Назревание борьбы в обществе между консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми горе от ума кратко

Обновлено: 06.07.2024

I. Характеристика исторической эпохи, отраженной в комедии (начало XIX в. ) :

1. зарождение прогрессивных декабристских идей;

2. назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми;

3. Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей.

II. Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций:

а) молоды; имеют определенные взгляды на жизнь;

б) умны, образованны (отметить широту образования Чацкого) ;

в) принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий — дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин — секретарь Фамусова и живет в его доме) ;

а) положение в обществе (Чацкий — дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин — "безродный", подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе) ;

б) цель жизни (Чацкий — служение Родине; Молчалин — "дойти до степеней известных");

в) достижение цели (Чацкий — стремление честно служить; Молчалин — желание достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством) ;

г) жизненная позиция (Чацкий — надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин — расчет на поддержку и покровительство "сильных мира сего");

д) отношение с окружающими (Чацкий — благородство и порядочность; Молчалин — способность на подлость и предательство) ;

е) отношение к Софии (Чацкий — искренность, способность забыть себя и в то же время дорожить своими чувствами; Молчалин — игра в любовь "по должности", не обременяет себя глубокими чувствами, так как они помеха в достижении главной цели) ;

ж) личные качества (Чацкий — эмоционален, иногда невыдержан, открыт, потому незащищен; Молчалин — скрытен, расчетлив до мелочей, во всем придерживается "умеренности");

з) отношения в обществе (Чацкий — резкое неприятие существующих порядков в фамусовском обществе, порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин — полностью принимает законы фамусовско-го общества и становится незаменимым для него) .

III. Создание Грибоедовым типических характеров:

1) образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы;

2) Чацкий — тип борца, страдающего, но не сдающегося (И. А. Гончаров: "Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. . .Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого");

3) "Молчалины блаженствуют на свете", переживают века (Салтыков-Щедрин. "Господа Молчалины");

4) Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Мол-чалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.

Аватар

Этот конфликт является той разрушительной силой, которая уничтожает любые положительные намерения обеих сторон. Он раскрывает самые негативные стороны каждого из участников противостояния.

Фамусовское общество показывает свои устаревшие знания и глупые мысли. А Чацкий раскрывается читателю, как человек не способный противостоять людям фамусовского общества, хотя он позиционирует себя именно таким. Безмерная глупость московского дворянства и непреодолимая гордость Чацкого мешают что-либо изменить в нравах и ценностях людей.

Такой конфликт актуален для всех времен. И сейчас можно встретить людей, которые несут новые идеи и которых мы не всегда понимаем. Но наша задача — спокойно относится к новым идеологиям и не губить их на корню. Ведь, возможно, когда-нибудь эти новые идеи улучшат нашу жизнь.

Аватар

В начале сочинения укажите, как в знаменитой комедии А. С. Грибо­едова сталкиваются два мировоззрения — охранительное, консервативное и передовое, прогрессивное. Помимо политических, социальных проблем (государственное устройство, крепостное право, образование, влияние иностранщины), в произведении ставятся серьёзные философские во­просы истины, личности, смысла жизни. Позиции Фамусова, Скалозуба, Молчалина консервативны, Чацкий и его немногочисленные соратники (профессора Московского педагогического института, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской) олицетворяют передовую демократическую идеологию.

Подчеркните, что любовный, общественный конфликт дополняется острым идеологическим противостоянием мира Чацкого и мира Фамусова как главных героев пьесы.

Л всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы.

Губители карманов и сердец!

Используйте в своём развёрнутом высказывании такие теоретико­литературные понятия, как комедия, драматический конфликт, антаго­нисты, монолог, диалог, элементы сюжета, герой-идеолог, я-концепция, проблематика, смысл названия.

Аватар

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Продолжение ниже

Аватар
Аватар

При написании произведения Грибоедов использовал элемен­ты комедии. Это наличие любовной интриги, значимые имена, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чац­кого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и моноло­гах персонажей бедственное положение народа и страны, где угод­ливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрокра­тизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочти­тельнее ума и здравомыслия Чацкого.

За каждым персонажем комедии стоит социально-политичес­кая проблема общества.

В образе Фамусова высмеяно царское чиновничество, его без­дельничанье на службе, чванство, взяточничество. Ярким приме­ром безделия является составление Фамусовым расписания на не­делю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами.

Фамусов восхищается поступком своего дяди, который ради продвижения по службе разыгрывал шута перед монархом. В этом — вся беспринципность и чиноугодничество, карьеризм мос­ковского дворянства.

С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тор­мозящие либеральное движение.

Чацкий и Молчалин по возрасту принадлежат одному поколению, они молоды, имеют определенные взгляды на жизнь. Каждый из них по-своему умен. Чацкий с детства воспитывался в доме Фамусова, но сейчас там не живет. А Молчалин является коллежским секретарем и на данный момент живет в доме Фамусова. Стоит отметить, что Молчалин, в отличие от Чацкого, принадлежит Фамусовскому обществу.

Таким образом, Чацкий и Молчалин — люди, совершенно противоположные. А.С.Грибоедов создал типичные характеры: Чацкий — тип борца, революционера, не боящегося выражать свою точку зрения. Молчалин же — тип льстеца, главная цель которого — угодничество вышестоящим для достижения цели. А.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, ведь и в наше время мы можем найти подобных героев. Поэтому мы должны задуматься и поставить себе правильные жизненные цели. С одной стороны, добиваться своих целей лестью и угодничеством эффективно, но важнее оставаться человеком с большими нравственными принципами. Чацкий — именно тот человек, у которого мы можем этому научиться.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795—1829) своим творчеством подвел своеобразный итог, обобщил те достижения русской комедиографии, которые были накоплены и наработаны в первой четверти XIX века. Он также был типичным представителœем когорты блестящих дилетантов, которые, обладая ярким талантом и чувством театра, способствовали становлению отечественного классического репертуара.

Вместе со своими друзьями, такими же полулюбителями-полупрофессионалами, Грибоедов принимал участие в коллективном составлении пьес к бенефисам любимых артистов. Так появились его оригинальные пьесы ʼʼМолодые супругиʼʼ (1815) и ʼʼПроба интермедииʼʼ (1818), а также написанные в соавторстве с Н. И. Хмельницким и А. А. Шаховским ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ (1817), с А. А. Жандром ʼʼПритворная неверностьʼʼ (1818), с П. А. Катениным ʼʼСтудентʼʼ (1817), с П. А. Вяземским ʼʼКто брат, кто сестра, или Обман за обманомʼʼ (1823—1824).

Комедию ʼʼМолодые супругиʼʼ Грибоедов писал для бенефиса И. И. Сосницкого. В этой комедии И. И. и Е. Я. Сосницкие впервые после своей женитьбы вместе появились на сцене. Тема была продиктована ситуацией из светской жизни, однако пьеса еще целиком находилась во власти канонических театральных амплуа. Вся обрисованная в ней обстановка была условно-театральной, и лишь отдельные детали да актерская игра, наполненная подсмотренными в реальной жизни штрихами и узнаваемыми подробностями, приобретавшими особую прелœесть в исполнении любимых артистов, привносили в действие некоторый оттенок типичности, не чуждой современным зрителям. ʼʼПритворная неверностьʼʼ — это типичная комедия положений, в центре которой любовная интрига двух влюбленных пар, разыгрывающих друг друга и желающих проучить светского ловеласа. В этих комедиях Грибоедов оттачивает свой поэтический язык, учится вести интригу и достигает в данном делœе незаурядной виртуозности.

В двух других своих опытах, созданных в первом случае в соавторстве с Шаховским и Хмельницким, во втором — с Катениным, Грибоедов обращается к комедии нравов, а в обрисовке характеров целœенаправленно стремится к типизации. В комедии ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ собственно Грибоедову принадлежат лишь несколько сцен во втором действии. Но здесь уже слышатся будущие интонации героев ʼʼГоря от умаʼʼ. Грибоедову удается средствами речевой характеристики создать вполне узнаваемый типический образ.

Существенным шагом в разработке комедии нравов и в создании типических характеров была совместная работа Грибоедова и Катенина над пьесой ʼʼСтудентʼʼ, написанной в прозе. Трехактная комедия обрисовывала хотя анекдотическую, но вполне типичную ситуацию. Авторы довольно точно показывают нравы столичного общества и моделируют весьма характерную ситуацию, в которой невеста͵ подобно будущей Софье из ʼʼГоря от умаʼʼ, выказывает презрение нелœепому прекраснодушному герою, а в женихе предпочитает видеть трезвость рассудка и жизненную практичность.

В черновом наброске письма к неизвестной от 17 ноября 1820 года Грибоедов рассказывал, как однажды в Персии во сне его посœетило видение — он увидел свою будущую комедию в целом, где множественность деталей, типов, наблюдений и явлений вдруг слилась воедино, где произошел тот заветный синтез и новый театр предстал перед его внутренним взором в образе целого, где сам автор, оказавшись среди толпы своих будущих героев, дал клятву свершить свой замысел. Своё бессмертное произведение, задуманное еще в Петербурге в 1816 году, Грибоедов пишет в Персии и на Кавказе. Вдали от театра и прототипов своей комедии он вдруг охватывает идею будущей ʼʼсценической поэмыʼʼ во всœей её полноте, ощущает масштаб своего замысла и получает мощный импульс к творчеству.

Грибоедов заканчивает своё произведение только в 1824 году, накануне трагического восстания декабристов, обозначившего перелом в общественном сознании мыслящего российского общества. Как будто уже предчувствуя эти настроения и перемены, Грибоедов совершил вполне дерзкий поступок. Использовав традиционную классическую схему, восходящую еще к мольеровскому ʼʼМизантропуʼʼ, взяв героем почти лирический для многих фрондирующих либералов персонаж и одухотворив его искренним пафосом обличения нравов современного общества, Грибоедов поставил его почти в водевильную, анекдотическую ситуацию, как будто заимствованную из комедии положений в духе произведений Н. И. Хмельницкого. Он расставил своеобразную ʼʼсистему зеркалʼʼ, выведя на сцену комических ʼʼдвойниковʼʼ Чацкого: солидаризирующегося с обличительными сентенциями последнего карьериста-фанфарона Скалозуба и боящегося отстать от времени прогрессиста-пустозвона Репетилова. Проблема несовпадения героев с ходом времени стала сквозной в грибоедовской комедии. Действие открывается вполне символической сценой, когда служанка Лиза переводит стрелки стоящих в гостиной часов, заставляя их играть раньше времени, чтобы разогнать засидевшуюся и потерявшую счёт времени парочку — Софью и Молчалина. В ʼʼнеправильномʼʼ времени существуют и проклинающий новые порядки московский барин Фамусов, и впавшие в полный разлад со временем персонажи, пришедшие на фамусовский бал, и торопящий свой час Скалозуб, и еще не вошедший в лета͵ позволяющие иметь свое собственное мнение, Молчал ин, и изнемогающий в бешеной погоне за временем Репетилов, и оставивший в прошлом свои военные подвиги Горич. Да и сам Чацкий, вдруг воротясь после долгих странствий в Москву, не замечает, что время переменилось и Софья из наивной девочки, готовой слушать восторженный вздор, пересыпанный едкими остротами, сарказмом и афоризмами, стала вполне разумной девушкой, желающей жить в реальном времени, реальной жизнью. Трагикомическая ситуация, в которую попадает бряцающий своим умом молодой человек, состоит по сути в том, что он не способен и помыслить, что Софья может предпочесть ему ʼʼпрактическогоʼʼ пролазу Молчалина. Даже случай падения Молчалина с лошади (тоже весьма символичный), который вызывает бурную реакцию и обморок девушки, не настораживает Чацкого; и на бале, после разговора с Молчалиным по душам, вполне узнав его образ мыслей, он с презрением исчисляет Софье его мнимые ʼʼдостоинстваʼʼ, тем самым доводя девушку до исступления. Не замечая того, Чацкий жестоко оскорбляет Софью, разоблачая созданный в её воображении ʼʼидеалʼʼ практического человека, и становится жертвой её мести. Пущенному Софьей слуху о безумии Чацкого гости Фамусова охотно верят. В финале героя настигает горькое узнавание: он наконец узнает, что в реальной Москве, в реальной жизни ему нет места. Но и Софья остается с разбитым сердцем, наяву убеждаясь в низости Молчалина, только изображавшего влюбленного и преследующего лишь прагматические карьерные цели.

Интрига, мастерски очерченные комедийные коллизии, приводящие вовсœе не к комедийному результату, позволили Грибоедову развернуть целую панораму типических и узнаваемых образов. Грибоедов аккумулировал в своей ʼʼсценической поэмеʼʼ достижения русской комедиографии, добившись предельной афористичности реплик и монологов, вошедших в пословицы.

Несмотря на то, что комедия еще до своей публикации и постановки имела большую популярность (в списках, распространившихся по России), далеко не всœе поняли истинный смысл и значение произведения Грибоедова. Долгое время комедию рассматривали лишь как сатиру на нравы. В случае если за ʼʼЕвгением Онегинымʼʼ А. С. Пушкина закрепилась репутация ʼʼэнциклопедии русской жизниʼʼ, то ʼʼГоре от умаʼʼ с полным правом можно было бы назвать собранием ʼʼроссийских типовʼʼ. Фамусов и Скалозуб, Молчалин и Загорецкий, Хлестова и чета Горичей, Репетилов и князья Тугоуховские стали именами нарицательными. В этом смысле Чацкий оказывался исключительно противопоставлен абсурдному ʼʼфамусовскому обществуʼʼ и приобретал ореол романтического страдальца, не находящего себе места в окружающем его мире. При этом наиболее проницательные из современников, как, к примеру, А. С. Пушкин, увидели сложность отношения автора к главному герою. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву подчеркивал, что, выведя Чацкого героем, ʼʼмечущим бисерʼʼ перед Репетиловым и тому подобными, Грибоедов по сути дела отказал ему в уме, а следовательно, сделал своего ʼʼгероя времениʼʼ смешным, сохранив тем самым объективность и остраненность взгляда на любимого и во многом лирического героя. Именно это свойство комедии, лишив её жанровой однозначности, сделало её трудной для воплощения в театре того времени и до сих пор скрывает в ней поэтическую тайну и глубину содержания.

А. С. Грибоедову при жизни не удалось увидеть своё произведение на сцене. История первых постановок комедии ʼʼГоре от умаʼʼ продемонстрировала, что, вобрав в себя опыт предшествующей театральной эпохи, эта ʼʼсценическая поэмаʼʼ призвана была существенно реформировать русскую сцену, открыв новую эпоху отечественного театра. Характерно, что с грибоедовским ʼʼГорем от умаʼʼ практически утверждается в русском театре собственно российская система амплуа, служащая основанием драматических трупп чуть ли не до наших дней. Общепризнанной является заслуга Грибоедова в создании целой галереи ярко очерченных образов, представляющих структуру специфически российского общества.

В целом же репертуар театра 1800-х — начала 1820-х годов словно балансировал на грани реальности и театральности, не решаясь сделать определœенного шага ни в ту, ни в другую сторону, а по сути дела еще оставаясь в границах вымышленного условно-театрального мира.

Читайте также: