Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Разъясняет помощник прокурора Волжского района Лысиков Н.П.

При нарушении законодательства о выборах предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение избирательного законодательства.

Виновные лица за совершение административных правонарушений несут ответственность в виде штрафа. Размер штрафа варьируется в зависимости от субъекта правонарушения и совершенного правонарушения.

Статьи 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15 КоАП РФ посвящены предвыборной агитации. Ответственность по указанным статьям предусмотрена как за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, так и изготовление агитационного материала с нарушением требований закона, за размещение материала в местах, где это запрещено, за его уничтожение, и иным поводам, связанным с проведением агитации.

Совершение указанных правонарушений повлечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более тяжкий вид ответственности за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Так, ст. 141 УК РФ за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусматривается наказание до 5 лет лишения свободы.

Статья 142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде 4 лет лишения свободы.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад

За нарушения законодательства о выборах предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрены несколько составов административных правонарушений за нарушение избирательного законодательства.

Виновные лица за совершение административных правонарушений несут ответственность в виде штрафа.

Размер штрафа варьируется в зависимости от субъекта правонарушения и совершенного правонарушения.

Статьи 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15 КоАП РФ посвящены предвыборной агитации. Ответственность по указанным статьям предусмотрена как за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, так и изготовление агитационного материала с нарушением требований закона, за размещение материала в местах, где это запрещено, за его уничтожение, и иным поводам, связанным с проведением агитации.

Совершение указанных правонарушений повлечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает более тяжкий вид ответственности за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Так, ст. 141 УК РФ за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусматривается наказание до 5 лет лишения свободы.

Статья 142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде 4 лет лишения свободы.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, прокурору, суд в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд.

За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов ответственности: 1) конституционно-правовая; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах предусмотрена в главе 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Административная ответственность предусмотрена в виде штрафа.

Жалоба на постановление по делу о привлечении к административной ответственности за нарушение избирательного законодательства подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в суд, полномочный рассматривать жалобы (ч. 2 ст. 30.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушения при проведении выборов предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ):

  • - Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);
  • - Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ);
  • - Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования (ст. 142 УК РФ);
  • - Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ);
  • - Незаконная выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования (ст. 142.2 УК РФ).

К уголовной ответственности могут быть привлечены члены избирательной комиссии, комиссии референдума, граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, то есть дееспособные физические лица, достигшие 18 лет.

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства предусмотрена в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ и лишения свободы.

Уголовная и административная ответственность за деяния, нарушающие избирательные права, является гарантией проведения честных выборов.

Старший помощник прокурора края

по правому обеспечению

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

17 сентября 2021, 17:39

Обжалование нарушений избирательных прав и ответственность за нарушения законодательства о выборах

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, прокурору, суд в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд.

За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов ответственности: 1) конституционно-правовая; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах предусмотрена в главе 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Административная ответственность предусмотрена в виде штрафа.

Жалоба на постановление по делу о привлечении к административной ответственности за нарушение избирательного законодательства подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в суд, полномочный рассматривать жалобы (ч. 2 ст. 30.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушения при проведении выборов предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ):

  • - Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);
  • - Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ);
  • - Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования (ст. 142 УК РФ);
  • - Фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ);
  • - Незаконная выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования (ст. 142.2 УК РФ).

К уголовной ответственности могут быть привлечены члены избирательной комиссии, комиссии референдума, граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, то есть дееспособные физические лица, достигшие 18 лет.

Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства предусмотрена в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ и лишения свободы.

Уголовная и административная ответственность за деяния, нарушающие избирательные права, является гарантией проведения честных выборов.

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным;

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания;

в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей;

г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 53 настоящего Федерального закона;

з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;

и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона;

к) не создающие условий для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом;

л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании;

м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;

н) противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо в деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей, или препятствующие осуществлению такой работы либо деятельности;

о) препятствующие голосованию на избирательных участках;

п) нарушающие тайну голосования;

р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору;

с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов избирателей или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям;

т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей;

у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени;

х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей;

ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие меры по пресечению таких нарушений.

Читайте также: