Живопись в петровскую эпоху кратко

Обновлено: 05.07.2024

История отечественной живописи насчитывает несколько важных и поворотных событий. Одним из них является Петровская эпоха. Войдя в историю как великий реформатор, Пётр I внёс множество преобразований практически во все сферы жизни человека XVIII. В изобразительном искусстве первой четверти XVIII так же произошли значительные перемены.

Работа состоит из 1 файл

История Изо (содержание).docx

История отечественной живописи насчитывает несколько важных и поворотных событий. Одним из них является Петровская эпоха. Войдя в историю как великий реформатор, Пётр I внёс множество преобразований практически во все сферы жизни человека XVIII. В изобразительном искусстве первой четверти XVIII так же произошли значительные перемены.

На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.

После возвращения из Великого посольства Пётр I привёз иностранных мастеров, которые привнесли много нового в развитие отечественного искусства. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома.

Петром была открыта первая художественная академия. Он организовал пансионерство для художников. Благодаря пансионерству они могли заграницей обучаться у лучших мастеров Европы за счёт государства.

Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Среди художников петровской эпохи так же А.Ф. Зубов, Иоганн Таннауер, П. Еропкин, И.Я. Вишняков.

Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.

Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.

Портрет Петра I

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда

лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки.

После возвращения становится придворным художником. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).

В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

Портрет напольного гетмана

В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.

Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Никитин является одним из первых русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.

Mатвеев Андрей Матвеевич (1701-1739) —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пансионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.).

Матвеев обучался в Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.

С середины 30-х гг. Матвеев уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета).

Особенно это характерно для портретов, для которых Матвеев еще сумел изыскать время в первые годы после возвращения в Россию.

Парные портреты супругов Голицыных (1728 г.) отличны даже по характеру письма и как бы подчеркивают разницу их темпераментов.

Остается только сожалеть о том, как мало Матвееву было отпущено таких счастливых мгновений. Его короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23

Автопортрет с женой

апреля 1739 г. Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели огромное влияние на

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.











1. Готфрид Кнеллер. Портрет Петра I, 1698
2. Жан-Марк Натье. Портрет императора Петра I, 1717
3. Жан-Марк Натье. Портрет императрицы Екатерины I, 1717
4. Жан-Марк Натье. Битва при Лесной, 1717
5. Луи Каравак. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, 1717
6. Луи Каравак. Портрет цесаревны Натальи Петровны, до 1722 (младшая дочь Петра I и Екатерины, умерла в возрасте 6 лет)
7. Иоганн Таннауэр. Портрет Петра I на смертном одре, 1725
8. Иоганн Таннауэр. Император Петр I, 1710-е годы

Посвятим эту часть живописи петровского времени: посмотрим, какие реформы провел Петр I, и как они повлияли на русскую живопись.

🎨 Петр решил изменить русскую живопись и действовал масштабно. С одной стороны, отбирал талантливых юношей и отправлял на учебу за границу, с другой — приглашал в Россию иностранных мастеров, в первую очередь для обучения русских подмастерьев.

🐻 Приглашенные художники. Желающих приехать в Россию было немного: иностранцев пугала ее репутация как непонятной, дикой и холодной страны — хотя гонорары предлагали неплохие. Соглашались на такую работу мастера не первого и даже не второго разряда. Попадались среди них и откровенные проходимцы.

👨🏻‍🎨 Художники, которые прижились и оказали влияние:

▪️ Луи Каравак — из Франции;
▪️ Иоганн Таннауэр и братья Гроот — из Германии;
▪️ Пьетро Ротари — из Италии.

🖼 Так в русском искусстве появилось особое направление — россика. Под этим термином объединяют живописные работы иностранных мастеров, которые они создали в России.

📜 Россика как явление началась с реформ Петра и продлилась примерно до середины 19 века. Иностранных мастеров при дворе еще долго считали лучшими и платили им больше. Только ко второй половине 19 века русские художники заняли доминирующее положение.

*Пенсионеры с 18 по 20 век в Российской империи — это выпускники, получившие пенсионы, денежные пособия аналогичные современным грантам.

🧳 Всего Петр отправил в Европу около 20 юношей, чтобы учиться архитектуре, ваянию и живописи в Италии, Франции, Голландии и Фландрии (части современных Нидерландов). Пенсионеров подбирали по разным критериям. Например, Иван Никитин на момент отъезда был состоявшимся живописцем, а Андрей Матвеев еще совсем юным.

🏆 Наиболее талантливыми из первых пенсионеров стали живописцы Андрей Матвеев и братья Иван и Роман Никитины. Среди архитекторов — Петр Еропкин, Иван Коробов и Иван Мичурин.

🎓 Петр разрабатывал идею создания в Петербурге Академии Художеств: заказывал проекты иностранным мастерам, присматривался к европейскому опыту. При жизни Петра этот замысел реализовать не удалось, но Академия Художеств все же появилась — об этом расскажем в следующей части.








1. Андрей Матвеев. Автопортрет с женой, 1729
2. Андрей Матвеев. Аллегория живописи, 1725
3–4. Андрей Матвеев. Парный портрет супругов Голицыных, 1728
5. Андрей Матвеев. Портрет Петра, 1724–1725
6–7. Андрей Матвеев. Плафоны здания Двенадцати коллегий (аллегории)

Есть легенда, что Петр заприметил Андрея Матвеева во время службы в соборе: мальчик-подросток зарисовал профиль императора, и тот высоко оценил рисунок.

👨🏻‍🎨 Петр позвал Андрея в Петербург, а оттуда отправил учиться в Европу. Дальше Матвеев был личным пенсионером Екатерины I — отчитывался о своей учебе в письмах, присылал картины.

🚂 Матвеев вернулся в Петербург уже после смерти Петра и Екатерины — в 1727 году и сразу стал одним из ведущих художников. Уже в 1731 году он возглавил живописную команду Канцелярии от строений — главного архитектурно-художественного учреждения в Петербурге. За 8 лет активной деятельности (умер он в 1739 году) успел сделать много: поддерживал развитие живописи и заботился о подопечных.

🖼 Живописные работы. Его кисти принадлежит первый русский автопортрет — он нарисовал себя с супругой. И первая в России аллегорическая картина, которую он в 1725 году прислал Екатерине I как утешительный подарок по случаю смерти Петра I. Знаменитый парный портрет супругов Голицыных, портрет итальянского доктора Ацаретти.

🏛 Оформительские работы. Оформлял дворец в Летнем Саду, Петропавловский собор, Триумфальные ворота, Сенатский зал здания Двенадцати коллегий, писал иконы для церквей. Декоративных работ Матвеева до нас дошло крайне мало — из-за пожаров, перестроек и реноваций. Частично восстановлены большие панно подвесного плафона в Сенатском зале, который теперь называется Петровским (главный корпус СПбГУ).




1. Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве (предположительно, в образе Флоры),1716–1717
2. Луи Каравак. Портрет цесаревича Петра Петровича в образе Купидона, 1716–1717



1. Иван Никитин. Портрет Анны Петровны, 1715
2
. Луи Каравак. Портрет Анны Петровны, 1725









1. Иван Никитин. Портрет канцлера Головкина, 1720
2. Иван Никитин. Портрет напольного гетмана, 1720-е
3. Иван Никитин. Портрет барона С. Г. Строганова, 1726
4. Иван Никитин. Петр I на смертном ложе, 1725
5. Роман Никитин. Портрет баронессы М. Я. Строгановой, 1721–1724
6. Роман Никитин. Портрет Г. Д. Строганова, 1721–1724
7. Иван Вишняков. Портрет Вильгельма Георга Фермора, 1750
8. Иван Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор, 1749

Теперь поговорим об Иване Никитине — еще одном пенсионере Петра I. Выясним, каких высот он достиг после учебы в Европе и почему мы так мало о нем знаем.

🎓 Иван Никитин — сын священника из Измайлова. В Москве учился при Оружейной Палате, а в 1711 году был переведен в Санкт-Петербург. Там обучался у немецкого художника Иоганна Таннауэра, одного из иностранных учителей, которых пригласил Петр. Достаточно быстро Никитин доказал свои способности и стал одним из ведущих художников при дворе.

🔍 Мастерство Никитина хорошо заметно при сравнении двух портретов Анны Петровны. Один написал Луи Каравак, иностранный придворный живописец, второй — Иван Никитин. На портрете кисти Никитина Анна Петровна младше, но очевидно, что оба портрета выполнены на одном художественном уровне.

Иван Никитин с младшим братом Романом попали в число пенсионеров Петра и отправляются учится в Италию.Они пробыли там не так долго, как Андрей Матвеев, но за четыре года успели посетить главные центры итальянского искусства: Венецию, Флоренцию, Рим.

🏆 Спустя четыре года Никитин вернулся первоклассным мастером. Теперь он мог конкурировать с лучшими придворными живописцами. Зрелые работы Никитина ничем не уступают портретам Ж.-М. Натье. Петр чрезвычайно гордился своим протеже.

👬 На брата Андрея Никитина, Романа учеба повлияла по-другому. Несмотря на знакомство с европейской живописной техникой и богатым культурным наследием Италии, Никитин-младший во многом сохранял приверженность парсунной традиции. Даже после возвращения он предпочитал писать иконы.

🖼 Никитина называют основателем русской портретной школы 18 века. Что вполне закономерно: в его работах мы видим особый новый подход, который затем закрепится и станет базовой характеристикой русской живописи — это психологизм.

👁 Особый психологизм русского искусства начинается уже с Никитина. Даже в полупарадных поясных портретах канцлера Головкина и напольного гетмана за орденами и мундирами мы видим живых людей, словно бы можем вступить с ними диалог, заглянуть в их внутренний мир. При этом глубинный анализ человека в принципе не был свойственен той эпохе.

👥 Художники, которым не повезло стать пенсионерами. После смерти Петра I традиция пенсионерских поездок была надолго прервана. И это серьезно тормозило развитие русского искусства. Доказательство тому — творчество Ивана Яковлевича Вишнякова. Этот известнейший русский художник хотя и учился у зарубежных мастеров в России, и обладал несомненными талантами живописца — полностью преодолеть парсунную традицию не смог. В целом в русской живописи она сохранялась достаточно долго, а в купеческом портрете вплоть до первой трети 19 века.

Во времена правления Петра I активное развитие получили гравюра и миниатюра на эмали, рассмотрим почему

☝️ Почему для Петра была так важна гравюра. Во-первых, его как любителя техники интересовал сам процесс. Во-вторых, царя увлекало прикладное значение — возможность получать многочисленные копии для оформления книг, схем, карт. С 1700 по 1725 год книг с гравюрами, картами и планами отпечатали примерно в сто раз больше, чем за все предыдущее 17 столетие.

🏛 Гравюра заменяла пейзаж. Во времена Петра в русской живописи еще не существовало такого жанра. Гравюра была способом с фотографической точностью зафиксировать важные события эпохи: этапы строительства Петербурга, первые морские сражения, праздники, триумфальные шествия войск.

👨🏻‍🎨 Первые граверы. Петр I уже после первой поездки в Европу пригласил двух граверов из Нидерландов — Адриана Шхонебека и Питера Пикарта. В Оружейной Палате в Москве они обучали подмастерьев гравировальному делу. Самыми талантливыми учениками стали Алексей и Иван Зубовы и Алексей Ростовцев. Они много занимались гравюрой после перевода в Петербург. Считается, что к 1710 году лучшие русские граверы, такие как Алексей Зубов, превзошли даже своих учителей.

🖼 Сравним две гравюры — Пикарта и Зубова. У них схожий сюжет — триумфальное шествие войск после Полтавской битвы. У Пикарта все довольно просто и плоско за счет одинаковой силы штриха. Алексей Зубов достигает впечатления пространственной глубины, работает с прямой и воздушной перспективой.

⚓️ Гравюры свадеб и баталий Алексея Зубова. Также интересны гравюры Зубова, изображающие свадебные пиры. Одна из свадеб — шутейная, Петр организовал ее для карликов. Вторая — свадьба самого императора. Есть у Зубова и гравюры с морскими баталиями, победами в которых так гордился Петр.

🌊 Панорама Санкт-Петербурга Зубова и Ростовцева. Большая гравюра около 2,5 метров в длину изображает панораму города 1715 года. Она показывает набережную Невы, саму реку с кораблями, лучшие строения города и главные достопримечательности на вставках снизу.

⚪️ Миниатюра на эмали

💂‍♀️ Петр вдохновился идеей в Англии. Там он познакомился с эмальером Шарлем Буатом, который изготовил миниатюрный портрет Петра (копию с парадного). Идея Петру понравилась: такие маленькие портреты были не только произведениями искусства, но и стали использоваться как наградные знаки и символ особого расположение императора.

👨🏻‍🎨 Самые известные мастера-эмальеры. Григорий Мусикийский и Андрей Овсов начинали свою деятельность еще в Москве в Оружейной Палате. Чаще всего художники-миниатюристы использовали утвержденные для копирования станковые портреты императорской семьи — и именно их переводили в миниатюру. Однако должны были творчески переосмыслить образец, учитывая особенности жанра. Хотя ведущие мастера могли создавать и оригинальные работы.

🏵 В постпетровское время искусство миниатюры постепенно теряет свой государственный пафос и смещается в сторону оформления наградных знаков и орденов.

Новые тенденции в развитии живописи XVIII века также были связаны с доминирующим положением светских начал и влиянием западноевропейского искусства. В начале XVIII века по приглашению Петра I в Петербург приезжает большое количество западноевропейских художников, призванных для осуществления грандиозных задач императора по достижению в кратчайшие сроки уровня мировой художественной культуры. Однако далеко не все художники выполнили ту роль, которая им предназначалась. Среди тех, кто оказал влияние на развитие русского искусства этого времени, следует назвать немецкого художника (саксонца) Таннауэра Иоганна Готфрида (1680-1737/3 ? гг.).

Умер Луи Каравак в Петербурге в июне 1754 года.

Известными становятся молодые русские художники, которые получили высокопрофессиональную подготовку в Италии, Голландии и других странах, куда они направлялись на учёбу по указу императора в качестве пенсионеров. Среди лучших были Иван Никитич Никитин, Андрей Матвеев, И.Я. Вишняков.

Андрей Матвеевич Матвеев скончался 23 апреля 1739 года в Петербурге.

Творчество выдающегося художника сыграло важную роль в дальнейшем становлении русского светского искусства.

Необходимо особо отметить, что влияние А.М. Матвеева и его усилия по созданию русской живописной школы определили в дальнейшем путь развития этого искусства в России. Именно А.М.Матвееву мы обязаны рождению таких выдающихся живописцев, как А.П. Антропов и И.Я. Вишняков, творчество которых проложило путь к расцвету искусства живописи второй половины XVIII столетия


Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см. россика), так и способствовал обучению отечественных.

Приобщение к законам станковой живописи в петровской России шло трудно. Художникам было необходимо не только овладеть новым пониманием содержательной части, но и научиться грамотно выстраивать картинную плоскость, искусству перспективы и анатомически верной передаче человеческого тела, а также основам техники масляной живописи и законам колорита.

Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям [22] :



В его рамках линию, лежащую в стороне от заграничного пенсионерства, дополняют художники, которые самостоятельно проделали путь от иконописи к портрету, крепостные мастера домашней выучки и поклонники живописи — дворяне-дилетанты.

Во-вторых, россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Эта линия неоднородна по национальному составу и качественному уровню. Она ближе к магистральному потоку русского портрета, её задача — экспонировать местную модель на общевропейский лад. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран — на уровне типологии, стиля и формирования общих критериев художественного качества.

В третьих, собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм).


Основная статья: Портрет петровского времени

Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см. россика), так и способствовал обучению отечественных.

Приобщение к законам станковой живописи в петровской России шло трудно. Художникам было необходимо не только овладеть новым пониманием содержательной части, но и научиться грамотно выстраивать картинную плоскость, искусству перспективы и анатомически верной передаче человеческого тела, а также основам техники масляной живописи и законам колорита.

Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям [22] :

В его рамках линию, лежащую в стороне от заграничного пенсионерства, дополняют художники, которые самостоятельно проделали путь от иконописи к портрету, крепостные мастера домашней выучки и поклонники живописи — дворяне-дилетанты.

Во-вторых, россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Эта линия неоднородна по национальному составу и качественному уровню. Она ближе к магистральному потоку русского портрета, её задача — экспонировать местную модель на общевропейский лад. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран — на уровне типологии, стиля и формирования общих критериев художественного качества.

В третьих, собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм).











Для Петра I Трезини построил в Петербурге два дворца – Зимний( 11 ) (не сохранился) и Летний, окруженный первым в России регулярным парком – Летним садом. Фасады Летнего дворца украшают скульптурные барельефы, прославляющие победу России в Северной войне.




На Васильевском острове Трезини возвел здание Двенадцати коллегий. Его фасад протянулся почти на 400 метров вглубь острова. Каждая коллегия получила свою трехэтажную секцию с отдельным входом.



Неподалеку от здания Двенадцати коллегий находится Меншиковский дворец, который строила целая группа иностранных архитекторов. Из вестибюля дворца, уставленного колоннами, на второй этаж ведет парадная лестница. Некоторые из помещений отделаны привезенной из Голландии расписной фаянсовой плиткой.





Первоначально к дворцу прилегал обширный парк с фонтанами, оранжереями, церковью, гротом, скульптурой.


Недалеко от Петербурга, на берегу Финского залива Петр построил себе загородную резиденцию Петергоф. На территории огромного парка, пересекаемого лучами прямых дорожек, разбросаны многочисленные дворцы и павильоны.



Дворец Монплезир расположен в Нижнем парке, почти у самой кромки воды. На вершине холма, лицом в морю стоит другой дворец, Большой. В глубине парка находится павильон Эрмитаж. Неподалеку стоит еще один дворец – Марли.



Большой дворец. Архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.-Ф. Браунштейн, Н. Микети, М.Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли. 1714-1725, 1745-1755 гг






Живопись

Особенности живописи Нового времени. В XVIII в. изменился характер русской живописи. Художники освоили линейную перспективу, а также искусство светотени, при помощи которой создается иллюзия объема.



Возникли жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический. Ведущее место среди них занимал портрет.

Читайте также: