Жанр ужасы это кратко

Обновлено: 03.07.2024

Городское фэнтези (англ. Urban fantasy) — литературный жанр, основанный на использовании городской мифологии. События протекают в настоящем мире в соединении с элементами фэнтези (прибытие инопланетян или неких мифологических тварей, сосуществование или противостояние человека и паранормальных существ, прочие изменения в городском порядке).

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Психологические ужасы (или психологический хоррор) — поджанр ужасов, который создаёт психологическое напряжение за счёт страхов и эмоциональной нестабильности персонажей. Обычно играет на архетипичном чувстве неизвестности, создающемся за счёт опасностей, встречающихся на пути персонажа.

Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине XVIII века и особенно характерный для раннего романтизма (предромантизма).

Постапокали́птика — жанр научной фантастики и фильмов-катастроф, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.

Три́ллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также боевики .

Косми́ческая о́пера, космоо́пера (от англ. space opera) — один из поджанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно экзотическом) антураже и, как правило, включает в себя конфликт между оппонентами, применяющими могущественные (иногда полностью вымышленные) технологии; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний.

Фантасти́ческий детекти́в — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая) и двойная роль героев (следователей и учёных).

Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие.

Научная фантастика в кинематографе — популярный жанр фантастики, связанный с технологическими достижениями как в прямом смысле, таки и с более фантастическими элементами, как внеземная форма жизни, внеземные миры, цивилизации, экстрасенсорное восприятие, хронофантастика, космическое путешествие, роботы, киборги и другие технологии. Научно фантастические фильмы часто происходят в будущем и затрагивают политические или социальный проблемы. Как правило сценаристы пробегают к популярным научно фантастическим.

Нау́чное фэ́нтези (англ. Science fantasy) — гибридное направление художественной литературы на стыке научной фантастики и фэнтези, для которого характерно сочетание научно-фантастических элементов со сказочно-мифологической традицией. Произведения данного направления, работая по правилам научной фантастики, относятся к жанру фэнтези. Из фэнтези заимствуются волшебный мир и магия, а из научной фантастики — строгое псевдонаучное объяснение этих явлений. О. П. Кулик считает научное фэнтези ответвлением.

Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.

Те́хнотри́лер — гибридный жанр, в котором используются темы шпионских триллеров, научной фантастики и военной повести. По сравнению с другими жанрами в технотриллерах достаточно большое внимание уделяется техническим описаниям — с детализацией технологии в технотриллерах может сравниться лишь научная фантастика. В таких произведениях широко раскрываются принципы работы техники, внутренняя механика шпионажа, боевых искусств и политики. Часто весь сюжет превращается в подробное описание этих сторон.

Детекти́в (от лат. detectio — раскрытие, англ. detect — открывать, обнаруживать; detective — сыщик) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся.

На́йденная плёнка (также часто без перевода англ. found footage) — жанр кинематографа, в основном фильмов ужасов, в котором весь фильм или существенная его часть представляются зрителю как материалы с найденных записей на кино- или видеокамеры, часто оставшиеся после пропавших или умерших героев фильма. Развивающиеся события показываются через записи камер одного или нескольких героев, которые часто комментируют происходящее, оставаясь вне поля зрения камеры. Съёмка может вестись самими актёрами.

Графический роман (англ. graphic novel), англиц. графическая новелла — один из форматов комиксов. Представляет собой объёмный роман, в котором сюжет передаётся через рисунок, а текст играет вспомогательную роль. Термин часто используется авторами комиксов, чтобы отделить своё творчество от комиксов малого формата, издаваемых периодически.

Фильмы о вампирах — первоначально жанр фильмов ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурировали бессмертные существа, которые нуждаются в чужой крови. Однако со временем появились фантастические фильмы, боевики, триллеры, вестерны и даже комедии (обычно чёрные), где действующими лицами являются вампиры. Помимо расширения жанров изменилось и восприятие самих вампиров — если раньше они считались сверхъестественными существами, то в ряде современных фильмов упор делается на то.

Посткиберпанк (англ. Postcyberpunk) — жанр научной фантастики, развившийся из киберпанка, который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и другое). Однако, в отличие от киберпанка менее мрачен, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка.

Рассказ о привидениях (англ. ghost story) — жанр рассказа, в котором действуют бестелесный призрак или призраки.

Альтернати́вная исто́рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Безумный учёный (Сумасшедший учёный) — популярное клише и архетип персонажей в фантастических произведениях.

Зо́мби (англ. zombie, гаит. креольск. zonbi, северный мбунду nzumbe) — мистический архетипический персонаж современной массовой культуры. Под зомби понимается оживлённый фантастическим образом труп или зомбированный живой человек — полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. В переносном смысле слово может означать одержимого человека, который находится под сильным влиянием каких-либо убеждений, увлечений или деструктивного культа.

Экранизация — интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего, литературных произведений. Литературные произведения являются основой экранных образов кино с первых дней его существования. Так, одни из первых экранизаций — работы основоположников игрового кинематографа Жоржа Мельеса, Викторена Жассе, Луи Фейада, перенёсших на экран работы Свифта, Дефо, Гёте.

Сплэттер (от англ. splatter — брызганье; брызги (подразумеваются брызги крови)) — поджанр фильмов ужасов, в котором акцент преднамеренно делается на предельно натуралистичную демонстрацию крови, внутренностей и графическое насилие путём использования специальных эффектов, искусственной крови, мяса животных и т. п.

Фильмы о супергероях — жанр кино, посвящённый приключениям супергероев, то есть героев, которые обладают сверхчеловеческими силами (или заменяющей их техникой) и используют их для борьбы со злом. Большинство фильмов о супергероях создано по мотивам супергеройских комиксов.

Упоминания в литературе (продолжение)

До ужаса правдоподобная параллельная история Британии, в которой волшебники играют не меньшую роль, чем известные нам исторические лица.

Типы романов и их особенности (городской, исторический, фантастический, детективный, мистический, философский, роман ужасов и др.)

Мастерски соединяя исторический реализм, готический ужас и древнюю мифологию, Симмонс будто идет по тонкому льду; какой-нибудь менее искусный автор на его месте давно провалился бы.

И в том и в другом случае оно характеризуется упадком композиции, случайностью фигур, сложной пышностью театрально-исторических костюмов, преувеличенностью поз и жестов, театральной развязностью героев, страстью к жестоким, ультрадраматическим эффектам, злоупотреблением кровью и трупами, желанием пугать и наводить ужас, подменой живописного реализма театральным натурализмом.


Содержание

Характерные черты

История жанра

1890-е—1920-е годы





1930-е—1940-е годы



1950-е—1960-е годы

Разновидности и поджанры

Слэшер

Фильмы о людоедах

Фильмы об оборотнях

Фильмы о вампирах

Разновидность фильма ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурируют бессмертные существа, которые нуждаются в чужой крови, иначе говоря, вампиры.

Фильмы о зомби

Разновидность фильма ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурируют воскресшие мертвецы, иными словами — зомби. В различных фильмах зомби показаны по-разному, от еле передвигающихся и разлагающихся на ходу, до существ, превосходящих людей в скорости, силе, ловкости и т. п. Есть также фильмы, в которых зомби фигурируют в образе добрых и положительных персонажей, но такой образ зомби больше характерен для комедий.

Готический фильм

Комедийные фильмы ужасов

Тенденции в развитии жанра

Маркетинговые исследования показали, что большое число любителей фильмов ужасов — это подростки и совсем молодые люди. Поэтому, начиная примерно с конца 1980-х годов, в США стало выходить много фильмов ужасов, специально рассчитанных на подростковую аудиторию.

Ужасы в сериалах

Существует множество фильмов, сценарий которых воплощает все самые заветные мечты и фантазии, и где концовка является типичным Happy end, а есть иные фильмы, которые обнажают ваши страхи, обостряют чувство тревоги и паники от несуществующей угрозы. Фильмы ужасов способны раскрывать первородную натуру человека: ранимость, фобии, боязнь смерти, страх перед непознанным. Все самые темные человеческие стороны, которые и отталкивают и привлекают одновременно, заключены в этом жанре кино. Откуда в кинематографе появился этот всепоглощающий ужасами формат, и, как развитие привело его на пик популярности? Мы расскажем, покажем и испугаем!







Сегодня четкие границы фильмов ужасов сильно размыты. Элементы ужастиков могут присутствовать в каждом жанре кино, могут перемешаться и сами жанры, но неизменным остается то, что horror всегда привлекает внимание! Сейчас уже сложно говорить о том, сколько именно выделилось жанров ужасов в современном кинематографе, но точно больше 10: это и психологические ужасы, драматические фильмы ужасов, боди-хорроры, научно фантастические хорроры, готика, сверхъестественные ужасы и т.д.
Их разнообразие подкрепляется современными технологиями, спецэффектами и фантазией сценаристов. Компьютерная графика позволяет снять фильм ужасов практически без участия актёров, видео и звукомонтаж соорудят кадр любой сложности, а количество эффектов напугает даже самого заядлого поклонника. Не смотря на то, что это очень специфический жанр кино и не все понимают его смысл, он имеет богатую историю, многолетний труд и невероятное количество фанатов. Еще неизвестно кто потрясет мировой кинематограф в следующий раз!

Фильмы ужасов – один из популярнейших жанров современного игрового кино. Люди толпами идут в кино на очередной ужастик, чтобы в течении двух часов переживать за персонажей, а затем пугаться каждого звука. Но так ли это? В последнее время почти все фильмы ужасов клишированные, или являются ремейками на успешные когда-то фильмы. Давайте разберемся с историей фильмов ужасов и поймем, почему они стали такими популярным?

 Бела Лугоши и Борис Карлофф, одни из первых актеров жанра ужасов фото

Бела Лугоши и Борис Карлофф, одни из первых актеров жанра ужасов

Но с приходом Второй Мировой Войны фильмы ужасов потеряли свою актуальность, а если и были, то ориентировались больше на запугивание людей, чем визуализацию ужасов.

Фильмы ужасов фото

Слэшеры подарили нам множество антагонистов, популярных до сих пор фото

Слэшеры подарили нам множество антагонистов, популярных до сих пор

В 2000-х появляется тенденция снимать ремейки, сиквелы и приквелы уже имеющихся произведений. Они не всегда были удачными, а попытки кроссоверов были не такими успешными, как это было раньше. Однако начало 2000-х подарило нам множество культовых фильмов:

Фильмы ужасов фото

Фильмы ужасов фото

Жанры фильмов ужасов

В этот список мы сознательно не включаем большое количество триллеров, ведь триллеры – не всегда фильмы ужасов. А вот о жанрах самих ужастиков мы расскажем ниже.

Экшн-хоррор

Комедийный фильм ужасов

Комедийный фильм ужасов фото

Боди-хоррор

Драматический фильм ужасов

Драматический фильм ужасов фото

Психологический хоррор

Психологический хоррор фото

Научно-фантастический хоррор

Научно-фантастический хоррор фото

Слэшер

Слэшер фото

Сплэттер

Сплэттер фото

Сверхъестественные ужасы

Сверхъестественные ужасы фото

Готика

Готика фото

Natural Horror

Natural Horror фото

Фильмы о зомби

Фильмы о зомби фото

Актеры фильмов ужасов

Бела Лугоши

Бела Лугоши фото

Кристофер Ли

Кристофер Ли фото

Джейми Ли Кёртис

Джейми Ли Кёртис фото

Борис Карлофф

Борис Карлофф фото

Тони Тодд

Тони Тодд фото

Режиссеры фильмов ужасов:

Альфред Хичкок

Альфред Хичкок фото

Тим Бёртон

Тим Бёртон фото

Дэвид Линч

Дэвид Линч фото

Джеймс Ван

Джеймс Ван фото

Уэс Крэйвен

Уэс Крэйвен фото

Мы рассказали вам о том, что фильмы ужасов собой представляют, а, посмотрев фильмы, которые упоминались в статье, вы сами для себя можете составить определение того или иного поджанра (хотя не советуем смотреть подобные фильмы в одиночестве). Это не конец статьи и вскоре мы расскажем вам ещё больше об этом жанре, расскажем о клише, амплуа актеров, о культовых фильмах и той самой Классической коллекции фильмов ужасов.

Читайте также: