Маньчжурская династия это кратко

Обновлено: 05.07.2024

После захвата Пекина в 1644 году и казни последнего принца династии Мин в 1661 году и вплоть до 1683 года, когда были подавлены последние очаги сопротивления, маньчжурская династия Цин стремилась обеспечить стабильность правительства. Первые попытки не увенчались успехом, потому что аристократия считала маньчжуров врагами и с неохотой подчинялась их распоряжениям: рядом с любым чиновником всегда должен был находиться маньчжур, браки между китайцами и маньчжурами запрещались, во всех крупных городах размещались маньчжурские гарнизоны, маньчжуры как господствующая нация освобождались от сдачи экзаменов при поступлении на государственную службу. Более того, за любое произведение, признанное подрывным, связанные с его публикацией люди наказывались смертной казнью — плюс смертная казнь или обращение в рабство членов их семей. Китайцев заставляли носить маньчжурские прически и одежду, и тысячи ученых, чиновников и землевладельцев в отчаянии сводили счеты с жизнью.

Затем начался процесс, типичный для любого завоевания, — ассимиляция завоевателей культурой покоренной нации. Другими словами, маньчжурский режим все больше китаизировался. За сто пятьдесят лет в династии Цин сменились лишь четыре императора:

Ши-цзу (девиз Шуньчжи), 1644–1661 гг.

Шэнь-чжу (девиз Кан-си), 1662–1722 гг.

Ши-цзун (девиз Юнчжен), 1723–1735 гг.

Гао-цзун (девиз Цян-Лун), 1736–1795 гг.

Начиная с Шэнь-чжу, императоры заговорили по-китайски, сформировали пользующееся уважением правительство по образцу эпохи Мин, избавились от влияния евнухов, в значительной степени искоренили коррупцию, пригласили китайских ученых на государственные должности, переняли китайскую культуру и поощряли придворных следовать их примеру. В результате образованные люди вновь устремились в Пекин, а враждебность к захватчикам исчезла; нарушался даже запрет на смешанные браки, и императорский гарем украсили наложницы-китаянки.

Это был удивительно спокойный период в истории страны — оглядываясь назад, можно назвать его затишьем перед бурей, разразившейся в следующем столетии. Правительство управляло страной при помощи чиновничьего аппарата, густая сеть которого добралась до каждой магистратуры, но порядок в обществе поддерживался в основном за счет мелкопоместного дворянства и прочных семейных связей. Население стремительно росло, и к 1800 году его численность достигла трехсот миллионов человек — во многих провинциях было больше людей, чем в Великобритании и Соединенных Штатах Америки вместе взятых. Улицы крупных городов изобиловали магазинами, чайными домиками, театрами, храмами и мастерскими. В сельской местности, среди многочисленных поместий аристократов, трудились массы крестьян, собственников земли и арендаторов; центром их жизни были деревни, среднее количество дворов в которых не превышало ста. Рост населения способствовал усилению миграции, со временем деревенское население стало нищать, и в этих условиях процветало ростовщичество.

Тем не менее рост населения благоприятно сказывался на экономической активности — быстро развивались банковское дело и международная торговля. Купцы нередко эксплуатировали малочисленные племена юга страны, экономику и культуру которых ждала судьба многих колонизированных народов: пристрастившись к спиртным напиткам, они нищали, лишались земли, а затем и дочерей. Запрет на торговлю с другими странами держался с 1661 по 1684 год, и после его отмены в Китай хлынул поток серебра — в основном в обмен на чай и шелк. Однако к концу XVIII столетия с ростом импорта опия этот поток стал иссякать.


Терем Лунного Света. Китайская народная картина из коллекции академика В. М. Алексеева. Императору переодетый простолюдином (в центре, с иероглифами на одежде) посещает увеселительное заведение Терем Лунного Света; в глубине видна театральная сцена

Мирное течение жизни почти не нарушалось крестьянскими восстаниями на юге, которые быстро подавлялись, а также военной активностью маньчжуров, которая хоть и была значительной, но проходила вдалеке от границ империи. До Китая они уже завоевали Корею, а вскоре (в 1683 году) им покорился и Тайвань. Монголы были союзниками маньчжуров, но по мере китаизации династии Цин начали превращаться во врагов. Шестилетняя война, которую начал монгольский хан Галдан, продолжалась до 1696 года, когда император Шэнь-чжу лично возглавил восьмисоттысячную армию, оснащенную артиллерией западного образца, и повел ее через пустыню Гоби во Внутреннюю Монголию. Решающее сражение произошло у югу от Урги (Улан-Батор), в девятистах милях к северо-западу от Пекина. Китайская армия одержала победу, и Галдан покончил жизнь самоубийством. Это было важное историческое событие — угроза со стороны степных народов, на протяжении нескольких веков висевшая над северными провинциями страны, была практически устранена.

Два десятилетия спустя восстание на западе Монголии привело к тому, что китайцы завоевали всю Монголию и Сянган. Затем они продолжили наступление на Тибет, захватили Лхасу, а во главе китайского протектората поставили нового далай-ламу. Китай подчинил себе Непал, Бирму, Вьетнам и Сиам, и к XVIII веку империя расширилась до своих максимальных размеров. Со временем южные приобретения были утрачены, но Тибет, Синьцзян и Внутренняя Монголия и сегодня входят в состав Китая. Проникновение Китая в Центральную Азию имело далеко идущие последствия.

В XVII и XVIII веках поведение голландских и португальских послов по отношению к императору усилило убеждение китайцев в своем превосходстве, поскольку на официальных церемониях европейцы вели себя как вассалы. Во-первых, они приносили богатые подарки — с точки зрения китайцев, это была дань, — число которых доходило до нескольких сотен. Во-вторых, они били земные поклоны императору, то есть простирались ниц и девять раз касались лбом земли, вставая и кланяясь после каждых трех раз. Однако русский посол отказался исполнять этот ритуал и был вынужден уехать. Британцы же подошли к решению вопроса иначе.

Секретарь посольства сэр Джордж Стаунтон впоследствии опубликовал подробные воспоминания об этом путешествии. По прибытии в Китай он довольно быстро почувствовал, что здесь не любят иностранцев и не доверяют им.

У сэра Джорджа странные обычаи китайцев вызывали восхищение — традиция бинтовать ноги женщинам, медные монеты с отверстием в центре, абак, пагоды, паланкины, в которых разъезжала знать, отсутствие одежды белого цвета (который считался цветом скорби), тачки с парусом, таблички с именами предков, которым поклонялись в каждом доме… Он отмечал, что в этом обществе с сильными патриархальными традициями принципы взаимопомощи распространялись на самых дальних родственников, что делает ненужной благотворительность. Отмечая немногочисленность нищих, он писал о том, что бедняки часто оставляют умирать нежеланных детей — особенно девочек, поскольку мальчик необходим для поклонения предкам. Практически любое взаимодействие между начальником и подчиненным сопровождается подарками (практика, которая привела к тому, что сделки между западными торговцами и местными мандаринами стали рассадником коррупции).

Британское посольство радушно приняли и поселили во дворце, где сэр Джордж получил возможность наблюдать за обычаями двора. Он был поражен уродством евнухов, которые вновь стремились к власти, — их морщинистыми безбородыми лицами, нередко с толстым слоем косметики, и высокими женскими голосами. Над всем возвышалась фигура императора. Только члены императорской семьи имели право носить одежду желтого цвета, и только у императора на ней мог быть вышит дракон с пятью лапами; лишь император имел право носить крупную жемчужину на шляпе и ездить по предназначенным для него улицам; приближаться к нему можно было только на коленях.

Привилегия императора украшать головной убор жемчугом резко контрастировала с шестнадцатью видами пуговиц на шапках мандаринов. Форма и цвет этих пуговиц соответствовали рангу сановника — шестиугольный камень темнокрасного цвета свидетельствовал о высшем ранге, а круглая серебряная пуговица — о низшем. Обладатели темно-красных камней проявляли наибольшее любопытство в отношении подарков английского короля императору, которые хранились в отдельном здании. Среди них был европейский экипаж, с которого сняли козлы для возницы (в противном случае возница оказался бы выше императора), фарфоровые вазы фабрики Веджвуд, научные инструменты, в том числе телескоп, модель Солнечной системы, различные механические устройства и — в записках ничего не говорится о том, были ли они приняты с обычным для Востока выражением радости — портреты английских аристократов.

Прежде чем граф предстал перед императором, требовалось устранить два протокольных препятствия. Во-первых, перевод на китайский язык письма британского монарха — китайские переводчики боялись сурового наказания, которое полагалось за малейшее нарушение этикета или ошибку в переводе документов для императора. (Обычно переводчика подвергали следующему наказанию: жертва становилась на колени, на ее ноги клали длинный бамбуковый шест, и два человека, вставали на этот шест, приближаясь или удаляясь от осужденного, чтобы увеличить или уменьшить давление на ноги. Ошибка же в обращении к императору каралась смертью.) Наконец с помощью миссионеров задача перевода письма была разрешена, и высшие сановники после продолжительных дискуссий одобрили окончательный вариант. Оставалась еще одна, более трудная проблема — земные поклоны. Британский посол настаивал, что падать ниц перед императором — унижение для британского монарха, которого он представляет. Несколько недель переговоров ни к чему не привели. В конце концов графа посетила плодотворная идея — он заявил, что согласен пасть ниц перед императором, если мандарин равного ранга с послом сделает то же самое перед портретом Георга III, который доставят из дипломатической миссии в уединенную комнату. Это предложение не встретило энтузиазма, и последовавшие длительные переговоры привели наконец к выработке ритуала, согласованного с начальником коллегии ритуалов.

В назначенный день рано утром император Гао-цзун занял место на троне, установленном на возвышении в огромном шатре, который специально установили для этой цели. В присутствии разодетых придворных в шатер вошел британский посол в плаще, накинутом на богато расшитый бархатный камзол со сверкающим бриллиантами орденом Бани. В поднятых над головой руках он держал украшенную драгоценными камнями квадратную шкатулку из золота, в которой лежало письмо к императору. В пронизанной почти религиозным трепетом тишине он поднялся по ступенькам к подножию трона, опустился на одно колено, склонился в поклоне и произнес краткое приветствие. Император принял из рук посла шкатулку — разумеется, он знал содержание письма — и поставил рядом с собой, а затем обратился к графу с дружеской речью. Во время последующих церемоний и торжественного обеда, сопровождавшегося блестящим выступлением акробатов и другими развлечениями, образцы любезности по отношению к гостю демонстрировал сам император, которому было уже за восемьдесят и который вскоре добровольно отрекся от власти после успешного шестидесятилетнего правления. Он подарил послу украшенный драгоценными камнями скипетр, так что граф мог с полным основанием считать свою миссию доброй воли успешной — несмотря на то, что до отъезда домой ему так и не удалось получить никаких торговых концессий. Однако события ближайшего будущего показали, что все это была пустая трата времени.

Как бы то ни было, влияние многих китайских идей признается безоговорочно. Так, например, современная демография очень многим обязана китайской практике переписи населения, которая проводилась еще со времен династии Хань; на Западе первая перепись была проведена в Канаде в 1665 году, а затем в Швейцарии в 1749 году. То же самое относится к системе экзаменов для кандидатов на государственные должности, которая была позаимствована французскими революционерами в 1791 году, Ост-Индской компанией в Индии в 1800 году и британским правительством в 1855 году. На эстетические воззрения европейцев сильнейшее влияние оказали сине-белый китайский фарфор, сады, мебель и безделушки, а любовь китайцев к природе дала импульс развитию романтизма в европейском искусстве. Менее заметным — по иронии судьбы оно совпало с упадком науки в Китае — было влияние китайской философии, подтолкнувшее западную науку к отказу от концепции вселенной как некой машины с высшей движущей силой: ей на смену пришло представление о системе взаимодействующих сил, определяющих порядок в природе. Европейские ученые стали исследовать магнетизм, силовые поля, в том числе гравитационное, волновые явления и саморегуляцию живых организмов.

В наше время маньчжуры живут во всех регионах Китая. Их называют народом, что сумел покорить эту могущественную страну, и в этом есть доля истины. История маньчжуров начинается в глубокой древности, она насыщена яркими событиями, войнами, периодами расцвета культуры и государственного становления.

С ходом времени менялось многое – верования, традиции маньчжуров. Несмотря на это, народ остался верен своей культуре и даже сумел повлиять на другие племена. Кем были предки маньчжуров? Как народ Маньчжурии стал покорителем Китая?

Появление маньчжуров как народа

Более двух тысячелетий тому назад на маньчжурских землях появились племена сушэней, от которых в дальнейшем и появились маньчжуры. Предкам этого народа принадлежали обширные территории. Они занимали долины реки Хэйлунцзян, которую мы знаем как Амур, строили поселения в устье Уссури.

От сушэней произошло племя мохэ, что образовало общины чжурчжэней и династию Цин, появившуюся в XII веке. Изначально маньчжуров называли чжурчжэнями, но в 1635 году вышел указ о приемлемости названию “маньчжоу” для объединённого народа.

Масштабное объединение маньчжурских племён приходится на 1583 год, когда была утверждена общая военная система, заложены основы маньчжурской письменности, являвшейся официальным образцом письменного отражения языка.

Государство развивалось по восьмизнаменному принципу, включающему политическую, военную и производительную функции. Всё население Маньчжурии разделялось на “Восемь знамён”, каждое из которых играло важную роль в формировании могущественной страны.

Маньчжур в традиционном наряде

Маньчжур в традиционном наряде

Завоевание Китая

В 1636 году на маньчжурский престол восходит император Хуан Тайцзи, который становится основателем династии Цин. Именно под его руководством маньчжурский народ начинает покорение китайских земель. Правители империи Цин старались объединить различные завоёванные народы, превращая их в верных подданных.

Хочу отметить, что в империи Цин о равенстве говорить не приходилось. Маньчжуры оставались привилегированным племенем, имели больше ресурсов и возможностей, занимали более высокие должности. Это способствовало активному населению народа на территории Китая. В больших городах стали появляться целые маньчжурские кварталы. Увы, эта тенденция имела и обратную сторону.

После падения Цин маньчжурские районы начали сотрясать погромы, которые устраивали сторонники антиманьчжурских настроений. Впоследствии земли Маньчжурии были разделены на несколько регионов, а власть народа этого края в Китае стала заметно ослабевать.

Непростым периодом для маньчжуров становится и время Второй мировой войны. Тогда японцами было создано государство Маньчжоу-го на территории Маньчжурии. Лишь в послевоенное время маньчжуры смогли обрести относительное спокойствие, хотя экономические и политические потрясения долго были проблемами народа.

Невольно радует тенденция роста численности маньчжуров, которую фиксирует статистика. На сегодняшний день в Китае проживает около 10 миллионов человек, что зарегистрировались как маньчжуры.

Поразительно, но даже многие представители народа хань (составляющие большинство китайского населения) нередко просят указать их в документации как маньчжуров. Вероятно, именно такая особенность делает маньчжуров самым быстрорастущим национальным меньшинством Китая.

Маньчжурский народ в Фучжоу в 1915 году

Маньчжурский народ в Фучжоу в 1915 году

Особенности культуры маньчжуров

Несмотря на то, что маньчжуры утратили былое влияние, долгие годы власти принесли свои плоды. Маньчжурская культура в значительной мере отражена не только на своей родине, но и в разных провинциях Китая.

Интересно, что долгое время маньчжуры придерживались языческих верований, что зародились у их предков в древнейшие времена. Примером этого служит документальный фильм, что был снят в 1988 году. На нём маньчжурская шаманка демонстрирует ритуал призыва к священным покровителям и духам.

Шаман, одетый в традиционный костюм и, выступает на фестивале факелов в Сичане, китайская провинция Сычуань

Шаман, одетый в традиционный костюм на фестивале факелов в Сичане, китайская провинция Сычуань 2016 год / © Фред Дюфур

У маньчжуров было несколько главных покровителей. Например, Священная Орлица отождествлялась с материнством, Священная Львица была защитницей, что сумела спасти человечество во время потопа, а богиня Восточного Моря хранила тайные знания и являлась покровительницей шаманов. Их изображения и сегодня используются во время шаманских ритуалов.

Во время народных праздников в Маньчжурии часто можно увидеть людей в традиционных одеждах. Важным атрибутом является бубен, что неслучайно. Согласно старинным верованиям маньчжуров, этот ритуальный предмет был создан верховной богиней неба Абукой. Она смыла глину со своего тела, сотворив из неё бубен, который люди стали использовать для связи с богами и духами предков.

Настоящим сокровищем маньчжурской культуры я бы назвала песни этого народа. В некоторых из них загадочно переплетается маньчжурский и китайский фольклор. Немало историй, рассказанных под музыку, используют в качестве сюжета старинные сказания и мифы. В песнях маньчжуров можно узнать о том, как жили люди в далёком прошлом, об их мечтах и стремлениях, о проблемах, которые важно было осветить.

Портрет маньчжурской девушки

Портрет маньчжурской девушки / © pressdigital / Getty Images

Маньчжуры сумели доказать, что Китай – не страна одного народа, а земля, где раскрыть себя могут самые разные племена. Этот народ прошёл сложные времена, он был и великим завоевателем, и угнетённым слугой.

Возможно, именно поэтому маньчжуры так ценят современную спокойную жизнь. Сегодня они идут по пути прогресса, твёрдо веря в счастливое будущее, что ждёт их и их потомков. Наверное, именно такими мечтали видеть маньчжуров их предки, кочевые племена, что сумели создать сильную империю и покорить Китай.

Дина́стия Цин (маньчжурск. дайцин гурун кит. 清朝 , пиньинь Qīng Cháo, палл. Цин чао) — последняя династия монархического Китая. Была основана в 1616 г. маньчжурским кланом Айсин Гёро на территории современного северо-восточного Китая, называвшегося тогда Маньчжурией. Менее чем через 30 лет под её властью оказался весь Китай и часть Средней Азии.

Последующее сотрудничество с Западными державами позволило династии избежать краха во время восстания Тайпинов, проводить сравнительно успешную модернизацию и т.о. просуществовать до начала 20 в., однако оно же послужило причиной растущих националистических (антиманчжурских) настроений.

В результате Синьхайской революции 1911 г. династия Цин была свергнута, и была провозглашена Китайская Республика. Вдовствующая императрица отреклась от трона от имени тогда малолетнего последнего императора, Пу И, 12 февраля 1912 года.

Содержание

История

Возникновение маньчжурского государства

В 1585—1589 годах Нурхаци, подчинив племена минского вэя Цзяньчжоу (своих непосредственных соседей), объединил их с населением Маньчжоу. Затем он приступил соседних племён. За два десятилетия маньчжуры совершили около 20 военных экспедиций против соседей. Для укрепления своего положения Нурхаци предпринял поездку в Пекин, где был представлен на аудиенции императору Ваньли.

В 1589 году Нурхаци объявил себя ваном (великим князем), а в 1596 году — ваном государства Цзяньчжоу. Его союзники — восточномонгольские князья — поднесли ему в 1606 титул Кундулэн-хана. В 1616 году Нурхаци провозгласил воссоздание чжурчжэньского государства Цзинь, а себя объявил его ханом. Столицей этого государства стал город Синцзин. Благодаря дипломатической и военной активности Нурхаци, к 1619 году в рамках нового государства было объединено большинство чжурчжэньских племён.

Поход на Китай в 1627 году под руководством самого Абахая не дал ощутимых результатов. Поскольку Корея, как вассал Китая, всячески поддерживала династию Мин, маньчжуры вторглись в эту страну, начались массовые убийства и грабежи. Корейский ван был вынужден уступить силе, заключить мир с Маньчжоу, уплатить ему дань и наладить торговлю с победителями.

С этого времени маньчжурская конница стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и увозя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев. Всё это вынудило минских императоров не просто стянуть войска к Шаньхайгуаню, но и сконцентрировать здесь едва ли не лучшую, крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий во главе с У Саньгуем.

Упадок Минской империи

Маньчжурское завоевание Китая

Эпоха Канси-Цяньлун

Опиумные войны и восстание тайпинов

Японо-китайская война и движение ихэтуаней

Синьхайская революция и последние попытки реставрации монархии

В 1911 году Синьхайской революцией была свергнута Цинская династия и образована Китайская Республика. 12 февраля 1912 года было объявлено об отречении императора Пуи от верховной власти, особым императорским указом Юань Шикаю предписывалось сформировать временное республиканское правительство. Сунь Ятсен был избран Нанкинской конференцией 29 декабря 1911 года на пост временного президента китайской республики с условием, что в случае согласия Юань Шикая стать президентом Китайской республики Сунь Ятсен добровольно уйдёт в отставку. Сунь Ятсен это условие выполнил, и после отречения императора подал в отставку. 14 февраля Нанкинское собрание единогласно приняло отставку Сунь Ятсена, а на следующий день избрало Юань Шикая временным президентом Китайской республики.

Став в сентябре 1913 года постоянным президентом, Юань Шикай заявил, что отныне имеют силу лишь законы, установленные им самим. По его настоянию в апреле 1914 года срочно была выработана угодная ему новая Временная конституция, которая делала президента полным хозяином в стране. Сразу после опубликования в мае 1914 года новой конституции, Юань Шикай покончил с Государственным советом, создав вместо него Бюро управления государственными делами при президенте, во главе с убеждённым монархистом Сюй Шичаном. В июне Юань Шикай сформировал из своих ставленников Палату политических советников во главе с безвольным Ли Юаньхуном, а затем продлил срок своиз президентских полномочий до десяти лет. Отныне только сам президент имел право называть своего преемника.

Ещё в период плебисцитарной монархии Юань Шикая против него сложился заговор трёх генералов — Сюй Шичана, Чжан Сюня и Ни Сычуна. Захват верховной власти они намеревались осуществить под прикрытием реставрации империи во главе с Пуи. Главари этой клики встретились на церемонии похорон Юань Шикая, и единодушно высказались за реставрацию монархии во главе с династией Цин. Созвав в Сюйчжоу конференцию военных губернаторов провинций, Чжан Сюнь получил от собравшихся (в том числе Дуань Цижуя и Фэн Гочжана) согласие на свержение республиканского правительства и реставрацию цинской монархии. При этом Чжан Сюнь счёл себя главой всех милитаристов Китая.

Вслед за Чжан Сюнем планы реставрации монархии в Китае продолжал строить генерал Сюй Шичан, который в 1918 году был избран президентом республики. Намереваясь стать единоличным правителем страны, он видел себя в качестве князя-регента восстановленной у власти династии Цин. Генерал-президент сделал ряд шагов, направленных к возрождению империи. Наступило резкое оживление в монархических кругах в надежде на близкую реставрацию. Однако в 1918 году Бэйянская милитаристская клика, на которую делал ставку Сюй Шичан, раскололась на две враждовавшие между собой клики, что положило конец его монархическим поползновениям.

В поисках опоры для своих замыслов императорский двор установил в 1919 году тесные отношения с Чжан Цзолинем — главарём Фэнтяньской клики. Однако с его поражением в 1922 году ставка оказалась битой. Затем в 1923 году цинский двор попытался опереться на одного из лидеров Чжилийской клики — генерала У Пэйфу, однако тот на союз с павшей династией не пошёл.

Сегодня маньчжуры являются одной из многих этнических групп Китая. Их предками были кочевники, населявшие просторные равнины, находившиеся за Великой китайской стеной. Их родина ― Маньчжурия ― стала местом культурного обмена и расширения империи. История маньчжуров отражает историю Китая, отмеченную постоянным конфликтом противоположностей инь-ян: конфликт и гармония, разделение и единство, региональные особенности и универсальный характер.

Национальные отличия

На протяжении веков китайцы называли себя ханьцами. Это название происходит от великой династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.). Но история с маньчжурами показывает, что граница между ханьцами и другими народами в Китае часто была расплывчатой и неясной.

Маньчжуры произошли от кочевого народа чжурчжэни, они жили на периферии китайской цивилизации. В XVII веке они начали кампанию по завоеванию Китая. Это привело к слиянию китайской и маньчжурской культуры, которые повлияли друг на друга.

Самые успешные императоры династии Цин ― Канси и Цяньлун ― своей политикой демонстрировали, что маньчжуры могут быть китайцами, не забывая о своих культурных особенностях и статусе правящей нации.

Канси, правивший между 1661 и 1722 годами, призывал своих чиновников и маньчжурскую аристократию изучать китайский язык, историю и традиции. При Канси был составлен полный словарь китайских иероглифов и построен храм в честь Юэ Фэя, генерала XII века и китайского национального героя, который сражался с предками маньчжуров ― чжурчжэнями.

Универсальные ценности и культурный обмен

Внук Канси, император Цяньлун, придерживался принципа универсализма. Ведь он управлял империей, где проживали монголы, тюркские народы, тибетцы и ханьцы. Он правил с 1735 по 1799 годы и был просвещённым монархом, объединившим многочисленные народы своей империи.

В то же время Цяньлун беспокоился, что маньчжуры теряют свои корни. В отличие от Каньси Цяньлун не призывал маньчжуров изучать китайскую литературу и китайские бюрократические традиции. Он хотел, чтобы маньчжуры учили язык своих предков, совершенствовались в стрельбе из лука и верховой езде ― мастерстве, которым славились их предки чжурчжэни.

Отстаивая свою политику, Цяньлун писал, что легендарные и почитаемые китайские правители соблюдали традиции, хотя поздние поколения считали их устаревшими или даже варварскими. Он хотел, чтобы маньчжуры вернулись к своим корням.

Цяньлун планировал сделать обязательным изучение маньчжурского языка и культуры для аристократии. В отличие от Канси он объявил воинам, что дальнейшее изучение китайской культуры не нужно. Однако многие из них посчитали его меры архаичными.

Что такое китайская идентичность?

На момент смерти Цяньлуна, в 1799 году, все попытки сохранить маньчжурскую культуру в первозданном виде провалились. Несмотря на все официальные меры, маньчжуры продолжали ассимилироваться с ханьцами. Дошло до того, что маньчжурский язык использовался только для церемоний, а в повседневной жизни везде доминировал мандарин.

Исторически Маньчжурия ограничивала въезд для китайских иммигрантов. Но в конце XIX века императорский двор Цин изменил эту политику. В следующие несколько десятилетий десятки миллионов этнических китайцев въехали в дуншаншэн, как называют сейчас три северо-восточные провинции, составляющие Маньчжурию.

По мнению Даня, вопреки трудностям, с которыми сталкиваются маньчжуры в современном Китае, они сохранили свою культуру, унаследованную от династии Цин. В Китае и на Тайване маньчжуры по-прежнему существуют как отдельная этническая группа.

В последние годы, после нескольких политических потрясений, среди современных китайцев стало модно вспоминать о маньчжурских корнях. Согласно статистике, число маньчжуров превысило 10 миллионов человек.

Читайте также: