Кратко о венеции и гондольерах

Обновлено: 05.07.2024

Венеция, одно из самых популярных мест в Европе, привлекает туристов своим особым, я бы даже сказала, волшебным и потусторонним шармом. Построенная на каналах, Венеция является родиной традиционных гондол.

Хотя катание на гондолах - недешевое удовольствие, туристы себе в нем не отказывают.

Это отличный способ осмотреть живописный город и получить незабываемые впечатления.

Количество гондол в Венеции серьезно сократилось за последние годы, ноэтот факт все равно пока не грозит известной на весь мир туристической традиции - плавать по улицам Венеции на гондолах.

10 интересных фактов о гондолах Венеции

10

ГОНДОЛЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ ВЕНЕЦИАНСКИХ ЛОДОК

Родиной гондол является Венеция. Они были разработаны с учетом венецианских каналов. Однако неправильно думать, что гондолы - единственные лодки, существующие в Венеции. Венеция - город каналов, в городе встречаются и иные лодки и суда .

Однако между гондолами и другими венецианскими лодками есть несколько отличий. Форма гондол уникальная, что позволяет 60% этого типа лодки находиться под водой. Кроме того, у гондолы есть два своеобразных украшения, известные как fero da prova и rico .

9
ОНИ НЕ ДЕШЕВЫЕ

Билет на гондолу стоит недешево, но и построить гондолу обходится дорого! Хотя они выглядят относительно небольшими и простыми, по сравнению с другими лодками, в них предусмотрено много деталей, что делает их довольно дорогими в сборке.

На строительство гондолы уходит около 40 000 евро. Они построены в традиционных верфях Венеции из 280 кусков древесины, изготовленной из восьми различных пород дерева.

8
ОНИ БЫЛИ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАНЫ ДЛЯ ВЕНЕЦИАНСКИХ КАНАЛОВ

Гондола была специально разработана с учетом венецианских каналов. Конструкция и размеры лодки делают ее идеальной для навигации по красивым городским путям , которые иногда бывают довольно узкими.

Гондолы впервые появились в Венеции в 14 - м веке. В отличие от других лодок, у них нет киля или руля, они все еще управляются гондольерами, стоящими на корме.

7
ГОНДОЛЫ БЫЛИ КОГДА-ТО СИМВОЛАМИ СТАТУСА

Сегодня вам не нужно быть кем-то особенным, чтобы покататься на гондоле. Но в первые дни для поездок по Венеции их использовали только дворяне. Достаточно скоро они стали символами статуса для влиятельных семей в городе. Состязаясь друг с другом в превосходстве, представители дворянского сословия стали украшать свои гондолы сложными узорами.

Считается, что в 1600 году в Венеции работало более 10 000 гондол. Сегодня их всего 400 единиц, и они почти исключительно используются только туристами. Венецианцы, в основном, передвигаются пешком или на водном автобусе.

6
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВИЛО, ЧТО ВСЕ ГОНДОЛЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕРНЫМИ

Сегодня все гондолы Венеции - черные. Так было не всегда: когда дворянство использовало их в качестве символов статуса, они были искусно украшены и были разноцветными. Однако в связи с тем, что цвета и стили гондол стали соревнованием для дворян, в 16 - м веке венецианский дож ( Дож — титул выборного главы Венецианской республики на протяжении более чем десяти веков, с VIII по XVIII века ) постановил , что все гондолы должны быть окрашены в черный цвет.

Теперь гондолы просты, а в качестве украшения у них есть только многогранный нос, вьющийся хвост и пара морских коньков.

5
ТУРИСТЫ ПОВЛИЯЛИ НА ДИЗАЙН СОВРЕМЕННОЙ ГОНДОЛЫ

Традиционно гондолы имели съемную кабину, где сидели пассажиры. Это позволяло благородным пассажирам согреваться во время путешествий зимой и наслаждаться прохладой во время путешествий летом. Но у кабин была и другая цель - она позволяла дворянству путешествовать инкогнито, скрывшись от глаз, наблюдающими за ними.

Когда туристы начали пользоваться гондолами, им не понадобились эти домики. В конце концов, цель поездки на гондоле в Венеции состоит в том, чтобы увидеть все красивые достопримечательности города. Так, в начале 20-го века кабины отпали за ненадобностью.

4
ВЕНЕЦИЯ - НЕ ЕДИНСТВЕННОЕ МЕСТО, ГДЕ ВЫ НАЙДЕТЕ ГОНДОЛЫ

Все знают, что гондолы происходят из Венеции, и ято они уникальны. Но есть еще одно место на планете, где вы найдете гондолы, и это в Лас-Вегасе. В американском городе нет улиц, сделанных из каналов, как в Венеции, но здесь находится экстравагантный венецианский отель, который во многих отношениях является меньшей копией города.

3

СТАТЬ ГОНДОЛЬЕРОМ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО

Стать гондольером может показаться работой мечты. К сожалению, очень трудно стать гондольером. Сначала необходимо сдать предварительный экзамен. Затем необходимо посещать занятия по венецианской гребле, венецианской истории и языкам. Если вам это удастся, вам будет разрешено грести на гондолах официальных гондольеров, которые будут получать половину вашей зарплаты.

Чтобы стать настоящим гондольером, нужно еще и купить лицензию у официального гондольера за сотни тысяч евро или подождать, пока город выдаст еще несколько лицензий, что вряд ли когда-либо случится.

2
НЕКОТОРЫЕ ГОНДОЛЫ ПОСТРОЕНЫ ДЛЯ ГОНОК

Когда мы думаем о гондолах, нм представляются неторопливые поездки по каналам Венеции. Гонки не приходят на ум, поэтому может показаться шокирующим, что есть такая вещь, как спортивная гондола. Они используются для соревнований и гонок.

Они отличаются от стандартных гондол тем, что из них удалено все, что не требуется для гонок. Это означает, что там нет скамей, сидений или пола, как у обычных гондол. Самое большое ежегодное событие в Венеции - это историческая регата, где проходят гонки на гондолах.

1
ВОЛШЕБСТВО ГОНДОЛЫ - ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ЛОДКА

Поездка на гондоле по Венеции - одна из самых волшебных вещей, которые может подарить себе человек. Даже если идет дождь и на Большом канале полно транспорта, все равно в этом есть что-то необычное. Но магия исходит не только от лодки. Когда вы платите крутые цены за поездку на гондоле, вы также платите за беседы с гондольером.

Если вы хотите покататься на гондоле, лучше поговорить с несколькими гондольерами и посмотреть, чья личность вас больше всего привлекает. Волшебство может быть разрушено, если гондольер не говорит на языке, который вы понимаете, не предлагает вам никакой беседы.






Венецианские гондолы — точное отображение самой Венеции: нечто фантастическое — то, чего не может быть, но есть…


Гондо́ла (итал. Góndola, Венецианская гондола) —
традиционная гребная лодка. Символ Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол. Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.


Размеры и конструкция лодки установлены законом, начиная с XVIII века.Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет примерно 400 килограмм. Гондола имеет асимметричную форму, длина обвода её левого борта на 24 сантиметра больше, чем правого. Корпус лодки закруглён, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и задать гребцу ориентиры направления движения.

При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. Готовый корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.


Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек. Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя. Фактически, из-за конструкции лодки, при гребле гондольер применяет одно и то же усилие, как в случае пустой, так и в случае полностью загруженной гондолы.

Асимметричная форма лодки позволяет гребцу-гондольеру управлять лодкой одним веслом, находясь сбоку от линии, разделяющей лодку вдоль пополам. Гондольер стоит на лодке и управляет ею, глядя вперёд по направлению движения. Весло является как веслом, так и рулём.

Техника движения на гондоле не гребковая, а скорее толчковая. Гондольер раскачивает лодку и совершает движения веслом по специальной траектории.


Есть версия, согласно которой черными венецианские гондолы стали в 1562 году, когда во время чумы тела умерших перевозили по городу на гондолах. Нарядность лодок выглядела тогда просто нелепо, и правительство издало указ перекрасить гондолы в черный цвет, как гробы. Так печальные события средних веков навсегда изменили лицо города.


Сохраняя черный цвет остова лодок, гондольеры украшают их весьма искусно, например, изделиями из позолоченного металла. Выбор сюжетов большой, лучше всего смотрятся морские кони — гиппокампы.


Гондольеров всегда легко узнать: они носят соломенное канотье с красной или синей лентой и красную или синию полосатую футболку — традиционный костюм XVIII века. Нарушителей, не соблюдающих правил дресс-кода, власти могут лишать лицензии. И все равно, нередко гондольеры одеваются, кто во что горазд.



Гондольеры — особая каста красавцев…



Приговор Венеции XVIII века таков…

Экипажи — точно гробы,
Кучера — одни гребцы.
Рядом — грязные трущобы
И роскошные дворцы.
Нищеты, великолепья
Изумительная смесь;
Злато, мрамор и отрепья:
Падшей славы скорбь и спесь!

Гондола и гондольер – эти два слова плотно укоренились в Венеции. Именно этот вид транспорта считается легендарным символом этого города. Сама Венеция возникла из сельских селений, которые были разбросаны по лагуне небольшой реки. Со временем появилось множество каналов, и образовался огромный водный лабиринт. Шли годы, город рос, и для того чтобы перемещаться, использовались гондолы (небольшие лодки), которые были единственным возможным транспортом.

Гондолы

Из всего водного транспорта именно эта лодка подошла более всего. Она легкая, вместительная, маневренная и быстрая. По своему изяществу лодка не уступает небольшим яхтам высшего класса. Было принято решение строить гондолы лишь с плоским дном, так как их предназначение – перевозить людей и грузы по мелким каналам и протокам.

Гондольеры – это

Гондольеры

Благодаря этой перестановке появились и новшества: потребовалось тяжелое длинное весло, которое делали из прочного и плотного бука. Чтобы манипулировать им, от гондольера требовалась значительная ловкость и сила. А второе новшество – положение весла, которое служило для управления. Для того чтобы оно крепко держалось, была придумана уключина (вилка). Ее изготавливали из орехового дерева. В этой уключине был ряд пазов, в которые по очереди вставлялись весла. Можно было менять длину рычага и тем самым регулировать скорость гондолы.

гондольер венецианский

Немного о профессии

Особое внимание уделяется богатым туристам. На сегодняшний день гондольер венецианский – это особая каста красавцев, знающих несколько языков, владеющих аристократичными манерами и умеющих отпускать самые изысканные комплименты прекрасному полу. Причем возраст не имеет значения. Поэтому гондольеров часто представляют в образе альфонсов, пользующихся особым спросом.

гондольеры фильм

Профессия: гондольеры - кто это?

Они неторопливы и имеют чувство собственного достоинства. Имеют собственную униформу, которая состоит из соломенной шляпы, обрамленной лентами, и полосатой футболки. Эту профессию считают очень престижной, поэтому лицензии жестко ограничены. Всего их могут выдать строго 425 - ни меньше, ни больше.

Женщины-гондольеры

Так сложилось, что гондольеры – это всегда мужчины, но в 2009 году традиция, которая соблюдалась веками, была нарушена. Босколо Джорджия, которой было всего 23 года, успешно смогла сдать экзамены и первая в мире среди представительниц прекрасного пола получила лицензию. Это вызвало большое недовольство у мужчин. Даже ее отец, хоть втайне и гордится своей дочерью, не одобряет выбранную ей профессию.

Традиции гондольеров

В Венеции есть светофоры, которые находятся на всех перекрестках для регулировки движения. Но гондольеры им все же не доверяют, и в местах пробок предпочитают громко кричать, предупреждая о своем прибытии. Традиция эта сохранилась с давних времен.

 гондола и гондольер

Лодки всегда красились в черный цвет. Но для привлечения туристов гондольеры начали нарушать привычные традиции и украшать свой водный транспорт неоновыми лампочками, золотыми покрывалами и подушечками. Но власти пригрозили отбирать лицензии у тех, кто будет нарушать сдержанность и изменять правила. Поэтому старинная традиция сохранилась.

Лицензия и наследство

Право получить членство в клубе гильдии гондольеров может передаваться лишь по наследству. Причем только к сыну от отца. А вот попасть туда постороннему человеку довольно непросто. Если гондольер умер, то его лицензия передается только прямому наследнику, и последний может ее в дальнейшем продать.

Стоимость ее очень высокая, но это оправдывается, так как зарплата у лодочников далеко не маленькая. Всего за 30 минут они зарабатывают по 100 евро. А рабочий день довольно длинный и может продолжаться до 15 часов.

Перед тем как человек получает лицензию, необходимо сдать два экзамена: сначала теоретическую часть, а потом уже практику. Вообще существуют даже специальные курсы продолжительностью в девять месяцев. Здесь немаловажно уметь правильно управлять гондолой.

гондольеры кто это

Рабочие нюансы

Гондольеры – это люди, которые должны хорошо знать город и все каналы, иметь ораторские способности и отличный голос, так как им приходится петь множество песен. Но некоторые, например баркаролу, лодочники исполняют лишь за дополнительную оплату. Цена договорная. Нередко бывает, что на борт гондолы приглашают артистов и певцов с аккомпанементом.

Форма специальная – обязательна соломенная широкополая шляпа, к которой прикреплены ленты, полосатая футболка, и поверх нее можно надеть простую белую рубашку. Дресс-код прописан в правилах, и соблюдать его необходимо неукоснительно.

Техника гребли

Благодаря тому что форма гондолы асимметрична, гребец может управлять ею только при помощи одного весла. При этом он находится сбоку от разделяющей линии, которая делит лодку пополам. Управляет гондольер с носовой части веслом (оно же является рулем).

Техника больше толчковая, чем гребковая. Гондольер сначала раскачивает лодку и совершает веслом движения по определенной траектории.

значение слова гондольеры

Соревнования

Гондольеры – это профессионалы, которые оттачивают свое мастерство не только на работе, но и на спортивных состязаниях. В каждое первое сентябрьское воскресенье в Венеции проводят Историческую регату. Изначально, перед соревнованиями, устраивается парад из гондол, а уже после соревнуются гребцы, показывая свое мастерство и искусство. Дистанция – семь километров. Причем существуют соревнования и внутреннего масштаба – они проводятся между определенными районами и островами или даже гондольерскими кланами-семействами.

Самый известный и романтичный водный транспорт в мире может похвастаться долгой историей и уникальными особенностями, которые делают его еще более особенным.

На свете нет ни одного путешественника, который не пал жертвой их чар: магия венецианских гондол с их характерным силуэтом, подстрекаемым ветром, гуляющим между каналами города любви и романтики, бесспорна.

Эти лодки являются одним из важнейших элементов всех венецианских сцен, настоящей притчей во языцах, однако не думайте, что вы знаете о них многое. Нетленный символ Серениссимы имеет множество секретов, о которых мы спешим поведать вам прямо сейчас.

gondola

Итак, вот самые интересные факты о венецианских гондолах, наиболее романтичных и завораживающих лодках планеты.

Традиции

Их неотразимый шарм и восхищение, которые вызывают их извилистые формы, известны всему миру: прокатиться хотя бы раз в жизни на гондоле мечтает каждый турист, попавший в Венецию. Однако характерный внешний вид гондол был присущ им не всегда. На самом деле, венецианские гондолы появились много веков назад и их внешний вид, о чем повествуют многочисленные документальные свидетельства, претерпел многочисленные изменения на протяжении столетий. Так, на картинах венецианских художников XV-XVI века гондолы изображены более короткими, широкими и менее удлиненными лодками, и, прежде всего, не ассиметричными.


Gentile Bellini "Miracolo della Croce caduta nel canale di San Lorenzo". Так выглядели гондолы в начале XVI века. Фото wikipedia.it

Сегодня же 500 экземпляров, которые бороздят воды каналов Венеции, сохраняют неизменные характеристики, знакомые туристам, появившиеся в их конструкции около 200 лет назад.

Надо отметить, что и сегодня символы Венеции построены по сложной технологии, которая передается из поколения в поколение в "squeri", корабельных доках. Когда-то места строительства гондол, которые берут свое название от слова "squara" (la squadra, команда), были многочисленны и все выходили на Гранд-канал, что отражало важность бизнеса.

гондола

На сегодняшний день доков в Венеции только пять и расположены они в разных частях города. Интересно то, что во всех все еще работают без оформления чертежей, полагаясь только на личный опыт. Именно по этой причине работа "squerarolo" (конструктора гондол) требует длительного ученичества, по крайней мере, 36 месяцев и только после сдачи экзамена ученик может взяться за эту деликатную деятельность.


Венецианский док "squero"

Каждая гондола, на самом деле, требует нескольких месяцев строительства и около 500 часов работы, а учитывая, что средняя продолжительность службы лодки составляет около двадцати лет, чтобы сохранить нынешний флот из 500 элементов, мастера должны строить около 20-30 гондол каждый год.

Характеристики

Каждый "Squero" состоит из площади, имеющей спуск к воде для доступа лодок, окруженного забором с двух сторон, и чуть поодаль деревянного здания, называемого "tesa", которое используется в качестве хранилища для инструментов и для защиты от непогоды. Прямо доком раньше всегда находился дом главного "squerarolo" или владельца мастерской.


Гондолы, которые производят в "Скуеро", имеют длину около 11 метров и вес около 600 килограммов. Каждая из лодок имеет характерную асимметрию между правой и левой стороной (более, чем на 20 сантиметров), и плоское дно, что позволяет навигацию даже при очень мелкой воде. Гондола состоит из 280 частей и имеет древесный корпус черного цвета вследствие обработки гидроизоляционным материалом на основе смолы. При изготовлении гондол мастера используют восемь видов древесины - дуб, ель, вяз, вишня, лиственница, орех, липа и красное дерево.


Так рождается гондола

Несмотря на похожесть гондол, каждая из них уникальна, потому что она сделана "под гондольера", который будет управлять ею. В частности, для строительства лодки мастера учитывают не только рост и вес гондольера, чтобы сбалансировать лодку, но и является гондольер правшой или левшой.

Есть в конструкции гондол и место символизму. Так, форма "ферро", железного наконечника, защищающего нос лодки и служащего определителем высоты моста и возможности прохода гондолы под ним, содержит шесть выступов, символизирующих шесть районов города, к ним иногда присоединяются три фризы, символизирующие острова Мурано, Бурано и Торчелло. С другой стороны закрепляется наконечник "risso di poppa", который символизирует остров Джудекка.


Гондола оснащена только одним веслом, что было вызвано узостью каналов, где широкие лодки не могли разминуться. Единственное весло закрепляется в "fоrcola", замке для весла, имеющем очень сложную форму. Действительно, "форкола" позволяет гондольеру медленно перемещаться вперед и назад, быстро грести вперед, разворачивать лодку и выполнять другие важные маневры.

Гондольеры

Исторически быть гондольером - приоритет мужчин, однако в 2009 лицензию на управление гондолой получила первая в истории женщина. Это довольно сложная профессия, которая требует выдержки и большого мастерства. Гондольерами становятся по наследству: навыки передаются от отца к сыну.

Максимальное количество пассажиров, которые одновременно могут совершить поездку на гондоле - шесть.

Однако, даже если лодка пуста, из-за ее конструкции при гребле гондольер фактически применяет одно и то же усилие.


Где строят гондолы

Если несколько веков назад Венеция была полна доков, сегодня из существует лишь пять. Это два исторических дока Сан-Тровазо - самый старинный - расположенный на Гранд-канале в квартале Дорсодуро, и Трамонтин в Оньисанти. К ним присоединились открытые сравнительно недавно Squero Bonaldi, расположенный рядом с доком Tramontin, Crea и Costantini – De Rossi в Джудекка.


Адреса

Для того, чтобы изучить историю судоходства и строительства судов прекрасной Repubblica Marinara отправляйтесь в Arsenale di Venezia, древний комплекс верфей и мастерских. Сегодня комплекс доступен для посещения в различных областях (некоторые из них можно посещать свободно, другие по запросу и с экскурсией) и принадлежит частично городу и частично ВМФ Италии.

Читайте также: