История создания небоскребов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Категорирование высотных зданий и составление их рейтингов имеет некоторую неоднозначность ввиду разнообразия способов измерения. В настоящее время общепринятыми критериями являются разработанные Советом по высотным зданиям и городской среде.

Согласно этим критериям, под зданием подразумевается сооружение, спроектированное для использования в качестве жилого, офисного (коммерческого) или производственного помещения. Существенной характеристикой здания является наличие этажей. Таким образом, описываемый рейтинг заведомо не включает радио- и телебашни.

Совет предлагает три критерия измерения высоты здания (во всех случаях измерения производятся от наиболее низкого значимого входа в здание):

  • конструктивная высота здания — высота от уровня тротуара до наивысшей точки конструктивных элементов здания (включая шпили и исключая телевизионные и радио антенны и флагштоки).

Это основной критерий. Он используется при составлении рейтинга самых высоких зданий.

  • до последнего эксплуатируемого этажа — высота до уровня пола наиболее высокого эксплуатируемого этажа здания.
  • до кончика антенны/шпиля — высота здания до самой высокой точки антенны, шпиля и т. п.

До XX века здания высотой более шести этажей строились редко. Это было связано с неудобством поднятия по лестницам на большую высоту. Кроме того, всасывающие водяные насосы, применявшиеся в то время, позволяли поднимать воду не более чем на 10 м.

Развитие технологий стали, железобетона и водных напорных насосов, а также изобретение безопасных лифтов позволили в десятки раз увеличить высоту зданий, что особенно востребовано в мегалополисах, где велика стоимость площади застройки.

Первые небоскрёбы



Башни Болоньи в Италии XII века


Шибам — йеменский многоэтажный город (XVI век)

Home Insurance Building — первый небоскрёб (1885 год)

Хотя в предыдущей истории человечества также строились многоэтажные (в том числе узкие) здания и даже целые города из них (например, Шибам в Йемене, Сан-Джиминьяно в Италии), первым небоскрёбом принято считать построенное в 1885 году в Чикаго здание Страховой компании ( Home Insurance Building ), просуществовавшее до 1931 года. Первоначально оно имело всего 10 этажей и высоту 42 м; позднее, в 1891 году, были надстроены ещё два этажа, а высота здания выросла до 54,9 м.

Автор проекта — американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни — предложил новаторскую технологию строительства, при которой впервые был использован несущий каркас. Традиционно роль несущей конструкции выполняли внешние стены. Исходя из того, что удельная прочность стали примерно в 50 раз выше, чем у самого качественного бетона и каменной или кирпичной кладки, здания стали опираться на металлический каркас, поддерживающий как внешние, так и внутренние стены.

Благодаря несущему каркасу общую массу сооружений удалось уменьшить почти на треть. Архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны.

В полной мере переход на несущий стальной каркас был осуществлён при строительстве в 1891 году 11-этажной башни Уэйнрайта в Сент-Луисе по проекту архитектора Луиса Салливана. Башня Уэйнрайта также по праву может претендовать на звание первого небоскрёба.

Ещё одним архитектурным элементом, без которого невозможно представить себе современный небоскрёб, является использование лифта. Впервые лифты в офисном здании появились в 1870 году в Эквитабл Лайф Билдинг в Нью-Йорке.

Первоначально лифты имели гидравлический привод, налагавший ограничение на высоту здания до двадцати этажей. В 1903 году фирма Отис разработала конструкцию лифта с электрическим приводом, в котором вес кабины, идущей вверх, частично был уравновешен весом второй кабины, идущей вниз. В результате этих нововведений были сняты ограничения на высоту подъёма. В ряде случаев оказалось практически целесообразным осуществлять подъём с пересадками.

Сначала лидерство по строительству высотных зданий принадлежало Чикаго, однако в 1893 г. в Чикаго было запрещено строить здания высотой более 39 м, и дальнейшее развитие небоскрёбов происходило уже в Нью-Йорке.

Помимо небоскрёбов башенного типа, в этот период строились и протяжённые по горизонтали высотные здания, имевшие многоярусное членение объёма. Самым крупным среди них в 1913–1915 гг. стало 39-этажное здание Эквитейбл Лайф-иншуренс, которое имело сложную П-образную конфигурацию и отбрасывало в полдень тень длиной 300 метров, лишавшую света свыше 30 тыс. м² соседних участков.



Вулворт-билдинг в 1913 году

В связи с этим в 1916 г. в Нью-Йорке был принят закон о зонировании высот. Для предотвращения затенения здание после установленной высоты должно было подниматься уступами (первая ступень начиналась от уровня 45–60 м). Это привело к появлению новой формы небоскрёба с уступчатыми очертаниями .

Процесс изготовления стали – прорыв в градостроительстве

Люди, внёсшие свой вклад в историю строительства небоскрёбов

Даже в наши дни сталь производится по технологии, разработанной Бессемером. Это имя ещё долго будет оставаться в истории. Но существовал ещё один человек, оставивший свой след в строительстве небоскребов. Джордж А. Фуллер был там, кто применил инновационный процесс для строительства высоток.

Почти два века назад технологии строительства многоэтажных домов предполагали, что внешние стены здания должны выдержать его вес. Но Фуллур выдвинул другую идею. Он понимал, что очень высокое здания не вынесут нагрузку собственного веса. Поэтому для строительства он применил стальные балки Бессемера.

Из них он стал изготавливать внутренний каркас. Сталь гораздо прочнее любого бетона или кладки из кирпичей и камней. Такую новинку он применил при строительстве небоскрёба Такома. Он стал первым зданием, в котором стены не должны были выдерживать вес здания. За них эту функцию стал выполнять стальной каркас. Фуллером была разработана методика сооружения стальных каркасов. В последующем такие стальные конструкции внутри зданий будут применяться при возведении других высоток.

Первый такой небоскрёб был построен в Нью-Йорке. Его назвали Флэтайрон-билдинг. Его строительством в 1902 году занималась строительная компания Фуллера. Главным архитектором этого здания был Даниэль Х. Бернхэм. Ещё более высокие небоскрёбы стало возможным строить, когда появились электрические лифты в 1883 году.

Они заменили гидравлические лифты, которые существовали с 1870 года. Это позволило людям быстрее перемещаться по этажам. Освещение внутри небоскрёбов тоже осуществлялось за счёт электричества. Это было приемлемо для больших помещений.

Технологические предпосылки

Построить высокое здание, будь то культовое сооружение или жилой дом, люди могли и сотни лет назад. Проблема была в целесообразности такого строительства. Перенаселённых территорий было не так много, как сегодня. Шибам — это исключение из правил. Конечно, огромную роль сыграла промышленная революция. Капитализм стал господствующей мировой системой хозяйства, начали появляться крупные компании, которым были нужны собственные офисы и здания. И подниматься пешком на много этажей — так себе удовольствие.

image

Лифт использовали до нашей эры. В Колизее лифтов было 28 штук — они поднимали груз до 300 килограммов на высоту более 7 метров. Так на арену поднимали львов в клетках. Одновременно — до 100 львов оказывались на арене. Система блоков работала таким образом, что клетки открывались, когда оказывались на нужном уровне. Археологи потратили несколько лет, чтобы реконструировать один из лифтов и выпустить на арену символ Рима — волчицу. Работала система на человеческой силе. Подобные лифты были найдены и в других древних сооружениях, иногда в качестве подъёмной силы использовали животных.

image

image

Иван Кулибин по указанию Екатерины II в 1790-х годах соорудил винтовой лифт вместо лебёдочного. К длинной оси-винту крепилось основание кресло, и слуги поднимали императрицу на нужный этаж Зимнего дворца. На 50 лет раньше лебёдочным лифтом оснастили дворец Людовика XV. Но одно дело — поднять на несколько этажей кресло или платформу, и совсем другое — сделать такую систему безопасной и надёжной, а также доступной не только королям.

Платформа не падала вниз благодаря ловителю. Спустя несколько лет после смерти изобретателя его сыновья открыли компанию Otis и за 6 лет установили более 2 000 лифтов в офисах и гостиницах США. В 1878 году появился первый пассажирский гидравлический лифт Otis, а в 1889 году — лифт с электрическим приводом.

Гидравлические лифты подразумевали наличие подземной шахты, заполненной водой, высотой в сам дом. Поршень в шахте-цилиндре под напором воды выталкивал кабину вверх. Позже лифт улучшили, разместив цилиндр горизонтально. Лифты на гидравлических насосах были установлены на Эйфелевой башне. Чтобы поднять пассажиров на 175 метров от Земли, нужны были сразу два гидравлических лифта — кабины служили противовесом друг для друга. На полпути приходилось делать пересадку. Такие лифты не могли работать зимой, и их заменили на электрические.

Изначально гидравлические лифты двигались гораздо быстрее электрических и паровых вариантов, но их было сложнее устанавливать. Именно лифты с электроприводом и системами безопасностями позволили небоскрёбам расти вверх. На сегодня самые быстрые лифты установлены в башне Тайбэй 101 в столице Тайваня, они движутся со скоростью более 60 километров в час, поднимая людей с пятого до восемьдесят девятого этажа за 39 секунд.

Среди критериев, по которым определяют, является ли здание небоскрёбом, сейчас есть высота, наличие стального каркаса и предназначение конкретного сооружения. 10-этажное здание домового страхование в Чикаго считается первым небоскрёбом: его высота — 42 метра, что на тот момент было неплохим результатом, оно предназначено для размещения офисов, и в конструкции использован стальной каркас. Оно было построено в 1885 году.

В Здании домового страхования полностью от несущих стен не отказались. А через несколько лет несущий каркас был использован при строительстве этажной башни Уэнрайта.

Стоит сказать, что в 1870 году, до строительства вышеупомянутых небоскрёбов, в Нью-Йорке построили 40-метровое офисное здание Equitable Life Building. Иногда именно его называют первым небоскрёбом – только из-за каркаса оно не попадает в общую классификацию. Это было первое офисное здание с пассажирским лифтами — гидравлическими моделями от компании Отиса.

Более того, самое высокое здание в мире построено не на стальном каркасе. Для возведения Бурдж-Халифа в Дубае, ОАЭ, также использовали специально разработанный бетон, способный выдерживать температуру до 48 градусов Цельсия. Бетон укладывали ночью, добавляя в раствор лёд.

Строила башню Бурдж-Халифа та же компания, что возвела одну из Башен Петронас – Samsung.

Гонка за право называться самым высоким зданием в мире

Небоскреб Уолл Стрит 40 планировался на 41 м выше за Дом Вулворт (англ. Woolworth Building) построен в 1913 в Манхэттене. (Дом Булворт был самым высоким небоскребом в 1930.)

Небоскреб указывал на прогресс, развитие, победу человека над ее природными ограничениями. Люди следили и наблюдали за новыми вершинами, которые осягались очередными достижениями в области строительства небоскребов. В 1930 было закончено строительство Крайслер Билдинг, 319 метров, 77 этажей.

Но этот небоскреб оставался бесспорным лидером в мире только в течение одного года. Уже в следующем году был построен Эмпайр Стейт Билдинг, 381 м. (448 м. с антенной), 102 пов. который был самым высоким небоскребом в мире к 1972 г. Построен за 14 месяцев.

Эмпайр Стейт Билдинг

Нью-Йорк, 1930 г. Продолжается строительство Эмпайр Стейт Билдинг.

Эмпайр Стейт Билдинг (англ. Empire State Building возведен в стиле Арт Деко небоскреб в городе Нью-Йорк, США . Находится башня на Пятой авеню между Западными 33-й и 34-й улицами. Владельцем здания является компания W & H Properties. Эмпайр Cтейт Билдинг — первое здание в мире, имеющая более 100 этажей.

В 1986 году Эмпайр Стейт Билдинг вошел в список памяток архитектуры национального значения США. В 2007 году здание под номером один вошло в список лучших американских архитектурных решений по версии Американского института архитекторов.

Официальное открытие состоялось 1 мая 1931 года, когда президент США Герберт Гувер включил освещение здания, нажав на кнопку в Вашингтоне. Уже в следующем году первые использованием освещения на верхушке здания было празднование победы Рузвельта над Гувером в президентской гонке в ноябре 1932 года.

Высотные здания в СССР

Советских архитекторов вдохновляли металлические конструкции Эйфелевой башни. Конструктивисты строили рабочие клубы, дома-коммуны и фантазировали о собственных небоскребах и главном здании мирового коммунизма.

Большая стройка сразу после революции, конечно, не могла начаться. Денег, времени, ресурсов, а главное, знаний, не хватало. В 1924 году в США был отправлен архитектор Вячеслав Олтаржевский. Удивительный человек! Выросший в детдоме, он успел сделать карьеру и при царе, и при Ленине.

В Соединенных Штатах провел 11 лет, стал там успешным архитектором. Правда, первое время ему пришлось трудиться на стройке — его диплом в США не котировался, его еще предстояло подтвердить.

Вячеслав Олтаржевский

Способность власти рушить и храмы, и судьбы людей ради своих целей смогут на собственной шкуре оценить многие. Среди них и Вячеслав Олтаржевский. В США он успел поработать в конторе Корбетта чертежником, издать книгу «Новый Вавилон«, посвященную Нью-Йорку, и построить несколько зданий, в том числе гостиницу в Королевских соснах, так полюбившуюся Аль Капоне.

В 1934 году его отозвали обратно в СССР, но почему-то он тогда не был приобщен к строительству первых московских небоскребов. Работал над архитектурным обликом Всемирной сельскохозяйственной выставки. В 1939-м был арестован. В 1943 году вышел на свободу. Спустя только четыре года начал работать в комитете по строительству высотных зданий.

В январе 1947 года было принято постановление о строительстве в Москве многоэтажных зданий. С градостроительной точки зрения, высотки должны были уравновесить Дворец советов, который, к счастью, так и не был возведен. Но с точки зрения здравого смысла, зачем сразу же после окончания войны затевать эту безумную стройку?

Первые советские небоскребы должны были показать всему миру мощь страны.

Жилой дом на Кудринской площади


Жилой дом на Кудринской площади

Демонстрация возможностей страны советов проходила под флагом американского стиля ар-деко.

Американцы часто сравнивают московские высотки с небоскребами Манхэттена.

Перед инженерами и рабочими ставились практически невыполнимые задачи. Никто из них раньше не работал на подобных стройках.

Здание МГУ


Главное здание МГУ

Здание МГУ возводили осужденные по бытовым статьям. Прямо на стройплощадке на Котельнической набережной располагался тюремный лагерь ГУЛАГа. По Москве ходили слухи о нечеловеческих условиях труда зеков. Но это было не совсем так. В нечеловеческих условиях трудились и заключенные, и обычные строители. Все без касок, без страховки.



Высотные здание на Котельнической набережной

В 1953 году Вячеслав Олтаржевский издал книгу «Строительство высотных зданий в Москве«, где подробно описаны все сталинские высотки и проанализированы их конструктивные особенности. В СССР это книга никому не понадобилась. Необходимость Советскому Союзу доказывать свою мощь отпала после разработки атомной бомбы и запуска человека в космос. СССР остановился. Америка тем временем продолжала строить небоскребы.

Мы поговорили о самых высоких небоскрёбах России и мира, но не сильно углубились в их историю. Поэтому в этот раз предлагаю заглянуть на сотни лет назад – в тот период, когда небоскрёбов со стальными каркасами не было, но люди пытались строить здания, которые даже сейчас поражают своими масштабами, и в ближайшее прошлое — во времена первых небоскрёбов.

image


Самые высокие здания и сооружения древности

Первыми на ум при разговоре о самых высоких сооружениях древности приходят египетские пирамиды. Великая пирамида Гизы возрастом в 4 500 лет было самой высокой постройкой на Земле до 1300 года, то есть 3 900 лет.

image

На острове Сардиния к XV века до н. э. воздвигли целый комплекс оборонительных башен-нураг, имевших, возможно, и религиозное предназначение. Высота самой высокой из башен изначально составляла около 19 метров, сейчас разрушенные сооружения стали гораздо ниже. 19 метров – это больше пятиэтажной хрущёвки.

image

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал, великолепное здание в Агре, Индия, был построен в 1653 году. Сейчас Тадж-Махал – музей, привлекающий огромное количество туристов. К сожалению, как и в случае с Пирамидой Хеопса, огромную часть изначальной красоты это здание потеряло из-за разграбления. Например, мы не увидим 10-метровый золотой шпиль, спиленный британскими колонизаторами. Гиды также рассказывают о жемчужных нитях, соединявшие четыре башни с центральным куполом.

Высота мавзолея — 73 метра. Для сравнения: первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. К этому размеру ближе другой мавзолей — 46-метровый Галикарнасский мавзолей.

image

Мавзолей в Галикарнасе до нас, к сожалению, не дожил. На фотографии ниже — его миниатюрная копия. Он смог простоять 19 веков, а в XIII веке был разрушен землетрясением. Остатки здания разобрали на строительство крепости св. Петра.

image

Среди наиболее высоких зданий всегда были культовые сооружения. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве в высоту достигает 65 метров. Фарфоровая пагода, построенная в 1422 году, возвышалась над китайским Нанкином на высоту 78 метров. 81-метровая колокольня Ивана Великого на Соборной площади Московского кремля до середины XX века оставалась самым высоким зданием в столице России. Высота Смольного собора в Санкт-Петербурге – 93,7 метра, а ведь колокольня собора могла составить 140 метров в высоту. Кёльнский собор, заложенный в 1248 году, достигает 157 метров в высоту.

image

Причина необычной архитектуры — желание уберечь жителей от набегов бедуинов. Дома приходилось строить внутри городских стен, расширять их не было возможности. Дома росли, сужаясь кверху, а некоторые из них даже соединены балкончиками, чтобы можно было перемещаться из одного дома в другой. Самый старый из домов Шибама относится к 1609 году. Материалы и климат не позволяют домам стоять дольше, в среднем срок жизни глиняных зданий в этом городе составляет до трёхсот лет.

image

image

Технологические предпосылки

Как видно из предыдущего раздела, построить высокое здание, будь то культовое сооружение или жилой дом, люди могли и сотни лет назад. Проблема была в целесообразности такого строительства. Перенаселённых территорий было не так много, как сегодня. Шибам — это исключение из правил. Конечно, огромную роль сыграла промышленная революция. Капитализм стал господствующей мировой системой хозяйства, начали появляться крупные компании, которым были нужны собственные офисы и здания. И подниматься пешком на много этажей — так себе удовольствие.

Лифт использовали до нашей эры. В Колизее лифтов было 28 штук — они поднимали груз до 300 килограммов на высоту более 7 метров. Так на арену поднимали львов в клетках. Одновременно — до 100 львов оказывались на арене. Система блоков работала таким образом, что клетки открывались, когда оказывались на нужном уровне. Археологи потратили несколько лет, чтобы реконструировать один из лифтов и выпустить на арену символ Рима — волчицу. Работала система на человеческой силе. Подобные лифты были найдены и в других древних сооружениях, иногда в качестве подъёмной силы использовали животных.

image

image

image

Иван Кулибин по указанию Екатерины II в 1790-х годах соорудил винтовой лифт вместо лебёдочного. К длинной оси-винту крепилось основание кресло, и слуги поднимали императрицу на нужный этаж Зимнего дворца. На 50 лет раньше лебёдочным лифтом оснастили дворец Людовика XV. Но одно дело — поднять на несколько этажей кресло или платформу, и совсем другое — сделать такую систему безопасной и надёжной, а также доступной не только королям.

Гидравлические лифты подразумевали наличие подземной шахты, заполненной водой, высотой в сам дом. Поршень в шахте-цилиндре под напором воды выталкивал кабину вверх. Позже лифт улучшили, разместив цилиндр горизонтально. Лифты на гидравлических насосах были установлены на Эйфелевой башне. Чтобы поднять пассажиров на 175 метров от Земли, нужны были сразу два гидравлических лифта — кабины служили противовесом друг для друга. На полпути приходилось делать пересадку. Такие лифты не могли работать зимой, и их заменили на электрические.

Изначально гидравлические лифты двигались гораздо быстрее электрических и паровых вариантов, но их было сложнее устанавливать. Именно лифты с электроприводом и системами безопасностями позволили небоскрёбам расти вверх. На сегодня самые быстрые лифты установлены в башне Тайбэй 101 в столице Тайваня, они движутся со скоростью более 60 километров в час, поднимая людей с пятого до восемьдесят девятого этажа за 39 секунд.

image

image

Среди критериев, по которым определяют, является ли здание небоскрёбом, сейчас есть высота, наличие стального каркаса и предназначение конкретного сооружения. 10-этажное здание домового страхование в Чикаго считается первым небоскрёбом: его высота — 42 метра, что на тот момент было неплохим результатом, оно предназначено для размещения офисов, и в конструкции использован стальной каркас. Оно было построено в 1885 году.

В Здании домового страхования полностью от несущих стен не отказались. А через несколько лет несущий каркас был использован при строительстве этажной башни Уэнрайта.

Стоит сказать, что в 1870 году, до строительства вышеупомянутых небоскрёбов, в Нью-Йорке построили 40-метровое офисное здание Equitable Life Building. Иногда именно его называют первым небоскрёбом – только из-за каркаса оно не попадает в общую классификацию. Это было первое офисное здание с пассажирским лифтами — гидравлическими моделями от компании Отиса.

image


Equitable Life Building

Более того, самое высокое здание в мире построено не на стальном каркасе. Для возведения Бурдж-Халифа в Дубае, ОАЭ, также использовали специально разработанный бетон, способный выдерживать температуру до 48 градусов Цельсия. Бетон укладывали ночью, добавляя в раствор лёд.

Строила башню Бурдж-Халифа та же компания, что возвела одну из Башен Петронас – Samsung.

image


Башни Петронас, Малайзия

image


Том Круз на небоскрёбе Бурдж-Халифа, Дубай, ОАЭ

image


Бурдж-Халифа

Преодоление преград

Если говорить о США, то у строителей были и некоторые другие проблемы, такие как несовершенные лифты и насосы, не позволявшие поднимать воду на самые высокие этажи. С этими задачами вскоре справились, но с ростом зданий возникали новые вызовы.

В США в 1913-1915 годах построили 40-этажный Equitable Building. 164-метровый небоскрёб отбрасывал на город такую тень, что в полдень лишал солнечного света дома на площади в 30 тысяч квадратных метров. Чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем, в Нью-Йорке приняли закон, по которому здание должно было подниматься уступами. Так появились небоскрёбы с уступчатыми очертаниями.

image


Манхэттен, 1932 год. Результаты Закона о зонировании

image

image


Тайбэй 101, Тайвань

Каждое высотное здание — это новые сложности. Шанхайская башня имеет закрученную конструкцию для борьбы с ветром и двойную оболочку для сохранения температуры. Площадку для башен Петронас пришлось передвинуть на 60 метров, чтобы близнецы стояли на одном виде грунта, а материал для них нужно было производить исключительно на территории Малайзии – потому для них создали специальный сорт бетона.

Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.

The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Дом Лейтера. Построен в 1889 году.

Дом Лейтера. Построен в 1889 году.

Дом уверенности (Рилайенс-билдинг) 1894 год

Дом уверенности (Рилайенс-билдинг) 1894 год

Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.

Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).

Дом Вулворта

Метлайф тауэр

Небоскрёб Зингер

Таймс тауэр

Небоскрёб Флетайрон

Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.

Крайслер-билдинг

Эмпайр-стейт-билдинг

Сирс тауэр

Сравнение небоскрёбов Нью-Йорка

Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.

Интересная история про эволюцию строительства небоскрёбов в Соединённых Штатах Америки.

Со временем, в далёком 19 веке, когда Архитектура постепенно превращалась из каменной в стеклянную и стальную, маленькие корпорации и фирмы решали построить такие здания, которые удивят огромную долю людей. Началом истории небоскрёбов является мысль, определение Архитекторов того, что здание может стать безопасным и устойчивым, если оно будет иметь стальной или мощный железобетонный каркас и при этом, стены должны быть лёгкими, для правильного расчёта нагрузок.

Слово "Skyscraper", в переводе с английского "Небоскрёб" зародилось в Англии в 1794 году, и этим словом обозначали высокие вещи, такие как: высокая шляпа, высокий мяч в волейболе, или самый верхний парус на корабле. То есть, это слово не было никак не связано с Архитектурой.

Когда знаменитый Американский Архитектор Уильям Ле Барон Дженни приехал домой 1861 году, получив инженерно-строительное образование в Париже он основал в 1867 году в Чикаго свою Архитектурную фирму. Прошло время, и Архитектор положил основание тому, что здания могут быть выше 5 этажей. Он начал прорабатывать эту идею. Уильям вывел такую "теорему", что основные несущие элементы - это не стены, а каркас.

Первое здание, построенное выше пяти этажей, на основе стального каркаса стал The Home Insurance Building (Здание домового страхования), построен первый небоскрёб в 1885 году. Архитектор - Уильям Ле Барон Дженни. Поддерживалось здание стальной рамой. Стиль - Чикагская Школа, основанный Архитектором Генри Ричардсоном. Здание успешно эксплуатировалось, и в 1890 году зданию пристроили ещё два, и высота стала 55 метров (12 этажей). Власти боялись разрушения здания, но разрушения не произошло. В 1931 году Здание Домового Страхования снесли для того, чтобы построить полевое здание банка LaSalle.

Так и сформировались новые взгляды на Архитектуру высотных зданий, и постепенно, технологии строительства небоскрёбов с того времени постоянно совершенствуются. Небоскрёбы - это новая Архитектурная эстетика, за счёт которой современный мир практически невозможно представить.

Чикаго - Родина небоскрёбов. Соответственно, это и есть город в Америке, где не налюбуешься этими многометровыми красавцами. Не зря Чикаго и называют столицей современной Архитектуры в США. Сегодня, Архитектурным местом притяжения в Чикаго являются такие небоскрёбы, как: Уиллис-тауэр, высочайший небоскрёб в Америке; Джон-Хэнкок-центр; Пруденшал плаза 2; и другие.

Башенный небоскрёб "Дом Уверенности" или Рилайенс-билдинг в Чикаго.
Усовершенствованным решением стального каркаса стало здание. Каркас содержит в себе стеклянное заполнение. Конторские этажи решаются повторением одинаковых членений. Здесь уже присутствовало декорирование фасадов различными ордерами и применение фронтонов.
Здание построенно в 1894 году по руководством Архитекторов Д. Х. Вернема и Дж. У. Рута. Расположено башенное здание в Чикаго.

Тенденция строительства многоэтажных зданий и высотная гонка появились в США и нашли отклик в архитектуре ведущих стран мира.

1.jpg

Чикаго можно назвать местом, с которого началась архитектурная трансформация США. Теперь американские города росли ввысь. Население Чикаго увеличивалось, развивалась его транспортная система и экономика. Фермеры благодаря улучшению систем железных дорог перешли на промышленный уровень развития хозяйства и продавали свою продукцию в городах. Развитие транспортной системы сделало Чикаго центром сети дорог. В него поставляли продукцию, и из него её перенаправляли в другие города. Рост населения в Чикаго был стремительным. В 1880 году в городе жило полмиллиона человек, а через десять лет — уже более миллиона. Эти условия породили новый ритм жизни, которому должны были соответствовать новые постройки. Развитие бизнеса и экономики в Америке привело и к увеличению стоимости земли. В Чикаго не было ограничений на количество этажей в зданиях, и поэтому главным запросом корпоративных клиентов архитекторам стали разработки планов многоэтажных зданий. Технология возведения небоскрёбов постоянно совершенствовалась. От полного отсутствия лифтов в зданиях вначале пришли к лифтам, которые приводились в действие при помощи лошадей, потом, в 1853 году, — гидравлики и потом — при помощи электромоторов. Позже здания снабдили телефонами и электрическим освещением.

Нью-Йорк в 1950-ые.

3.jpg

4.jpg

Проект создания Всемирного Торгового Центра был поручен Минору Ямасаки. По его словам, Центр должен был стать символом веры в могущество человека. Трагически известные Twin Towers, по одной из версий, представляли собой мужчину и женщину. Он и Она находились как бы в движении навстречу Америке, и Она отставала от своего партнёра на полшага. В проектах американского архитектора японского происхождения чувствуется итальянское влияние. Расположение и форма башен-близнецов напоминает башни в городе Сан-Джиминьяно, а арки небоскрёба повторяют готические мотивы Дворца Дожей в Венеции. Возведение Всемирного Торгового Центра стало началом новой высотной гонки, которая продолжается по сей день. Первая закончилась строительством Empire State Building в 1931 году. Небоскрёб оставался самым высоким на протяжении 40 лет и мог бы таким остаться, если бы Ямасаки не скорректировал свой проект. Его убедили в необходимости сооружения самого высокого в мире здания, чтобы подчеркнуть могущество страны, которая собирается высадить первого человека на Луну. Ямасаки добавил башням по 30 этажей. Комплекс строился семь лет, получил в свой адрес немало критики, но тем не менее стал постройкой, которую было видно из всех точек Нью Йорка. Башни-Близнецы были разрушены 11 сентября 2001 года в результате теракта.

5.jpg

Самый высокий небоскрёб в мире на сегодняшний день — башня Burj Khalifa, возведённая в Дубае. Проектная высота здания во время строительства держалась в тайне и сверялась с новыми постройками по всему миру, чтобы бесспорно занять лидирующую позицию. Хотя история существования Башен-Близнецов, олицетворявших могущество страны, закончилась трагически, стремление государств занять свою нишу в истории архитектуры и побороться со стихией до сих пор находит свою реализацию в постройке небоскрёбов.

Читайте также: