Фонетико фонематическое недоразвитие речи это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.

К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:

  • Родовые травмы;
  • Неблагоприятные условия проживания;
  • Психологические проблемы;
  • Стрессы;
  • Малое время, уделенное на развитие.

ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.

Классификация по формам

В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:

  1. Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
  2. Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи , присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
  3. Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.

При последней самой тяжелой степени ФФН речи, если ребенку вовремя не оказать врачебную помощь, то в скором времени это приведет к необратимым изменениям выговора звуков и слов.

Главные характеристики заболевания

В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь :

Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество. Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук. Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.

Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.

Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:

  • Трудное переключение между задачами;
  • Плохое понимание абстрактных понятий;
  • Медленный мысленный ход.

Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.

Диагностика у логопеда

Оформляю речевую карту доктор отмечает состояние слуха на основании заключения отоларинголога, а также заключение невролога о состоянии ребенка. Педиатр указывает о проведенных профилактических мерах, перенесенных заболеваний и ставит общую оценку здоровью ребенка. Логопед в свою очередь оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовых связок и дыхательной развитости.

Проводится детальный анализ произношения звуков, слогов. При выявлении дефектов врач сразу делает пометку в карте. При оценке звукового произношения особое внимание уделяется на различные замены звуков, смешение их, а также искажение основного слова.
Дети должны уметь проводить анализ звуков и синтезировать их. При оценке устной речи огромное значение имеет словарный запас, хорошая связная речь и сформированность речевой линейки речи.

Как откорректировать речь?

Чтобы ребенок избавился от фонетико-фонематического недоразвития речи потребуется много усилий и времени. Врач логопед может порекомендовать специальный садик для маленьких детей, занятия в логопедическом пункте в школьных учреждениях или назначить индивидуальную работу с ребенком.
Основная задача при ФФН речи заключается в коррекции произношения звуков, развитие фонетических навыков и подготовительной работе по овладению грамотой.
За время логопедических занятий ребенок:

  • Осваивает правильную артикуляцию и произношение;
  • Формирует анализ и синтез речи;
  • Обогащает свой словарный запас;
  • Развивает связную речь;
  • Учится составлять словосочетания и простые, и сложные предложения;
  • Овладевает правильными навыками письма и чтения.

На занятиях методисты используют наглядный материал, применяют специальную артикуляционную гимнастику, чтобы сформировать правильный слог. Логопедические занятия улучшают психическое и невралгическое состояние. Ребенок станет более спокойным, уравновешенным и сможет сконцентрироваться на конкретной задаче для ее выполнения. У малыша улучшится слуховое внимание и память, разовьется мелкая моторика.

Параллельно с логопедическими занятиям деткам рекомендуются занятия с психологом. Это поможет преодолеть имеющиеся стрессы и выявить возможные психические отклонения. Особенно важно подкорректировать все недочеты перед школой, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта из-за имеющихся у него дефектов в новом обществе.

Прогнозы и профилактика

Если логопедическая помощь была назначена вовремя, то при регулярных занятиях и рекомендациях врачей данный дефект можно полностью ликвидировать. При разных степенях сложности ФФН в речи, сроки полной нормализации речи называются — от 1 месяца до 1 года.

Каждому родителю важно помнить, что формирование речи начинается с момента зарождения плода. На психомоторную функцию и общее физическое развитие ребенка могут оказывать влияние сложные роды, операционные вмешательства, злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, табаком и наркотическими веществами.

Очень большую роль на развитие речи у малышей и детей дошкольного возраста оказывает психологическая обстановка в семье, регулярность занятий с ними, обучение чтению и письму.

Подводя итоги

ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Классификация

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

  • Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
  • Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
  • Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Одним из наиболее частых диагнозов поставленных после логопедической диагностики является фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Множество малознакомых слов вводят в сомнение, и зачастую родители не представляют, что это значит, серьезно ли это и поддается ли коррекции. Давайте попытаемся разобраться.

Происходит это из-за того, что у ребёнка не сформировался фонематический слух, т.е. ребёнок не всегда может отличить один звук от другого, в результате чего и не вырабатывается правильное произношение звуков и речь ребёнка нарушается. Стоит отметить, что при всем при этом дети с ФФНР могут иметь хороший словарный запас, строить развернутые и правильно оформленные предложения.

Рассмотрим как же проявляется ФФНР.

Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:

Нарушение восприятия звуков на слух выражается в:

    нечетком различении на слух звуков в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п. Пример: почка-бочка, дом-том, крыса-крыша);

Следует так же отметить, что сложности звукоразличения у малышей могут выражаться по-разному:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры) при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

Как и при любом нарушении речи, при ФФНР необходима квалифицированная помощь логопеда, иначе в дальнейшем неизбежны трудности в школьном обучении (Пример: если ребенок путает звуки "ш" и "с", то при письме, проговаривая слово, может написать не "кошка", а "коска").

На первой консультации логопед проведет тщательный осмотр всех сторон речи и, на основе выявленных трудностей, составит для ребенка индивидуальный план занятий.

Работа на логопедических занятиях ведется по следующим направлениям:

1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

    постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);

2. Формирование навыков звукового анализа слов.

В заключении приведем пример из логопедической практики:

Мальчик 5,5 лет пришел на консультацию, при обследование были выявлены нарушения произношение звуков "с"-"сь", "з"-"зь", "ш", ребёнок заменял их на звук "ф", горловое произнесение звуков "р", "рь" и губное произнесение звуков "л"-"ль". Кроме этого мальчик не различал на слух звуки "с"-"ш", "з"-"ж", "ль"-"й". В результате месяца работы (занятия проходили 2 раза в неделю, плюс дома с ребёнком закрепляли полученные на занятии навыки) удалось поставить звук "с", научить ребёнка выделять данный звук и различать его со сходным по звучанию звуком "ш".

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

ФФНР может проявляться в разной степени:

  • Дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом.
  • В речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.

Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

К кому обращаться?

Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

Как проходит обследование:

С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

Как быстро можно устранить проблему ФФНР

Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ.
Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

Читайте также: