Корреляционное и экспериментальное исследования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Психологи часто имеют дело с зависимостями, управлять которыми невозможно, даже если, по словам одного из авторов [32], употребить на это всю власть правительства. Иными словами, при возможности использовать методический инструментарий, задающий способы измерения переменных в психологическом исследовании, и эмпирические индикаторы оценки базисных процессов, лежащих в основе изучаемых явлений или свойств, психолог не может или не должен по тем или иным соображениям оказывать на них влияние. Тогда он довольствуется методами наблюдения и корреляционного исследования. Корреляционный метод, как и экспериментальный, возможен на основе перехода к измерению переменных. Проверяемые при использовании этого метода гипотезы – это гипотезы о связях. В них утверждается, что изменения одной переменной каким-то образом связаны с изменениями другой, но не предполагается, что какая-то из этих переменных является причинно-действующей. Если эти предположения о каузальных зависимостях постулируются, то имеется в виду их содержательное обоснование за рамками сбора данных, т.е. невозможность их обоснования самим фактом установления ковариации или корреляции между переменными.

Итак, исследования, в которых проверяются гипотезы о связях, а сами психологические переменные либо являются проявлениями разных сторон одних и тех же базисных процессов, либо сопутствуют друг другу, а вопрос об их детерминации остается открытым, называются корреляционными. В них устанавливается связь (ковариация) между выборочными значениями двух и более переменных либо значениями одной и той же переменной, измеренной в разные промежутки времени или в разных группах. Такими исследованиями являются не только те, в которых статистические решения относятся к подсчитанным коэффициентам ковариации или корреляции. В корреляционном по типу сбора данных исследовании возможно использование мер различий (сравнение подсчитанных средних по выборкам и т.д.). Главное, что отличает корреляционный подход, – это схемы сбора данных, отличные от экспериментального подхода, и соответственно иные возможности содержательных выводов при проверке психологических гипотез (в силу невозможности реализации тех форм контроля, которые характерны для экспериментальных исследований).

Усиливающийся интерес к корреляционному подходу обусловлен рядом причин. По мере роста теоретического знания исследователи все чаще выделяют в качестве предмета изучения столь сложные явления, что функциональное управление ими путем организации активных экспериментальных воздействий невозможно, затруднено или нежелательно. При проверке гипотез в практических целях также часто невозможно использовать формы экспериментального контроля в силу специфики изучаемых базисных процессов, например при измерении личностных свойств, сложившихся типов мышления людей и т.д. Многие процессы, в принципе доступные экспериментальному контролю, теряют свою качественную специфику, если искусственно изолировать их для проведения строгого лабораторного эксперимента. Проверка детерминистски сформулированных гипотез о причинном характере влияния одной переменной на другую, например в психо-генетических исследованиях с использованием групп близнецов, реализуема иногда только средствами корреляционного подхода. При проверке вероятностных – по типу утверждаемых закономерностей – гипотез статистический контроль психологических переменных (в качестве основной формы сбора данных, отличающей корреляционный подход) оказывается часто единственным способом получения эмпирических доводов в пользу их истинности. Таковыми выступают, в частности, обычные для социально-психологических исследований гипотезы о связях между степенью проявления тех или иных психологических характеристик людей и особенностями рассматриваемых популяций.

Экскурс 12.1

Приведем пример логики использования средств корреляционного подхода из психологических исследований в высшей школе. В работе Б. Раштона с соавт. оценивались 29 личностных характеристик университетских профессоров [93]. Проверялись гипотезы о связях выраженности личностных характеристик с предпочтениями, отдаваемыми преподавателями научной или педагогической работе. Сопоставляли два ряда оценок: 1) выставленные коллегами и 2) выставленные студентами.

Оценки, проставленные преподавателями-коллегами и студентами, коррелировали между собой положительно (коэффициент корреляции равен 0,56). Когда эти два ряда оценок были объединены, то уровень предсказания – в какую группу следует отнести оцениваемого преподавателя – еще больше повысился. Множественные измерения экспертных оценок позволяют, по мнению авторов работы, предсказывать реальное поведение лучше, чем просто установление корреляций между переменными. Следовательно, множественные корреляции в этом исследовании лучше отражали психологическую реальность, чем связь любых двух переменных.

Корреляция и причина. Психологам часто хочется получать ответы на такие вопросы, эмпирические данные для которых могут быть собраны только в корреляционном исследовании. Проверка соответствующих гипотез, если они понимаются именно как гипотезы о взаимосвязях переменных, а не о причинной зависимости, может вести к обоснованным выводам. Эта обоснованность выводов может быть, однако, нарушена, если одна из переменных начинает рассматриваться как с необходимостью обусловливающая другую. Приведем экскурс-пример для демонстрации возможных нарушений логики вывода, когда осуществляется подмена корреляционного по сути формулировки и источникам возникновения связи утверждения детерминистски сформулированным суждением о якобы каузальной по своему характеру зависимости. Он представлен в книге, посвященной обсуждению опасностей возникновения артефактных выводов при пренебрежении логикой в интерпретации психологических закономерностей [72].

Экскурс 12.2

1. Является ли А достаточным условием для наступления Б?

2. Является ли Б достаточным условием для А?

3. Является ли А необходимым условием для Б?

4. Является ли Б необходимым условием для А?

Необходимость и достаточность условий позволяют логически определиться в ограничениях рассматриваемых утверждений. Так, из самого по себе факта правонарушения логически не вытекает обязательность того, что подросток был из распавшейся семьи. Развод родителей также не обусловливает логически необходимость совершения ребенком из такой семьи правонарушения. Понятие причинности здесь рассматривается в первую очередь в отношении логики классификации объектов по переменным. При этом небесполезно помнить и о том, что из самих по себе утверждений о необходимости и достаточности тех или иных условий причинность следования того или иного события (свойства и т.д.) еще не обеспечивается.

Корреляционное исследование используется в случае, если необходимо дать оценку взаимоотношениям между двумя и более переменными. Т.е. этот метод изучения выявляет связь между данными.

Если одна переменная меняет величину, то со второй происходят следующие изменения. Во-первых, стоит отметить, что это исследование дает сведения о направлении и силе взаимосвязи между двумя данными. Это направление говорит о том, как связаны переменные: позитивно или негативно. Сила взаимосвязи может быть в виде степени точности, также может предсказать величину одной из переменных. Эти два аспекта (сила и направление) являются статистическими критериями, или коэффициентами корреляции (r), который ранжируется от +1,00 до -1,00. Например: переменная А высока, В высока, то корреляция позитивная. Если А высока, а В низка, то корреляция негативная. Если В не связана с А, то корреляция отсутствует.

Социально-психологические исследования не содержит полную корреляцию. Коэффициент редко превышает +0,60:

  • корреляции от +0,50 до +0,60 являются сильными;
  • корреляции от +0,30 до +0,50 – умерено сильные;
  • корреляции ниже от +0,30 или +0,20 – слабые.

Корреляция выше +0,60 бывает в том случае, если ряд факторов, определяющие поведение, мнение и оценки людей.

Используя математическую обработку данных, исследователь может применять разные подходы к вычислению коэффициенты корреляции.

Специфика ранговой корреляции

Пример. Для того чтобы понять роль мастера в организации, были собраны данные в виде оценочных суждений от работников разного иерархического уровня. В исследование рассматривали вопрос взаимосвязи восприятия мастера рабочими низкого иерархического уровня и высшего с самооценкой самого мастера. Для оценивания были представлены такие качества, как:

  • требовательность;
  • настойчивость;
  • уравновешенность;
  • доброта;
  • скромность;
  • дисциплинированность;
  • справедливость;
  • оптимизм и т.д.

В результате была выявлена положительная корреляция между самооценкой мастера и оценкой рабочих: r = +0,39. Положительная связь наблюдается также между самооценкой мастера и вышестоящих коллег: r = +0,33, но в данном случае носит менее устойчивую связь. Самый низкий коэффициент был выявлен между оценками мастера руководством цеха и рабочими r = +0,18.

Рассматриваемая ситуация не всегда имеет одинаковую оценку и, поэтому может быть производной от других социальных ролей, которые связаны с принадлежностью этой личности к другой группе, являющейся значимой. Из полученных данных видно, что рабочие играют для мастера референтную роль, а цеховые руководители нет. Конечно, этот результат требует детальной проверки.

Исходя из выше сказанного, было выявлено несколько выводов, которые описывали восприятие и понимание личности и работы мастера в зависимости от социально-демографических и ролевых характерных черт субъектов и объектов оценки.

Плюсы такого исследования:

  • эффективен при сборе большого количества данных;
  • полученные результаты чаще всего являются питательной почвой для идей и гипотез.
  • исследование не может до конца определить причину взаимосвязи между двумя переменными.

Определение экспериментального исследования

Данное изучение направлено на выявление связи между причиной и следствием. Здесь происходит манипуляция переменной, которая проявляется испытуемым, после наблюдается эффект манипуляции на другую переменную, с которой на самом деле не производится никаких манипуляций. Манипулируемая переменная называется независимой. Ее и проверяют экспериментально, так как она может быть причиной изменений другой, зависимой переменной.

После того, как произошло воздействие независимой переменной, исследователь определенным способом собирает сведения о реакции поведения, о вербальной реакции. Это делается для того, чтоб определить влияния переменной. Если это так, то на основе эксперимента заключается вывод, что независимая переменная является причиной изменений зависимой.

Для примера рассмотрим исследование Семеновой З.Ф. Оно было проведено на студии телевидения и выявляло роли социального статуса коммуникатора (независимая переменная) на восприятие информации реципиента (зависимая переменная).

  • конструктор завод;
  • бригадир;
  • ученый;
  • журналист.

Выборка испытуемых – 667 человек:

В каждой группе 20-30 человек. Деятельность людей разная:

  • рабочие;
  • инженерно-технические сотрудники;
  • интеллигенция.

После просмотра новостей всем объясняли цели экскурсии и раздали анкеты для заполнения.

Плюс экспериментального исследования:

Вывод

Корреляция и эксперимент имеют определенные сильные стороны, поэтому они могут дополнять друг друга. В первую очередь их необходимо характеризовать как особенность организационного плана, который может использовать психолог для получения новых научных данных. Сбор первичной информации происходит с помощью определенных методов. Выявлены три основных:

  • опрос;
  • наблюдение;
  • анализ документов.

Перечисленные способы носят междисциплинарный характер, которые используют юристы, психологи, социологи, журналисты и т.д. Все остальные методы являются производными.

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи – это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.

Виды направления взаимосвязи:

1) позитивное – при увеличении значения одной переменной изменение другой переменной также происходит в сторону увеличения;

2) негативное – при увеличении значения одной из переменных значение другой переменной уменьшается.

Если при изменении значения одной из переменных другая переменная не изменяется говорят об отсутствии корреляции.

Сила взаимосвязи – степень точности, с которой возможно предсказание величины какой-либо одной переменной, зная величину другой переменной.

Статистический критерий, характеризующий направление и силу взаимосвязи между двумя переменными, называют коэффициентом корреляции. Величина коэффициента корреляции колеблется от +1,00 (при положительно корреляции) до -1,00 (при отрицательной корреляции).

Значение коэффициента корреляции равное +1,00 (полная корреляция) в социально-психологических исследованиях не встречается. Коэффициент корреляции редко превышает +0,60. Это связано с тем, что всегда имеется не один, а целый ряд факторов, детерминирующих поведение людей, их мнения и оценки.

По силе корреляции в социально-психологических исследованиях различают:

1) сильную корреляцию переменных (от +0,50 до +0,60);

2) умеренно сильную корреляцию (от +0,30 и +0,50);

3) слабую корреляцию (от +0,30 или +0,20).

Использование корреляционного исследования особенно эффективно в тех случаях, когда речь идет о сборе большого числа данных. Примером корреляционного исследования может служить изучение особенностей понимания роли начальника бригады в производственной организации, преподавателя в классе, отдельного студента в группе и т. д. При этом могут оцениваться такие качества личности мастера, как требовательность, настойчивость, уравновешенность, доброта, скромность, дисциплинированность, справедливость, оптимизм и др. Особенности восприятия и понимания личности и деятельности рассматриваются в зависимости от социально-демографических и ролевых характеристик субъектов и объектов оценки.

Достоинства корреляционного метода состоят в том, что результаты корреляционного исследования часто служат питательной почвой для идей и гипотез, которые более детально могут быть изучены экспериментальным путем. Однако, при проведении эмпирического исследования, очень важным является понимание того какая именно переменная вызвала изменения другой. Основным недостатком корреляционного исследования является то, что оно не позволяет окончательно определить причину взаимосвязи между двумя переменными.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Исследование восприятия

Исследование восприятия Для исследования восприятия используются клинические и экспериментально-психологические методы. Основными ситуациями, в которых используется клинический метод, являются следующие: 1) определение состояния болевой и тактильной

Исследование 1[19]

Исследование 2[20]

Исследование 2[20] ИспытуемыеВ эксперименте приняли участие 54 студента 1–3 курсов Московского государственного лингвистического университета, средний возраст составил 18,4 года (SD = 1,1).Тесты и заданияЭкспериментальное задание. На первом этапе осуществлялось кодирование

Исследование 3[21]

Исследование 3[21] ИспытуемыеВсего в эксперименте участвовал 131 человек – выпускники или учащиеся ИП РАН, ГАУГН, МГППУ, МПГУ, в основном – психологических факультетов. Средний возраст 19.5 лет; SD = 1,5. 88 % выборки составили девушки.Процедура эксперимента и стимульный

Исследование

Исследование ? Мешворкеры могут помочь обычным гражданам озвучить направление изменений, которые они ценят, поддерживая отчётливое осознание ресурсов, ценностей и способностей, которые они переживают в качестве своих реалий в изменяющемся мире.? Мешворкеры могут

Исследование

Исследование 1. Сознательный подход к интегральному сбору данных открывает больше, чем прочие методологические подходы. Поскольку интегральные системы координат предоставляют целостносистемные контрольные списки для сбора данных и общий язык для интеграции

Терапевтическое исследование

Терапевтическое исследование Мне позвонила мать, желавшая привести ко мне на консультацию своего двенадцатилетнего сына Кима. Выяснилось, что у Кима были разнообразные поведенческие проблемы дома и в школе. Его плохое поведение привело к тому, что его перевели из

Исследование

Исследование Материал и методыМатериалом для исследования мне послужили близкие знакомые и друзья, а также известные общественные деятели и выдающиеся личности прошлых лет. Кроме того, на первом этапе были обследованы три тысячи студентов колледжей, что позволило

Корреляционное исследование

Корреляционное исследование В главе 1 я упомянул несколько актуальных, социально значимых вопросов, для решения которых оказались бы ценными исследования в области психологии развития. Приведем в качестве примера корреляционные исследования одного из таких вопросов.

Полевое исследование

5) Исследование препятствий?

5) Исследование препятствий? Какие трудности могут мне встретиться на пути? Как я буду их устранять? Как я себябуду вести, чтоб избегать трудностей, чтобы достижение цели было наиболееэкологичным и

СЕКСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

СЕКСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В медицине используются два диагностических орудия: анамнез и обследование. При диагностике пациента с сексуальными расстройствами мы используем те же самые орудия. Однако в секс-терапии при обследовании пациента нельзя, в первую очередь,

Стадия 1: Исследование

Стадия 1: Исследование Прихожанин. По мере того как Марта беседовала с Крис о своих чувствах, мыслях и жизненном опыте, она стала лучше понимать источник и природу своего беспокойства. Марта стала осознавать, как сильно она беспокоилась о своих детях и каким сильным было

Психологические исследования делятся на два основных типа методологий, а именно корреляционные исследования и экспериментальные исследования. Любой студент, изучающий психологию, должен понимать разницу между этими двумя методологиями, чтобы иметь возможность разработать свое психологическое исследование. Существуют четкие различия между экспериментальными и корреляционными методами исследования, которые будут освещены в этой статье.

Что такое корреляционное исследование?

Как следует из названия, исследователь пытается установить взаимосвязь между двумя переменными. Он делает предпосылку, что две переменные могут быть связаны каким-либо образом, а затем измеряет значение обеих при различных обстоятельствах, чтобы проверить свою гипотезу, действительно ли существует связь между двумя переменными. Следующий логический шаг - проверить, имеет ли эта взаимосвязь какое-либо статистическое значение.

В корреляционных исследованиях исследователь не предпринимает попыток повлиять на переменные. Исследователь просто записывает значения переменных, а затем пытается установить какую-то взаимосвязь между переменными, например, когда исследователь записывает значения артериального давления и холестерина у многих людей, пытаясь выяснить, существует ли какая-либо корреляция между высоким артериальным давлением. и холестерин.

Следует понимать, что корреляционное исследование не пытается установить причинно-следственную связь между переменными. Исследователь не манипулирует переменными и не делает причинно-следственных связей в корреляционных исследованиях. Итак, хотя ученым давно известно, что у людей с клинической депрессией были обнаружены низкие уровни нейромедиаторов, таких как серотонин и норадреналин, они не указывают на причинную связь между депрессией и низким уровнем нейротрансмиттеров.

Что такое экспериментальное исследование?

Экспериментальные исследования - это то, что большинство людей считает более научным, хотя неэкспериментальные исследования вовсе не означают, что они ненаучны. Человеческая природа пытается выяснить, что происходит, когда в переменные вносятся изменения. Таким образом, взяв предыдущий пример кровяного давления и холестерина, исследование может намеренно повысить кровяное давление субъекта, а затем записать его уровень холестерина, чтобы увидеть, есть ли какое-либо повышение или снижение. Если изменения, вызванные одной переменной, приводят к изменениям другой переменной, исследователь может сказать, что между двумя переменными существует причинно-следственная связь.

В чем разница между корреляционными и экспериментальными исследованиями?

• Только экспериментальное исследование может установить причинную связь между переменными.

• В корреляционных исследованиях исследователь не пытается контролировать переменные или влиять на них. Он просто записывает значения переменных.

• Корреляционное исследование может установить корреляцию между двумя переменными без установления причинно-следственной связи. Таким образом, хотя ученые знают, что в большинстве случаев клинической депрессии у людей обнаруживается низкий уровень нейротрансмиттеров, таких как серотонин и адреналин, они не создают причинно-следственной связи, что низкие уровни нейротрансмиттеров ответственны за депрессию у людей.

Корреляционный метод, как и экспериментальный, возможен на основе перехода к измерению переменных.

Проверяемые при использовании этого метода гипотезы – это гипотезы о связях.

Гипотезы о связях - в них утверждается, что изменения одной переменной каким-то образом связаны с изменениями другой, но не предполагается, что какая-то из этих переменных является причинно-действующей.

1. эмпирический метод проверки психологических гипотез, позволяющий устанавливать связи между переменными, уровни которых не изменяются, а только измеряются исследователем.

2. приемы статистического анализа данных на основе использования коэффициентов ковариации и корреляции.

Корреляционные исследования - в которых проверяются гипотезы о связях, а сами психологические переменные либо являются проявлениями разных сторон одних и тех же базисных процессов, либо сопутствуют друг другу, а вопрос об их детерминации остается открытым.

Главное, что отличает корреляционный подход, – это схемы сбора данных, отличные от экспериментального подхода, и соответственно иные возможности содержательных выводов при проверке психологических гипотез (в силу невозможности реализации тех форм контроля, которые характерны для экспериментальных исследований).

При проверке вероятностных – по типу утверждаемых закономерностей – гипотез статистический контроль психологических переменных оказывается часто единственным способом получения эмпирических доводов в пользу их истинности.

Вариаты – переменные, относительно которых подчеркивается спонтанный характер оценок.

Проблема коморбидности.

Разные типы коморбидности иллюстрируют различные варианты направленности связанных между собой переменных.

При патогенетической коморбидностисопутствию двух переменных соответствует рассмотрение их как воздействующей, т.е. причинно-действующей, и являющейся следствием.

Придиагностической коморбидности речь идет о том, что переменная Б причинно обусловлена как минимум двумя другими, является их равновероятным следствием.

Припрогностической коморбидности (в медицинском понимании) два уже имеющихся у пациента расстройства предрасполагают к развитию третьего.

Однозначная направленность связи – менее приемлемая модель, чем учет асимметрии во взаимосвязи переменных.

Нельзя путать проблемы:

а) связи переменных, как они предстают в модели, ориентированной на концепцию коморбидности

б) смешения переменных, когда возникает необходимость уточнять, какая из переменных отражает изучаемый базисный процесс, а какая является побочной, действие которой также представлено в фиксируемом показателе.

· Контроль такого рода реализуется в квазиэкспериментальных схемах.

· В отличие от традиционного корреляционного квазиэкспериментальный метод, как и экспериментальный, предполагает проверку каузальных гипотез.

Корреляция и причина.

Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными

Корреляционный подход и экспериментальное исследование

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Глава 12

Корреляционный метод, как и экспериментальный, возможен на основе перехода к измерению переменных.

Проверяемые при использовании этого метода гипотезы – это гипотезы о связях.




Гипотезы о связях - в них утверждается, что изменения одной переменной каким-то образом связаны с изменениями другой, но не предполагается, что какая-то из этих переменных является причинно-действующей.

1. эмпирический метод проверки психологических гипотез, позволяющий устанавливать связи между переменными, уровни которых не изменяются, а только измеряются исследователем.

2. приемы статистического анализа данных на основе использования коэффициентов ковариации и корреляции.

Корреляционные исследования - в которых проверяются гипотезы о связях, а сами психологические переменные либо являются проявлениями разных сторон одних и тех же базисных процессов, либо сопутствуют друг другу, а вопрос об их детерминации остается открытым.

Главное, что отличает корреляционный подход, – это схемы сбора данных, отличные от экспериментального подхода, и соответственно иные возможности содержательных выводов при проверке психологических гипотез (в силу невозможности реализации тех форм контроля, которые характерны для экспериментальных исследований).

При проверке вероятностных – по типу утверждаемых закономерностей – гипотез статистический контроль психологических переменных оказывается часто единственным способом получения эмпирических доводов в пользу их истинности.

Вариаты – переменные, относительно которых подчеркивается спонтанный характер оценок.

Проблема коморбидности.

Разные типы коморбидности иллюстрируют различные варианты направленности связанных между собой переменных.

При патогенетической коморбидностисопутствию двух переменных соответствует рассмотрение их как воздействующей, т.е. причинно-действующей, и являющейся следствием.

Придиагностической коморбидности речь идет о том, что переменная Б причинно обусловлена как минимум двумя другими, является их равновероятным следствием.

Припрогностической коморбидности (в медицинском понимании) два уже имеющихся у пациента расстройства предрасполагают к развитию третьего.

Однозначная направленность связи – менее приемлемая модель, чем учет асимметрии во взаимосвязи переменных.

Нельзя путать проблемы:

а) связи переменных, как они предстают в модели, ориентированной на концепцию коморбидности

б) смешения переменных, когда возникает необходимость уточнять, какая из переменных отражает изучаемый базисный процесс, а какая является побочной, действие которой также представлено в фиксируемом показателе.

· Контроль такого рода реализуется в квазиэкспериментальных схемах.

· В отличие от традиционного корреляционного квазиэкспериментальный метод, как и экспериментальный, предполагает проверку каузальных гипотез.

Читайте также: