Статистический учет в бухгалтерии это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Юридические лица и ИП должны представлять статистическую отчетность в госорганы. Данная обязанность регламентирована на законодательном уровне, а потому обязательна для исполнения. Существуют различные виды и формы статотчетности, непредставление которых влечет за собой применение административной ответственности к хозяйствующим субъектам.

Отмена сдачи бухотчетности в статистику в 2020

Безусловно, главное изменение в статистической отчетности в 2020 году заключается в том, что обязательный экземпляр бухгалтерской отчётности с бухотчета за 2019 год больше не нужно сдавать в территориальный орган Росстата, а только в налоговый орган, который можно сдавать с помощью сервиса 1С:Отчетность прямо из программы 1С.

  • чья бухотчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Сущность статистической отчетности

Статотчетность подразделяется в зависимости от периодичности ее представления на срочную, месячную, квартальную, полугодовую и годовую. Для их заполнения используется информация, содержащаяся в документах компании, т.е. они являются документальным подтверждением достоверности отраженных данных в отчетах.

В практике российской статистической деятельности отчетность подразделяется на две большие группы:

  • общая отчетность, содержащая одни и те же сведения для определенной сферы экономики и для хозяйствующих субъектов в целом;
  • специализированная отчетность, содержащая специфические показатели и сведения по отдельным отраслям экономики.

Обязанность хозяйствующих субъектов представлять статотчетность регламентирована Федеральным законом от 29.11.07 г. № 282-ФЗ. Условия представления первичных статистических и административных данных статучета закреплены в Постановлении Правительства РФ от 18.08.08 г. № 620.

Согласно данным нормативно-правовым актам сдача статотчетности - это обязательная процедура. Ее нужно проводить с использованием конкретных статистических форм, передаваемых в бумажном либо электронном виде.

Проведение статнаблюдения может быть, как сплошным, так и выборочным. При первом варианте респонденты отчитываются с определенной периодичностью в соответствии со сроками, установленными законодательством. При втором варианте наблюдение осуществляется в выборочной форме по конкретным параметрам, а потому не всегда хозяйствующий субъект попадает в конкретную выборку.

Кто должен сдавать статотчетность

Статотчетность должны подавать следующие субъекты:

  • юрлица, в том числе субъекты СМП;
  • ИП;
  • государственные учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных предприятий, работающих в России;
  • нотариусы и адвокаты.

Согласно Федеральному закону от 24.07.07 г. № 209-ФЗ субъектам СМП (к которым относятся многие предприниматели) разрешено подавать статотчетность в более простом порядке. Для отнесения субъекта к малому и среднему бизнесу установлено несколько критериев (по средней численности работников, выручке, доле участия в уставном капитале), а непосредственный их перечень содержится на сайте ФНС.

Формы статистической отчетности

Формы отчетности для заполнения компаниями при проведении статнаблюдения утверждаются и регламентируются Росстатом. В них включаются показатели и сведения по хозяйствующему субъекту, необходимые для дальнейшего анализа органами статистики.

Форм статистического наблюдения достаточно много, но какие именно нужно представлять для исследования - зависит от деятельности хозяйствующего субъекта, его организационно-правовой формы, принадлежности к малому предпринимательству и т.д. Наиболее распространенными формами отчетности являются сведения:

  • о деятельности предприятия (1-предприятие);
  • о финансовом состоянии организации (П-3);
  • о количестве, зарплате и движении сотрудников компании (П-4);
  • о неполной занятости и движении сотрудников (П-4 (НЗ));
  • о количестве и зарплате сотрудников (1-Т) - для компаний, не представляющих ежемесячную форму П-4;
  • о дополнительном профобразовании сотрудников компании (1-кадры);
  • об основных показателях деятельности малого предприятия (ПМ).

Информацию о том, какие именно формы необходимо сдавать хозяйствующему субъекту, можно найти на сайте Росстата. Также можно получить консультацию у специалистов территориального отделения органов статистики.

Формирование статотчетности в 1С

Статистическую отчетность проще формировать в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8, поскольку в этом случае информация будет представлена в соответствии с данными бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Специалисту потребуется меньше времени на формирование и представление документов, а информация в них будет достоверная и точная.

В типовой конфигурации 1С содержится обширный перечень различных форм статистической отчетности. Однако если какой-то формы не хватает из-за ее специфичности, можно дополнить программу, внеся соответствующие корректировки, или же использовать универсальный отчет статистики. Он предназначен для того, чтобы подготавливать форму статотчетности на основании XML-шаблонов, публикуемых Росстатом.

Для формирования универсального отчета необходимо открыть вкладку "Статистика" и перейти в раздел "Прочие формы". После выбора формы, которая имеется в перечне, нужно нажать на кнопку "Создать", и тогда откроется форма для заполнения отчета. Если же формы в перечне нет, то нужно зайти в "Шаблоны" и загрузить необходимый отчет, предварительно скачав его с сайта Росстата.

Преимущества формирования статистической отчетности в 1С заключаются в следующих моментах:

  • представление точной и полной информации по хозяйствующему субъекту;
  • автоматическое заполнение сведений и обязательных реквизитов отчетности;
  • быстрый сбор и анализ информации;
  • снижение затрат труда и времени работников;
  • простота и легкость заполнения отчетности;
  • формирование документа в электронном виде, необходимого для отправки по ТКС.

Ответственность за непредставление статистической отчетности

Если хозяйствующий субъект, обязанный согласно законодательству, подавать тот или иной вид статистической отчетности, не исполнит требование, он штрафуется согласно ст. 13.19 КоАП РФ:

  • 10 - 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20 - 70 тыс. руб. для юрлиц.

При повторном нарушении данной нормы законодательства административная ответственность ужесточается:

  • 30 - 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 100 - 150 тыс. руб. для юрлиц.

Особенности формирования и сдачи статистической отчетности

Можно выделить такие особенности, связанные с формированием и представлением форм статотчетности:

Хозяйствующие субъекты в силу специфики их деятельности или организационно-правовой формы обязаны сдавать те или иные формы статистической отчетности. Документы проще и удобнее формировать в программе 1С, и тогда информация будет достоверной и актуальной на конкретную дату.

Непредставление статотчетности влечет за собой наложение административного штрафа, который вполне можно избежать, если настроить в 1С календарь напоминаний о сдаче отчетности в установленные законом сроки.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Человечество производило и производит материальные блага, которые необходимо учитывать, ими управлять, распределять, изыскивать резервы эффективности их производства. Указанные цели реализуются при помощи системы хозяйственного учета, представленного несколькими видами. Рассмотрим, как на предприятии действует система хозяйственного учета и из каких взаимосвязанных элементов она состоит.

Хозяйственный учет: основные понятия

Итак, хозяйственный учет – это система непрерывного отражения хозяйственных процессов в человеческом обществе, при которых производятся, обращаются и распределяются материальные блага. Фундаментальные цели хозяйственного учета: управление процессами и повышение их экономической эффективности на каждом отдельном предприятии, затем в отрасли, в конечном счете – на уровне экономики страны. Основой всей учетной системы, первичной единицей и объектом учета является предприятие – производитель материальных благ.

При формировании показателей хозяйственного учета используют три вида измерителей: натуральные, денежные и трудовые. Напомним, что натуральный измеритель выражается в штуках (метрах, литрах и др.), денежный – валюте государства, а трудовой (для оценки затрат рабочего времени) – в днях, часах, месяцах, годах.

Существует три основных вида хозяйственного учета:

  • оперативный;
  • бухгалтерский;
  • статистический.

Специалистами часто выделяются в отдельные категории еще два понятия:

  • финансовый учет;
  • управленческий учет.

Далее рассмотрим особенности каждого вида хозяйственного учета подробно.

Виды учета

Необходимость оперативного учета ощущается на этапе текущих контрольных мероприятий. Контроль проводится на отдельных участках, в подразделениях предприятия, а оперативный учет обеспечивает процесс информацией. Оперативный учет фиксирует хозяйственные явления количественно, используя соответствующие измерители: штуки, дни, тонны и подобные им. В ходе оперативного учета главная цель – получение достоверной, своевременной информации о происходящих на данный момент хозяйственных явлениях. На предприятии оперативный учет может быть поручен учетчикам, бригадирам, цеховым мастерам, начальникам отделов.

Оперативные учетные данные могут:

  • фиксироваться в первичных документах;
  • передаваться устно.

Бухгалтерский учет — это сбор, регистрация и обобщение информации об имуществе и обязательствах предприятия, представляющие собой четкую учетную систему. Использует как основу денежный показатель, во взаимосвязи с другими видами показателей.

Отличительными чертами бухгалтерского учета являются:

  • непрерывность;
  • сплошной характер учетных процедур;
  • строгое документирование операций.

Указанный вид учета отличается особыми приемами и способами обработки данных (например: счета, система двойной записи, баланс показателей).

В процессе бухгалтерского учета фиксируется вся финансовая, хозяйственная деятельность предприятия, имущество по видам запасов, фондов; источников формирования имущества как имеющихся на предприятии, так и заемных. Учитываются производственные и коммерческие затраты, расчеты с персоналом и контрагентами, деньги и т.д.

Бухгалтерский учет жестко регламентирован на федеральном, региональном уровнях, а также внутри самого предприятия локальными нормативными актами.

Статистический учет оперирует данными о массовых явлениях и фактах. Учетные процедуры соответствуют цели зафиксировать их, оценить тенденции экономического развития в масштабах региона, отрасли, страны. Хозяйственный учет включает в себя часть статистического учета, имеющую отношение к экономике, отдельным экономическим субъектам.

В сферу статистических исследований, например, включаются данные о рынке рабочей силы, заработной плате, материальных ценностях, принадлежащих предприятиям, финансовых ресурсах юрлиц. Статистический учет базируется на данных бухгалтерского и оперативного учета, собранных на предприятии. Применяются также специальные методы исследования экономических явлений сплошного и выборочного характера.

Все три вида хозяйственного учета связаны между собой. Оперативный учет является основой бухгалтерских данных. Большинство предприятий обязано сдавать регулярную статистическую отчетность. Алгоритм подготовки таких отчетов включает использование и бухгалтерских и оперативных данных.

Финансовый учет, как отдельное понятие, актуален для внешних пользователей и контрагентов предприятия. Он охватывает показатели финансового, имущественного состояния юрлица. Такой учет ведется в основном в интересах кредиторов, банков, имеющих доли в уставном капитале, акционеров. Управленческий учет объединяет в себе все виды информации, необходимой для принятия управленческих решений и контроля работы предприятия. С другой стороны, можно сказать, что данные оперативного, бухгалтерского учета служат управленческим целям внутри предприятия, а статистического учета – на уровне отраслей и регионов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации;

2) система государственной статистики - государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств;

3) официальная статистическая информация - сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 19.10.2011 N 285-ФЗ, от 08.12.2020 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета;

6) административные данные - используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации;

7) первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения;

8) пользователи официальной статистической информацией - государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им официальной статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 500-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) национальные счета - совокупность балансовых таблиц и методов их составления, обеспечивающая формирование официальной статистической информации о валовом внутреннем продукте и других макроэкономических показателях.

Статистический учет - система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабе предприятия, отрасли, экономического региона или страны. Информация статистического учета используется органами власти и управления для принятия управленческих решений.

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое "Статистический учет" в других словарях:

ГОСТ 7.81-2001: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения — Терминология ГОСТ 7.81 2001: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения оригинал документа: 3.1 авторский лист:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Официальный статистический учет — 1) официальный статистический учет деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и… … Официальная терминология

УЧЕТ ПОЖАРОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ — сбор статистических данных о пожарах в целях их дальнейшего обобщения и анализа. Учет пожаров в СССР начался в соответствии с принятым 8 декабря 1923 г. постановлением Совета труда и обороны (СТО) О статистическом учете пожаров , в котором… … Российская энциклопедия по охране труда

Учет Статистический — учет, заключающийся в организации сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, в прогнозировании развития процессов, ситуаций. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Статистический официальный учет пожаров — ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям, осуществляемый органами управления, подразделениями ГПС в соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в… … Словарь черезвычайных ситуаций

Статистический (или вероятностный) подход к изучению экономики — [probabilistic appro­ach in economics] учет вероятностного характера экономической системы (см. Вероятностная система) и, следовательно, принципиальной, неизбежной неполноты информации, используемой при принятии экономических решений. Это… … Экономико-математический словарь

УЧЕТ — одно из важнейших условий руководства социалистическим предприятием путем систематического контроля над хозяйственной деятельностью; . никакая работа никакая плановая работа, никакая государственная работа немыслима без правильного учета… … Технический железнодорожный словарь

УЧЕТ, СТАТИСТИЧЕСКИЙ — учет, основанный на методах статистики, предусматривающий создание системы сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, позволяющих делать выводы о развитии общества, предприятия, явления … Большой бухгалтерский словарь

УЧЕТ, СТАТИСТИЧЕСКИЙ — учет, основанный на методах статистики, предусматривающий создание системы сбора, анализа, накопления информации, выявления тенденций, позволяющих делать выводы о развитии общества, предприятия, явления … Большой экономический словарь

УЧЕТ — (РЕГИСТРАЦИЯ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (англ. taxpayer registration) – единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают осн. характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Аскер Аминов

Каждый, кто открывает свою фирму или только задумывается об этом, знает, что ему предстоит вести финансовый учет. Начиная разбираться в этой теме выясняется, что существует три вида учета, а именно: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Чем же они отличаются и какой учет вести обязательно, а какой нет? Давайте разбираться.

Для того, чтобы ответить себе на вопросы, необходимо подробно разобраться с каждым из видов.

Основные типы учета в компании

Налоговый учет – обязательный для ведения учет, который регламентирован государством, а именно Налоговым кодексом РФ. Государство жестко определило правила ведения и сдачи отчетности, а все потому, что такой учет позволяет определить налогообложение каждой организации и контролировать выплату налогов. То есть получается, что целью налогового учета является корректное отражение движения денежных средств, чтобы выделить сумму налогов и передать эту информацию государству по установленной форме.

Существует несколько систем налогообложения:

  • Общая система налогообложения(ОСН), такая система по которой фирме необходимо платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и прочие виды налоги.
  • Упрощенный вид налогообложения, который подразделяется на:
    • Упрощенная система налогообложения (УСН), такая система подразумевает под собой две формы. Первая форма, когда налог платится с дохода компании. Вторая форма, когда налог платится с дохода, за вычетом суммы расходов компании. Такая система является распространенной среди малого бизнеса.
    • Единый сельскохозяйственный налог – такая система используется бизнесом в сфере сельского хозяйства.
    • Единый налог на вмененный доход – система, разрешенная к использованию некоторым видам деятельности, таким как розница, бытовые услуги, реклама и прочие. Смысл системы в том, что оплата налога привязывается к определенной метрике, например, площади торговой площадки.
    • Индивидуальным предпринимателям доступен такой вид налогообложения как патентная система, смысл которой заключается в разовой оплате налога и возможности работы без налогообложения на определенный период.

    Бухгалтерский (финансовый) учет – предназначен для оценки фирмы. Так же, как и налоговый учет, он является обязательным и жестко регламентирован государством, так как отчетность сдается в налоговую по установленной форме. Регламентом бухгалтерского учета в РФ является Российский Стандарт Бухгалтерского Учета (РСБУ).

    Бухгалтерский учет отражает задолженности, обязательства и капитал организации, выражая все это в стоимостном эквиваленте. Все операции подтверждаются документально и содержат в себе суммы этих движений. Основным понятием являются бухгалтерские счета, по которым и происходят движения денежных средств, одновременно отражаясь на нескольких таких счетах как поступление и списание по дебету и кредиту.

    Как следствие, за терминологией бухгалтерского учета кроется экономическая суть процессов организации, которая подразумевает под собой ограничения:

    Управленческий учет – необязательный, но зачастую необходимый вид учета, которым предпочтительно пользуются руководители, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена для контроля определенных показателей. Такой вид учета – это своего рода метрика текущего положения дел в организации, и она дает возможность пользователю взглянуть на картину бизнеса целиком.

    В чем отличие управленческого учета от бухгалтерского (финансового)?

    Управленческий и бухгалтерский учет, безусловно, имеют тесную взаимосвязь, но при этом, управленческий учет несколько отличается от бухгалтерского. Основополагающем различием данных видов учета являются конечные пользователи информации и, как следствие, задачи учета и способы его ведения.

    Управленческий учет не является обязательным для ведения в организации, но ввиду своей понятности руководящему составу, необходим для осуществления эффективного контроля и анализа деятельности. Основная цель управленческого учета – предоставление необходимой и достаточной информации заинтересованным лицам (руководители предприятия, собственники) для формирования стратегии управления компанией и формирования управленческих решений.

    Финансовый (бухгалтерский) учет – по сути, часть управленческого учета, которая так же отражает состояние организации, но использует для этого регламентированные правила, закрепленные законодательно. Основными потребителями этой информации на ряду с руководителями и собственниками являются контролирующие госорганы.

    При этом, финансовый учет зачастую понятен только бухгалтеру или аудитору в сфере бухгалтерского учета, и не содержит актуальной информации для собственника. Кроме того, финансовый учет отличается от управленческого тем, что в финансовом учета фиксируется история финансовых операций, а управленческий еще и предусматривает прогнозирование бизнес-показателей.

    Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия

    Основные сходства этих двух видов учета:

    Чем же отличается бухгалтерский учет от налогового? Основные отличительные особенности заключается в самих целях ведения учета: бухгалтерский учет используется для оценки общего состояния организации по ее активам и обязательствам, а налоговый – только для корректного расчета налоговых обязательств перед государством. Еще одно важное отличие бухучета от налогового учета – обязательность ведения: от ведения бухгалтерского учета освобождаются ИП и физлица, налоговый учет же ведут все без исключения.

    Сравнительная таблица видов учета

    Для того, чтобы наглядно понять суть отличия управленческого учета от бухгалтерского и налогового, предлагаем ознакомиться со сравнительной таблицей:

    Сравнимые характеристики

    Бухгалтерский учет

    Налоговый учет

    Управленческий учет

    Обязательность использования вида учета в организации

    Регламент

    Цель ведения учета

    Пользователи данных, получаемых при ведении учета

    Основополагающий принцип ведения учета

    Основные правила

    Показатель отражения учета во времени

    Тип информации

    Периодичность отчетности

    Зачем вести управленческий учет в организации?

    Первым и основным преимуществом ведения управленческого учета является получение актуальной картины функционирования бизнеса, что в свою очередь помогает эффективно реагировать на внешние изменения как в периоды кризиса, так и позитивных влияний внешнего мира. Этот вид учета позволяет оперативно корректировать стратегию развития бизнеса с помощью различных метрик и их допустимых значений, выход за которые должен сигнализировать о необходимости изменения стратегии. При этом, информация отражается не только в стоимостном эквиваленте, но в качественном или количественном показателе, что приводит к улучшению восприятия текущего состояния организации.

    Еще одним фактором является возможность планирования показателей, что позволяет на основе предыдущих периодов сделать прогнозы по возможным значениям показателей на предстоящие – например, анализировать сезонность при сбыте продукции.

    Читайте также: