищи, во многом определял агрессивность отдельных государств или родовых общин по отношению к соседям. Так, соседствуя с богатой Римской империей племена германцев, проживавших в достаточно суровых по тем временам климатических условиях и при ограниченных запасах пищи, постоянно совершали набеги с целью, в том числе и добывания пищи. В конечном итоге, под натиском различных племен варваров, приходивших с севера, в V веке нашей эры Римская империя пала. Древние германцы и скандинавы (варяги или викинги) были скотоводами и земледельцами. Их богатство измерялось количеством скота, который использовался в качестве единицы размена. Рацион питания у этих северных народов был преимущественно мясной. В сочетании с необходимостью активной физической работы это определило конституцию тела этих народов. Они были более рослыми, физически крепкими и выносливыми, чем их южные соседи римляне. Интересно, что среди причин падения империи исследователи называют также и физические данные варваров.

После 2 – й мировой войны позиции рационалистического питания еще более усиливались вплоть до 70 – х годов. В середине 70 – х годов с коренным улучшением международного снабжения, фактической ликвидации сезонности в производстве продуктов, революции в кухонном оборудовании, позволили городскому населению вернуться к национальным истокам питания, более ценным в физиологическом плане с точки зрения генетической расположенности ферментативного аппарата конкретной этнической группы.


Почему нам важно знать, как питались наши предки?

Каждая из культур имеет свои собственно художественные вкусовые традиции и, конечно же, состав питания. А это, в свою очередь, влияет на биохимию и генетику организма – ферментное своеобразие нашей пищеварительной системы связано с традиционной пищей. Если в ряду многих поколений использовался один и тот же тип пищи, то организм адаптируется именно к нему.

К примеру, использование молока. Это продукт, который появился в человеческом рационе относительно недавно, ведь взрослые млекопитающие, как правило, не могут его усваивать. У современного человечества наблюдается любопытный генетический полиморфизм, который выражается в том, что некоторые взрослые могут воспринимать цельное молоко, а некоторые нет. Вероятнее всего, могут усваивать представители тех народов, которые с древности используют в пищу цельное молоко, а не сквашенное. Больше всего взрослых людей, без проблем расщепляющих молочные сахара, мы найдем в Северной Европе. В более южных районах намного реже встречаются группы, у которых этот фермент – лактаза присутствует.

Реконструируя типы питания предков человека, вы пытаетесь понять механизмы антропогенеза?

Для антропогенеза питание – один из ключевых вопросов, потому что переход на преимущественно белковое питание далекими предками человека явился предпосылкой к гоминизации, поскольку без достаточного количества белков не могут развиваться мозговые структуры. Скачок развития – усложнение, увеличение объема мозга – связан напрямую с изменением структуры питания. И те из ископаемых приматов, кто не перешел на смешанное питание, к происхождению рода Homo никакого отношения не имеют. И еще один важный принцип: максимальное разнообразие пищевых источников. Так, поздние европейские неандертальцы со своей специализацией к мясоедению оказались тупиковой ветвью.

То есть вы констатируете, что человек – всеядное существо?

Безусловно. Сейчас много всяких странных разговоров…

Да. Так в том-то и дело: для того и формировалась у человека на ранних стадиях орудийная деятельность, что, действительно, у него не было достаточных физических атрибутов, чтобы разрывать дичь на части. Но это не самое главное в охоте! Самое главное – получить добычу, придумать, как ее поймать, а уж как-нибудь разделать ее – дело другое.

Конечно, человек – всеядный вид, и исторические опыты указывают нам, насколько важно соблюдать всеядность, и как важны для человека животные белки. К примеру, в индийском обществе в древности сформировалась и до сих пор присутствует кастовая структура. Каждая каста имеет четкие и строгие правила жизни. Каста внутри себя замкнута – нельзя человеку из одной касты заключать брак с человеком из другой. Высшая каста брахманов должна питаться чистой пищей – растительной, т.е. они вегетарианцы, причем на протяжении многих-многих поколений… Любопытно, что мы можем констатировать уменьшение тотальных размеров тела людей, относящихся к этой касте. Явно сказывается недостаток белков животного происхождения.

А как влияет вегетарианство на мыслительную деятельность?

Но крайности всегда плохи. Например, охотники на морского зверя – эскимосы сохранили по сути дела плотоядную модель питания, они специализируются на мясной пище, это им продиктовано экологической необходимостью, суровым арктическим климатом. В известной мере уменьшение разнообразия пищевых ресурсов сужает и возможности культурного выражения. Культура произрастает из всего и, в частности, из пищевого разнообразия. Культуры мощные, проявляющиеся на протяжении многих эпох, всегда связаны с разнообразными источниками питания.

Чем разнообразнее питание, тем разнообразнее культура?

Конечно. Возьмем переход к производящему хозяйству, то, что совершалось на Ближнем Востоке в VIII-VII тысячелетии до новой эры. В районах, где практиковалось и собирательство растений (в частности, диких злаков), и охота на травоядных животных, в результате началось разведение этих злаков в непосредственной близости от жилья и постепенное одомашнивание этих животных. Традиционно считалось, что ранние земледельцы в основном питались злаками. Но ни в одном древнем земледельческом обществе не было специализации к земледелию, обязательно в хозяйстве были и домашние травоядные животные. Неожиданные результаты дали исследования изотопного состава костной ткани ранненеолитических представителей из Малой Азии, с территории Палестины. Оказалось, что в основном они питались белками животного происхождения. А в их культуре чрезвычайно много было связано с понятием злака. Обратимся к древним религиозным культам – все древние земледельческие культуры объединены мифом об умирающем и воскресающем боге – зерне, которое падает в землю и прорастает многократным урожаем. Это основная идея обществ раннего производящего хозяйства – многократное увеличениеплодородия во всем. Вспомним культ Осириса, Деметры, элевсинские таинства в Греции (они, конечно, были только для посвященных, но, вероятно, люди в ходе этих таинств наблюдали именно процесс прорастания зерна и появления нового колоса).

Действительно, обычно, когда говорят о неолитической революции, указывают, что от охоты-рыболовства-собирательства (присваивающего хозяйства) люди перешли к земледелию (производящему хозяйству). В контексте нашего разговора это означает очередное изменение пищевой стратегии человека – казалось бы, стала преобладать растительная пища. Вы же в своей книге приводите данные о пищевом разнообразии ранненеолитических групп населения. Были прирученные животные?

Были. Труд земледельца невыносимо тяжел, несопоставимо более тяжел, чем труд охотника-собирателя, и главное, привязывает человека к земле, к территории. Проще развести стадо коз, чем вырастить урожай.

И сейчас сохранились отдельные племена, которые промышляют собирательством, охотой и рыболовством и неплохо себя чувствуют?

Да, но они могут жить лишь там, где более или менее сохранились природные условия, соответствующие древности – в экваториальной части лесов Южной Америки и Африки. По крайней мере, аборигены не страдают от голода, поскольку используется очень много пищевых источников, они всегда могут одно заменить другим. У земледельческих культур раннего железного века, средневековья голод – это неурожай. Хлеб не уродился, и есть нечего. У них уже возникла пищевая специализация, основная пища – хлеб, каша. А когда этих источников масса, когда вы готовы съесть лягушку, червяка, выкопать корешок и умеете это делать, так или иначе вы себя и своих детей прокормите. Тяжкий голод, который обрушивался периодически на сельское население, мне представляется, не приходилось переносить охотникам-собирателям.

А зачем же тогда осели наши предки?

Достаточно сложный вопрос. По крайней мере, не для того, чтобы наесться досыта. У человека – и общества человеческого – не только рациональные, но во многом и иррациональные стремления… А сейчас что происходит? Половина людей на Земле страдает от переедания, половина от голода. Как это объяснить с точки зрения рациональной?

Но вы как археолог имеете дело, прежде всего, с материальной культурой – и объясняете ее иррациональными причинами?

У нас нет доказательств того, что в период раннего неолита были засеяны очень большие площади. Это скорее относится уже к ранним цивилизациям – Шумеру, Египту, хотя и у них обязательно присутствуют домашние животные. Только когда процесс разведения злаков был доведен до совершенства – прошла селекция, появились тучные урожаи, большие площади были освоены,– тогда хлеб становится самой дешевой и, казалось бы, общедоступной едой. Неудивительно, что в неолите мы не найдем специализированных злакоедов. Это один из примеров, когда некое стремление дает результаты по прошествии значительного времени. А в энеолитический период (или медный век) уже существовали скотоводческие общества, которые специализировались на белковой, даже в основном молочной пище… Генерального направления в развитии всего человечества нельзя выделить.

Зато мы можем утверждать, что все древние государства, цивилизациивыросли только на земледельческих экономиках. Прежде всего потому, что земледелие привязывает человека к земле, а крупные земледельческие работы требуют сложной организации населения. Например, строительство каналов – это тяжелый труд, который объединяет людей, подчиняя их какому-то плану, вышестоящему деятелю, волю которого эти люди выполняют. По сути, земледелие становится основой жесткой централизации, на которой вырастают государства.

А для охоты людям достаточно было собираться в небольшие коллективы, поэтому и жили племенами, а не большими государствами…

Да, вот тут как раз все рационально…

И социальное устройство опять-таки с пищей связано, как выясняется…

Вследствие перехода к производящему хозяйству у человечества возникла необходимость в употреблении поваренной соли. В своей книге вы отводите истории ее появления в рационе человека отдельную главу…

В наше время, когда многие страдают от последствий избыточного потребления соли – от гипертонии, например,– это актуальный вопрос. Дело в том, что вредный избыток какого-либо продукта не означает, что этот продукт сам по себе вреден. Действительно, люди солили пищу не всегда, но, думаю, лакомились солью всегда, это же вкусно – для всех млекопитающих. Коровы, лошади – все любят соль. Более того, пути миграции скотоводов обязательно пролегали мимо залежей каменной соли либо соленых озер. Хищник получает соль из плоти – он ест мясо, пьет кровь, которая, как известно, соленая на вкус. Поэтому чем больше специализация к растительной пище, тем больше зависимость от соли. В глубокой древности человек ел много сырых продуктов, сырых белков, а потом постепенно стал переходить к специализированному потреблению зерна и вареной пищи, и ему явно перестало хватать NaCl. А этот ингредиент нам нужен для пищеварения, поддержания гомеостаза организма. При обезвоживании в первую очередь вливают физраствор, 0,9-процентный раствор поваренной соли. Огромное количество хлора уходит на синтез соляной кислоты, которая вырабатывается в желудке. Соль, безусловно, нашему организму нужна, вопрос в том, сколько. Ее не надо убирать из рациона, надо соблюдать нормы ВОЗ – порядка 1,5 г чистой соли в день.

А еще соль помогает сохранять продукты долгое время…

Консервирующие свойства соли вторичны по сравнению с ее физиологической необходимостью для организма. Соль, тем более в древности,– очень дорогостоящий продукт. Систематически засаливать продукты начали позже, чем специализировались к растительной пище. Так, эпоха великих географических открытий – это XV век, и основная цель – налаживание нового, более дешевого и более близкого торгового пути для получения специй из Индии. Так что засаливание – может быть, одна из наиболее поздних форм консервации. Есть сведения, что и древние греки солили рыбу – вернее квасили, как мы капусту.

А вы в гастрономическом плане человек разнообразный?

Да. Мне кажется, когда приезжаешь в страну с другой культурой, чтобы понять ее, нужно попробовать национальную пищу, даже если последствия будут не очень благоприятными. По крайней мере, через вкусовые ощущения можно воспринять некую образную гамму, которую, может быть, нельзя словами передать, как музыку. В моей жизни был пока только один случай, когда я не смогла приобщиться к национальной кухне. Это было на Чукотке, там есть замечательное национальное блюдо капальхен, мясо ферментированное – его зарывают в землю, и оно там перерабатывается. Местные жители его очень любят, они просто бегут на этот запах.. В подавляющем большинстве кухонь мира вы найдете блюдо с тухлинкой, и в европейских тоже.

Это потому, что у наших предков охота не всегда заканчивалась удачно?

Может быть, поэтому. Безусловно, человек использовал туши палых животных. Зачастую у такой пищи гораздо более богатый витаминный и белковый состав. Мы тоже любим ферментированную еду, не преобразованную другими бактериями,– хлеб на дрожжах, вино, сыр, йогурты, квашеную капусту. Другое дело, что наш желудок, даже если отключить обоняние, такую пищу, как капальхен, все равно не примет – чтобы переварить такой продукт, должен быть специфический набор ферментов. Мы не универсальны, мы специализированны в пищеварении. Эта специализация – результат долгого культурного развития.

А что происходит при отходе от традиционного типа питания?

Например, аборигенные народы Севера в основном употребляли белки животного происхождения, и их обмен веществ настроен на то, чтобы все необходимое извлекать из этих продуктов. Когда в XIX-XX веке им начинают менять структуру питания, они, естественно, начинают болеть. Я не затрагиваю контакты, инфекции, а говорю лишь о тех болезнях, происхождение которых связано с изменением состава питания,– нарушения обмена веществ, зубные патологии. Или проблемы с алкоголизмом в нашей стране – они связаны с тем, что у нас нет древней традиции расщепления алкоголя.

Это в нашей стране нет древней традиции расщепления алкоголя?!

Нет. Мы сейчас только в самом разгаре накапливания необходимых для этого генетических особенностей. Ведь древнейшие центры виноделия – это Восточное Средиземноморье и Кавказ, где, видимо, в общей сложности около шести тысяч лет употребляют вина. Безусловно, в лесной зоне Евразии в сопоставимые сроки не изготавливали вин из винограда. А злаки здесь появляются на несколько тысяч лет позже, чем в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке и т.д., и злаковые напитки, самые разные виды пива начинают употребляться с начала первого тысячелетия до новой эры, т.е. всего около трех тысяч лет назад. Для генетических процессов совершенно разные сроки и разные результаты! Кстати, использование различных природных наркотических веществ – вероятно, более древняя традиция, по крайней мере, в лесной зоне Евразии. Люди всегда, во все времена прибегали к подобной пище или, как они их называли, к священным напиткам, способным вызывать специальные психоэмоциональные состояния. Их также использовали в лечебных целях, как снотворное, обезболивающее или тонизирующее средство, когда требовалось поднять силы после тяжелой многочасовой работы.

Должны пройти многие века, а то и тысячелетия, чтобы сложилось ферментное биохимическое своеобразие, и уж, конечно, когда человек его грубо нарушает, организм реагирует. Что мы сейчас видим в развитых странах, прежде всего в США, где резко изменилась структура питания, где очень много, так сказать, технологичной еды – белковые продукты, которые выращиваются с использованием гормонов, стимуляторов роста, генномодифицированные продукты? Все это может быть очень вредно, так как организм человека к этому не готов. Население США столкнулось с проблемами обмена веществ иизбыточного веса, гормональными нарушениями.

Организм человека вообще не готов к перееданию. Как бы кощунственно это ни звучало, но потому, что всю историю человечества его преследовал голод, человек так или иначе к голоду имеет определенные адаптации, одна из них – накопление жиров. Теперь так называемые развитые страны дожили до счастливого времени, когда голод вроде бы закончился, но генетика, биохимия, биология так быстро не могут перестроиться. Мы все сейчас получаем избыточное питание, которое организм не может использовать себе на пользу. Такой парадокс.


Диетология д ревнего человека — интуиция. Именно это чувство направляло наших предков, помогало им правильно выбирать продукты питания (мясо, свежую и замороженную кровь животных, квашеные продукты и др.), осваивать новые способы приготовления пищи.

В свою очередь, расширение рациона, введение в него таких продуктов, как мясо животных, получение с пищей необходимого количества белков животного происхождения, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов способствовало социально-культурному и интеллектуальному развитию человечества.

Социальная функция еды

Что ели люди каменного века, из чего состояла их пища, как они ее готовили и хранили? К сожалению, исследователи глубокой древности мало уделяли внимания таким важным вопросам. Однако эти направления видятся чрезвычайно важными.

Социальная функция еды представляется ключевой для понимания процесса становления древних обществ, в которые уходят корнями многие традиции и ритуалы значительно более позднего времени, вплоть до современности. Понять их, не обратившись к истокам, чрезвычайно трудно. История же по вопросу питания показывает, что еда и связанные с ней традиции способствовали установлению общественных связей в не меньшей степени, чем их трудовая деятельность.

Направления, раскрывающие тему потребления пищи древним человеком, можно разделить на три группы. Первая, наиболее простая, связана с тем, что ели первобытные люди. Вторая и третья более сложные: как готовили и как сохраняли пищу древние люди. Именно об этих трех направлениях далее пойдет речь.

ЧТО ЕЛИ ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ?

Эволюция рациона

Достаточно долгий период древний человек питался плодами, листьями и зернами. Подтверждение его вегетарианства находят в остатках зубов древних людей и в некоторых косвенных свидетельствах, например, об отсутствии больших коллективов древних людей, необходимых для охоты на животных.

Затем изменения в климате привели к сокращению растительной пищи, и человек вынужденно стал питаться мясом, которое в палеолитическую эпоху составило основу его питания. Ну и наконец, изменения климата после отступления последнего ледника привели к тому, что рацион человека значительно разнообразился — мясная и растительная пища дополнилась морепродуктами, рыбой.

Предлагаем рассмотреть ключевые моменты в формировании рациона древнего человека с того момента, когда растительной пищи ему стало недостаточно.

ОХОТА НА МАМОНТА

Переход к мясной пище

Особая роль в формировании общественного поведения в человеческой культуре отводилась мясу, так как мясо с древнейших времен сохранило особое место в питании.

Много мяса

Безусловно, древний человек потреблял мясо и, видимо, много. Свидетельством этому является значительное скопление костей животных по всему ареалу обитания древнего человека. Причем это не случайное собрание костей, так как на костях исследователи находят следы каменных орудий; эти кости тщательно обрабатывали, снимая мясо, а часто и дробили — внутрикостный мозг, судя по всему, пользовался большой популярностью у наших предков.

Охота временами дополнялась собирательством ягод, кореньев растений, яиц птиц, однако оно не играло существенной роли. Эти данные говорят о том, что предположение об исключительно мясной пище древних людей имеет под собой вполне реальную почву и что такая пища может быть вполне достаточной. Если многочисленные народы Севера могли и могут выживать и в настоящее время только на одной мясной пище, то это значит, что только на мясной пище мог выживать и древний человек.

Для людей эпохи позднего палеолита мясо диких животных было основой системы питания и существования. Все эти животные — дикие быки, медведи, лоси, олени, кабаны, козы и другие — для многих народов и сегодня являются основой повседневного питания.

Важную роль в рационе питания древних людей играла кровь животных, которую они употребляли и как свежую, и в составе более сложных блюд. Современными учеными подтверждено, что при исключительно мясном питании она является неоценимым поставщиком витаминов и минеральных веществ.

Особо ценился животный жир, подкожный и нутряной, играющий значительную роль в рационе древних людей. Например, в условиях Крайнего Севера жир был незаменимым и часто был единственным источником различных необходимых организму веществ.

Растительная пища в рационе

У исследователей первобытного общества в настоящее время нет сомнений в том, что пища растительного происхождения и способ ее получения — собирательство, так же как и мясная пища и способ ее добычи — охота, занимали особое место в жизни древнего человека.

Существуют косвенные свидетельства этому: наличие остатков растительной пищи на зубах ископаемых черепов, медицинская доказанная потребность человека в поступлении в организм ряда веществ, содержащихся прежде всего в растительной пище. Более того, чтобы перейти в будущем к земледелию, человек должен был иметь сложившийся вкус к продуктам питания растительного происхождения.

Растительная пища была незаменима для первобытного человека. Древними медиками и философами написано немало трудов об отдельных видах растительной пищи. Основываясь на письменных свидетельствах более поздней эпохи и сохранившейся практике употребления некоторых видов диких растений, можно сказать, что растительная пища была разнообразная.

В качестве главных достоинств древние античные авторы упоминают также арбуту, или земляничник. Это растение, плоды которых отчасти напоминают ягоды земляники. Еще одно теплолюбивое дикорастущее растение, известное с древнейших времен, — лотос. Корень этого растения, круглый, величиной с яблоко, также съедобен.

Разнообразие в питании

Как мы видим, пища древнего человека была представлена как мясными продуктами, так и растительными. Возможно, он вполне осознанно разнообразил свой рацион, дополняя базовую мясную пищу растительной. Это приводит к мысли, что питание древнего человека не было столь однообразным. Он наверняка имел вкусовые предпочтения. Его пища не была направлена исключительно на удовлетворение голода.

Во-первых, он со всей определенностью показывает зависимость между потреблением пищи и образом жизни, культурой и в некотором отношении общественной организацией древнего человеческого коллектива. Во-вторых, дифференциация указывает на наличие предпочтений, на некий выбор, а не только на простую зависимость от обстоятельств.

Понимание пользы и вреда

В рационе человека появлялось все больше и больше новых видов продуктов питания. Каким образом древние люди определяли пользу или вред пищи?

Кровь вместо соли

Важный вопрос, на котором необходимо остановиться, говоря о питании человека доисторического периода, касается потребления соли. Первобытные люди не имели потребности в соли и, скорей всего, ее не употребляли.

Человек до перехода к земледелию с преобладанием растительной пищи в его диете довольствовался той солью, что получал из свежей крови животных. Кровь поедаемых животных содержит достаточное количество необходимых естественных микроэлементов и минеральных веществ.

Потребление свежей крови и сырого мяса первобытными людьми было необходимо даже и после того, как человек овладел огнем и научился на нем готовить, поскольку в приготовленном мясе нет достаточного количества естественных заменителей соли.

Например, жители Сибири и в настоящее время традиционно любят слабосоленую рыбу и икру. Для первобытных людей такие вкусовые предпочтения были чреваты болезнями, о которых тогда не знали. В настоящее время известно, что в некоторых районах Сибири пораженность рыбными паразитами (описторхозом и дифиллиботриозом) достигает 80 %. По всей видимости, в древние времена ситуация была не лучше.

Но чем южнее, тем большая обнаруживается потребность в соли. Во-первых, это связано со значительным объемом растительной пищи, потребляемой на юге. А во- вторых, сама по себе жизнь в жарком климате вынуждает организм потреблять больше соли.

Е501 — наследие предков

Одомашненные травоядные животные не могли существовать без соли, таким образом, добыча соли в больших количествах стала для человека жизненной необходимостью.

КУЛИНАРИЯ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

С пылу с жару

Относительно способов приготовления еды достаточно археологических и поздних этнографических данных для восстановления объективной картины:

  • простое поджаривание мяса на открытом огне;
  • запекание мяса в золе;
  • запекание мяса на углях, в шкурах, в листьях, глине, в собственном панцире;
  • приготовление пищи на раскаленных углях;
  • приготовление мяса, зажав его между раскаленными камнями;
  • приготовление пищи в посуде, сделанной из шкур животных, частей их тела (например, желудка, желчного и мочевого пузыря), выдолбленных из дерева углублений, сплетенных из разных частей растений — коры, стеблей, ветвей сосудов, естественных сосудов — раковины, черепа, рога.

Данные археологии указывают на наличие различных типов печей для готовки пищи в эпоху позднего палеолита:

  • приготовление пищи в выкопанных углублениях в земле, где сверху разводился огонь;
  • приготовлении пищи в ямах, выкопанных в земле, где сначала разводили огонь и после прогорания костра золу разгребали к стенкам, а на освобожденное дно выкладывали пищу для приготовления;
  • ямы — печи, обставленные камнями.

Топливом для костров нередко служили кости самих животных, особенно в зимнее время, когда в холодных регионах достать дерево было сложней, а также в тех регионах, где наблюдался недостаток дерева.

Сознательное преобразование пищи, помимо физиологической пользы от лучшего усвоения питательных веществ, сказалось и на физическом развитии человека, а это не могло не привести к появлению вкуса к пище, стремлению ее разнообразить для получения удовольствия.

ХРАНЕНИЕ ПРОДУКТОВ

Деликатесы древних

Древнейший и простейший способ обработки пищи без использования каких-либо дополнительных приспособлений связан с ее сбраживанием и ферментацией. Причем первоначально это происходило без добавления соли или других реагентов, провоцирующих и усиливающих процесс. Такой способ приготовления пищи вел к размягчению и улучшению ее вкуса, увеличению срока годности продуктов, даже к превращению несъедобного в съедобное. Этот способ приготовления пищи был весьма распространен у первобытных племен, так готовили и мясо, и рыбу, и растения.

Для сквашивания пригодно все: и травы, и мясо, и отдельные части животных, и рыба, даже кровь животных. Конечно, археологических следов сквашивания продуктов в первобытную эпоху не найдешь. Но то, что этот метод заготовки продуктов сохранился у многих народов мира, вряд ли является случайным.

В России, где довольно продолжительный период в большинстве регионов наблюдался дефицит свежих овощей и фруктов, был освоен способ сквашивания продуктов питания. Знаменитая квашеная капуста — незаменимый источник витаминов в русской деревне на протяжении почти всего года, а также квашеные огурцы, свекла, яблоки, ягоды, зеленые травы и другие растения по сей день остаются на нашем столе.

Справедливости ради скажем, что сквашивать, например, рыбу принято у многих народов — не только на Крайнем Севере и Скандинавии. В России этот способ готовки был широко распространен у поморов, квасивших рыбу в бочках до состояния полного размягчения. Таким образом рыба не только сохранялась долгое время, но и получала дополнительные полезные свойства.

У чукчей, например, и на сегодняшний день одно из любимых блюд — копальгин. Мясо моржей, тюленей закапывают в землю (в вечной мерзлоте оно особым образом ферментируется). Есть его могут только чукчи, поскольку деликатес сильно отдает тухлятиной. И есть риск получить арктический трихинеллез — тяжелое паразитарное заболевание.

Точно так же готовят мясо акул в Исландии. Правда, польза этого блюда для здоровья сомнительная — продукт содержит аммиак и сильно им пахнет.

Одним словом, сбраживание — это простая технология, отсутствие каких-либо особенных приспособлений или дополнительных сложных ингредиентов, даже соли, максимально доступный способ приготовления пищи для древнего человека.

Технологии на века

Другой весьма распространенный способ сохранения продуктов, доставшийся нам от наших предков, — заморозка.

Широко применялись другие известные нам способы обработки продуктов — сушение и вяленье мяса, рыбы и растений.

Все упомянутые выше способы приготовления пищи: на огне, в подобиях печей, в вырытых в земле ямах и др. — довольно-таки просты, не требуют особых сосудов.

Конечно, современные знания о питании древнего человека очень ограниченны. Еще предстоит провести более масштабную междисциплинарную работу по изучению данного вопроса, тем более что человек очень сильно изменился за 10 тыс. лет. К тому же научно доказано, что в современном мире потребности в белках, жирах и углеводах различаются от культуры к культуре. Сейчас невозможно восстановить те продукты питания, которые составляли пищу древности: одомашненные животные мало напоминают своих далеких предков, в том числе и по химическому составу мяса и жира. То же самое можно сказать об окультуренных растениях.

Интуиция — диетология древних

Если говорить о диетологической стороне, то, конечно, ни о какой диетологии в то время говорить не приходится. Древние люди чисто интуитивно, а затем сознательно применяли в питании свежую и замороженную кровь, квашеные продукты (квашеную капусту, квашеные рыбные продукты, медовые напитки, свежие ягоды и фрукты). Не было данных и понятий о составе продуктов (белках, жирах, углеводах), об ее энергетической ценности (калораже), о витаминах и минеральных веществах, в силу того что еще не было таких наук, как химия, биохимия, физика. Но древние люди уже хорошо понимали, какие продукты приносили пользу здоровью человека, а какие вред.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Козловская М. В. Феномен питания в эволюции и истории человека, М., 2002. — 30 с.

Козлов А. И. Пища людей, Фрязино, 2005.

Добровольская М. В. Человек и его пища, М., 2005.

Колпаков Е. М. Питание древнего населения Европейской Арктики // В сб.: Научно-практическая конференция. Питание и интеллект. Сборник трудов. — СПб. — 2015. — с. 29–33.

Мероприятия

homo_erectus

Эволюция человека – это постепенный процесс, берущий начало несколько миллионов лет назад от наших ближайших предков (которые, в свою очередь, произошли от других приматов примерно 7 миллионов лет назад) до современного Хомо хабилиса.

Впервые, мы стали походить на современного человека (Хомо хабилиса и Хомо эректуса) 2- 3 миллиона лет назад, когда в зачаточном виде начали проявляться действительно человеческие повадки, такие как охота, собирательство, использование копий, острог, а также каменных орудий. Согласно антропологу Ричарду Врангхаму, примерно в тот же период наши предки начали использовать и контролировать огонь.

Первые анатомически схожие с современным человеком представители Хомо сапиенс пявились 400 000 лет назад в Африке. Все это время, наши предки эволюционировали медленно и постепенно и лишь 10 000 лет назад мы начали стремительно и радикально развиваться. Весь этот период, с момента появления Хомо хабилиса и до сельскохозяйственной революции, в археологии называется Палеолит. Палеолит составляет 99.9% нашей эволюции.

По мере того, как наши предки приматы развивались, изменялся и образ их питания. Развивающееся человечество двигалось от простого к более сложному, от поедания растений и насекомых живя на деревьях, до ношения шкур и охоты на крупных животных. Пещерный человек, одетый в шкуры убитых им животных – вот как мы, чаще всего, представляем наших древних предков. Пища была разнообразной на столько, на сколько это было возможно для того, чтобы получить максимум полезных веществ и энергии. Для того, чтобы выжить, люди хранили и передавали знания о большом количестве разнообразных растений (трав, ягод и фруктов, кореньев и т.д.), животных, грибах и минералах. При этом количество съедаемой пищи определённого типа зависело от ряда факторов, таких как географическое положение и климат. Однако на основании ряда исследований можно предположить, что наши предки предпочитали животную пищу как основной продукт питания всегда, когда это было возможно. Люди получали 45-65% энергии именно за счет животной пищи. Возможно, люди предпочитали животную пищу благодаря её высокой калорийности, что было необходимо для поддержки нормальной работы мозга больших размеров (что свойственно людям). Конечно, углеводы составляли существенную часть рациона – это коренья, стебли, листья, фрукты, кора. Но всё это, по своим свойствам, очень сильно отличается от той, богатой углеводами пищи, которую мы едим сегодня (хлеб, макароны, картофель, сахар и т.д.).

agrarian_rev

Около 10 000 лет назад с человечеством стали происходить поистине революционные изменения. Довольно неожиданно мы стали экспериментировать с одомашниванием диких животных и растений. Люди стали собираться в оседлые сообщества, постепенно отходя от привычного типа существования — охоты и собирательства. Первая волна этих изменений захлестнула Африку и средний Восток, чуть позже Индию и Китай, и значительно позже Мезоамерику и Северную Европу. Такие животные как собака, свинья и корова были первыми существами из тех, кого приручил человек. Кроме того, люди экспериментировали со съедобными растениями, отбирая и оставляя лучшие по вкусовым и другим полезным качествам (примитивная селекция). После того, как человек освоил выращивание овощей, наступил наиболее значимый момент в аграрной революции, это выращивание зерновых культур, злаков и бобовых. Толчение, вымачивание, ферментирование и приготовление на огне семян различных трав включая пшеницу, ячмень и лён, неожиданно дало человеку богатую энергией и протеинами пищу. Относительно стабильный климат того периода позволил оседлым народам с уверенностью планировать сбор и количество урожая и более не зависеть от охоты, результат которой часто был непредсказуем. Таким образом, хорошо это или плохо, но человечество стало меняться. Постепенно пища становилась менее разнообразной, так как наши предки из Неолита работали не покладая рук с утра до вечера: вспахивая и засевая землю, выращивая и собирая урожай. Такой режим отнимал массу времени и сил не позволяя отвлечься на что либо еще. Заготовленная пища стала представлять большую ценность в раннем человеческом обществе, а тот у кого больше запасов находился в более выгодном положении чем те, чьи запасы были не так велики. Такое положение вещей способствовало делению общества на классы, где верхушка или элита управляет низшим - рабочим классом путем контролирования пищевых запасов и средства их производства (то же самое мы можем наблюдать и в наши дни). С тех пор много империй расцветало и исчезало, а образ питания рабочего класса оставался почти неизменным до совсем недавнего времени. Диета крестьян того времени с преобладанием зерновых и бобовых была хоть и не самая вредная для здоровья, но всё же далека от оптимальной. По данным археологических исследований такой образ питания, вероятно, способствовал развитию как физических, так и психических хронических заболеваний. Чувствуя это (возможно даже на подсознательном уровне), традиционные народы старались вернуть продукты животного происхождения в свой рацион, но так как забой домашнего скота на мясо был крайне дорогим способом добычи пищи, люди на много чаще использовали молоко и яйца. В отличие от наших дней, раньше не было разделения продуктов на рафинированные (очищенные и обработанные) и нерафинированные, так как отсутствовали технические средства, позволяющие это сделать. Например, рис в Азии стал главным продуктом питания, и почти всегда его ели в неочищенном виде, за исключением лишь тех случаев, когда могли себе позволить его предварительную очистку за деньги (рис в те времена очищали путем толчения и растирания в песке). Но даже после такой очистки, рис, всё равно, сильно отличался от того пушисто-белого риса, который сейчас ест вся Азия, да и весь остальной мир.

Низкий уровень гигиены и тяжёлый труд на протяжении всей жизни делали своё дело, но в целом крестьяне были более здоровы по сравнению с высшим классом, представители которого страдали от хронических заболеваний свойственных нашему времени. Такая, странная, на первый взгляд, разница в здоровье обуславливалась тем, что бедные просто не могли себе позволить пищу, которую ели богатые люди, главным образом очищенную – рафинированную пищу. Резкое отличие болезней богатых от болезней бедных существовало до тех пор, пока не началась так называемая Зеленая Революция 20-го века, когда сельское хозяйство приобрело промышленные масштабы и появились технические возможности для увеличения срока годности продуктов. Были придуманы усилители вкусовых качеств и запаха, а также консервация продуктов питания. Таким образом, та социальная прослойка, которая еще несколько поколений назад питалась очень скромно, сегодня получила возможность питаться продуктами доступными в прошлом только королям и богатому сословию. Такое положение вещей привело к тому, что в развивающейся Индии, самый высокий в мире уровень заболевания диабетом. Всё это из-за высокого содержания рафинированных продуктов в ежедневном рационе, а ведь всего несколько десятилетий назад индусы питались простой и натуральной пищей, и диабет среди них был крайне редким заболеванием.

Читайте также: