Творчество братьев губерта и ян ван эйков кратко

Обновлено: 30.06.2024

Интересно отметить, что первые ростки нового искусства Возрождения в Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре, казалось бы, наиболее связанной со средневековыми традициями.

В передаче перспективы, в рисунке, в знании анатомии ван-эйковская живопись, конечно, не идет в сравнение с тем, что почти в это же время делал Мазаччо. Но в ней есть другие, не менее важные для искусства черты: нидерландские мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства. В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. В настроении поющих ангелов много истинного религиозного чувства, одухотворенности, душевного напряжения. Ван Эйки усовершенствовали масляную технику: масло давало возможность более разносторонне передать блеск, глубину, богатство предметного мира, привлекающего внимание нидерландских художников, его красочную звучность.

В нидерландском Возрождении было и итальянизирующее течение, так называемый романизм. Художники этого направления следовали (по возможности) традициям римской школы и прежде всего Рафаэлю. В творчестве таких мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Флорис и др. удивительно сочетались стремление к идеализации, к итальянской пластичности форм с чисто нидерландской любовью к подробностям, повествовательности и натурализму. Как верно сказано (В. Власов), подражательность нидерландских романистов смог побороть лишь гений Рубенса — уже в XVII в.

7. Основопожник немецкого возрождения Альбрехт Дюрер.Дюрер, сын золотых дел мастера, родился в Нюрнберге, 21 мая 1471 г. До 15-тилетнего возраста обучался у своего отца его ремеслу, а с этой поры поступил учеником к художнику франкской школы М. Вольгемуту, у которого и занимался до 1490 г., после чего пустился путешествовать. В эту первую поездку Дюрер добрался, между прочим, и в Венецию, как то подтверждается его рисунками за эту пору, носящими явные следы влияния на него итальянских мастеров. Возвратившись через четыре года на родину, Дюрер женился. Неустанно работая, он старался расширить несколько узкий и ремесленный кругозор тогдашних немецких художников. Находясь в постоянном общении с нюрнбергскими гуманистами, в тесных дружеских отношениях с знаменитым Пиркгеймером и в родстве с известным типографом Кобургером, он получал достаточно умственной пищи, чтобы перерабатывать ее в те духовные, полные глубокого содержания, образы, которые мы встречаем в его гравюрах на дереве и на меди и в рисунках этого времени.

Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Прославленный гуманист и современник Альбрехта Дюрера Эразм Роттердамский (1466-1536) писал в 1528 году, оценивая творчество художника: “Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами!

Дюрер принадлежал к числу тех художников, которым выпала на долю особая судьба – одновременно чрезвычайно трудная и очень богатая возможностями для расцвета его таланта. Трудной она была потому, что годы его жизни совпали с напряжённым и бурным периодом истории его родины; в это время в Германии происходил невиданный до тех пор в Европе взрыв социального протеста, охвативший разные слои общества. Это был протест против обветшавшего феодального уклада жизни, против такой формы человеческих отношений, которая невыносимым гнётом давила на людей, связывая свободу их деятельности в различных сферах общественного, социального и духовного существования.

Ян ван Эйк (Jan van Eyck; родился 1390 г. — умер 9 июля 1441 г. ) — один из самых известных голландских художников эпохи раннего Северного Возрождения, XIV-XV веков, мастер портрета и автор более сотни работ на религиозную тематику. Ян ван Эйк был новатором — он одним из первых стал оставлять подписи на своих произведениях, выделил портрет в отдельный жанр, начав изображать людей не по грудь, а по пояс, развернув на три четверти и добавив предметы их быта. Ван Эйк усовершенствовал масляные краски, появившиеся всего за несколько десятилетий до его рождения, создал новую, особую смесь и начал использовать лак, придающий произведениям стойкость и блеск. В его картинах — документальная точность и при этом глубина и многогранность самой жизни.

Биография Яна ван Эйка

Ян ван Эйк родился в городе Маасейк, в те времена относящемся к Северным Нидерландам, а ныне — к Бельгии, предположительно между 1385 и 1390 годами. О детстве его известно мало, имена родителей в истории не сохранились, в отличие от имени и биографии старшего брата — тоже художника, Губерта ван Эйка (Hubert van Eyck).

Прошло уже более шести веков, а споры об отношениях братьев и их влиянии на творчество друг друга не утихают до сих пор. Считается, что Губерт обучал брата мастерству живописца и был вдохновителем будущего уникального стиля мастера. Однако некоторые историки утверждают, что часть произведений Губерта и Яна подписана именем не того брата, а другие — что творцы и вовсе не состояли в родстве.

Первые упоминания о художнике относятся к 1422 году, когда он приступил к работе в Гаагском дворце, написав несколько картин для Иоана Баварского (Johann III). Спустя три года он отправился в город Брюгге, начав творить при дворе герцога Бургундского, Филиппа III Доброго (Philippe le Bon). Известно, что в годы работы на Филиппа III ван Эйк не только писал, но и выполнял дипломатические поручения, в том числе дважды ездил на переговоры касательно женитьбы герцога. Вторая поездка оказалась удачной и вскоре после нее Филипп Добрый обручился с Изабеллой Португальской (Isabelle de Portugal).

Выдающийся ум мастера отмечал не только герцог. Современники описывали его как разносторонне одаренного человека. Он увлекался геометрией и географией, хорошо разбирался в растениях и цветах, обладал познаниями в химии, что и позволило ему вывести свою идеальную пропорцию масляных красок.

Первыми работами мастера были миниатюры, а уже после он начал пробовать себя в портретах и произведениях на религиозную тематику. Некоторые историки утверждают, что Ян писал также сцены быта, но эти картины не сохранились до наших дней. Так это или нет — узнать невозможно.

Доподлинно известно, что в 1430 году мастер поселился в Брюгге, получив статус городского художника. Уже через два года он завершил свой шедевр, одну из самых великих и известных работ — Гентский алтарь.

Монументальный многочастный алтарь был расписан для одной из капелл собора святого Бавона в Генте и до сих пор хранится там же. На 26 панелях художник воплотил свои познания и свое уникальное видение земного и небесного. Спокойное величие залитых светом покоев Девы Марии в момент Благовещения, величавый образ Бога Отца, музицирующие ангелы в роскошных одеждах и символизирующий Христа жертвенный агнец, которому будто бы поклоняется все живое… Это произведение и сейчас можно рассматривать бесконечно.

Мастер умер 9 июля 1441 года. Его могила располагается на территории церкви, неподалеку от дома, где он проживал более 10 лет.

Самые известные картины Яна ван Эйка

Картины Яна ван Эйка наполнены деталями, которые хочется рассматривать и изучать, выискивая смысл, вложенный в них автором:

Его называли гением, самым выдающимся художником века, и в этих словах нет ни капли преувеличения. Сегодня некоторые произведения мастера можно приобрести на аукционах. На сайте Very Important Lot можно недорого купить картины известных художников, а также приобрести работы молодых талантливых авторов и предметы антиквариата.

Братья Губерт и Ян ван Эйки в первой половине XV века начали создавать картины, композиционную основу которых определяли собственно цвета изображенных людей и предметов. Через блеклость и чистоту, осветленность и затемненность этих цветов звучание картины все более приближалось к реалистически подобному. Цвет становился средством передачи естественности вещей. В 1432 году возник Гентский алтарь, а в 1434 Ян ван Эйк уже создал первый в эпоху готики портрет – двойной портрет четы Арнольфини.

eyck01
4DPict
Hubert_van_Eyck_001

Ян ван Эйк (1395 – 1441)

23

26

24480

24493

Portrait_of_a_Man_by_Jan_van_Eyck-small

24495

24

Гентский алтарь (фрагменты)

25

24494

Retable_de_l






Источники: Википедия, Museum Syndicate

Posted on Apr. 17th, 2013 at 01:28 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

Периодизация этапов развития Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадает. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" (ок.1500 – между 1540 и 1580) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Северной Фландрии, Франции, Нидерландов; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки "Северного Возрождения" следует искать на рубеже 14 и 15 столетий в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора Карла Слютера и живописцев братьев Лимбург.

В 15 веке главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись: художники Ян ван Эйк, Робер Кампен или Флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, Альберт Оуватер, Дирк Баутс, Иос ван Гент, Хуго ван дер Гус, Жак Дарэ, Ханс Мемлинг, Петрус Кристус, Гертген тот Синт-Янс, их картины отмечены пантеистическим мировосприятием, пристальным вниманием к каждой детали и каждому явлению жизни; таящийся за ними глубокий символический смысл лежит в основе широчайших по обобщению картин Питера Брейгеля Старшего и Иеронима Босха. Самостоятельное развитие получили в нидерландском искусстве Возрождения портрет (Антонис Мор, Дирк Барентс, Ян ван Скорел), пейзаж (Иохим Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский, Ян Сандерс ван Хемессен, Массейс Квинтен). Своеобразным явлением стал романизм, мастера которого пытались соединить художественные приемы итальянского искусства с нидерландской традицией (Ян Госсарт, Бернар ван Орлей, Давид Герард, Адриан Изенбрандт и Франс Флорис). Важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства явилось самобытное искусство таких художников, как Питер Артсен и Иоахим Бейкелар, бытовая жанровая живопись которых отражала попытки монументализации образов народного типа. В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е годы (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц), а собственно Возрождение, на искусство которого оказали большое влияние идеи Реформации и события Крестьянской войны 1524–1526, началось на рубеже 15 и 16 веков и закончилось уже в 1530–1540-е годы (живопись и графика Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда, Лукаса Кранаха Старшего, Альбрехта Альтдорфера, Ханса Хольбейна Младшего, Ганса Бальдунга, скульптура Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.). Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения наиболее ярко проявился в живописных и карандашных портретах Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лиона, в классически совершенной пластике Ж. Гужона, в непринужденной живописности и легкости архитектуры городских дворцов и домов, загородных замков (постройки П. Леско, Ф. Делорма, Ж.А. Дюсерсо). Своеобразное преломление черты Возрождения получили в искусстве Англии, где под влиянием работавшего в Лондоне Х. Хольбейна младшего сформировалась национальная школа портрета (Н. Хиллиард), и Испании, художники которой (А. Берругете, Д. де Силоэ, Л. де Моралес) использовали опыт итальянской живописи для создания собственного, сурового и выразительного стиля. Те или иные черты, отдельные элементы или приемы искусства Возрождения обнаруживаются в художественной культуре Хорватии (творчество скульптора и архитектора Юрая Далматинца), Венгрии, Чехии, Польши, Литвы и других стран Европы.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. вскоре последуют ее переводы на английский, французский и другие.

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390—1441) — фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, Тимофей-1420 Портрет мужчины в тюрбане, 1433






Он начинал как миниатюрист, работая вместе со старшим братом Губертом. Братьям ван Эйк традиция приписывала изобретение техники масляной живописи; это неточно – способ применения растительных масел как связующего вещества был известен и раньше, но ван Эйки его усовершенствовали и дали толчок его распространению. Вскоре масло вытеснило темперу.




Самое прославленное произведение ван Эйков – большой Гентский алтарь – было начато Губертом, а после его смерти продолжено и в 1432 году окончено Яном. . Это грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур. Художники постарались вложить в картины Гентского алтаря всю свою любовь к прелести земли, к человеческим лицам, к травам, деревьям, водам, чтобы воплотить золотую грезу об их вечности и нетленности.

Периодизация этапов развития Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадает. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" (ок.1500 – между 1540 и 1580) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Северной Фландрии, Франции, Нидерландов; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки "Северного Возрождения" следует искать на рубеже 14 и 15 столетий в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора Карла Слютера и живописцев братьев Лимбург.

В 15 веке главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись: художники Ян ван Эйк, Робер Кампен или Флемальский мастер, Рогир ван дер Вейден, Альберт Оуватер, Дирк Баутс, Иос ван Гент, Хуго ван дер Гус, Жак Дарэ, Ханс Мемлинг, Петрус Кристус, Гертген тот Синт-Янс, их картины отмечены пантеистическим мировосприятием, пристальным вниманием к каждой детали и каждому явлению жизни; таящийся за ними глубокий символический смысл лежит в основе широчайших по обобщению картин Питера Брейгеля Старшего и Иеронима Босха. Самостоятельное развитие получили в нидерландском искусстве Возрождения портрет (Антонис Мор, Дирк Барентс, Ян ван Скорел), пейзаж (Иохим Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский, Ян Сандерс ван Хемессен, Массейс Квинтен). Своеобразным явлением стал романизм, мастера которого пытались соединить художественные приемы итальянского искусства с нидерландской традицией (Ян Госсарт, Бернар ван Орлей, Давид Герард, Адриан Изенбрандт и Франс Флорис). Важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства явилось самобытное искусство таких художников, как Питер Артсен и Иоахим Бейкелар, бытовая жанровая живопись которых отражала попытки монументализации образов народного типа. В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е годы (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц), а собственно Возрождение, на искусство которого оказали большое влияние идеи Реформации и события Крестьянской войны 1524–1526, началось на рубеже 15 и 16 веков и закончилось уже в 1530–1540-е годы (живопись и графика Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда, Лукаса Кранаха Старшего, Альбрехта Альтдорфера, Ханса Хольбейна Младшего, Ганса Бальдунга, скульптура Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.). Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения наиболее ярко проявился в живописных и карандашных портретах Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лиона, в классически совершенной пластике Ж. Гужона, в непринужденной живописности и легкости архитектуры городских дворцов и домов, загородных замков (постройки П. Леско, Ф. Делорма, Ж.А. Дюсерсо). Своеобразное преломление черты Возрождения получили в искусстве Англии, где под влиянием работавшего в Лондоне Х. Хольбейна младшего сформировалась национальная школа портрета (Н. Хиллиард), и Испании, художники которой (А. Берругете, Д. де Силоэ, Л. де Моралес) использовали опыт итальянской живописи для создания собственного, сурового и выразительного стиля. Те или иные черты, отдельные элементы или приемы искусства Возрождения обнаруживаются в художественной культуре Хорватии (творчество скульптора и архитектора Юрая Далматинца), Венгрии, Чехии, Польши, Литвы и других стран Европы.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. вскоре последуют ее переводы на английский, французский и другие.

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390—1441) — фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, Тимофей-1420 Портрет мужчины в тюрбане, 1433






Он начинал как миниатюрист, работая вместе со старшим братом Губертом. Братьям ван Эйк традиция приписывала изобретение техники масляной живописи; это неточно – способ применения растительных масел как связующего вещества был известен и раньше, но ван Эйки его усовершенствовали и дали толчок его распространению. Вскоре масло вытеснило темперу.

Самое прославленное произведение ван Эйков – большой Гентский алтарь – было начато Губертом, а после его смерти продолжено и в 1432 году окончено Яном. . Это грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур. Художники постарались вложить в картины Гентского алтаря всю свою любовь к прелести земли, к человеческим лицам, к травам, деревьям, водам, чтобы воплотить золотую грезу об их вечности и нетленности.

Читайте также: