Подготовка командного состава вс рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

С древнейших времен воинам требовалось публично подтверждать свою боеготовность. Помимо личных воинских качеств и мастерства обращения с оружием, им следовало демонстрировать и умения действовать коллективно, слушать и выполнять команды командира. В дальнейшем основной формой такой проверки боеспособности стали строевые смотры воинов, где проверялись их выправка, обмундирование и вооружение. Зачастую такие мероприятия сопровождались показом особых строевых умений — перестроений, движений с оружием и без оружия. Элементы и общие правила строевой подготовки имеют глубокие корни, основанные на воинских традициях каждой страны.

Что такое строевая подготовка: основные термины и понятия

Строевая подготовка — отдельная базовая дисциплина в рамках боевой подготовки каждого военнослужащего. Она направлена на обучение личного состава при прохождении военной службы требованиям поддержания надлежащего внешнего вида, а также выработке умений быстро и правильно выполнять команды, строевые приемы с оружием и без него. Эти умения должны проявляться в слаженности действий военнослужащих в составе подразделений, воинских частей.

Сводом норм и правил, определяющих все требования строевой подготовки, является Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации . Его редакция, действующая на настоящий момент, была утверждена Приказом Министра обороны РФ № 111 от 11.03.2006 г. В качестве основных положений этот документ устанавливает следующие основные термины и понятия:

  1. Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
  2. Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
  3. Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
  4. Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
  5. Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью).
  6. Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.
  7. Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
  8. Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
  9. Ширина строя — расстояние между флангами.
  10. Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
  11. Ряд — военнослужащие разных шеренг, стоящие в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий последующей шеренги, такой ряд называется неполным. При повороте строя кругом военнослужащий неполного ряда обязан перейти во впереди стоящую шеренгу.
  12. Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

В качестве основных видов воинского строя установлены следующие:

  1. Двухшереножный — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
  2. Сомкнутый — строй, в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
  3. Разомкнутый — строй, в котором военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
  4. Развернутый — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром. Такой строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров и т.п.
  5. Походный — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром. Применяется для передвижения подразделений, при совершении марша, прохождениях на торжественных мероприятиях, а также в других необходимых случаях.

Задачи строевой подготовки: устав

Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на боевой технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Строевой Устав ВС РФ определяет:

  • строевые приемы и порядок их выполнения, в т.ч. без оружия и с оружием;
  • правила движения военнослужащего в составе строя;
  • действия строев подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах;
  • порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра;
  • положение Боевого знамени воинской части в строю, порядок совместного выноса и относа Государственного флага Российской Федерации и Боевого знамени воинской части;
  • обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению;
  • способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Таким образом, строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность.

Дисциплина

Армия — это одна из основополагающих общественных структур, обеспечивающая безопасность и само существование общества и государства. Эффективная деятельность такой структуры основана на строгом и безупречном исполнении военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами вышестоящих командиров. В свою очередь, это повышает важность дисциплины как основы для поддержания требуемого порядка. В этом плане именно строевая подготовка закладывает базу как в умениях военнослужащего подчиняться приказам, так и в командирских умениях грамотно их отдавать, избегая неоднозначных толкований.

Быстрота реакции

Это свойство относится к числу важнейших показателей психофизического состояния каждой человеческой личности. Оно вместе с человеком воспитывается и совершенствуется, поскольку требует проявления в различных сторонах его жизни и деятельности и во многом обусловливает его способность к определенным жизненным и профессиональным навыкам. Для военнослужащих требования к быстроте реакции — также в числе основополагающих. Хороший уровень строевой подготовки вырабатывает набор сигналов, которые солдат выполняет на подсознательном уровне и понимает без пояснений. Таким образом, без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий солдат в современном бою. Следует также учесть, что, несмотря на развитие военной техники, решающая роль в боевых действиях по-прежнему принадлежит человеку, его умению не допускать неверных (в том числе поспешных или запоздалых) движений.

Чувство сплоченности

Строевая подготовка нужна, чтобы научить военных координировать свои действия в группе. Воинский строй по самому своему характеру имеет важное воспитательное значение: военнослужащие, представляя собой единую массу, послушную знаку или команде командира, незаметно осознают, что принадлежат к единому коллективу, сплоченному для достижения общей цели. Сейчас, когда подразделения и части насыщены сложной техникой, когда значительно возросла роль коллективного оружия в бою, уровень взаимодействия, воспитываемый строевой выучкой, должен быть особенно высок.

Виды строевой подготовки в ВС РФ

Строевая подготовка в ВС РФ включает в себя такие виды:

  • одиночное строевое обучение без оружия и с оружием;
  • последовательная отработка строевой слаженности отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах;
  • строевые смотры подразделений и частей.

Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.

Одиночной является индивидуальная подготовка военнослужащих, проводимая ими в составе подразделения под руководством своего непосредственного командира. В ходе практических тренировок солдаты находятся в разомкнутом строю.

Групповой метод подготовки военнослужащих реализуется по составлению строя различных порядков в колонны и шеренги. Групповая подготовка солдат проводится по выработке строевого шага и выполнению команд на месте и на ходу. Дальнейшие групповые занятия направлены на накопление опыта и умений в действиях практической направленности.

Методика проведения занятий по строевой подготовке

Занятия по строевой подготовке планируются в роте, как правило, со всеми взводами одновременно. Они проводятся регулярно в течение всего периода первичного обучения военнослужащих. Практические строевые занятия включают в себя следующие этапы:

  • проверка и тренировка выполнения ранее изученных приемов;
  • показ нового строевого приема и его разучивание;
  • тренировка обучаемых до правильного и четкого выполнения разученного приема;
  • организация состязания на лучшее выполнение строевого приема и проведение разбора занятия.

В ходе тренировки командир следит за действиями своих подчиненных и указывает на допущенные ими ошибки, добивается их устранения, обращая внимание на правильность, четкость выполнения строевых приемов и действий. Все военнослужащие должны знать наизусть свои обязанности перед построением и в строю.

Для того, чтобы повысить уровень строевой выучки солдат, в частях и соединениях проводятся состязания на лучший взвод, роту или батальон по строевой подготовке. В часы самоподготовки военнослужащие изучают положения Строевого устава.

В качестве стандартной основы строевой подготовки обучающиеся должны знать и уметь выполнять:

  • строевые приемы и движения без оружия;
  • строевые приемы и движения с оружием;
  • выход из строя и возвращения в строй;
  • подход к начальнику и отход от него;
  • воинское приветствие;
  • движение строя подразделения в пешем порядке;
  • понятие строевого смотра подразделения и требования должного соответствия Строевому уставу.

При оценке одиночной строевой подготовки военнослужащий оценивается за состояние внешнего вида, знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности и выполнение строевых приемов в соответствии с требованиями программы обучения.

При получении военнослужащим положительной оценки за внешний вид проверяется выполнение строевых приемов без оружия и с оружием. Каждый военнослужащий выполняет по указанию проверяющего не менее 10 строевых приемов (шесть приемов без оружия и четыре с оружием) из общего количества приемов, изложенных в Строевом уставе.

Обучение строевым приемам и движениям без оружия

В перечень обязательных к изучению строевых приемов и движений без оружия входят следующие элементы подготовки:

Обучение строевым приемам и движениям с оружием

В подготовку обучающихся строевым приемам и движениям с оружием входят:

Последний из пунктов в рамках строевой подготовки в основном включает элементы, что ранее осваивались без оружия. Строевые действия в бою отрабатываются, как правило, в рамках тактических занятий по боевой подготовке.

Обучение способам управления строем

Строевые команды в ВС РФ

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами (в т.ч. жестами рук, флажками, фонарем) и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром. Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.

Строевые команды в армии принято разделять на предварительную и исполнительную. В то же время Уставом допускается, что такие команды могут быть и только исполнительными.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

Исполнительная команда (в Уставе, как и в данном разделе — выделяется крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя.

Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю

Этот перечень обязанностей оговаривается Строевым Уставом ВС РФ отдельно для командиров и военнослужащих. Для первых из них — в статье 25, для вторых — в статье 26.

Обязанности командира

В числе обязанностей командира значатся:

  • указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику;
  • произвести назначение (при необходимости) наблюдателя, отвечающего за исполнение отданных команд (принятие сигналов);
  • проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (воинской части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента;
  • проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;
  • поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
  • при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
  • при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимых (буксируемых) вооружения и военной техники и укладки военного имущества;
  • напомнить личному составу требования безопасности;
  • в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

Обязанности военнослужащего

Военнослужащий, согласно требованиям Строевого устава, обязан:

Быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим. Передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.​

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Для организации подготовки военнослужащих по контракту во всех видах, родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации и специальных войсках разработаны квалификационные требования к сержантским должностям отражающие потребный уровень знаний, умений и навыков, а также необходимый уровень образования (подготовки) военнослужащего, претендующего на ее замещение.

С учетом данных требований определяется учебное заведение, в котором военнослужащий по контракту должен пройти подготовку. Подготовка может осуществляться в существующих учебных соединениях и воинских частях или в вузах, то есть там, где создана соответствующая учебно-материальная база и имеется подготовленный преподавательский состав.

Общая система подготовки военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях включает в себя:

В зависимости от потребности может осуществляться подготовка (повышение квалификации) военнослужащих по контракту по конкретной специальности со сроком обучения 1 месяц.

Подготовка кандидатов на военную службу по контракту предполагает прохождение следующих этапов: пункт отбора – воинская часть – учебный центр (интенсивная подготовка) – воинская часть – учебный центр (подготовка по специальности) – воинская часть.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 февраля 2019 года N 95

Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

В целях организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Утвердить Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и организациях:

планирование ежегодно до 1 ноября и систематическое проведение военно-политической подготовки в подчиненных войсках (силах) и органах военного управления как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, формы поддержания высокого морально-политического состояния и крепкой воинской дисциплины личного состава;

приведение правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с настоящим приказом.

3. Заместителю Министра обороны Российской Федерации - начальнику Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации организовать:

программно-методическое обеспечение военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации с использованием научно-педагогического потенциала военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;

разработку ежегодно до 15 августа и направление в войска (силы) и органы военного управления методических рекомендаций по организации военно-политической подготовки на новый учебный год;

выпуск необходимых учебных и наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программам и учебным планам военно-политической подготовки, регулярное опубликование методических материалов в помощь руководителям учебных групп военно-политической подготовки в периодических изданиях и на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации за счет, и в пределах средств, ежегодно выделяемых Главному военно-политическому управлению Вооруженных Сил Российской Федерации на воспитательную работу.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 февраля 2019 года N 95

Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Военно-политическая подготовка (ВПП) является одним из основных предметов подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации* и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, военные округа, Северный флот - военными округами, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части (корабли), организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями.

2. Целью ВПП является формирование у военнослужащих Вооруженных Сил высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, уставов и воинской дисциплины.

ВПП в сочетании с другими предметами боевой подготовки обеспечивает высокую морально-политическую и психологическую готовность военнослужащих Вооруженных Сил и воинских коллективов к выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы.

3. В ВПП основное внимание уделяется изучению военнослужащими Вооруженных Сил вопросов государственного и военного строительства, военно-политической обстановки, предназначения Вооруженных Сил по отражению угроз национальной безопасности, отечественной истории, традиций армии и флота, военной педагогики и психологии, норм морали и воинской этики, законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

В ходе занятий используется исторический подход, приводятся примеры образцового исполнения военнослужащими Вооруженных Сил воинского долга. Преподаваемый материал тесно связывается с выполняемыми воинскими частями и подразделениями задачами, состоянием правопорядка и воинской дисциплины.

4. Общее руководство ВПП возлагается на командиров (начальников) воинских частей, а планирование дат и времени проведения занятий по ВПП - на соответствующих начальников штабов воинских частей. Непосредственную организацию, учебно-методическое обеспечение и контроль за проведением занятий по ВПП осуществляют военно-политические органы Вооруженных Сил.

5. ВПП проводится в течение всего учебного года:

с офицерами, прапорщиками, мичманами - в системе профессионально-должностной подготовки;

с сержантами, старшинами - в системе должностной и боевой подготовки;

с солдатами, матросами - в системе боевой подготовки;

с курсантами (слушателями) военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - при изучении предусмотренных учебными планами и программами гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил - по планам командиров (начальников) воинских частей по военно-политическим, социально-экономическим и правовым вопросам методом информирования.

Планирование ВПП осуществляется на учебный год и уточняется на учебный период.

Для изучения военнослужащими Вооруженных Сил и разъяснения им актуальных для конкретной воинской части вопросов по ВПП командирам (начальникам) воинских частей предоставляется право своим решением, исходя из особенностей выполняемых задач, организации оперативной и боевой подготовки, условий дислокации, изменять тематику и содержание занятий (не более 25 процентов тем) с различными категориями личного состава Вооруженных Сил, а также изменять периодичность (дни) занятий при условии выполнения ежемесячных норм по количеству часов, отводимых на занятия по ВПП.

В воинских частях в целях организации ВПП разрабатываются:

календарные учебные планы ВПП для всех категорий личного состава Вооруженных Сил;

планы проведения двухдневных учебно-методических сборов с руководителями учебных групп ВПП и отчетные документы к ним.

Вопросы организации ВПП и информирования (состав учебных групп, их руководители и помощники руководителей; время и места проведения занятий; порядок инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп ВПП, их подготовки к занятиям; порядок участия должностных лиц в проведении и контроле занятий; порядок учета и отчетности по ВПП) отражаются в приказах командиров (начальников) воинских частей об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на учебный год (период обучения) в соответствии с требованиями наставления по боевой подготовке в Вооруженных Силах.

6. Занятия по ВПП проводятся командирами (начальниками) воинских частей и подразделений, а также должностными лицами военно-политических органов Вооруженных Сил в соответствии с учебными программами (планами) в составе учебных групп, созданных для проведения профессионально-должностной, должностной и боевой подготовки:

с офицерами центральных органов военного управления, военных округов (флотов), объединений, профессорско-преподавательским составом военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, научно-исследовательских организаций Министерства обороны - 16 часов в год, в том числе 8 часов в дни профессионально-должностной подготовки;

с офицерами соединений, воинских частей (кораблей) и подразделений - 4 часа в месяц, в том числе 2 часа в дни профессионально-должностной подготовки;

с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, проходящими военную службу по контракту и призыву, а также с прапорщиками и мичманами - 3 часа в неделю в первой половине учебного дня в составе подразделения (учебных групп прапорщиков и мичманов) численностью не более 25 человек;

с переменным составом в школах прапорщиков (мичманов), а также в учебных воинских частях, готовящих специалистов и младших командиров, - 2 раза в неделю по 2 часа в первой половине учебного дня;

с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил - не менее 2 часов в месяц.

В ходе учений, боевых походов, полевых выходов, при выполнении задач в составе миротворческих сил, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю.

Степень усвоения личным составом Вооруженных Сил знаний по ВПП оценивается по четырехбалльной системе. Учет успеваемости по ВПП ведется в журналах учета боевой (профессионально-должностной, должностной) подготовки.

На занятиях по ВПП (за устные и письменные ответы по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, выступления с рефератом, выполнение практических заданий) военнослужащие Вооруженных Сил получают индивидуальные оценки.

7. Для подготовки к занятиям руководителям учебных групп ВПП предоставляется 4 часа служебного времени в неделю. В воинских частях с руководителями учебных групп ВПП проводятся не менее одного раза в месяц двухчасовые инструктивно-методические занятия, а в соединениях и воинских частях перед началом каждого периода обучения - двухдневные учебно-методические сборы под руководством заместителей командиров (начальников) воинских частей по военно-политической работе.

Командиры (начальники) воинских частей утверждают планы сборов, а также ставят задачи на очередной учебный период (год) участникам сбора по повышению роли ВПП в поддержании боевой готовности, боевой подготовке, укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

8. Участие руководящего состава объединений, соединений и воинских частей в проведении и текущем контроле занятий по ВПП осуществляется:

командирами воинских частей - не менее двух занятий в период обучения, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении) ежемесячно;

заместителями командиров воинских частей - не менее трех занятий в период обучения, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении), а заместителями командиров воинских частей по военно-политической работе - во всех подчиненных воинских частях ежемесячно;

начальниками отделов (отделений), служб воинских частей - не менее четырех занятий в период обучения с различными категориями военнослужащих Вооруженных Сил, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении), а соответствующими должностными лицами по ВПП и информированию - во всех подчиненных воинских частях ежемесячно.

9. Состояние ВПП в ходе инспекторских, контрольных комплексных проверок проверяется в соответствии с требованиями Порядка проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 777дсп "О порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Вопросы для проверки знаний личного состава Вооруженных Сил по ВПП методом тестирования разрабатываются Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил, военно-политическими органами видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов.

10. В ходе контрольных проверок по отдельным вопросам ВПП включается в перечень основных предметов обучения, подлежащих обязательной проверке в соединениях, воинских частях всех видов и родов войск Вооруженных Сил и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил. Состав соединений, воинских частей и подразделений, привлекаемых к контрольной проверке по отдельным вопросам, содержание контрольных занятий по ВПП определяются программой (планом) проверки, утверждаемой должностным лицом, возглавляющим проверку, в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.

Количество проверяемых подразделений (учебных групп) устанавливается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до командиров проверяемых соединений, воинских частей не позднее чем за 10 суток до начала проверки.

Уровень теоретической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил проверяется в ходе контрольных занятий по ВПП в форме зачета с оценкой или тестирования в объеме изученных на момент проверки тем согласно учебным планам (программам) военно-политической подготовки.

Для определения оценки проверяемому военнослужащему Вооруженных Сил в форме зачета задается не менее трех вопросов. В целях объективного определения степени усвоения знаний проверяемому задается не более трех дополнительных вопросов.

Ответ на вопрос оценивается:

"отлично", если в полном объеме и последовательно раскрыто его содержание, при ответе правильно использовались основные понятия и термины;

"хорошо", если раскрыто содержание вопроса, но при ответе допущены неточности и ошибки;

"удовлетворительно", если показаны нетвердые знания по существу поставленного вопроса, с трудом раскрыто его основное содержание;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

Индивидуальная оценка военнослужащего Вооруженных Сил определяется:

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

Оценка снижается на один балл, если проверяемый на момент сдачи ВПП имеет дисциплинарное взыскание за совершенный грубый дисциплинарный проступок.

Если военнослужащий Вооруженных Сил не прибыл на контрольное занятие по ВПП без уважительной причины, то он оценивается "неудовлетворительно".

Руководители учебных групп оцениваются вместе с проверяемой учебной группой с учетом уровня их знаний по программе ВПП, методике проведения занятий и общей оценки руководимой учебной группы.

Оценка подразделению (учебной группе) по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил:

"отлично", если средний балл не менее 4,7;

"хорошо", если средний балл не менее 3,7;

"удовлетворительно", если средний балл не менее 2,7;

"неудовлетворительно", если средний балл менее 2,7.

Для анализа состояния ВПП воинским частям по итогам контрольных проверок по отдельным вопросам выставляется оценка по ВПП. При этом органу военного управления, управлению воинской части оценка по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил.

Под комплектованием в свою очередь понимается установленная государством и при этом регулируемая законодательными документами система обеспечения потребности какой-либо соответствующей организации в составе личного характера, а также в оружии, военной и, что самое главное специальной технике, и каких-либо средствах материального типа. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.

Виды комплектования войск

Также стоит отметить, что в исторической литературе отмечают сразу несколько видов комплектования вооруженных сил.

Армия наемного характера – это специальные войска, которые состоят из профессиональных воинов нанимавшихся государствами, а также различными городами и определенными отдельными феодалами. Они существовали с древности, в 15-18 веке это была основа вооруженных сил в Западной Европе.

Ополчение – это конкретная категория военнообязанных в России в 1874–1917 году (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), которые в военное время призываются для выполнения различных задач вспомогательного типа.

Вербовкой называется процесс в ходе которого осуществляется наем людей на службу военного характера. В России такой процесс применялся ограниченно до 18 века. Во многих государствах капиталистического порядка вооруженные силы комплектуются полностью или же частично по найму.

Повинность воинской направленности называется установленная тем или иным законом обязанность населения нести службу военного характера в вооруженных силах своей страны.

В России повинность воинской направленности сначала осуществлялась в форме определенных ополчений, с 1705 года – рекрутской повинности, с 1874 года – всеобщей воинской повинности, а с 1924 года по настоящее время – в форме обязанности воинского порядка.

Цель комплектования – по большей части заключается именно в обеспечении военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на службу военной направленности на контрактной основе в количестве, которое требуется для укомплектования тех или иных вакантных должностей замещаемых солдатами, а также сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.

На данный момент задачами комплектования военной организации государства составом личного характера являются:

  • в то время, которое является мирным – пополнение определенных воинских частей (кораблей), различных соединений, каких-либо учреждений, а также заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (то есть резерва) личного состава;
  • во время войны – восполнение потерь и, что самое главное обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.
  • призыва граждан Российской Федерации на службу военного характера по какому-либо экстерриториальному принципу;
  • добровольного поступления граждан (зарубежных граждан) на службу военной направленности.

17 статьей частью 3 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что комплектование иных войск, каких-либо воинских формирований и, что самое главное органов осуществляется на конкретных принципах, и в порядке, который в свою очередь установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Система комплектования организации

Специальная система комплектования организации военной направленности государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность определенных элементов определяющих признаки основного характера в соответствии с которыми осуществляется процесс по поступлению граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.

Одними из самых главных элементов системы комплектования являются:

  • источники комплектования;
  • различные требования, которые предъявляются к конкретным лицам, которые поступают на военную службу по контракту;
  • определенные способы комплектования;
  • специальные принципы комплектования;
  • какие-либо особенности подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, а также старшин.

Стоит рассмотреть каждый элемент по отдельности.

Под конкретным источником комплектования военнослужащими подразумевают именно тех граждан, которые в свое время подлежат призыву или поступают на службу военной направленности с соблюдением конкретных установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, подготовка профессионально-психологического характера и др. Такие требования по большей части устанавливаются именно законодательством федеральной направленности и при этом конкретизируются руководителем федерального органа власти исполнительного порядка, в котором предусмотрена военная служба.

Также важно, что различают такие виды источников комплектования:

  • граждане, которые уже достигли возраста совершеннолетия и призываемые на военную службу;
  • граждане, которые достигли возраста совершеннолетия и поступающие на службу военного характера по определенному контракту;
  • граждане, которые поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • граждане, окончившие учреждения высшего профессионального образования и при этом поступающие на службу военной направленности по призыву, и по контракту на должности какого-либо офицерского состава.

К требованиям общего характера имеют отношение:

  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • возраст: так как процесс призыва осуществляется в рамках конкретного возраста, а именно от 18 до 27 лет, что касается первого контракта, то он подлежит процессу заключения в возрасте от 18 до 40 лет (с достаточно высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);
  • требования медицинской направленности;
  • прохождение определенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
  • уровень профессионального образования и, что не менее важно профессиональной подготовки.

Особый характер службы военной направленности в каких-либо иных органах федеральной направленности исполнительной власти подразумевает и наличие определенных требований к гражданам, которые решили поступить на военную службу.

Например, для конкретных органов федеральной службы безопасности в качестве специальных требований выступают:

Способ комплектования – это конкретный установленный законом порядок определения граждан на службу военного характера.

Специальные принципы комплектования, как и иные элементы системы комплектования осуществляют необходимые действия по характеризации порядка достижения основной цели комплектования – обеспечить ту или иную потребность вооруженных формирований в личном составе. Удовлетворение конкретных потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью определенного источника комплектования к территории. Основываясь на этом выделяют такие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, а также смешанный.

Законодательство Российской Федерации в свое время указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется именно на основе призыва граждан Российской Федерации на службу военной направленности по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, которые поступили на военную службу по контракту, законодательством не указывается.

Особенности подготовки сержантов, старшин, а также прапорщиков и офицеров как определенный элемент системы комплектования – это процесс в ходе которого осуществляются необходимые действия по обучению командного состава различных категорий порядку и, что самое главное специальным способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (которых также еще называют мичманами) осуществляется именно в военных образовательных учреждениях среднего и, конечно, высшего образования профессионального характера, в которые зачисляются именно те лица, которые желают проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Что касается воинского звания прапорщика (мичмана), то важно заметить, что оно присваивается военнослужащему, который успешно завершил обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки.

Подготовка офицеров осуществляется в специальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Присвоение определенного воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Гражданам, которые в свое время окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается в тоже время, когда происходит и назначение на воинскую должность офицера.

Основываясь на вышеперечисленных вопросах можно подвести итог и сделать следующие выводы.

Читайте также: