Атланты в санкт петербурге история создания кратко

Обновлено: 07.07.2024

По́ртик Но́вого Эрмита́жа — крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж, расположенным на главном (южном) фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей.

Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви и поддерживающих архитрав. Остальные элементы портика — пилоны, фриз и колонки балкона — выполнены из кирновского мраморизованного известняка. Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура. [1]

… Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.


Миф об Атласе

Атлас (он же Атлант) – это титан из древнегреческой мифологии. Он отличился тем, что принимал участие в войне против олимпийских богов, которая закончилась провалом, и был обречен Зевсом вечно держать небесный свод на своих плечах. Кстати, Атласские горы в Африке и Атлантический океан названы именем Атланта.

По одному из мифов, к бедолаге однажды пришел Геракл (сын Зевса) и попросил помощи в добыче золотых яблок из сада Гесперид (по разным версиям, то ли дочери, то ли внучки Атланта), которые придавали молодость. Герой не мог самостоятельно достать волшебные плоды, так как сад охраняло чудовище Ладон – бывший титан, превращенный в многоглавого дракона после битвы с богами.

На просьбу Геракла Атлант отреагировал с хитростью: попросил подержать небо, пока он сам сбегает за яблоками. Тот согласился. Атлант принес яблоки, но снова взваливать на себя ношу отказался. Тогда герой обманул титана: попросил положить на землю яблоки и немного подержать небосвод, мол, нужно подложить львиную шкуру под плечи. Атлант согласился. Геракл же поднял яблоки и ушел. Так он завершил свой последний, 12-ый подвиг.


Атлас приносит Гераклу яблоки из сада Гесперид. Сзади Геракла стоит Афина, помогающая ему держать небесный свод. Барельеф 5 века до н. э.

История атлантов в Петербурге

Петербургских атлантов изготовил скульптор Александр Теребенев из сердобольского гранита (декоративный камень, который добывали на севере Ладожского озера. Сердоболь – нынешняя Сортавала). Работа была в своем роде уникальной – в это время ни в Петербурге, ни в Европе не было монументальной скульптуры из гранита. Процесс был долгим и трудозатратным: Теребенев размечал гранитные монолиты, а более 150 каменотесов изготавливали статуи. Скульптор затем проверял их и проводил чистовую отделку.

Были и другие сложности: один монолит оказался с трещиной и пришлось покупать новый. К тому же Теребенев не уложился в бюджет и нарушил все оговоренные сроки. Однако это не помешало ни Николаю, ни Кленце восхититься скульптурами. Так были созданы десять атлантов на Миллионной улице.

Настоящее атлантов в Петербурге

В начале 20 века в стенах Нового Эрмитажа начали появляться трещины. Такие же трещины появились и на атлантах, что странно, ведь они задумывались как декоративный элемент (вес портика на них не опирался). Все дело в болотистом грунте, который постепенно проседает под тяжестью здания. Атланты стали зависеть от деформации строения и портика.

В конце 20 века атлантов изучили с помощью дефектоскопа – устройства для обнаружения дефектов методами неразрушающего контроля. Стало ясно – они в аварийном состоянии. Необходимо было не только восстановить скульптуры, но и укрепить грунт под зданием. Однако все предлагаемые проекты (была даже идея снять антантов и заменить их бронзовыми копиями) очень дороги, а денег нет. Сколько еще простоят скульптуры – неизвестно.

Атланты исполняют желания

Атланты – это символ терпения и твердости. Считается, прикосновение к большим пальцам ног скульптур в день свадьбы гарантирует крепкую и счастливую семейную жизнь (точнее, самого правого атланта, чей взгляд направлен на Марсово поле). Новобрачные при этом обычно держатся за руки.

Кроме того, очень важно, за какой именно палец нужно подержаться: за левый – будет девочка, за правый – мальчик. А чтобы дети родились красивыми, нужно просто подержаться за пальцы атлантов.

Удачей считается даже обычная встреча у атлантов свадебного кортежа. Пусть они и бывают там довольно часто.

Еще есть легенда, что во время Великой Отечественной войны осколок снаряда повредил только ноготь на ноге одной из скульптур в середине портика (точнее, большой палец левой ноги второго атланта от Марсова поля). Его специально не восстанавливали. Считается, что того, кто ноготь потрет, не возьмет ни вражеская пуля, ни снаряд. Из-за стараний туристов в настоящее время и второй ноготь атланта почти стерся.


Об одной из главных достопримечательностей Петербурга – Колонне Монферрана написано очень много, но несмотря на это, историки не спешат вносить коррективы, в официально принятую версию её происхождения. В данном случае, для нас не столь важно даже, из природного гранита она создана или из искусственного. Главное - она не является монолитом. И это соответствует здравому смыслу.

Причём, использовались для этих целей все самые современные, на то время, технологии обработки камня, машины и механизмы. А вовсе не телеги, запряжённые лошадьми, как думают некоторые наивные альтернативные исследователи. Для многих кажется фантастикой даже сама мысль о том, что наших прабабок и прадедов не удивляли такие же привычные для нас вещи, как стиральные машины, поезда и телефон.

Но изобретать заново бульдозеры, экскаваторы и подъёмные краны с приводом от паровых машин, нам нужды уже нет, потому, что у нас имеются более совершенные машины. И от того, что нам кажется, будто в девятнадцатом веке строительной техники не существовало, мы впадаем в известные заблуждения, главным персонажем которых стал неграмотный мужик в лаптях с зубилом и молотком в руках.

Конечно нет. Колонну Монферрана строили грамотные проектировщики, инженеры и строители. И строили они её на месте, используя все самые передовые технологии. В дело шли целиковые блоки из природного гранита, возможно кирпич или бетон, а также искусственный камень. Причём, кто сказал, что искусственный камень может быть создан исключительно путём отливки из раствора?

Вот, к примеру, образцы колонн, созданных из материала, который специалисты однозначно классифицируют как натуральный камень.

Вовсе не обязательно сыпать в строительную смесь цемент или известь. Существуют ведь и другие возможности лишить вещество свойства, которое специалистам известно, как адгезия. Напомню, что силы, способствующие возникновению сцепления между частицами вещества, называются когезией, а силы отталкивания друг от друга, между частицами, называются адгезией.

Так вот, когезия может возникать не только благодаря кристаллизации извести или цемента, находящихся в составе смеси, но и в результате диффузии самих частиц, являющихся составными этого вещества. Например, кусочки полевого шпата, кварца и слюды, обмениваясь своими молекулами друг с другом, под воздействием давления осадочных пород в толщах земли, превращаются в гранит. Без всякого цемента. Для формирования гранита достаточно одного только давления.

Но ведь, когезия может возникнуть и по другим причинам, например, если подводить тепло. Спекание частиц также приводит к возникновению монолита. Но есть ещё и химический вариант решения той же задачи. Тот же безобжиговый кирпич как делали в старину? А его не просто формовали, и затем сушили. В глину добавляли некий реактив, способствовавший растворению вещества, которое после испарения растворителя, в результате кристаллизации, вскоре превращалось в единое целое – твёрдый кирпич.

Но, повторюсь. Главное для нас то, что колонна Монферрана, это сборная конструкция, состоящая из десяти отдельных сегментов цилиндрической формы, диаметр основания каждого из которых, чуть больше диаметра верхней части. На снимках колонны, обработанных с помощью различных фильтров, можно отчётливо рассмотреть каждый из составных сегментов.

Вердикт этому объекту вынесен: Официальная версия конструкции и происхождения Александрийского стопа – не имеет ничего общего с действительностью.

Но! Это вовсе не означает, что другие, менее монументальные объекты в Петербурге так же состоят из различных частей. Многие колонны на самом деле целиком вырублены из гранита и обработаны механическим способом, хотя и не руками камнерезов, а на токарных станках, с приводом от паровых машин. Но это колонны. А как быть со скульптурами и барельефами?

Ответом на этот вопрос может быть только одна гипотеза – большинство из изделий изготавливалось с помощью сверлильных и фрезерных станков с режущим инструментом, изготовленным из легированной стали, массовое производство которой, началось в 1871 году. Однако напомню, что большинство изобретений человечества имеет искусственно заниженный возраст. Например, телеграф, реактивная артиллерия и подводные лодки использовались в армии флоте Российской империи задолго до их официального появления на свет.

Теперь главное – происхождение скульптурных изображений атлантов на Миллионной улице в Санкт-Петербурге. Я считаю этот вопрос очень важным, потому, что внятных версий их происхождения не существует по сей день. Кто-то убеждён в том, что это литьё, кто-то по старинке продолжает твердить про сто пятьдесят мужиков с зубилами, которыми руководил Теребенёв, но из всей массы известной информации, а так - же слухов и домыслов, достоверной можно считать только дин факт:

Всё остальное – набор сказок, причём не умных. За два года… Десять статуй… Которые, почти миллиметр – в – в миллиметр повторяют друг друга… Ну-ну…

Но в том – то вся и беда, что, как в случае с колонной Монферрана и с фасадными колоннами Исаакиевского собора, анализ камня при его изучении под микроскопом не оставляет сомнений в том, что перед нами на самом деле природный гранит. При чём, понятно даже, откуда именно этот гранит привезли.

Сердобо́льский грани́т это гранито-гнейс, который добывали с конца восемнадцатого века до тридцатых годов двадцатого века в Карелии, недалеко от города Сердоболь, который ныне стыдливо, на иностранный манер называют Сортавалой.

Так в чём же дело? Как ОНИ смогли ЭТО совершить? Главным препятствием на пути к разгадке этой тайны, опять-таки стоят внедрённые в сознание стереотипы. А кто сказал, что точные копии с оригинала можно делать только на глазок или литьём? А что, других способов мы не знаем?

В том-то и дело, что всё находится прямо у нас перед носом. Достаточно только пошевелить мозгами и не лениться. Представим, что вам необходимо изготовить дубликат ключа от входной двери. Допустим, что к вам тёща из Москвы на месяц приехала. Что вы делаете? Правильно. Идёте к мастеру. А мастер что делает? На глазок точит вам ключ, похожий на принесённый вами? Наверное, самим уже смешно стало. И мысль моя уже замаячила ясно – ясно.

Да, слесарям и механикам издавна известен простой способ копирования изделий по шаблону с помощью незамысловатого приспособления, которое называется пантограф. Сегодня некоторые умельцы используют самодельные пантографы у себя в гаражах и на балконах. В промышленности же применяют иные, более сложные станки, которые называются дупликарверами.

И вероятность того, что наши прадеды были идиотами, стремится к нулю, потому, что сохранилось достаточно много сведений о том, что пантографы ы девятнадцатом веке были распространены куда больше, чем сейчас, и грамотные инженеры – механики об этом точно знают.

Им эти знания не удаётся применить к атлантам только благодаря стереотипу. А если не считать наших прадедов идиотами, то всё становится на свои места, и мы понимаем, что десять абсолютно одинаковых изваяний из природного гранита можно было изготовить за два года исключительно с помощью дупликарвера.

Конечно, станок должен быть не маленький, и машина для его привода мощная, и резцы надёжные, а ещё и транспорт требуется явно не на деревянных колёсах. Ну, а кто вас убедил в том, что в девятнадцатом веке не существовало иного транспорта, кроме телег с каретами? А как на счёт локомобилей?

Стереотипом является убеждение в том, что если железные дороги начались с середины девятнадцатого века, то и паровые самоходные машины возникли одновременно с ними. На самом деле, паровые машины распространились по миру ещё в конце восемнадцатого век. И не только в качестве приводов станков на заводах, но и как транспортные средства, называемые в России пароходами. А последствии они получили название локомобилей, которые в СССР выпускались вплоть до середины двадцатого века, пока наконец не уступили своё место более совершенным тракторам.

Локомотивы, перевозящие грузы по рельсам, это уже глубокая модернизация, пароходов, ходящих по земле. Когда Ползунову и, чуть позже братьям Черепановым пришла мысль о том, что поставив пароход на рельсы они смогу в разы повысить проходимость и грузоподъёмность пароходов, родился новый вид транспорта – железные дороги, которыми мы пользуемся и по сей день.

Подчеркну ещё раз: Железные дороги – не первичное изобретение, а развитие уже существующего пароходства, т.е. усовершенствование локомобилей, которые без рельсов были довольно беспомощными. Как человек, для передвижения по болоту стал использовать гати, так и локомобильные поезда встали на рельсы, чтобы не проваливаться чугунными ободьями в грунт и перевозить тяжёлые грузы с помощью крайне маломощной силовой установки.

Я полагаю, что и заготовки для атлантов могли доставляться из Карелии именно пароходом. Причём в двух ипостасях, по Ладоге и Неве камни везли на пароходе в нашем нынешнем понимании, а посуху дальше, до Миллионной улицы – на пароходе в понимании наших прадедов и пра-прадедов. И не факт, что от Дворцовой пристани до места установки скульптур ехал обычный локомобиль. Это мог быть вполне себе уже локомотив с прицепом. И может быть, даже по рельсам.

Да и вообще, трамваи изначально появились вовсе не для того, чтобы возить пассажиров. Каждая трамвайная линия, это напоминание о днях строительства города, когда для подвоза стройматериалов прокладывались временные железнодорожные пути. А впоследствии, по железным дорогам, которые стали ненужными строителям, пустили пассажирские экипажи.

Больше информации в фильме: Как сделаны атланты

Средства, нуждающиеся в добрых руках, пожалуйста, переводите сюда:

Сберкарта 5469 4009 6348 3966

Tinkoff 5536 9138 6784 0486

Webmoney - Z293362329782 (американские рубли),
- R911764503628 (русские рубли).

Атланты Нового Эрмитажа

Атланты Нового Эрмитажа

Создатель внушительных статуй — Александр Иванович Теребенёв

Создатель внушительных статуй — Александр Иванович Теребенёв

Где находятся атланты

Имя свое атланты получили благодаря титану из древнегреческой мифологии Массивные ступни мифических героев

Немного истории

Новый Эрмитаж был возведен в 1842—1851 годах и, как понятно из названия, имел самое прямое отношению к главному петербургскому музею. Необходимость постройки была обусловлена потребностью в увеличении пространств для хранения музейных коллекций. Интересный факт: это первое в России здание, изначально созданное специально для размещения и экспонирования в нем художественных ценностей.

Скульптуры выполнены из сердобольского гранита

Скульптуры выполнены из сердобольского гранита

Суровый взгляд

Суровый взгляд

Проект разработал немец Лео фон Кленце, руководили же строительством известные петербургские архитекторы Василий Петрович Стасов и Николай Ефимович Ефимов.

Работа над созданием атлантов длилась более трёх лет Вид на портик Нового Эрмитажа с Миллионной улицы

Всего здесь установлено 10 фигур

Всего здесь установлено 10 фигур

Переход между Новым и Малым Эрмитажами

Переход между Новым и Малым Эрмитажами

Имя свое атланты получили благодаря титану из древнегреческой мифологии. История говорит о том, что Атлант после поражения в битве титанов с олимпийскими богами был вынужден держать на своих плечах небесный свод. Наши же могучие мифологические герои обхватили руками так называемый архитрав (простым языком, балку, лежащую на капителях колонн).

Если поднять голову, здесь можно найти немало скульптурных изваяний Декорирование фасада

Самый часто встречающийся в интернете вопрос об этих скульптурах — сколько же всего атлантов расположено на портике здания. Ответ прост — их 10 штук. Но нужно сказать, что это далеко не единственные фигуры подобного рода в Петербурге. Атлантов и кариатид можно встретить, к примеру, на фасадах Екатерининского дворца в Царском Селе и Михайловского замка напротив Летнего сада. Но, наверное, вторыми по известности фигурами исполинов являются статуи на фасаде дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, ведь каждый день мимо них проходит нескончаемый поток туристов, посещающих славный город на Неве.

Читайте также: