Жанровые особенности жития александра невского кратко

Обновлено: 02.07.2024

углубить представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья.

1) повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

1) воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа;

1) развитие читательских умений учащихся.

Тип: урок формирования новых знаний

Форма: урок-исследование с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе

- Организационный

- Постановка проблемных вопросов:

Это произведение агиографического жанра?

Это произведение – воинская повесть?

Что характерно для жития?

Что характерно для воинской повести?

- Актуализация знаний

Слово учителя: Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или более кратко – Повесть о житии Александра Невского (слайд №1).

Изучение текста стоит начать с определения его жанра. Мы знаем, что данный текст – это памятник древнерусской литературы, написанный неизвестным автором примерно в XIII в. Примечателен тот факт, что автор был не только современником Александра Невского, но, как он сам уверяет, лично знал князя и был свидетелем его деяний.

Очевидно, что текст был написан на старославянском – этот язык использовался исключительно для того, чтобы писать на нем религиозные тексты (в то время только их и записывали). Однако позже они записывались и на том языке, которым восточные славяне пользовались в устной речи – на древнерусском.

- Введение знаний

Введение первого проблемного вопроса: это произведение агиографического жанра? (слайд №2)

Слово учителя: Давайте определимся с тем, что такое агиография.

Такие жизнеописания, представляющие собой отдельный литературный жанр, называются житиями . Они составляют самую обширную часть христианской литературы. Не стоит удивляться этому, учитывая, что письменность и создание рукописных книг на Руси связывается исключительно с приходом христианства.

Введение следующего проблемного вопроса: это произведение – воинская повесть? (слайд №4)

Слово учителя: Таким образом, данный текст является сочетанием двух жанров , однако, имеющих нечто смежное. Этим он особенно интересен для изучения.

Что же является основной связующей данных жанров?

- Обобщение первичного закрепления и систематизации знаний

Что характерно для жития? (слайд №6)

Слово учителя: Жития пишутся по определённым литературным канонам. Канон – это та рамка, в которую заключается сюжет произведения (слайд №7). Это такие общие места , которые обязательно должны быть указаны, чтобы жанр текста и, соответственно, его основная задача были обнаружены читателем. Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, скитальчество, чудеса при жизни и после смерти, покровительство Бога и пр. События жизни святого излагаются кратко, абстрагировано, сам святой сравнивается с другими известными святыми или пророками. Также в тексте используются религиозные отсылки.

Житие может показаться похожим на биографию, но это не так – это не столько описание жизни, сколько обобщенно-типичное описание жизни, заключающее в себе путь к спасению данного святого. По факту – это жизнь некого идеального человека, образец для подражания. Конечно, по мнению человека Древней Руси, имеющего отличную от современной картину мира.

Обнаружим в тексте канон жития (работа с текстом)

1. В тексте присутствуют стандартные мотивы (слайд №8):

2. Краткое изложение основных эпизодов жизни князя;

Также в тексте можно обнаружить следующие типичные изречения, используемые в текстах религиозного содержания:

Что характерно для воинской повести? (слайд №9)

Слово учителя: Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Большое место отводится красочному описанию сражений, описываются реальные исторические факты.

Работа с текстом (слайд №10)

- Заключительный этап – рефлексия деятельности

Уже в первые годы татаро-монгольского завоевания, среди других русских князей оказался князь, который, стал зримым символом будущего возрождения Руси. Это сын великого князя Ярослава Всеволодовича и внук великого князя Всеволода Большое Гнездо — Александр Ярославич Невский (ок.1220 — 1263), получивший свое прозвание за победу над шведами на реке Неве. Александр Невский был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политическим руководителем, не раз сумевшим путем дипломатических переговоров спасать Русское государство от разорительных татарских набегов и поборов. Уже при жизни он пользовался огромным уважением своих подданных, а вскоре после смерти было написано первое Житие великого князя, подчеркивающее истинную святость Александра Невского и ставшее начальным звеном в дальнейшей канонизации его, как русского святого.

Самый ранний вариант Жития Александра Невского не имеет устойчивого названия и в разных рукописях именуется "житием", "словом" или "повестью о житии". Исследованием текста Жития занимались В. Мансикка, Ю.К. Бегунов, Л.А. Дмитриев, В.И. Охотникова. Составление Жития относят к 80-м годам XIII века, а инициаторами его составления считают князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла. Первым центром почитания Александра Невского, как святого, в те же годы стал монастырь Рождества Богородицы во Владимире, где был похоронен князь и где, видимо, возникла первая редакция Жития. Автор этой редакции неизвестен, но, судя по всему, он был книжником из окружения митрополита Кирилла и современником последних лет жизни великого князя. Всего же, с распространением почитания Александра Невского, сложилось более пятнадцати редакций его Жития.

В этом Житие нет подробного изложения биографии Александра Невского, что, судя по всему, и не входило в задачу неизвестного автора. Зато он концентрирует внимание на основных эпизодах из жизни князя, которые позволяют воссоздать, с одной стороны, его образ героического князя-воина, а с другой стороны, образ князя-христианина.

Решению первой задачи служат рассказы о воинских подвигах Александра Невского, из которых особо выделяются победы над шведами и немецкими рыцарями на Чудском озере.

Для решения второй задачи автор прибегает к более выразительным средствам. Прежде всего, описывая великого князя, он широко использует библейские образы, сравнивая качества Александра Невского с красотой Иосифа, силой Самсона, мудростью Соломона. Сам великий князь предстает перед читателями истинно верующим человеком. Он проявляет полную стойкость перед соблазном принять католичество в обмен на военно-политическую помощь Рима: "А от вас учения не примем", — гордо отвечает князь папским посланникам. Верный православному вероучению, Александр Невский каждый свой шаг освещает молитвой и упованием на Божию помощь. И Господь не оставляет его без Своей благодати.

В Житие приводится рассказ о нескольких чудесах, явленных Господом в помощь великому князю. Так, перед битвой со шведами, старейшине земли Ижорской, некоему Пелугию явились святые братья Борис и Глеб, сказавшие: "Да поможем сроднику своему князю Александру". А во время Чудского сражения на помощь великому князю пришло "воинство Божие", которое видели в воздухе. И недаром сам Александр Невский, не раз проявлявший исключительную решимость, говорил: "Не в силе Бог, но в правде". Ведь, если Господь зримо являл свою помощь, то это значило, что правда находится на стороне русского великого князя и ведомой им державы.

Образ святого князя-воина Александра Невского стал очень популярен в Древней Руси, а сам святой прославлялся как один из заступников за Русскую Землю. Позднее в разные времена и в разных памятниках будут записаны многочисленные свидетельства чудес, явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории Руси — во время Куликовской битвы, при взятии Казани. Иногда чудеса он совершал один, иногда со своими "сродниками" святыми Борисом и Глебом и другими князьями, признанными святыми. К Александру Невскому обращались с молитвами об исцелении от болезней. В 1547 году был установлен общероссийский праздник в честь святого Александра Невского — 23 ноября, а в 1724 году установили и новый праздник — 30 августа, в честь перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург. Мощи святого князя-воина, заступника за Землю Русскую и по сей день хранятся в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской Лавре.

Житие - жизнеописания святых. Жанр был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых и писалось после смерти теми, кто общался/был свидетелем его жизни. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития: 1. Благочестивое происхождение героя, родители обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. 2. Святой рождался святым, а не становился им. 3. Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. 4 Обязательный атрибут – описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. 5. Святой не боялся смерти. 6. Заканчивалось житие прославлением святого.

По своему художественному облику "Житие Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Вступление традиционно повествует о благочестии родителей, но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона и т.д. Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Житие - жизнеописания святых. Жанр был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых и писалось после смерти теми, кто общался/был свидетелем его жизни. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.

Каноны жития: 1. Благочестивое происхождение героя, родители обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. 2. Святой рождался святым, а не становился им. 3. Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. 4 Обязательный атрибут – описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. 5. Святой не боялся смерти. 6. Заканчивалось житие прославлением святого.

По своему художественному облику "Житие Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Вступление традиционно повествует о благочестии родителей, но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона и т.д. Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Древнерусская литература — литература восточнославянских княжеств с момента создания государственности на Руси вплоть до монголо-татарского нашествия .

Без нее не понять творчество современных писателей, историю Отечества. Главный закон древнерусской литературы – истина, правда о выдающихся личностях, которыми были великие русские князья.

И отмечает в своем исследовании: у нее одна тема – смысл человеческой жизни, один сюжет – мировая история.

Любимым жанром авторов того времени было житиЕ.

Житие – это описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.

В житие строгое соблюдение композиции: вступление, в котором рассказываются причины написания произведения, в основной части – описание жизни святого, его смерти и чудес. Заканчивается житие прославлением идеального героя как образца высокой нравственности.

Авторы не открывали своего имени, подчеркивая свою скромность и смирение. Но это были образованные и талантливые люди. Без них мы никогда не узнали бы о жизни христианина и политика Александра Невского.

С 1241 года шла война с литовскими рыцарями, захватившими псковские и новгородские земли. Решительное сражение произошло 5 апреля 1242 года на льду ЧудскОго озера. Битва закончилась разгромом врага. В историю сражение вошло под названием Ледовое побоище.

Александр Невский не только воевал, но и заботился о мирных жителях русской земли, поддерживал добрые отношения с ханом Золотой Орды, считая, что сила Руси в ее обороне, а не в наступлении.

Читая житие, мы понимаем, что автор — гуманист и патриот своей Родины — свято верил в слова русского князя Александра Ярославича Невского:

Читайте также: