Способы спортивных соревнований кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Система непосредственного определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов применяется при проведении личных и лично-командных соревнований по большинству видов спорта, в которых результаты соревнующихся участников оцениваются метрическими единицами (легкая атлетика, велосипедный, конькобежный и лыжный виды спорта, плавание и др.) или суммой баллов, присуждаемых за качественное и технически эстетичное исполнение упражнений (акробатика, гимнастика, фигурное катание и др.).

2. Круговая система основывается на принципе последовательных встреч каждогоучастника (команды) со всеми остальными и применяется главным образом в спортивных играх и единоборствах. При круговой системе итоговое место участника или команды определяется по количеству набранных в соревновании очков. В игровых видах спорта при равенстве очков у одной или нескольких команд для определения победителя могут применяться следующие критерии: - разница забитых и пропущенных мячей или шайб; - количество забитых мячей или шайб; - результат конкретной игры; - жеребьевка. Порядок встреч (игр) по круговой системе определяется жеребьевкой номеров команд или участников. На основании определившихся номеров составляется календарь встреч. Для определения количества игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг используют формулу.

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру­говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме­шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас­тников, сроков и др.

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе­дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи­более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма­стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при не­четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча­ствующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле


где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав­ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но­мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова­ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе­ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя­тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис­ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови­ны, т.е. с 5: 5. 6. 7.




При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер­тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер­тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу­чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф­ру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ­ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:

Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы­вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле­ва - номера команд, играющих на полях соперников.


Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.




Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер­вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе­ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос­ледующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).



При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман­ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо­собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос­ледующих мест.

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес­та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос­новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).

В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож­ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв­ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора­жение - 1 и неявка - 0.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен­ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови­на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч­ков, сколько взрослым и т.п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу при­меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор­мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).




В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): кру­говой, с выбыванием после поражения и комбинированный (сме­шанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) учас­тников, сроков и др.

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Побе­дительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наи­более объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного ма­стерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при не­четном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном - на один день меньше этого числа = п; х - п - 1, соответственно), где х - количество игровых дней, п - число уча­ствующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле


где х - количество встреч; п - количество команд; (л -1) - число игр, которое должна провести каждая команда; 2 - показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может состав­ляться с учетом этого, требования - с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие но­мера команд встречаются между собой в каждый день соревнова­ний. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номе­ром которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоя­тельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если чис­ло команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй полови­ны, т.е. с 5: 5. 6. 7.




При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вер­тикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вер­тикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном слу­чае - 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить циф­ру 1 над линией.

Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участ­ниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:

Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показы­вают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры сле­ва - номера команд, играющих на полях соперников.


Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями - команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: пер­вая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номе­ра попарно составляют первый игровой день. Для определения пос­ледующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).



При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 - команда в этой паре не играет (выходная).

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие коман­ды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше спо­собам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения пос­ледующих мест.

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 мес­та рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на ос­новании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).

В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возмож­ны варианты: первый - за победу - 3 очка, ничью - 2, поражение -1 и неявка - 0; второй - за победу - 2, ничью - 1, поражение и неяв­ка - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу - 2 очка, пора­жение - 1 и неявка - 0.

При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовлен­ности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется полови­на очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же оч­ков, сколько взрослым и т.п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу при­меняется таблица, в которой отражается вся необходимая инфор­мация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).

Выбор того или иного способа проведения соревнований зависит от вида спорта и традиций проведения соревнований в этом виде, целей соревнований, количества участников и места проведения.

В циклических видах спорта участники соревнований преодолевают определённую дистанцию и по показанному времени определяются победители, призёры и все остальные участники расставляются по местам в итоговом протоколе данных соревнований.

В сложнокоординационных видах спорта участникам соревнований за показанную в соревнованиях программу, судьи определяют баллы и по сумме баллов все участники ранжируются по местам.

В спортивных играх, единоборствах и других видах спорта в основном встречаются следующие способы проведения соревнований: круговой, отборочно-круговой, смешанный и способ прямого выбывания.

1. Круговой способ проведения соревнований.

При проведении соревнований этим способом все участники соревнований (спортсмен или команда) встречаются со всеми соперниками поочерёдно. Результаты встреч (победы, поражения, ничьи) оцениваются в очках, учитываются при определении места, занятого спортсменом или командой. Первое место присуждается команде (спортсмену), набравшей наибольшую сумму очков.

Условиями, определяющими преимущество, могут быть:

• победа команды (участника) в личной встрече;

• преимущество в количестве побед у данной команды (участника);

• лучшая разница мячей, шайб, очков.

Могут быть назначены и дополнительные встречи.

2. Отборочно-круговой способ.

При проведении соревнований этим способом команды (участников) разделяют вначале на предварительные группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы, в которых каждая команда встречается со всеми соперниками данной группы. Затем команды (участники) занявшие лучшие места в группе (не более 50 % от участвующих команд в группе) переходят в следующий тур соревнований.

Эти команды вновь разбивают на группы, которые проводят поединки между собой до следующего отбора, вплоть до финальной встречи, в которой и определяют победителя и призёров соревнований.

3. Способ прямого выбывания.

В соревнованиях, проводимых этим способом, участник (команда), проигравший поединок выбывает из дальнейших соревнований. При проведении соревнований этим способом возможны утешительные поединки между проигравшими спортсменами, позволяющие их победителям продолжать дальнейшие соревнования.

Важным моментом объективизации проведения соревнований этим способом, является рассеивание участников (команд) на предварительных этапах соревнований (по их рейтингу).

5. Смешанный способ.

Объективность выявления победителей и призёров во многом зависит от характера жеребьевки – рассеивание команд (спортсменов) по предварительным группам в соответствии с их рейтингом или спортивной квалификацией, определяемой по результатам предыдущих соревнований.

Независимо от способов проведения, соревнования могут состоять из двух ступеней: предварительных и финальных. В зависимости от количества участников, между предварительными и финальными соревнованиями могут быть промежуточные: 1\8; ¼; ½ финала.

В соревнованиях по лёгкой атлетике, плавании, тяжёлой атлетике и др. могут проводиться соревнования, состоящие их двух этапов: квалификационного и основного. В процессе квалификационного этапа проводится отбор спортсменов, выполнивших квалификационный норматив, для участия в основном этапе.

Спортивные соревнования могут быть личными, командными и лично-командными.

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.

Круговой способ

Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном – на один день меньше этого числа (х = n; х – n – 1, соответственно), где х -количество игровых дней, n – число участвующих команд.

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле:


где х – количество встреч; n – количество команд; (n-1) – число игр, которое должна провести каждая команда; 2 – показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого, требования – с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.

Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3).


Рис. 3. Составление календаря игр с чередованием полей

Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру.

Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т. е. с 5:

При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) – следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае – 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.


Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева – номера команд, играющих на полях соперников.

Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями – команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).

При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 – команда в этой паре не играет (выходная).


Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т. д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.

Рассеивание змейкой производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).

В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возможны варианты: первый – за победу – 3 очка, ничью – 2, поражение -1 и неявка – 0; второй – за победу -2, ничью – 1, поражение и неявка – 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу – 2 очка, поражение – 1 и неявка – 0.


При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовленности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая – 3, третья – 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется половина очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).

Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, сколько взрослым и т. п.

Для учета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).


Рис. 6. Сетка учета результатов при круговом способе.

Способ с выбыванием

При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.

Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т. д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвертой и т. д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7, 8).


Рис. 7. Схема встреч для 8 каманд


Рис. 8. Схема встреч для 11 команд

Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфиналом; этап встреч четырех команд – полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд – финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.

Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Расчет числа команд по способу с выбыванием после одного поражения


При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы).

Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9).


Рис. 9. Календарь игр по способу выбывания после двух поражений (команд)

Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.

Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6–8).

Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определенной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10.

Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша.

Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования -предварительная или заключительная – проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.

Возможны несколько вариантов смешанного способа.


Рис. 10. Определение мест по основной и дополнительной сеткам способа с выбыванием

Второй вариант: команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная – по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах.

Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победителей – по способу с выбыванием.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?

2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?

3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.

4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?

5. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).

6. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круговой способ и с выбыванием после поражения)?

Спортивные соревнования представляют собой соперничество между людьми в форме игры, целью которых является выяснение физической подготовленности.

Спортивные соревнования решают методические, педагогические и общественные задачи. На спортивных соревнованиях происходит совершенствование технической, физической, тактической, теоретической психической подготовленности. Сдвиги, которые происходят в организме человека, превосходит уровень, который характерен для занятий на тренировках.

Спортивные соревнования представляют собой меру, с помощью которой происходит повышение натренированности у спортсменов. Огромное значение в спортивной для сформированности качеств волевого характера.

Спортивные соревнования – это яркие и эмоциональные зрелища, в результате этого возникает удовольствие соучастников – зрителя и спортсменов.

Основные организационные вопросы спортивных соревнованиях

Функциями тренеров – преподавателей, учителей физической культуры и спорта, спортивного судьи, организаторов, врачей различают по характеру деятельности всех этих людей.

Главной функцией тренеров – преподавателей является подготовка обучающихся к соревнованиям. Следует, прежде всего, научить юных спортсменов технике и тактике спортивной, а также обучить соревноваться. Для этого необходимо принимать обучающимся в соревнованиях разного уровня.

Организационно – методическая работа связана с составлением календарного плана по видам спорта. В них указывают виды соревнований, место, время проведения. Необходимо, чтобы соревнования были разные по уровню.

Также важным в организационно – методической работе является составление положений о соревнованиях, турнирах. В них указываются:

- наименование спортивного состязания;

- место, где будут проходить соревнования;

- порядок проведения по дням;

- система определения победителей;

Для того, чтобы принять участие в соревнованиях следует во время подавать заявку предварительно, а затем по приезду.

Для того, чтобы провести соревнования необходимо привести место в порядок, позаботиться об инвентаре и оборудовании в соответствии с правилами.

На соревнованиях обязательно должен присутствовать врач или медицинский работник.

Судьи должны действовать по правилам по данному виду спорта. Судьей определяется в основном тренер из трененерского состава. Главный судья несет ответственность за здоровье обучающихся. Главный судья должен быть знатоком правил соревнований.

Проведение и организация спортивного мероприятия

Организаторы соревнований определяют условия проведения мероприятий, несут ответственность за проведение, могут переносить их на другое время, приостанавливать, прекращать и утверждать итоги.

Организаторы имеют исключительное право на размещение рекламы, услуг и работы по проведению соревнования.

Организаторы спортивных мероприятий имеют права на освещение мероприятий с помощью трансляции любыми способами (газета, журналы, телевидение и другие)

Проведение и организация соревнований происходит в соответствии с утвержденным положением.

Положения утверждения спортивных соревнованиях устанавливаются исполнительной властью субъекта Российской Федерации.

Положения утверждения спортивных соревнованиях устанавливаются органами местного самоуправления.

Когда организаторами являются много лиц, тогда обязанности распределяются между ними.

Спортивные соревнования, турниры, мероприятия решают задачи как в физическом воспитании, так и в воспитании обучающихся нравственного воспитания, что позволяет воспитать всестороннюю развитую личность, которая социально адаптирована в современном мире.

Читайте также: