Ярославичи изяслав святослав всеволод кратко

Обновлено: 04.07.2024

20 февраля 1054 года, в Вышгороде, умирает Ярослав Владимирович. Чтобы не допустить на Руси больше гражданской войны, он создал Лествичное право , по так называемому очередному порядку наследования власти: престол переходит не от отца к сыну, а к братьям по старшинству:

Перед смертью он оставил завещание-наставление:

Государство делилось между пятью сыновьями. Трое старших получили основные уделы, причём так, чтобы их земли перемежались:

- Изяслав получал Киев, Новгород и Туров;

- Святослав — Чернигов, Тмутаракань и земли по Десне и Оке до Мурома;

- Всеволод — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю

- 1060 г. они успешно отразили нашествие торков на Киев: из-за климатических аномалий эти кочевники двинули на Русь. Князья вышли им на встречу и на реке Рось нанесли им поражение. Как сообщает летописец, много торков умерло от голода и жажды, а также мора (это было первое упоминание о какой-то эпидемии);

- 1065 г . совместно выступили против князя-изгоя Ростислава Владимировича. Правда этот князь повторно захватил Тмутаракань, убрать этого беспокойного князя смог только византийский чиновник по специальным поручениям, подсыпав ему яда (Византия не хотела усиления Руси в этих землях);

- 1067 г . разгромили Всеслава Брячиславича на реке Немиге, князя Полоцкого, покушавшегося на Псков и Новгород

Всеславу удалось бежать. Ярославичи позвали его на встречу, мол договоримся, как жить дальше будем, а чтобы Всеслав поверил им, что не замыслили чего-то недоброго, будут целовать крест. Всеслав поверил им и пришел заключать мир, но Изяслав приказал схватить его и бросить в темницу. А ведь целования креста считалось самой большой клятвой, в случае её нарушения клятвопреступник переставал быть христианином (видно уже тогда Изяслав, как представитель верховной власти, воспринимал христианскую религию, как просто средство удержания власти ).

- 1068 г . для Ярославичей стал годом испытаний: на Русь пошли войной новые кочевники — половцы во главе с ханом Шаруканом (дедом Кончака), в битве Ярославичи потерпели поражение, Изяслав укрылся в киевском замке, город остался без защиты. Тогда народ собрался на вече и начал требовать: — Князь! Дай нам оружие, дай коней, мы будем биться с половцами!". Изяслав не решился вооружить народ, считая, что это оружие может быть повёрнуто против него и его бояр. Этот случай зафиксировал разделение общества на антагонистические классы: феодальная верхушка больше боялась собственного вооружённого народа, чем внешнего агрессора. Именно в это время на Руси окончательно установился феодальный строй — такой строй, при котором существуют два основных класса: феодалы, владеющие землёй и зависимые от них крестьяне, которые получали от феодала земельные наделы, за что должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Вскоре Ярославичами будет принят документ — "Правда Ярославичей", который закрепит окончательное оформление на Руси феодализма.

Изяслав бежал в Польшу к тестю Болеславу II, восставшие освободили из темницы Всеслава и объявили его киевским князем

Восставшие киевляне освобождают из темницы Всеслава Полоцкого, бегство из Киева Изяслава с дружиной. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Восставшие киевляне освобождают из темницы Всеслава Полоцкого, бегство из Киева Изяслава с дружиной. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Но они понимали, что противостоять князьям, и тем более полякам, которых вёл на Киев Изяслав они не смогут, поэтому обратились к Святославу и Всеволоду за посредничеством в переговорах для установления мира. Изяслав прикинулся, что готов решить всё миром, но опять нарушил данное слово. Правда поступил по-хитрому, как будто он ни при чём: отправил вперёд своего сына Мстислава с карателями, которые устроили жестокую расправу над теми, кто освобождал Всеслава (70 киевлян были казнены, многих ослепили).

В 1072 году Изяслав, Святослав и Всеволод собрались в Вышгороде и приняли новые статьи к "Русской правде", получившие название "Правды Ярославичей ". К этому времени на Руси обозначились острые социальные противоречия не только между феодалами и подневольным народом, но и между князьями. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) после восстания в Киеве в 1113 г. дополняет "Правду Ярославичей" рядом статей учитывающих интересы средних городских слоёв жителей Киева. А при Мстиславе Владимировиче (1125 - 1132 гг.) составляется Пространная Русская Правда , где учитываются интересы боярства

Это время, когда на Руси окончательно сложились вотчины — крупные феодальные владения передающиеся по наследству (в Правде Ярославичей вотчина называется — "домом").

Центром вотчины был феодальный замок , где стояли хоромы его хозяина — князя или боярина, его слуг по рангу, а также хозяйственные постройки. Замок, как обычно, строился на неприступном месте возле реки, как основной транспортной артерии, обносился валами и крепостью. Классическим вотчинным замком являлся Любеч

Возглавлял всё хозяйство замка боярин-огнищанин , вся ответственность за сохранность княжеского имущества лежала на нём, а ему, в свою очередь, подчинялись тиуны .

В "Правде" упоминается довольно ответственная и высокая должность — "старый конюх", человек ведавший табунами княжеских лошадей, а может и всем скотоводством вотчины. Насколько это ответственная должность, можно судить по тому, что в будущем Московском государстве при царе была должность "конюшего", который считался главой правительства. Огнищанин, тиуны и старый конюший относились к высшему административному аппарату вотчины, их жизнь охранялась 80-тигривенной вирой. Далее ниже рангом идут сельские старосты — "сельский и ратайный ", их жизнь оценена в 12 гривен. Жизнь производителей — рядовичей, смердов, закупов или холопы — стоила всего 5 гривен

Главной особенностью Правды Ярославичей является тот факт, что в ней уже отсутствует кровная месть, и вообще казнь — это и говорит о сложившемся феодализме. Феодалу нужен был живой работник, приносящий ему доход . Так, высшей мерой наказания в Русской правде считался "поток" и "разграбление" (полная конфискация имущества и отдача виновного с семьёй в рабство) за такие преступления, как конокрадство, поджог и убийство в разбое. В этом плане Русская Правда Ярославичей получила идентичность с Салической правдой у франков .

В Правде Ярославичей особое внимание уделяется такой категории крестьян, как закупы ролейные — это крестьяне живущие на земле феодала, и за предоставленные им землю и инвентарь несли повинности в виде оброка и обработки земли этого феодала. Во 2-й половине XI века в связи с нашествиями кочевников, междоусобицы и природных катаклизмов появляется большое количество обнищавшего населения, не имеющих средств к существованию. Чтобы выжить, они нанимаются к вотчиннику, который давал им надел земли, плуг и лошадь по договору — купе. Так как выданный инвентарь для закупа ролейного не является большой ценностью (феодал может ещё выдать), то в Правде Ярославичей особо оговаривается, что в случае порчи по вине закупа инвентаря, или коня, последний несёт ответственность. Раз этот факт внесён в закон, значит феодалы были обеспокоены пренебрежительным отношением закупов к инвентарю и тягловой силе. Особое внимание уделяется тому, чтобы закуп очень бережно относился к хозяйскому коню, стерёг его, загонял на ночь в конюшню, так как вотчинник сильно опасался "татей". До 1113 года (нового киевского восстания) жизнь рабочего закупа видно была крайне тяжелой, раз Владимиру Мономаху пришлось рядом статей регулировать отношения вотчинника и крестьянина, находящегося в статусе закупа ролейного.

О том, что население Древней Руси хорошо знало, что такое эксплуатация (безвозмездное присвоение результатов труда) , говорит пример описанный в "Истории России с древнейших времён" С. Соловьёва. Князь Ярослав начал строить церковь св. Георгия в Киеве, но дело застопорилось. Князь спрашивает у тиуна в чём дело, тот отвечает, что народ не идёт работать на стройку из-за опасения, что их труд будет не оплачен. Только после того, как по приказу князя выкатили телегу груженную кунами и объявили, что работнику за день будет выплачиваться по ногате (35 грамм серебра) , дело сдвинулось с мёртвой точки

Непосредственно рабский труд (холопы) не рассматривается в сельскохозяйственных работах. В отдельном разделе Правды "О холопстве" раб применяется в подсобных видах деятельности: например, торгует от имени своего хозяина и т.д. В то же время всё больше возрастает роль зависимого смерда, владеющего лично своими средствами производства. Налицо — вступают в силу развитые феодальные отношения.

"Русская правда" — это кодекс частного права, здесь отсутствует понятие юридического лица и нет такого понятия, как — преступление против государства. Преступление против князя воспринималось, как преступление против физического лица, просто более высокого ранга, а значит и наказание было значительно больше. В Русской правде ещё нет таких абстрактных понятий, как "преступление", "владение" или даже "собственность". Нормы строились по принципу казуистичности: просто создатели этого права стремились предусмотреть все ситуации, которые могли возникнуть в жизни

Суд вершил обычно князь, или вотченник. Хорошо, если были свидетели преступления, тогда, что называется — суд вершился скорый. Но если таковых не находилось, то устраивали "божий суд", или проще говоря — испытание , например — калёным железо: нужно было взяться голой рукой за раскалённый метал. Если рука после этого заживала быстро, значит обвиняемый оправдывался, в противном случае он держал ответ. Среди воинского сословия в основном решали дело поединками, кто победил, тот и прав (богатые горожане нанимали за себя опытных воинов). "Божий суд" мог быть в любом виде, в зависимости от фантазии феодала-судьи

Феодальная Русь — это совокупность нескольких тысяч (со временем десятков тысяч), разных по размеру вотчин князей, бояр, монастырей и некоторых особо заслуженных княжеских дружинников

Это были почти самостоятельные микро государства со своей экономической жизнью, своей "полицией", тюрьмами и войском, мало соприкасающихся друг с другом и своими неписанными законами, где "хозяин — барин"

Во второй половине XI века, с окончательно оформившимся вотчинным хозяйством, Древнерусское государство всё больше фрагментировалось. Замки, с небольшим наёмным войском-дружиной, всё меньше становились способны к защите государства от многочисленных внешних врагов, и всё больше несли полицейские функции, защищая своего хозяина от зависимых крестьян. К тому же аппетиты к наживе крупных вотчинников, особенно из рода Рюриковичей, росли без меры. До нас дошла запись-совет одного из книжников боярину быть подальше от княжеских мест:

Родственники, в стремлении к наживы, были не преградой. Мы уже убедились выше, что князья, главы государства, чихать хотели на свои "клятвы на кресте", когда речь заходила о власти и богатстве. Этот закон в полной мере сработал и в отношениях между Ярославовичами. В 1073 г. Святослав и Всеволод сговорившись, изгоняют Изяслава , опять разгорается гражданская война. Киевский стол занял Святослав Ярославич (1073 - 1076 гг .), Черниговское княжество досталось Всеволоду.

- 1076 г. — умирает Святослав Ярославич. Узнав об этом Изяслав двинул на Киев из Польши войска. Всеволод предпочёл уступить ему столицу, но вернуться в Чернигов он уже не смог, так как сын Святослава — Олег, получивший в народе прозвище Гореславич , не пожелал отдавать свою вотчину. Гражданская война пошла на новый виток — войска Изяслава и Всеволода сошлись с дружинами Олега и Бориса Святославичей 3 октября 1078 года на Нежатиной ниве . В этой битве Изяслав погибает

Великим князем киевским становится Всеволод (1078 - 1093 ). Во внутренней политике он совершает два похода на вятичей, и в 80-х годах XI века окончательно присоединяет их к Руси. Также он продолжает войну против Всеслава Полоцкого. В его правление, как пишет летописец — в год 1083 на Руси случился мор на людей . Чтобы уменьшить остроту проблемы по Лествичной системе, он раздаёт своим племянникам некоторые уделы: Давиду дал Владимир, Ростиславичам — Перемышль и Васильку — Теребовль.

Под годом 1092-м летописец отмечает страшную засуху, загорались сами собой леса и болота, в небе образовалось гало: "круг на небеси явился велик". Неурожай, голод, много людей умерло от неизлечимых болезней.

1093 год. В этот год случилось великое половодье. Неурожай, голодный год.

В качестве заключения этой статьи хотелось бы вернуться к Лествичной системе. У Ярослава Мудрого было 6-ть сыновей, из них только 3-е побывало на киевском престоле. Из 16-ти внуков великими князьями становились только 2-е. Если отец не посидел на киевском столе, то и его сыновья, как и всё потомство не имли на него право. Правнуков у Ярослава было уже 32, а на киевском столе посидело только 6-ть из них, в основном потомков Владимира Мономаха. Можно только представить, как эта родня желала друг другу смерти, и не просто желали, а обильно сеяли её по всей Руси на протяжении нескольких столетий

(Продолжение следует . Нумерация статей фиксирует последовательность одной темы — "История России через призму исторического метода")

Ставьте лайки, высказывайте своё мнение в комментариях, конструктив приветствуется! Подписывайтесь на канал

История Руси эпохи политической раздробленности – хроника междоусобных войн, раздоров и предательств.

Умирая, Ярослав завещал: Изяславу — Киев, Святославу — Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Вячеславу — Смоленск, Игорю — Владимир-Волынский. Также в Полоцке правил внучатый племянник и правнук Владимира Крестителя Всеслав Брячиславич. По примеру Владимира и Ярослава каждому из них, чтобы достичь единоличной власти требовалось вынудить братьев подчиняться или победить их в междоусобной войне. Этого не случилось.

0.jpg

Правда, и в этот период на Руси не было спокойно. Внешний неприятель неизменно грозил стране. В 1036 году под Киевом Ярослав окончательно победил печенегов. Теперь разгромленные кочевники были оттеснены на запад новой угрозой — половцами.

Братья уже предпринимали совместный поход против торков, окончившийся благополучно. Также они в ответ на разорение Пскова и Новгорода полоцким князем пошли войной на его удел, разбили Всеслава и сделали его пленником. Теперь они решили вместе дать отпор половцам. В битве на реке Альте близ Переяславля (1068) Ярославичи потерпели поражение.

Святослав отступил в Чернигов, а Изяслав и Всеволод — в Киев. Там началось восстание бедноты. Жители города созвали вече, потребовали вооружить горожан и организовать новый поход. Оскорбленный своевольством Изяслав отказал. Вспыхнул бунт, чернь освободила из темницы полоцкого князя Всеслава и объявила своим государем. Палаты Изяслава были разграблены, а сам он бежал в Польшу.

3 всеволод.jpg

Через несколько месяцев Изяслав вернулся в Киев — вместе с польской армией и королем Болеславом II. Устрашенный Всеслав бежал из города и союз братьев вновь был восстановлен. В 1072 году они вместе совершили торжественное погребение останков святых князей Бориса и Глеба, когда-то вероломно убитых на междоусобной войне, а теперь канонизированных церковью.

Внезапная кончина Святослава в 1076-м положила конец скитаниями Изяслава. Всеволод не стал противиться брату: сдал ему Киев, а сам удалился в Чернигов. Осенью 1078 года Изяслав погиб в битве против племянника Олега Святославича, объединившегося с половцами и князем далекой Тмутаракани Борисом. Последний из Ярославичей Всеволод оставался киевским князем до 1093 года.

Уже в этот период многочисленные конфликты между Рюриковичами вышли из-под контроля великого князя — требовалось или уступать, или браться за оружие. Политическая раздробленность стала свершившимся фактом. Не помогли ни примирительные княжеские съезды, ни династические браки. Влияние Киева на провинции с каждым десятилетием становилось все менее значимым. Потомки Всеволода и его сына Владимира Мономаха освоились на северо-востоке Руси — в XII веке этот регион стал претендовать на роль нового центра русских земель. В 1169 году коалиция из 11 русских князей под руководством Андрея Боголюбского впервые взяла Киев штурмом и разграбила его.

map_15.jpg

В \(1054\) г. умер Ярослав Мудрый . Перед смертью он разделил свои владения между сыновьями. Он завещал им не ссориться, жить в мире и слушаться старшего брата Изяслава как отца. Изяслав получил Киевскую и Новгородскую земли. Святослав получил в правление Муромскую и Черниговскую земли. Всеволод правил в Переяславской и Суздальской землях, а младший брат Игорь — на Волынской земле. Ярослав наказал своим сыновьям не вторгаться на земли других братьев. Таким образом он хотел предотвратить усобицы, которые произошли после смерти его отца Владимира.

вспомни.jpg

Вспомни, что произошло после смерти Владимира Святого. Повторения каких событий хотел избежать Ярослав Мудрый?

за убийство княжеского слуги нужно было заплатить \(80\) гривен, а за убийство смерда (крестьянина) или холопа (раба) — только \(5\) гривен.

В это время на южных границах Руси появилась новая угроза — половцы . Это тюркские племена кочевников , которые поселились на местах проживания печенегов. Они занимались кочевым скотоводством , всю жизнь проводили в седле, поэтому были отличными наездниками. Основной военной силой половцев была конница , вооружены они были луками, саблями, копьями. Они опасались нападать на хорошо защищённые города, но деревни и другие сельские поселения подвергались их постоянным набегам и разграблениям . Половцы не только уносили с собой множество добычи, но и уводили местных жителей в качестве пленных . Южно-русские земли, которые только оправились от походов печенегов, столкнулись с новым врагом.


Княжение Рюрика сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях. Синеус- в Белоозере, Трувор – в Изборске.

Перенёс столицу в Новгород

Стремился расширить границы Новгородского княжества. Рюрик присоединил Смоленск, Ростов и Муром.

860 г.- неудачные походы Аскольда и Дира на Царьград.

Внешняя политика

Укрепление границ, возведение оборонительных сооружений в Новгороде, Ростове, Полоцке, Муроме и др. городах.

Заключение мирных договоров с западными странами.

Внутренняя политика

882 – поход на Киев, убийство воевод Рюрика - Аскольда и Дира, образование единое государство Киевская Русь.

Провозгласил себя Великим киевским князем.

Киев стал столицей Руси.

Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов, тиверцев, обложил их данью.

В города посадил своих посадников.

Вокруг Киева построил новые укрепления.

Внешняя политика

907 — успешный поход Олега на Византию.

911 — заключение выгодного для Руси договора с греками.

Внутренняя политика

Сбор дани с древлян, дреговичей, кривичей, радимичей, северян.

Подчинение племени уличан и тиверцев.

Появление первых русских поселений на Таманской полуострове.

Внешняя политика

915- первое появление печенегов на Руси, заключил договор, отражал их набеги.

920- война с печенегами

941-945- русско-византийская война.

941 — неудачный поход Игоря на Византию.

944, 945 заключение договоров с Византией. Русь потеряла право на беспошлинную торговлю.

Внутренняя политика

Правила при малолетнем сыне Святославе.

Установление размеров дани (уроков) и мест ее сбора (погостов).

945- жестокое подавление восстания древлян, убивших её мужа.

957- крещение Ольги

Строились города, окружённые каменными и дубовыми стенами.

Внешняя политика

957 – поездка в Константинополь, принятие крещения.

Внутренняя политика

964- освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву.

Внешняя политика

964 – поход на Хазарский каганат.

965- разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль. Прекращение существования Хазарии.

969-972- военные столкновения с печенегами.

970-971 - русско-византийская война.

Походы против Волжской Булгарии.

971- битва под Доростолом, завершившая походы против Болгарии и Византии. Подписан мир с Византией, Святослав вынужден покинуть Балканы.

Внутренняя политика

Старший сын Святослава.

Чеканка первых собственных монет Киевской Руси.

Внешняя политика

Внутренняя политика

980 — первая религиозная реформа Владимира — попытка унификации языческого культа.

981-982- подчинил вятичей, радимичей, хорватов.

988 — крещение Руси.

Проведение судебной реформы - был принят « Устав земляной.

Проведение военной реформы

Строительство оборонительной черты к югу от Киева.

Дальнейшее развитие культуры. Перевод книг с греческого, начало распространения грамотности на Руси.

Введение десятинного налога на развитие церкви.

989-996- строительство первой церкви - Успения Богородицы (Десятинной)

Начало масштабного каменного строительства

Внешняя политика

981- первое столкновение Руси с Польшей: Владимир отвоевал Волынь, Перемышль, Червень и др. города.

985- поход против Дунайской Болгарии, заключение мира.

Постоянно поддерживал связи с Западом: послы киевского князя дважды посещали Папу Римского ( в 988 и 991), в 994 и 1000- посольство Владимира ездило в Рим, неоднократно происходил обмен посольствами с Германией.

Заключил мирные договоры с Венгрией, Чехией, Польшей, Византией.

992 — разгром Владимиром левобережных печенегов на реке Суле.

Борясь за власть, в течение 1015 г. убил трёх сводных братьев- Бориса, Глеба и Святослава. За что его называли Окаянный.

1016- битва при Листвене с братом Ярославом. Проиграл, бежал в Польшу за помощью своего тестя- Болеслава 1 Храброго.

1018 г.- двинулся на Киев, его поддерживали печенежские и польские войска. Снова у власти. Однако Болеслав за подчинить себе всю Русь сам, тогда Святополк изгнал его войска., оставшись без военной силы.

Внутренняя политика

1021- появление первых русских святых - Бориса и Глеба.

1024- битва у Лиственя. Братья Ярослав и Мстислав разделили власть.

1036- начало единоличного правление Я.Мудрого

1036- создание киевской митрополии, во главе - грек Феопемт

1037-1041- построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, олицетворявшие силу и мощь страны.

1045-1050 – Софийский собор в Новгороде

К концу правления Я.Мудрого было построено около 400 храмов.

1051- избран первый русский митрополит – Илларион

1051- основан Киево- Печерский монастырь

Создавались новые города: Ярославль, Юрьев ( Дерпт), Волок Лямский(Волоколамск) и др.

Шло строительство в уже имеющихся городах, особенно в Киеве.

Развивалось просвещение, открывались школы, была открыта первая библиотека в Софийском соборе.

Уделялось большое внимание воспитанию детей.

Внешняя политика

1036 — разгром печенегов Ярославом Мудрым. Однако появились новые враги - половцы.

1046- мирный договор с Византией.

Династические браки сыновей и дочерей Я.Мудрого ( Польша, Византия, Норвегия, Франция, Венгрия). Сам Я.Мудрый был женат на дочери норвежского короля- Ингигерде ( в православии - Ирине).

1042- на южную Финляндию

Внутренняя политика

1073-1076- правил в Киеве Святослав.

1054-1087 – третья междоусобная война между сыновьями Ярослава Мудрого.

1056-1057- Остромирово евангелие

1051- основан Киево-Печерский монастырь монахом Антонием Печерским из Любече, была основана первая школа церковного чтения.

Внешняя политика

Внутренняя политика

1079- Тмутаракань стала подконтрольной Киеву.

Постоянные междоусобные войны между племянниками двоюродными внуками. Особенности внуки Ростиславича- старшего сына Мудрого- Владимира.

Один из самых образованных людей своего времени, много читал, владел пятью языками. Краткий, миролюбивый, не любил жестокости.

Внешняя политика

Интенсивные контакты со Священной Римской империей, с королём Генрихом 4, за императора которой Генриха IV князь выдал замуж свою дочь. А затем поддерживал дипломатические связи с врагом Генриха- папой римским Урбаном 2.

Внутренняя политика

Слабохарактерный, не мог усмирить князей, междоусобица продолжалась.

Внешняя политика

В 1094 г. Святополк заключил мир с половцами и взял в жены дочь хана Тугоркана.

1103- участвовал в Долобском съезде князей о совместном походе против половцев.

1103- победа над половцами на р. Сутень

1107- победа над половцами на р. Суле

Внутренняя политика

1113- восстание в Киеве, после которого был приглашён на княжение В.Мономаха.

Внешняя политика

1103, 1109, 1111- успешные походы против половцев, ещё до великокняжеского престола завоевал авторитет среди князей

Вёл борьбу с половцами: совершил 83 похода, подписал 19 мирных договоров, взял в плен более 100 половецких ханов ( всех отпустил).

Внутренняя политика

Умел властвовать, в государстве был порядок.

С 1127 г. установил контроль за важнейшими городами Руси (Киевом, Новгородом, Смоленском и др.)

Внешняя политика

Прославился военными успехами, за что его прозвали Великим.

1125- победа над половцами, в результате нескольких походов, половцы были изгнаны за Дон, Волгу и Яик (Урал).

Читайте также: