Храм рождества христова описание кратко

Обновлено: 02.07.2024

Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм Рождества Христова

История храма Рождества Христова в Вифлееме

Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.

В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Значение храма для христиан

Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.

Ветви христианства и храм

Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

Главные святыни

Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Божьей Матери

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Ясли Христа

Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.

Архитектурные черты храма

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Интерьер церкви

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Информация для туристов

Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.

Как добраться

Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.

Правила безопасности

По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.

Одна из самых красивых церквей города Ярославля - Рождества Христова. Она отличается уникальной архитектурой, нигде более не встречающейся в городе. Но архитектура - это не самое главное в истории создания этого храма. На первом месте - ее "годы жизни".

Описание церкви Рождества Христова в Ярославле (второго среди старинных памятников прошлых веков) будет дано ниже.

Иисус Христос

Место для иконы

Этот уникальный храм известен с 1609 года. К сожалению, сведения о самой первой постройке не дошли до нашего времени. Мы знаем, что в этой церкви прятали чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Тогда храм не был каменным, обычная деревянная церквушка.

Опасаясь за икону, ее тайно вынесли ночью из Рождественского женского монастыря, спрятав в месте, упоминаемом выше. Монастырь был сожжен и больше не восстанавливался, а история спасения чудотворной иконы дошла до ныне живущих в городе людей.

Особенности храма

С чего следует начать, говоря об особенностях церкви Рождества Христова (Ярославль)? В первую очередь, с материала, из которого она выстроена. Это камень. В те времена каменные церкви могли строить только люди царского сословия и приближенные к ним. Ибо цена такого строительства была очень высока.

Второй момент - это ее архитектура. Лаконичная и строгая, она переплетается с необычной планировкой помещения - асимметричной. В результате чего церковь имеет объемно - пространственное построение.

И, наконец, украшение храма. Оно особое, и речь пойдет о нем в отдельном абзаце.

историческая постройка

С чего все начиналось

Если говорить о церкви Рождества Христова в Ярославле кратко, то строительство каменного варианта началось в 1636 году. Благочестивые купцы по фамилии Назарьевы - два брата Гурий и Акиндин решили построить каменную церковь по подобию первого в Ярославле каменного храма в честь Николы Надеина. Началось возведение похожей церкви с четвериком на подклете, массивным, как и у выше указанной церкви. Пятиглавые купола, двухъярусная галерея. Церковь планировалось построить с двумя пределами, о чем свидетельствуют пять полукружий аспид на уровне второго яруса. Судя по тому, что было несколько изменений в архитектуре церкви Рождества Христова (Ярославль), предполагалось строительство колокольни в северо - западном углу.

Продолжение

Краткая история церкви Рождества Христова в Ярославле такова: два брата-купца начали каменную постройку. По примеру церкви Николы Надеина, о чем говорилось выше. Но достроить не успели, отбыли в мир иной. И тогда строительство перешло в руки детям Гурия: Ивану, Андрею и Михаилу. Братья были купцами, как и отец, поэтому средства на строительство храма у них были.

В первую очередь, что сделали сыновья, это значительно расширили здание церкви. Был построен Казанский придел храма. Представлял собой квадратную четырехгранную башню со скатной крышей. На главке придела возвышался ажурный крест.

Внешний вид храма

Об истории церкви Рождества Христова в Ярославле мы поговорили выше. Теперь давайте рассмотрим, как выглядит храм.

Первым покрытием его было позакомарное. Это - отличительная черта зодчества тех времен. Со временем закомар утратил свое истинное назначение, превратившись в декоративный элемент.

Вторая каменная церковь Ярославля

Крыльцо храма большое и очень красивое, на ползучих арках, с двускатной крышей. Ранее его украшали аутентичные изразцы, но они не сохранились до наших дней.

Его декор

Для архитектурной школы Ярославля тех времен характерна сдержанность. О чем и свидетельствует декор церкви Рождества Христова в Ярославле. Окна в глубоких нишах обрамляют северный, западный и южный фасады. Закомары отделены широким карнизом.

Что касается барабанов глав. то по их верху проходит интересный карниз из "сухариков". Равно как и закомарные арки украшены таким же карнизом. Говоря о главах барабанов, нельзя не отметить аркатурные пояса, которыми они украшены.

Галереи основного храма и Казанского придела декорированы горизонтальными рядами ширинок. Внутри каждой из них - квадрат с вогнутыми сторонами.

Уникальный памятник

Изразцы

Интересна церковь Рождества Христова в Ярославле изразцами. Точнее тем, что является первым храмом в Ярославле, где используют украшение стен изразцами. Кроме этого, фасад храма был украшен изразцовой надписью, опоясывающей четверик. Это большая редкость для русского зодчества, а уж в создании текста - тем более.

Купцы Назарьевы - Гурьевы стали первыми заказчиками храма, которые вписали свои имена в строительство храма. В буквальном смысле слова.

Этот заказ стоил очень дорого. Необходимо было отдельное клише для каждого слога, надпись была длинной, и их требовалось довольно много. Изначально надпись была сделана с помощью бледно - зеленой поливы. Неровная и мало заметная на светлом фоне, она явно свидетельствовала о том, что у тех, кто ее делал, опыта было немного.

Колокольня

В колокольне церкви Рождества Христова (Ярославль) золотое сечение можно легко обнаружить. Это сейчас 38 - метровая постройка кажется простой колокольней. Изначально она представляла собой шатровую церковь над воротами ограды, которой ныне не существует. Аналогов этой колокольни в русской архитектуре нет.

Что она представляет собой? Прямоугольный четверик, поднимающийся ввысь над землей, как говорилось выше. Восьмерик с проемами для колоколов украшает четверик. А над восьмериком находится изящный шатер. Боковые стороны шатра украшены двумя небольшими башенками. Одна из них предназначалась когда-то для часового механизма. В другой "обитала" лестница в колокольню.

Шатер - самое яркое украшение сооружения. Он мог бы казаться массивным, если бы не оригинальный декор. Он сглаживает массивность шатра, придавая ему стройность. Благодаря декору кажется, что шатер устремлен ввысь.

Раньше колокольню венчали восемь колоколов. И самый большой из них весил около 100 пудов. Старинные, отлитые еще в первой половине семнадцатого века. Часть колоколов отлита в Голландии на заказ. Однако в 1929 году колокола были отправлены советской властью на переплавку, помешали "строительству нового, коммунистического общества".

Приделы

В Ярославле, в церкви Рождества Христова пять приделов. Северный был освящен самым первым в честь святителя Николая. Он считается покровителем купцов и путешествующих. А в связи с тем, что династия купцов Назарьевых - Гурьевых в разъездах были постоянно, они особо нуждались в заступничестве Николая Чудотворца.

Этот придел был отапливаемым. В нем находилась большая печь, украшенная зелеными изразцами. Часть их и по сей день можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.

Второй придел, находящийся над приделом Николая Угодника, был освящен в честь Петра и Павла. Сначала он отапливался с помощью вертикального внутреннего канала. Горячий воздух из печи ниже поднимался по нему, и обогревал придел через печуру. Позже в этом приделе была установлена собственная печь.

В южной части был заложен и освящен придел в честь пяти мучеников: Акиндина, Афония, Анемподиста, Елпидифора и Пегасия.

Дьяконник "отдан" под придел в честь родителей Пресвятой Богородицы - Иоакима и Анны.

И наконец, Казанский придел, о котором мы уже говорили в этой статье. Он находится в юго-западном углу храма. Казанский придел является самым красивым, а его роспись посвящена событиям польско-литовской интервенции.

Белокаменная красавица

История 1861-1990 годов

На 1861 год Церковь Рождества Христова в Ярославле насчитывала почти 300 прихожан. В храме хранилась чтимая икона Рождества, к которой обращались за помощью будущие матери.

Рождество Твое, Христе Спасе

Со временем прежний облик храма был сильно изменен. Не стало четырех малых глав на основном объеме, аркаду, что вела к колокольне, предпочли ликвидировать, разобрав. Переделали позакомарное покрытие.

В 1920 году храм был отреставрирован. А спустя год его закрыли.

1929 год, как говорилось выше, вошел в историю храма тем, что его прекрасные колокола в количестве 8 штук были отправлены на переплавку. А в 1930 году Ярославль начали активно застраивать. Это привело к тому, что храм попросту закрыли все эти новые постройки, тем самым погубив всю его красоту и великолепие.

Несмотря на активную борьбу с православием в Советском Союзе, церковь Рождества Христова в Ярославле (на фото) была передана Ярославскому музею-заповеднику в качестве памятника архитектуры. С какой целью это делалось - не понятно. Наверное власть города рассчитывала на то, что достопримечательность постепенно разрушится, придет в негодность и о ней забудут.

Так бы оно и вышло, средств музея не хватало на реставрацию церкви. Она постепенно ветшала, а денег на ремонт власть выделять не спешила. И только в 1990 году, когда под угрозой обрушения оказалась колокольня, а стена ее уже начала рушиться, были найдены средства на реставрацию. Храм долгое время простоял закрытым, ожидая ремонта.

Интересный факт

Из храма были похищены уникальные старинные иконы. Они принадлежали первоначальному убранству церкви Рождества Христова в Ярославле. Иконы были вывезены за пределы государства и проданы за границей. Точнее, в Германии на аукционе за 200 тысяч долларов. Это был 1995 год.

Их приобрел русский коллекционер из Самары Владимир Рощин. Причем, как он сам утверждал, иконы были куплены не для коллекции, а для личного использования. Узнав их историю, мужчина счел нужным вернуть уникальные памятники иконной живописи на их Родину. Так иконы снова оказались на своем месте. Их отреставрировали и вернули в иконостас.

Где находится памятник культуры?

Адрес церкви Рождества Христова: Ярославль, ул. Кедрова, д. 1.


Этот уникальный памятник, дошедший до нас из XVII века, работает с 10:00 до 17:00, ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Богослужения

Проводятся ли богослужения в церкви Рождества Христова (Ярославль)? Лишь иногда. К сожалению, точного расписания служб в этом храме нет.

Отзывы паломников

Что говорят люди, которым посчастливилось оказаться здесь? Отзывы положительные и очень теплые. Мнения сходятся на многом. Отзывы представлены ниже.

  • Замечательное место. Здесь можно подумать о высоком.
  • Это просто чудо, которое невозможно описать словами. Его надо увидеть.
  • Очень красиво. Ухоженная местность, в храме чисто и уютно.

В Ярославле очень красиво

  • Удивительно, как церковь сохранилась. И что самое интересное, в 90-е годы средства на реставрацию нашлись.
  • Даже неверующие люди не могут остаться равнодушными к этому архитектурному памятнику. И, уходя, покупают что-то такое, что могло бы напомнить о визите сюда.
  • Многие в таком восторге, что обещают обязательно вернуться еще не раз.

Памятка паломнику

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле мы выяснили. Что нужно помнить тому, кто собрался ее посетить? Есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться, собираясь в храм.

  • Женщины, входя в церковь, должны покрывать голову. Поэтому собираясь на экскурсию в храм, не забудьте захватить платок.
  • В идеале, представительницы прекрасного пола посещают храм в юбках.
  • Если женщину постигла такая неприятность, как критические дни, поездку придется отложить. Хотя бы на три дня. По прошествии этого срока в храм заходить можно. Но прикладываться к иконам, ставить свечи - запрещено. Лучше подождать неделю и поехать в церковь тогда, когда уже не будет запретов на определенные традиции.
  • Мужчины должны быть в брюках. Шорты не допускаются.
  • Перед тем, как войти внутрь помещения, мужчины снимают головные уборы (кепки, шляпы, шапки).
  • На территории храма нельзя громко разговаривать, переходить на крик, употреблять бранные слова.
  • Запрещено курить и распивать алкогольные напитки на территории церкви.
  • Если в храме идет богослужение, следует поставить мобильный телефон на режим "без звука". Иначе может возникнуть случай, который очень хорошо описывается в православных пабликах одного известного сайта: "телефоны, которые издают звуки во время службы, изымаются и погружаются в святую воду". Это шутка, конечно же. Просто не хорошо будет, если во время торжественных богослужебных песнопений начнет совсем не православно "петь" телефон.
  • Можно ли делать фото в церкви Рождества Христова в Ярославле? Этот вопрос нужно задать за свечным ящиком. Без разрешения - не желательно.

Заключение

Мы ознакомились со старинным памятником архитектуры, находящимся в городе Ярославле. Если появится возможность, обязательно посетите церковь Рождества Христова в Ярославле. Прикоснитесь к православной святыне.

Урал, Сибирь и Дальний Восток

  • Храм Рождества Христова - г. Кыштым, Челябинская область.



  • Христорождественский храм, Мужской монастырь во имя Архистратига Божия Михаила — Новый Шарап, Новосибирская область, 2001.
  • Храм Рождества Христова — Бодайбо, Иркутская область, 1870-е — [18].
  • Храм Рождества Христова — Находка, Приморский край
  • Храм Рождества Христова — Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, 1998 — [19]. — Красноярск, Красноярский край, 2012.
  • Храм Рождества Христова — Новокузнецк, Кемеровская область, 2012.

Белоруссия

  • Храм Рождества Христова — Минск — [20].
  • Храм Рождества Христова — Витебск — [21].
  • Храм Рождества Христова — Орша, 2000 — [22].

Украина

    — каменная церковь в Киеве. Храм уничтожен большевиками и воссоздан в 2003 году.
  • Храм Рождества Христова — УПЦ, Харьков, 2001 — [23].
  • Храм Рождества Христова — УПЦ, Донецк, сквер Павших Коммунаров, архитектор Вигдергауз, Павел Исаакович.
  • Храм Рождества Христова, Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь — УПЦ, Балаклава, Крым — [24].
  • Церковь Рождества Христового — бывшая православная, сейчас грекокатолическая, Тернополь, 1608 — [25].

См. также

Список статей об одноимённых храмах.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, возможно, стоит уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном объекте.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Храм Рождества Христова" в других словарях:

Храм Рождества Христова (Нижняя Добринка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Храм Рождества Христова … Википедия

Храм Рождества Христова (Мытищи) — Православный храм Храм Рождества Христова … Википедия

Храм Рождества Христова (Волгодонск) — Кафедральный собор Кафедральный собор Рождества Христова Страна Россия Местоположение Волгодонск … Википедия

Храм Рождества Христова (Тула) — Православный храм Храм Рождества Христова … Википедия

Храм Рождества Христова в Кудрине — Православный храм Храм Рождества Христова в Кудрине … Википедия

Храм Рождества Христова в Черневе — Православный храм Храм Рождества Христова в Черневе … Википедия

Храм Рождества Христова в Измайлове — Православный храм Храм Рождества Христова в Измайлове … Википедия

Храм Рождества Христова в Черкизове — памятник архитектуры (региональный) Православный храм … Википедия

Храм Рождества Христова (Липецк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Городская церковь Храм Рождества Христова … Википедия

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Внутренний вид храма

Внутренний вид храма

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Алтарь Рождества

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

bethlehem5

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Читайте также: