Жизнь крестьян орудия труда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основная часть аграрной продукции России производилась в крестьянских хозяйствах. Этим словом обычно называлось хозяйство, основанное на ручном труде и тягловой силе животных, работы в котором выполнялись отдельной семьей без применения наемного труда. Каждое крестьянское хозяйство имело определенное количество земли, а также определенный набор орудий труда и транспортных средств, предназначенных для работы на ней: орудия для пахоты, для сеяния, для уборки урожая, для обмолота и веяния. Кроме того, крестьяне использовали специальные механизмы и приспособления для переработки зерна в муку, семян льна и конопли в масло, их стеблей в волокно, а затем — в нити и ткани.

Все традиционные орудия крестьянского труда, за исключением почвообрабатывающих, были одинаковы на всей территории расселения русского народа. Для сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России применялись корзины-севалки, для жатвы — серпы, для обмолота зерновых культур — цепы, для обмолота льна и конопли — вальки, для веяния — лопаты, для переработки зерна в муку в домашних условиях — жернова, большое количество зерна перерабатывалось на мельницах. Для переработки стеблей льна и конопли в волокно, а волокна в нить и ткань использовали мялки, трепала, прялки, веретёна, самопрялки, вьюшки, мотовила, бараны, сновалки, кросны - ткацкие станы.

Местное своеобразие всех этих орудий труда и приспособлений если и проявлялось, то лишь в отдельных деталях, не влиявших на их общую конструкцию. Так, например, севалки различались лишь материалом, из которого они были сделаны; цепы разных районов России - способом соединения била с рукоятью; прялки - размерами и орнаментацией лопасти, куда прикреплялась кудель, и т. п. Единообразие орудий крестьянского труда было обусловлено общностью технологического процесса, в котором они использовались на всей территории России. Разнообразие же почвообрабатывающих орудий было связано с природно-климатическими условиями и системой земледелия, принятой в той или иной местности.

Тяжелые черноземные почвы степных и лесостепных губерний России распахивали с помощью плуга — орудия с низким прикреплением тяговой силы, с одним лемехом и резцом. Для разрыхления земли после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав использовали бороны. По завершении работы сохой или косулей применяли деревянные бороны с деревянными зубьями, а после плуга — бороны (деревянные или металлические) с металлическими зубьями. Следует отметить, что все почвообрабатывающие орудия имели множество вариантов конструкции, что объясняется стремлением крестьян сделать их более совершенными, лучше приспособленными к почвам и климату той местности, где они использовались.

Каждый вариант того или иного орудия имел свое название, которое либо отражало особенности его устройства, либо указывало на место его бытования, например: соха-двусторонка, соха-односторонка, соха с брылей, косуля костромская, косуля ярославская, курашимка, чегандинка, плуг русский, плуг малороссийский и т. п. С земледелием было тесно связано животноводство, которое давало хозяйству тягловую силу и удобрения. В этом разделе читатель найдет сведения об орудиях по уходу за животными — это орудия для заготовки кормов (в первую очередь сена) и для выпаса скота. В комплект орудий, необходимых для заготовки сена, обязательно входили коса, грабли и вилы. Каждое из этих орудий также имело целый ряд вариантов конструкции.

Так, для косьбы травы на заливных лугах использовали и косу-стойку, и косугорбушу, на болотистых или каменных угодьях — преимущественно косу-горбушу; для ворошения сена применяли грабли с прямой колодкой, а для его копнения — со слегка округлой; стогование осуществляли с помощью деревянных трехзубых или четырехзубых вил, в зависимости от высоты стога и объема поднимаемой копны — с длинными или, наоборот, сравнительно короткими рукоятками. Орудия выпаса скота: кнут, палка-батог, сигнальный рожок, как правило, были характерными атрибутами пастуха. При выпасе скота без пастуха применяли различного рода колокольчики подшейные, которые звенели, болтаясь на шее животного, и позволяли хозяину быстро его отыскать.

Орудия труда, необходимые для ведения хозяйства, изготавливали на русских заводах и в кустарных мастерских, которых было множество в России XIX - начала XX в. Крестьяне приобретали их на ярмарках, базарах или заказывали непосредственно кустарям. В первую очередь это касалось орудий, изготовление которых не представлялось возможным в домашних условиях. Орудия и приспособления, более простые по конструкции, не требовавшие для изготовления специальных знаний, большой затраты сил и времени, мастерили сами крестьяне. Орудия, использовавшиеся в крестьянском хозяйстве, создавались и совершенствовались на протяжении всей многовековой истории русского народа. Они были конструктивно продуманы, хорошо приспособлены к различным природно-климатическим условиям. Можно с уверенностью говорить, что для своего времени они были достаточно совершенны и лишь технический прогресс со второй половины XIX в. постепенно вытеснил их из хозяйственной жизни русского крестьянина.

Земледелие — традиционное занятие восточных славян — русского крестьянства. Основа жизни крестьянина — земля и труд на ней. Особое, трепетное отношение к земле у мужика сформировало выращивание хлеба. Не будучи по натуре сентиментальным, в определениях земли крестьянин использовал нежные эпитеты: матушка, кормилица.

Сельскохозяйственные орудия труда крестьян

В конце XIX в. обработка земли у восточных славян производилась традиционными орудиями труда. Набор сельскохозяйственных орудий труда восточных славян: борона, коса, серп, цеп, каток, мялка, крюк для таскания пеньки.

Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки.

Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении длительного времени. Знатные барины стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования ручных орудий труда.

Преобладающим пахотным орудием восточных славян конца XIX – начала ХХ вв. являлась традиционная соха. Она являлась универсальным орудием, она использовалась во вспашке, севе, культивации. Конструктивная простота орудия труда позволяла производить ее модификацию, наиболее известная – косуля. Важным достоинством была ее дешевизна.

В указанных местностях в качестве тягловой силы использовали волов или несколько лошадей. Недостатком плужной пахоты был ее более медленный темп. Фактор времени для хлебороба всегда имел большое значение. Широкое распространение плуг в русской деревне получил к середине 1920-х гг.

Орудия восточных славян было примерно таким же, как и других славян. Могли быть лишь некоторые отличительные нюансы. А какое орудие труда использовали славяне в других делах ремеслах?

орудия труда мялки прялки

Орудия труда: прялки (слева) и мялка (справа)

Например, для обработки льна также были необходимы орудия труда, они назывались мялками. Мялка – это длинная и высокая деревянная доска с желобом по всей продолжительности, внутри которой находится другая доска (соответствующая размерами) с ручкой. Эта конструкция устанавливалась на специальные ножки.

Также было у славян и трепало. По внешнему виду оно выглядело как большой нож из дерева. Не стоит забывать и про прялки, веретена.

саломорезка и жернова

Орудия труда: жернова и отсеиватель белой муки (слева)и саломорезка (справа)

Эти орудия труда применялись для производства муки и её переработки. На жерновах и в последствии на ручной мельнице (это подарок музею от Пекач Л.В. жительницы села Верхний Карачан) мололи муку. Чтобы отделить муку от грубого помола до 17 века применялся отсеиватель белой муки (на фото выше чаша с отверстием), а потом появилось сито. Слева на фото саломорезка. Она применялись для измельчения соломы. Измельчённую солому запаривали кипятком, потом добавляли отходы муки. Это повышало ее питательность. Соломорезки на Руси были примитивные. Их делали из серпов. Более производительные механические привозили из границы. Наша соломорезка сделана в Лондоне в 1798 году.

Все экспонаты в нашем музее можно трогать руками. Вы можете сами испытать крестьянские орудия труда в действии. Приезжайте к нам на экскурсию.

В кузнечном деле использовались специальные молотки, долота. А вот у гончаров имелся специальный гончарный круг.

Многие орудия труда восточных славян дошли и до наших дней. Они с большим успехом используются в современном сельском хозяйстве.

Вся жизнь крестьянина была связана с сельскохозяйственным циклом и повторялась из года в год. Земледельцам нужно было пахать землю, сеять, ухаживать за посевами, собирать и закладывать на хранение урожай. Требовалось постоянно ухаживать за животными — коровами, свиньями, козами и домашней птицей.

Также необходимо было заготавливать на зиму сено, дрова, муку, сушить овощи и коренья, вялить мясо, заготавливать виноградное вино. А сколько работы по дому: готовить, стирать, шить одежду, чинить инвентарь и многое другое!

В Средние века в земледелии на смену двуполью пришло трёхпо́лье — система, при которой земля делилась на три части, и на ней происходила смена сельскохозяйственных культур.

Трехполье.jpg

Сеяли по очереди яровы́е культуры (сеют весной, собирают осенью), ози́мые (сеют осенью, собирают летом) и оставляли пары́ (не засеивали поле, чтобы земля отдохнула). Это позволило добиться более высоких урожаев, но даже в лучшие годы один мешок семян давал всего четыре-пять мешков продукции.

Из этого количества нужно было часть отдать в качестве оброка, часть заложить на семена. Много ли оставалось на еду? В деревнях регулярно случались неурожаи, когда целые семьи вымирали от голода. Поэтому любое увечье или рождение больного ребёнка становилось серьёзным испытанием для семьи — на счету были и каждый работник, и каждый рот.

Ты помнишь, что крестьяне должны были отрабатывать барщину , поэтому все работы проводились в первую очередь на господском поле, и только потом — на крестьянском. Работали всей семьёй от зари до зари. Крестьяне очень рано начинали привлекать к труду детей. Так уже в \(5\) лет их отправляли убирать с пашни камни, пасти гусей, полоть огород, собирать ягоды. С \(10\)–\(12\) лет дети трудились наравне со взрослыми.

Бытовые условия проживания

Крепостные обитали в простейших избах – так называемых пятистенках, часто даже полуразрушенных. Чем дальше от центра, тем бытовых возможностей было больше, имелись баня и даже некоторые хозяйственные постройки).

ВАЖНО: Дело в том, что в отдаленных краях населения было мало. Государство, а в допетровские времена, в основном, оно считалось собственником крестьян, больше ценило доставшийся ему люд (закупов, холопов и смердов). Власти старались не провоцировать побеги (в последующие годы государственные крестьяне оставались в привилегированном положении).

Основная масса не имела удобств, коими располагали свободные соотечественники, доимки по оброку не давали им развернуться. В центральных провинциях обсуждаемый класс загоняли в долги.

крестьянский быт

Домашняя утварь

Еще один угол предназначался для главы семейства – там он производил мелкий ремонт. Например, чинил лапти или рыбацкие сети, ведь в холодную погоду в сарае было неуютно. Но во время трапезы тот садился в красном углу. Кроме него там размещали гостей или молодоженов.

как жили крестьяне

В XVII веке, вв период расцвета частного крепостничества, повсеместно были в обиходе рукомойники – подвешенные на толстый гвоздь медные, а чаще деревянные сосуды с водой, которые висели у входа.

У неких семей имелся амбар (постройка для хранения запаса провианта). Его ставили дальше от жилища. В случае пожара огонь не дотягивался до этого помещения, и зерно сохранялось.

Типичный распорядок дня

У зависимых россиян был насыщенный график. Летом в 6 утра (зимой в 8) они уже на ногах. В теплое время шли в поле, в холодное – кормить скотину. Трудиться приходилось сразу и на себя, и на хозяина, чтобы выплатить ему положенную часть урожая – оброк. Позже помимо него ввели еще и барщину. Это повинность непосредственно на сельских угодьях (а в морозный сезон на подворье) владельца селения. Лишь с заходом солнца мужчины возвращались в собственный дом. Распорядок облегчался в лютый мороз. Государственным крестьянам было проще – работа четко нормировалась и регламентировалась.

Женщины ухаживали за детьми – нормальным считалось иметь не меньше 10 потомков.

быт русских крестьян

Рацион крестьян на Руси

Говоря о том, как жили крестьяне, нельзя не упомянуть об их традиционном питании:

репу (распространенная пища);

хлеб 2 раза в неделю (да и то ржаной, пшеничный по праздникам);

кашу из овса, ячменя и проса;

квас (чаще свекольный, чем хлебный);

щирицу (амарант до эпохи Петра добавляли во все блюда);

щи из капусты,если имелась, или крапивы (в летнее время);

ягоды, рыбу, грибы.

Во что одевались крестьяне?

Одежда хранилась в сундуках. У невест были свои, им понемногу откладывали наследство.

русские крестьяне жизнь быт

Летом мужчины носили рубаху (льняную или посконную), порты (ниже обматывали их онучами), ступни защищали лаптями. Зимой поверх сего набора надевался армяк – запашная длинная куртка из толстого сукна. На севере нельзя было без тулупов – халатов из меха овцы, лисицы, енота или хорька. Такие носили кожаной стороной наружу и подвязывали широким кушаком. На голове в теплое время была надета сшитая из сукна или сваленная из войлока шапка (шляпа). В холода носили головной убор из войлока или меха, и чаще с отворотами для ушей.

Читайте также: