Овладение искусством изъясняться кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель мероприятия: помочь уч-ся усвоить важнейшие требования практической стилистики; обогащать словарный запас; прививать любовь к великому русскому языку.

А вот как даёт определение этому термину словарь Ефремовой:

1) Научная дисциплина, занимающаяся изучением особенностей языка и стиля произведений художественной литературы.

2) Раздел языкознания, занимающийся изучением выразительных средств языка.

3) Совокупность выразительных средств и приемов их использования, характерная для какого-л. художественного произведения, писателя, актера и т.п.

2. Слайд №2. Ведущий. Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Слайд №3. Найдите лишнее слово в следующих предложениях.

Слайд №4. Прочитайте помещённые ниже предложения. Замените выделенные слова другими, более точно характеризующими данный предмет, явление, качество.

Слайд №5-6 Ведущий. Неясность высказывания часто объясняется неумением быстро подобрать нужное слово. А у вас это всегда получается? Тогда проверьте себя! Прочитайте определения и выразите их одним словом.

Ведущий. Русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Уже в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними связи. Поэтому естественно, что на протяжении многих веков в русский язык проникали иноязычные слова. Многие заимствованные слова, если их употреблять к месту, обогащают нашу речь, делают её точной, сжатой, и выразительной. Ваша задача- указать, в каких из приведённых ниже предложений иноязычные слова уместны, а в каких- нежелательны.

Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали, понимали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой. Вспомните, как А.С.Пушкин писал о своей героине в "Сказке о царе Салтане:": "А как речь-то говорит, словно реченька журчит". Вот в этом вам и поможет Стилистика - наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств. Она поможет вам сделать вашу речь стилистически правильной. А правильность речи - это основа речевой культуры, т.е. умения владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Вы, наверное, помните сказки, которые читала вам мама или рассказывала бабушка, как учились произносить первые звуки, слова, строить предложения, а вас часто поправляли, учили правильно говорить. Но шли годы, и многие из вас, повзрослев, перестали следить за своей речью, небрежно обращаются со словом. А что из этого получается - послушайте!

Полминутки для шутки

Сильное кино. Прочитайте стихотворение-шутку А.Барто.

Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат.
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им - раз!
Они ей - раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Но, видно, я ещё мала,
Я ничего не поняла.

Что вы можете сказать о "рассказчике"? Какие слова-сорняки мешают нормальной речи незадачливого "героя"? Могла ли сестра понять содержание фильма? А вы - поняли?

Вот ещё пример подобного "красноречия".

Шёл урок литературы. Учитель попросил пересказать своими словами содержание первой главы повести А.Пушкина "Дубровский". Мальчик неуверенно начал: "В одном:этом, как его: ну: поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боялись:".

Учитель, конечно, прервал сбивчивую, неряшливую речь ученика. Незадачливый рассказчик умудрился в двух предложениях сделать: восемь ошибок. Да, да, восемь! Восемь стилистических ошибок. Пожалуйста, найдите и исправьте их.

У Троекурова было не одно поместье, поэтому и точнее, и правильно сказать не "в одном поместье", а в одном из своих поместий.

Чтобы избежать назойливого повторения созвучных слов поместье, помещик, следует одно из них заменить синонимом: в одном из имений жил помещик или в одном из поместий жил барин.

Нет смысла говорить "один помещик": ведь речь идёт не о каком-то неизвестном лице, а именно о Троекурове. Без слова один короче и яснее.

Слова этот, как его, ну не только ничего здесь не выражают, но и засоряют речь, делают её неряшливой, маловыразительной.

Незачем вторично упоминать фамилию Троекуров: для этого существуют местоимения, синонимы, есть у него и имя - Кирила Петрович. Можно сказать он или этот барин.

Слова здорово богатый - просторечие. Надо сказать: очень богатый.

Первый союз и не на месте, его лучше употребить перед последним однородным сказуемым, выбросив лишнее там местоимение он.

Последнюю многословную характеристику помещика можно заменить одним точным и выразительным словом - самодур.

Вот вам и восемь стилистических ошибок и неточностей в ответе горе-рассказчика. Если избежать их, получится следующее: В одном из своих имений жил помещик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись.

Кто такой редактор?

Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи.

(Редактировать - проверять и исправлять текст.)

Найдите и исправьте ошибки.

Воздвигнута поражающая своим великолепием овощная база.

Мы с сестрой громом аплодисментов встретили бабушку.

  1. Построена большая овощная база.
  2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку.
  3. Класс был возмущён поведением Кости.

Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слов из двух или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказывания - всё это принято относить к стилистическим ошибкам.

Мы поражались его поразительной памяти.

Ближайшего соперника он обогнал, но остальных обогнать ему не удалось.

Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребята.

(1. Мы удивлялись его поразительной памяти. 2. Ближайшего соперника он обогнал, но остальных опередить ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а вскоре - и все наши ребята. Какие ещё варианты отредактированных предложений предлагаете?)

Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, невыразительность речи. Но они могут также вести к неясности, двусмысленности или же попросту искажать смысл сказанного или написанного:

Вдали зеленеют купоросы (вместо кипарисы).

Язык мой - друг мой?

Всем известны слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками:

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

Что значит "беречь" язык? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности? Оказывается, да!

Вот "образец владения" языком. Послушайте "Рассказ школьного портфеля" (стихотворение Ю.Тимянского).

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не "коридор", а "колидор".
"Дилектор входит в кабинет:"
"Закрой магазин на обед:"
"Хозяйка моет стаканы:"
"Секёт свеклу:" "Пекёт блины:"
И до меня дошёл черёд:
Портфель он "портфелем" зовёт.
Но мне не зря "Родную речь"
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя:

Как вы думаете, почему этот Петя так говорит? От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову? Как правильно? Исправьте!

Правильно (сидим) Неправильно (стоим)
Положить, права (правы), звонит Повешать, ложить, покласть
Табурет, сви(тэ)р, пихтовый Калидор, убираюсь, красивее
Приятный шампунь, компью(тэ)р Шин(э)ль, красивая тюль (м.р.!)
Cредства, класть, туфля (тэ)рмин

Коридор, табурет, звонит, клади (а не ложи!), красивее, повесить, свёкла, печёт, сечёт, средства, обеспечение, копировать, фанера, шинель.

Очевидно, опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения. Искалеченные таким образом слова засоряют язык.

Важнейшим требованием стилистики и является правильность, точность и ясность - полное соответствие слов тем понятиям, которые вы должны выразить.

Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово, точно определяющее лицо и предмет.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции - Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: "Со щитом или на щите". Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Предельным лаконизмом поражают нас древнеримские (латинские) афоризмы: По когтям узнают льва, т.е. по одному какому-нибудь признаку можно узнать человека; Через тернии к звёздам, т.е. преодолевая все невзгоды, придёшь к заветной цели и др.

Известны также и удивительные лаконизм, выразительность, меткость русских народных пословиц и поговорок. Многие из них едко высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Лучше ногою запнуться, чем языком и т.п.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А.П.Чехов говорил: "Краткость - сестра таланта". Придавая огромное значение стилистической работе над каждым словом, он писал: "Надо делать - в этом искусство. Надо выбрасы-вать лишнее: Надо заботиться об её музыкальности".

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н.А.Некрасов, "словам было тесно, мыслям просторно", - задача нелёгкая, но при желании вполне осуществимая. Прежде всего надо научиться избегать элементарных ошибок многословия (плеоназмы).

Например, в предложении На горизонте появились ледяные айсберги слово ледяные совершенно лишнее: ведь айсберги и есть плавучие ледяные горы.

Федот, да не тот

Найдите лишние слова в следующих предложениях.

Муму очень сильно привязалась к Герасиму.
Караван двигался по песчаным барханам.
Мы вновь возобновили с ними переписку.
Я не успел закончить до конца эту работу.
Моя автобиография уместились на страничке.
Всадники уже приближались ближе к деревне.
На Камчатке много горячих гейзеров.

(Сильно. Песчаным. Вновь. До конца. Моя. Ближе. Горячих.)

Индивидуальная работа (см. Приложение 1).

Полминутки для шутки

Материал для домашней работы.

Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.

В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян, львов и других хищников.

Рыбаки возвращались домой с богатым уловом. Они поймали семь окуней, пять карасиков, четыре плотвички, маленького щенка и много разных других рыбок помельче.

Конец - делу венец

  1. Чем стилистика поможет?
  2. Какова роль стилистики?
  3. Помогла ли вам эта наука?
  4. Правильно ли мы говорим?
  5. В чём нравственная роль стилистики?

Берегите наш язык!

Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом.

Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами, штампами!

Наш язык - это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.

Чтение стихотворений учащихся Невельской школы из литературного сборника "Песнь души" (глава "Родной язык мой - Русский!") (см. Приложение 2).

"Письма о добром и прекрасном"

Выдающийся учёный современности, академик Д.С.Лихачёв в книге "Письма о добром и прекрасном" писал: ":Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело:

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо.

Действительно, как гласит народная мудрость - не учась, и лаптя не сплетёшь.

Да, совершенно удивительные владения Стилистики. Она очень доброжелательна, приветлива и гостеприимна, всегда рада каждому, каждому готова помочь: выбрать нужное слово, правильно построить предложение, научить использовать богатейшие выразительные средства нашего языка, чтобы речь стала красивой и стройной, логически ясной и правильной. Хотим ли мы сами себе помочь? Решать каждому из нас: А наука Стилистика нам поможет. И тогда мы скажем: "Нам Стилистика нужна!".

Нам Стилистика нужна! или Ода Стилистике.

Нам Стилистика нужна!
И для нас она важна!
Всех Стилистика научит,
Правильности речи учит!
Стилистика - это стили речи,
Которые помогают нам в культурной речи,
Потому что нет "ложи"!
А запомни, друг, "клади"!
Да, "клади", "звонит", "шинель", средства,
"Обеспечение", "права", "портфель",
"Свёкла", "свит(Э)р", "магазин",
"Положить", "красивее", "серпантин".
Нам стилистика нужна,
И для всех она важна.
Ведь встречают по одёжкам,
Провожают по речам.
Стыдно речь нашу уничтожать,
Вульгарными паразитами, сленгом засорять,
Просторечьями, штампами, плеоназмами,
Жаргонами, иностранными словами разными!
Неправильно говорить "очень сильно",
Неверно выражение "ужасно красиво",
Никуда не годится "очень прекрасно",
Потому что всё это для языка опасно!
О стилистике ведём мы речь.
Она нас учит нашу речь беречь.
Она нас учит наш язык любить,
Она нас учит наш язык хранить!
Нам Стилистика нужна,
И для всех она важна:
Л.Семененко

первая (500x500, 70Kb)


Смысловые отношения между предложениями различны:
1. Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержа-нию другого.
2. Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или по-яснять один из его членов, а содержание третьего предложения раскрывает смысл второго. Любой текст представляет собой соединение предложений по определен-ным правилам.
Различают цепную и параллельную связь предложений.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопостав-ляются. Благодаря параллелизму конструкций, возможны сопоставления или проти-вопоставления. Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторе-нием первого слова предложений. И риторический вопрос может служить средством параллельной связи предложений. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, сино-нимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, в-третьих. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди) и времени (сначала, потом). Параллельная связь между частями текста может соче-таться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. А при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, и они в этом случае тоже носят частный характер.
Кроме перечисленных, наиболее распространенных, есть и другие типы связи между частями текста.

Примеры параллельной связи между предложениями:

Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
Это – сладкий заглохший горох,
Это – слезы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
(Б. Пастернак*)

* Лопатка – стручки гороха

Найдите в следующем стихотворении А.А. Фета параллельную и цепную связь между предложениями.

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Параллельная связь предложений стала выразительным средством поэтиче-ской речи.
Повторение слов или словосочетаний в начале предложения называется ана-форой .
Знание синтаксических конструкций предложений, способов связи предло-жений в тексте поможет понять эстетическую функцию предложения в тексте ху-дожественного произведения, ответить на вопрос: почему автор употребляет именно такую синтаксическую конструкцию, именно так организовывает свое высказыва-ние. В своих письменных работах: докладах, рефератах, сочинениях, изложениях, дипломных работах, в устной речи нужно использовать опыт, накопленный в работе с текстами художественных произведений.

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были раз-биты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, даль-ние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто и не замечали этого; со всех сто-рон слышался веселый говор и шутки…
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все бо-лее и более разгоралось общее оживление. Как из придвигающейся грозой тучи, ча-ще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он был весь поглощен в созерцание этого, все более и более разго-рающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо неё, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с пол-ковником, сердито посмотрел на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехо-ты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с ба-тареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед…
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пу-шек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще стара-тельнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгорани-ем которого следил Пьер.

Тревожное волнение, видимо, распространилось по селу. Бабы в клетчатых по-нёвах швыряли щепками в недогадливых или слишком усердных собак; хромой ста-рик с бородой, начинавшейся под самыми глазами, оторвал недопоенную лошадь от колодезя, ударил её неизвестно за что по боку, а там уже поклонился. Мальчишки в длинных рубашонках с воплем бежали в избы, ложились брюхом на высокий порог, свешивали головы, закидывали ноги кверху и таким образом весьма проворно пере-катывались за дверь, в темные сени, откуда уже не показывались. Даже курицы уст-ремились ускоренной рысью в подворотню; один бойкий петух с черной грудью, по-хожей на атласный жилет, и с красным хвостом, закрученным на самый гребень, ос-тался было на дороге и уже совсем собрался кричать, да вдруг сконфузился и тоже побежал.
Изба бурмистра стояла в стороне от других, посреди густого зеленого конопля-ника. Мы остановились перед воротами. Г-н Пеночкин встал, живописно сбросил с себя плащ и вышел из коляски, приветливо озираясь кругом. Бурмистрова жена встретила нас с поклонами и подошла к барской ручке. Аркадий Павлыч дал ей наце-ловаться вволю и взошел на крыльцо. В сенях, в темном углу, стояла старостиха и тоже поклонилась, но к руке подойти не дерзнула. В так называемой холодной избе – из сеней направо – уже возились две другие бабы; они выносили оттуда всякую дрянь, пустые жбаны, одеревенелые тулупы, масленые горшки, люльку с кучей тря-пок и пестрым ребенком, подметали банными вениками сор. Аркадий Павлыч выслал их вон и поместился на лавке под образами. Кучера начали вносить сундуки, ларцы и прочие удобства, всячески стараясь умерить стук своих тяжелых сапогов.

Как видите, цепная связь может сочетаться с элементами параллельной связи, которые в таких случаях не являются основными. Кроме распространенных цепной и параллельной, есть другие виды связей между предложениями.
Вы уже знаете, что текст характеризуется смысловой и грамматической связно-стью, цельностью и относительной законченностью. Большие тексты состоят из па-раграфов, глав, разделов. Но текстом является и небольшой отрывок из произведе-ния, если в нем есть признаки текста, о которых уже говорилось. Текст может состо-ять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собою по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, конструкциями предложений. Заключенная в тексте информация представ-ляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема – это то, что описывается в тексте, о чём развертывается рассуждение, ведется диалог и т. д. Все связи в тексте строятся по определенным пра-вилам. По определенным правилам строится и абзац. Слово абзац имеет два значения:
1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя такими отступами Абзац во втором значении представляет для нас главный интерес.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть тек-ста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микроте-мы группируются предложения, составляющие часть – абзац.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода одной микро-темы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой грамматически и логически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть аб-заца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом пред-ложении.
Итак, абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения).
Основные фразы абзаца (абзацные зачины) текста должны быть логически одно-родными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства нет, значит, абзацы построены неправильно или непра-вильно определены их границы.
Задания:
1. Разделите текст на абзацы. Определите микротему каждого абзаца.
2. Перепишите дома текст, графически объясняя орфограммы и условия выбора орфограмм.
3. Объясните расстановку знаков препинания.
4. Найдите выразительные средства речи и объясните их экспрессивную функ-цию.
Утро застало нас близ моря. О том, что бушевал девятибалльный шторм, напо-минали лишь плавучие водоросли, брошенные на прибрежные кристаллические ска-лы. Их так много, что кажется, как будто океан нарочно постлал здесь этот зеленый ковер. У самой земли ещё влажно мерцает мелкая холодная изморозь, но вверху небо уже кристально чистое. Вдруг брызнули первые лучи солнца, и миллионы бриллиан-тов заблистали везде: на кустах можжевельника, в зарослях камыша, произрастающе-го у ближайшей речонки, и на вспыхнувшей огнем брошенной перламутровой рако-вине. Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трёхтонки, проехавшей по песчаному берегу, да вон чей-то полуразрушенный дощаник.
Однако посмотрите, уж не след ли это медвежонка? Нам надо поторапливаться, и поэтому мы, наскоро подкрепившись свиной тушенкой и шоколадом, отправляемся в путь. Обувь наша не высохла-таки и, вопреки заверениям, очень промокает. Все сияет после недавнего ливня: и голубые цветы цикория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой приятель забирается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кус-ты колются и жалятся. Посмотрите: вот птенцы широко разевают клювы. Как низко расположены гнёзда! Здесь, наверное, их некому разорять. Так мы продвигаемся впе-ред, взимая эту неожиданную для нас дань с природы. Но так как наш арьергард слишком растягивается, начальник экспедиции даёт приказ подравняться. И мы про-должаем идти, забыв обо всех горестях и изъянах нашей экспедиции. Не нужно че-ресчур преуменьшать трудность таких походов, но я не хочу и приуменьшать то удо-вольствие, которое они доставляют. Мы идем через лес, окроплённый мириадами ка-пель, которые висят даже на безыглых ветвях старых ёлок. Как ни тяжелы наши рюк-заки, мы все впоследствии с удовольствием вспоминали наше путешествие.
Ветер как будто изменяется: то дует навстречу, то сбоку, то сзади гудит в ка-кую-нибудь скважину, закидывает воротник за голову и насмешливо треплет им по лицу.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Цели занятия
расширить и углубить знания учащихся об основных правилах стилистики.

формировать речевые умения и навыки;

стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать внимание, творческие способности;

воспитывать познавательный интерес к предмету.

1. Приветствие учащихся

Всем известно, что учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Поэтому мы, чтобы поднять настроение, проговорим хором стихотворение “Если весело живется”

- Если весело живется

Делают так! (хлопают в ладони два раза)

- Если весело живется
Мы друг другу улыбнемся (поворачиваются к друг другу и улыбаются)
Мы друг другу улыбнемся (и улыбаются)
Делай так! (два раза хлопают в ладони)

И теперь в хорошем настроении мы начнем активную работу. Для этого разделимся на три команды и выберем капитанов.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

И до меня дошел черед:

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут ПетЯ…

Учащиеся . Во-первых, Петя не знает норм литературного языка, во-вторых, относится к слову небрежно.

Учитель. Чем опасно такое отношение к языку?

Учащиеся. Опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения. Искалеченные таким образом слова засоряют наш язык, речь становится невыразительной, непонятной.

Учитель. Важнейшим требованием стилистики и является правильность, точность и ясность - полное соответствие слов тем понятиям, которые вы должны выразить.

Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово, точно определяющее лицо или предмет. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Учащиеся. Мы будем говорить о ясности, правильности, точности нашей речи.

1. Тот, кто беседует с кем-нибудь.

2. Писатель, создающий произведения для театра.

3. Тот, кто имеет одинаковый образ мыслей с кем-нибудь.

4. Тот, кто работает вместе с кем-нибудь.

5. Тот, кто предпочитает проводить свободное время дома.

6. Человек, стремящийся прежде всего к продвижению по службе, не считаясь с интересами дела.

7. Лицо, управляющее оркестром, хором.

Ответы . 1. Собеседник. 2. Драматург, сценарист. 3. Единомышленник. 4. Коллега. 5. Домосед. 6. Карьерист. 7. Дирижер.

1-й учащийся. Известны также и удивительные лаконизм, выразительность, меткость русских народных пословиц и поговорок. Кстати, многие из них едко высмеивают многословие, болтливость: Звону много, да толку мало; Язык без костей; Лучше ногою запнуться, чем языком и др.

1. Птицы летали с ветки на ветку.

2. Настроение у всех было повышенное.

3. За ночь уровень воды в реке увеличился.

4. Между ними завязался живой разговор.

5. Фабрика изготавливает красивую и крепкую мебель.

6. Они не знали, куда девать излишек энергии.

7. Как-нибудь собрав книги, он побежал в школу.

Ответы . 1. Перелетали. 2. Прекрасное, отличное. 3.Повысился, поднялся . 4. Оживленный. 5. Прочную. 6. Избыток. 7. Быстро, торопливо.

Учитель. Найдите лишние слова в следующих предложениях. Прочитайте, как будет звучать предложение без этих слов. Какой вариант лучше?

1. Муму очень сильно привязалась к Герасиму.

2. Караван двигался по песчаным барханам к оазису.

3. Мы вновь возобновили с ним переписку.

4. Я не успел закончить до конца эту работу.

5. Моя автобиография уместилась на страничке тетради.

6. Она сидела, облокотившись локтями на стол.

7. Мы заранее предвидели все трудности похода.

1. Идти, делая частые, мелкие шаги.

2. Тащить, тянуть что-либо, не отрывая от земли.

3. Говорить тихо, неразборчиво.

4. Пронзительно, резко кричать.

5. Сердито бормотать, выражая неудовольствие.

6. Находиться в состоянии полусна.

7. Делать что-либо беспорядочно, торопливо.

Ответы . 1. Семенить. 2. Волочить. 3. Бормотать . 4. Визжать. 5. Ворчать. 6. Дремать. 7. Суетиться.

9. Слово учителя

Учитель. О том, что наша речь должна быть образной, яркой и выразительной, мы часто говорим на уроках и упражняемся в употреблении тропов и фигур. Однако необходимо соблюдать чувство меры в использовании выразительных средств языка, не лишать речь естественности и простоты. Почти во всех стилях используются эпитеты, сравнения, метафоры, но нужно помнить, что их назначение- не просто служить внешним украшением, а помогать глубже и ярче передавать содержание высказывания.

Неумелое использование средств выразительности -один из приемов создания комического в литературе. Прочитайте еще несколько примеров нелепого использования тропов, отредактируйте предложения и, работая в группах или парах (на выбор), попробуйте создать свою комическую фразу, используя тропы.

1. Сел в поезд и поехал по тяжелой дороге жизни.

2. Как саранча летел он на свиданье.

3. После дневного пекла земля была горяча, как горшок, только что обожженный в печи искусным гончаром.

4. Надо было покориться судьбе и питаться искрами взглядов и дымом надежд.

5. Жемчужины тульского мастерства минувшего века выбросили за ненадобностью на свалки (о самоваре).

6. Эта книга устроила целую бурю в моих чувствах.

10. Подведение итогов занятия

1.Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. –М.: Просвещение, 1995.

2.Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5-6 классы.-М.: ВАКО, 2010.

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?: Кн. для учащихся ст.классов. –М.: Просвещение, 1988.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.-М.:Айрис-пресс, 2003.

5.Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку.-М.: Просвещение, 1989.

Читайте также: