Деонтология в хирургии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нарушение врачебной этики является частой причиной возникновения конфликтов. Последнее время этот вопрос все чаще поднимается на федеральном уровне. В 2012 году Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль предложил создать Кодекс профессиональной этики врача, ориентируясь на французский аналог подобного документа.Главные вопросыданного проекта - внимание к пациентам и защита интересов врачей. Согласно Кодексу, положения документа являются “обязательными для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений”.

Кодекс этики Ульяновской области устанавливает правила, предусматривающие этические ценности и правила служебного поведения медицинских работников. Правила базируются на основных этических принципах:

1) Добросовестность (отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями);

2) Профессионализм (соблюдение принятых профессиональных стандартов);

3) Репутация (поддержание положительной репутации региона);

4) Открытость (получение полных и достоверных сведений);

5) Конфиденциальность (обеспечение сохранности информации);

6) Эффективность, сплоченность (коллективная работа, направленная на достижение высоких результатов);

7) Уважение (уважительное отношение, отсутствие дискриминации);

8) Ответственность (осознание ответственности за принятые профессиональные решения).

Действие настоящего Кодекса направлено на достижение социального благополучия региона.

Во многих регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов. Приоритетные проблемы данных комитетов – проверка и контроль выполнения этических норм медицинскими и фармацевтическими работниками. Комитет на безвозмездной основе осуществляет этическую экспертизу.

Взаимоотношения врача и пациента – основная проблема медицинской этики. Врач обязан оказывать качественную и безопасную помощь. Врачебная этика охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента.

Сложность в разрешении этических споров заключается в том, что невозможно регламентировать все виды отношения врача и пациента. В первую очередь это проблемы доверия пациента, слаженной работы медицинских сотрудников, внимательное отношение врача.

Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения действующих этических норм. Необходимо осуществлять профессионально-нравственные ориентации для формирования этических ценностей поведения медицинских работников. Периодическое напоминание медицинскому персоналу о существовании подобных правилсохраняет в коллективе приверженность к основам этики.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах:

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3.Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Принципы деонтологии в медицине

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Принципы деонтологии в медицине изображение

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников картинка

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

Принципы этики и деонтологии медицинских работников снимок

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Деонтология - наука о долге. В медицинской практике деонтология рассматривается как учение о медицинском долге по отношению к больному. Каждый медицинский работник должен знать, что больной, находящийся в хирургическом отделении, нуждается в должном внимании, особенно если ему предстоит хирургическое вмешательство.

Для правильной подготовки больного к операции следует руководствоваться правилами хирургической деонтологии:

  • диагноз заболевания должен сообщать больному только врач или заведующий отделением в форме, наиболее доступной для больного и понятной ему;
  • родственников больного нужно ставить в известность о необходимости операции, особенно если она сопряжена со значительным риском и опасностью;
  • обращение к больному должно быть максимально предупредительным и тактичным: следует обращаться к нему по имени и отчеству, избегая безличного обращения "больной";
  • в присутствии больных все медицинские работники должны общаться друг с другом без излишней фамильярности;
  • как правило, у больного, ожидающего операции, восприятие обострено, поэтому следует избегать резких и недоброжелательных высказываний в его присутствии. Больной очень чувствителен к взглядам, жестам, настроению, даже к оттенкам интонации голоса медицинской сестры, поэтому она должна проявлять сочувствие в искренней форме, что вселяет в больного бодрость и уверенность в успехе лечения;
  • умение, такт, выдержка, терпение и доброжелательность - обязательные качества любой медицинской сестры, фельдшера, поэтому при выполнении различных процедур, особенно при оказании экстренной помощи, особенно в палате в присутствии других больных, медицинская сестра должна действовать спокойно и уверенно, чтобы не вызвать у окружающих тревоги, беспокойства и нервозности;
  • хранение историй болезни и данных лабораторных, инструментальных исследований должно быть поставлено таким образом, чтобы полностью исключить доступ к ним родственников или случайных лиц;
  • в кругу родных, знакомых медицинская сестра не имеет права разглашать диагнозы тех больных, которые находятся в отделении, запрещается информировать посторонних лиц об осложнениях или неудачном течении послеоперационного периода.

Необходимо учитывать различия характеров больных и соответственно влиять на психическое состояние каждого пациента. Индивидуальным подходом к больному должен овладеть каждый медицинский работник.

Ю.Hecтepeнкo

"Деонтология в хирургии" и другие статьи из раздела Хирургические болезни

The authors discuss deontological problems irrexamimng and treating patients with pulmonary and mediastinal disease, Special attention is paid to deontology under conditions of a clinical hospital where the teaching process and research work arc conducted.

Вопросы деонтологии - науки о должном - в последнее время являются предметом обсуждения различных съездов, конференций, симпозиумов. В хирургии они имеют особую значимость. Это видно, например, в практике хирургии лёгких и средостения.

Больным с заболеваниями лёгких и средостения требуется интенсивная и подчас длительная предоперационная подготовка. Но чем дольше больной находится в отделении, тем больше вероятность, при прочих условиях, возникновения у него послеоперационных осложнений, в частности тромбоэмболических и гнойных. Последние месяцы обусловлены госпитальной инфекцией, которая во всем мире приобрела огромное значение. Мы считаем, что больной должен находиться в отделении до операции не более 12 - 15 суток. Если в первый же день, как только он поступил в стационар, составляется оптимальная программа обследования и предоперационной подготовки (что нельзя сделать без тщательно собранного анамнеза и учета личности больного), то можно уложиться в эти сроки.

При нагноительных заболеваниях лёгких иногда требуется длительная подготовка, ибо исход операции в этом случае зависит от того, когда она сделана, в период обострения или ремиссии. Таких больных готовят к операции определенное время в терапевтическом пульмонологическом стацио­наре и лишь за 10 - 12 дней до неё переводят их в хирургическую клинику.

При заболеваниях лёгких, плевры и средостения существует много различных методов исследования; появились новые инструментальные методики, которые являются довольно обременительными для больных, вызывают у них отрицательные эмоции, страх, а некоторые и небезопасны. В связи с растущей технизацией медицина оказывается перед угрозой потерять в какой-то мере то, что было завоевано ею в прошлом, а именно - человеч­ность (Е. А. Вагнер и В. К. Касаткина). Задача лечащего врача при обследовании больных с заболеваниями лёгких заключается в выборе рационального комплекса методов, целесообразной последовательности их применения, а также в разъяснении больному необходимости каждого метода, в назначении многим из них накануне исследования, седативных средств. Следует особенно подчеркнуть в беседах с ними, что то или иное исследование поможет выбрать более точное лечение.

Многообразие методов исследования таит в себе опасность заслонить от врача личность больного, её индивидуальные особенности.

Среди страдающих заболеваниями лёгких и средостения большинство онкологических больных. Поэтому многие вопросы деонтологии, касающиеся работы в онкологических учреждениях, актуальны и для врача, лечащего лёгочных больных.

В онкологии чаще, чем в других областях медицины, возникают деонтологические вопросы. Если решено сообщить больному определенные сведения о его болезни, то об этом должен быть информирован весь лечащий персонал. Очень важно хорошо проинструктировать среднего медицинского работника, если больной спросит его об операции или о результатах исследований, он должен посоветовать обратиться с этими вопросами непосредственно к врачу, сказав при этом что-нибудь ободряющее, внушающее веру в выздоровление.

Принципы деонтологии требуют от нас не проходить мимо допущенных ошибок. Об этом говорил Н. И. Пирогов в знаменитых клинических лекциях. Он видел, как вредно скрывать медицинские ошибки. “Я убедился достаточно, что нередко принимались меры в знаменитых клинических заведениях не для открытия, а для затемнения научной истины” - писал Н. И. Пирогов. И далее: “Я положил себе за правило при первом моем вступлении на кафедру ничего не скрывать от моих учеников. Открывать перед ними сделанную мною ошибку, будет ли она в диагнозе или в лечении болезни”.

Для того, чтобы было выбрано правильное назначение любого метода лечения -хирургического, лучевого, лекарственного, врачу необходимы знание современного состояния специальности, постоянное самосовершенствование, знакомство с научной литературой, посещение заседаний научных обществ и т. д. Это положение мы можем найти даже в старых трак татах по медицине: “Невозможно, чтобы один человек, живи он хоть сто лет, при помощи одних только собственных наблюдений, мог дойти до познания большей части медицинских истин, если он не знаком с результатами опытов предшественников”. (Разес, X век).

Тяжело страдающим инкурабельным лёгочным больным необходимо систематически давать обезболивающие средства, включая наркотические и снотворные препараты, меняя их, увеличивая дозы, не надо опасаться, что такой больной станет наркоманом, необходимо сделать всё, чтобы облегчить его страдания.

В ряде случаев с психологической точки зрения целесообразно помещать инкурабельных больных в терапевтические (например, при инкурабельном раке лёгкого) или другие неонкологические отделения, в которых концентрируются такие больные. Специальные палаты быстро приобретают дурную славу, и когда больных туда помещают, они воспринимают это как признак безнадежного состояния. Таким образом, распределение больных по отделениям и палатам имеет деонтологическое значение.

После установления диагноза врачу предстоит сообщить больному и его родственникам о необходимости хирургического вмешательства (или о не­нужности такового из-за наличия противопоказаний). Больной довольно легко соглашается на операции по поводу грыжи, аппендицита и даже язвы желудка. Но как только ему скажут об операции на лёгком и сообщат, что будет удалена доля или все лёгкое, первая его реакция чаще всего резко отрицательная. Сложность положения хирурга заключается в том, что, с одной стороны, при некоторых заболеваниях лёгких только операция позволяет рассчитывать на успех лечения, с другой стороны, он знает, что они пока еще сопровождаются значительней летальностью и частыми послеоперационными осложнениями. Поэтому наш опыт подсказы­вает, что окончательное решение о целесообразности операции должен сообщить наиболее авторитетный врач, например заведующий кафедрой, профессор и т. д., уговаривать сделать операцию нельзя.

Мы придаем большое значение консультации терапевта в хирургическом отделении не только как специалиста; многие больные считают, что если и он советует делать операцию, то она действительно необходима. Деталей операции больному лучше не сообщать, а стоит сказать, что будет удален пораженный участок лёгкого. Известие о том, что произведена пневмонэктомия, психологически пережить легче в период выздоровления.

Если больной раком лёгкого категорически отказывается от операции, все равно сообщать ему об истинном его заболевании не следует, лучше сказать, что у него опухоль, которая может перейти в злокачественную, предложить выписаться на 1 - 2 недели, посоветоваться с родственниками, с другими врачами, и если он решится на операцию, то вновь принять его в клинику. Наш опыт свидетельствует о том, что нередко больные возвращаются в клинику психологически подготовленными и бывают успешно оперированы.

Вопросам медицинской деонтологии следует уделять больше внимания в преподавании различных медицинских дисциплин в высших и средних учебных заведениях, чтобы наряду с чисто научными знаниями системати­чески воспитывать у студентов чувство высокой ответственности, сознание врачебного долга, учить правильному подходу к больным.

Работая многие годы в качестве преподавателей кафедры клинической хирургии ЦОЛИУВ, мы убедились в том, что большинство хирургов, на­правленных в институт, являются опытными специалистами. Но многие из них при клиническом разборе больных часто интересуются прежде всего данными инструментальных лабораторных исследований, рентгенологиче­скими данными и т. д. Преподаватели медицинского института или инсти­тута усовершенствования врачей должны на своих занятиях объяснять, что обследование больного надо начинать с изучения его как личности, необ­ходимо хорошо знать анамнез, его психологические особенности, характер труда, отдыха и т. д.; потом провести необходимее клиническое обследова­ние больного (осмотр пальпация, перкуссия, аускультация и т.д.); только после этого можно наметить наиболее целесообразный план инструмен­тальных исследований.

Вопросы деонтологии должны находить отражение в системе препода­вания хирургической дисциплины, в том числе и на специальных лекциях по деонтологии. Само поведение заведующего кафедрой, профессора, до­центов, ассистентов, всех сотрудников хирургической клиники должно быть поучительным для учащихся. Слушателям циклов усовершенствования (как и студентам институтов) необходимо показать не только исполнение операции, не только блестящие её исходы, но и то, как выхаживают в клинике тяжелейших больных, какие были допущены сшибки при обследовании и лечении, не скрывать своих промахов, хотя это и не всегда приятно, но пользы от этою больше, чем от умалчивания ошибок.

Преподавание хирургии студентам и врачам безусловно накладывает на больного дополнительную эмоциональную нагрузку. Опыт нашей клиники свидетельствует о том, что нагрузка эта уменьшается или исчезает совсем, когда преподаватель является лечащим врачом данного больного или ведёт его совместно с клиническим ординатором. Считаем обязательным, чтобы на всех разборах присутствовал и участвовал в обсуждении лечащий врач больного. В таких условиях больной спокойно воспринимает необходимость многократных вопросов, клинического обследования.

Современные научные исследования очень часто являются комплексными. Нередко требуется участие группы специалистов разного профиля. Например, во многих клинических научных работах необходимы лабораторные, рентгеновские, патоморфологические и другие исследования, т. е. в наши дни большинство серьезных научных работ является результатом коллективного труда. Но наряду с этим диссертационная работа делается определенным автором.

Вопрос о степени участия отдельных лиц в выполнении той или иной работы очень сложный. Ещё при планировании любого научного исследования необходимо помнить, что целью его всегда должны быть помощь больным, усовершенствование методов диагностики, создание новых средств и методов профилактики и лечения болезней. Для медика, выполняющего любое научное исследование, не должно быть “интересных” и “неинтересных” больных. Необходимо чаще напоминать молодым врачам о том, что для любого больного наиболее “интересная болезнь” та, которой болен он.

Диссертационное исследование на звание кандидата наук - это труд индивидуальный, но нередко до её защиты все научные работы публикуются за двумя подписями - научного руководителя (фамилия которого ставится первой) и соискателя. Нам кажется это неверным, так как вызывает подозрение в том, что и вся диссертационная работа выполнена не одним автором.

Прав Н. Н. Блохин, который указывает, что отношения между руководителем и учениками должны строиться так же, как между родителями и детьми. Родители всегда больше дают детям, чем получают от них. Научный руководитель не должен требовать от ученика платы в виде соавторства, а радоваться тому, что он разрабатывает его идеи.

Гармоничное развитие лечебных и научных коллективов создает научные школы. Правильные отношения в коллективе предусматривают полную возможность взаимной критики и самокритики при равном положении в этом отношении старших и младших. Ничто не вредит так делу, как зазнайство отдельных ученых, ставящих себя над коллективом и препятствующих взаимной критике. Это особенно важно в нашей области медицины, где крайне важно воспитание хирурга.

Вопросы деонтологии касаются всех медицинских работников, начиная от нянь и кончая врачами всех уровней - от ординатора до профессора. Однако не везде им уделяется должное внимание.

В клинику поступил больной М., 27 лет, который на разборе с участием всех хирургов больницы и врачей цикла усовершенствования сообщил следующее. Около полугода назад на работе он получил закрытую травму живота с повреждением пече­ни и внутрибрюшным кровотечением. По месту жительства был оперирован под общим обезболиванием. Ушиты раны печени, произведено дренирование брюшной полости. Больной после операции был доставлен в реанимационное отделение. По выходе из наркоза он услышал как дежурный персонал (сестры и няни) громко обсуждал безнадежное состояние его здоровья, что жене надо подыскивать нового мужа и т. д.

К сожалению, из-за недостаточности воспитательной работы приведенный случай не является единичным. Второй пример.

Также на клиническом разборе другой больной, И., 48 лет, сообщил следующее. Ему по поводу заболевания желудка была произведена операция. Через некоторое время оперировавший хирург уехал в командировку, а его стал вести другой хирург этой же больницы. В беседе с больным последний заявил, что операцию больному сде­лали неправильно и вообще такого натворили, что теперь даже трудно придумать, как лечить его дальше. Больному не оставалось ничего другого, как выразить недоверие и первому врачу, и второму. Он попросил выписать его и приехал в другой город, в другую больницу для решения вопроса, нужна ли повторная операция, какое необходимо лечение теперь после произведенной операции и т. д.

И последнее, как отражаются проблемы хирургии в современной художественной литературе. Возьмём к примеру произведения Ю. Крейлина “От мира сего”, “Хирург”, “На что жалуется доктор”. Какие мысли, знания о хирургии приобретает читатель, который может в любую минуту сам или его ближайшие родственники стать пациентом хирургического отделения. Во-первых, перед ним встают образы замечательных тружеников-хирургов, людей самоотверженных, и это достоинство данных произведений. А даль­ше начинается плохой репортаж из хирургического отделения, в котором то не хватает одного лекарства, то нет обслуживающего персонала, то катетер открывается в плевральную полость вместо того, чтобы находиться в вене, то хирург должен бросать своё непосредственное дело и заниматься по существу чем-то ненужным. Может это быть всё в действительности? Безусловно. Но это должно быть предметом обсуждения среди хирургов, ме­дицинских администраторов, а не предметом художественной литературы.

Жизнь требует от хирургов ставить и решать сложные вопросы деонтологии, ибо их профессиональная ответственность очень высока. Наша специальность стремительно развивается; примеров этому достаточно, но нельзя забывать, что увеличивающиеся возможности резко повышают ответственность хирурга.

Данные об авторах:

вращаются в клинику психологически подготовленными и бывают успешно

Восстановление текста, компьютерная графика - Сергей Васильевич Стоногин.

Любое копирование материала запрещено без письменного разрешения авторов и редактора. Работа защищена законом о защите авторских прав РФ.

вращаются в клинику психологически подготовленными и бывают успешно

Читайте также: