Внутренняя речь выготский кратко

Обновлено: 30.06.2024

Выготский считал, что внутренняя речь происходит из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во внутреннюю.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "концепция внутренней речи Выготского" в других словарях:

Концепция Внутренней Речи — Л.С. Выготского (1934) теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и… … Психологический словарь

речи внутренней Выготского концепция — см. концепция внутренней речи Выготского Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30 е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. При формировании К. и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской… … Большая психологическая энциклопедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

Лев Семенович Выготский — Лев Семёнович Выго/тский Статья ранее опубликована в Психологическом журнале , 2001, № 4, под названием Ключевые идеи Л.С. Выготского – вклад в мировую психологию XX столетия . Благодарим редакцию за любезное разрешение напечатать эту статью в… … Словарь Л.С. Выготского

Методы лингвостилистического анализа — – это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения наблюдаемого и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. В структуру П. п. входят 3 раздела: психология воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия

Языкознание — лингвистика, языковедение, наука о Языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались … Большая советская энциклопедия

Внутренняя речь – это речь, лишенная звукового оформления, направлена, прежде всего, на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.

Широко известна концепция внутренней речи, предложенная крупнейшим отечественным психологом Л. С. Выготским (1896— 1934). По мысли ученого, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической.

Выготский доказывал, что эгоцентрическая речь — это не просто звуковой аккомпанемент внутреннего процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность — эгоцентрическое мышление — и есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет. Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю речь.

Внешняя речь Внутренняя речь

Функции Коммуникативная (речь является основным средством общения людей;

Обмен информацией Сигнификативная (речь является средством деятельности когнитивных психических процессов и носителем их результатов)

Переработка информации посредством перевода, преобразования, трансформации элементов первой сигнальной системы (образы, представления) в элементы второй сигнальной системы (условные знаки, слова) и наоборот

Экспрессивная (речь является средством выражения эмоций и чувств).

Особенности внутренней речи Характеристика

Особый синтаксис внутренней речи (отрывочность, фрагментарность, сокращенность) Тенденция к сокращению фразы и предложения в направлении сохранения сказуемого и относящихся к нему частей предложения за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов

Предикативность Опускаются подлежащее и связанные с ним слова, остаются предикаты

Редуцирование фонетических моментов Фонетическая сторона речи сокращена, слова понимаются по намерению говорящего произнести их

Преобладание смысла слова над его значением Смысл – субъективная семантика, которая существует в нашем языковом сознании и имеет аффективную окраску;

Значение – общепризнанная семантика, которая существует в обществе.

Модель механизма порождения речевого высказывания

по А. А. Леонтьеву

№п/п Этап Процессы

1 Мотив Потребность выразить, передать определенную информацию.

2 Замысел Впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация.

- Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

4 Лексико-грамматическое развертывание высказывания Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л. С. Выготскому).

В целом явление внутренней речи в современной психологии изучено недостаточно. Это связано, прежде всего, с тем, что внутренняя речь носит скрытый характер и поэтому является труднодоступной для психодиагностики. Поэтому подробное изучение явления внутренней речи – задача будущих исследований.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с. – (Библиотека всемирной психологии).

4. Тертель А. Л., Психология. Курс лекций.

Агрессия. Понятие и формы агрессии Что такое агрессия? Понятие агрессии в психологии определяется как форма поведения, нацеленная на причинение другому психологического или.

Понятие и клиника алалии Слайд 2 Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер.

Понятие и сущность двигательной активности Двигательная активность - одно из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту,.

Понятие и значение обучения рассказыванию Понятие и значение обучения рассказыванию Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология,.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.

Работа Л.С. Выготского “Мышление и речь”, изданная в 1934 году, стала отправной точкой для ряда направлений, развиваемых соратниками и последователями Выготского: нейропсихология и нейролингвистика (А.Р. Лурия), психолингвистика (А.А. Леонтьев) и др.

Одна из основных идеи “Мышления и речи” связана с феноменом так называемой внутренней речи. Попытка определить характер и свойства внутренней речи, предпринятая Выготским, по сути есть одна из первых попыток создания модели речепорождения.

В опытах Пиаже эгоцентрическая речь у детей до 6,5 лет занимает 44-47% речи. Выготский в своих опытах отметил, что в ситуациях затруднения коэффициент эгоцентрической речи удваивается, она приобретает регулирующий поведение характер. Другое важное наблюдение: если в раннем возрасте эгоцентрическая речь по времени сопровождает действие ребенка, то впоследствии она все более сдвигается к началу действия и приобретает характер планирования.

Согласно Пиаже эгоцентрическая речь является промежуточным звеном между аутической и социализированной речью и отмирает по достижению ребенком семилетнего возраста. По Выготскому онтогенез речи протекает иначе. Изначально речь ребенка является социальной, обусловленной общением с родителями, далее речь разделяется на эгоцентрическую и коммуникативную и вскоре на основе эгоцентрической речи (А.Р. Лурия дополняет: через этап затихания — шепотной речи) возникает внутренняя речь, которая является основой мышления, “черновиком” внешней речи, своего рода посредником между мышлением и речью.

Но определить характер внутренней речи непосредственно невозможно, так как она недоступна прямому исследованию. Необходимо, считает Выготский, применить “генетический” метод: внутренняя речь восходит к эгоцентрической, а последняя вполне доступна для наблюдения и описания.

Изучая речь детей, Выготский приходит к выводу, что к семи годам ребенка вокальная сторона его эгоцентрической речи убывает, но развиваются ее структурные особенности и отличие от внешней речи. Эгоцентрическая речь приобретает особое синтаксическое строение, характеризующееся отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Как и Пиаже, Выготский отмечает: эгоцентрическая речь непонятна в отрыве от ситуации, то есть конситуативные факторы тесно связаны с реализацией эгоцентрической речи. Непосредственно данные фрагменты ситуации и фрагменты эгоцентрической речи взаимно дополняют друг друга, равноправно участвуют в разворачивании дискурса, что и позволяет эгоцентрической речи быть сокращенной (без ущерба для ее моделирующей функции).

При этом Выготский делает открытие — сокращения эгоцентрической речи носят регулярный характер и имеют единую природу: “. сохраняется сказуемое и относящиеся к нему части предложения за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов”. (“Мышление и речь”, с.331.) Из этого Выготский делает вывод о предикативном характере эгоцентрической речи и, посредством интерполяции, — о предикативном характере внутренней речи.

В подкрепление этой идеи Выготский приводит примеры, когда предикативный характер внутренней речи проявляется не только в предшествующей — эгоцентрической, но и в устной диалогической речи. Например, люди на остановке трамвая, объединенные его ожиданием, обмениваются репликами типа: “Идет”, “Б” (так во времена Выготского нумеровали трамваи). Такие реплики, считает Выготский, обладают характеристиками внутренней речи — сокращенностью, сказуемостностью. Выготский приводит еще один, любимый психологами пример из Толстого, аббревиатурное объяснение Кити и Левина, когда они писали друг другу лишь первые буквы фразы и великолепно понимали друг друга. “При наличии общего подлежащего в мыслях собеседников, — пишет Выготский, — понимание осуществляется сполна с помощью максимально сокращенной речи с крайне упрощенным синтаксисом” (“Мышление и речь”, с.336.). И далее: “Тенденция к сокращенности возникает в устной речи тогда, когда подлежащее суждения заранее известно собеседникам, и тогда, когда имеется налицо в той или иной мере общность апперцепции. Но то и другое, доведенное до предела в совершенной и полной форме всегда имеет место во внутренней речи. Уже одно это позволяет нам понять, почему во внутренней речи наблюдается абсолютное господство чистой предикативности”

«После всего сказанного о природе внутренней речи, об её структуре и функции не остаётся никаких сомнений в том, что переход от внутренней речи к внешней представляет собой не прямой перевод с одного языка на другой, не простую вокализацию внутренней речи, а сложную динамическую трансформацию - превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь.

Если бы мысль непосредственно совпадала в своём строении и течении со строением и течением речи, такой случай был бы невозможен. Но на деле мысль имеет свое особое строение и течение, переход от которого к строению и течению речи представляет большие трудности. Мысль не состоит из отдельных слов так, как речь. Если я хочу передать мысль, что я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице, я не вижу отдельно мальчика, отдельно блузы, отдельно то, что она синяя, отдельно то, что он без башмаков, отдельно то, что он бежит. Я вижу всё это вместе в едином акте мысли, но я расчленяю это в речи на отдельные слова. Мысль всегда представляет собой нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объему, чем отдельное слово. Оратор часто в течение нескольких минут развивает одну и ту же мысль. Эта мысль содержится в его уме как целое, а отнюдь не возникает постепенно, отдельными единицами, как развивается его речь. То, что в мысли содержится симультанно, то в речи развёртывается сукцессивно. Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Поэтому процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и её воссоздания в словах. Именно потому, что мысль не совпадает не только со словом, но и с значениями слов, в которых она выражается, путь от мысли к слову лежит через значение. Так как прямой переход от мысли к слову невозможен, а всегда требует прокладывания сложного пути, возникают жалобы на несовершенство слова и ламентации по поводу невыразимости мысли:

Как сердцу высказать себя,
Другому, как понять тебя.

О если б без слова сказаться душой было можно!

Но всё дело в том, что непосредственное общение сознаний невозможно не только физически, но и психологически. Это может быть достигнуто только косвенным, опосредствованным путём. Этот путь заключается во внутреннем опосредствовании мысли сперва значениями, а затем словами. Поэтому мысль никогда не равна прямому значению слов. Значение опосредствует мысль на её пути к словесному выражению, т.е. путь от мысли к слову есть непрямой, внутренне опосредствованный путь. Нам остаётся, наконец, сделать последний заключительный шаг в нашем анализе внутренних планов речевого мышления. Мысль - ещё не последняя инстанция во всём этом процессе. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция.

В живой драме речевого мышления движение идёт обратным путём - от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствованию её во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и наконец - в словах .

Внутренняя и внешняя речь

Различают 3 разновидности форм коммуникативного взаимодействия посредством языковых структур, а именно внешняя, письменная и внутренняя.

Чем отличается внешняя речь от внутренней? Первая – обращена наружу, к окружающим людям. Благодаря ней, индивиды транслируют мысли, внутренняя же – это беззвучная речь, отражает то, что субъект мыслит. Обе эти разновидности коммуникаций взаимосвязаны. Проще говоря, внешняя речь для окружения, а внутренняя – для себя.

Особенности внутренней речи заключаются в ее исключительности, то есть она не отражает в памяти внутреннюю, не предшествует ей. Она зарождается в возрастном периоде семи лет и происходит от эгоцентрической, направленной наружу, речи малышей. Эгоцентрическая коммуникация посредством языкового компонента у ребенка являет собой речь направленную вовнутрь по психическому функционированию и по конструкции – устремленную наружу. С началом школьного периода возникает трансформация эгоцентрической коммуникации во внутреннюю. Вдобавок, происходит различение двух речевых операций: эгоцентрической коммуникации и отграничение речи для окружения и для себя, из единой речевой операции.

Характеристика внутренней речи представлена следующими особенностями: краткостью, обрывочностью, фрагментарностью. Если бы существовала возможность сделать запись внутреннего разговора, то он выдался бы непонятным, бессвязным, обрывочным, неузнаваемым в сравнении с внешним.

Коммуникация, направленная вовне, преимущественно осуществляется в форме диалога, который всегда предполагает зрительное принятие собеседника, его языка жестов и акустическое понимание интонационного аспекта беседы. Вместе взятые перечисленные две особенности внешней коммуникации допускают взаимодействие при помощи намеков понимание недосказанности.

Особенности внутренней речи представлены нижеприведенными характеристиками: беззвучностью, обрывочностью, обобщенностью, вторичностью (образованностью от внешней коммуникации), большей скоростью (в соотнесении с внешней), отсутствием необходимости в строгом грамматическом оформлении.

Внешнее коммуникативное взаимодействие бывает устным либо письменным. Первое – являет собой звучащую речь, характеризующуюся относительно свободными нормами в отношении к требованиям образцовых языковых средств. Она охватывает: говорение (трансляция акустических речевых сигналов, несущих некоторую информацию) и слушание (понимание акустических речевых сигналов, а также их прием).

Обиходной коммуникацией именуется разновидность устного взаимодействия, речевые условия которого формирует: небольшое количество слушателей и повседневная обстановка (то есть не официальная).

Внутренняя речь по Выготскому

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует. Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию. Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Проблема внутренней речи

Внутреннюю речь нельзя воспринимать в виде беззвучного аналога внешнего общения. Она разнится существенными особенностями собственной структуры, прежде всего, обрывочностью и свернутостью. Индивид, пользующийся внутренней коммуникацией для разрешения какой-либо задачи, понимает, какая проблема поставлена перед ним, что позволяет исключать все, что именует задачу. В чистом итоге остается исключительно то, что надобно совершить. Проще говоря, предписание, каким надлежит быть следующему действию. Эта характеристика внутренней речи часто именуется предикативностью. Она акцентирует, что важно не определить предмет общения, а поведать что-то о нем.

Внутренняя речь нередко эллиптична, так в ней индивид пропускает те элементы, которые для него представляются понятными. Кроме словесных формул, во внутреннем общении используются образы, планы и схемы. Проще говоря, внутри себя субъект может не называть предмет, а представить его. Нередко она выстраивается в форме конспекта или оглавления, то есть человеком намечается тематика размышлений и опускается то, что надлежит сказать, по причине известности.

Внутреннюю речь и обусловленную ею скрытую артикуляцию следует рассматривать в качестве инструмента целенаправленного отбора, обобщения и фиксации информации, полученной при помощи ощущений. Отсюда огромную роль внутренняя коммуникация играет в процессе наглядной и словесно-понятийной мыслительной деятельности. Помимо этого, в выработке и функционировании произвольных действий индивида она также задействована.

Читайте также: