Классическая социология конца xix нач xx в кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общепризнано, что первый классический этап развития социологии — 1850-1920 гг. Это время Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. Классические традиции социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны. К числу известных социологов данного этапа можно отнести:

Георга Зиммеля — создателя формальной социологии;

Джоржа Георга Мида — одного из основоположников прагматизма в социологии;

Зигмунда Фрейда — создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии.

Речь идет о гипотезе, согласно которой в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы, в основном сексуального характера. Проблема разрешения сексуальных импульсов имеет, по 3. Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии человека, но и в историческом процессе. В этом ракурсе 3. Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п.

Социология развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую науку внесли и русские мыслители: Г. В. Плеханов, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, В. И. Ленин, Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин.

Вероятно, особые условия повлияли на то, что в России социология не была востребована обществом. Достаточно назвать Питирима Сорокина — молодого профессора Петербургского университета, талантливого социолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг.

Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию

воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое направление в социологии представлен Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени своего основателя К. Маркса (1818—1883), которая существует уже более полутора сотен лет. На Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831) и особенно его учение о диалектике.

Маркс и Энгельс использовали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов.

Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прогресса — капиталистического.

РЕДУКЦИОНИЗМ КАК СИМПТОМ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ XIX ВЕКА

Имеется в виду редукционизм – стремление социологов объяснять сложные и более развитые явления путем сведения их к менее сложным и неразвитым, зато представляющимся в их глазах более фундаментальными. Причем, как правило, подобное сведение осуществляется с помощью аналогии – гипотетического утверждения сходства исследуемого социального феномена с явлением (явлениями), уже описанным и исследованным в иной области научного знания.

Но поскольку для всех упомянутых классиков социологии человеческое общество неизменно представало как высшая (и соответственно, наиболее сложная) ступень эволюционного ряда, постольку даже с их точки зрения объяснение общественных явлений по аналогии с физиологическими уже само по себе должно было бы расцениваться, как сведение высшего к низшему, то есть редукция.

Симптома серьезного недуга тем более, что его глубинным теоретикометодологическим источником оставалась непроясненность вновь и вновь заострявшейся (однако остававшейся неотрефлектированной) проблемы соотношения между прогрессистским принципом непрерывного развития от низшего к высшему, то есть изменения, с одной стороны, и универсалистским постулатом неизменности всеобщих законов – с другой.

Важнейшими направлениями социологии конца XIX – начала XX вв. были: биологическое (органическое), психологическое, эмпирическое, технологическое, механическое, формалистическое, культурологическое и др.

Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества – индивида.

В целом социологическое учение Спенсера увековечивает эксплуатацию человека человеком, противоречит революционному развитию общества. В научном отношении оно идеалистично отрицает объективные законы развития общества

2. Второе направление – психологическое. Данное направление характеризуется тем, что проблемы социального развития рассматриваются с позиций социальной психологии. Наиболее крупными представителями данного направления являются американский социолог Лестер Уорд и француз Габриель Тард. Первоначальной социальной силой, основой всех действий, по Уорду, есть желание. Желания движут миром. Благодаря желаниям человек нарушает существующие законы. В этом виноваты внутренняя природа человека, а с ней ничего не поделаешь. Доказывается неизбежность пороков заключенных не в обществе, а в самом человеке.

3. Третье направление социологии – эмпирическое. Данное направление получило такое название в силу того, что социологи перешли от чистого академизма к социальной действительности, стали исследовать реальные социальные процессы. Основоположником эмпирического направления является французский социолог Ле Пле (1806-1882). Он считал, что социология не должна быть связана с философией, она призвана накапливать факты, изучать их, добиваться достоверности данных. Исследование фактов поможет исследовать устройство человеческих обществ и основные законы, нарушение которых ведет к разложению общества.

Важнейшей задачей социологии Ле Пле считал изучение проблемы процветания народов, которую возможно выяснить через исследование семьи.




4. Механическое направление. В идейном отношении оно заимствовало некоторые идеи у древних мыслителей (Демокрита, Лукреция), а также у представителей естественных наук предыдущих веков, например у Ньютона.

Представителем этого направления является американский социолог Г.К.Керри (1793-1879). В основу социологии он кладет исходное положение механического монизма, согласно которому вся Вселенная имеет одно начало – замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. Человек для Керри является общественной молекулой, которая существует в соответствии с законом молекулярной гравитации. Согласно этому закону, люди тянутся к своим близким, следовательно, гравитация в обществе, как и везде в материальном мире, пропорциональна массе и обратно пропорциональна расстоянию.

Концентрация и разрозненность личности, централизация и децентрализация организации в обществе являются результатом действия центростремительных и центробежных сил, действующих в соответствии с законами механики. Между двумя телами с разными температурами происходит притяжение или отталкивание. То же происходит и между людьми.

Еще более ненаучное механическое толкование процессов общественной жизни дал немецкий химик В.Освальд. Он предложил концепцию энергетической культуры общества. Ее основные положения: каждое общественное явление и каждое историческое изменение есть не что иное, как только изменение энергии. Утверждение культуры есть преобразование природной энергии в управляемую энергию. Чем больше использовалась сумма энергии, которой располагает человек, тем выше уровень культуры.

Человек в представлении Освальда является механизмом, преобразующим различные формы энергии. Общество представляет собой целостность, состоящую из личностей, осуществляющих общую цель, а, следовательно, оно является механизмом, служащим для лучшего использования и превращения энергии.

В обществе, где отношения не урегулированы, имеет место расточительство энергии, а, следовательно, нет прогресса. Прогресс имеет место там, где умело используется энергия, достигается максимальное превращение неуправляемой энергии в управляемую. Целью общества является получение максимума полезной энергии.

Право, государство, торговля, язык – все, что есть в обществе, лишь облегчает процесс превращения неуправляемой энергии в управляемую.

Богатство, деньги – выражение концентрации в обществе полезной энергии.

Как видим, Освальд в своей концепции общественные силы развития заменил техническими.

5. Технократическое направление, ос6новные идеи которого заключаются в том, что на смену политическим в управлении обществом должны придти инженеры (американский социолог Т.Веблен (1857-1929), англичанин С.Чейз).

Рабочий класс, другие классы не могут управлять обществом.

6. Демографическое направление. Утверждается, что основными причинами определяющими развитие общества, тип общественного строя, его культуру, всегда являются численность и плотность населения (француз Адольф Кост, иальянец Коррадо Гини).

Так, русский социолог М.Ковалевский (1851-1916) пытался объяснить хозяйственное развитие России ростом населения. Прирост населения, утверждал он, влечет за собой разделение труда, а затем углубление различий в социальных слоях, классах, что вызывает развитие орудий труда и различия в организации хозяйства. В этой концепции причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что ль орудий труда, уровня развития производительных сил, классовых отношений, культуры зависят темпы роста населения, а не наоборот.

7. Географическое направление (англичанин Г.Бокль (1821-1862)).

Попытки объяснить общественную жизнь природными условиями, климатом имеют давнюю историю. Они были возведены в ранг определенных концепций, ведущее место среди которых занимает географический детерминизм.

Эта история абсолютизирует географическую среду и приписывает ей определяющее влияние на общественную и индивидуальную жизнь.

Природные факторы влияют, конечно, на жизнь общества, но не являются главными.

Макс Вебер – родоначальник немецкой школы – уделял серьезное внимание выработке собственной концепции на социологию, заложил основы так называемой понимающей социологии.

Согласно Веберу, никакой объективной детерминации человеческих действий нет, а детерминизм состоит лишь в связи индивидуальных побудительных мотивов друг с другом.

Таким образом, Вебер, заложив основы социологии идейного моделирования социальных явлений, уводил ее от социальной действительности.

Подводя итог сказанному о социологии XIX и начала XX века, следует подчеркнуть, что она не знала законов развития общества. Большинство ее направлений пытались применить законы той или иной естественной науки для объяснения социальных процессов. Поэтому их общая черта – натурализм. Второе, что характерно для социологии того времени – это эволюционизм, основы которого были заложены еще Контом. Рассмотрение общественного развития происходило с точки зрения эволюции, но ни в коем случае не с позиций революции.

В-третьих, структурно-функциональный анализ, предложенный Контом и развитый Спенсером, оставался ведущим для анализа общественных явлений. Исторический подход, историзм, как один из важнейших научных методов исследования социальных явлений забывается.

Четвертой чертой социологии рассматриваемого периода является постепенный переход от чистого академизма к практике жизни.

Пятая черта – это господство идеалистической методологии. Психологический принцип решения важнейших социальных проблем является исходным. Господствующая идеологическая философия налагала свой отпечаток на развитие всей социологии.

Важнейшими направлениями социологии конца XIX – начала XX вв. были: биологическое (органическое), психологическое, эмпирическое, технологическое, механическое, формалистическое, культурологическое и др.

Лишь путем изучения этих институтов можно познать основную ячейку общества – индивида.

В целом социологическое учение Спенсера увековечивает эксплуатацию человека человеком, противоречит революционному развитию общества. В научном отношении оно идеалистично отрицает объективные законы развития общества

2. Второе направление – психологическое. Данное направление характеризуется тем, что проблемы социального развития рассматриваются с позиций социальной психологии. Наиболее крупными представителями данного направления являются американский социолог Лестер Уорд и француз Габриель Тард. Первоначальной социальной силой, основой всех действий, по Уорду, есть желание. Желания движут миром. Благодаря желаниям человек нарушает существующие законы. В этом виноваты внутренняя природа человека, а с ней ничего не поделаешь. Доказывается неизбежность пороков заключенных не в обществе, а в самом человеке.

3. Третье направление социологии – эмпирическое. Данное направление получило такое название в силу того, что социологи перешли от чистого академизма к социальной действительности, стали исследовать реальные социальные процессы. Основоположником эмпирического направления является французский социолог Ле Пле (1806-1882). Он считал, что социология не должна быть связана с философией, она призвана накапливать факты, изучать их, добиваться достоверности данных. Исследование фактов поможет исследовать устройство человеческих обществ и основные законы, нарушение которых ведет к разложению общества.

Важнейшей задачей социологии Ле Пле считал изучение проблемы процветания народов, которую возможно выяснить через исследование семьи.

4. Механическое направление. В идейном отношении оно заимствовало некоторые идеи у древних мыслителей (Демокрита, Лукреция), а также у представителей естественных наук предыдущих веков, например у Ньютона.

Представителем этого направления является американский социолог Г.К.Керри (1793-1879). В основу социологии он кладет исходное положение механического монизма, согласно которому вся Вселенная имеет одно начало – замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. Человек для Керри является общественной молекулой, которая существует в соответствии с законом молекулярной гравитации. Согласно этому закону, люди тянутся к своим близким, следовательно, гравитация в обществе, как и везде в материальном мире, пропорциональна массе и обратно пропорциональна расстоянию.

Концентрация и разрозненность личности, централизация и децентрализация организации в обществе являются результатом действия центростремительных и центробежных сил, действующих в соответствии с законами механики. Между двумя телами с разными температурами происходит притяжение или отталкивание. То же происходит и между людьми.

Еще более ненаучное механическое толкование процессов общественной жизни дал немецкий химик В.Освальд. Он предложил концепцию энергетической культуры общества. Ее основные положения: каждое общественное явление и каждое историческое изменение есть не что иное, как только изменение энергии. Утверждение культуры есть преобразование природной энергии в управляемую энергию. Чем больше использовалась сумма энергии, которой располагает человек, тем выше уровень культуры.

Человек в представлении Освальда является механизмом, преобразующим различные формы энергии. Общество представляет собой целостность, состоящую из личностей, осуществляющих общую цель, а, следовательно, оно является механизмом, служащим для лучшего использования и превращения энергии.

В обществе, где отношения не урегулированы, имеет место расточительство энергии, а, следовательно, нет прогресса. Прогресс имеет место там, где умело используется энергия, достигается максимальное превращение неуправляемой энергии в управляемую. Целью общества является получение максимума полезной энергии.

Право, государство, торговля, язык – все, что есть в обществе, лишь облегчает процесс превращения неуправляемой энергии в управляемую.

Богатство, деньги – выражение концентрации в обществе полезной энергии.

Как видим, Освальд в своей концепции общественные силы развития заменил техническими.

5. Технократическое направление, ос6новные идеи которого заключаются в том, что на смену политическим в управлении обществом должны придти инженеры (американский социолог Т.Веблен (1857-1929), англичанин С.Чейз).

Рабочий класс, другие классы не могут управлять обществом.

6. Демографическое направление. Утверждается, что основными причинами определяющими развитие общества, тип общественного строя, его культуру, всегда являются численность и плотность населения (француз Адольф Кост, иальянец Коррадо Гини).

Так, русский социолог М.Ковалевский (1851-1916) пытался объяснить хозяйственное развитие России ростом населения. Прирост населения, утверждал он, влечет за собой разделение труда, а затем углубление различий в социальных слоях, классах, что вызывает развитие орудий труда и различия в организации хозяйства. В этой концепции причина и следствие поменялись местами. Дело в том, что ль орудий труда, уровня развития производительных сил, классовых отношений, культуры зависят темпы роста населения, а не наоборот.

7. Географическое направление (англичанин Г.Бокль (1821-1862)).

Попытки объяснить общественную жизнь природными условиями, климатом имеют давнюю историю. Они были возведены в ранг определенных концепций, ведущее место среди которых занимает географический детерминизм.

Эта история абсолютизирует географическую среду и приписывает ей определяющее влияние на общественную и индивидуальную жизнь.

Природные факторы влияют, конечно, на жизнь общества, но не являются главными.

Макс Вебер – родоначальник немецкой школы – уделял серьезное внимание выработке собственной концепции на социологию, заложил основы так называемой понимающей социологии.

Согласно Веберу, никакой объективной детерминации человеческих действий нет, а детерминизм состоит лишь в связи индивидуальных побудительных мотивов друг с другом.

Таким образом, Вебер, заложив основы социологии идейного моделирования социальных явлений, уводил ее от социальной действительности.

Подводя итог сказанному о социологии XIX и начала XX века, следует подчеркнуть, что она не знала законов развития общества. Большинство ее направлений пытались применить законы той или иной естественной науки для объяснения социальных процессов. Поэтому их общая черта – натурализм. Второе, что характерно для социологии того времени – это эволюционизм, основы которого были заложены еще Контом. Рассмотрение общественного развития происходило с точки зрения эволюции, но ни в коем случае не с позиций революции.

В-третьих, структурно-функциональный анализ, предложенный Контом и развитый Спенсером, оставался ведущим для анализа общественных явлений. Исторический подход, историзм, как один из важнейших научных методов исследования социальных явлений забывается.

Четвертой чертой социологии рассматриваемого периода является постепенный переход от чистого академизма к практике жизни.

Пятая черта – это господство идеалистической методологии. Психологический принцип решения важнейших социальных проблем является исходным. Господствующая идеологическая философия налагала свой отпечаток на развитие всей социологии.

Предпосылки развития классических социологических теорий XIX - XX веков. Органическая теория общества Герберта Спенсера. Социологическая теория марксизма. Социальный реализм, научный метод в социологии Эмиля Дюркгейма. Понимающая социология Макса Вебера.

Рубрика Социология и обществознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.12.2009
Размер файла 30,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

1. Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков

2. Классические социологические теории XIX- начала XX веков

2.1 Органическая теория общества Герберта Спенсера

2.2 Социологическая теория марксизма

2.3 Теория социального реализма и научный метод в социологии Эмиля Дюркгейма

2.4 Понимающая социология Макса Вебера

Таким образом, объектом исследования социологии является общество.

Предметом социологии являются общие и специфические законы, закономерности, тенденции становления, развития, функционирования общества и его отдельных элементов.

Исходя из этого, разными учеными разрабатывались различные теории становления, развития, функционирования общества и его отдельных элементов.

Расцвет теоретической социологии приходится на вторую половину 19 - начало 20 в. Развитые в этот период теории стали в последствии классическими.

Целью данной работы является рассмотрение классических социологических теорий конца 19-начала 20 века.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать характеристику социологических взглядов Г. Спенсера;

2. дать характеристику социологических взглядов К. Маркса;

3. дать характеристику социологических взглядов Э. Дюркгейма;

4. дать характеристику социологических взглядов М. Вебера.

Объект исследования - социологические теории Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

Предметом исследования являются общественные отношения представленные в теориях данных мыслителей.

1. Предпосылки развития классических социологических теорий XIX- начала XX веков

Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение 19 века, послужили импульсом для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно постоянной жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует искать новые основы для наведения порядка в обществе.

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру, Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социального устройства.

В данной работе охарактеризованы наиболее значительные западные общесоциологические теории, сыгравшие или играющие в настоящее время важную роль в развитии социологии. Содержание современных направлений социологии во многом определено социологическими взглядами выдающихся мыслителей XIX- начала XX веков Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др.

2. Классические социологические теории XIX- начала XX веков

2.1 Органическая теория общества Герберта Спенсера

Органическая школа-направление в западной социологии конца 19-начала 20 века, рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей.

Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими авторами. Основоположником теории был Г.Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма.

Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма появляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Спенсер уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: (1) как живые организмы, так и любые общества процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; (2) те и другие усложняются; (3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; (4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают. Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты.- СПб.,1866.- С.421, 458.

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал:

В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности. Спенсер Г. Указ. соч. С. 235.

Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается, как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и проведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.

2.2 Социологическая теория марксизма

Карл Маркс- политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея материалистического понимания истории.

Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства. На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.

Маркс использовал диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие базируется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Маркса интересовало изучение реальных взаимосвязей, особенно классовых конфликтов. Согласно его взгляду на историю, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего строя. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения (совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движение общественного продукта от производства до потребления) никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т. 13. С.8. Маркс приводил такую последовательность: на смену рабовладения приходит феодализм, капитализм - социализмом и наконец социализм - коммунизмом (высшей стадией развития общества).

2.3 Теория социального реализма и научный метод в социологии Эмиля Дюркгейма

Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца 19-начала 20в. - французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующий социальных институтов. Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах , под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи , нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: (1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и (2) их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т. д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки.

Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития.

Дюркгейм считает решающими социальными истоками развития общества, прежде всего коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Это позволило ему более подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества. В этой части его труды до сих пор имеют немалую научную ценность.

2.4 Понимающая социология Макса Вебера

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце 19-начала 20 в. сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер, оказавший большое влияние на развитие социологии.

М.Вебер выделял следующие типы социального действия:

-целерациональное действие-это, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

-ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.

-аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства.

-традиционное действие осуществляется через привычку. П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов. Указ. соч. С. 72.

В целом М. Вебер был выдающимся мыслителем. Многие высказанные им идеи получили дальнейшее развитие и не только в странах Запада.

Итак, мы рассмотрели социологические взгляды Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, можно выделить следующие общие черты социологии Г. Спенсера:

1. это широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов;

2. трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести определенные логические основания;

3. идея закономерной эволюции общественной жизни. Согласно данной идее, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желаний людей.

Во-вторых, что Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства. На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.

В-третьих, влияние идей Э. Дюркгейма присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

Список литературы

1. Социология/ Под. Ред. В.Н. Лавриенко. М., 2006.

2. Социология/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко. М., 2006.

3. Западная теоретическая социология/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. М., 1996.

4. Современная западная социология: словарь/ составители Ю.Н. Давыдов, М.С. Кавалева, А.Ф. Филиппов. М.,1990.

Подобные документы

Предпосылки возникновения социологии в XIX веке, главные идеи ее основоположников (Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера). Социальные исследования в США и Казахстане. Основные этапы развития социологии в России.

презентация [680,5 K], добавлен 11.04.2013

Анализ классического периода в развитии социологии, систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования и классификации. Особенности социологических теорий Макса Вебера, Георга Зиммеля, Э.Дюркгейма.

курсовая работа [27,3 K], добавлен 14.09.2010

Социология Г. Спенсера, эволюционизм. Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма, идея социальной солидарности. Политическая социология М. Вебера, теория "социального действия", религия в социологической концепции М. Вебера.

курсовая работа [31,5 K], добавлен 18.12.2008

Характеристика социологических взглядов Эмиля Дюркгейма - создателя методологии "социологизма", патриарха французской социологической школы. Формальная социология Ф. Тениса и Г. Зиммеля.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 23.09.2010

Особенности социологии Огюста Конта. Две концепции, закон трех стадий. Гармония и стабильность. Органическая теория Герберта Спенсера. Идея эволюции общественной жизни. Социальные институты как органы управления. Общее и различное в учениях социологов.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 01.06.2016

Исследование классических теорий современной социологии: теорий О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Анализ понятия социальной стратификации, совокупности больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства.

реферат [28,3 K], добавлен 10.01.2012

Социология О. Конта, Г. Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера, Парсона, Мертона, Дарендорфа. Критическая теория, постмарксизм, теория систем Н. Луман, символический интеракионизм. Ирвин Гофман, этнометодология, теория обмена, феминизма, позиций, структуры.


Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Натуралистическое направление

Натурализм — социальные концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания.

В пределах социологического натурализма развиваются органистическая, расово-антропологическая, географическая школы, социальный дарвинизм и другие направления.

Органистическая школа в социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) рассматривала общество по аналогии с биологическим объектом, как сложный организм, исходным элементом которого выступает индивид. В основе концепций этой школы лежали две идеи: идея общества как организма и органического целого и идея эволюционизма.

Школа социального дарвинизма утверждает, что основные законы биологии (приспособления, естественного отбора и борьбы за существование) продолжают действовать в общественной истории. Ярким представителем этой школы был Л. Гумплович. С точки зрения Гумпловича, основным элементом общества выступает не индивид, а группа (раса). Антагонистические отношения между группами (расами) и составляют суть общественного развития.

Расово-антропологическая школа: социальное поведение определяется биологической наследственностью. Основатель данного направления Ж. Гобино считал социальное поведение результатом действия расовых и антропологических факторов. Ж. Ляпуж разработал концепцию социальной антропологии, где рассматривал расовый фактор как решающий в истории развития общества, разделял расы на высшие и низшие.

Географическая школа развивалась в рамках натурализма. В ее основе лежит концепция жизненного пространства. Поведение человека, социальных групп объясняется в зависимости от ландшафта, климата, мест обитания: немцы живут на маленькой территории — отсюда бережливость, педантичность; русские живут на огромных территориях — отсюда широта души, расточительность.

Марксистская социологическая школа была основана крупным экономистом и видным представителем социологии К. Марксом. Им были разработаны классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества.

Положительной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему знаний (аналогичной естественным наукам), но это направление игнорировало сложности общественного развития и сознательный характер человеческой деятельности.

Огюст Конт

Герберг Спенсер

Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый, которого считают основателем органической школы в социологии, или органицизма.

Эмиль Дюркгейм

Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие социальную реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения.

Заслуга Дюркгейма состоит в том, что он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал общую теорию и методологию социологическою исследования, а также конкретные методы, правила и процедуры их проведения.

Георг Зиммель

Макс Вебер

  • целерационалыюе — направлено на достижение определенного результата (например, экономическое поведение предпринимателя);
  • ценностно-рациональное — ориентировано на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);
  • традиционное — диктуется устоявшимися привычками, обычаями. верованиями;
  • аффективное — обусловлено эмоциональным состоянием, сильным чувством.

Вебер также заложил основы современной теории социальной стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности (теория марксизма), но и политический (власть, а также статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, которая благодаря этому становится многомерной.

Психологическое направление

К концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Наиболее яркими представителями психологической школы в социологии были Г. Тард, Г. Лебон и Ф. Тённис.

Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей.

На рубеже XIX и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения:

  • индивидуалистское;
  • групповое;
  • социетарное.

Индивидуалистское течение психологического направления в социологии утверждает, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида.

Групповое течение психологического направления в социологии: социальные явления должны объясняться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива).

Социетарное течение психологического направления в социологии рассматривает психику индивида как продукт деятельности общества. Социальные явления и процессы оцениваются с позиций общественной психологии и социологии.

Наиболее известные представители психологического направления в социологии классического периода: американские социологи Л. Уорд (1841-1913), Ф. Гиддингс (1855-1931), У. Мак-Дугалл (1871-1938), французские ученые Г. Тард (1843-1904), Г. Лебон (1841-1931).

Л. Уорд считал, что основополагающие общественные запросы — увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Общественные силы есть силы психические, и потому социология должна иметь психический базис.

По мнению У. Мак-Дугалла, основной движущей силой поведения человека выступают инстинкты, т. е. наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, ученый сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.

Читайте также: