Гарантии избирательных прав граждан рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Принципы избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет, что гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах и референдуме является свободным и добровольным.

Таким образом, к принципам участия граждан в выборах можно отнести:

    1. всеобщее избирательное право;
    2. равное избирательное право (равные избирательные права и обязанности);
    3. прямое избирательное право (избиратели голосуют непосредственно, без посредников);
    4. тайное голосование;
    5. свободное и добровольное избирательное право.

    Всеобщее избирательное право

    Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов:

      • возрастной ценз;
      • ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

      В РФ активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.

      Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах , чем достигается добровольность участия граждан в выборах.

      Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

      Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

      Ранее в России фактические непрямые выборы были предусмотрены в отношении губернаторов (президентов) субъектов РФ, которые наделялись полномочиями законодательными собраниями по представлению Президента РФ (п.1 ст. 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") .

      В настоящее время в ысшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Тайное голосование — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

      Гарантии избирательных прав

      Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 32 Конституции РФ).

      Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то этовправе сделать соответствующая избирательная комиссия.

      Российское федеральное законодательство о выборах не предусматривает никакого образовательного, языкового, полового, имущественного ценза.

      Ценз предыдущего избрания означает, что не может быть избрано лицо на определенную должность, если это лицо перед выборами занимало эту должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, в ч.3 ст. 81 Конституции РФ сказано, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

      Рассмотренные цензы представляют собой определенные ограничения активного и пассивного избирательного права. К последнему относятся и такие специфические ограничения, как неизбираемость и несовместимость.

      Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, губернаторы, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Законодательство РФ не предусматривает институт неизбираемости.

      Что же касается несовместимости, то она означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Несовместимость не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность, в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно решить, сохраняет ли оно за собой государственную должность или отказывается от депутатства.

      Несовместимость нашла свое законодательное отражение и в законодательстве РФ. Так, в ч. 3 ст. 97 Конституции РФ записано: "Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности". Кроме того, в законе предусмотрено, что депутатами представительных органов любого уровня не могут быть лица, продолжающие работать в правоохранительных органах, судьями и т.п. Занимая должность в этих органах, граждане могут осуществлять свое пассивное избирательное право - быть избранными депутатами, но после избрания они могут стать депутатами только при условии, если освободят занимаемую ими должность.

      Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.

      Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
      Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

      Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

      Рассмотрим виды гарантий.
      Политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные,к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

      Конституция возложила на органы российского государства важные обязанности по охране и защите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечивает организационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закрепление избирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служить достаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализации избирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит от работы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которых функция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качестве первоочередной.

      В современных условиях особенно большое значение имеет закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина (ст.46). И это действительно так, поскольку любые права могут считаться гарантированными лишь тогда, когда при их нарушении гражданин вправе обратиться с жалобой в суд и получить защиту.
      При этом судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляется органом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, в отличие от других органов, разрешающих жалобы граждан на нарушение избирательных прав, совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел предоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходе процесса.
      В Конституцию Российской Федерации включена специальная норма (ч.2 ст.46) о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.
      Правовые основы порядка обжалования таких неправомерных действий установлены законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", благодаря чему закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательные права приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебной защиты.
      В них могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.
      правоотношений.
      Защита судом основных избирательных прав граждан в связи с их нарушением законом - одно из важнейших направлений его деятельности. Самостоятельная и независимая судебная власть должна обеспечивать непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности и гарантировать судебную защиту избирательных прав граждан.




      Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

      1.Дать понятие избирательного процесса.

      2.Каковы стадии избирательного процесса?

      3 Каковы избирательные системы в РФ?

      4.Дать понятие референдума в РФ.

      5. Каковы виды, стадии референдума в РФ?

      6.Каковы гарантии об информировании граждан по итогам референдума и свободных выборов?

      7.Каковы гарантии прав граждан на на­значение выборов и референдума?

      Выполните тест ( в задании один правильный ответ):

      1. Система гарантий избирательного права состоит:

      а) из политических, организационных, материальных и правовых средств;

      б) из организационных средств;

      в) из материальных средств.

      2. Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является :

      а) право избирать;

      б)наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ;

      в) право быть избранными.

      3.Политические гарантии избирательного права:

      а)запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты;

      б) право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

      в)это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.

      4. Правовые гарантии избирательного права:

      а) расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета;

      б)право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

      в) равноправие избирателей на выборах.

      5.Обеспечивает непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности:

      а) судебная власть;

      в) исполнительная власть.

      6. Основанием для регистрации избирателей является:

      а) факт постоянного проживания гражданина РФ на соответствующей территории страны;

      б) основанием для регистрации избирателей является паспорт РФ;

      в) постоянное или преимущественное проживание гражданина РФ на соответствующей территории.

      7. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

      б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта;

      в) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта.

      8. Может ли гражданин быть включен в списке на нескольких избирательных участках:

      в) только в случае, если это иностранный гражданин.

      9. Избирательные участки образуются:

      а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

      б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

      в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

      10. Избирательные участки образуются:

      а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

      б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

      в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

      Задания для практического занятия :

      Задание 1. Проработать Конституцию РФ, выбрать положения статей, гарантирующих избирательное право гражданам РФ и их защиту.

      Задание 2. Проработать Кодекс об административных правонарушениях РФ, определить административные правонарушения, посягающие на активное и пассивное избирательное право граждан РФ. Определить меры административной ответственности.

      Задание 3. Проработать Уголовный кодекс РФ, определить уголовную ответственность за преступления против активного и пассивного избирательного права граждан РФ.
      Сделайте вывод по работе.

      Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права.

      Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
      Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

      Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

      Рассмотрим виды гарантий.
      Политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные,к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов. Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

      Конституция возложила на органы российского государства важные обязанности по охране и защите избирательных прав граждан. Их деятельность в этой сфере обеспечивает организационно-правовые гарантии избирательных прав граждан. Само закрепление избирательных прав в законе, при всем его значении, еще не может служить достаточным основанием для беспрепятственной и свободной реализации избирательных прав граждан. Во многом реализация избирательных прав зависит от работы государственных органов, и, прежде всего судебных органов, для которых функция охраны и защиты прав, в том числе избирательных, выделена в качестве первоочередной.

      В современных условиях особенно большое значение имеет закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий на судебную защиту прав каждого гражданина (ст.46). И это действительно так, поскольку любые права могут считаться гарантированными лишь тогда, когда при их нарушении гражданин вправе обратиться с жалобой в суд и получить защиту.
      При этом судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения их избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляется органом, не зависимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, в отличие от других органов, разрешающих жалобы граждан на нарушение избирательных прав, совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел предоставляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходе процесса.
      В Конституцию Российской Федерации включена специальная норма (ч.2 ст.46) о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.
      Правовые основы порядка обжалования таких неправомерных действий установлены законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", благодаря чему закрепленные в Конституции и соответствующих законах избирательные права приобрели подлинно юридическое содержание и стали предметом судебной защиты.
      В них могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права граждан.
      правоотношений.
      Защита судом основных избирательных прав граждан в связи с их нарушением законом - одно из важнейших направлений его деятельности. Самостоятельная и независимая судебная власть должна обеспечивать непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности и гарантировать судебную защиту избирательных прав граждан.

      Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

      1.Дать понятие избирательного процесса.

      2.Каковы стадии избирательного процесса?

      3 Каковы избирательные системы в РФ?

      4.Дать понятие референдума в РФ.

      5. Каковы виды, стадии референдума в РФ?

      6.Каковы гарантии об информировании граждан по итогам референдума и свободных выборов?

      7.Каковы гарантии прав граждан на на­значение выборов и референдума?

      Выполните тест ( в задании один правильный ответ):

      1. Система гарантий избирательного права состоит:

      а) из политических, организационных, материальных и правовых средств;

      б) из организационных средств;

      в) из материальных средств.

      2. Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является :

      а) право избирать;

      б)наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ;

      в) право быть избранными.

      3.Политические гарантии избирательного права:

      а)запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты;

      б) право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

      в)это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.

      4. Правовые гарантии избирательного права:

      а) расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета;

      б)право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей;

      в) равноправие избирателей на выборах.

      5.Обеспечивает непосредственное действие Конституции во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности:

      а) судебная власть;

      в) исполнительная власть.

      6. Основанием для регистрации избирателей является:

      а) факт постоянного проживания гражданина РФ на соответствующей территории страны;

      б) основанием для регистрации избирателей является паспорт РФ;

      в) постоянное или преимущественное проживание гражданина РФ на соответствующей территории.

      7. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

      б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта;

      в) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта.

      8. Может ли гражданин быть включен в списке на нескольких избирательных участках:

      в) только в случае, если это иностранный гражданин.

      9. Избирательные участки образуются:

      а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

      б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

      в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

      10. Избирательные участки образуются:

      а) не позднее чем за 10 дней до голосования;

      б) не позднее чем за 30 дней до голосования;

      в) не позднее чем за 45 дней до голосования.

      Задания для практического занятия :

      Задание 1. Проработать Конституцию РФ, выбрать положения статей, гарантирующих избирательное право гражданам РФ и их защиту.

      Задание 2. Проработать Кодекс об административных правонарушениях РФ, определить административные правонарушения, посягающие на активное и пассивное избирательное право граждан РФ. Определить меры административной ответственности.

      Задание 3. Проработать Уголовный кодекс РФ, определить уголовную ответственность за преступления против активного и пассивного избирательного права граждан РФ.
      Сделайте вывод по работе.

      Согласно Конституции Российской Федерации, выборы характеризуются как:

      - высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);

      - форма осуществления местного самоуправления (ст. 134);

      - форма реализации конституционного права.

      Таким образом, выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях формирования органов публичной власти и наделения полномочиями должностных лиц.

      Среди руководящих, основополагающих положений, регламентирующих избирательные права граждан, обозначены следующие:

      Исходные принципы, среди которых - народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство избирательной системы, признание местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.

      Принципы организации выборов, среди которых – территориальные (выборы проходят в рамках избирательных округов, участков), принцип состязательности (обеспечения конкуренции, ведение агитационной компании), обязательности, периодичности, принцип свободных и честных выборов и др.

      Принципы правового положения граждан и их гарантии.

      1. Всеобщее избирательное право - участие совершеннолетних граждан, независимо от пола, расы, вероисповедания и др. признаков.

      - внесение избирателей в список по избирательным участкам;

      - возможность досрочного голосования;

      - образование избирательных участков в больницах, санаториях и тп.

      2. Принцип равного избирательного права - каждый избиратель имеет только один голос, т.е. включен только в один список.

      - наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов;

      - право получения нового избирательного бюллетеня;

      - признание недействительными бюллетеней;

      - предоставление кандидатам бесплатного времени в СМИ и бесплатной газетной площади;

      - невозможность изменения избирательной компании после её старта и др.

      3. Прямое избирательное право-непосредственное голосование на выборах.

      - личное голосование избирателей;

      -получение документа только при предъявлении документа, удостоверяющего личность;

      - отметка в списке избирателей при получении бюллетеня;

      - тайное голосование (недопущение контроля за волеизъявлением избирателей).

      Наиболее востребованными способами защиты нарушенных прав на сегодняшний день являются судебная защита или обращение с заявлениями, жалобами в органы прокуратуры Российской Федерации.

      Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст. 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 КоАП РФ.

      Принят
      Государственной Думой
      22 мая 2002 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      29 мая 2002 года

      Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

      Глава I. Общие положения

      Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

      1. Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

      2. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

      3. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

      4. Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.

      5. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

      6. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

      Статья 2. Основные термины и понятия

      Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

      Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ, - см. пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ.

      Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ) - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ.

      Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:

      1) агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума;

      2) агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума;

      3) агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

      4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

      6) бюллетень - избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме;

      7) вопрос (вопросы) референдума - вопрос (вопросы), проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум;

      Конституция предоставляет гражданам РФ право участвовать в управлении государственными делами. Избирательные права гражданина РФ предполагают возможность участия в референдумах и выборах.

      Выборы

      Основные права россиян

      В табличке представлены виды гражданских прав в области государственного управления.

      Правовое государство

      Выборы – форма взаимодействия с обществом, что неотъемлемо для правового государства

      Политические права

      К политическим правам россиян относятся права на:

      Также существует право граждан на местное самоуправление.

      Политические права

      Что дают политические права россиянам

      Выбор депутатов Госдумы

      Лица с российским гражданством имеют право избирать депутатов Госдумы.

      Участвовать в избирательном процессе могут россияне, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

      К избирательным правам относится следующее:

      Выборы депутатов

      Схема выбора депутатов в Государственную Думу

      Проведение референдума

      Процедура проведения референдума предполагает гласность. Каждое касающееся его решение должно доводиться до сведения лиц, имеющих право голоса. У гражданских лиц есть возможность проведения агитационных мероприятий как за, так и против вопроса, решающегося путем голосования.

      Допустима агитация посредством:

      • СМИ;
      • дебатов;
      • дискуссий;
      • встреч с россиянами;
      • разработки и распространения агитматериалов.

      Право голоса на референдуме есть у всех россиян, вне зависимости от их национальности, пола, языка, образования, религиозных воззрений. Иной подход недопустим и карается законодательством.

      Порядок проведения референдума

      Порядок проведения референдума в РФ

      Решение, которое принимается на референдуме, носит обязательный характер для всех субъектов власти. Специального утверждения принятого решения не требуется.

      Ограничения избирательного права

      В табличке представлены основные моменты, которые относятся к ограничениям избирательного права.

      Человек с погашенной судимостью принимать участие в выборах может, но право избираться он утратил. Подробнее – в следующем видео.

      Выборные должностные лица не имеют право на занятие бизнесом.

      Запрещается любая оплачиваемая деятельность. Исключение касается следующих видов деятельности:

      • педагогическая;
      • научная;
      • творческая.

      Деятельность выборных лиц не может финансироваться иностранными или неправительственными организациями.

      Избирательные гарантии

      Ценность всякого права проявляется только тогда, когда оно реализуется. Для этого существуют гарантии избирательных прав. Они являются важнейшим элементом российской избирательной системы.

      Гарантии избирательных прав граждан выступают защитой от возможных нарушений в ходе выборного процесса. Акцент делается на специальных гарантиях избирательных прав россиян. Они взаимозависимы и эффективно дополняют друг друга.

      Избирательные гарантии граждан РФ

      Система основных гарантий включает в себя следующие гарантии в сферах:

      1. Политика.
      2. Организованность.
      3. Информация.
      4. Агитация.
      5. Право.

      Подробное описание гарантий представлено в табличке.

      У участников выборов есть право на распространение информации.

      Любые изображения физ. лица возможны только с его согласия.

      У россиян есть право обжаловать неправильность в списке участников выборов. Также разрешается подать жалобу на отказ в регистрации кандидатом. Разрешается обжалование итогов проведенных выборов.

      Информационные гарантии часто используются кандидатами для достижения своих целей.

      Интересное видео. Избирательные права граждан. Рекомендуем посмотреть.

      Заключение

      Если избирательный процесс свободный и прозрачный – это важнейший демократический показатель.

      Читайте также: