Сша в 70 80 годы 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

На выборах 1960 г. президентом СШАбыл избран лидер демократической партии Д. Кеннеди(1917-1963). Демократы пришли к власти в благоприятный момент экономическогоразвития США. НТР, которая началась в 50-е годы, в 60-е дала существенный приростпроизводства. На первый план выходили области производства основаны на последнихдостижениях научного прогресса - электроэнергетика, электроника, химическаяпромышленность. НТР дала толчок и развитию сельского хозяйства - такназываемой "зеленой революции". Наука превратилась в производственную сферу.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) стали движущейсилой прогресса. Бурный рост производства продолжался до 1967 г. Послеэтого темпы роста замедлились и достигли 1% в год. 60-е годыхарактеризовались высокой степенью государственного вмешательства в экономику ирегулирования социальных отношений американского общества.

Победа Кеннеди на выборахоживила реформаторскую деятельность. Были приняты меры по стимулированиюэкономического роста. С этой целью использовались инфляционные процессы идефицит государственного бюджета (кейнсианская теория).

Программа предусматривала комплексную"Перестройку" регионов хронической депрессии, помощь фермерам,повышение минимальной заработной платы, улучшение социального обеспечения,переквалификацию безработных и другие мероприятия, призванные увеличитьплатежеспособный спрос населения и стать дополнительным стимулом экономическогороста. Важное место в программе отводилось проблемам гражданских прав,положению национальных меньшинств, женщин, молодежи. Всего выполнения программы получалосьза пределы собственно экономики и должно было вывести США на "новые рубежи"(Такое название получила эта программа).

Некоторые из запланированных мероприятий имелихарактер социальных реформ и начали осуществляться уже в 1961-1962 гг Былоповышен почасовую минимальную заработную плату, увеличена помощь безработным,внедрялась программа подготовки и переподготовки рабочих. Социальныепрограммы в сочетании с государственными программами стимулирования капиталовложенийобеспечили США динамичное развитие в течение 60-х годов.

Для того, чтобы вывести США налидирующие позиции в исследовании космоса, Кеннеди предложил программу"Аполлон", целью которой была высадка американцев на Луне, что и былосделано в июле 1969 г. американскими астронавтами Н. Армстронгом иЕ. Олдином.

12 апреля 1961 гражданинСССР Ю. Гагарин впервые в мире совершил космический полет. Первая реакция Кеннедибыла нейтральная, но когда он увидел, что это событие в мире дала высокиеположительные дивиденды СССР, он через два дня после этого созывает совещание в Беломдоме где эмоционально говорит: "Существует ли какая-либо отрасль, в которой мы сможем ихдогнать? Что можно сделать? Можно облететь Луну раньше их? .. Можнозапустить человека на Луну раньше их? Можно ли их перегнать?? Если бы толькокто-нибудь, кто бы мог сказать, как их догнать! Давайте найдем кого-нибудь,кого угодно. Мне все равно, пусть это будет сторож, чтобы он знал как ".

Многообещающая карьера Кеннеди былапрервана: 22 ноября 1963 он был убит в городе Далласе. Кнастоящего времени так окончательно и не выяснено, кто убил президента и кто стоялза спиной убийц. Выдвигается много версий: маньяк-одиночка убийца Ли ХарвиОсвальд (основная версия), обвинялись ЦРУ, мафия, Линдон Джонсон и секретныеслужбы, Эдгар Гувер и ФБР, правые экстремисты в союзе с богатыми нефтянымикомпаниями, кубинская эмиграция, лидер Кубы Ф. Кастро, представителивоенно-промышленного комплекса, СССР. Такое разнообразие версий гласит, чтодеятельность Кеннеди затрагивала интересы всех этих групп.

Новым президентом США стал Линдон Джонсон, Который выдвинул амбициозныйплан построения "Великого общества" без нищеты, безработицы,преступности, тяжелых болезней. Он поставил задачу ликвидировать в США бедность.Значительной мере план было продиктовано личным стремлением Джонсона превзойтиКеннеди. В результате принятых мер (повышение уровня минимальной заработнойплаты, предоставление субсидий и кредитов фермерам, увеличение расходов на охрануздоровье, образование, жилищное строительство, создание "трудовых корпусов",оказание помощи тем, кто живет за чертой бедности) число бедных в Америкесократилось с 36,4 млн. до 25,4 млн. человек, но полностью ликвидировать бедность неудалось.

Во внешней политике демократывыработали доктрину "гибкого реагирования". Ее суть сводилась кадекватного реагирования на действия СССР в различных регионах мира. В период правлениядемократов состоялось обострение отношений между СССР и США. Кульминацией сталоКарибский кризис (1962 г.). После этого началась нормализация отношений междудвумя странами. 16 июня 1963 Кеннеди даже заявил, что США готовы"Вести мирные соревнования с любой другой системой на Земле".Улучшение отношений продолжалось недолго. Убийство Кеннеди и втягивание США ввойну во Вьетнаме надолго заблокировали этот процесс.

США изменили свое отношение также кстран Латинской Америки. Была разработана программа "Союз радипрогресса ", которая должна была способствовать проведению реформ для преодолениясоциально-экономических противоречий в регионе. С 1961 г. по 1968 г.США предоставили странам Латинской Америки помощь в размере 4,5 млрд. долларов.

2. Массовые движения за гражданские права

В 40-60-е годы в США развернуласьактивная борьба за гражданские права различных слоев населения, в частностиамериканских негров против расовой дискриминации. Это связано с изменениемположения негритянского населения. В годы второй мировой войны возрос спрос нарабочую силу в промышленных городах Севера США, и много негров оставило Югстраны, где они подвергались жестокой дискриминации и фактически были лишеныправа голоса. На Севере, где не было традиций расовой сегрегации, негры активновключились в политическую борьбу. Их голоса стали серьезной поддержкой длядемократической партии и она не могла игнорировать их требования. В 1948 г.было запрещено дискриминацию негров при найме на государственную службу, началась подготовкак ликвидации дискриминации в армии.

В 50-е годы борьба вступила вновый этап. Признанным лидером негритянского населения стал Мартин Лютер Кинг, Баптистский пастор. Он предложилиспользовать в борьбе тактику ненасильственных действий Махатмы Ганди. Такая тактикаспособствовала втягиванию в борьбу значительного количества населения. В 1955 г. Кингорганизовал бойкот автобусной компании в Алабаме, проводившая сегрегациюпассажиров. В 1956 г. Верховный суд признал такую сегрегациюантиконституционной. Еще ранее Верховный суд признал незаконной сегрегацию вшколе. Такие решения суда наталкивались на значительное сопротивление белых на Юге США. В1957 для выполнения решений суда в городе Литтл-Рок (штат Арканзас) былоиспользованы войска.

В 60-е годы движение за гражданскиеправа совпал с началом массового движения социального протеста. Тогда школузакончило многочисленное поколение американцев, родившееся после войны. Это былопервое поколение, выросшее в государстве процветания. Оно не видело массовогобезработицы и нищеты, считавшего социальную защищенность и материальный достатокнормой жизни. Их ценности существенно отличались от ценностей их родителей.Молодежь была склонна отрицать ценности общества потребления, онавыступала за большую простоту жизни, свободной от условностей и лицемерия. Символомэтой контркультуры стали джинсы и рок-н-ролл. Борьба за реформууниверситетского образования быстро переросла в движение против вьетнамской войны: "Из-зачего должны умирать солдаты во Вьетнаме и погибать в вьетнамские дети? Почемуусиливается давление на университеты со стороны военных ведомств и правительственныхчиновников? "и др. Вьетнамская война была первой, показанной по телевидению.Каждый день американцы видели сцены насилия и кровь. Молодежь с ее обостреннымчувством справедливости, молодежь, которая должна была стать пушечным мясом на этойвойне, стала крупнейшим противником этой войны. Молодое поколение. Чторазочаровалось в старых идеалах, стало искать себе новых. Их учителями стали МаоЦзэдун, Герберт Маркузе, Че Гавара. Нельзя сказать, что взгляды молодежи имеличеткое формулирование. Скорее это была гремучая смесь из идей коммунизма, анархизма,экзистенциализма т.д. Молодежь не очень переживала теоретическими размышлениями, онавзяла на вооружение лозунг Мао "Бунт - дело верна!" Начало молодежныхвыступлений пришелся на 1964 Это было т. н. академический движение. События вспыхнулив университете Беркли в Калифорнии. Для подавления выступления студентов пришлосьприменять войска. Но на этом выступления молодежи не прекратились. Новымкатализатором стала война во Вьетнаме. Собирались многотысячные демонстрации.Молодежь в знак протеста сжигала флаг США, уклонялась от призыва на военнуюслужбу, требовали освободить университеты от опеки военных и т.д. Наряду смолодежным движением активизировались всевозможные ультраправые, ультралевые экстремистскиеорганизации, организованная преступность. В 60-е годы произошли трагические события,получили невиданного общественно-политический резонанс. В 1968 г. был убитбрата Д. Кеннеди - Роберта, который выдвинул свою кандидатуру на должностьпрезидента. В том же году был застрелен Мартина Лютера Кинга,1964 получил Нобелевскую премию мира. Его смерть вызвала массовыерасовые волнения ("Черные бунты" 1964 - 1969 гг.) для подавления которыхиспользовалась армия.

В 70-е годы массовые движенияпрекратились. Причиной этого была не политика республиканцев. Что победы навыборах 1968 г., а экономический кризис 70-х годов, изменившей приоритетностьпроблем, стоявших перед населением. Кроме того, большая часть требований массовыхдвижений была удовлетворена: американские войска были выведены из Вьетнама, ликвидировановсеобщую воинскую повинность, расизм поставлен вне закона, а в 1972 г.вступило в силу 26 поправка к Конституции США, давшая право голоса молодежи с18 лет.

3. Кризисные 70-е годы. Президентство Р. Никсона, Дж.Форду,Дж.Картера.

На президентских выборах1968 победу одержали республиканцы. Президентом стал Ричард Никсон (1913-1994).

Уже в первые годы правленияреспубликанцев США были поражены экономическим кризисом. Особенностью этой циклическойкризисы перепроизводства (1969-1970 гг) было, то сокращение производства иувеличение безработицы сопровождались повышением цен это явление получило названиеинфляция). В конце 60-х годов начались энергетические трудности, которые вылились в1973 в энергетический кризис, который углубил предварительную перепроизводства. Этосразу привело к новому падению производства, росту безработицы, значительномуповышение цен. Все это заставило республиканцев отказаться от политикинеоконсерватизма, которую они провозгласили, и прибегнуть к активному использованиюметодов государственного регулирования экономики. В январе 1971 г. Р. Никсон дажезаявил журналистам: "Я теперь кейнсианець".

Экономическаякризис - Внезапное падение, сокращение производства,сопровождается разорение значительной части предприятий, ростом безработицы,падением заработной платы и курса акций.

Для преодоления экономических трудностейбыла разработана программа мероприятий, которые получили название "новая экономическаяполитика "Следствием проведения этой политики стало широкое государственноерегулирования. Впервые в мирное время был введен контроль за ценами. Непомерновозросли государственные расходы на социальные программы. Но все эти меры оказалисьмалоэффективными. В 1973-1974 гг США поразила и политический кризис, которыйвыявила все недостатки американской политической системы и государственного аппарата.

Особенности проявленийкризиса 1973-1975 гг в США

Спад производства сопровождался ростом цен и неконтролируемой инфляцией

Стремительный рост безработицы.

Падение жизненного уровня населения.

Кризис перепроизводства переплелась со структурной, сырьевой и валютно-финансовой.

Экономический кризис совпал и с политической кризисом.

17 июня 1972 припредвыборной кампании в штаб-квартиру демократической партии в отеле"Уотергейт" забрались их политические конкуренты, чтобы установитьподслушивающую аппаратуру. Они были обнаружены и арестованы. Возник грандиозный"Уотергейтский скандал". В результате расследования президент Никсонвынужден был в 1974 г. уйти в отставку. Одновременно было принято решениео введении государственной системы финансирования выборов президента. Место Никсоназанял вице-президент Джеральд Форд (1974-1976 гг.)

Американский историк А. Шлезингерназывает в качестве основной причины возникновения импичмента Р. Никсона то обстоятельство,что Никсону удалось стать слишком "сильным" президентом. В борьбе с кризиснымиявлениями в экономике, социальным кризисом, которая была порождена войной во Вьетнаме,молодежными бунтами, Никсон - опытный, волевой и энергичный политик -словно поднялся над конгрессом, нарушив традиционное соотношение исполнительной изаконодательной власти в США. Именно это сделало президента "неудобным" и привело кего отставки. Кроме того, в средствах массовой информации разгорелась дискуссияо последствиях разрядки. Ее инициаторыутверждали, что разрядка выгодна только СССР. Именно Советский Союз приобретаетполитический капитал в мире, получает существенные экономические выгоды от режиманаибольшего благоприятствования в торговле с США.

Во внешней политике республиканцыР. Никсон и Дж.Форд пытались реализовать политику разрядки: нормализацияотношений с СССР, ограничения стратегических ядерных вооружений, уменьшение угрозывоспламенения ядерной войны. Также США нормализовали отношения с коммунистическимКитаем (1971 г.), прекратили войну и вывели свои войска из Вьетнама (в1975 коммунисты победили в гражданской войне на юге во Вьетнам).Поражение во Вьетнаме породила в США так называемый "во вьетнамской синдром" - боязньбыть втянутым в длительное кровавый конфликт без перспективы победы.

Период президентства Дж.Фордунаименее исследованный в истории США. Годы его правления приходятся на наиболеетрагический в послевоенное время период в истории страны: экономический кризис, ростпреступности, последствия политического кризиса, который подорвал доверие к институтамвласти, завершение в Вьетнамской войны, разочарование в обществе. Форда, с егоуравновешенным и спокойным характером удалось восстановить доверие к властипрезидента, вселить в души американцев надежду на будущее. Однако"Уотергейтский скандал" настолько подорвал престиж республиканцев,что на президентских выборах 1976 победу одержал демократ Джимми Картер, Губернатор штатаДжорджия, специалист в области атомной энергетики.

Вопросы и задания:

1. Как называлась стратегия развития США предложенная Д. Кеннеди? На чемосновывалась внутренняя политика Кеннеди?

2. В чем заключалась разница политических курсов Кеннеди и Джонсона?

3. Назовите основные достижения правления демократов в 60-е годы.

4. Назовите основные внешнеполитические события связаны с правлением демократов.

5. Определите основные причины массовых социальных движений в США в 50-60-е годы?

6. Укажите составляющие массовых движений в США в 60-е годы?

7. С выясните последствия и результаты массовых движений.

8. Какие достижения и просчеты президентства Никсона?

9. Что такое "Уотергейтский скандал"? Каковы его уроки и последствия?

10. Какое влияние экономического кризиса 70-х годов на развитие США?



Европа после Второй мировой войны. Территориальные изменения и политическое развитие (1945 - 1956 гг.)



Страны Америки



Страны Ближнего и Среднего Востока

Страны Запада, Ближнего и Среднего Востока



Гарри Трумэн - 33-й президент США в 1945-1953 гг



Испытание атомной бомбы над атоллом Бикини. 1946



Бронечасти Арабского легиона готовы к нападению на Израиль. 1948



Ева Перон - аргентинская общественная и политическая деятельница



Гамаль Абдель Насер - президент Египта в 1956-1970 гг - рядом с генералом Али Мухаммадом Нагиб при триумфальной поездки по улицам Каира. Июль 1952



Че Гевара, Латиноамериканский революционер, участник партизанского движения на Кубе и в Боливии



Порт-Саид после налета английской авиации. 1956



Израильские солдаты обсуждают план атаки на Синайском полуострове. 1956



Ясир Арафат - лидер палестинского освободительного движения



Арабо-израильский конфликт. Июнь 1967



Израильские солдаты в иорданской части Иерусалима. 1967



Министр обороны Израиля Моше Даян на пресс-конференции. 1967



Израильские солдаты на захваченной египетской воздушной базе. 1967



Вилли Брандт - канцлер ФРГ



Ричард Никсон - государственный деятель США; в 1969-74 гг президент США



Сальвадор Альенде, президент Чили в 1970-1973 гг

Безусловная заслуга администрации Никсона - в 1973 г. была прекращена война во Вьетнаме. Отмечались положительные сдвиги в советско-американских отношениях, разрядка международной напряженности:

Внутренняя и внешняя политика Картера

США при Р. Рейгане

Победа Р. Рейгана, который выступал за свертывание роли государства в социально-экономической сфере, стимулирование частной инициативы, резкое сокращение государственных расходов на социальные программы, ограничение деятельности профсоюзов, а во внешней политике – за ужесточение политики в отношении Советского Союза, стала ярким свидетельством нового окончательного поворота вправо в настроениях избирателей.

Готовые работы на аналогичную тему

Рейган сумел остановить экономический спад, который начался еще при Картере, была снижена инфляция и безработица, снижен подоходный налог, ускорены темпы роста экономики, минимизировано забастовочное движение, что обеспечило Рейгану второй президентский срок.

Во внешней политике был дальнейшее взят курс на дальнейшее обострение с СССР и усиление гонки вооружений.

США при Б. Клинтоне

  • активной социальной политики
  • динамизма и частной инициативы рынка
  • активности граждан и их объединений

Во внешней политике администрация Клинтона следовала отстаиванию позиций США как единственного мирового лидера; наиболее заметной внешнеполитической акцией США была незаконная (несанкционированная ООН) бомбардировка войсками НАТО Югославии в 1999 году.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

СССР в 70-х – первой половине 80-х гг.

. СССР в 70-х – первой половине 80-х.

70 Стр. 2 Просмотры

Экономические реформы 70 80 гг

. становился и сам отказ от реформ. В промышленности в 70гг. акцент.

Реформы 70-80-х годов для буржуазной России

. |Реформа |Дата |Содержание реформы.

4 Стр. 104 Просмотры

Урок новейшей истории по теме QuotКризисы 70 8

Реформы 60-70-х гг. XIX века

. РОССИИ РЕФЕРАТ Великие реформы 60-70-х годов XIX века.

Во время Второй мировой войны США понесли незначительные потери по сравнению с другими западными странами. Из войны Соединенные Штаты вышли могущественными экономически и политически. На них приходилось более половины промышленного производства капиталистического мира. США обладали монополией на атомное оружие. Американские военные базы были разбросаны по всему миру.

Социально-экономическое и политическое развитие.

Расовая проблема.

После войны около 10 % населения США составляли афроамериканцы. На них не распространялись блага общества массового потребления. Многие жили за чертой бедности. В отношении афроамериканцев проводилась политика расовой сегрегации, т. е. их принудительной изоляции от остального общества.

Массовое движение против расовой сегрегации возглавил протестантский священник Мартин Лютер Кинг. Он активно выступал за равенство в правах афроамериканцев, используя при этом ненасильственные методы борьбы. Однако это не остановило роста радикальных настроений, и с середины 1960-х гг. начались массовые бунты афроамериканцев. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. Властям с большим трудом удалось стабилизировать положение в стране. В итоге были приняты законы, ужесточившие наказания за сегрегацию.

Преодоление экономического кризиса и решение социальных проблем.

Такая политика обеспечила победу Клинтона и на следующих выборах. Кроме того, на протяжении 1990-х гг. в США наблюдался непрерывный экономический подъем.

Большую выгоду американские корпорации извлекли из распада СССР и всего социалистического лагеря.

Впервые за тридцать лет было отмечено превышение доходов в бюджет над расходами. В конце 1990-х гг. две трети бюджета США составляли отчисления на развитие социальной сферы. Сократилась безработица, уменьшилась доля американцев, проживавших за чертой бедности.

Однако разрыв между богатой элитой и основной массой населения все же продолжал расти.

Внешняя политика США.

В 1962 г. разразился Карибский кризис, вызванный размещением советских ракет на территории Кубы. С большим трудом лидерам США и СССР удалось снять обострение отношений. Но это не остановило гонки вооружений и строительства военных баз по всему миру.

В дальнейшем для Соединенных Штатов оказалось крайне нежелательным появление Российской Федерации в виде мощного противника на международной арене. Они поддерживали стремление стран Центральной и Восточной Европы вступить в НАТО, т. е. присоединиться к американской сфере влияния. США проводили политику экономической и культурной экспансии в странах СНГ.

В 1999 г. американская авиация совместно с союзниками по НАТО в обход ООН участвовала в бомбардировке Югославии, массированным ударам подверглись в 1998 и 2003 гг. Ирак, в 2011 г. — Ливия, в 2013 г. — Сирия.

В 2015 г. было заключено соглашение о сокращении иранской ядерной программы и смягчении экономических санкций в отношении Ирана, так называемая ядерная сделка. Однако в 2018 г. новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп объявил о выходе США из этого соглашения и ввел дополнительные санкции в отношении Ирана. Стали накаляться отношения с еще одной страной, разрабатывающей ядерное оружие, — КНДР. Все это свидетельствует о том, что Соединенные Штаты по-прежнему стремятся сохранить свою гегемонию в мире.

Приход к власти Никсона можно назвать началом республиканского цикла в политической истории Америки. Обоснованность этого тезиса подтверждается тем, что за исключением четырехлетнего пребывания у власти Дж. Картера (1976–1980), представлявшего демократическую партию, в течение пяти сроков из шести, приходящихся на 1968–1992 гг., высокий пост в Белом доме занимали президенты-республиканцы.

Никсон получил довольно трудное наследие. С конца 60-х – начала 70-х гг. наметились все более усугубляющиеся неурядицы в социально-экономической жизни США. Возрастающую остроту приобретала инфляция, которая за два года (1972–1974) возросла на 24 %. С конца 1973 г. весь индустриально развитый мир, в том числе и США, охватил энергетический кризис, разразившийся в результате нефтяного эмбарго нефтедобывающих стран, протестовавших против поддержки Западом Израиля в арабо-израильской войне в октябре 1979 г. Нехватка нефти привела к резкому ее подорожанию, что стало одной из важнейших причин начала самого острого после 30-х гг. экономического кризиса. Наибольшей остроты и глубины этот кризис в США достиг к середине 1975 г., когда объем промышленной продукции сократился на 12,7 %по сравнению с предкризисным уровнем. Упало производство автомобилей, стали, электроэнергии, резко возросло число безработных, достигнув 8,5 млн человек.

Заслугой администрации Никсона можно считать то, что в 1973 г. она прекратила войну во Вьетнаме. С уходом американских войск из Южного Вьетнама, несмотря на продолжающуюся американскую поддержку деньгами и оружием, сайгонский режим вскоре рухнул. В 1975–1976 гг. произошло окончательное объединение Вьетнама в единое государство. Это означало окончательное поражение американской агрессии в Юго-Восточной Азии.

США во второй половине 70-х гг. Смена настроений

В 1976 г. Соединенные Штаты широко отмечали 200-летие со дня провозглашения независимости. В том же году состоялись очередные президентские выборы, на которых победу одержал кандидат от демократической партии Дж. Картер. Его предвыборная программа, в которой центральное место занимали обещания покончить с коррупцией, сократить военные расходы, улучшить системы здравоохранения и образования, сократить безработицу, предпринять меры для морального очищения американского избирателя, возымели свое действие на избирателей.

В глазах большинства избирателей республиканская партия и ее кандидат Дж. Форд ассоциировались с недавними разоблачениями коррупции в высших эшелонах власти и особенно уотергейтским скандалом. Команда же Картера сумела подать его в средствах массовой информации как морально незапятнанного деятеля, не причастного к скандалам и коррупции в вашингтонских коридорах власти, способного лучше реализовать интересы и чаяния простых американцев. Картеру удалось выдвинуть также привлекательные для избирателей лозунги продолжения и расширения разрядки международной напряженности, борьбы в защиту прав и свобод человека во всех странах независимо от господствующих там социальных и политических порядков и т. п.

В актив администрации Картера следует отнести подписание в ходе встречи руководителей СССР и США нового советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений. Хотя сенат США и не ратифицировал этот договор, обе стороны по взаимному согласию соблюдали его основные положения. Неоднозначно было воспринято в мире так называемое Кэмп-Дэвидское (по названию загородной резиденции американских президентов) сепаратное соглашение, заключенное при посредничестве США между Израилем и Египтом (сентябрь 1978 г.), которое, по сути дела, вывело Египет из единого блока арабских стран, боровшихся против Израиля. Картер вынужден был также идти на подписание с Панамой соглашения о возврате этой стране в 2000 г. Панамского канала, правда обставив его целым рядом выгодных для Вашингтона условий.

Но в целом Картеру не удалось выполнить многого из своих предвыборных обещаний. Особенно неутешительными итоги его правления оказались во внешнеполитической сфере. Один из самых сильных ударов по политике и престижу Соединенных Штатов нанесла Иранская революция в 1979 г. Захват иранскими студентами американских дипломатов в Тегеране в качестве заложников, бесславный провал попыток их силового освобождения продемонстрировали всему миру бессилие американской администрации разрешать внешнеполитические узлы, завязывающиеся в нестандартных случаях.

Деятельность администрации Р. Рейгана

Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог, ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему победу вторично на президентских выборах 1984 г.

Этапным событием на пути ослабления напряженности в советско-американских отношениях стала встреча в верхах руководителей СССР и США в Рейкьявике в октябре 1986 г. Несмотря на существенные противоречия между двумя сторонами почти по всем жизненно важным вопросам, было достигнуто согласие по вопросам как стратегических вооружений, так и ракет средней дальности. Хотя это согласие и не удалось воплотить в обязывающие договоренности, встреча в Рейкьявике создала качественно новую ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту.

Заметной вехой на пути улучшения советско-американских отношений стал визит Горбачева в декабре 1987 г. в США. В ходе визита руководители двух стран подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной Европы и в западных районах СССР.

США в 90-х гг.

Позитивные сдвиги в политике администрации Р. Рейгана послужили для республиканской партии тем багажом, который позволил без труда одержать очередную победу на президентских выборах 1988 г. Популярность действующего президента была высока, и лишь конституционные нормы не позволяли ему баллотироваться в третий раз. 41-м президентом страны стал впервые в послевоенной Америке избранный прямо с вице-президентской должности Дж. Буш-старший. Он был последним президентом США – участником Второй мировой войны. За свою долгую политическую карьеру Дж. Буш приобрел немалый опыт. Он был американским представителем в ООН, послом в Китае и директором ЦРУ.

На фоне постепенного нарастания экономических трудностей внутри страны, а также усиления бюджетного дефицита внешнеполитические перспективы, открывшиеся перед новой республиканской администрацией, были многообещающи. Дж. Буш в качестве президента страны сделал ставку на свой обширный политический опыт и заявил о намерении всемерно укреплять оборону США и реализовывать возможности, неожиданно открывшиеся для его страны на мировой арене.

Во внутренней политике начало президентства Дж. Буша совпало с кризисом в сфере государственного кредитования. Попытки администрации опереться при ликвидации ряда сберегательных учреждений на принятый в 1989 г. закон о реформе финансовых институтов оказались безуспешными и привели к резкому росту бюджетных расходов в связи с необходимостью страхования федеральных депозитов. Начавшийся в 1991 г. экономический спад в дальнейшем сказался на росте бюджетного дефицита и вынудил президента отказаться от предвыборных обещаний следовать консервативной финансовой программе Рейгана. Администрация Дж. Буша-старшего вскоре перешла к повышению налогов, а также сокращению ассигнований на социальные нужды и частичному снижению военных расходов. Была кардинально пересмотрена налоговая политика, снят ряд ограничений налогов с лиц, имеющих высокие доходы. Одновременно разрабатывалась программа поддержки малых предприятий и обеспечения свободы торговли с использованием имевшихся в распоряжении администрации налоговых инструментов, прежде всего такой формы государственного регулирования, как гибкая система налоговых льгот. Реализовать эту программу президенту не удалось. Поставленный в трудное положение невозможностью введения новых статей государственных расходов, он начал масштабную кампанию по стимулированию и расширению благотворительности. По этой же причине издержки финансирования ряда насущных природоохранительных мероприятий его администрация вынуждена была отнести на счет частных промышленных фирм и корпораций, загрязнявших окружающую среду.

При активном участии американской администрации решался вопрос об объединении Восточной и Западной Германии. Многосторонние переговоры привели в подписанию в Москве 12 сентября 1990 г. договора, по которому СССР согласился на создание единой Германии как полноправного члена НАТО. Были заключены также договоры 1990–1991 гг. о вооруженных силах в Европе, а также о крупномасштабном сокращении обычных и стратегических наступательных вооружений.

Одним из важных лозунгов Клинтона стали призывы обеспечить процветание американской экономики и достижение внутренней стабильности для обеспечения лидирующих позиций США на мировой арене. Ключевая роль в выполнении этой задачи отводилась государству, которое дополняло рынок, определяло правила свободной конкуренции. Экономическая стратегия администрации Клинтона была нацелена на сокращение дефицита бюджета, инвестирование в людей, расширение доступа к зарубежным рынкам. Администрации Клинтона удалось сначала стабилизировать экономику, а затем обеспечить ее устойчивый рост, что привело к значительному увеличению рабочих мест, беспрецедентному сокращению инфляции, росту покупательной способности населения и т. д.

Эти и ряд других факторов обеспечили президенту победу и на выборах 1996 г. Второй срок пребывания у власти Клинтона ознаменовался серией скандалов, которые чуть не привели его к импичменту, или отстранению от власти в порядке судебного преследования.

На протяжении двух президентских сроков Б. Клинтон существенно ограничил военные расходы, а также взял курс на проведение реформы затрат на социальное обеспечение, повысив эффективность ряда социальных программ и положив предел их росту. За время пребывания у власти демократов в США было создано 20 млн новых рабочих мест. С 1998 г. Соединенные Штаты достигли положительного бюджетного сальдо – профицита. Впервые за несколько десятилетий доходы федерального правительства начали превышать расходы. В послании о положении страны 27 января 2000 г. Б. Клинтон предложил использовать профицит для погашения в ближайшие полтора десятилетия национального долга.

Важным экономическим достижением администрации стало почти двукратное снижение темпов инфляции, позволившее сохранить высокий жизненный уровень американцев. Ликвидация дефицита бюджета стала возможна в результате сокращения военных расходов. Ассигнования на военные цели в 1998 г. составили 16 % федерального бюджета. В результате социальные расходы правительства превысили военные в три раза. Важное место в правительственных программах уделено поддержке образования как важной функции, обеспечивающей высокий квалификационный уровень рабочей силы в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Федеральный бюджет взял на себя при Клинтоне более трети всех расходов на науку, в том числе свыше половины – на фундаментальные исследования.

Вместе с тем военная сила остается одним из главных инструментов американской внешней политики. В начале 90-х гг. президент отказался от стратегической оборонной инициативы (СОИ), сделав упор на программу развития противоракетной обороны (ПРО). Испытания в 1998 г. ядерного оружия Индией и Пакистаном, ракет средней дальности Ираном и Северной Кореей заставили президента пересмотреть отношение к ПРО. В 1999 г. Клинтон объявил об увеличении военных расходов и начале нового этапа военного строительства, в ходе которого предполагается провести закупку нового поколения вооружений.

Выборы 2000 г. в США приобрели драматический характер. Очевидные экономические успехи, достигнутые страной в годы правления демократов, давали им основания рассчитывать на успех своего кандидата, вице-президента Альберта Гора. Республиканцы также были исполнены решимости взять реванш. Они использовали все возможности для привлечения на свою сторону избирателей под лозунгами защиты традиционных ценностей общества. В своей предвыборной кампании республиканцы учли опыт Б. Клинтона, выступив с позиций, вполне близких позициям демократов, перехватив отдельные их лозунги и сделав ставку на центристский подход. Экономическое процветание, беспрецедентное по длительности, отразилось на настроениях избирателей. В результате традиционные для предвыборных дебатов экономические проблемы в 2000 г. отошли на задний план, а вперед выдвинулись вопросы образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также обсуждение тем, связанных с религией, семейными и нравственными ценностями общества, где позиции республиканцев нашли поддержку значительной части населения.

Результаты выборов носили беспрецедентный характер. Несмотря на то что за А. Гора проголосовало на 542 тыс. больше избирателей, в коллегии выборщиков с незначительным перевесом оказались представлены сторонники республиканцев. Подобная ситуация стала возможна в связи с особенностями избирательной системы США. Гора поддержали только 20 штатов, федеральный округ Колумбия. Буш же победил в 30 штатах. В то же время города с населением более полумиллиона человек проголосовали за Гора в соотношении 1:3, тогда как в малых городах 60 % получил Буш. Демократов поддержали небольшие по площади густонаселенные мегаполисы побережий, а республиканцы нашли поддержку в обширной внутренней провинции страны. Решающее значение для исхода выборов имело то, что республиканцы не позволили проводить пересчет бюллетеней в штате Флорида, исход выборов в котором вызвал наибольшее количество претензий со стороны демократов. В итоге решением Верховного суда США, 43-м президентом США был объявлен Дж. Буш-младший.

Читайте также: