Раскольников и мармеладов отношения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сначала познакомившись с Семеном Захаровичем, выслушав о жизни его дочери Сони, а затем увидев то, как живут Катерина Ивановна с тремя детьми, Родион Раскольников убедился, насколько ужасна та среда, в которой он находится. Главный герой чувствует схожесть с семейством Мармеладовых, поэтому хочет хотя бы чем-то помочь им, зная по себе, насколько тяжело так жить.

Автор показывает, что когда Раскольников узнал человека, которого раздавили на дороге, Раскольников даже не думал уйти. Он сразу же сказал, кем является человек, сразу же попросил позвать врача. Раскольников сказал, что собственноручно заплатит за лечение. Читатель, зная, что Раскольников и сам еле существует, зная, каким трудом получила мать главного героя деньги, видит, что Раскольников обладает способностью к состраданию и самопожертвованию. Центральный персонаж пытается помочь Мармеладову, борется за его существование, а когда тот все же умирает, он дает 20 рублей Катерине Ивановне. Автор романа демонстрирует, что Раскольников отдает нужные ему деньги, желая помочь бедным в материальном плане и опустошенным в моральном плане от смерти близкого человека людям. Раскольников видит состояние чахоточной Катерины Ивановны, видит состояние бедных и голодных детей, которые из-за постоянной нищеты вынуждены быть несчастными.

То, что Сонечка не оставила Раскольникова и отправилась вместе с ним на каторгу, демонстрирует начало нового этапа в жизни центрального персонажа. Уже в эпилоге говорится о том, что любовь к Сонечке Мармеладовой стала причиной того, что Раскольников встал на путь воскресения.

О чем фрагмент?

Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.

Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни. Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости. Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.

Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.

Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги. Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу. Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Образы и символы

Значение и роль

Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой. Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину. Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.

Смысл

Раскольников слышит чудовищную историю жизни одной семьи, но многим ли она будет отличаться от историй других таких же семей? Трагедия как раз и заключается в том, что это обыденная проблема того времени. Нищие и жалкие, никому не нужные взрослые и дети брошены на произвол судьбы. Они пытаются выжить в грязи удушающего Петербурга, в то время как другие, у которых есть средства, ни за что не протянут руку помощи.

Достоевский осуждает подобное устройство общества. В какой-то мере он оправдывает поступок Раскольникова, хотя сам автор не одобряет его, конечно. Но писатель показывает кошмары жизни нищих, от которых проще отречься, чем помочь. Родион, как и большинство жителей Петербурга, загнан в жесткие и жестокие условия существования, но он пытается выбраться из этих рамок и не сдается.

Автор: Альбина Исмаилова

Автор: Самый Зелёный · Published 06.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 12.09.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 17.04.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского"дна". Болезни, ссоры, беспросветная нужда,
алкоголизм, проституция, смерть.
Никакое горе не пожелало обойти стороной эту многострадальную
семью. Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться давлению
жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания
особенно несправедливы. Если общество"топчет" тех, кто ни в чем
не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально.
Впечатления от встреч с Мармеладовым, с его несчастными детьми
обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности
и укрепляет уверенность в правильности своей теории, подталкивают
Раскольникова к осуществлению своего преступного замысла.

Они случайно познакомились в трактире. Потом Раскольников оказался у него дома и познакомился с его дочкой Соней. Она и связывала. Потом Раскольников невольно стал свидетелем событий, когда Мармеладов погиб.

Раскольников залетел в трактир, познакомился с Мармеладовым, позже - с его семьей. Их объединяла бедность, трагическая судьба и, конечно же, Сонечка) Дочь Мармеладова ака краш Раскольникова

В этой статье представлены материалы о любви в романе "Преступление и наказание": тема и проблема любви в произведении.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Любовь в романе "Преступление и наказание": тема и проблема любви в произведении

В романе "Преступление и наказание" любовь выступает в разных ее проявлениях —
как любовь между мужчиной и женщиной, как материнская любовь, как сестринская и братская любовь.


Любовь между мужчиной и женщиной

Настоящую, искреннюю любовь между мужчиной и женщиной испытывают следующие герои романа:

    и Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова по отношению к ее первому мужу (из-за которого она сбежала из дома и оказалась в нищете) по отношению к Свидригайлову


Также в романе есть примеры любви по расчету, то есть любовных отношений и браков по расчету. Герои, которые идут на отношения по расчету, это:

  • Дуня и Лужин по отношению к Марфе Петровне
  • Свидригайлов и его юная невеста и ее клиенты

Отдельно стоит упомянуть отношения чиновника Мармеладова и Катерины Ивановны. Этот брак заключается без любви, но Мармеладов по-своему любит супругу, о чем упоминается в романе. Катерина Ивановна, в свою очередь, испытывают к мужу теплые чувства и, судя по всему, любит его скорее как родственника, а не как мужчину.

Взаимные чувства Раскольникова и Сони зарождаются в период после того, как молодой человек совершает преступление. Соня становится лучшим другом Раскольникова и первым человеком, которому тот признается в убийстве. Раскольников выбирает Соню, потому что та является грешницей, как и он сам. Со временем отношения Сони и Раскольникова перерастают в глубокую искреннюю любовь.

Свидригайлов женится на Марфе Петровне по расчету. Он пользуется тем, что женщина безумно влюблена в него. Свидригайлов отказывается хранить верность жене, о чем прямо заявляет.

Чувства Разумихина и Дуни зарождаются в период, когда Дуня еще является невестой Лужина. Разумихин влюбляется в Дуню по сути с первого взгляда. Дуне нравится добрый, открытый и надежный Разумихин. В конце концов герои женятся.

Катерина Ивановна выходит замуж за Мармеладова, потому что ей больше некуда идти. Она на 20 лет младше Мармеладова. Конечно, Катрина Ивановна по-своему любит мужа, но это скорее привычка и привязанность, чем страстная любовь женщины к мужчине.

Катерина Ивановна любила своего первого мужа, ради которого она сбежала из родительского
дома. В итоге родственники отказались от нее. Когда муж проигрался в карты и умер, Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми в нищете. Таким образом, любовь к первому мужу по сути разрушила ее жизнь и вогнала ее в нищету.

Дуня собирается замуж за Лужина не по любви, а по расчету, чтобы спасти семью от нищеты. Лужин также решает жениться на Дуне не по большой любви, а по расчету: он давно мечтает о бедной, но красивой и образованной невесте, которая бы стала для него вечно благодарной рабыней.

Свидригайлов влюбляется в Дуню, когда та работает гувернанткой в его доме. Свидригайлов, судя по всему, страстно влюблен в Дуню. Будучи женат, он даже предлагает ей бежать с ним, но девушка отказывается. Возможно, Свидригайлов отравляет ядом свою жену Марфу Петровну в надежде быть с Дуней.

После смерти жены Свидригайлов приезжает вслед за Дуней в Петербург, чтобы отговорить ее от
брака с Лужиным и выбрать его. Однако Дуня окончательно отвергает Свидригайлова.

Соня Мармеладова занимается "непристойным ремеслом", по сути продавая свою любовь. С помощью этой работы девушка содержит всю свою большую семью.

Мармеладова женится на Катерине Ивановне не по расчету, но и не по большой любви. Им движет, скорее, сострадание, жалость, человеколюбие. Вероятно, со временем жалость Мармеладова переростает в любовь к Катерине Ивановне (это ясно из его беседы с Раскольниковым).

Приехав в Петербург за Дуней, 50-летний Свидригайлов тем временем сватается к 16-летней бедной девушке. Развратник Свидригайлов не любит свою невесту, им движут лишь низменные интересы. Девочка соглашается выйти за него из-за своей бедности, по расчету. При этом она все же с теплотой и нежностью относится к будущему мужу и готова быть ему хорошей женой. Эта свадьба отменяется, так как Свидригайлов кончает жизнь самоубийством.

Марфа Петровна страстно любит Свидригайлова. Она спасает его из долговой тюрьмы, а также несколько раз помогает ему избежать уголовного наказания за его преступления. Несмотря на всю свою любовь, Марфа Петровна ведет себя довольно расчетливо со Свидригайловым. Например, она не оставляет ему почти никакого наследства.

Материнская любовь Пульхерии Александровны

В романе ярко изображена всепрощающая, бесконечная материнская любовь со стороны Пульхерии Александровны к ее детям Родиону и Дуне, в особенности к Родиону, который оказывается в ужасной ситуации после своего преступления. Женщина безумно любит своих детей, гордится ими и поддерживает их в любой ситуации. Подозревая, что с сыном происходит что-то страшное, деликатная Пульхерия Александровна не лезет к нему с распросами. Она прощает ему внезапно холодное, странное обращение и принимает его во всем его несчастьи. Пульхерия Раскольникова хотя и не знает правды о преступлении сына, но все что-то подозревает. В конце концов несчастная мать заболевает судя по всему, от нервного истощения, и умирает, будучи еще довольно молодой женщиной. Другими словами, Раскольникова можно считать отчасти виновником в ее раннем уходе.


Материнская любовь Катерины Ивановны

Другой пример материнской любви — любовь Катерина Ивановна по отношению к ее троим детям. Болея чахоткой, Катерина Ивановна все равно из последних сил поддерживает жилье в чистоте и порядке. Она все время чем-то занимается по хозяйству. Каждую ночь она стирает одежду детям, чтобы успеть высушить ее за ночь. Постоянные проблемы с деньгами и прочие жизненные трудности подрывают как физическое, так и психическое здоровье женщины. Она в каком-то смысле постепенно сходит с ума. По словам Мармеладова, Катерина Ивановна бьет своих детей, когда те плачут от голода.

Будучи мачехой Сони Мармеладовой, Катерина Ивановна не проявляет к ней особой ласки и теплоты. По словам Мармеладова, юная Соня за годы своего взросления вынесла много обид со стороны мачехи. Однако сама Соня, несмотря на все пережитые несчастья, любит мачеху и прощает ее жестокость, понимая ее ужасное положение.

Сестринская и братская любовь Раскольниковых

У Родиона Раскольникова и его сестры Дуни прекрасные, теплые, доверительные отношения. Герои по сути являются лучшими друзьями. Дуня очень любит своего старшего брата. При этом она проявляет эту огромную любовь в своих поступках. Во-первых, ради того чтобы брат мог безбедно жить и учиться в Петербурге, Дуня поступает работать гувернанткой в богатую семью Свидригайловых. Она берет крупную сумму в счет будущей зарплаты и посылает ее брату. Работая у Свидригайловых, Дуня терпит много несправетливости и унижений. Так что помощь брату дается ей очень дорогой ценой.

Во-вторых, Дуня решает пожертвовать личным счастьем ради будущего Родина и всей семьей. Девушка решает выйти замуж за состоятельного, но жадного и неприятного господина Лужина, которого не любит. Дуня надеется, что после свадьбы муж возьмет Родиона (студента-юриста) на работу в свою юридическую контору и поможет ему в карьере. Это является главной причиной, почему девушка идет на этот брак. Однако проницательный Родион понимает замысел сестры и отказывается принимать ее жертву. В конце концов Дуня сама убеждается, что Лужин не достоин ее, и разрывает помолвку.

В-третьих, узнав правду о преступлении брата, Дуня не отворачивается от него, а сочувствует ему в том смысле, что брат разрушил не только жизнь двух своих жертв, но и свою собственную. Дуня не считает брата пропащим человеком, несмотря на его страшное преступление. Нет сомнений, что поддержка Дуни очень важна и нужна Раскольникову на этом этапе.

В-четвертых, когда Раскольников попадает на каторгу в Сибирь, Дуня поддерживает с ним связь и собирается со временем перебраться поближе к брату.


Сестринская любовь Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова любит своих сводных сестер и брата, хотя те по сути являются ей чужими людьми по крови. Чтобы прокормить этих несчастных детей Катерины Ивановны бедная Соня и начинает заниматься своим "неприличным ремеслом". Соня жертвует собой ради семьи и в частности ради сводных сестер и брата.


"Сестринская дюбовь" старухи-процентщицы

Совершенно противоположный пример "сестринской любви" вы видим в случае со старухой-процентщицой и ее сестрой Лизаветой. 60-летняя старуха-процентщица держит свою 35-летнюю сестру Лизавету по сути в качестве прислуги или рабыни. Лизавета, будучи умственно отсталой женщиной, безропотно служит своей деспотичной сестре. Злая старуха бьет беззащитную сестру, зная, что за нее некому заступиться.

Кроме того, состоятельная старуха-процентщица завещает все свои деньги совсем не Лизавете, а какому-то монастырю. Бедной Лизавете по завещанию полагается лишь мебель и другое движимое имушество.


Это были материалы о теме любви в романе "Преступление и наказание" Достоевского, проблеме любви в произведении.

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показывает нам двух абсолютно противоположных героев - Родиона и Соню. Их отличие не только в половом признаке, но и в отношении к жизни и к самому себе. Если Сонечка - это трепетное и милое существо, то Родион - угрюмый и нелюдимый человек.

Характеристика Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой

Родион Раскольников - студент, который из-за долгов бросил учебу. Во время своей депрессии и отсутствия денег создал теорию о двух типах людей: право имеющих и тварей дрожащих, о сильных и слабых мира сего. Он грезит стать таким же, как Наполеон, захватывать страны и вершить судьбы людей.

Рис. 1. Родион Раскольников. Иллюстрации И.С.Глазунова Софья Мармеладова - молодая красивая девушка, по воле судьбы оказалась девушкой, продающей свое тело. По образованию швея, но это не приносит тот доход, который способен прокормить ее семью. София Семеновна добрая и отзывчивая девушка, способная ради семьи и других людей пойти на жертвы, даже в ущерб себе.

Первое знакомство Софьи и Родиона

Родион узнает о Соне за несколько дней до их встречи из разговора отца Софьи, бывшего чиновника Мармеладова. Мармеладов, пьяный, сидя в харчевне, куда пришел главный герой перекусить, рассказывает о своей дочери и ее тяжелой жизни. Через 8 дней Раскольников увидел на площади умирающего под лошадью Мармеладова. Родион приносит отца Сони в их дом, при таких трагических событиях происходит первая встреча Сони и Родиона. Соня, впервые увидев Раскольникова, очень стесняется своего наряда и практически не смеет поднимать взгляд на гостя. Родион, напротив, с интересом разглядывает девушку. Мармеладов умирает на руках дочери, Раскольников очень сопереживает семье. Родион оставляет последние сбережения на похороны и уходит из дома Мармеладовых.

Рис. 2. Соня Мармеладова

Развитие отношений Мармеладовой и Раскольникова

Софья приходит к Родиону домой поблагодарить за оставленные деньги. Вместе с Раскольниковым в комнате студента присутствуют мать и сестра героя. Родион представляет родным Соню. Следующая встреча происходит в тот же день, герой намекает Соне, что знает, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Раскольников не выдает себя, так как мечется внутри себя. Отношения их становятся более теплыми и доверительными. На поминках Мармеладова Соню обвиняют в воровстве, но за нее заступается жилец Лебезятников. Раскольников понимает, что эта девушка с чистой душой, которую хотят запятнать такие, как “Лужины”. Родион решается рассказать Софье о своем преступлении. После скандала, устроенным Лужиным, Раскольников приходит к Соне, и признается ей во всем. Девушка принимает информацию спокойно и понимающе. Она предлагает ему сдаться, но он еще не готов к этому.

Признание Раскольникова

Раскольников все же решает признаться. Он приходит к Соне и видит в ее глазах доброту к нему, он не понимает, почему она так к нему относится, он ведь убийца.

Родион молча доходит до участка, но не может решится на признание. И вновь он встречается глазами с Соней, которая тайком следила за ним, и поднимается к следователю. Раскольников признается в своем преступлении. На суде было решено сослать Родиона в Сибирь, Соня едет за ним. Им обоим было трудно. Раскольников долго не мог отойти от своей теории, он считал, что убил никчемную “вошь”, на что Соня отвечала, что нельзя сравнивать жизнь человека с насекомым. На каторге девушка старается помогать всем вокруг, ее доброта и отзывчивость безгранична. Ей не важно, какое преступление совершил тот или иной каторжник, она смотрит на душу человека и пытается спасти ее. В тюрьме Родион начал читать библию, благодаря Соне, и через ее доброту и поддержку душа Раскольникова наконец-то раскаялась.

Читайте также: