Железный век архитектура кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наравне с предметами из бронзы начинают появляться предметы из железа. С этим связано все большее развитие производства. Как следствие такого развития, произошел переход от пастушеских племен к кочевому скотоводству. Но не все племена занимались скотоводством. Жизнь многих племен основывалась прежде всего на земледелии. Но во времена железного века это было уже плужное земледелие. В этот период изменяется социальная структура племен.

Важной особенностью железного века является развитие художественных ремесел. В основном это изделия из золота, серебра и бронзы.

Большой прогресс был и в архитектуре. В железном веке появились такие сооружения, как крепости, предназначенные для укрепления поселений. Их строили чаще всего из грубо отесанных камней.

В конце первобытной эпохи появляются такие виды поселений.

1. Неукрепленные поселения, к ним относятся селища и стоянки. Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам. Селища относятся к памятникам бронзового и железного веков.

2. Укрепленные поселения. Это такие поселения, как городища, распространенные в эпоху неолита и в железном веке.

Помимо поселений, в первобытную эпоху были распространены и погребения.

Погребения бывают двух видов:

1) грунтовые погребения, они строились без каких-либо надмогильных сооружений;

2) погребения с надмогильными сооружениями. К ним относятся курганы, гробницы и мегалиты.

Погребения – это настоящие памятники культуры. Рассмотрим их более подробно.

Очень интересны курганы Ямной культуры. Под Ямной культурой понимают общность археологических культур, относящихся к неолиту и раннему бронзовому веку (вторая половина третьего – начало второго тысячелетия до новой эры). В основании курганов находился пояс из каменных блоков или плит. Этот пояс принято называть кромлехом. Зачастую такие плиты покрывали резным геометрическим узором. Сверху на этот каменный пояс надевался деревянный шатер, под землей находилась деревянная основа.

Очень часто, помимо всей этой конструкции, над курганами ставились и каменные надгробия в виде изваяния человека – каменные бабы. Это очень значимое явление, поскольку начинает появляться образ человека в искусстве.

Другой вид погребений – мегалиты, мегалитические погребения. Они представляют собой более сложные конструкции, нежели курганы.

Мегалиты бывают двух видов.

Можно выделить еще одну разновидность мегалитических погребений. Поскольку камни ставились по-разному, иногда из них выстраивали целые аллеи. Например, в Карнаке во Франции поставлены 2683 менгира в виде протяженных аллей. А иногда менгиры ставят по кругу, тогда их принято называть уже кромлехом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура первобытной эпохи была основой для дальнейшего развития всей мировой культуры. Все древние культуры опирались прежде всего на то, что уже было привнесено первобытными народами.


Большие патриархальные семьи жили в больших домах с общим хозяйством, общим очагом и кладовыми. Разложение рода, продолжающееся выделение парной семьи (ведение хозяйства парными семьями) вызвало появление жилища с обособленными хозяйственными пристройками (жилища конца трипольской культуры).

Примером таких поселений рода с жилищами для больших патриархальных семей и выделенными комнатами для парных семей служит городище Чудаки (Юргамьшский район Челябинской области), исследованное в 1937—1939 гг. Городище было окружено рвом до 2м глубины, и местами защищено деревянным забором. Жилища располагались по кругу. Выходы были ориентированы к центру. Каждое сооружение состояло из двух отделений. Первое из них, без очага, очевидно, предназначалось для хранения хозяйственных запасов и сообщалось длинным коридором со вторым отделением, которое при площади около 130м2 имело в центре очаг, а по углам выделенные небольшие комнаты в 6—12м, также с очагами. Жилое помещение углублялось на 1 м в землю и сообщалось коридором с соседними жилыми сооружениями. В этом же городище были жилища и меньшего размера — до 30—35м2, того же характера, т. е. с очагом и входом — коридором. Городище датируется второй половиной I тысячелетия до н. э.

Вторым примером поселка патриархально-родовой общины, но уже более развитого типа, может служить раскопанное в торфе в 1934 — 1936 гг. поселение у Бискупинского озера (около Познани) (середина I тысячелетия до н. э.), в котором хорошо сохранились остатки деревянных жилищ. Все поселение было обнесено деревянными стенами, представляющими по конструкции срубы высотой до 3—4м, заполненные землей и глиной. Дома располагались параллельными рядами, с улицами 2,4—3,4м шириной. Последние были вымощены настилом из дубовых бревен с березовыми жердями между ними.

Железный век. Жилище у Бискупинского озера (Польша), середина I тысячелетия до н.э. План. Реконструкция.

Железный век. Жилище у Бискупинского озера (Польша), середина I тысячелетия до н.э. План. Реконструкция.

Железный век. Жилище у Бискупинского озера (Польша), середина I тысячелетия до н.э. План. Реконструкция.

Железный век. Жилище у Бискупинского озера (Польша), середина I тысячелетия до н.э. План. Реконструкция.

Бискупинское городище представляло собой организованное поселение: дома размещены по определенной системе, улицы были замощены, конструкция домов свидетельствовала об известных достижениях строительной техники.

По мере роста общественного разделения труда в связи с развитием скотоводства, земледелия и металлургии, отделением ремесла от земледелия, выделением малой семьи все противоречия родового общества значительно обострились. Возрастающая производительность труда повысила ценность индивидуального труда: рабский труд делается все более существенной частью общественной системы. Возникает обмен и развивается торговля. Появляются частная собственность и имущественные различия. Все это ведет к разложению родового строя. Создаются союзы родственных племен для защиты от грабительских набегов других племен. Войны становятся постоянным явлением, чем вызывается необходимость военачальников, власть которых с течением времени делается наследственной. Человеческое общество постепенно переходит из стадии родовых отношений к раннеклассовому обществу — появляются государства.

Войны, необходимость защищаться вызывали строительство более сложных оборонительных сооружений, стены которых возводились из дерева, кирпича-сырца и камня. Остатки таких крепостей находятся в разных местах Европы, в Закавказье. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости сооружалась вторая стена, отделяющая цитадель как местопребывание вождя и родовой знати.

Период разложения родовой общины и образования рабовладельческих государств — это уже пора значительных достижений в области материальной и духовной культуры, которая получает местные черты в разных областях и у различных народов.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.



Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.



Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.
Эпоха железа



Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото.
Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.



Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Гребень. кон. 5 - нач. 4 вв. до н.э. Золото. Выс. 12,3. Курган Солоха.
Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.



Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.



Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж.
Эпоха железа



Поясная бляха. Орел, терзающий тигра. Золото.
Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.



Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Гребень. кон. 5 - нач. 4 вв. до н.э. Золото. Выс. 12,3. Курган Солоха.
Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Последний этап первобытнообщинного строя связан с появлением железа в нач. 1 тыс. до н.э. Железо стало внедряться во все отрасли производства, оно вытеснило все каменные и частично бронзовые орудия труда. Происходит дальнейшее расслоение общества. Это период "военной демократии" - последний этап первобытнообщинной формации. Появляется патриархальное рабство, повышается роль племенной аристократии.

Для этого периода характерны грабительские войны, возникавшие на экономической почве. Повышается роль вождя - руководителя военных походов.

В религии расширяется и углубляется культ мужского покровителя рода, культ племенного вождя.

Особенности искусства.

В этот период развивается и усложняется духовная культура.

Выделяются художники, певцы и сказители, создатели и хранители устного народного творчества, мастера прикладного искусства.

Ведущим видом творчества являлось прикладное искусство, его изделиями украшалось оружие, одежда. В украшениях и изображениях нарастает декоративность, орнаментальность, перегруженность композиции.

В скульптуре преобладала мелкая пластика из металла (из множества фигурок составлялись целые религиозно-магические композиции).

Совершенствовались керамические изделия, на них усложняется орнамент, появляются изображения персонажей мифов - животные и люди. Изображение человека начинает конкурировать с изображением животного.

Усиливается индивидуальное начало в творчестве в рамках одной культуры, появляются варианты.

Железный век в Европе представляют культуры гальштатского периода 650-400 гг. до н.э., латенского периода 400 г. до н.э.

  • нач. н.э. На Балканском полуострове культура фракийских племен. На территории СНГ (СССР) - культура скифских племен Северного Причерноморья.

Гальштатский период - жизнь оседлых племен до греков и римлян до переселения народов. Они сооружали жилища П-образного вида, строили городища - крепости. У них было развито прикладное искусство и мелкая пластика из металла. Это были изображения повозок, отлитые из металла по глиняным моделям (ил.10).

Керамика изготовлялась на гончарном круге, имела четкие и правильные очертания с орнаментом. Позднее на ней появляется многофигурная роспись красками, в которой преобладало примитивное изображение человека.

В этот период искусство охватывает более широкий круг явлений и проявляет больший интерес к образу человека.

Скифская культура 7-2 вв. до н.э.

Скифы - ираноязычные племена, пришедшие в Северное Причерноморье из Северного Ирана.

Скифская культура - культура кочевых и полукочевых земледельческих племен, живших в 1 тыс. до н.э. в Северном Причерноморье, на Кубани и Алтае. (В Сибири и Алтае расслоение общества шло медленнее, на Кубани и Сев. Причернрморье быстрее, так как контактировали с греческими городами - государствами.)

Племена переживали период военной демократии, разложения первобытнообщинных отношений, зарождения социального неравенства. Скифские племена были активны, они совершали походы в Урарту, Ассирию, Фракию, Китай. Для походов создавались недолговечные союзы племен.

В 3 в. до н.э. возникает Скифское государство с центром в районе Симферополя (Неаполь Скифский). Скифская культура пала под ударами сарматов во 2 в. до н.э. Неаполь Скифский (город-государство) пал во 2 в. до н.э. под ударами сарматов и готов.

Скифы оставили большое количество могильников и городищ. О них много писал древнегреческий ученый Геродот.

Особенности скифского искусства.

Преобладало прикладное искусство, тесно связанное с магическими представлениями. К предметам прикладного искусства относятся личные украшения человека, украшения оружия, конской утвари. Это изделия из бронзы, золота, серебра, кости и дерева. Это были изображения животных: оленя, лося, медведя, камышовой кошки, лошади, кабана, птицы и рыбы.

Скифский мастер 7-6 вв. до н.э. стилизовал изображение животного, но подчеркивал его ловкость и силу, изображение получалось очень красивым (Навершие. Бронза. Ульский курган, Прикубанье; Голова медведя, украшение уздечки. Бронза. Среднее Поднепровье; Олень, украшение щита. Золото. Костромской курган, Прикубанье; Пантера, украшение щита. Золото. Келермесский курган, Прикубанье, ил.11,12). Изображения зверей не страдают от декоративно-орнаментальных элементов.

В Алтае была распространена резьба по дереву. Изображения резного человека были стилизованы, но индивидуализированы.

С дальнейшим расслоением общества у скифов в предметах прикладного искусства происходит отход от реального изображения зверя. Изображение зверя умело включалось в ажурную форму орнамента (Обкладка ножен, верхняя часть. Золото. Келермский курган, Прикубанье). Такие изделия были превосходны по композиции и декоративной выразительности.

С появлением скифского государства во главе с царем (4 в.до н.э.), меняются задачи искусства. В это время много и пышно строят общественных зданий, устанавливают монументальные скульптуры, прославляющие личность царя и богов, строятся и оформляются погребальные сооружения: мавзолеи, склепы, саркофаги с резьбой и росписью. Строительство велось своими силами и с помощью греков. Предметы прикладного искусства стали еще более изысканными (Сосуд из скифского кургана Куль-Оба в Крыму; Золотая пектораль из кургана Толстая могила; Золотой гребень из кургана Солоха работы греческого мастера и др.).

С приходом железного века на белорусскую землю в 7-6 вв. до н.э. племена, живущие здесь, начали делать из железа орудия труда, оружие, украшения. Железо тут выплавляли из болотной руды в небольших полукруглых печах-домницах. Таковые были найдены около деревень Лобенщина, Минского района, Свидна, Лагойского района, Коньки, Витебского района. Обработка железа происходила в специальных мастерских в таких как около деревни Урагава, Верхнедвинского района. Развивались так же обработка дерева, кости, бронзолитейное дело, прядение, ткачество, плетение, гончарное производство. Такого рода изделия находились в курганных захоронениях и могильниках на территории Беларуси.

В первобытную эпоху были заложены основы почти всех видов искусства и их выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество. Например, первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненное минеральными красками), скульптуры (фигурки высеченные из камня, вылепленные из глины или отлитые из металла), декоративно-прикладного искусства (резьба по камню и кости), рельефного изображения.

Читайте также: