Живопись англия 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Многие исследователи полагают, что истоки романтизма находятся именно в английском искусстве с его классицистической эстетикой и традициями пейзажной живописи. Если творчеству немецких романтиков был присущ мистицизм, взятый из таинственных легенд и народных сказаний, то романтическое изобразительное искусство Англии имело совершенно иные черты. В пейзажном творчестве английских мастеров романтический пафос соединился с элементами реалистической живописи.

Крупнейшими представителями романтического пейзажа в Англии были Дж. Констебл и Дж. М. У. Тёрнер.

Джон Констебл

Джон Констебл родился в 1776 г. в семье мельника в Суффолке. В 1795 г. он отправился в Лондон, чтобы получить образование. Однако вскоре юноша вынужден был вернуться на родину, чтобы помогать отцу на мельнице. Свою учебу он смог продолжить лишь в 1799 г. С этого времени Констебл обучается в школе, открытой при Королевской академии. Здесь будущий мастер живописи приобретает навыки в технике рисования. Неповторимый стиль художника и его творческий метод сложился во многом благодаря знакомству с произведениями К. Лоррена, Р. Уилсона и Т. Гейнсборо. Однако картины природы, созданные Констеблом, ни в коей мере не повторяют полотен вышеназванных художников.

Стремясь создать неповторимые и выразительные пейзажи, живописец внимательно наблюдает за состояниями природы, за миром, который его окружает. На полотне Констебл не только изображает реальный пейзаж, но и стремится выразить свое отношение к природе родной страны. Его интересуют только английские ландшафты, именно поэтому он не путешествует по Италии и другим странам мира, как это делали многие художники, а старается внимательно изучить жизнь родного городка и английской столицы.

В работах Констебла представлены картины из жизни простого народа и самые обычные сельские виды, в связи с чем сам художник не раз говорил о том, что его произведения не предназначены для аристократии. Английскую знать совершенно не интересуют рыбаки, пахари и мельники, а также все то, что окружает простой народ.

Художник прекрасно понимал, что полотна, отражающие жизнь простонародья, не могут принести ему официального признания среди леди и джентльменов. Интересна история избрания худож¬ника в Академию. В 1892 г. Констеблу присвоили звание акаде¬мика, которое было утверждено в ходе голосования с перевесом в пользу художника всего в один голос. И это несмотря на то, что к 1892 г. живописец создал множество произведений, безоговороч¬но подтверждавших его талант и мастерство.

Дж. Констебл. Пляж в Брайтоне и угольщики. 1824 г.

Дж. Констебл. Пляж в Брайтоне и угольщики. 1824 г.

Джон Констебл скончался в 1837 г.

Творчество знаменитого английского пейзажиста оказало большое влияние на формирование художественно-изобразительного метода импрессионистов и мастеров барбизонской школы, которые так же, как и Констебл, стремились отразить на полотне изменчивость состояний природы. Хотя живопись Констебла реалистична и правдива, исследователи причисляют художника к романтикам, настолько в его творчестве ярко выражено стремление искренне передать свои чувства и впечатления от увиденного, а также желание показать духовно свободного человека, составляющего единое целое с миром природы.

Дж. Констебл. Вид на собор в Солсбери с реки. Ок. 1827-1829 гг.

Дж. Констебл. Вид на собор в Солсбери с реки. Ок. 1827-1829 гг.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, знаменитый живописец-романтик, мастер рисунка и гравюры, родился в 1775 г. в Лондоне в семье цирюльника. Первые уроки живописи юный художник брал у Томаса Молтона, славившегося небольшими рисунками с изображениями архитектурных городских построек.

В период с 1789 по 1793 г. Тёрнер учился в школе Королевской академии. Уже в 1790 г., когда юноше исполнилось 15 лет, при художественной школе была организована первая выставка молодого мастера. Здесь он представил свои лучшие акварельные работы. Выставка прошла успешно. Академики заметили талантливого живописца и по достоинству оценили его произведения.

Спустя еще несколько лет, в 1809 г., Тёрнеру было присвоено звание академика, даже несмотря на то, что молодой человек абсолютно не интересовался науками и уж тем более теорией живописи. В течение 60 лет начиная с 1790 г. Тёрнер постоянно участвовал в выставках, проводимых Королевской академией.

На формирование художественного стиля Тёрнера большое влияние оказали работы К. Лоррена, Р. Уилсона, Т. Гертина и произведения художников-маринистов. В отличие от Дж. Констебла он много путешествовал по различным странам мира: в разные годы был во Франции, Швейцарии, Голландии, Германии, Бельгии и, конечно же, Италии — центре мирового искусства.

Подобный сюжет характерен для изобразительного искусства голландцев. Однако стиль Тёрнера отличается от манеры голландских художников-маринистов. Если у последних пейзаж всегда выдержан в одной тональности, то английский живописец строит свое произведение на сложных цветовых переходах: от светло-голубых, красных и белых до тонких оттенков серовато-синего и бежево-коричневого. Именно с помощью необыкновенно разнообразной по тональности гаммы художник изображает мощь и силу природной стихии.

Эта картина произвела на живописца настолько сильное впечатление, что он решил запечатлеть ее на полотне. Вскоре была создана необычайно выразительная композиция, изображающая последний путь старого парохода. Ведомый буксиром, он движется по реке медленно и важно, будто старый ветеран проходит вдоль строя солдат-новобранцев. Композиция написана яркими и сочными красками, что придает ей еще большую экспрессию.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер скончался в 1851 г.

Творчество знаменитого английского мастера во многом противоречиво. Среди написанных им работ большинство представляет истинную ценность, отражает мастерство художника, стремившегося реалистично и в то же время романтически возвышенно отобразить окружающий его мир. Искусство Тёрнера до сих пор является предметом спора многих исследователей, часть которых считает художника основоположником некоторых современных направлений в европейской живописи.

Хотя объединение просуществовало всего четыре года, его принципы и идеи длительное время оказывали влияние на английских художников, скульпторов, литераторов второй половины XIX в.

Творчество прерафаэлитов многообразно. Они писали картины, иллюстрировали книги, создавали эскизы для тканей. Большинство их романтических образов выполнено с натуры. Обычно художники сами позировали друг другу, надевая костюмы времен Средневековья. Нередко роль модели выполняла жена У. Морриса, отличавшаяся своеобразной, утонченной красотой.

Картины многих прерафаэлитов отличались дилетантизмом, слабым рисунком, неправильностью пропорций человеческих фигур, неумелостью композиционного построения. В то же время их живопись привлекала зрителей своими романтическими образами, немного наивной искренностью и той смелостью, с которой они противостояли официальному академическому искусству.

Данте Габриэле Россетти

Данте Габриэле Россетти родился в 1828 г. в Лондоне в семье итальянского эмигранта.

Учился в Королевской академии художеств, но курса не завершил. Некоторое время брал уроки у Ф. М. Брауна. Так же, как и остальные прерафаэлиты, увлекался искусством готики и Раннего Возрождения.

Д. Г. Россетти. Благовещение. 1850 г.

Д. Г. Россетти. Благовещение. 1850 г.

Загадка, скрывающаяся в образах Россетти, таинственный глубинный смысл его работ позднее привлек к творчеству этого живописца художников-символистов. Герои Россетти неподвижны и молчаливы, они словно погружены в сон или глубокое раздумье. Однако их взгляды и жесты говорят о чувствах и эмоциях, скрываемых под внешним спокойствием и холодностью.

Для Россетти важнейшее средство выразительности — это линия. С помощью плавных, изящных или изломанных, неровных контуров он создает эмоциональные, утонченные образы. Картинам Россетти свойственна локальность цвета, отсутствие светотеневых эффектов. Пространство на полотнах нередко заполнено причудливыми орнаментальными мотивами, придающими картинам черты декоративного искусства.

В произведениях Россетти нет натурализма, характерного для работ других прерафаэлитов. Его живопись отличает стремление к монументальности, ярко выразившееся в росписях здания Дискуссионного клуба Оксфордского университета, над которыми Россетти работал в 1857 г. вместе с другими мастерами.

Умер Россетти в 1882 г. в Бирмингеме.

Ярким представителем искусства прерафаэлитов был Дж. Э. Миллес, живописец и график.

Джон Эверетт Миллес

Джон Эверетт Миллес родился в 1829 г. Саутгемптоне. Талант к рисованию проявился в нем так рано, что уже в возрасте 11 лет Миллес был принят в Королевскую академию художеств.

Дж. Э. Миллес. Офелия. 1852 г.

Дж. Э. Миллес. Офелия. 1852 г.

Художники какой страны внесли особый вклад в развитие мировой живописи?

При таком вопросе часто вспоминают французских художников. Еще голландцев. А уж влияние итальянского Возрождения и вовсе ни у кого не вызывает сомнения.

Но вот если брать 18 век и начало 19-го, то важно отметить заслуги английских художников.

В этот период в стране туманного Альбиона работает несколько ярких мастеров, которые изменили в корне мировое искусство.

1. Уильям Хогарт (1697-1764 гг.)

Хогарт автопортрет

Уильям Хогарт. Автопортрет. 1745 г. Британская галерея Тейт, Лондон

Хогарт жил в непростое время. В начале 18 века в Англии только-только зародилось буржуазное общество, которое пришло на смену феодальному.

Моральные ценности были ещё зыбкими. На полном серьезе достоинствами считались корыстолюбие и обогащение любыми путями. Прямо как в 90-ые года 20 века в России.

Хогарт решил не молчать. А попытался открыть глаза своим соотечественникам на упадок моральных ценностей. С помощью картин и гравюр.

Хогарт в ловушке у сводницы

Уильям Хогарт. Карьера проститутки: в ловушке у сводницы. Гравюра. 1732 г.

Это реальная история о деревенской девушке Мэри, которая приехала в город искать счастья. Но попала в лапы старой сводни. Эту сцену мы и видим на первой гравюре. Став содержанкой, она провела свою недолгую жизнь среди изгоев общества.

Хогарт намеренно переводил свои картины в гравюры, чтобы широко их распространять. Так он стремился достучаться до как можно большего количества людей.

Описанная в ней история была очень типична для того времени. Обедневший аристократ женится на дочери богатого торговца. Но это лишь сделка, не подразумевающая союза сердец.

Жена всю ночь веселилась с гостями. А муж лишь под утро ввалился домой, опустошенный от разгула (судя по его пятну на шее, он уже болен сифилисом). Графиня небрежно подтягивается и вот-вот зевнёт. На ее лице читается полное равнодушие к мужу.

И не удивительно. Она завела интрижку на стороне. История закончится печально. Муж застанет жену в постели с любовником. И будет заколот шпагой в дуэли. Любовник будет отправлен на висилицу. А графиня покончит с собой.

Хогарт дуэль и смерть графа

Уильям Хогарт. Модный брак. Дуэль и смерть графа. 1743 г. Национальная лондонская галерея

Заслуги Хогарта сложно переоценить. Ведь он изобрёл критический реализм. Никто до него никогда не изображал в живописи столько конфликтов и социальных драм.

Хогарт вдохновил Франсиско Гойю к созданию его знаменитых Капричос. Его хорошо знали наши русские художники-передвижники. Под его влиянием создавая свои полные социальной критики картины.

2. Джошуа Рейнольдс (1723-1792 гг.)

Рейнольдс автопортрет 1747

Джошуа Рейнольдс. Автопортрет. 1747 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Мало на свете живописцев, искупавшихся в лучах славы при жизни. И при этом сумевших остаться в памяти потомков. Английский художник Джошуа Рейнольдс был одним из таких счастливчиков.

Он с детства знал, что хочет только рисовать. Быстро добился признания. Ведь в придачу к таланту у него был подходящий характер. Общительный и энергичный. Он легко покорял клиентов во всех отношениях.

Ничего удивительного, что Рейнольдс однажды стал самым влиятельным чиновником в мире искусства. В 45 лет он был избран Президентом Королевской Академии художеств.

Рейнольдс полковник тарлитон

Джошуа Рейнольдс. Портрет полковника Бенестра Тарлитона. 1782 г. Национальная лондонская галерея

С помощью подходящего костюма, обстановки или пейзажа, выражения лица и позы Рейнольдс умел раскрывать самые выгодные качества человека.

Таков и портрет полковника Тарлитона.

В женских портретах Рейнольдс, конечно, делал акцент на нежность и красоту. Но и про характер героини не забывал.

Рейнольдс герцогиня харрингтон

Джошуа Рейнольдс. Герцогиня Харрингтон. 1779 г. Галерея Хантингтон, Сан-Марино, США

Сразу понятно, что герцогиня Харринтгтон – самоуверенная особа. Но художник смягчает это подобающим пейзажем и платьем. Такой даме уверенность явно к лицу.

В последние годы жизни он плохо видел. И уже не притрагивался к кисти. Но от одного заказа он не смог отказаться. Его клиенткой стала Екатерина II.

У Венеры мы видим нетривиальный по-рейнольдски жест. Она смущена от обращённых на неё взглядов.

По картине хорошо видно, как Рейнольдс талантливо копировал достижения старых мастеров. Тёплые и глубокие цвета Тициана. Томные, мягкие линии Рубенса.

Рейнольдс не стал изобретать велосипед. Но он установил очень высокие стандарты для всех европейских художников.

3. Томас Гейнсборо (1727-1788 гг.)

Гейнсборо можно по праву назвать самым известным английским художником 18 века. Он жил в одно время с Рейнольдсом. Они были соперниками.

Разница между Рейнольдсом и Гейнсборо видна невооруженным взглядом. У первого – красные, золотые оттенки; величественные, торжественные образы.

У Гейнсборо серебристо-голубые и оливково-зеленые оттенки. А также воздушные и интимные портреты.

Гейнсборо всегда считал себя в первую очередь пейзажистом. Но необходимость зарабатывать вынуждала его писать портреты на заказ. По иронии судьбы он прославился и остался в истории именно как портретист.

Но художник шёл на компромисс с самим собой. Часто изображая портретируемых на лоне природы. Соединяя ненавистный портрет и любимый пейзаж.

Клиенты не могли определиться, какой из двух портретистов им больше импонируют. И аристократы заказывали портреты и у Рейнольдса, и у Гейнсборо. Они были слишком разными. Но по силе работ не уступали друг другу.

Но в отличие от Рейнольдса, его соперника привлекали ещё простые люди. С одинаковым азартом он писал и герцогиню, и простолюдинку.

Гейнсборо девочка со свиньями

Томас Гейнсборо. Девочка со свиньями. 1782 г. Частная коллекция

Работы Гейнсборо неповторимы по своему качеству. Здесь и неспрятанные мазки, которые на расстоянии делают происходящее живым и дышащим.

Это и плавные, растушеванные линии. Как будто все происходит во влажном воздухе, каким он и является в Англии.

И, конечно, необычное сочетание портрета и пейзажа. Все это выделяет Гейнсборо среди множества других портретистов своего времени.

4. Уильям Блейк (1757-1827 гг.)

Портрет уильяма Блейка

Томас Филлипс. Портрет Уильяма Блейка. 1807 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Уильям Блейк был неординарной личностью. С детства его посещали мистические видения. А когда он вырос, то стал анархистом. Он не признавал законы и мораль. Считая, что так угнетается свобода человека.

Блейк великий архитектор

Уильям Блейк. Великий архитектор. Офорт, раскрашенный вручную. 36 х 26 см. 1794 г. Британский музей, Лондон

Создатель держит циркуль, вычерчивая границы для человека. Границы, через которые нельзя переступать. Делая наше мышление ограниченным, живущим в узких рамках.

Для его современников его работы были слишком неординарными, поэтому признания при жизни он так и не дождался.

Некоторые видели в его работах пророчества, грядущие потрясения. Воспринимая Блейка как блаженного, человека не в себе.

Единственое, что Блейка роднило с его эпохой, так это мода на все ужасное и сказочное. Все-таки в Англии в 19 веке были в чести романтизм и сказочные мотивы.

Блейк призрак блохи

Уильям Блейк. Призрак блохи. 1819 г. Темпера, золото, дерево. 21 х 16 см. Тейт Британия, Лондон

Блейк уверял, что видел душу человека-кровопийцы. Но та была помещена в крошечную блоху. Если бы эта душа поселилась в человека, то пролилось бы немало крови.

Блейк явно родился раньше своего времени. Его работы пугающе похожи на работы символистов и сюрреалистов 20 века. Они и вспомнили об этом мастере 100 лет спустя после его смерти. Он сделался их кумиром и вдохновителем.

5. Джон Констебл (1776-1837 гг.)

Несмотря на аристократическую внешность, Констебль был сыном мельника. И любил работать руками. Умел пахать, строить изгороди и рыбачить. Может быть, поэтому его пейзажи лишены пафоса. Они естественны и реалистичны.

До него художники писали абстрактные пейзажи, чаще итальянские. Но Констебль писал конкретную местность. Реально существующую речку, коттедж и деревья.

Особенно были впечатлены молодые импрессионисты. Которые разглядели в этой картине то, к чему сами стремились. Никакой академической помпезности. Никаких античных развалин и эффектных закатов. А лишь обыденная жизнь в сельской местности. Красивая в своей естественности.

После этой выставки Констебль продал в Париже аж 20 своих картин. В родной же Англии его пейзажи почти не покупали.

Но в отличие от Гейнсборо, ради заработка он редко переключался на портреты. Продолжая совершенствоваться именно в пейзажной живописи.

Для этого он изучал природные явления с научной точки зрения. И умел подбирать оттенки очень близкие к тем, что встречаются в природе. Особенно ему удавалось небо, контрасты светлых и темных облаков.

Констебль кафедральный собор Солсбери

Джон Констебль. Кафедральный собор Солсбери. Вид из епископского сада. 1826 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Но Констебль знаменит не только удивительно реалистичными картинами. Но и своими этюдами.

Художник создавал этюд того же размера, что и будущая картина. Работая прямо на открытом воздухе. Это было ноу-хау. И именно этот метод работы потом и подхватят импрессионисты.

Констебль лодка и штормовое небо

Джон Констебл. Лодка и штормовое небо. 1824-1828 гг. Королевская Коллекция живописи, Лондон

Но Констебль по этим этюдам часто писал завершённые работы в студии. Хотя они больше нравились тогдашней публики, были они не такими живыми и полными движения, как наброски.

На Родине осознали величие Констебля лишь в 20 веке. И поныне он – один из самых любимых художников в Англии. Можно сказать, что с таким же трепетом русские относятся к Ивану Шишкину.

6. Уильям Тёрнер (1775-1851 гг.)

Если вы посмотрите пейзажи других художников, то вы редко увидите солнце. Оно слишком яркое.

Эту яркость сложно изображать. Она же бьет в глаза. Искажает все вокруг. Но Тернер этого не боялся. Рисуя солнце и в зените, и на закате. Смело обволакивая его светом все вокруг.

Уильям Тёрнер порт в дьеппе

Уильям Тёрнер. Порт в Дьеппе. 1826 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк, США

Но Тернер хоть и был академиком и своим званием дорожил, не мог не экспериментировать. Слишком у него был неординарный и подвижный ум.

Поэтому уже через пару десятилетий его работы сильно эволюционировали. В них все меньше деталей. Все больше света. Все больше ощущений.

Здесь мы видим немного аллегории. Парусные корабли заменяются паровыми. Одна эпоха сменяет другую. Солнце заходит, а на его смену выходит месяц (слева вверху).

Здесь солнце по-прежнему главенствует. Закат занимает добрую половину картины. А уже в последующих работах художник доходит почти до абстракционизма. Гипертрофируя все свои прежние устремления. Убирая детали, оставляя лишь ощущения и свет.

Уильям Тёрнер утро после потопа

Уильям Тёрнер. Утро после потопа. 1843 г. Музей Тэйт, Лондон

Как вы понимаете, публика не могла по достоинству оценить такие работы. Королева Виктория отказалась производить Тернера в рыцари. Репутация пошатнулась. Все чаще были слышны в обществе намеки на сумасшествие.

Ссылка на бесплатный курс

7. Прерафаэлиты

Говоря об английских художниках, сложно обойти стороной прерафаэлитов. Тем более, что в 21 веке они стали очень популярны.

Откуда же взялась такая любовь к этим художникам?

Начинали прерафаэлиты с высоких целей. Они хотели найти выход из тупика академической, слишком застылой живописи. Им надоело писать малоизвестные широкой публике мифы и исторические сюжеты. Хотели показывать настоящую, живую красотку.

И прерафаэлиты начали писать женские образы. Получались они у них очень красивыми и притягательными.

События общественно-политической и экономической жизни Англии XVIII — начала XIX в. имели прямое и косвенное воздействие на английскую культуру, прежде всего на полную бунтарства романтическую поэзию Байрона и Шелли и их предшественников, на сложение английского социального романа Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте.

Констебл не получил истинного признания на родине. Первыми оценили его французские романтики, с которыми Констебла сближала искренность в выражении чувств.




Английские пейзажисты стали известны на континенте на заре самых яростных битв академистов с романтиками. Их смелая свободная живописная техника, выраженная у каждого по-своему, их интерес к природе имели огромное влияние на искусство XIX в.

Романтическое направление в английской графике нашло выражение в творчестве Уильяма Блейка (1757—1827), не только крупнейшего поэта, но и оригинального художника, в основном гравера и рисовальщика. Иллюстрации к Данте, Мильтону, к Библии, к собственным поэтическим произведениям — это мрачные фантазии со сложными аллегориями, религиозно-мистическими символами, отражающие философию творчества художника, его трагическое мироощущение.

Но наибольшие успехи прерафаэлитов лежат не в живописи, а в декоративном искусстве, в художественном оформлении книги. В 1860—1880-х годах поэт, художник и общественный деятель Уильям Моррис (1834—1896) вслед за Рескиным начал борьбу с обезличением в декоративном искусстве, неизбежным при машинном производстве. Обращаясь к эстетике средневекового ручного труда, У. Моррис организовал художественно-промышленные мастерские изготовления мебели, обоев, шпалер, тканей, витражей, изделий из стекла и металла и пр., рисунки для которых помимо него исполняли некоторые прерафаэлиты (например, Берн-Джонс, используя излюбленные им средневековые рыцарские и религиозные сюжеты и мотивы).

Стилизаторство прерафаэлитов во многом предвосхитило стиль модерн рубежа веков. Влияние этих художников сказалось и на графике этого периода: искусство Обри Бердслея (1872—1898), утонченное до вычурности, изысканное до извращенности, несомненно, отталкивалось от символики и приемов прерафаэлитов, отличалось от них, однако, высочайшим профессиональным уровнем

События общественно-политической и экономической жизни Англии XVIII — начала XIX в. имели прямое и косвенное воздействие на английскую культуру, прежде всего на полную бунтарства романтическую поэзию Байрона и Шелли и их предшественников, на сложение английского социального романа Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте.

Констебл не получил истинного признания на родине. Первыми оценили его французские романтики, с которыми Констебла сближала искренность в выражении чувств.

Английские пейзажисты стали известны на континенте на заре самых яростных битв академистов с романтиками. Их смелая свободная живописная техника, выраженная у каждого по-своему, их интерес к природе имели огромное влияние на искусство XIX в.

Романтическое направление в английской графике нашло выражение в творчестве Уильяма Блейка (1757—1827), не только крупнейшего поэта, но и оригинального художника, в основном гравера и рисовальщика. Иллюстрации к Данте, Мильтону, к Библии, к собственным поэтическим произведениям — это мрачные фантазии со сложными аллегориями, религиозно-мистическими символами, отражающие философию творчества художника, его трагическое мироощущение.

Но наибольшие успехи прерафаэлитов лежат не в живописи, а в декоративном искусстве, в художественном оформлении книги. В 1860—1880-х годах поэт, художник и общественный деятель Уильям Моррис (1834—1896) вслед за Рескиным начал борьбу с обезличением в декоративном искусстве, неизбежным при машинном производстве. Обращаясь к эстетике средневекового ручного труда, У. Моррис организовал художественно-промышленные мастерские изготовления мебели, обоев, шпалер, тканей, витражей, изделий из стекла и металла и пр., рисунки для которых помимо него исполняли некоторые прерафаэлиты (например, Берн-Джонс, используя излюбленные им средневековые рыцарские и религиозные сюжеты и мотивы).

Стилизаторство прерафаэлитов во многом предвосхитило стиль модерн рубежа веков. Влияние этих художников сказалось и на графике этого периода: искусство Обри Бердслея (1872—1898), утонченное до вычурности, изысканное до извращенности, несомненно, отталкивалось от символики и приемов прерафаэлитов, отличалось от них, однако, высочайшим профессиональным уровнем

Общественно-политические и экономические события Англии 18 — начала 19 веков имели прямое воздействие на английскую культуру. На рубеже этих веков достижения английского изобразительного искусства лежат в жанре пейзажа. Именно в пейзаже живопись Англии опередила континентальную Европу. Существенным фактором особого развития пейзажной живописи в Англии являлось то, что здесь ранее, чем в других странах, создается капиталистический город. Становится ярко-выраженной противоположность между городом и деревней, усиливая чуткое восприятие художником сельской природы по контрасту с пыльными, лишенными зелени, каменными улицами промышленных городов.

Томас Гейнсборо (1727-1788)

Автопортрет, около 1759

Автопортрет, около 1759

В 1780-х гг. английский художник Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) уже получал солидные гонорары как один из талантливейших портретистов своего времени. Неподражаемо утонченный стиль и мастерство передачи портретного сходства давали мастеру столь широкое признание , что он даже позволял выбирать себе заказчиков из числа претендентов , осаждавших его студию на лондонской улице Пэлл-Мэлл.

Хотелось бы упомянуть, что портретом Гейнсборо занимался лишь оттого, что этот жанр, в отличие от его любимого пейзажа, давал возможность жить безбедно. Поэтому у Гейнсборо так много семейных и детских портретов – заказчики предпочитали видеть своих близких такими, какие они есть. С годами живописная манера художника становится всё более свободной, лёгкой и широкой, навевая ассоциации с куда более поздним импрессионизмом.

Однако в глубине души Гейнсборо давно мечтал запереть дверь перед светской публикой, уехать из Лондона в родную деревню и всецело посвятить себя пейзажной живописи.

“Мне до смерти надоели портреты, — писал он, — и я бы с радостью захватил свою виолу да гамба и пешком ушел в какую-нибудь славную деревеньку , где можно вволю писать пейзажи и в покое провести остаток дней”.

Задуманный побег так и не состоялся , но всю жизнь из-под кисти Гейнсборо выходили пейзажи, воспевавшие прелесть и безмятежный покой сельской жизни, к которой он так стремился. Отмеченные легкой работой кисти, придавшей замечательную живость его портретным образам, эти пейзажи воплотили в себе присущую всякому англичанину любовь к природе. В пейзажной живописи Гейнсборо был в какой-то степени новатором. Дело в том, что вплоть до середины 18 века этот жанр находился едва ли не на низшей ступени в иерархии английского искусства, и сам художник довольно скоро понял , что пейзажами на жизнь не заработаешь.

Чтобы преуспеть на поприще живописца в Англии конца 17 — начала 18 веков , следовало посвятить себя созданию портретов, а ещё лучше — помпезных исторических или мифологических сцен, предназначенных для украшения богатых загородных поместий. Популярные в тогдашней Голландии скромные пейзажи не пользовались спросом по ту сторону Ла-Манша. Более того, английский пейзажист считался чем-то вроде картографа, которому богатый помещик поручал документально запечатлеть на полотне свою усадьбу и владения. Картины подобного рода воспевали богатство, власть и высокое положение хозяина , а отнюдь не красоты природы. В обществе той эпохи еще не сформировалась концепция пейзажа как самостоятельного жанра.

Самые известные картины Томаса Гейнсборо:

Ричард Уилсон (1714-1782)

Говоря об английском пейзаже, нельзя не сказать про Ричарда Уилсона (1714-1782). Вполне традиционные по композиции и сюжеты картины он расцвечивал яркими живыми тонами. Из-за этого современникам его работы казались слишком естественными, и желающих купить его живопись было немного. С ранних лет воспитанный на памятниках античной литературы, Уилсон превосходно знал творчество Вергилия, Горация и других римских поэтов. Их описания мирной деревенской жизни, а также собственные поездки на Апеннинский полуостров в середине 1750-х годов вдохновили художника.

Неудивительно, что в его полотнах было больше авторской фантазии , чем реальной действительности . Перемещая деревья, озера и даже горы, Уилсон идеализировал ландшафт ради создания безупречной композиции , которую довел до совершенства писавший в итальянском духе Клод Лоррен (1600-1682). Для картин Лоррена, чрезвычайно популярных в Англии в 18века, характерна строгая уравновешенность отдельных элементов, мягкий прозрачный свет и идиллический покой, но именно благодаря ему пейзаж первые заявил о себе как новое явление в живописи.

Заслуженное признание мастер получил лишь век спустя после смерти.

Джон Констебл (1776-1837)

Некоторые считают Джона Констебла (John Constable) вдохновителем импрессионизма.

Английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом.

Разделяя любовь Гейнсборо к природе, он всё же исповедовал совершенно другие взгляды на живопись. Не желая тратить время на романтические эскапизм “живописного” стиля или композиционные изыски предшественников, Констебл видел свой идеал в достоверном переносе на полтона всего, что открывается взору художника. Заявляя, что элементы его искусства следует искать “ под каждой изгородью, на каждой тропинке”, он полагал, что запечатлеть на бумаге или полотне какой-нибудь предмет или вид значит раскрыть его истинную сущность, подобно тому, как ученый мог бы изучить его химический состав или воздействующие на него физические силы.

Долгие годы Констебл влачил судьбу художника-неформала — его попросту не замечали. Тем не менее, он твердо стоял на своих принципах и много работал на пленэре, стремясь уловить в этюдах столь любимые им световые эффекты. Завороженный сиюминутной изменчивостью погодных явлений, он создал множество акварелей и этюдов маслом, которыми затем пользовался, работая в студии. На многих его полотнах почти все пространство занято громадами клубящихся облаков, которые иногда оттесняют на второй план все прочие композиционные элементы.

Пределом мечтаний Констебла было создавать на пленэре законченные произведения, имея перед глазами изображаемые предметы. Но красок в тюбиках тогда еще не выпускали, а смешивать и перевозить пигменты было так сложно , что о написании крупных работ на открытом воздухе не могло быть и речи. Поэтому почти все картины , написанные мастером до 1817 года, были слишком малы , чтобы соперничать с огромными студийными полотнами, выставлявшимися в Королевской академии. В конечном счете, Констебл добился успеха и признания, написав цикл крупномасштабных пейзажей долины реки Стаур, которые создавались в мастерской на основе тщательно выписанных натурных этюдов. Самый известных из них , “Телега для сена”, получил высокую высокую оценку публики на академической выставке 1821 года. В 1824 году этот пейзаж был выставлен в парижском Салоне, где удостоился похвалы самого Эжена Делакруа, который позднее посетил мастерскую Констебла.

Картина, созданная им в 1816 году во время медового месяца с Мэри Бикнелл. Свадебное путешествие в места, далекие от родного Суффолка, вдохновило мастера на создание ещё нескольких пейзажей.

Творчество Констебла вдохновляло не только современников (Жерико, Делакруа), но и представителей более поздних течений: Барбизонской школы, французского импрессионизма, художников конца XIX в.

Известные картины Джона Констебла:

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851)

Уильям Тернер (William Turner) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравёр.

Уильям Тернер виртуозно владел разными техниками: одинаково хорошо писал акварелью и маслом. Он экспериментировал с самыми разными пигментами. Он использовал пигменты, такие как кармин, хотя и знал, что это недолговечно.

Он, как и Констебл, был приверженцем работы на пленэре, правда , стремился запечатлеть куда более бурные состояния природы.

Уже 67-летним стариком он однажды велел привязать себя к корабельной мачте во время шторма, чтобы испытать на себе все могущество бушующей стихии.

Наиболее известные работы Уильма Тернера:

Читайте также: