Типы конфликтных личностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Суть и типы конфликтных личностей

В психологии существует понятие конфликтности личности, то есть склонности человека вступать в конфликты. Это комплексная характеристика, основанная на темпераменте, характере, опыте и других факторах. Отечественный психолог Роберт Семенович Немов выделил 6 типов конфликтных личностей.

Демонстративный

Неуправляемый

Как правило, это агрессивные люди с вызывающим поведением и низким самоконтролем. Отличаются импульсивным непредсказуемым поведением и опрометчивыми решениями. Неуправляемый тип не умеет планировать свою деятельность и последовательно выполнять задачи. Не умеет учиться на своих ошибках. Как правило, не соотносит свое поведение с общими целями или ситуацией.

Сверхточный

Представляет завышенные требования к себе и окружающим. Такой тип отличается повышенной тревожностью, подозрительностью и критичностью. Вместе с этим чувствителен к оценке себя окружающими. Как правило, являются трудоголиками с неустроенной семейной жизнью.

Ригидный

Это честолюбивый человек с завышенной самооценкой. Часто такие люди бесцеремонны и грубы, непреклонны. Они не хотят и не умеют считаться ни с чьим мнением.

Рациональный

Если такой тип увидит в конфликте рациональную возможность для него выиграть, то с удовольствием пойдет на конфликт. Нередко двуличны. Выжидают момент, а потом для достижения личных целей пользуются только холодным расчетом. Рациональный тип умеет манипулировать и играть чувствами людей. Это самый опасный тип конфликтной личности. Он холоден и беспристрастен, четко видит плюсы и минусы обеих сторон, просчитывает наперед несколько вариантов развития ситуации.

Безвольный

Трудные люди

Кроме конфликтных людей можно выделить трудных. Отличие в том, что у первых конфликтность проявляется как направленность личности, совокупность характеристик, а у вторых – преобладает только одна какая-то черта, но она часто становится причиной конфликтов. Итак, встречаются следующие трудные люди (классификация Джона Уолтера Скотта):

Агрессивисты

Они задираются, раздражаются и раздражают.

Жалобщики

Предпочитают говорить о том, как все плохо, но ничего не предпринимать для изменения ситуации.

Молчуны

Сверхпокладистые

Вечные пессимисты

Всезнайки

Считают себя превосходными и с удовольствием демонстрируют это превосходство.

Нерешительные

Боятся совершить ошибку, им сложно принять решение (долго думают).

Максималисты

Скрытые

Лгуны

Умалчивают, врут, обманывают, чем запутывают людей.

Ложные альтруисты

Это добродетели, придерживающие камень, который в случае чего с удовольствием кинут в оппонента.

Избавиться от конфликтных личностей нельзя (я не учитываю возможность увольнения), но можно минимизировать их поведение и реакции окружающих. То есть нужно создавать устойчивый нравственно-психологический климат и уметь противостоять негативным тенденциям и конфликтам. А для этого предлагаю познакомиться со стратегиями, тактиками и типами поведения в конфликте.

Поведенческие стратегии при конфликте

Тактика поведения

От стратегии зависит успех всего мероприятия. Под стратегией понимаются конкретные действия оппонентов, а точнее их направленность. Стратегией можно трансформировать конфликт, например, из деструктивного в конструктивный и, собственно, решать его. Впрочем, как и наоборот. Поведение в конфликте зависит от:

    ; ;
  • памяти;
  • мотивации;
  • общественного мнения;
  • межличностных коммуникаций;
  • особенностей взаимоотношений сторон.

Стратегия – более широкое понятие, нежели тактика. В рамках своей стратегии человек может осуществлять несколько тактик.

Психологами и конфликтологами были выделены несколько классических стратегий конфликтного поведения.

Сотрудничество

Оптимальный вариант поведения, при котором каждая сторона удовлетворяет свои потребности за счет альтернативы. К преимуществам стратегии относится возможность полностью решить конфликт. К минусам – продолжительность процесса и в некоторых случаях невозможность найти удовлетворяющую обе стороны альтернативу.

Когда уместна такая стратегия:

  • проблема важна для обеих сторон;
  • при этом каждая сторона не уклоняется от совместного решения;
  • субъекты равны по статусу и возможностям или не обращают внимания на разницу положений;
  • каждая сторона готова к равноправному обсуждению вариантов решения;
  • субъекты доверяют друг другу и уважают интересы друг друга;
  • участники придерживаются партнерства.

Соперничество

При такой стратегии человек пытается достичь своих интересов за счет ущемления других участников. К преимуществам стратегии относится возможность быстро найти доминирующий тип личности. К минусам – риск последующего разрыва отношений или напряжения во взаимоотношениях сторон после победы одной и проигрыша другой. Как правило, побеждает не тот, кто прав, а тот, кто имеет больше возможностей (связи, способности, права).

Когда уместна такая стратегия:

  • проблема важна для субъектов, но один обладает большими ресурсами для ее достижения и разрешения ситуации в свою пользу;
  • субъект уверен, что именно его вариант оптимален в решении конфликта;
  • дружба и партнерство отходит на второй план, нежели достижение цели;
  • субъект занял выгодную позицию и может применить ее с пользой для себя;
  • активный субъект не имеет пока другого варианта решения или не хочет отступать от своей модели.

Избегание

Это уход от конфликта, нежелание ни удовлетворять свои потребности, ни идти на компромиссы. К преимуществам стратегии относится возможность отсрочить решение конфликта, если в настоящий момент это невозможно. Минус – конфликт остается нерешенным.

Когда уместна такая стратегия:

Приспособление

Стратегия, в которой человек жертвует своей позицией, то есть уступает. Плюс – сохранение взаимоотношений. Минус – неудовлетворенные собственные потребности и интересы.

Когда уместна такая стратегия:

  • нет выгоды в противостоянии;
  • один из оппонентов не уверен в себе;
  • важнее личное спокойствие, а не решение;
  • нет сил, времени и желания решать конфликт;
  • нужно слегка отступить, чтобы потом выиграть.

Компромисс

Стратегия, предполагающая взаимные уступки. К преимуществам относится скорость разрешения ситуации и удовлетворение обеих сторон. Минус – не полное удовлетворение потребностей, что провоцирует остаточные неприятные ощущения.

Когда уместна такая стратегия:

Несмотря на то, что из всех стратегий сотрудничество считается оптимальной, стоит понимать, что единой схемы решения конфликта нет. Одна и та же стратегия может дать совершенно разные результаты в зависимости от случая.

Тактики поведения в конфликте

Темперамент и характер

Тактика – это способ достижения цели. Одна и та же тактика может применяться в разных стратегиях. Выделяют следующие тактики поведения в конфликтной ситуации.

Убеждение

Применение логики и рациональных доводов для подтверждения своей позиции.

Давление

Речь идет об угрозах, запугиваниях, требованиях.

Подразумевается использование своего статуса для поощрений и наказаний.

Дружелюбие, лесть

Подавляет бдительность оппонента, изменяет его настрой.

Создание коалиции

Просьбы войти в положение, помочь, понять.

Манипуляции

То есть управление людьми, введение их в неопределенность.

Ультиматумы

Выполнение одной стороной чего-либо, пока ее требования не будут выполнены.

Сделка

Таким образом, тактики могут быть рациональными и иррациональными, непосредственными и опосредованными, мягкими и жесткими.

Типы поведения при конфликте

Тип поведения, как правило, больше связан с личностными особенностями участника, но от него зависит выбор стратегии. По сути это тип самого человека. Встречаются следующие типы поведения.

Авторитарный

Человек такого типа склонен переоценивать свои возможности, деспотичен и не терпит критики.

Независимо-доминирующий

Уверен в своих силах, держится обособленно и непреклонно, независим в действиях, ощущает свое превосходство.

Агрессивный

Несдержанный и вспыльчивый человек, упорный и настойчивый, недружелюбный.

Недоверчивый

Обидчивый, относящийся ко всему со скептицизмом и недоверием человек. Склонен к чрезмерной критике.

Покорный

Скромный и покорный человек, склонный к самобичеванию, с повышенным чувством вины.

Зависимый

Полностью зависящий от мнения других людей человек, нуждающийся в помощи и доверии.

Сотрудничающий

Дружелюбный человек, настроенный на сотрудничество и компромиссы.

Ответственно-великодушный

Это человек, испытывающий повышенное чувство долга. Склонный к альтруизму, помощи, великодушию, сверхобязательности.

Заключение

Для решения конфликта (в том числе с конфликтной личностью) важно ориентироваться на ряд принципов: знать, желать, сметь, уметь. Среди умений важны такие:

  • не брать чужую вину;
  • принимать решение и ответственность за него;
  • называть проблему и предлагать пути решения;
  • анализировать свое и чужое состояние и поведение (рефлексировать).

Для того чтобы уметь, то есть самому регулировать свое поведение, а не пускать на самотек психологических защит, важно найти в себе ресурсы. Запишите в подробных деталях те ситуации, которые выбивают вас из колеи, заставляют терять контроль. Теперь проанализируете записанное и подумайте, какие ресурсы вам нужно развить, чтобы выглядеть достойно в такой же ситуации в другой раз.

Литература по теме

1. Общее описание 2. Демонстративный тип 3. Ригидный тип 4. Сверхточный тип 5. Неуправляемый тип 6. Бесконфликтный тип 7. Что делать, если вы столкнулись с конфликтной личностью? 8. Основные принципы поведения 9. И в заключение

Конфликтные ситуации - распространенные явления в повседневной жизни, избежать которые порой не представляется возможным. Причины конфликтов бывают разные, как объективные, так и субъективные. Психологи выделили основные типы конфликтных личностей, классифицируя способы возникновения конфликтов, их характер и протекание.


В середине 20 века психология конфликта выделилась в самостоятельное направление. Основой этого направления стали две противоположные точки зрения на конфликт, которые возникли еще во времена античности:

  1. Учения Платона и Аристотеля, они рассматривают конфликт исключительно как негативное явление, что тормозит развитие личности и поколений.
  2. Идея Гераклита противоположна по своему значению: он считает, что столкновение мнений и интересов выступает как источник развития.

В современной психологии эти мнения находят точки соприкосновения. В трудах отечественных психологов конфликт рассматривается как процесс, имеющий одновременно и конструктивные и деструктивные функции на разных этапах развития и для разных участников.

Общее описание

Цель статьи - рассмотреть типы конфликтных личностей, порождающих и провоцирующих спорные ситуации, и дать рекомендации к взаимодействию с ними.

Что же такое конфликтность? Это свойства личности, определяющее вероятность вступления человеком в ситуации спора независимо от объективного повода.

Простейшая типология конфликтных личностей описывает конфликтных людей и провоцируемые ими ситуации:

Ситуативно-конфликтные личности. Конфликт для людей такого типа не основополагающая черта личности, а последствия конкретной ситуации, когда нет другого выхода, кроме как вступать в конфликтные отношения – это неудачи в жизни, неприятности, разочарования, которые повышают уровень конфликтности как средства внутренней защиты. Ситуативно-конфликтная личность способна адекватно оценивать ситуацию, владеть собой и слышать окружающих. Уровень их конфликтности снижается, когда обстоятельства нормализуются.

Уровень их конфликтности определяется следующими параметрами:

  • психологическими (темперамент, склонность к агрессии, устойчивость психики, характеристика эмоционального состояния, установки и ценности, отношение к собеседнику);
  • социальными (жизненные условия, особенности профессиональной деятельности, культурный уровень, социальное окружение).

В психологии выделяют следующие типы конфликтных личностей:


Демонстративный тип

Для данного типа характерно желание быть в центре внимания, ему важно, что о нем думают другие, каким он выглядит в их глазах. Отношение к другим определяется тем, кто он для них. Если им кто-то восхищаются – этот человек достоин внимания, если нет – рейтинг падает. Люди демонстративного типа эмоциональны и часто действуют, не подумав, планирование – не их конек. В работе склонны к разнообразию, с кропотливой работой, требующей сосредоточения на деталях, справляются плохо.

Демонстративный тип личности адаптивен, легко приспосабливается к новым ситуациям, склонен не зацикливаться на прошлом. Такие люди не проходят мимо конфликтных ситуаций – участвовать в процессе выяснения отношений для них комфортное существование! При этом зачинщиками и разжигателями конфликтов себя не считают. Для них важна любая возможность демонстрирования собственной важности.

Ригидный тип

Для ригидного типа типична основательность во всем, что он делает. Прежде чем такой человек сделает выводы – он обдумает проблему и выслушает оппонентов, при этом на все он имеет собственное, не требующее доказательств, мнение. Такие люди высокого мнения о себе – если с ним не согласны, воспринимают как личностную обиду. Они не гибкие, сложно приспосабливаются к изменениям, консервативны.


Сверхточный тип

Неуправляемый тип

Сложно предугадать поведение этого типа личности. Они импульсивны, самоконтроль дается тяжело. Непоследовательны – точка зрения меняется несколько раз за диалог. Могут проявлять себя агрессивно, игнорируя общепризнанные нормы поведения в обществе. Важно, чтобы их мнение ценили. Если оказываются не правы, предпочитают обвинять других. Планирование своих действий - трудновыполнимая задача. Такой человек действует по ситуации и интуитивно.

Бесконфликтный тип:

Таких людей редко встретишь в споре – они не любят быть в центре разборок. И если оказываются втянутыми в спорную ситуацию, то предпочитают оставаться в стороне, издалека наблюдая за разворачивающимися событиями. Они выжидают потому, что для них важно мнение большинства, людям бесконфликтного типа комфортнее следовать за толпой, а не отстаивать собственное мнение или мнение меньшинства. Непоследовательны, плохо видят перспективы. Однако никто кроме них лучше не справится с поиском компромисса в споре.

Что делать, если вы столкнулись с конфликтной личностью?

При взаимодействии с конфликтными личностями психологи рекомендуют придерживаться основных принципов:

  • нужно понимать, что конфликтная личность посредством своих поступков удовлетворяет потребности и нужды, связанные с личными потерями и неудачами;
  • управлять собственными эмоциями и не допускать грубости или оскорблений;
  • дать возможность выплеснуть эмоции конфликтному человеку;
  • не стоит принимать на свой счет неприятные слова или недостойное поведение этого человека;
  • сохранять спокойствие и проявлять искренний интерес.


Основные принципы поведения

Если вам знакома типология конфликтных личностей, вы обладаете знаниями о специфике мышления и восприятия конфликтных людей, то будет намного проще действовать в ситуации конфликта:

И в заключение

Важно научиться правильно реагировать и минимизировать последствия, чтобы сохранить гармонию внутри себя и относится к столкновениям и спорам, как к естественному явлению жизни.

Помните, что конфликтом необходимо научиться управлять, тогда он не разрушает, а созидает.

Перечисленные выше типы конфликтных личностей – основные, выделяемые на сегодняшний день. Типов людей, склонных к конфликтам, на самом деле гораздо больше, полностью защитить себя от взаимодействия с такими людьми нет возможности. Важно в любой ситуации быть хозяином положения.

В наше время неотъемлемой частью социума являются конфликты во всем своем многообразии. Они встречаются повсюду, начиная с мелких ссор и заканчивая международными противоборствами. Большинство из нас считает, что конфликт – это сугубо негативное явление, в результате которого возникают лишь противоречия, ссоры, разрушения и стрессы. Психологи утверждают, что это не совсем правильное мнение. Так как, помимо деструктивных конфликтов, существуют еще и конструктивные, с помощью которых можно разрешить много скрытых проблем.

Правила поведения в ситуации конфликта определяют, какой характер будет носить ссора

Правила поведения в ситуации конфликта определяют, какой характер будет носить ссора

Что такое конфликтная личность в психологии

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные разногласия. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими, независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Психологи уверены, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество ошибок, идей, недостатков, стремлений, моделей поведения. В итоге, чтобы находиться в относительной гармонии с окружающими, стоит научиться приходить к компромиссу внутри себя и на почве межличностных отношений.

Конфликтность личности и конфликт всегда интересовали ученых. В середине прошлого века возникла новая дисциплина – конфликтология, то есть это наука, которая изучала закономерности зарождения, развития и завершения конфликтов. В конце 70-х годов появилась потребность в конфликтологических практиках, психологических тренингах, направленных на обучение поведению в конфликтном взаимодействии. В это время возникла методика ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), которую сейчас активно используют политики при разрешении международных конфликтов.

Специалисты отмечают, что выявить конфликтогенную личность в обществе несложно. Главной их особенностью является то, что они пытаются навязать свое мнение собеседнику. Такие люди твердо убеждены, что они во всех отношениях идеальны, о наличии собственных недостатков даже не догадываются.

Обычным людям сложно найти общий язык с такими собеседниками, поэтому они стремятся найти выход и достичь компромисса. Конфликтному человеку легче переносить состояние конфронтации, так как у него сниженный уровень чувствительности.

Конфликтогенные люди, как правило, очень трусливы и не лезут в драки

Конфликтогенные люди, как правило, очень трусливы и не лезут в драки

Важно! Конфликтный человек находится в крайне напряженном состоянии, если обстановка в коллективе комфортная. При разрешении той или иной проблемы он часто прибегает к запугиванию, иногда даже насилию.

Конфликтные люди – трудные в общении собеседники, постоянно ищут поддержку в обществе, одобряют конфликтные ситуации. Л. Гребенников и Е. Романова дают следующую характеристику таким людям:

  • Девиантное поведение. Им обладает человек, который любит конфликты, ведет себя в группе совершенно не так, как принято в конкретной социокультурной среде.
  • Конфликтность. Данное качество характерно для людей со слабым здоровьем. Анализ статистических данных показал, что дети и подростки с девиантным поведением чаще всех страдают вегето-сосудистыми патологиями. Также нужно отметить, что повышенный уровень конфликтности характерен для пациентов с неврозами и психопатиями.

Бесконфликтный тип личности

Бесконфликтный тип личности

Основные типы конфликтных личностей

Частые физические и психоэмоциональные нагрузки могут привести к развитию стресса. Это негативным образом сказывается на общем самочувствии, внешности, настроении и здоровье человека. Специалисты выделяют 5 основных типов конфликтных личностей.

Ригидный

Ввиду завышенной самооценки и обидчивости нередко пренебрегают мнением и интересами окружающих, из-за чего возникают серьезные конфликтные ситуации. Люди с ригидным типом бесцеремонны, эгоцентричны, прямолинейны, грубы, имеют завышенное чувство справедливости. В связи с этим у них часто возникают серьезные конфликтные ситуации. Похвалу они расценивают как должное, в то же время любую критику воспринимают как обиду.

Сверхточный

Очень требовательны к себе и окружающим их людям, слишком подозрительны, недоверчивы, излишне тревожны и придирчивы к мелочам. Внешне они очень уравновешены, практически не проявляют палитру эмоций. Хорошо оценивают реальные отношения в группе. Иногда прекращают общаться с друзьями, так как думают, что те их когда-то обидели. Вследствие этого возникают болезни: мигрень, головокружение, бессонница, повышенная нервозность.

Неуправляемый

Характеризуются чрезмерной импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля. Поведение агрессивное, вызывающее. Люди не терпят критики, в своих неудачах способны обвинять других. Реализовать свои планы с неуправляемым типом личности крайне сложно.

Бесконфликтный

Людям с бесконфликтным видом личности сложно выразить свое мнение, у них занижена самооценка, они боятся любых споров и противостояний, не обладают достаточной силой воли, не анализируют собственные поступки, в результате чего часто в окружающих вызывают агрессию, непонимание и раздражение.

Если интересуют конфликтные типы личности, тематические рисунки можно найти в учебном пособии, специализированной литературе либо на сайтах

Если интересуют конфликтные типы личности, тематические рисунки можно найти в учебном пособии, специализированной литературе либо на сайтах

Демонстративный

Представители данного типа личности всегда и во всем хотят быть самыми первыми, они любят постоянно находиться в центре внимания. Достаточно эмоциональны, поэтому часто являются инициаторами споров и противостояний, редко планируют свою деятельность, быстро приспосабливаются к любым условиям существования.

Важно! Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели и на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствиями повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

Принципы поведения в конфликте

Основные правила поведения в конфликтах состоят из 6 стратегий:

  • Уступчивость. Это наиболее распространенный метод предотвращения ссоры. Участники недопонимания уходят от конфликтной ситуации, пуская все на самотек или делая вид, что ничего не произошло.
  • Адаптация. В данном случае одна сторона размолвки старается подстроиться под другую. То есть, если и у собеседника есть своя точка зрения, но он ее не озвучивает, так как опасается испортить отношения или быть непонятым.
  • Соперничество. Субъекты конфликта занимают активные позиции и пытаются доказать свое мнение оппоненту.
  • Компромисс. Это решение, которое приемлемо для обеих конфликтующих сторон, так как оно в той или иной степени удовлетворяет их интересы.
  • Сотрудничество. В данном случае стороны находят метод, который удовлетворяет цели обеих сторон. К примеру, достижение целей одного из участников конфликта поможет другому реализовать свои замыслы, поэтому он оказывает помощь оппоненту.
  • Игнорирование. Такой тип поведения говорит о том, что человек не желает вступать в конфликт, но, уклоняясь от него, он только усугубляет и так непростую ситуацию. Ведь основная суть разрешения проблемы в том, чтобы устранить первопричину ее появления, а без кооперации двух сторон это сделать практически невозможно.

Конфликтные ситуации – это настоящий пожиратель положительных эмоций, который приносит разочарование и нередко становится причиной апатии

Конфликтные ситуации – это настоящий пожиратель положительных эмоций, который приносит разочарование и нередко становится причиной апатии

Примечание. Практика показывает, что вмешиваться в чей-то спор не стоит, поскольку попытка решения чужого конфликта может его только усугубить.

Типология конфликтов и краткая характеристика

В настоящее время существует множество способов структуризации конфликтов, однако до сих пор ученые так и не разработали единой, унифицированной классификации, которая бы включала в себя всесторонние факторы и могла применяться в любой сфере.

По количеству участников специалисты различает 4 вида конфликта:

  • Внутриличностный.
  • Конфликт между личностями.
  • Межгрупповой.
  • Конфликт между личностью и группой.

По длительности:

  • Быстротекущий.
  • Вялотекущий.
  • Кратковременный.
  • Длительный.

По причинам появления:

  • Идеологический.
  • Семейно-бытовой.
  • Экономический.
  • Социально-психологический.

Видео

psytypes

К сожалению, нам регулярно приходится сталкиваться с конфликтными людьми. Давайте разберёмся, какие черты делают личность конфликтной, почему это происходит, а также обсудим основные типы конфликтных личностей. Зная, что именно порождает конфликт во взаимоотношениях с ними, будет легче его предотвратить.

Излишняя требовательность и придирчивость

Личности, склонные к конфликтам, как правило, чересчур требовательны к другим людям и не готовы прощать им маленькие недостатки.

Поскольку никто из нас не идеален, такая придирчивость порождает огромное количество претензий и замечаний. Возникает конфликт.

Бескомпромиссность

Конфликтная личность не готова идти на уступки. Даже если такой человек понимает, что он не прав, он будет стоять на своём. Конечно же, это приведёт к конфликту.

Для гармоничных отношений нужно уметь вести аргументированную полемику, а не просто с пеной у рта защищать свою позицию.

Даже если оппонент готов немного уступить и сгладить конфликт, такая личность ведёт себя бескомпромиссно, что только подливает масла в огонь.

Импульсивность

Если человек не умеет держать себя в руках, вокруг него всегда будет рождаться множество конфликтов. Неконтролируемые эмоции, крики, оскорбительные высказывания – ну как тут не конфликтовать?

Импульсивный человек, как комната с хорошей акустикой: любой еле слышный шорох он превращает в громыхание. Также пустяковый повод он сможет превратить в настоящий скандал.

Низкий уровень эмпатии

Но импульсивность не означает умение прислушиваться к чужим эмоциям. Даже наоборот. Конфликтная личность слышит только себя и мало способна к эмпатии.

Завышенная самооценка и самовлюблённость

Конфликтная личность также, как правило, обладает завышенной самооценкой. Ставя себя выше других людей, переоценивая собственную значимость, человек вызывает негативные эмоции и провоцирует конфликт.

Нередко такие самовлюблённые люди берут на себя задачи, которые они не в состоянии выполнить, плохо с ними справляются, но не замечают этого и сохраняют убеждённость, что всё сделали хорошо. Это вызывает негодование.

Очень важно уметь признавать свои ошибки, но у людей с завышенной самооценкой это плохо получается.

Склонность к сплетням

И даже если человек не распространяет сплетни, а только слушает их и верит им, всё равно вероятность возникновения конфликта возрастает. Появляются недомолвки, необоснованные подозрения. Когда-нибудь это скрытое недовольство обязательно выльется.

Нетерпимость к оппозиции

Конфликтные личности не выносят чужих точек зрения. Любое противоположное мнение должно высмеиваться или хотя бы игнорироваться. Мир может быть только таким, каким они его видят. Не иначе.

Такая косность заставляет враждовать даже тогда, когда разница во мнениях некритична и можно было обойтись без конфликтов: несовпадение точек зрения – это не проблема само по себе. Но нет, человек, который не выносит оппозицию, сумеет сделать любое мелкое противоречие поводом для ожесточённой ссоры.

Желание спорить ради спора

Многие слышали, что в споре рождается истина. Это действительно так, когда речь идёт о конструктивном споре. Аргументы, контраргументы, беспристрастность, желание не просто показать себя, а определить, кто действительно прав – это всё может привести к истине. Но конфликтные личности не нуждаются в этом.

Они хотят спорить для того, чтобы спорить. Им нравится сам процесс. Они торжествуют, когда вымотавшийся собеседник просто машет на них рукой и отказывается принимать участие в словесной перепалке. Истины такие люди в споре родить не сумеют, зато конфликтов будет хоть отбавляй.

Неадекватное восприятие критики

Критика – это катализатор развития. Зная свои недочёты и слабые места, мы можем начать работу над ними и стать лучше. Но, к сожалению, не все придерживаются такой позиции.

Конфликтная личность воспринимает любую критику в штыки. Даже обоснованную и направленную на то, чтобы помочь. Поэтому любое замечание в адрес таких людей запускает процесс формирования конфликтов и распрей.

Это были общие характеристики, которые делают личность конфликтной. Теперь давайте рассмотрим типологии конфликтных личностей.

Типология конфликтных личностей

Всего можно выделить 5 типов. Рассмотрим каждый из них.

Демонстративный тип

Он хочет хорошо выглядеть и быть в центре внимания. Любит провоцировать поверхностные конфликты и любоваться своими страданиями.

В поведении руководствуется эмоциями, избегает кропотливой деятельности. В конфликтах чувствует себя как рыба в воде, не пытается их сбежать, наоборот – сделает так, чтобы конфликт состоялся и на него обратили как можно больше внимания.

Ригидный тип

Отличается мнительностью и прямолинейностью. Самооценка завышена и требует постоянного подтверждения со стороны.

Редко считается с чужим мнением, игнорирует точки зрения, отличные от его собственной. Негибок.

Очень болезненно относится к критике, не выносит несправедливого отношения к себе (даже если оно только кажется ему таким). Обидчив и не любит признаваться в собственном несовершенстве.

Неуправляемый

Очень импульсивный, его поведение невозможно спрогнозировать. В неудачах обвиняет других. Часто нарушает нормы общения между людьми.

Из прошлого опыта никаких выводов не делает. Не соотносит свои поступки с глобальными целями, не умеет планировать.

Сверхточный

Завышенные требования как к окружающим, так и к себе. Скрупулёзен и придирчив, внимателен к деталям. Отличается высоким уровнем тревожности. Чувствителен к комментариям окружающих, но при этом малоэмоционален и имеет низкий уровень эмпатии.

Противоречив и легко поддаётся внушениям. Зависит от мнения своего окружения, часто меняет мнение, непоследователен. Слабая сила воли, готов идти на компромисс. Не склонен к осмыслению причин своих поступков и поступков окружающих его людей.

Если вы узнали в своём собеседнике один из этот типов или одну из описанных черт – будьте осторожнее. Не поддавайтесь на провокации, старайтесь перевести конфликт в рациональное русло. Будет полезно пройти урок по предотвращению конфликтов и управлению ими.

А если вы узнали один из типов или одну из конфликтных черт в себе, постарайтесь её искоренить. Мало кто хочет иметь дело с людьми, которые провоцируют ссоры и вызывают стресс. Станете менее конфликтным – сумеете добиться большего.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.




1. Представьте, что вы едете в метро, где началась ссора между пассажирами. Что вы предпринимаете?
а) не будете вмешиваться;

б) может быть, вмешаетесь, встав на сторону правого;

в) вмешаетесь обязательно.

2. Критикуете ли вы на собраниях руководство за допущенные ошибки?

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к руководителю;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который вам кажется лучшим?

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы предложите свой план;

в) нет, так как за это могут наказать.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами и друзьями?

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения;

б) да, только по принципиальным вопросам;

в) спорите со всеми по любому поводу.

5. Кто-то пытается пройти перед вами вне очереди. Что вы делаете?

а) следуете его примеру;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Рассматривается проект вашего коллеги, содержащий смелые идеи и ряд ошибок. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим, как вы поступите?

а) выскажитесь о положительных и об отрицательных сторонах проекта;

б) выделите положительные стороны и предложите предоставить возможность продолжить эту работу;

в) станете критиковать ее, так как в серьезном проекте ошибки недопустимы.

7. Муж (жена) постоянно говорит вам о необходимости экономии, а сама покупает слишком дорогие, на ваш взгляд, вещи. Что вы ему (ей) скажете?

а) что одобряете покупку, если она доставила удовольствие;

б) говорите, что эта вещь бесполезна или безвкусна;

8. Вы встретили подростков, которые курят в неположенном месте. Как вы реагируете?

б) делаете им замечание;

в) если бы это было на территории института, вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы заметили, что официант обсчитал вас. Что вы делаете?

а) не даете ему чаевых, которые заранее приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) устроите скандал.

10. Вы приехали в дом отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности. Как вы себя поведете?

а) вы понимаете, что если вы выскажете ему свое возмущение, то это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, чтобы его наказали;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале – официантках, горничных и др.

11. Вы спорите с сыном (младшим братом) и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) трудно сказать;

б) да, разумеется;

в) конечно, нет. Какой же у вас будет авторитет, если вы признаете неправоту перед младшим?

Каждый ответ по варианту а) равен 4 баллам; по варианту б) – 2 баллам; в) – 0 баллов.

  1. От 44 до 34 баллов – конфликтность ниже нормы, нерешительность повышенная. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется ваша помощь. Вы не всегда ее оказываете. Поэтому вы можете потерять их уважение.
  2. От 32 до 16 – нормальная конфликтность. Вы вступаете в конфликт исходя из ситуации: если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, вы стараетесь его обойти.
  3. Ниже 14 баллов – повышенная конфликтность. Вы конфликтуете по поводу и без повода, мешая себе и окружающим. Возможен комплекс неполноценности.

Конфликтная личность в трудных ситуациях

Конспект лекции 5. Конфликтная личность

  1. Конфликтная личность в трудных ситуациях
  2. Типы конфликтных личностей

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

1. Представьте, что вы едете в метро, где началась ссора между пассажирами. Что вы предпринимаете?
а) не будете вмешиваться;

б) может быть, вмешаетесь, встав на сторону правого;

в) вмешаетесь обязательно.

2. Критикуете ли вы на собраниях руководство за допущенные ошибки?

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к руководителю;

в) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который вам кажется лучшим?

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы предложите свой план;

в) нет, так как за это могут наказать.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами и друзьями?

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения;

б) да, только по принципиальным вопросам;

в) спорите со всеми по любому поводу.

5. Кто-то пытается пройти перед вами вне очереди. Что вы делаете?

а) следуете его примеру;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Рассматривается проект вашего коллеги, содержащий смелые идеи и ряд ошибок. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим, как вы поступите?

а) выскажитесь о положительных и об отрицательных сторонах проекта;

б) выделите положительные стороны и предложите предоставить возможность продолжить эту работу;

в) станете критиковать ее, так как в серьезном проекте ошибки недопустимы.

7. Муж (жена) постоянно говорит вам о необходимости экономии, а сама покупает слишком дорогие, на ваш взгляд, вещи. Что вы ему (ей) скажете?

а) что одобряете покупку, если она доставила удовольствие;

б) говорите, что эта вещь бесполезна или безвкусна;

8. Вы встретили подростков, которые курят в неположенном месте. Как вы реагируете?

б) делаете им замечание;

в) если бы это было на территории института, вы бы их отчитали.

9. В ресторане вы заметили, что официант обсчитал вас. Что вы делаете?

а) не даете ему чаевых, которые заранее приготовили;

б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

в) устроите скандал.

10. Вы приехали в дом отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности. Как вы себя поведете?

а) вы понимаете, что если вы выскажете ему свое возмущение, то это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, чтобы его наказали;

в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале – официантках, горничных и др.

11. Вы спорите с сыном (младшим братом) и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) трудно сказать;

б) да, разумеется;

в) конечно, нет. Какой же у вас будет авторитет, если вы признаете неправоту перед младшим?

Каждый ответ по варианту а) равен 4 баллам; по варианту б) – 2 баллам; в) – 0 баллов.

Читайте также: