Ж сера биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жорж-Пьер Сёра (фр. Georges-Pierre Seurat; 2 декабря 1859 года, Париж — 29 марта 1891 года, Париж ) – основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм, или дивизионизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.

А если бы Жорж Сёра прожил не 31 год, а хотя бы раза в два больше? Неоимпрессионизм вспыхнул и погас, но внёс неотменяемые изменения в мировую живопись. И дело не только в технике нанесения точек, которую с легкой руки Сёра применяли многие известные художники, но и в том, что Сёра (как и Ван Гог) вышел из импрессионизма и при этом знаменовал завершение его эпохи.

Да что вы знаете об интровертах?

О его жизни вообще известно немного. В отличие от большинства импрессионистов, Сёра не пришлось столкнуться с финансовыми проблемами, он – выходец из обеспеченной семьи, мать его обожала и готова была оплачивать любые увлечения сына. В детстве Жорж с матерью жил в Париже, а отец, бывший министерский чиновник – в загородном доме, где в молельне, устроенной в собственном погребе, совершал богослужения. Семью он навещал раз в неделю. Странный был человек… Сын пошел в него характером.

Об истоках пуантилизма

Жорж Сёра невысоко ценил значение индивидуальности, считая, что искусство нужно теоретизировать, вычленить определенные закономерности, а дальше абсолютно любой сможет создавать шедевры. С этим он, конечно, ошибся, равно как и с научным, как ему казалось, подходом к цвету и линиям, но ошибка удалась на славу.

Неоимпрессионизм: одна, но пламенная страсть

Поворотным моментом стала четвертая выставка импрессионистов. Жорж Сёра посетил ее в 1879 году и был очарован картинами Моне и Дега. Это подтолкнуло к собственным исканиям.

В технике пуантилизма писали Писсаро, Синьяк, Матисс, Ван Гог, Дерен, Гоген, Лотрек и другие. Хотя единственно верным последователем неоимпрессионизма оставался исключительно сам Сёра.

Прочь от импрессионизма и вершина славы

Жоржа Сёра не устраивала мимолетность импрессионизма, он не хотел воспевать сиюминутные радости, а желал ухватить нечто постоянное, незыблемое. Работы Сёра выделяет серьезное, тщательное просчитанное отношение к композиции. Он писал множество набросков и этюдов, прежде чем перейти к окончательному варианту. Из его картин изгнано всякое движение – воздуха, времени, человека. Они монолитны и неподвижны. Даже когда речь идет об изображении плящуших канкан девиц, они словно замерли в моменте.
Импрессионисты – большие любители водных пейзажей. Но даже в этом Сёра пошел своим путем. Писать море он отправлялся не на благословенный красочный юг Франции, а в северные края, где море холодное и суровое, а природа чрезвычайно сдержанна.

Жорж Сёра. Фотопортрет художника, 1888

Биография Жоржа Сёра

Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 года в Париже. Он был третьим ребенком в обеспеченной семье и никогда не знал финансовых затруднений. Любые увлечения мальчика поощрялись, а его желание всерьёз заняться творчеством не вызвало возражений.

Жорж Сёра без труда поступил в Школу изящных искусств и хорошо освоил академическую технику письма, но проучился только два года. Однако это обучение оказалось важным для его дальнейшего развития. Директор школы был автором теоретического труда, в котором рассматривались законы цвета и света. Из этой и других научных работ художник в последствии вывел стиль пуантилизм.

На поиски новых выразительных средств Сёра вдохновила четвертая выставка импрессионистов, прошедшая в 1879 году в Париже на авеню Опера. Работы Клода Моне (Claude Monet) и Эдгара Дега (Edgar Degas) особенно впечатлили молодого живописца. Однако разработанный им пуантилизм кардинально отличается от живописи импрессионистов. Последние работали быстро и интуитивно, стремясь запечатлеть мимолетное мгновение. Техника Жоржа Сёра — кропотливая и трудоемкая, а изображение выглядит незыблемым и скорее напоминает вечность, чем мгновение. На подготовительном этапе автор тоже выходил на пленэр, но основная часть работы проходила в мастерской.

Хотя неоимпрессионизм просуществовал недолго, он оказал значительное влияние на дальнейшее развитие искусства. В технике пуантилизма некоторое время писали:

    (Camille Pissarro); (Vincent Willem van Gogh); (Paul Gauguin); (Henri Matisse).

Позднее его влияние признавали кубисты и абстракционисты.

Самые известные картины Жоржа Сёра

Картины Жоржа Сёра отличаются свойственной для разработанной им техники монументальностью. Даже пляшущие канкан танцовщицы не кажутся подвижными, как у Дега, — они будто застыли. Вот несколько самых известных произведений автора:

Самый удобный способ приобретать произведения искусства русских или зарубежных мастеров — принимать участие в аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot. Также на онлайн-портале можно недорого купить картины и скульптуры талантливых современных художников.

Содержание

Биография Жоржа Сёра

Жорж Сера родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой.

Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж.

Сера умер в Париже 29 марта 1891. Причина смерти Сёра сомнительна и была приписана форме менингита, пневмонии, инфекционному эндокардиту, и/или (наиболее вероятно) дифтерии. Его сын умер две недели спустя от той же болезни. Похоронен Жорж-Пьер Сёра на кладбище Пер-Лашез.

Творчество Сёра

В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую.

Сёра, как и его друг — художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея.

В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка.

После того, как его живопись была отклонена Парижским Салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа.

В 1884 он и другие художники (включая Максимильена Люса) сформировали Сосьете де Артиста Индепендэнтса. Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма.

Сёра прожил всего тридцать два года и написал всего семь больших картин. Но сила его убеждения не только породила новую манеру живописи, но и позволила ей утвердиться как художественному направлению — пуантилизму.

Новаторство и классика

Жорж Пьер Сёра

Жорж Сёра родился в семье министерского чиновника, благополучной и зажиточной. Еще в детстве заинтересовавшись искусством, в местной школе живописи он осваивал технику традиционного рисунка, копируя гипсовые слепки и репродукции разных художников у скульптора Жюстена Лекьена. В 1878 году Сёра поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Анри Лемана ,ученика Энгра.

Нет пророка в своем отечестве

Несмотря на то, что эксперименты с разделением цвета проводил еще Эжен Делакруа, такое новаторство не встретило понимания у большинства французских художников. Сёра, Синьяк и примкнувшие к ним Кросс и Люс были вынуждены бороться за признание их метода искусством. Вскоре к неоимпрессионистам присоединились Камиль Писсарро и его сын Люсьен. И только покровительство папаши Писсарро и его авторитет помогли юным бунтарям участвовать в Восьмой выставке импрессионистов, так как Моне, Ренуар и Сислей были категорически против соседства полотен пуантилистов со своими работами.

С его смертью развитие пуантилизма как теоретического направления, к сожалению, прекратилось. Не признанный на родине, Сёра имел преданных последователей среди живописцев других стран, но сам пуантилизм остался всего лишь оригинальной и сложной техникой.

Жорж Сера был великим французским художником-постимпрессионистом, который изобрел творческие методы пуантилизм и хромолюминаризм. Его работы считались иконами живописи конца XIX века, поскольку положили начало течению, известному как неоимпрессионизм.

Детство и юность

Биография Жорж-Пьера Сера началась 2 декабря 1859 года после рождения в образованной и богатой многодетной французской семье. Отец, бывший родом из Шампани, озолотился на спекуляциях с недвижимостью и мог регулярно выписывать содержание троим отпрыскам и жене.

В детстве Жорж изучал искусство в муниципальной мастерской скульптуры, а потом учился у Анри Лемана, преподававшего в школе изящных искусств. Академическая подготовка подростков включала рисование тела с натуры и копирование знаменитых полотен с передачей настроя и чувств.

На уроках по колористике Сера овладел теорией контрастов, которая позже легла в основу большинства известных работ. Образованным молодым человеком, полным идей и гениальных замыслов, он был послан отцом в военную академию, когда наступил 1879 год.

Режим и служба не понравились Жоржу, и он предпочел заняться творчеством, скооперировавшись с Эдмоном Аман-Жаном, чтобы снять студию на двоих. В первые годы самостоятельной жизни Сера изучал технику монохромного рисунка и рассматривал работы французских романтиков, сверяя увиденное с теорией из книг.

Личная жизнь

Сера скрывал романтические отношения, присутствовавшие в его личной жизни, но признал сына от натурщицы, которую звали Мадлен Кноблох. Пара жила в доме по соседству со студией и воспитывала здорового мальчика, которого крестили зимой 1890 года под французским именем Пьер-Жорж.

Живопись

На цветовую гамму и стиль произведения повлияла манера импрессионистов, а неоклассические тенденции проявились в текстуре и форме фигур. Позже автор отказался от такой техники рисования и перешел к своеобразному искажению и утрированию натур.

Перед тем как начать работать над масштабными картинами, Жорж делал десятки набросков, выверяя свет и тон. Но, несмотря на такие старания, ранние картины были раскритикованы, и их не принял на выставку ни одни парижский салон.

Разочарованный неудачей живописец вместе с коллегами организовал объединение — Общество независимых художников. В первых показах участвовали знаменитые скульпторы, графики и живописцы: Поль Синьяк, Луи Вальта, Хуан Миро и Винсент ван Гог.

Для того чтобы заинтересовать и эпатировать публику, Жорж придумал новую технику рисования, которая предполагала мазки и точки и получила название пуантилизм. Ею пользовались некоторые европейские художники, познавшие истинную природу цвета и принадлежавшие к французской школе, известной как неоимпрессионизм.

Уникальность полотна состояла в том, что зрители замечали эффект смешения красок и плавно перетекавших цветов. Позже автор неоднократно копировал оригинальное изображение, и уменьшенные версии находятся в музеях ряда городов.

В 1890-х годах Сера сформулировал собственную теорию искусства и создал язык оттенков, названный хромолюминаризм. Он считал, что свет и яркость создают веселое настроение, а тянущиеся вверх фигуры и линии вселяют уверенность и оптимизм.

Смерть

Живописец скончался в 31-летнем возрасте 29 марта 1891 года, но причина его смерти до сих пор остается неясной. Биографы предполагали, что это могли быть инфекционная ангина, пневмония, дифтерия или острая форма менингита.

Похороны постимпрессиониста состоялись в столице Франции, он нашел последнее пристанище на знаменитом кладбище Пер-Лашез. На богослужении в католической церкви Святого Викентия де Поля присутствовали друзья, родители и десятки сочувствующих людей.

Читайте также: