Земли подонцовья и приазовья в составе хазарского каганата и древняя русь кратко

Обновлено: 17.05.2024

– Александр Викторович, что представлял собой Хазарский каганат, влиявший на исторические судьбы и культуру целых народов?

– Это, несомненно, яркий феномен в евразийской истории и культуре. По сути, это была империя, первое феодальное государственное образование в Восточной Европе, занимавшее огромную территорию, на которой проживали различные по этническому происхождению народы, находившиеся на неодинаковом экономическом и культурном уровне, исповедовавшие разные религии. Каганат контролировал многие транзитные пути, соединяя тем самым в одну цепочку Китай, Иран, Волжскую Булгарию, Византию и Западную Европу. Хазарский каганат просуществовал около 300 лет – со второй половины VII до середины X века. За этот период он сыграл одну из узловых ролей, как минимум в средневековой истории Восточной Европы.

Поэтому хазароведение вот уже лет 30 переживает бурный подъем во многих странах, в том числе во многих европейских, в США и Израиле.

– А кто такие хазары, откуда они пришли?

– Точек зрения о происхождении хазар немало. Становиться на чью-либо позицию я бы не хотел, поскольку для меня, как археолога, вопрос этнических определений далеко не первостепенен. Но все же самой весомой, на мой взгляд, является версия, согласно которой происхождение этнических хазар следует связывать с одним из гунно-савирских племен, обитавших на Северо-Восточном Кавказе в VI веке и в тот же период подвергшихся тюркизации. Во всяком случае, под 555 годом сирийский автор Захарий Ритор сообщает о проживавшем за Каспийскими воротами, то есть за Дербентским горным проходом, племени хазар. Так или иначе, территория, лежащая к северу от Дербента, еще в середине VI веке в письменных источниках именовалась Хазарской областью.


Но не выглядит ли странным, что это небольшое племя, во второй трети VII века находившееся на службе у Ирана, остановило победоносное шествие арабо-мусульманских войск и после развала Западнотюркского каганата довольно быстро распространило свое влияние на обширные территории от Северо-Западного Прикаспия до Днепра?

СЛЕДЫ ХАЗАРОВ В ДОНБАССЕ

– А что пишут ученые о хазарах Донецкого края?

– Какие археологические памятники Хазарского каганата исследованы в Донецком крае?

– Материальную культуру Хазарского каганата отражает так называемая салтово-маяцкая культура. В Северном Приазовье открыты остатки кратковременных стойбищ и селищ – зимники и летники с полуземлянками и юртообразными жилищами. То есть ближе к зиме кочевники уходили на юг к Азовскому морю, вдоль побережья которого располагались их зимники – поселения с углубленными в землю полуземлянками, юртообразными жилищами с глинобитными стенами. С потеплением население перекочевывало на север – к летникам.


На больших селищах известны хозяйственные ямы для хранения зерна – до двух тонн в каждой. В то же время обращает на себя внимание бедность этого населения. Например, в погребениях найдены лишь простые вещи. По всей видимости, эти памятники оставлены людьми, занимавшимися хозяйственной деятельностью, в частности связанной с поставками в каганат фуражного и продовольственного зерна. Кроме того, жители этих небольших поселков могли обслуживать торговые караваны, обеспечивая их продовольствием и ночлегом, оказывая содействие при переправах через реки Приазовья. На основании письменных источников данное население можно соотнести с так называемыми черными болгарами – подданными каганата.

На правом высоком берегу Северского Донца привлекает внимание цепочка расположенных довольно близко друг от друга относительно крупных и небольших поселений у сел Сидорово, Царино, Теплинское, Татьяновское, Райгородское, Святогорское, Новоселовское и др.

Наиболее выразительны погребения кочевников в курганах, где рядом с хозяином захоронены лошади и уложен разнообразный инвентарь: украшения, сосуды, остатки луков и колчанов.

Кроме поселений и курганных погребений, исследованы многочисленные грунтовые могильники (в частности, возле Лиманского и Чернецкого озер), которые связываются с праболгарами, превалировавшими в Донецком крае в эпоху Хазарского каганата.

НАЙДУТ ЛИ ХАЗАРСКИХ ИУДЕЕВ?

– Известно, что в Хазарском каганате был принят иудаизм. Остались ли какие-то следы иудаизма в Хазарии в целом и в наших степях в частности?

– Хазарский каганат со времен Средневековья до появления на политической карте Израиля многие столетия оставался единственным государством, где иудаизм был принят в качестве государственной религии.


Следы культового проявления иудеев в Хазарии археологи ищут давно, но безрезультатно. Именно поэтому сегодня среди археологов превалирует мнение, что иудаизм в Хазарском каганате был принят лишь его правящей верхушкой, а остальные слои населения оставались преимущественно язычниками. А найденные редкие артефакты, которые напоминают иудейскую символику, недостаточно убедительны. Зачастую они связаны с античными надгробными плитами, вторично использованными в хазарское время. Однако я полагаю, что иудейские погребения уже давно раскопаны, но не идентифицированы. Во всяком случае, археологическая реальность иудаизма в Хазарии могла быть совершенно иной, нежели мы ожидаем, руководствуясь представлениями о быте и культовой практике современного иудаизма.

– Остались ли какие-то прямые потомки населения Хазарии?

– Судьба Хазарского каганата и его населения была предрешена. Являясь своеобразным буфером между Востоком и Западом, между различными по укладу и вероисповеданию государствами и языческими кочевыми образованиями, он испытывал колоссальные внутренние и внешнеполитические проблемы. Этногенетические и этнокультурные нивелирующие процессы в нем были неизбежны. Именно поэтому прямых потомков хазар нет.

Правда, некоторые исследователи считали таковыми крымских караимов, но не караимов по вероисповеданию, отделившихся от основной веры, а караимов-тюрков по этническому происхождению.

Хазары — тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский каганат. Современники печенегов и половцев.

До 7-го в. хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство — Хазарский каганат, — которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от традиций других племен, проживающих по соседству. До основания государства они были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

История Хазарского каганата

Хазарский каганат образовался, предположительно, в 650 г., когда один из наследников последнего правителя из группировки Нушиби перебрался на территории, населенные хазарами, и основал там свое государство, подчинив себе местные хазарские племена. После того как в 958 г. распалось еще одно крупное государство — Западный каганат, — Хазарский каганат стал фактически единственным крупным государством на территории Юго-Восточной Европы.

Основав свое государство, хазары немного изменили образ жизни и стали более оседлыми, они занимались скотоводством, продавали рабов на местном рынке и периодически совершали походы на ближайшие земли.

С развитием государственности изменился и взгляд на религию. Первоначально хазары были язычниками и придерживались традиций других тюркских племен, однако позднее стали появляться многочисленные сторонники христианства и иудаизма, которые некоторое время вполне мирно уживались с язычниками. Позднее Хазарский каганат окончательно принял иудаизм — во многом на это повлияли торговые отношения с другими соседними государствами, которые хазары активно развивали после основания государства.

Завоевания и отношения с соседями

Как и многие племена того времени, хазары занимались завоеванием чужих земель и регулярно совершали походы на территории соседей. Хазарский каганат смог подчинить себе такие племена, как вятичи, радимичи, северяне, поляне, — после перехода их под власть каганата племена вынуждены были платить постоянную дань. Подчинение этих племен Хазарскому канату продолжалось до тех пор, пока они не были освобождены князьями Древней Руси.

Русские князья вели достаточно долгую борьбу с хазарами, которая приносила переменный успех. Одним из самых знаменитых столкновений двух государств можно считать поход князя Святослава на Хазарский каганат, состоявшийся в 964 г. Союзниками русских в этом походе выступили печенеги, с которыми Святослав неоднократно воевал. Русское войско дошло до столицы Хазарского каганата и сокрушило там местного правителя и его армию, захватив по пути несколько крупных городов.

Конец Хазарского каганата

Хазарский каганат распался в 969 г., однако сами племена продолжали существовать. В 980-х гг. русичи ушли с территорий хазар, и правители племени, до этого прятавшиеся в районе Каспийского моря, смогли вернуться на свои земли. Однако взамен на возможность вернуться и помощь со стороны еще одного государства — Хорезмы — хазары вынуждены были платить дань и принять ислам. Позднее, в 985 г., князь Владимир вернулся на территории бывшего Хазарского каганата и вновь подчинил племена себе. Позднее хазары стали подчиняться власти Волжской Булгарии.

Уже к середине 11-го в. остатки хазарского государства и Волжская Булгария окончательно распались после нашествия половцев. В 1024 г. оставшиеся хазары приняли участие в междоусобице русских князей, они воевали на стороне Мстислава. Еще некоторое время в летописях упоминались хазары, в последний раз в связи с походами Вещего Олега, пойманного и плененного хазарами и отданного в Византию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь ( V І – начало ХШвв.)

Образование Киевской Руси.

Русь и Хазария. Борьба Руси с набегами кочевников Х-ХІІвв.

Половецкие каменные изваяния Подонцовья и Приазовья

1.Образование Киевской Руси.

Существует две теории происхождения древнерусского государства: норманнская и антинорманнская. Обе эти теории появились в XYIII веке, через 900 лет после образования Киевской Руси. Дело в том, что Петр I - из династии Романовых, очень интересовался откуда появилась предыдущая династия – Рюриковичей, кто создавал государство Киевская Русь и откуда произошло это название. Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук. Для работы в Академии наук были приглашены немецкие ученые.

Призвание варягов подтвердилось в более позднее время данными археологических раскопок курганов под Ярославлем, близ Смоленска. Там обнаружены скандинавские погребения в ладье. Многие скандинавские предметы были изготовлены явно местными – славянскими мастерами. Значит, варяги жили среди местных жителей.

Но немецкие ученые преувеличили роль варягов в становлении древнерусского государства. В итоге эти ученые договорились до такой степени, что якобы, варяги – это выходцы с Запада, а значит - это они - немцы - создали государство Киевская Русь.

Антинорманнская теория. Она появилась также в XYIII веке, при дочери Петра I - Елизавете Петровне. Ей не понравилось заявление немецких ученых о том, что российское государство было создано выходцами с Запада. К тому же при ней была 7-летняя война с Пруссией. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М.В. не стал отрицать факт существования Рюрика, но стал отрицать его скандинавское происхождение.

Государство появляется там и тогда, когда в обществе появляются противоположные, враждебные друг другу интересы, классы.Государство регулирует отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу. Варягов пригласили на княжение, следовательно, эта форма власти (княжение) славянам была уже известна. Не варяги принесли на Русь имущественное неравенство, деление общества на классы. Древнерусское государство – Киевская Русь - возникло в результате длительного, самостоятельного развития славянского общества, не благодаря варягам, но при их активном участии. Сами варяги быстро ославянивались, свой язык не навязывали. Сын Игоря, внук Рюрика – уже носил славянское имя – Святослав. Сегодня часть историков считает, что имя Российской империи скандинавского происхождения и княжеская династия начинается с Рюрика, и называлась Рюриковичи.

Древнерусское государство называлось Киевская Русь.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.

Борьба Киевской Руси с кочевниками

Политическая неурядица была первым бедствием Киевской Руси. Вторым бедствием ее было соседство кочевников. Выше было сказано, что беспокоившие Русь печенеги были разбиты и прогнаны от Киева Ярославом Мудрым (1034). Вскоре после этого они совсем ушли из русских степей на Балканский полуостров. На их место из Азии появилось новое кочевое племя половцев, более сильное и беспокойное, чем печенеги. Впервые в 1061 г. половцы напали на русских и с тех пор непрерывно беспокоили русские области своими набегами и разбоями.

Отрезанный кочевниками от южных морей, Черного и Каспийского, Киев уже не мог посредничать в торговле Европы с востоком. Эта торговля нашла себе в ту эпоху иные пути, открытые благодаря Крестовым походам, и пользовалась средиземным бассейном. Киев же беднел и глох. Население южнорусских княжеств, не находя от постоянных усобиц и разбоев ни безопасности, ни заработка, понемногу оставляло свои места и переселялось подальше от степи или на север, или на запад. Так совершалось постепенное падение Киевского государства, утратившего свое политическое единство и торговое оживление.

3.Половецкие каменные изваяния Подонцовья и Приазовья

Половецкая скульптура - бесценный источник как для историка, археолога, так и для этнографа, культуролога, который поможет узнать внешность, верования, традиции давно уже несуществующего народа.

Войска Донецкой народной республики при поддержке русских военных зашли в Мариуполь. По данным военкора Семёна Пегова, в городе идут ожесточённые бои.

Подходит к концу четвёртый день начала масштабной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины со стороны Вооружённых сил Российской Федерации. Как многие могли заметить, в информационном поле с нашей стороны очень мало материала о продвижении российских войск вглубь Украины. Эта информация поставляется только в виде армейской сводки. Это обусловлено тем, что российским военнослужащим, которые пребывают […]

Украина после эвакуации СММ ОБСЕ сможет конструировать любую виртуальную реальность, считает представитель ЛНР в гуманитарной подгруппе по Донбассу Родион Мирошник.

Читайте также: