Либертарно юридический тип правопонимания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Право как объект изучения различных наук юридического и неюридического характера. Факты из истории правовой мысли. Основные типы правопонимания, их характеристика. Трактовка права, его нормы и концепции в либертарно-юридическом типе его понимания.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.05.2015
Размер файла 26,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Лебертарно-юридический тип правопонимания

Право - объект изучения различных наук как юридического, так и неюридического характера. Будучи сложным, многогранным и разноуровневым общественным явлением, право попадает в поле зрения и социологии, и правоведения, и антропологии и многих других наук. Каждая из них подходит к праву по - своему, исходя из собственной природы и характера. Отсюда - проблема многообразия наук о праве, и, как следствие, правопониманий.

В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал в исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиции, чутья, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида. Все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права, можно разделить на три группы: отождествляющие сущность закона и права; рассматривающих сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие сущность права как явление самостоятельное и не определяемое сущностями других явлений и процессов.

Существует два типа правопонимания - позитивистский и непозитивистский.

Право в понимании позитивистов - законы, судебные решения, акты государственной власти независимо от содержания. Позитивисты отождествляют право и закон. Сторонники позитивизма предлагают формальные определения права, т.е. сущность явления раскрывается через признаки формы, а содержание формы не имеет значения для понятия права. Позитивисты отрицают право вне закона, отрицают естественное право. К позитивистскому типу правопонимания относятся легистское и социологическое понятия права.

Непозитивистский тип правопонимания различает право и закон, объясняя приоритет права перед законом, утверждая, что законы по своему содержанию могут быть и неправовыми. Сторонники непозитивизма предлагают содержательный подход к определению права через содержание правовых явлений. В непозитивистском правопонимании различаются этическое и либертарное понятие права.

либертарный юридический правопонимание наука

1. Либертарно-юридический тип правопонимания

Либертарно-юридический тип правопонимания трактует право как формальное равенство свободных индивидов, как всеобщую форму свободу людей. Либертарный тип правопонимания проводит различие права и закона, объясняя приоритет права перед законом, приоритет содержания перед формой. Сущность права - это свобода, а не насилие. Законы, попирающие свободу не есть правовые законы. Принуждение в обществе необходимо ради защиты права от нарушений, а не для подавления свободы. Причем свобода индивида - свобода в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме правоспособности и правосубъектности.

Современная либеральная правовая мысль развивалась в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева. Концепция либертарного правопонимания разработана В.С. Нерсесянцем[5] и развивалась в трудах его последователей - В.А. Четвернин[13], Л.И. Спиридонов[8]. В либеральной концепции правопонимания трактовка фундаментальных основ человеческого бытия носит строго определенную форму правовых ценностей. Право при этом выступает как цель для закона и государства. Это означает, что закон и государство значимы лишь постольку, поскольку они причастны к праву, т.е. являются правовыми.

Правовые нормы возникают и действуют наряду с моральными, религиозными и политическими нормами. Право определяет меру, количество свободы индивида. Признание различных индивидов формально равными - это признание их возможности приобрести те или иные права на соответствующие блага. Мораль и религия определяют пределы свободы не так, как это делает право. Человек воспринимается и моралью с религией и правом как субъект соответствующих отношений. Мораль, религия, право и другие нормы есть социальные регуляторы, социальные нормы, определяемые духовной и материальной культурой общества. Право гарантирует человеку свободу совести и вероисповедания, регулирует внешнее поведение человека, автономизируя человека как субъекта права. Моральные и религиозные нормы могут запрещать использование возможностей правовой свободы, выступая в качестве “определителя” меры свободы людей в формальном правовом поле. Право безразлично к нормам морали и религии, допуская эгоистичные интересы человека как автономного индивида.[5. С.20]

Итак, право отличается от других социальных норм тем, что ставит участников правового общения в положение формально равных и формально независимых друг от друга субъектов, равных в своей свободе. Предмет познания либертарного правопонимания - “чистое” право, что сближает и одновременно противопоставляет либертарную теорию с “чистым” правопониманием Кельзена, как последователя легистского правопонимания (позитивного права).

Правовое равенство - это формальное равенство в свободе, которое не зависит от социальных, имущественных, семейных и иных различий между людьми. Свобода всех участников правового общения может быть только равной. Разное количество свободы - это не право, а привилегии. Основные постулаты либертарно-юридического правопонимания:

право - это нормы и требования свободы людей;

правовые нормы и требования обязательны для всех, и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов;

права человека составляют основу права;

государство - это особая организация власти в обществе, которая признает и соблюдает свободу подвластных хотя бы в минимальной мере. Сущность государства - это власть, подчиненная праву.

Превращение права в закон, его “позитивация”, придает праву определение общеобязательного, официально признанного и установленного как закон. Но закон может как соответствовать, так и противоречить праву, быть нормативной формой признания, как права, так и иных не правовых требований. Правовой закон - это право, выраженное в официальной форме - форме закона. Несоответствие закона праву может быть следствием неправового государственного строя либо неправовой позиции законодателя. Конечно, сущность такого сложного и многогранного явления как право познать до конца достаточно трудно. И либертарная концепция лишь одна из множества других концепций, делающих попытку познать сущность права. Однако, она может сыграть позитивную роль, так как решительно порывает с узконормативной и во многом заидеологизированной трактовкой, бывшей ведущей в недалеком прошлом.

Либертарно-юдическое правопонимание направлено как против легизма так и против социологического подхода к праву, т.е. против смешения права с неправовыми социальными нормами. Право - это система норм и полномочий свободного общественно - политического существования формально равных субъектов (индивидов и организаций). Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться, соблюдаться и защищаться государством. Закон - это официальный властный акт, формулирующий социальные нормы и требования, полномочия и т.д., придающий им общеобязательный характер, подкрепляющий их принудительной силой политической силой политической власти и устанавливающий санкции за их нарушение. Законы могут быть формой как правовых, так и неправовых норм и полномочий. 12. С.82

В рамках либертарно-юридической концепции правопонимания внутреннее единство юридической онтологии, аксиологии и гносеологии обусловлено тем, что в их основе лежит один и тот же принцип формального равенства, понимаемый и трактуемый нами как исходное начало юридической онтологии (что есть право?), аксиологии (в чем ценность права?) и гносеологии (как познается право?).

В онтологическом плане (при ответе на вопрос о том, что есть право?) мы утверждаем, что право есть формальное равенство, причем это формальное равенство включает в себя такие компоненты, как абстрактно-всеобщую равную меру, формальность свободы и справедливости. Право как форма (правовая форма общественных отношений) и есть в онтологическом плане совокупность этих формальных свойств и характеристик права - равенства, свободы и справедливости.

При этом право как форму, правовую форму фактических отношений (а вместе с тем и формальные компоненты этой правовой формы - равенство, свободу, справедливость) нельзя смешивать с самими фактическими отношениями, с фактическим содержанием общественных отношений, опосредуемых и регулируемых правовой формой. Так что равенство, свобода и справедливость, согласно нашей трактовке, - это правовые формальности, а не фактичности, это формально-содержательные (а не материально-содержательные, не эмпирические) компоненты, свойства и характеристики права и правовой формы.

Как в онтологическом, так и в аксиологическом и гносеологическом отношениях весьма существенно то обстоятельство, что абстрактно-всеобщая равная мера, свобода и справедливость только в их формальном (формально-правовом) выражении и значении, т.е. только в качестве особых форм выражения и проявления общего смысла принципа формального равенства (и не противореча ему), могут войти в единое, внутренне согласованное и непротиворечивое понятие

Согласно либертарному правопониманию, только как форма выражения права закон представляет собой правовое явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства (и вместе с тем всеобщность равной меры свободы) получает государственно-властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь, будучи формой выражения, объективно обусловленных свойств права закон становиться правовым законом. Правовой закон - это и есть право (со всеми его объективно необходимыми свойствами), получивший официальную форму признания, конкретизации и защиты, - словом, законную силу.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1994.-224с.

2. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения// Государство и право. - 1999. - №5. - с. 104 - 109.

3. Культурология. История мировой культуры: Учеб. Пособие для вузов / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова, и др.; од ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 224 с.;

4. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 272 с.

5. Общая теория права и государства.: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. - М. Юристъ, 1996. - 472 с.

6. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. Академика О.Е. Кутафина. - М.: Юрист, 1996. - 360 с.

7. Основы государства и права: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 1995, 512 с.

8. Право: история, теория, практика// Государство и право. - 2000. - №8. - с. 117.

Подобные документы

Определение понятия и сущности правопонимания. Рассмотрение основных концептуальных направлений философии права ХХ столетия. Изучение особенностей легистского, естественного и либертарно-юридического типов, основных учений их известных представителей.

презентация [368,1 K], добавлен 08.08.2015

Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение. Основные теории правопонимания, их плюсы и минусы. Представление о типах права, которое связано с различными концепциями правопонимания. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке.

курсовая работа [65,1 K], добавлен 20.04.2017

Основные концепции права. Социологическая концепция права по Лейсту. Типология правопонимания по Нерсесянцу. Юридический тип правопонимания. Право как особая разновидность социальных норм. Специфика правовых норм. Социальные и технические нормы.

контрольная работа [15,8 K], добавлен 03.02.2010

Проблема понимания нормы права и классификация правоотношений. Непозитивистский, этический и либертарный типы правопонимания. Основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции. События в качестве юридического факта и их разновидности.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 26.11.2010

Неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права. Объективное и субъективное право: характер соотношения. Социологическая и психологическая теория правопонимания. Функции права: понятия и основные виды. Марксистская школа права.

курсовая работа [71,1 K], добавлен 19.03.2014

Понятие, признаки, сущность права. Основные теории права: теория естественного права, теория юридического позитивизма и теория нормативизма. Основные подходы в понимании права. Актуально- правовой аспект правопонимания. Субъектом правопонимания.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 05.03.2009

Общее понятие правопонимания. История становления и развития социологии права как юридической дисциплины. Cоциологическое направление в праве и различные учения этого направления. Появление юридического позитивизма и понятие о нормативном правопонимании.

Наиболее известными представителями данной концепции являются В.С. Нерсесянц и В.А. Четвернин.

Для В.А. Четвернина право – это общеобязательные нормы, выражающие и обеспечивающие равную свободу индивидов в обществе и государстве. Правовое общение – это общение свободных и равных в своей свободе людей.

Таким образом, по мнению представителей либертаризма правом закон будет являться лишь тогда, когда его реализация обеспечивает:

- личную и материальную свободу субъектов;

- адекватный обмен прав и обязанностей в рамках правоотношения.

В случае, если нормативная система перечисленные условия не обеспечивает, она не считается правовой, несмотря на то, что может быть закреплена на уровне государственных законов.

Другими словами, право существует лишь там, где обеспечивается определенный минимум личной свободы и где в основу социальных отношений положен адекватный обмен.

Наиболее известными представителями данной концепции являются В.С. Нерсесянц и В.А. Четвернин.




Для В.А. Четвернина право – это общеобязательные нормы, выражающие и обеспечивающие равную свободу индивидов в обществе и государстве. Правовое общение – это общение свободных и равных в своей свободе людей.

Таким образом, по мнению представителей либертаризма правом закон будет являться лишь тогда, когда его реализация обеспечивает:

- личную и материальную свободу субъектов;

- адекватный обмен прав и обязанностей в рамках правоотношения.

В случае, если нормативная система перечисленные условия не обеспечивает, она не считается правовой, несмотря на то, что может быть закреплена на уровне государственных законов.

Другими словами, право существует лишь там, где обеспечивается определенный минимум личной свободы и где в основу социальных отношений положен адекватный обмен.

Либертарно-юридический подход в праве был определен и систематизирован во второй половине двадцатого века автором фундаментальных трудов по теории, истории и философии права, профессором Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем (1938 – 2005). Данный подход разрабатывался ученым с семидесятых годов двадцатого века в противовес признаваемым в то время единственно верным и научным подходом "марксистско-ленинское" учение о государстве и праве, а также правовой системе действующей в, на то время существующем, Союзе Советских Социалистических Республик, ограничивающей действительно важные, в общечеловеческом и международном понимании, права и свободы человека, утвержденные после Второй Мировой войны (в СССР – Великая Отечественная война") Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

Нерсесянц особо отмечал, что "эта концепция названа "либертарной" (от лат. libertas – свобода) потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя свободу (свободу индивидов); слово же "юридический" (от лат. ius – право) в названии концепции означает "правовой" (а не "юриспруденческий", т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. iusnaturale – естественное право), с другой – от легизма (от лат. lex – закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве".

Либертарно-юридический подход характеризуется всеобщностью прав и свобод, правовым равенством каждого человека, справедливостью по отношению к участникам различных отношений. Такой подход является производными от естественно-правового подхода, подразумевающего естественные свободы человека, отделенные от общего права, и позитивистского подхода, предполагающего верховенство закона, исходящего от действующей государственной власти, а также данный подход является неким органичным слиянием естественно-правового и позитивистского подходов.

"Присущая праву всеобщая равная мера – писал ученый – это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры). Взаимосвязь и смысловое единство этих трех компонентов принципа формального равенства (сущностных свойств права) состоят в следующем. Правовой тип (форма) взаимоотношений людей – это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере (норме) дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Этот тип (форма) взаимоотношений людей включает в себя:

  1. формальное равенство участников (субъектов) данного типа (формы) взаимоотношений (фактически различные люди уравнены единой мерой и общей формой);
  2. их формальную свободу (их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере, действие по единой общей форме);
  3. формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех них мера и форма дозволений, запретов и т.д., исключающая чьи-либо привилегии). Равенство (всеобщая равная мера) предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода – равную меру и справедливость, справедливость – равную меру и свободу."

Под либертарным правопониманием подразумевалось выражение сути правовой свободы каждого человека, того необходимого минимума права, без которого права, как такового, а также и правового закона, не может быть вообще. Ученый отмечает, что естественноправовой метод соотносится с либертарной концепцией в той мере, в какой присутствие естественных прав человека необходимо в совокупности позитивных норм права, а также общего правопонимания, для присутствия в законодательстве того минимально необходимого качества права, обеспечивающего формальное равенство и свободу индивидов.

Разрабатывая либертарную концепцию права, Нерсесянц подразумевал ее необходимость в сложившихся условиях того времени, в условиях "социализма" – той государственной идеологии, которая была обязательной в СССР. "Либертарная концепция – это новое самостоятельное направление в новой общей теории различения права и закона, а вовсе не приноровленная к условиям социализма разновидность естественного права в его соотношении с социалистическим законодательством (позитивным "социалистическим правом"). Иначе говоря, либертарная концепция и естественноправовая концепция – это разные направления различения права и закона, обладающие как общими, так и специфическими характеристиками. Специфика либертарной концепции состоит, в частности, в том, что в ней нет присущего естественноправовым представлениям дуализма одновременно действующих систем "правильного" (идеального, должного, естественного и т. д.) права и "неправильного" права. На самом деле при социализме (также согласно либертарному правопониманию) фактически есть и действует (причем так, как оно и может действовать) лишь так называемое "социалистическое право" (т. е. советское законодательство), которое не только не является правом, но и (с учетом объективных реалий социализма) не может быть таковым."

В своем понимании либертарного подхода, ученый стремился преодолеть недостатки естественно-правового подхода, но не с целью приведения его к легизму (позитивизму), а с целью создания теоретически развитой формы понимания права, а также правильного и логичного толкования правовых ценностей в позитивном праве.

Именно потому, что в том государстве, в котором развивал свои учения Нерсесянц, существовали серьезные расхождения закона с правом, ученый и начал разработку того метода, который он назвал "либертарно-юридической концепцией". "В таком контексте – писал Нерсесянц – и была выдвинута либертарно-юридическая концепция правового закона и понимания сущности права как необходимой всеобщей формы и равной меры свободы и справедливости.". При этом, если выражать данную правовую концепцию юридическими понятиями позитивного права, с ее определением на языке легизма, то право, в его соотношении с законом, обретает форму "общеобязательной системы норм равенства, свободы и справедливости".

Обращаясь к типологии правопонимания можно определить смысловой образец, который соответствует философскому познанияюгосударства и права, а так же предмеут и методу концепций философии права.

Классификация разных видов трактовки права и их деление на однородные части проводятся по различным критериям.

Особо значимы следующие типы правопонимания:

  • Легистский
  • Юснатуралистский
  • Либертарно-юридический

Либертарно-юридический тип

Либертарно-юридический тип права – изучает концепцию понимания права. Ее разработал академик РАН В.С. Нерсесянцев в $70-90$х годах $20$ века.

  1. Либертарно-юридический тип правопонимания базируется на принципе формального равенства.
  2. Юридико-либертарный тип основан на том, что право – необходимая, всеобщая форма свободы, ее бытия и реализации в общественной жизни.

Право, которое включено и подразумевается юридико-либеральной теорией, является требуемым правовым минимумом, без которого право не могло бы существовать.

Этот тип правопонимания включает в себя как осознание права, его сущность, правовое явление в виде правового закона, так и правопонимание государства, которое является институционально-властной формой, выражающей действие принципа формального равенства.

Равенство представляется в виде абстракции. Это результат мыслительного отстранения таких отличий, которые относятся к уравниваемым объектам. Уравнительный процесс подразумевает, что у уравниваемых объектов имеются различия, и подразумевает не принципиальность данных отличий. Это необходимое абстрагирование от отличий с позиции принципа уравнения. Таким образом, уравнивание объектов по их числовому основанию отстраняется от их свойств и отличительных черт. Правовое равенство является не настолько отвлеченным, как математическое числовое равенство.

Готовые работы на аналогичную тему

Фундаментом и критерием правового уравнения людей выступает свобода индивида в процессе общественных отношений. Свобода индивида признаётся и устанавливается в качестве правоспособности и правосубъектности правового равенства.

Сущность и принцип права в формальном равенстве заключает в себе $3$ цельных, единых, взаимосвязанных элемента.

$3$ сущностных свойства права:

  • Всеобщая равная норма.
  • Формальная свобода людей.
  • Всеобщая справедливость, которая одинакова для всех форм регуляции.

Подход к проблеме единства правовой сущности и правового явления

Либерально-юридический подход в правопонимании преодолевает те противостоящие критерии и недостатки, которые имеются у юснатурализма и легизма, когда они занимаются изучением проблемы, касающихся различий и взаимосвязей правовой сущности и явления, права и закона.

Либерально-юридический подход определяет нужный и определенный порядок объединения сущности и явления права.

Формальное равенство, объективная правовая сущность – является сущностью конкретного действительного правового явления, которое устанавливается государством в виде общеобязательного закона, он отражает критерии формального равенства.

Правовое явление – это отображение лишь конкретной сущности, формального равенства.

Правовая сущность проявляется в форме общеобязательного закона, правовое явление представляет в реальности формальное равенство. Единство правового закона может осуществляться только на взаимосвязи между правовой сущностью и правовым явлением.

Правовой закон устанавливается государством и общеобязательным позитивным правом, которое представляет в конкретной нормативной форме характеристику, свойства и требования принципов формального равенства.

В рамках легизма и юснатурализма единение правового явления и его сущности в форме правового закона невозможно. Либерально-юридический тип правопонимания отражает наиболее полную теорию правового понимания и описания предмета философии права.

Читайте также: