Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы ее определяющие кратко

Обновлено: 08.07.2024

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Далее наступает период полной компенсации – характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. Затем наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва".

Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии.

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Далее наступает период полной компенсации – характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. Затем наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.




Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва".

Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии.

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы и темперамента того или иного индивида. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами.

Раскрытие о процессе умственного труда

Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, их определяющие

Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением средств физической культуры и спорта. Каждому студенту необходимо составить для себя распорядок дня в зависимости от учебной смены, возможно работы, бытовых условий, привычек и склонностей и т.п., однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна (7-9 ч), отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Желательно начинать учиться, втягиваться в учебу с начала года, и не откладывать выполнение заданий на потом.

Список использованных источников

1.Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. - М, 1996.

2.Козлов, Д.В. Интегративные формы повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Д.В. Козлов, В.В. Пономарев // Вестник КГУ. Гуманитарные науки. - 2006. - № 6/2. - С. 154 - 159.

3. Козлов, Д.В. Особенности двигательной активности студентов Сибирских вузов / Д.В. Козлов // Проблемы сохранения здоровья в Сибири и в условиях крайнего Севера: мат. всерос. научно-практической конф. - Омск: СибГУФК, 2007. - С. 153-157.

4. Козлов, Д.В. Двигательная активность и её значение в формировании творческого потенциала студенческой молодежи / Д.В. Козлов, В.В. Пономарев// Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. -Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. - С. 277-281..

5. Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. - М., 1974.

6. Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. - Л, 1972.

7. Саноян Г.Г. Создание условий оптимальной работоспособности на производстве: психофизиологический аспект. - М., 1978.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. С периода врабатывания начинается учебный день и характеризуется постепенным повышением работоспособности. Второй период – период оптимальной работоспособности, имеет продолжительность – 1,5-3 часа, третий - период полной компенсации, отличается появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты. Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели, что связано с вхождением в привычный режим учебной работы, в середине недели наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности, к концу недели отмечается процесс ее снижения.

Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению, поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе.

Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше – тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются.

Факторы, определяющие работоспособность студентов можно разделить на три основные группы:

1. Физиологического характера (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других);

2. Физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие);

3. Психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.)

Высокая работоспособность обеспечивается при условии, когда жизненный ритм согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее учебный труд.

4.2. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов.

Занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности, способствуют активному протеканию восстановительных процессов. К формам физической культуры в режиме учебного труда относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы с использованием физических упражнений и физкультминутки.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Это тонизирующая гигиеническая процедура.Утренняя гигиеническая гимнастика должна выполнять функцию врабатывания в учебный (трудовой) день, т.е. способствовать пробуждению, переходу к бодрому состоянию. Если такой переход сделан плавно, заряд бодрости на целый день обеспечен. В комплекс утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, упражнения на выносливость.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7 - 8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин. Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности учебно-трудового дня и динамики работоспособности.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуальная форма краткосрочной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2 - 3 упражнений и проводится в течение 2 - 3 мин. Выполнение упражнений не должно быть связано с неприятными ощущениями, трудностями, темп выполнения спокойный, количество повторений 4-10 раз.

Виды упражнений, рекомендованные студентам для включения в физкультурную минутку:

- упражнения, препятствующие утомлению зрения;

- упражнения, направленные на улучшение кровоснабжения головного мозга;

- упражнения, выполняемые при усталости мышц спины;

- упражнения для профилактики отечности ног;

- упражнения для расслабления.

С помощью правильно подобранных упражнений можно оптимизировать состояние организма, обеспечить предупреждение наступающего утомления, способствовать поддержанию высокой работоспособности и профилактике заболеваний. Физические нагрузки не носят в данном случае развивающего характера и по своей величине являются умеренными не вызывающими утомления. Продолжительность занятий кратковременна и не превышает 10 – 15 минут.

Учебные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности используются для поддержания достаточно высокой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов и являются одной из ведущих функций в социальном отношении.

4.3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление , понятие о релаксации.

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Оно связано с ощущением усталости, и в тоже время служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострением сердечно - сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенной болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явления является нарушение баланса возбудительно - тормозных нервных процессов.

Объективными признаками утомления является понижение работоспособности. Физиологические и биологические сдвиги, наступающие в организме в процессе тренировки - биологическая защитная реакция, направленная против истощения функционального потенциала ЦНС, изменение электрокардиограммы, наличие мочевины в моче, лактата в крови.

Субъективными признаками утомления являются: усталость (тяжесть в голове, в конечностях, общая слабость), разбитость, трудность выполнения упражнений. Выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления, т.е. объективным физиологическим и биологическим сдвигам, наступающим в организме в процессе тренировки. Большую роль в этом играет эмоциональная настроенность спортсмена: при высоком интересе к выполняемой работе усталость не проявляется дольше, при падении интереса - наступает раньше.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменения функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

- компенсированную (когда нет ярко выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма)

- некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны, и работоспособность явно снижается).

Классификация клинических проявлений утомления по В.Н. Волкову:

ü Легкое утомление - обычно развивается после мышечной работы, незначительной по объему и интенсивности.

ü Острое утомление - развивается при предельной однократной физической нагрузке (наблюдается у плохо тренированных спортсменов).

ü Переутомление - остро развиваемое состояние после выполнение однократной предельной тренировочной и соревновательной мышечной нагрузки на фоне снижения функционального состояния организма.

Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой - через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Профилактике и отдалению утомления способствует переключение на другой вид деятельности, а также использование арсенала средств восстановления. В восстановительном периоде происходит превышение исходного уровня - сверхвосстановление или суперкомпенсация, что имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности. Рациональное сочетание нагрузки и отдых необходимо для сохранения и развития активности восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

Релаксация — произвольное расслабление мышц основано на способности человека при помощи образного мышления произвольно расслаблять мышцы, что в сочетании с дыханием восстанавливает силы и работоспособность после физиче­ской нагрузки. Овладение способ­ностью произвольного мышечного расслабления оказывает по­ложительное влияние на формирование двигательного навыка, способствует улучшению быстроты движений, улучшает коор­динационные возможности и выносливость, а также положи­тельно влияет на развитие гибкости и подвижности в суставах.


Results of researches demonstrate that the state health of students is directly bound to working capacity on which success of their educational and production activity in many respects depends.

Keywords: occupational health, brainwork, students, working capacity, mental fatigue.

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности (память, внимание, мышление), физиологические (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др. систем), физические (выносливость, сила) и совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности [1, 2]. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. Работоспособность в учебной деятельности студентов в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т. п.

Материалы иметоды исследования

При изучении факторов умственной деятельности среды студентов была дана гигиеническая оценка трудовому (учебному) процессу согласно хронометражных данных. При изучении изменений в функциональном состоянии организма студентов проводились физиологические исследования в динамике рабочего дня: в начале учебного дня (8 30 часов), перед обеденным перерывом (11 50 часов) и в конце учебы (15 00 часов), при этом прослеживалась вероятность того или иного изменения.

Результаты иобсуждения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня. Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10–15, а иногда и более 20 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями. Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5–3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период — период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий. Изменения работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие).

Возникновение функциональных состояний студентов и их динамика связаны с длительностью и условиями обучения в вузе, содержание и характеристики которых зависят от курса обучения и общего отношения к учебному процессу. Учебная нагрузка вызывает приспособительные изменения, которые отражаются на показателях работы сердечно-сосудистой системы. Так, к 12 час. отмечалось нарастание процесса утомления, что выражалось в уменьшении среднего показателя ЧСС с 83,1 до 77,6 в минуту, АД — с 119/81 до 115/77 мм рт. ст., при этом после большого перерыва наблюдалась нормализация данных показателей и к 15 ч полное восстановление АД.

Вывод

Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

  1. Виленский М. Я. Проблема оптимального соотношения умственной и физической деятельности студентов// Проблемы умственного труда. — М., 1983. — Вып. 6. — С. 79–85.
  2. Коваленко Т. Г., Смеловская Е. Л., Агафонова Л. В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. Учебное пособие. — Волгоград, 2002. — 92 с.
  3. Пономаренко И. И. Двигательная активность и умственная работоспособность студентов вуза // Гигиена и санитария. — 1980. — № 2. — С. 27–30.
  4. Ретнев В. М. Физические и нервно-психические нагрузки как вредные производственные факторы и их соотношения с физиологией труда //Гигиена и санитария. – 1990. – № 5. – С.33–35.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов, функциональное состояние студентов, час.

Читайте также: