Субъекты международных отношений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей между основными субъектами мирового сообщества.

Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности международных отношений:

Главными субъектами международных отношений являются

-Международные (межправительственные и правительственные) организации;

-многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных и других отношений;

-конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.

Политологи выделяют виды международных отношений:

  • политические, военно-стратегические;
  • экономические, социальные (общественные);
  • культурные, идеологические, научно-технические.

Важнейшим их них являются политические и военно-стратегические. Они реализуются в виде военно-политических союзов, блоков.

Формы международных отношений различных организаций:

  • глобальные;
  • региональные;
  • отраслевые.

Уровни международных отношений:

  • глобальный;
  • надрегиональный;
  • региональный;
  • двусторонний.

Внешняя политика в системе международных отношений

Внешняя политика — это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный па достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов.

Виды внешней политики:

-Пассивная внешняя политика(присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре).

-Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

-Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

-Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав

Основными субъектами внешней политики являются:

-Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

-Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:

• социально-политического устройства государства,

• уровня социально-экономического развития,

• политической динамики государства,

• уровня политической культуры и т. д.

Основными целями внешней политики государства можно назвать:

• повышение материального и духовного уровня жизни населения;

• повышение экономического и политического могущества государства;

• обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности;

• недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

• повышение престижа и роли государства в международных отношениях;

• защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Функции внешней политики

- Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей.

- Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами.

- Организаторская функция внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. (МИД, посольств).

- Регулирующая функция внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей.

В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

· международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;

Некоторые исследователи обращают внимание на то, что отдельные личности, деятельность которых оказывает сильное влияние на международное взаимодействие, также могут рассматриваться в качестве субъектов международных отношений, это так называемые мировые лидеры, чей авторитет общепризнан, например, бывший понтифик Иоанн Павел ІІ.

Среди субъектов международный отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д.

Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяетсяэкономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными участниками международных отношений.

Среди участников международных отношений есть так называемые

· сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества;

· великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие;

· средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона;

· малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое;

· микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

· международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;

Некоторые исследователи обращают внимание на то, что отдельные личности, деятельность которых оказывает сильное влияние на международное взаимодействие, также могут рассматриваться в качестве субъектов международных отношений, это так называемые мировые лидеры, чей авторитет общепризнан, например, бывший понтифик Иоанн Павел ІІ.

Среди субъектов международный отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д.

Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяетсяэкономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными участниками международных отношений.

Среди участников международных отношений есть так называемые

· сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества;

· великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие;

· средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона;

· малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое;

· микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Под международными отношениями сегодня понимается совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, идеологических, культурно-информационных, научно-технических и иных устойчивых связей и взаимоотношений между различными субъектами (акторами) мировой политики, направленных на реализацию индивидуальных и групповых интересов данных акторов. Наиболее важным является именно политическое взаимодействие, поскольку сфера политики для всех иных проявлений человеческой деятельности выступает в направляющей роли, оказывает определяющее воздействие.

Классифицируя современные международные отношения, исследователи делят их на следующие типы и разновидности.

В зависимости от сферы взаимодействия выделяют: политические, экономические, идеологические, военные, научно-технические, культурные. Формами взаимоотношений могут быть: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные, соответственно, на отличии, совпадении и согласовании интересов.

В зависимости от масштабов, характера и количества взаимодействую-щих субъектов международных отношений, можно выделить следующие: глобальные (отношения между системами государств, сверхдержавами), региональные (отношения между государствами определённого региона), многосторонние (взаимодействие нескольких государств из разных регионов, не носящие глобального характера, либо нескольких, но не всех, государств одного региона), двусторонние (отношения между двумя государствами).

Субъектами (акторами) международных отношений в настоящее время могут выступать различные политические сообщества и объединения, социальные общности, даже отдельные влиятельные индивиды. Условно их можно разделить на две большие группы: институциональные и социальные.

К институциональным относятся различные организованные политические сообщества:

- суверенные национальные государства;

- международные организации (правительственные и неправительственные).

Государства были и остаются важнейшими субъектами мирового политического процесса. Они выступают от имени всего народа (нации), соглашения между государствами являются основой для любой системы международных отношений. Государства обладают суверенитетом, то есть признаваемой всеми другими участниками международной системы возможностью свободно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику. Согласно современным международным правовым нормам, закрепленным в Уставе ООН и других международных правовых актах, государства считаются равноправными, вне зависимости от величины своей территории, численности населения, экономического развития, военной мощи и иных факторов. Однако на практике все эти показатели дают возможность более сильным государствам диктовать свою волю более слабым участникам международной системы отношений. Исходя из их мощи и возможностей, принято делить государства на сверхдержавы, великие, средние, малые и микрогосударства. На сегодняшний день в мире насчитывается около 200 государств, ряд экспертов предсказывает увеличение их количества в ближайшие десятилетия до 300.

Межгосударственные объединения – это различные военно-политические коалиции, союзы, блоки государств. После окончания Второй мировой войны двумя важнейшими противостоящими объединениями были блок НАТО и Организация стран Варшавского договора. После окончания Холодной войны и фактической победы блока НАТО усиливаются другие союзы: ЕС (Европейский союз), НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южной Америки), АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), БРИКС (объединение Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР), интеграционные объединения на постсоветском пространстве (СНГ – Содружество Независимых Государств, ЕАЭС – Евразийский Экономический Союз) и др. Данные объединения имеют особые руководящие и исполнительные структуры (например, Исполком СНГ, Штаб-квартира Совета НАТО во главе с генеральным секретарем и др.), могут проводить самостоятельную политику на международной арене, которая не всегда совпадает с политикой стран-членов этих объединений, или, по крайней мере, не является механической суммой их внешних политик.

Международные организации – это наиболее многочисленные институциональные субъекты международных отношений. Специалисты насчитывают около 50 тысяч подобных организаций, действующих на международной арене. Традиционно их разделяют на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Межгосударственные возникают на основе договора группы государств о выделении неких общих компетенций и действуют на основе согласованных правил и норм. Зачастую они приобретают автономию по отношению к государствам-участникам и становятся отчасти неподконтрольны им, выполняя роль наднациональных институтов. Из международных правительственных организаций наибольшее значение играет ООН (Организация Объединённых Наций), созданная в 1945 г. для поддержания международного мира и безопасности и недопущения новой мировой войны. В настоящий момент членами ООН являются 193 государства мира. В европейском регионе влиятельной организацией является ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Международные неправительственные организации возникают в результате объединения физических или юридических лиц и осуществляют деятельность вне рамок официальной внешней политик государств.К ним относятся различные религиозные организации (Экуменический Совет Церквей), объединения ученых (Пагуошское движение ученых), спортивные (ФИФА), профсоюзные (Всемирная федерация профсоюзов, Международная организация труда), правозащитные (Международная Амнистия) и др. Неправительственные организации опираются не на силу и авторитет государственной власти, а на общественное мнение, оказывают давление на авторитетные межправительственные структуры (например, ООН). Появление на международной арене такого рода акторов, оспаривающих монопольное положение государств в качестве действующих лиц, рассматривается рядом ученых как процесс формирования глобального гражданского общества. В широком смысле к неправительственным международным организациям относят также транснациональные корпорации (ТНК) – крупнейшие промышленно-финансовые и торговые компании, действующие одновременно во многих странах и на многих континентах.

Ко второй – социальной – группе субъектов международных отношений можно отнести различные неструктурированные социальные объединения: народы, нации, классы, социальные и религиозные группы (страты), политические элиты, лидеров и влиятельных индивидов. Периодически стремление народов, находящихся в многонациональных государствах под гнетом титульных наций, к свободе и независимости становится важным фактором международных политических отношений. Например, в последние годы на Ближнем Востоке курдский вопрос (стремление курдского народа, проживающего на территории Турции, Ирака, Сирии, к созданию собственного государства) стал одним из определяющих векторов международной политики в регионе. Арабский вопрос (массовая миграция в Европу жителей мусульманских стран Северной Африки и Ближнего Востока) оказывает прямое влияние на внешнюю политику стран Евросоюза. Многочисленные конфликты этнических и религиозных групп по всему миру являются важными факторами международных отношений.

На сегодняшний день существует большое количество разнообразных подходов (теорий) к определению системы международных отношений.

А) Так, одним из популярных подходов в теории и практике конструирования международной системы отношений на протяжении длительного времени был политический идеализм. Его истоки следует искать в утопическом социализме, либерализме и пацифизме XIX в. Его основная посылка — убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости. Согласно данному направлению, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из приоритетных тем данного подхода — это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики.

В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программы создания Лиги Наций, в Пакте Бриана-Келлога (1928 г.), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932 г.), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. Сегодня на базе политического идеализма основывается глобалистский подход к международным отношениям. Его приверженцы указывают на уменьшение влияния отдельных государств и рост влияния межгосударственных и неправительственных организаций, усиление взаимозависимости всех акторов мировой политики и формирование глобального самоуправляющегося сообщества. Частным случаем глобалистского подхода является теория международного общества, которая исходит из того, что, благодаря внедрению в жизнь государств принципов права и морали, происходит преобразование человечества в единое общество во главе с политической властью, наделенной универсальной компетенцией. Основным инструментом преодоления войн и достижения вечного мира между народами должно стать мировое правительство, руководимое ООН и действующее на основе детально разработанной мировой конституции.

Революционные изменения в технологии средств связи и транспорта, трансформация ситуации на мировых рынках, рост числа и значения трансна-циональных корпораций стимулировали возникновение новых тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся: опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством, проникновение процессов модернизации, урбанизации и развития средств коммуникации в развивающиеся страны, усиление международной роли малых государств и частных субъектов, наконец, сокращение возможностей великих держав контролировать состояние окружающей среды. Обобщающим последствием и выражением всех этих процессов является возрастание взаимозависимости мира и относительное уменьшение роли силы в международных отношениях.

Таким образом, понимание сущности международных отношений весьма разнообразно и зависит от идеологических и методологических позиций, на которых стоят эксперты.

Международные отношения находят реальное воплощение в дея­тельности их субъектов. К субъектам или акторам (лат. actor – деятель) международных отношений можно отнести любое социальное сообщество, любой институт, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, включившегося в международный политический процесс. Но важнейшую роль в международной политической жизни играют 3 основные группы субъектов:

- национальные суверенные государства;

- международные организации (правительственные и неправительственные).

Главное значение в международной жизни имеет государство. Это связано с тем, что оно обладает полнотой и универсальностью политической власти, а также материальными возможностями. В руках государства сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие ресурсы. Поэтому от позиции государств в значительной мере зависит и деятельность других участников международной жизни – межгосударственных объединений, международных организаций и т. д.

В настоящее время практически все человечество объединено в государства. Причем процесс образования новых государств продолжается: если в 1945 г. членами ООН являлись 60 государств, в 1965 г. в ней состояло 100, в 1990 г. - 160, то в 2006 г. – уже 191 государство. По мнению экспертов, в ближайшие десятилетия общее число государств на планете оно может возрасти до 300.

Однако формально-юридическое равенство государств не означает их реального равенства как субъектов международ­ных отношений. Ведь государства различаются по своей территории, населению, природным ре­сурсам, экономическому потенциалу, военной мощи, поли­тическому авторитету и даже по возрасту. Поэтому они обладают разным весом на международной арене и не имеют одинаковых возможностей для защиты своего суверенитета.

Фактически в мире существует своеобразная иерархия государств:

- сверхдержавы (США и бывший Советский Союз);

- великие державы (Англия, Германия, Франция, Россия, Китай);

- средние государства (Украина, Польша, Беларусь, Индия, Иран, Ирак, и т. д.);

- малые государства (в основном островные – Мальта - остров в Средиземном море, Барбадос – остров в Атлантическом океане, Тонга – остров в Океании и др.);

- микрогосударства (Ватикан – площадь 40 га, Монако – пл. 200 га, Сан-Марино – пл. 6 000 га и др.).

Другие субъекты международных отношений менее значимы в международной политике. По сравнению с государствами их роль в международных отношениях – вторична. Но в определенных ситуациях их влияние также может оказаться достаточно весомым.

Важным субъектом международных отношений являются межгосударственные объединения.Они могут создаваться с целью военно-политического или экономического сотрудничества.

После Второй ми­ровой войны возник целый ряд различных военно-полити­ческих союзов государств. Среди них:

- НАТО = North Atlantic TreatyOrganization (Организация Североатлантического договора; 1949 г.);

- АНЗЮС = Australia, New Zealand, United States (1951 - ).

- СЕАТО = США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины; 1954 - );

- Организация Варшавского договора (1955 - 1991 гг.);

- АСЕАН = Association of South East Asian Nations Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (1967 - ); и др.

К межгосударственным объединениям, созданным в целях экономического сотрудничества, следует отнести:

- Совет экономической взаимопомощи (СЭВ; 1949 – 1991 гг. );

- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС; 1951 – 1967 гг.);

- Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957 – 1992 гг.).

Но если военно-политический блок социалистических стран – Организация Варшавского договора – распался, ранее противостоящая ему Организация Североатлантического договора (НАТО) продолжает активно функционировать, причем число ее участников растет (за счет большинства бывших европейских соцстран, бывших советских республик Прибалтики – Литвы, Латвии, Эстонии; стремятся в НАТО также Украина и Грузия).

Межгосударственным объединением является также Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное в 1991 г. 11 бывшими республиками Советского Союза (в 1993 г. к ним присоединилась Грузия). Координирующие органы СНГ расположены в Беларуси (Минск) и России. В качестве цели создания СНГ было продекларировано стремление его участников к сотрудничеству в разных сферах внешней и внутренней политики. В рамках СНГ в 1992 г. был заключен Договор о коллективной безопасности, в 1993 г. - Договор о создании Экономического союза. Однако из-за несовпадения интересов стран-участниц СНГ не смогло стать эффективным инструментом интеграции на постсоветском пространстве. В мировой экономике страны СНГ занимают довольно скромное место: на их долю приходится только 3% мирового валового внутреннего продукта. О внутренней неустойчивости (рыхлости) СНГ свидетельствует то, что в его рамках группы государств создали отдельные объединения по интересам: Союз Беларуси и России, ЕврАзЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), ГУАМ (Грузия, Украина, Молдова).

Наиболее активными и многочисленными субъектами международных отношений являются международные организации. В конце ХХ в. их насчитывалось более 6 тыс.

Среди них выделяют 2 основные группы:

- межправительственные;

- неправительственные.

Международные межправительственныеорганизации учреждаются правительствами путем подписания международных договоров с целью сотрудничества стран-членов по определенным вопросам. В конце ХХ в. в мире насчитывалось более 250 межправительственных организа­ций, т. е. значительно больше числа самих правительств.

Среди международных межправительственных организаций ведущей является Организация Объединенных Наций (ООН). Она была создана в 1945 г. 50 странами, одержавшими победу во Второй мировой войне. Среди стран-учредительниц ООН была и Белорусская ССР. В настоящее время ООН включает около 200 государств. Ее штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Уставной целью ООН является поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества между народами. Главными органами ООН являются:

- Экономический и социальный совет;

- Секретариат (во главе с Генеральным секретарем ООН).

Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет 1 голос. Решения принимаются большинством голосов, однако они носят только рекомендательный характер.

Помимо главных органов, в систему ООН входит ряд специализированных учреждений по обеспечению сотрудничества между государствами в экономической, социальной, культурной и др. областях (напр., Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и др.)

Международные неправительственныеорганизациивоз­никают не на основе договоров между государствами, а в ре­зультате объединения физических и (или) юридических лиц. К международным неправительственным организациям относятся:

- общественно-политические организации (напр., Социалистический Интернационал – международное объединение социал-демократических и социалистических партий; Всемирная конфедерация труда – международное объединение профсоюзов; Всемирная федерация демократической молодежи; и др.);

- транснациональные корпорации (ТНК) – крупнейшие предпринимательские компании, которые действуют в международном масштабе и контролируют существенную долю мирового производства, торговли и финансов; среди них – 600 корпораций-миллиардеров: Многостороннее агенство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международная организация по страхованию кредитов (МАСК) и др.;

- религиозные организации (напр., Всемирный совет церквей);

- объединения ученых (например, Пагуошское дви­жение – международное движение ученых за мир, разоружение и безопасность, основанное в 1957 г. в мест. Пагуош в Канаде);

- спортивные (Международный олимпийский комитет, ФИФА и др.).

Численность международных неправительственных организаций стремительно растет. Если в конце 1960-х гг. их насчитывалось около 2 тыс., то в конце 1990-х – около 6 тыс. Т. е. количество неправительственных организаций во много раз превышает количество межправительственных.

В отличие от межправительственных организаций, которые опираются на силу го­сударственной власти, неправительствен­ные организации в качестве средства своего влияния ис­пользуют международное общественное мнение, а также оказание давления на межправительст­венные организации (прежде всего ООН) и непосредствен­но на те или иные государства.

Во всем этом проявляется тенденция форми­рования такой системы международных отношений, в кото­рой взаимодействие людей будет осуществляться не только через институты государства, но и непосредственно - с помощью различных форм прямого действия.

До сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы государств. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации.Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

— региональные организации такие как Ассоциация Государств Юго-
Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС,
Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу
финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата
(МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк
Реконструкции и Развития (МБРР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства,
например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА),
Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация
Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические организации, например: Организация
Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Организация
Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции
(ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демократическая
Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области культуры и спорта: Международный
Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по
Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора
(НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедерация
Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарности:
Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный
Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ),
Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью
которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф
и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

Читайте также: