Особенности поэтического языка комедии а с грибоедова горе от ума смысл названия комедии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 9 классе

Цели:

раскрыть смысл названия комедии;

выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;

поразмышлять над жанром комедии;

продолжать работу по внедрению проблемного обучения в образовательный процесс;

развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;

обучать работе в группах;

показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.

Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Ну, что, в добрый путь?!

4. Определение учебных задач.

- Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.

Первая учебная задача.

А вот Я.С. Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.

1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего

умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум

выступает как начало страдательное.

2. А во второй схеме все действия исходят от ума.

Появляется дополнительный смысл - невозможность

Не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать.

Вторая учебная задача.

- Какие литературные направления царили в литературе?

(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)

Работа в группах.

Задание: найти черты классицизма в произведении.

Задание: найти черты романтизма в произведении.

Черты классицизма:

Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.

Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).

Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).

Мотивы притворства и подслушивания.

Черты романтизма:

- Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.

- Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?

(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)

- В чем вы видите нарушение принципа трех единств?

(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)

- В чем нарушения в финале?

(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)

- В чем открытость финала?

(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)

Третья учебная задача.

- Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?

(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)

- А сценическая поэма?

- А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)

- Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?

- Вспомните определение комедии.

(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)

- Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.

- Над чем же можно смеяться в комедии?

Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.

Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.

Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.

Фамилии некоторых персонажей.

- Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!

- Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.

Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

9. Рефлексия

- Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?

Выставление оценок.

- Но ведь я тоже работала на уроке. Какую оценку заработала я? Спасибо.

Домашнее задание:

Чем живет дом Фамусова до приезда Чацкого?

Как встречен Чацкий в этом доме?

Почему Чацкий сразу не понял, что он здесь чужой?

В отличие от Фонвизина, Александр Сергеевич Грибоедов представляет иной, более простой язык комедии, полный четко выраженного остроумия для каждого из входящих в пьесу персонажей, отдельных личностей, которые автор пытался раскрыть в своей комедии.

Удивительно что именно меткость Грибоедова и его выразительность комедийного языка стали, пожалуй, настоящим достоянием литературного языка, многие великие высказывания автора, стихи и фразы обрели новую жизнь вне пьесы, стали жизненными пословицами и цитатами на долгие времена. Подобным стилем живого разговорного языка комедии владел лишь один писатель после Грибоедова – всем известный великий Александр Сергеевич Пушкин.

Грибоедов смог заменить обыденную книжность комедии потоком живой разговорной речи, что было сделать достаточного трудно, и что являлось настоящей, огромной проблемой для писателей былой декабристкой эпохи.

Каждый персонаж пьесы обладал особым мастерством высказывания и этот стиль был индивидуальным. К примеру, Скалозуб был кроток на фразы, его речь являлась отрывочной, с большим вхождением слов из военной тематики. Молчалин, подобно Скалозубу, был молчалив, его немногословная речь насыщена жеманными оборотами. Большая московская барыня Хлестовая имела, на удивление, выдержанную речь, по которой можно явно понять примитивную культуру. Явным отличием от других персонажей является Лиза, речь которой автор наполнил живым языком комедии, просторечием.

Фамусовская Москва, описанная Александром Сергеевичем, где переплетаются люди разных веков, целых поколений, разговаривает с фирменным московским наречием, но при этом, читателю довольно сложно отличить речь горничной от роскошной барыни. А все потому что московское наречие обладает реалиями, является простым, однообразным, даже можно сказать повседневным и материальным.

Художественные особенности и стиль произведения.

Кроме этого для того чтобы описать каждого из героев он использует индивидуальный стиль. Есть герои, у которых имеются недостатки, но здесь они высмеиваются в положительной форме.

Также здесь имеются и выражения, которыми пользуются только в Москве.

В произведении сочетаются сразу два конфликта, которые никто не может разрушить и решить их никак нельзя. Кроме этого здесь существует любовный треугольник, который также является не решаемым. А также у многих героев имеется фамилия, которая говорит сама за себя. Вот только невозможно распознать характер каждого героя и это раскрывается только во время прочтения произведения. А как известно профессиональным писателям, для того чтобы сделать произведение высоким нужно создать типичных героев и типичные ситуации для них.

Кроме этого автор не очень равнодушно и неоднозначно относится к одному из своих героев, им является Чацкий. Оказывается, он не является положительным и идеальным героем. Это обычный человек, у которого имеются положительные и отрицательные стороны. Больше всего на свете ему нравится находиться в одиночестве. Но бывают и моменты, когда он бросается в самое пекло и ему хочется сражаться со всем миром. Фамусов разговаривает на старинном языке и порой многие люди его просто не понимают. Чацкому больше всего на свете нравится добавлять практически к каждому своему слову частичку с.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности языка комедии Грибоедова Горе от ума

Популярные сегодня темы

История моего любимого города под названием Барнаул начинается в 1730 году, когда был основан небольшой поселок, где жили рабочие, которые работали на Акинфия Демидова, который основал здесь завод.

Настоящие друзья не смотрят на ваше материальное благополучие. Настоящий друг может посоветовать, как одеться и что купить.

Горе от ума

Основная идея произведения

Основной идеей комедии является конфликт между двумя героями — дворянским фамусовским обществом и справедливым Чацким, который, в отличие от этого общества, обладает выдающимся интеллектом. Чацкий всеми силами противостоит этическим нормам застоявшегося дворянского сословия. Что нельзя сказать о необразованных представителях фамусовского общества, которых полностью устраивает, что они пребывают в своем однообразии.

Непринятие позиции Чацкого в обществе

В произведении описан целый ряд персонажей:

Фамусов

  • Фамусов — тщеславный барин;
  • Хлестова — барыня, которую все остерегались;
  • Молчалин — прислужник;
  • Загорецкий — лгун и мошенник;
  • Скалозуб — полковник;
  • Репетилов — суеверный, пустой человек.

Всех их задевает цивилизованность Чацкого и его образованность. Они не могут переступить через себя и признать его рассудительным человеком, ведь это означало бы, что его философия разумна.

Конечно, общество не считает себя глупым, но и менять что-то в своей жизни они не хотят, им просто удобно видеть в Чацком безумца. В то время как Чацкий испытывает горечь страданий и разочарование, общество всеми силами пытается как можно быстрее отвязаться от умника. В таком обществе человек как личность не важен, здесь важны титул и умение услужить.

Он просто хотел сделать так, чтобы люди начали его понимать, стали умнее и честнее, но как бы он ни старался изменить людей в лучшую сторону, удалось ему только пострадать от этого. Чацкий глубоко несчастлив, он разочаровался в людях, которые его окружали, а также в своей любимой женщине.

Чацкий

В борьбе за правду герою не удалось добиться уважения, понимания и поддержки, которые в его жизни играли очень важную роль. Но не только непревзойденный ум главного персонажа поспособствовал личному горю и любовной драме, это произошло от ряда других причин, в которых ум играл просто пассивную роль.

У всех персонажей произведения имеется свое представление о том, что такое ум, поэтому комедия не сводится к четкому разделению высшего общества и Чацкого, в том числе на предмет раскрытия ума. Идеал ума в пьесе напрочь отсутствует, поэтому в ней попросту нет победителя и проигравшего.

Назвав умным Чацкого, А. С. Грибоедов перевернул всё и высмеял прошлое представление такого высочайшего качества в человеке, как ум. Главным отличием Чацкого от общества было не то, что он умный, а то, что он человечнее всех ранее названных.

Грибоедов решил показать читателю человека с избытком пафоса, который наталкивал только на нежелание хотя бы как-то понять его.

Суть названия

И. А. Гончаров

Автор создал вовсе не традиционную комедию для своего времени. Он дополнил и общепсихологически переосмыслил образ персонажей произведения, также внес в текст новые, абсолютно не стандартные для комедии классицизма проблемы.

Писателю удалось преподнести свой метод реалистично. Он определенно достиг реализма во всей его красоте и полноценности, показав характеры персонажей, социальную среду и серьезные проблемы, которые скрывались в обществе того времени.

Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” - примеры сочинений

Название любого произведения - ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание - прямое или косвенное — на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как "Горе уму", восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье "Мильон терзаний" писал: "Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен". Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек — это сам Грибоедов, а Чацкий — это только "пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями". Что же такое ум в комедии "Горе от ума" и кто является в ней умным человеком?

Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему "мильон терзаний". Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. "Горе от ума" - комедия, перешагнувшая классицизм.

Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.

В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. "Комедия дает Чацкому только "мильон терзаний" и оставляет, по видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы" (И. А. Гончаров).

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него "ум с сердцем не в ладу". Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: "Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?" Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. "Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: "Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме". (И. А. Гончаров)

Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав "умным" Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий "благоразумия", которые в "Горе от ума" связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.

Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

Пример сочинения 2

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Пример сочинения 3

В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.

Читайте также: