Творческий путь выготского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становление психологии и педагогики, как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя научная жизнь Л.С.Выготского была чрезвычайно коротка, он сумел открыть для психологии такие перспективы дальнейшего движения, значение которых до конца не осознано и в наши дни. Вот почему в психологии существует настоятельная потребность в анализе наследия этого выдающегося мыслителя, стремление не только развить его учение, но и попытаться посмотреть на мир с его позиций.

Содержание

Введение______________________________________3
Этапы творчества Л.С. Выготского ________________
Период гуманитарных интересов (1913—1917)____
Психорефлесологический период (1917-1924)_____
Дефектологический период (1924-1927)__________
Инструментальная психология (1927-1931)_______
Последний период творчества (1931-1934)_______
Заключение___________________________________13
Библиография_________________________________14

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.doc

студентка РОСНОУ филиал г. Ступино

ПЗБ-1ВПО Лепёхина В.А.

к.п.н. Димитров А.В.

  1. Введение______________________ ________________3
  2. Этапы творчества Л.С. Выготского ________________
    • Период гуманитарных интересов (1913—1917)____
    • Психорефлесологический период (1917-1924)_____
    • Дефектологический период (1924-1927)__________
    • Инструментальная психология (1927-1931)_______
    • Последний период творчества (1931-1934)_______
  3. Заключение____________________ _______________13
  4. Библиография__________________ _______________14

Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становление психологии и педагогики, как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя научная жизнь Л.С.Выготского была чрезвычайно коротка, он сумел открыть для психологии такие перспективы дальнейшего движения, значение которых до конца не осознано и в наши дни. Вот почему в психологии существует настоятельная потребность в анализе наследия этого выдающегося мыслителя, стремление не только развить его учение, но и попытаться посмотреть на мир с его позиций. При чтении трудов Л.С.Выготского читатель не только знакомится с новыми идеями, но всякий раз попадает в тот интересный и интеллектуально напряженный научный мир, который начинает испытывать его, искушать на поиск решения сложных проблем, возвышать до уровня теоретика и вовлекать в диалог с автором. Не случайно Л.С.Выготского называют Моцартом в психологии. В своих работах он был предельно искренен, старался максимально полно предъявить все основания для теоретического и экспериментального изучения поставленных вопросов. Каждая его работа представляет собой завершенный самостоятельный труд и может быть прочитана как отдельная книга. Вместе с тем все его труды составляют целостную научную линию, объединенную под общим названием культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Работы Л.С.Выготского нужно читать не один и не два раза. Каждое прочтение открывает все новые, ранее не выявленные контексты и идеи.

  1. Этапы творчества Л.С. Выготского:
    • Период гуманитарных интересов (1913—1917)

Это время его учебы в университете А. Л. Шанявского. Основные интересы: театроведение (он писал блестящие театральные рецензии), история (он вел в родном Гомеле кружок по истории для учениц старших классов гимназии) и т.д. Особое значение для всего его творчества имели начавшиеся тогда же углубленные занятия философией. В студенческие годы началось его знакомство с филоcофией марксизма, которую он изучал главным образом по нелегальным изданиям.

Выготский не считал, что рефлексология Павлова может объяснить психологию сознания.

Выготским была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции, а в 1929 году на ее базе создается Экспериментальный дефектологический институт, где Л.С. был научным руководителем и консультантом.

Понимание Львом Семеновичем природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как "социальный вывих", вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.

Выготский н вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - стимул - реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. назвал их высшими психическими функциями.

Педология: В этот же период его занимает тема детской психики. Л.С. становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати "Педология школьного возраста" (1928), "Педология юношеского возраста" (1929), "Педология подростка" (1930-1931). Л.С.стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка.

В последний период творчества лейтмотивом исканий Л.С., связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.

-проблема развития понятий

-проблема обучения и развития (ЗБР)

-проблема взаимоотношения личности с среды

Основные положения культурно – исторической теории:

Основные характеристики ВПФ:

      • Могут без остатка сводиться к элементарным функциям
      • Имеют знаковую опосредованность
      • Имеют социальное происхождение
      • Формируются прижизненно
      • Осознанны и произвольны

      Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает и своей собственной психикой с помощью орудий особого рода - психологических. Психологические орудия - это знаки, посредством которых строится сознание. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

      1. Концепция о закономерностях психического развития.

      Рассмотрим некоторые примеры. Так, от 0-3 лет – период бурного развития восприятия, которое выступает как один из базовых психических процессов. От 1 года до 3-х лет интенсивно развивается непроизвольная память, Период от 2 до 5 лет является сензитивным для развития речи. Возраст от 3 до 7 лет - для развития наглядно-образного мышления и воображения. После 10 лет происходит интенсивное развитие словесно-логического мышления.

      Выготский Лев Семенович (1896–1934) — советский психолог, учёный, основатель культурно-исторической теории в области психологии, один из основателей нейрофизиологии. Автор многочисленных исследований по педологии, литературе, психологии искусств. Выготский, биография которого тесно связана с наукой, внёс большой вклад в психологию. Его труды по вопросам детской психологии были признаны авторитетными учёными во всём мире.

      Детство и юность

      Лев Симхович Выгодский (настоящее имя учёного) родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше в семье купца Симхи Лейбовича (Семёна Львовича) Выгодского и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Семья была зажиточной, и родители могли дать приличное образование всем восьмерым своим отпрыскам.

      Большое влияние на становление личности Льва оказал его двоюродный брат, известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский. В будущем Лев изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже известного кузена.

      Получив начальное образование на дому, Лев поступил в 6-й класс гимназии. Он в совершенстве знал много языков: английский, эсперанто, латинский, древнегреческий, древнееврейский.

      Начало карьеры

      После окончания университета Выготский занялся преподавательской деятельностью. Он работал не только в школах, но также в техникумах на различных курсах.

      В этот период Лев Семёнович совмещал основную работу с написанием рецензий и критических статей, которые регулярно печатались в местных изданиях.

      В 1923 году, будучи преподавателем в педагогическом техникуме, Выготский организовал психологическую лабораторию и руководил экспериментальной работой студентов. Результаты этой исследовательской работы были представлены Выготским на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в 1924 году. Доклад молодого учёного получил высокие оценки, а сам Выготский понял, что самой главной его работой отныне станет психология.

      Основные идеи и теории

      После блестящего выступления на конференции Выготский получил приглашение в Московский институт экспериментальной психологии. Вскоре он создал на базе института собственную культурно-историческую и психологическую школу. Работу в институте, которую Выготский сравнивал с творчеством, он совмещал с организационной деятельностью в наркоме просвещения.

      При изучении краткой биографии Выготского Льва Семеновича стоит отметить, что в своей работе он пытался отойти от рефлексологии, — куда больше учёного занимало осознанное формирование личности. Выготский поставил перед собой непростую задачу: найти объяснения психических процессов не в самом человеке, а во взаимодействии его с окружающей средой. Учёный полагал, что в полной мере осознать эти процессы можно только в развитии, что характерно лишь для ребёнка. Так Лев Семёнович стал работать в направлении детской психологии.

      Лев Семёнович стал основателем таких новых отдельных наук, как психологическая педагогика, педология — знания о ребёнке с точки зрения разных наук, коррекционная педагогика, призванная помогать детям с проблемами развития.

      Личная жизнь

      Лев Выготский был женат на Розе Ноевне Смеховой, подарившей учёному двух дочерей, Гиту и Асю. Этот брак был очень удачным: Роза во всём поддерживала своего талантливого мужа, а Лев Семёнович души не чаял в дочерях. Повзрослев, они пошли по стопам отца и сделали карьеру в области психологии.

      На протяжении долгих 15 лет Выготский страдал туберкулёзом, который во время очередного обострения и погубил учёного. Скончался Лев Семёнович 11 июня 1934 года в возрасте 37 лет.

      Сегодня имя Льва Выготского больше известно в мире, чем в России. Его идеи и взгляды, опередившие время, соединили педагогику и психологию и заложили основы одних из самых передовых подходов в современном обучении. Инклюзивное образование, школа "возможностей", финская школа, система Эльконина - Давыдова — не перечесть, сколько всего хорошего получилось из книг, статей и взглядов Выготского. А ведь он, учитель литературы и юрист, случайно попал в педагогику.

      Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

      Его научное наследство так велико, что говорят даже о "культе Выготского". Он возник в Советском Союзе в 1960-е, когда идеи о психологии в педагогике совершили революцию в воспитании; оказалось, что все это уже было придумано в 20–30-е годы. С тех пор интерес к Выготскому и его идеям только растет, существует даже "выготсковедение" – так называют исследователей научного наследия Выготского.

      Выготский, а не Выгодский

      Лев Выгодский родился 1896 году в Орше, в еврейской купеческой семье. Он был вторым из восьмерых детей и с детства привык анализировать поступки и слова братьев и сестер. Он был мальчиком со способностями и получил дома неплохое образование с частным учителем; последние два класса школы он окончил в частной гимназии Ратнера в Гомеле.

      В 1919–1923 годах Выготский вернулся в Гомель: преподавал литературу в школе и педагогическом техникуме, а также вёл занятия на курсах, в школах, консерватории; сотрудничал с Московским педологическим институтом — исследовал, экспериментировал, проводил семинары, занимался наукой и читал лекции.

      Именно тогда Выготский начал заниматься психологией; как человек со множеством научных интересов и глубоко образованный, он сумел провести параллели и заметить связь между поведением человека и культурой. А как педагог понял, как можно применить эти идеи в воспитании. Выготский заметил, что базовые понятия и понимание мира ребёнком закладываются под влиянием и с участием взрослых и если он растёт в интеллектуальной среде, это формирует его личность.

      Тогда же Выготский высказал точку зрения, чрезвычайно смелую для той эпохи и среды, но сегодня завоевавшую мир: дети с психическими и физическими отклонениями могут адаптироваться в обществе при условии, что их недостатки не афишируются. Он считал, что в благоприятной семейной обстановке можно корректировать даже психические отклонения человека в детстве.

      Воспитание по Льву Выготскому

      • Ребенку можно уступить, чтобы в конечном итоге взять верх
      • Давайте ребёнку почувствовать себя важным, ценным, уважаемым
      • Достоинства есть у всех детей
      • Можно превратить слабые стороны ребёнка в сильные
      • Капризы — не прихоть, а проявления проблем
      • За игрой можно всему научиться
      • Маленькие дети не умеют обманывать, они учатся этому у нас
      • Позднее развитие так же плохо, как и раннее
      • Помогайте ребёнку исследовать мир

      В 1924 году Выготский — тогда малоизвестный педагог из провинции без имени и связей — выступил с докладом на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петербурге. Там он встретил ученого-психолога Александра Лурию, сотрудника Института экспериментальной психологии, и тогда же начались их сотрудничество и совместная научная работа. Вокруг них постепенно сложился коллектив единомышленников, который позже назовут "кругом Выготского-Лурии". Считается, что благодаря этой группе появилось и стало развиваться направление культурно-исторической психологии, а самого Выготского называют основоположником культурно-деятельностного подхода.

      В 1924 году Выготский переехал в Москву, начал работать в Институте экспериментальной психологии, как сотрудник Наркомпроса поехал на конференцию по просвещению глухонемых детей в Лондон, в 1925-м защитил диссертацию "Психология искусства" — и слёг на год, заболев туберкулезом.

      Лев Выготский с группой выпускников педагогического отделения Среднеазиатского государственного университета. Ташкент, 1929 год. Фото из семейного архива Выготских-Кравцовых

      Лев Выготский с группой выпускников педагогического отделения Среднеазиатского государственного университета. Ташкент, 1929 год. Фото из семейного архива Выготских-Кравцовых

      Постельный режим сделал невозможным преподавание, но Выготский продолжил работать как исследователь. Его занимали вопросы, связанные с влиянием на психику навыков речи и мышления. К началу 30-х годов Лев Выготский опубликовал более 200 научных работ и стал одним из ведущих советских психологов. Тем не менее не стоит думать, что путь Выготского в науке был прост и легок: его и критиковали, и громили.

      Выготского высмеивали в фельетонах, из Института экспериментальной психологии ему пришлось уйти. С 1929 года он работал в Экспериментальном дефектологическом институте как внештатный консультант и научный руководитель психологических лабораторий. В 1934 году Выготский умер от туберкулеза. Ему было всего 37 лет.

      Основные идеи Выготского

      1. Важно не то, что ребёнок умеет, а то, чему он может научиться. Так называемая теория зон ближайшего развития ребёнка. Не требуйте невозможного. Не ждите в пять лет правильного решения уравнений, если ребёнок не проводит дни и часы за учебником алгебры. Ставьте небольшие цели. Это задача, которую ребёнок пока не способен решить сам, но вот-вот сможет. Не надо думать, что человек отожмётся 200 раз, если сейчас может 10. Или напишет стихотворение, едва выучившись читать. Ученика можно оценивать по зонам развития: что-то он может выучить сам, а что-то — только с помощью родителя или учителя. Ставьте реальные цели.

      2. Свободная игра развивает ребёнка. Сегодня все дошкольное образование строится вокруг игрового обучения. И Выготский тут тоже был первым, придумав подход "Учимся играя". Навыки и умения важны, но они придут после, а первое знакомство с ними должно произойти через игру. Творческая игра развивает мышление, память, воображение, она многопредметна и всепроникающа. Игра важна для речи, помогает ребёнку узнавать мир, отношения, предметы, понятия, даёт ему возможность быть и чувствовать себя кем-то.

      3. Задача взрослых — помогать развиваться . Очень важна среда, в которой находится ребёнок. Это и родители, и педагоги, и другие дети. А важнее всего в развитии прогресс. Выготский сформулировал один из принципов образования, которое мы сейчас называем прогрессивным: важным должно быть не то, чему ребёнок уже научился, а то, чему он вообще способен в этой школе научиться и есть ли ему куда развиваться. Учитель в такой школе помогает, развивает, поддерживает ребёнка и личность в нем. Педагоги, по Выготскому, должны думать не о системе образования, а о судьбах детей. И школа должна сделать шаг от системного общего образования по программе и стандартам к индивидуальным вариантам развития.

      5. Единая трудовая школа. Воспитание — не вламывание ребёнка силой в окружающую среду, а формирование яркой личности, смотрящей в будущее, способной к творчеству и развитию. Его не надо "воспитывать", он должен самовоспитаться. Это возможно при верной организации процесса воспитания и сотрудничестве со взрослыми.

      Воспитатель должен быть наблюдателем, направлять и регулировать развитие ребенка, когда это необходимо

      Коллективный процесс воспитания и обучения — это новая трудовая школа Выготского с учениками. Это демократическая школа творческой педагогики сотрудничества и поддержки.

      6. Развитие и воспитание особых детей. Выготский ещё и автор теории аномального развития ребенка, на которой построена современная коррекционная педагогика. Её цель — социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Такой подход стал революцией в дефектологии и привел к совместному обучению обычных и особых детей.

      Выготский Лев Семенович

      Выдающийся учёный Л.С. Выготский оставил яркий след в истории советской науки о человеке. Результаты его научных достижений оказали колоссальное влияние на развитие психологии и педагогики в ХХ веке.

      У истоков: детские годы

      Лев Семёнович Выготский родился в 1896 года в городе Орша в интеллигентной семье. Его отец, Семён Львович, был банковским служащим. В последние годы жизни, он управлял Арбатским отделением Промышленного банка в Москве. Мать имела педагогическое образование, хорошо знала французский и немецкий языки, но была домохозяйкой и занималась воспитанием шестерых детей.

      Родители — Семён Львович и Цецилия Моисеевна

      Родители — Семён Львович и Цецилия Моисеевна

      Когда Льву Семёновичу ещё не исполнилось и года, семья переехала из Орши в Гомель. В этом городе прошли детские и школьные годы будущего выдающегося психолога.

      Лев Выготский в возрасте 4 года с сестрой

      Лев Выготский в возрасте 4 года с сестрой

      В формировании личности Л. С. Выготского огромную роль сыграло домашнее образование и воспитание. Ещё будучи мальчиком, он получил навыки внимательного отношения к людям, присматривая за младшими детьми.

      В семье царил культ книги и постоянно обсуждались спектакли местного театра. Начальное образование Л. С. Выготский получил дома, усердно занимаясь у педагога С. Апшиза. Сдав экзамены за пять классов, он продолжил обучение в мужской гимназии Гомеля в шестом классе.

      Самыми интересными для Льва Семёновича были такие предметы, как философия и литература. За годы учёбы он выучил шесть языков: латынь, древнееврейский, греческий, английский, французский и немецкий. Закончив гимназию с отличием в 1913 году, для продолжения обучения юноша переехал в Москву.

      Лев Выготский в молодости

      Лев Выготский в молодости

      Хроника жизни

      Лев Выготский во время занятий по педологии в Университете. (Ташкент, 1929)

      Лев Выготский во время занятий по педологии в Университете. (Ташкент, 1929)

      Личная жизнь

      В повседневной жизни Л.С. Выготский был энергичным и увлечённым своим делом человеком. Он легко овладевал вниманием собеседников, поражая их четкостью и ясностью изложения мысли. Современники отмечали трудолюбие учёного и его огромную эрудированность, выходящую за пределы профессиональной деятельности.

      Лев Семёнович превосходно знал классическую и современную художественную литературу, проводил литературные понедельники, на которых обсуждались новинки поэзии и прозы. Л.С. Выготский читал лекции о теории относительности, был большим знатоком театра. Ему принадлежит около 70 рецензий на театральные постановки.

      В 1924 году Л.С. Выготский женился на Розе Ноевне Смеховой (1899-1979). За десять лет семейной жизни у них родись две дочери. Старшая девочка, Гита (1925-2010), стала впоследствии доктором психологических наук и возглавила Институт психологии им. Л. С. Выготского при Российском государственном гуманитарном университете. Младшая дочь, Ася, родилась в 1930 году и прожила всего пятьдесят пять лет. Став взрослой, она защитила кандидатскую диссертацию и работала научным сотрудником НИИ онкологии.

      С женой и дочерьми

      С женой и дочерьми

      Научное наследие

      Неуёмная энергия и многообразие интересов Л.С. Выготского объясняет обширность его научного наследия. За свою непродолжительную жизнь ученый опубликовал около 200 научных статей и книг по педагогике и психологии.

      В своих работах Л.С. Выготский исследовал связи интеллекта и состояния аффекта, интересовался проблемой истории развития поведения и сознания, продемонстрировал основу высших психологических функций человека, включая процесс образования. Особенно его интересовали взаимосвязи членораздельной речи и мышления.

      Ученый-психолог Лев Выготский

      Выдающийся учёный разработал новую эстетическую теорию, в которой, при анализе художественного произведения, делал упор на взаимодействие двух структурных элементов ‒ материала и формы. Его плодотворная научная деятельность оказала существенное влияние на развитие этнографии, социологии, психопатологии, дефектологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, языкознания.

      Лев Семёнович ‒ основоположник собственной школы в психологической науке. Её базой стала культурно-историческая теория учёного. В числе ярких последователей Л.С. Выготского советские психологи А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец и многие другие.

      Имя Л.С. Выготского присвоено несколькими образовательным учреждениям. В их числе Институт психологии Российского государственного гуманитарного университета и педагогический колледж в Гомеле.

      Читайте также: