Узник лаче озера кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблема. Как связаны культура Древнерусского государства и культура русских земель и княжеств периода феодальной раздробленности? Есть ли связь культуры домонгольской Руси и современной культуры?

Ответьте на вопросы. Какие явления культуры объединяли земли и княжества в период феодальной раздробленности?

Распад Киевской Руси не означал упадка и одичания. Напротив, почти в каждом из полутора десятков самостоятельных княжеств быстро развивалась экономика, росли новые города, увеличивалось население. Местные правители, соревнуясь друг с другом, украшали свои города и загородные резиденции пышными постройками. Они покровительствовали ремёслам и искусствам, заботились о том, чтобы их деяния были запечатлены летописцами и воспеты поэтами.

Культура Киевской Руси была как бы единым стволом, от которого отходили ветви местного творчества. Она питала их своими традициями, снабжала запасом идей и образов. Но при этом и сами ветви быстро росли и набирали силу. Характерными чертами русской культуры этой эпохи было удивительное разнообразие тем и жанров, большая свобода в выборе конкретных форм.

Расцвет летописания. В ту эпоху при дворе каждого значительного правителя велось собственное летописание. Этим занимались подлинные мастера своего дела: талантливые писатели, темпераментные и смелые публицисты.

Интересна похожая на увлекательный рыцарский роман галицко-волынская летопись, прославляющая подвиги князя Даниила Галицкого и его брата Василько. Она дошла до нас в составе Ипатьевской летописи (первая четверть XV в.).

Неповторимы по своему колориту и новгородские летописи XII — начала XIII в. В соответствии с общим укладом жизни торгового города они отличаются краткостью и деловитостью.

Особая ценность новгородского летописания для историка состоит в его подлинной древности. Так называемый Синодальный список Новгородской Первой летописи — старейший из сохранившихся списков русских летописей. Он был создан несколькими писцами в конце XIII — первой половине XIV в.

Победа над Игорем подала половцам большие надежды. Отряды хана Кончака устремились на Переяславль и Киев. Другой половецкий хан, Гзак, предпочёл напасть на Путивль и другие оставшиеся беззащитными владения Игоря и его брата Всеволода.

Узник Лаче-озера. Одна из самых загадочных фигур древнерусской литературы — Даниил Заточник. Всё, что сказано и написано о нём, не более чем предположения.

Выбрав из множества предположений наиболее убедительные, мы получим примерно следующую картину. Среди придворных Всеволода Большое Гнездо был некий образованный и даровитый человек по имени Даниил. Он участвовал в составлении княжеской летописи и однажды позволил себе вписать в неё очень резкие обличения жестокости и корыстолюбия владимирской знати. За такую смелость Даниил поплатился ссылкой в самый отдалённый угол владений Всеволода — на озеро Лаче, в полутора сотнях вёрст к северу от Белоозера.

Кажется, Даниил не зря расставлял сеть своего красноречия. В годы пребывания князя Ярослава в Новгороде (1197—1199) местная летопись вдруг наполняется витиеватыми комплиментами этому князю, характерными для стиля Даниила Заточника. Позднее следы творчества Даниила можно увидеть в некоторых текстах, связанных с князем-философом Константином Ростовским.

Как и его знаменитый предшественник, псевдо-Даниил хотел поступить на службу к князю и тем самым выбраться из бедственного положения. Однако он уже не метил в советники или придворные книжники Ярослава. Ему всего лишь нужна была достойная работа у могущественного и щедрого господина. Сумел ли он добиться своего, неизвестно.

До сих пор остаётся загадкой, что заставило строителей Северо-Восточной Руси отказаться от обычного для построек Киевской Руси материала — широкого плоского кирпича и перейти к более сложному в обработке белому камню — известняку. Полагают, что первыми учителями для северян были строители из Галича. Юрий Долгорукий в 1150 г. выдал свою дочь Ольгу замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла. Примерно в эти же годы в Галиче был построен белокаменный Успенский собор. А несколько лет спустя (1152—1157) первый белокаменный храм — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — сооружается и во владениях Юрия Долгорукого.

Этот древний храм хорошо сохранился до нашего времени. Он сложен из аккуратных квадров белого известняка, который доставляли сюда водным путём из каменоломен возле городка Старица на Волге.

Стройный силуэт собора возвышался над теснившимися вокруг чёрными избами. Казалось, огромный лебедь опустился из заоблачной выси на древнюю вечевую площадь Переславля. Ещё миг — и он снова взлетит туда, где кружит, ожидая его, белоснежная стая.

Занятый борьбой на юге, Юрий Долгорукий не мог уделять много времени и сил владимиро-суздальскому зодчеству. Иное дело — Андрей Боголюбский. Желая уподобиться библейскому царю Соломону, он строил много и охотно, не жалея средств для пышного убранства своих сооружений. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. На смену простым и суровым храмам Долгорукого приходят утончённые, изысканные церкви Боголюбского. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Здесь и волнами бегущие по стенам лёгкие арки, и стройные колонки с капителями в виде диковинных животных и птиц, и таинственные женские маски.

Андрей Боголюбский начал строить ещё одну линию городских укреплений своей новой столицы — Владимира. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158—1164). (В перестроенном виде они сохранились до наших дней.) Это была огромная каменная башня с аркой для проезда и стройной одноглавой церковью на вершине. По бокам к ней примыкали высокие земляные валы, по гребню которых стояли деревянные крепостные стены. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой. Попасть в город можно было только через узкий подвесной мост, который в случае опасности немедленно поднимался.

Золотые ворота имели не только оборонительное значение. Створки ворот были обиты позолоченной медью и сверкали на солнце. Глядя на них, каждый приезжий должен был подумать о том, в какой богатый и могущественный город он прибыл.

Своими многочисленными каменными постройками князь Андрей стремился представить Владимир как новую столицу Руси. В этом отношении его Золотые ворота не только достойно оформляли главный въезд в город, но и напоминали о Золотых воротах Царьграда и Киева.

Главным храмом Владимира стал построенный Андреем Боголюбским в 1158—1160 гг. собор Успения Божией Матери. (Он тоже дошёл до нас в сильно перестроенном виде.) Поставленный на самой кромке высокого берега Клязьмы, Успенский собор был виден издалека. Его фасады украшали фигуры из позолоченной меди и красочные фрески. В ясную погоду собор сверкал на солнце как гигантская золотая корона, усыпанная драгоценными камнями.

Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея — Боголюбово. Здесь было несколько каменных зданий: двухэтажный княжеский дворец, придворный храм Рождества Богородицы, церковь Святого Леонтия Ростовского, высокие стены и величественные ворота, над которыми помещалась небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Так, дворцовая церковь имела сверкающие как зеркало полы из красной меди, расписанные под мрамор круглые колонны с позолоченными капителями, покрытые цветной глазурью керамические плитки, устилавшие полы на хорах, и множество драгоценной утвари. Гордясь творением, Андрей порою лично приводил в храм своих гостей и наслаждался их неподдельным восхищением красотой убранства.

В настоящее время от былого великолепия Боголюбова сохранился лишь один драгоценный фрагмент: двухъярусная белокаменная галерея, соединявшая дворец с собором, и лестничная башня, возле которой был убит заговорщиками князь Андрей.

Подобно музыке, архитектура обладает способностью рассеивать мрачные мысли, переплавлять их в светлую и тихую печаль. В этом ещё раз убеждаешься, когда, покинув Боголюбово, уходишь по просёлочной дороге через поле к одиноко стоящему на небольшой возвышенности стройному белокаменному храму. Это знаменитая церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г. Историки искусства считают её высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

Стремясь хотя бы отчасти достичь бессмертия, выдающиеся правители всех времён воздвигали в память о себе огромные сооружения. Не был исключением и Всеволод Большое Гнездо. По его распоряжению в 1185—1189 гг. осуществлялась грандиозная перестройка владимирского Успенского собора, в результате которой храм был сильно расширен и увенчан пятью главами вместо одной.

Другим памятником Всеволоду стал придворный Дмитриевский собор, сооружённый в 1194—1197 гг. Его отличает спокойная гармония архитектурных форм, а также многочисленные и разнообразные резные композиции на фасадах. Здесь и библейские персонажи, и христианские святые, и фантастические животные, и даже скульптурный портрет самого князя Всеволода с сыновьями.

Среди прочих построек Всеволода во Владимире следует упомянуть высокую белокаменную стену вокруг центра города (детинец), собор Рождественского монастыря (1192—1196) и собор Успенского Княгинина монастыря (1200—1202). К сожалению, все эти сооружения не сохранились до наших дней.

Старшие сыновья Всеволода Константин и Юрий не имели тех материальных возможностей, которыми располагал их отец. Однако и они любили игру в бессмертие. Константин построил несколько белокаменных храмов в Ростове и Ярославле. Юрий украсил церквами Нижний Новгород и Суздаль. Изо всех этих сооружений частично сохранился лишь собор Рождества Богородицы в Суздале (1222—1225).

Резные композиции завораживали наблюдателя своим таинственным ритмом. Одна тема плавно перетекала в другую, другая — в следующую, и так до бесконечности. Их главная идея — прославление Владимирской земли и её правителей. Конечно, здесь присутствует и благодарность небесным силам за их покровительство, молитвенное обращение к Богу и святым.

Строительство Георгиевского собора было закончено в 1234 г. А всего три года спустя на Северо-Восточную Русь обрушились полчища Батыя. Город Юрьев-Польской много раз горел и опустошался. Вероятно, во время одного из таких погромов собор рухнул. Его восстановлением занялся лишь великий князь Иван III. В 1471 г. он прислал в Юрьев лучшего московского строителя Василия Ермолина. Однако отстроить храм в прежнем виде и расположить белокаменные блоки с резьбой в прежнем порядке Ермолин уже не смог. В результате храм превратился в своего рода архитектурную головоломку, над решением которой трудились несколько поколений искусствоведов.


Святой Георгий. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Пятницкая церковь в Чернигове. Выдающиеся памятники архитектуры создавались в эту пору не только в Северо-Восточной Руси. В первые годы XIII столетия на главной торговой площади древнего Чернигова была возведена уникальная по своему объёмно-пространственному решению Пятницкая церковь. (Святая Параскева Пятница считалась покровительницей торговли. Пятница — традиционный базарный день в Древней Руси.)


Пятницкая церковь в Чернигове. XII—XIII вв. Реконструкция П. Д. Барановского.


Церковь Пятницы на Торгу. Новгород. Реконструкция Г. М. Штендера.

Такие постройки соответствовали вкусам и возможностям новгородских бояр. Стремясь расширить круг своих заказчиков, зодчие ищут способы дальнейшего удешевления храмов. Они уменьшают размеры апсид и сокращают их количество, опускают углы основного четверика.

Чёрные доски. Блестящая культура Руси первого столетия феодальной раздробленности оставила после себя не только яркие литературные произведения и прекрасные храмы, но и выдающиеся образцы живописи — иконы и фрески.

Несколько иначе сложилась историческая судьба монументальной живописи — стенописей. Конечно, хорошая штукатурка куда более прочный материал, чем использовавшееся для икон мягкое липовое дерево. Однако в некоторых ситуациях фрески оказывались даже более уязвимыми, чем иконы. В силу самой своей природы они, во-первых, не имели шансов на спасение в случае сильного пожара в храме, во-вторых, их обычно полностью сбивали со стен при подготовке к новой росписи, в-третьих, они были обречены на гибель, если по какой-то причине погибал сам храм.

Покровительница Древней Руси. Живопись Владимиро-Суздальской Руси была тесно связана с традициями византийского искусства. Эту связь обнаруживает уже знаменитая икона Богоматерь Владимирская. Согласно древнему преданию, её привёз из Константинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Впрочем, многие историки не верят легенде и считают, что икона была подарком Юрию от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.

Неизвестный художник сумел соединить в иконе небесное величие сакральных образов с трепетной нежностью матери, ласкающей младенца. Владимирская Богоматерь завораживает своей утончённой красотой. Не случайно именно эту икону взял с собой на северо-восток и сделал покровительницей Северо-Восточной Руси тонкий ценитель всякого рода церковной красоты князь Андрей Боголюбский.

Полагают, что в росписях Дмитриевского собора главную роль играл константинопольский мастер. Но вместе с ним работали и владимирские художники.


Апостол Матфей. Фреска Дмитриевского собора во Владимире. XII в.

Но не только во Владимиро-Суздальском княжестве знали толк в хорошей живописи. В Новгороде в самом конце XII в. была расписана церковь Спаса на Нередице. Эти уникальные росписи сохранялись до Великой Отечественной войны, когда церковь была разрушена прямым попаданием артиллерийского снаряда. Сейчас о достоинствах погибшей росписи можно судить лишь по фотографиям и рисункам. Считается, что эти фрески выполняли новгородские мастера, во многом подражавшие грекам.

1. Как сказался на развитии культуры распад Киевской Руси? Дополните свою характеристику феодальной раздробленности как прогрессивного явления в истории общества (см. задание 2 к § 6—7).

Копая яму под ближним своим, въпадеться в ню.

Луче малое имание с правдою, нежели многое богатство без правды.

Достойна верна друга язва, нежели лобзание врага.

Коньная хытрость на рати знается, а друг верен у беды.

Всем угодити люто есть.

Иже хощет над инем княжити, да учится первие сам собою владети.

Люто есть и горко, аще злии над добрыми владеють и несмыслении над умными.

Луче есть на своей земле костью лечи, нежле на чюже славну быти.

Документы и материалы

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская и многими красотами преисполненная: озёрами многими, реками и источниками, месточестными горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, садами обильными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты наполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская!

Отсюда до венгров и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов и от ятвягов до литвы, от немцев до корел, от корел до Устюга, где были тоймичи язычники, и за дышучее море (Ледовитый океан), от моря до болгар (камских), от болгар до буртас, от буртас до черемис, от черемис до мордвы, то всё покорено было Богом христианскому языку, языческие страны, великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не вылезала, а венгры укрепляли каменные города и железными воротами, чтобы на них великий Владимир не наехал, а немцы радовались, будучи далече за синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира, и Кир Мануил Царегородский опасался и великие дары посылал к нему, чтобы под ним великий князь Владимир Царяграда не взял.

А в эти дни болезнь христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрья, князя владимирского.

Даниил Заточник – автор одного из самых известных произведений в древнерусской литературе. Его сочинение является предметом долгих научных дискуссий, оно включено в программу образования на исторических факультетах. Причина подобного отношения заключается в том, что его произведение – это ярчайший памятник эпохи, отразивший мысль представителя средних слоев общества.

Кратко о биографии

Даниил Заточник, биография которого почти неизвестна, скорее всего, был выходцем из людей, которые так или иначе имели отношение к княжеской службе. По крайней мере, так считает большинство историков. Некоторые полагают, что он был ремесленником по своей профессии, но основная часть специалистов все-таки сходится на том, что он был приближен к княжескому окружению, поскольку в своих произведениях он обнаруживает знание о том, как шли дела у правителей.

Даниил Заточник

В науке высказываются мнения, что, возможно, он был членом младшей дружины, другие предполагают, что он был советником князя (думцем по древнерусской терминологии). Но обилие разговорной лексики, народных афоризмов, поговорок в его сочинениях свидетельствует о том факте, что он был близок к народным кругам. Большинство историков сходится на том, что он был уроженцем города Переяславля. В его произведениях имеются обращения к правителю этого города. Впоследствии он был сослан, заточен, либо сам добровольно принял на себя подневольную работу на Лаче-озере (Олонецкая область). В одной из летописей упоминается, что именно в этой области он жил. Историки считают, что Даниил Заточник жил в 12 веке, но некоторые относят годы его жизни к 13 столетию.

Особенности произведений

моление Даниила Заточника

Значение в литературе

Стиль повествования давно стал предметом интереса многих историков, поскольку он демонстрирует круг интересов автора. В этих работах имеются цитаты из Священного Писания и других известных книг. Даниил Заточник представляется очень образованным и начитанным человеком. Он сам признался, что любил читать, в чем находил для себя утешение. В произведении имеются цитаты из других сочинений. Это говорит о большой начитанности и образованности автора. Вместе с тем в работе много поговорок и пословиц, а также афоризмов, которые автор называет житейской мудростью. Содержание "Моления" Даниила Заточника интересно в том отношении, что показывает широкий кругозор автора.

слово о погибели русской земли

Проблема адресатов

В науке не решен вопрос о том, кому именно адресовал свое сочинение Даниил Заточник. Считается, что первая редакция была обращена к сыну Владимира Мономаха, Ярославу, однако многие ученые оспаривают данную версию, полагая, что оно было отправлено к Юрию Долгорукому или его брату Андрею Доброму. Относительно второй редакции нет таких расхождений. Большинство авторов признает, что послание предназначалось князю, который правил в Переяславле.

Даниил Заточник произведения

Исторический контекст

Упоминание о возможности завоевания татарами русской земли говорит о том, что работа была написана в 13 веке, как раз в то время, когда была реальная угроза нашествия монголов. Даниил Заточник, произведения которого отразили реалии той эпохи, суда по тексту, очень живо реагировал на происходящие вокруг события и, несмотря на заточение, был хорошо осведомлен, наблюдателен, что увеличивает ценность источника. В нем писатель просит князя вернуть его на службу в качестве советника. Сам автор, хотя и говорит о себе в уничижительном тоне, тем не менее, совершенно очевидно, знает цену своим знаниям. Это говорит о том, что 12-13 веках роль дворянства при князе увеличилась, более того, расширился круг знающих и образованных людей.

создание моления Даниила Заточника

моление Даниила Заточника анализ

Соотношение двух произведений

Даниил Заточник биография

Влияние эпохи

Культура Киевской Руси IX – XIV век. Письменность Литература Архитектура Живопись Учитель истории и обществознания Нечаева М.Л.

Остромирово Евангелие (середина XI века)

Древнейшая из сохранившихся книг. Оно было написано на пергаменте (тщательно выделанной телячьей коже) в 1050 – 1057гг дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира.

Киев. Десятинная церковь X век.

Киев. Софийский собор. 1037 год.

Макет утраченного в Полоцке Софийского собора. 1050 год.

Мозаика Софийского собора в Киеве.

Фрески Софийского собора в Киеве.

Культура Руси XIV – XV век. Книги и литература. Летописи Архитектура. Живопись (русская икона)

Архитектура. Московская архитектура. Новгородская архитектура. Псковская архитектура.

Успенский собор московского кремля. Архитектор итальянец приглашенный Иваном III Аристотель Фиорованти.

Архангельский собор Московского кремля.

Внутреннее убранство Архангельского собора. Архитектор Алевиз Новый

Владимир. Успенский собор. 1185 год.

На высоте 43 метра Андрей Рублев, Даниил Черный и Прохор из Городища расписывали купол Успенского собора

Роспись Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев

ТРОИЦА Андрей Рублев . (умер в 1430г.)

Дионисий Митрополит Алексий

Дионисий Богоматерь Одигитрия

Дионисий Роспись Ферапонтова монастыря

Феофан Грек Богоматерь Донская Преображение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Культура киевской Руси

Интегрированный урок проводится в 6 классе совместно с учителем ИЗО Неводовой Ольгой Александровной.

Культура Киевской Руси

Материал составлен по теме " Культура Киевской Руси" Материал изложен в удобной для усвоения и запоминания форме- в таблице, словаре.В словарь включены терминыи понятия, .

Культура Киевской Руси

Спаренный урок для 6 класса разработан в сооавторстве с учителем истории Козиной Н.А. Урок- путешествие с использованием деятельностного подхода, обучающиеся в ходе занятия выполняют различные виды гр.


Культура Киевской Руси

В презентации представлены материалы, характеризующие древнерусскую культуру : письменность, архитектуру и иконопись.


"Культура Киевской Руси 10-12 веков"

Отличительной чертой современной историографии является повышенное внимание исследователей к изучению вопросов истории русской культуры. Историки обращаются к проблеме «Преемственности и разрыва культ.


Презентация "Культура Киевской Руси"

Презентация предназначена для 6 класса.

Тест для учащихся 10 класса по теме "Художественная культура Киевской Руси"

Тест поможет закрепить знания по теме "Художественная культура Киевской Руси". Учебник Г.И. Данилова "Мировая художественная культура" 10 класс. В тесте прослеживается дополнительный материал к уроку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура Киевской Руси IX – XIV век. Письменность Литература А.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Киевской Руси IX – XIV век. Письменность Литература А.

Культура Киевской Руси IX – XIV век.

Остромирово Евангелие (середина XI века)

Остромирово Евангелие (середина XI века)

Древнейшая из сохранившихся книг. Оно было написано на пергаменте (тщ.

Древнейшая из сохранившихся книг. Оно было написано на пергаменте (тщательно выделанной телячьей коже) в 1050 – 1057гг дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира.

Киев. Десятинная церковь X век.

Киев. Десятинная церковь X век.

Киев. Софийский собор. 1037 год.

Киев. Софийский собор. 1037 год.

Макет утраченного в Полоцке Софийского собора. 1050 год.

Макет утраченного в Полоцке Софийского собора. 1050 год.

Мозаика Софийского собора в Киеве.

Мозаика Софийского собора в Киеве.

Фрески Софийского собора в Киеве.

Фрески Софийского собора
в Киеве.

Узник Лаче-озера, Даниил Заточник автор самого известного произведения.

Даниил был придворным летописцем Всеволода Большое Гнездо, составляя летопись.

Соперничая с Киевом, Андрей Боголюбский решил украсить Владимир Золотыми вор.

Чернигов. Пятницкая церковь. XIII век. Первый древнерусс.

Культура Руси XIV – XV век.Книги и литература. Летописи Архитектура. Живопись.

Культура Руси XIV – XV век.
Книги и литература.
Летописи
Архитектура.
Живопись (русская икона)

Книги и литература. Повести о борьбе с монголо – татарами. «Повесть разорен.

Книги и литература.

Летописи.В 1408 году благодаря стараниям московского митрополита Киприана со.

Архитектура.Московская архитектура. Новгородская архитектура. Псковская арх.

Успенский собор московского кремля. Архитектор итальянец приглашенный И.

Успенский собор московского
кремля.

Архитектор
итальянец
приглашенный
Иваном III
Аристотель
Фиорованти.

Архангельский собор Московского кремля.

Архангельский собор
Московского кремля.

Внутреннее убранство Архангельского собора. Архитектор Алевиз Новый

Внутреннее убранство Архангельского собора.
Архитектор Алевиз Новый

Владимир. Успенский собор. 1185 год.

Владимир. Успенский собор. 1185 год.

На высоте 43 метра Андрей Рублев, Даниил Черный и Прохор из Городища расписыв.

На высоте 43 метра Андрей Рублев, Даниил Черный и Прохор из Городища расписывали купол Успенского собора

Роспись Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев

Роспись Успенского собора во Владимире.

ТРОИЦА Андрей Рублев. (умер в 1430г.)

ТРОИЦА
Андрей Рублев.
(умер в 1430г.)

Дионисий Митрополит Алексий

Дионисий
Митрополит Алексий

Дионисий Богоматерь Одигитрия

Дионисий Роспись Ферапонтова монастыря

Дионисий
Роспись Ферапонтова монастыря

Феофан Грек Богоматерь Донская Преображение

Феофан Грек
Богоматерь Донская Преображение

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 908 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.01.2020 198
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шугаибова Рукият Ибрагимхалиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация: Культура Киевской Руси 9-14 вв.

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация "Культура Киевской Руси IX – XIV вв." содержит наиболее яркие примеры различных направлений культурной жизни Древней Руси: письменность, литература, архитектура и живопись. Приведены фотографии, иллюстрации и краткое описание каждого произведения.

Краткое содержание

  • Письменность;
  • Литература;
  • Архитектура;
  • Живопись.

Для проведения урока учителем

Содержание

Презентация: Культура Киевской Руси 9-14 вв.

Культура Киевской Руси IX – XIV век.

  • Письменность;
  • Литература;
  • Архитектура;
  • Живопись.


Слайд 2

Остромирово Евангелие (середина XI века)


Слайд 3

Древнейшая из сохранившихся книг. Оно было написано на пергаменте (тщательно выделанной телячьей коже) в 1050 – 1057 гг. дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира.


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Киев. Десятинная церковь, X век.


Слайд 8

Киев. Софийский собор. 1037 год.


Слайд 9

Макет утраченного в Полоцке Софийского собора. 1050 год.


Слайд 10

Мозаика Софийского собора в Киеве.


Слайд 11

Фрески Софийского соборав Киеве.


Слайд 12

Узник Лаче-озера


Слайд 13


Слайд 14

"Слово о погибели русской земли"

Неизвестный автор восхищается цветущей Русской землей.Сохранилась лишь часть, вероятнее всего дальше следовал рассказ о разорении ее ханом Батыем.


Слайд 15


Слайд 16

Чернигов. Пятницкая церковь. XIII век


Слайд 17


Слайд 18

Культура Руси XIV – XV век.

  • Книги и литература;
  • Летописи;
  • Архитектура;
  • Живопись (русская икона).


Слайд 19

Книги и литература

Повести о борьбе с монголо-татарами:


Слайд 20

Летописи.


Слайд 21

Архитектура.

  • Московская архитектура.
  • Новгородская архитектура.
  • Псковская архитектура.


Слайд 22

Успенский собор московского кремля.Архитектор итальянец приглашенный Иваном IIIАристотель Фиорованти.


Слайд 23

Архангельский собор Московского кремля.


Слайд 24

Внутреннее убранство Архангельского собора

Архитектор Алевиз Новый


Слайд 25

Владимир. Успенский собор. 1185 год.


Слайд 26

На высоте 43 метра Андрей Рублев, Даниил Черный и Прохор из Городища расписывали купол Успенского собора.


Слайд 27

Роспись Успенского собора во Владимире. Андрей Рублев


Слайд 28

ТРОИЦААндрей Рублев (умер в 1430г.)


Слайд 29

Дионисий Митрополит Алексий


Слайд 30

Дионисий, Богоматерь Одигитрия


Слайд 31

Дионисий, роспись Ферапонтова монастыря


Слайд 32

Феофан Грек Богоматерь Донская, Преображение

Похожие презентации

Презентация: Культура русских земель 12-13 веков

Презентация: Великий Новгород

Презентация: Культура и быт конца 15-16 вв.

Презентация: Культура Московской Руси 14–15 вв.

Презентация: Культура русских земель 12-13 веков

Презентация: Культура Древней Руси 9-12 века

Презентация: Русская культура 13-18 вв.

Презентация: Культура Руси XIV-XV веков

Презентация: Русь в XI – XII веках

Презентация: Культура Древней Руси

Презентация: РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине xiii — середине xv в

Вставьте данный скрипт на свой сайт.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Читайте также: