Монашеские ордена средневековья кратко

Обновлено: 02.07.2024

в католицизме объединение монахов, руководствующихся в своей жизни особым уставом, утвержденным папой римским. Первым монашеским орденом был бенедиктинский. Устав ордена, написанный Бенедиктом Нурсийским, использовался в дальнейшем в качестве образца многими другими м.о. Бенедиктинский орден был наиболее массовым из м.о. Раннего Средневековья. В X—XI вв. в ходе Клюнийского движения часть реформированных бенедиктинских общин объединились в конгрегацию со строгой централизацией. В XII — первой пол. XIII в. наиболее значимыми и массовыми были ордены цистерцианцев и премонстрантов. Во время крестовых походов возникли духовно-рыцарские ордены, главной целью которых была борьба с иноверцами. Наиболее крупными из них были ордены тамплиеров, иоаннитов, тевтонов. Ряд подобных орденов возник на Пиренейском п-ове в ходе Реконкисты, а в Вост. Европе был создан орден меченосцев. В нач. XIII в. появились нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы. Доминиканцам было поручено заниматься инквизицией: они стали цензорами правоверия. В наиболее же массовом ордене францисканцев его радикальное крыло стало почвой для ряда ересей, опасных не только для церкви, но и для существующего строя. Наряду с муж. м.о. появилось и немало жен. орденов (бригитток, клариссок, доминиканок и т.д.). Жен. м.о., как правило, были элитарными — туда не принимали женщин низкого происхождения. Уже к нач. XIII в. количество м.о. увеличилось настолько, что IV Латеранский собор (1215) фактически запретил создание новых м.о. Исключения бывали довольно редко и требовали особого разрешения и одобрения рим. пап.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь . Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик . 1999 .

Смотреть что такое "Монашеские ордены" в других словарях:

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ — централизованные монаш. объединения в католицизме, деятельность к рых регламентируется уставами, утверждаемыми папой римск. Первым католич. М. о. был орден бенедиктинцев, возникший в 6 в. в Италии, а затем распространившийся в ряде др. стран. До… … Атеистический словарь

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ — то же, что Военно монашеские ордены … Атеистический словарь

Нищенствующие ордены — ♦ (ENG mendicant orders) (от лат. mendicare просить подаяние) в основном римско католические монашеские ордены, придающие особое значение обету бедности … Вестминстерский словарь теологических терминов

ГВАТЕМАЛА — [Республика Гватемала; исп. República de Guatemala], гос во в Центр. Америке. Площадь 108 889 кв. км. Столица: Гватемала (2 млн 656 тыс. чел. 2005). Крупнейшие города: Кесальтенанго (624 716 тыс. чел. 2003), Эскуинтла (113 320 чел. 2000),… … Православная энциклопедия

Духовно-рыцарский орден — Духовно рыцарские ордена в Западной Европе военно монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12 13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых походов и войны с неверными: против ислама в … Википедия

ГОСПИТАЛИТЫ — [госпитальеры; лат. ordines hospitalarii; франц. hospitaliers], общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.). К Г. относятся алексиане,… … Православная энциклопедия

Орден (организация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Орден (значения). Орден организация, сообщество лиц, связанных общею целью и особыми правилами жизни. Подразделяются на: Монашеские ордены в католицизме сообщества монашествующих,… … Википедия

Монашеский орден — Монашеский орден в католичестве, а с определенного времени и у некоторых протестантов сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации, в… … Википедия

Часто путают рыцарские и монашествующие ордена. И те, и другие сильно влияли на историю, но по разному. Уже рассказал о рыцарских орденах , настало время монашествующих.

1. Бенидиктинцы (530-наши дни)

Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis , OCist), белые монахи ответвились в XI в. от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами (в Восточной Европе бернардинцами называют францисканцев - обсервантов, по имени Бернардина Сиенского). Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Облачение цистерцианцев — белое одеяние с чёрным скапулярием , чёрным капюшоном и чёрным шерстяным поясом . В 2014 г. цистерцианцы насчитывали 1733 монаха, из которых 757 священников.

3. Премонстранты (1126-наши дни)

4. Гилбертинцы (1130-1545)

Бывший монашеский августинский католический орден, основанный св. Гильбертом в Семпрингхэме (Sempringham), где он был священником. Св. Гильберт основал женский монастырь по образцу цистерцианцев . Он нанимал мирских сестёр и мирских братьев (из беднейших крепостных) для обслуживания монастыря. Гильберт создал при каждом монастыре организацию регулярных каноников (с уставом св. Августина), которые должны служить капелланами и духовными наставниками монахинь. Каждый гильбертинский дом состоял из 4 общин: монахинь, каноников, мирских сестёр и мирских братьев. При жизни Гильберт основал 13 монастырей, из них 4 мужских. Одеяние гильбертинских каноников — чёрная туника до щиколоток, белая мантия и белый капюшон, обитый овечьей шерстью. Монахини ходили в белом. Наплечник носили и каноники, и монахини . В конце XV в. орден пришёл в бедность. Генрих VI освободил его от всех поборов, но нужно было платить Римской курии. К моменту распада (ок. 1545 г.) орден имел 26 домов.

5. Картезианцы (1140-наши дни)

7. Францисканцы (1209-наши дни)

8. Кармелиты (1214-наши дни)

Кармели́ты — общее название 2-х католических монашеских орденов и 1-й конгрегации, придерживающихся духовности монахов - отшельников с горы Кармель. Орден основали в середине XII в. во время крестовых походов монахами, прибывшими в Святую Землю из Западной Европы и поселившимися у источника св. Илии на горе Кармель. Учредителем ордена считается крестоносец Бертольд Калабрийский, по просьбе которого патриарх Альберт Иерусалимский в 1214 г. составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, полностью отказаться от мяса, значительное время проводить в полном молчании. В 2014 г. насчитывали 2030 монахов (из них 1316 священников) в 382 обителях в 29 странах.

Давайте сравним всё это с настоятельницей монастыря кармелиток из "3-х мушкетёров".

9. Доминиканцы (1216-наши дни)

10. Мерседарии (1235-наши дни)

Частным видом католической организованности является монашество - гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах - это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.

Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г.)

Монахи сыграли решающую роль в истории вина в эпоху Средневековья. В XVII в. иезуиты производили вино на прибрежных равнинах Перу, а францисканцы в XVIII в. заложили основы виноделия в Калифорнии. Традицию винопития поддерживают по сей день.

1. Понятие монашеского ордена

Орденом ( ordo religiosus ) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого ( religiosi, religiosae ) дают торжественные обеты ( vota solemnita ) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).

Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским.

Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре ( clausura, stabilitas loci ). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae – требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне – по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.

Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.

Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:

2. Средневековые монашеские ордена

Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).

В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.

В XI - XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.

В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет "телесной нищеты" (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.

В XVI - XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена - иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.

В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.

2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)

Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.

В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.

В XII - XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.

С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.

Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.

В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.

2.2. Орден ливонский

Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией - территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.

Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.

В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.

В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.

В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.

После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 - 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.

2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)

Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.

Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.

Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.

Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.

В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.

На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.

2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)

Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.

После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: "Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского".

Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.

Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.

К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.

В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.

В XVI - XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.

В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.

После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.

С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.

Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.

В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.

Все члены ордена делятся на три основных ранга:

Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.

Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.

В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.

В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров - наиболее крупная благотворительная организация.

2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)

Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ - храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.

"Отцом" ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.

Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.

Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.

В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.

В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.

В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.

По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.

Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.

2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)

Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме.

Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.

Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.

Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.

В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.

В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.

В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.

Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.

2.7. Орден августинцев (Августинцы)

Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.

Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.

В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.

2.8. Орден меченосцев

Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.

Во время второго "Северного" крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.

В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.

В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.

В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.

Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.

2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)

Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.

Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.

В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.

В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.

Заключение

В настоящее время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.

Список литературы

1. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.

2. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов. – М.: Рипол Классик , 2003.

В современной ка­то­лической Церк­ви, по­ми­мо Орденов монашеских в уз­ком смыс­ле, дей­ст­вую­щих на ос­но­ве древ­них мо­на­ше­ских ус­та­вов [бе­не­дик­тин­цы и вы­де­лив­шие­ся из них ор­де­на, а так­же уни­ат­ские (смотри Уни­ат­ст­во) ор­де­на ан­то­ни­ан, ва­си­ли­ан и мхи­та­ри­стов], в по­ня­тие Орденов монашеских в ши­ро­ком смыс­ле (хо­тя и не­точ­ном с точ­ки зре­ния като­лического ка­но­ни­че­ско­го пра­ва) мо­гут вклю­чать­ся так­же ор­де­на ре­гу­ляр­ных ка­но­ни­ков (ав­гу­стин­цы, пре­мон­ст­ран­ты и другие; смотри так­же Ка­но­ник), ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на (до­ми­ни­кан­цы, фран­ци­скан­цы, ав­гу­стин­цы-эре­ми­ты, кар­ме­ли­ты и др.) и ор­де­на ре­гу­ляр­ных кли­ри­ков (ие­зуи­ты и др.). В сред­ние ве­ка су­ще­ст­во­ва­ли и другие раз­но­вид­но­сти Орденов монашеских, например ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на (ио­ан­ни­ты, там­плие­ры, Тев­тон­ский ор­ден и др.), чле­ны ко­то­рых, по­ми­мо при­не­се­ния обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов, обя­зы­ва­лись так­же с ору­жи­ем в ру­ках за­щи­щать хри­сти­ан­ст­во. Ти­по­ло­ги­че­ски эти Ордена монашеские от­но­сят­ся к ре­гу­ляр­ным ка­но­ни­кам (Тев­тон­ский ор­ден) ли­бо к ни­щен­ст­вую­щим ор­де­нам (напр., ио­ан­ни­ты).

Пер­вая по­пыт­ка соз­да­ния осо­бой мо­на­ше­ской ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щей отдельные мо­на­сты­ри, от­но­сит­ся к началу IX века - ре­фор­ма Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го, стре­мив­ше­го­ся соз­дать сеть мо­на­сты­рей, объ­еди­нён­ных иде­ей чис­то­ты ис­пол­не­ния ус­та­ва преподобного Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го. Цен­тром этой мо­на­ше­ской ор­га­ни­за­ции ста­ло аб­бат­ст­во Ин­ден (близ Ахе­на, ос­но­ва­но в 814 или 817 году), соз­дан­ное императором Лю­до­ви­ком Бла­го­чес­ти­вым для Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го, а гла­вой - сам Бе­не­дикт. В 817 году он со­звал в Ахе­не со­бор аб­ба­тов, на ко­то­ром ре­ша­лись су­гу­бо мо­на­стыр­ские во­про­сы, без пря­мо­го уча­стия епи­ско­па­та. Ре­фор­ма Бе­не­дик­та Ани­ан­ско­го ещё не под­ра­зу­ме­ва­ла изъ­я­тия мо­на­сты­рей из юрис­дик­ции ме­ст­ных епи­ско­пов, а гла­вен­ст­во Бе­не­дик­та ба­зи­ро­ва­лось на его лич­ном ав­то­ри­те­те и под­держ­ке им­пе­ра­то­ра и не име­ло юри­ди­че­ски за­кре­п­лён­ных ос­нов. По­доб­ные ре­фор­мы про­во­ди­лись в X веке в Ло­та­рин­гии Гер­хар­дом Бронь­ским и Ио­ан­ном из Гор­це, так­же соз­дав­ши­ми объ­е­ди­не­ния ре­фор­ми­ро­ван­ных ими мо­на­сты­рей. Эти дви­же­ния не име­ли даль­ней­ше­го раз­ви­тия и при­хо­ди­ли в упа­док со смер­тью их вдох­но­ви­те­лей. Ос­но­вой бе­не­дик­тин­ско­го ор­де­на ста­ла ре­фор­ма бур­гунд­ско­го аб­бат­ст­ва Клю­ни, по­лу­чив­ше­го (в 909 или 910 году) пап­скую эк­земп­цию (пря­мое под­чи­не­ние Ри­му). Все при­сое­ди­няв­шие­ся к Клю­ний­ской ре­фор­ме мо­на­сты­ри так­же вы­во­ди­лись из юрис­дик­ции ме­ст­ных епи­ско­пов, а их на­стоя­те­ли под­чи­ня­лись аб­ба­ту Клю­ни и че­рез не­го - па­пе. Аб­бат Клю­ни был гла­вой все­го сло­жив­ше­го­ся во­круг Клю­ни объ­е­ди­не­ния мо­на­сты­рей. Од­на­ко при­сое­ди­няв­шие­ся к Клю­ни мо­на­сты­ри, ко­ли­че­ст­во ко­то­рых не­ук­лон­но рос­ло с рас­про­стра­не­ни­ем ре­фор­мы за пре­де­лы Фран­ции и Бур­гун­дии, име­ли свои обы­чаи (consuetu­di­nes), от­лич­ные от тра­ди­ций Клю­ни. По­пыт­ки рим­ских пап в XIII-XIV веках соз­дать цен­тра­ли­зо­ван­ный ор­ден бе­не­дик­тин­цев фак­ти­че­ски не при­нес­ли ус­пе­ха и при­ве­ли к рас­па­ду бе­не­дик­тин­цев (XV-XVII веках) на ряд внутренних под­раз­де­ле­ний - кон­гре­га­ций, от­ли­чаю­щих­ся уст­рой­ст­вом (по­жиз­нен­ная или вре­мен­ная долж­ность аб­ба­та) и ду­хов­ной на­прав­лен­но­стью (ак­цент на мо­лит­ву или учё­ные за­ня­тия).

Од­но­вре­мен­но на­чи­ная с XI века от бе­не­дик­тин­цев на­чал от­де­лять­ся ряд Орденов монашеских, чле­ны ко­то­рых стре­ми­лись к боль­ше­му ас­ке­тиз­му и стро­го­му при­ме­не­нию бе­не­дик­тин­ско­го ус­та­ва. Так, в 1-й половине XI века в Ита­лии в рам­ках бе­не­дик­тин­ской тра­ди­ции сло­жил­ся ор­ден ка­маль­ду­лов (ка­маль­ду­лен­ских эре­ми­тов), тя­го­тев­ших к от­шель­ническому и за­твор­ническому об­ра­зу жиз­ни, - в про­ти­во­вес клю­ний­ским об­ще­жи­тель­ным бе­не­дик­тин­цам с их идеа­лом об­ще­ст­вен­ной мо­лит­вы. Ор­ден ка­маль­ду­лов был ос­но­ван святым Ро­му­аль­дом (умер в 1027 году) и по­лу­чил раз­ви­тие бла­го­да­ря Пет­ру Да­миа­ни. Его цен­тром ста­ло аб­бат­ст­во Фон­те-Авел­ла­на близ Ра­вен­ны. Сход­ные идеа­лы ис­по­ве­до­ва­ли и чле­ны ор­де­на кар­ту­зи­ан­цев, сло­жив­ше­го­ся в конца XI - первой 1-й половины XII веков.

Во 2-й половине XI века от бе­не­дик­тин­цев от­де­лил­ся ор­ден цис­тер­ци­ан­цев, по­лу­чив­ший на­зва­ние от аб­бат­ст­ва Си­то [лат. Цис­тер­ци­ум (Cistercium)] в Шам­па­ни, став­ше­го их пер­вой оби­те­лью. Осо­бое рас­про­стра­не­ние ор­ден по­лу­чил в середине XII века бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Бер­нар­да Клер­во­ско­го. Цис­тер­ци­ан­цы вы­сту­па­ли за воз­ро­ж­де­ние су­ти бе­не­дик­тин­ско­го ус­та­ва, ко­то­рую они ви­де­ли в фи­зическом тру­де мо­на­хов и их со­ци­аль­ном слу­же­нии и мис­сио­нер­ст­ве. Ор­ден по­лу­чил стро­гую струк­ту­ру внутреннего управ­ле­ния. В Но­вое вре­мя от цис­тер­ци­ан­цев от­де­ли­лись ор­де­на фель­ян­тин­цев (1577, уп­разд­нён в конце XVIII века) и трап­пи­стов (1664), от­личав­шие­ся тре­бо­ва­ни­ем бо­лее стро­го­го ас­ке­тиз­ма.

К XVIII веку в основном сло­жи­лись так­же ор­га­ни­за­ции восточно-ка­то­лических (уни­ат­ских) мо­на­хов: мхи­та­ри­стов (ар­мя­не-униа­ты), ва­си­ли­ан (униа­ты греческого об­ря­да) и ан­то­ни­ан (ма­ро­ни­ты).

Боль­шин­ст­во Орденов монашеских име­ют и жен­скую ли­нию, ав­то­ном­ную, но на­хо­дя­щую­ся в оп­ре­де­лён­ной юри­дической за­ви­си­мо­сти от муж­ской.

К Орденам монашеским в уз­ком смыс­ле близ­ко при­мы­ка­ют ре­гу­ляр­ные ка­но­ни­ки, ос­но­вой жиз­ни для ко­то­рых слу­жит ус­тав блаженного Ав­гу­сти­на. Тра­ди­ция кли­ри­ков, ве­ду­щих мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, вос­хо­дит к IV веку. В 816 году бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка объ­е­ди­нить в по­до­бия мо­на­стыр­ских об­щин ка­пи­ту­лы со­бор­ных церк­вей. Эта ини­циа­ти­ва при­нес­ла пер­вые пло­ды в конце XI века. К это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся воз­ник­но­ве­ние ор­де­на ре­гу­ляр­ных ка­но­ни­ков- ав­гу­стин­цев. Уже в XII веке сре­ди ав­гу­стин­цев поя­ви­лись различные кон­гре­га­ции (ка­но­ни­ки аб­бат­ст­ва Сен-Вик­тор в Па­ри­же; смотри Сен-вик­тор­ская шко­ла) и ме­ст­ные ка­пи­ту­лы. Ав­гу­стин­цы не име­ли един­ст­ва управ­ле­ния, и толь­ко на ме­ст­ном уров­не оно осу­ще­ст­в­ля­лось со­б­ра­ни­ем ка­питу­лов. В про­ти­во­по­лож­ность им пре­мон­ст­ран­ты (ор­ден ос­но­ван святым Нор­бер­том Ксан­тен­ским в 1-й половине XII века в Северной Фран­ции) за­им­ст­во­ва­ли у цис­тер­ци­ан­цев стро­гую сис­те­му цен­тра­ли­зов. кол­ле­ги­аль­но­го управ­ле­ния.

Ор­де­на ре­гу­ляр­ных кли­ри­ков на­ча­ли воз­ни­кать в эпо­ху Контр­ре­фор­ма­ции (пер­вый из них - ор­ден теа­тин­цев, 1524; наи­бо­лее из­вест­ный - ие­зуи­ты). Их чле­ны, не свя­зан­ные, в от­ли­чие от мо­на­хов, обя­зан­но­стью пре­бы­вать в за­тво­ре и со­вер­шать об­щин­ную ли­тур­гию ча­сов, по­свя­ти­ли се­бя пас­тыр­ской дея­тель­но­сти, об­ра­зо­ва­нию и де­лам ми­ло­сер­дия.

Ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на, воз­ник­шие в XI-XIII веках в Па­ле­сти­не, При­бал­ти­ке и на Пи­ре­ней­ском полуострове, сыг­ра­ли важ­ную роль в со­бы­ти­ях кре­сто­вых по­хо­дов и Ре­кон­ки­сты. Од­на­ко к Но­во­му вре­ме­ни все они бы­ли ли­бо уп­разд­не­ны (там­плие­ры), ли­бо пре­вра­ти­лись в кор­по­ра­ции свет­ской ари­сто­кра­тии (испанские и пор­тугальские ор­де­на), ли­бо пе­ре­клю­чи­лись на бла­го­тво­рительную дея­тель­ность (ио­ан­ни­ты, Тев­тон­ский ор­ден).

С раз­ви­ти­ем Ре­фор­ма­ции со­кра­ти­лась дея­тель­ность Орденов монашеских в Северной Ев­ро­пе, од­на­ко бла­го­да­ря Ве­ли­ким гео­гра­фи­че­ским от­кры­ти­ям Ордена монашеские рас­про­стра­ни­лись в других рай­онах ми­ра, пре­ж­де все­го в Аме­ри­ке, где они ста­ли основной си­лой хри­сти­ан­ской мис­сии. За­мет­ную роль как в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти, так и в про­ти­во­стоя­нии Ре­фор­ма­ции иг­ра­ли ие­зуи­ты, а так­же ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на до­ми­ни­кан­цев и фран­ци­скан­цев. По­доб­ная ак­тив­ность в XVIII веке при­ве­ла Ордена монашеские к кон­флик­там с пра­ви­тель­ст­ва­ми многих го­су­дарств, в ре­зуль­та­те че­го ряд ор­де­нов был уп­разд­нён (не­ко­то­рые воз­ро­ди­лись в XIX веке). В эпо­ху Про­све­ще­ния и в XIX веке чле­ны Орденов монашеских ста­ли уде­лять всё боль­шее вни­ма­ние учё­ным за­ня­ти­ям и пуб­ли­ка­ции древ­них хри­сти­ан­ских па­мят­ни­ков (например, мав­ри­сты), со­ци­аль­ной ра­бо­те, соз­да­нию различных бла­го­тво­рительных уч­ре­ж­де­ний. Ре­фор­ма ка­но­нического пра­ва (1983), ли­к­ви­ди­ро­вав ряд фор­маль­ных осо­бен­но­стей, ха­рак­тер­ных для Орденов монашеских, сбли­зи­ла их с другими ви­да­ми ре­лигиозных ин­сти­ту­тов Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Дополнительная литература:

Кар­са­вин Л.П. Мо­на­ше­ст­во в сред­ние ве­ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974–2003. Vol. 1–10;

Leyser H. Her­mits and the new monasticism: a study of reli­gious communities in Western Europe 1000–1150. L., 1984;

Dall’ere­mo al cenobio. Mil., 1987;

Lesegretain C. Les grands ordres re­li­gieux: hier et aujord’hui. P., 1990;

Джор­дан Омэнн О.Р. Хри­сти­ан­ская ду­хов­ность в ка­то­ли­че­ской тра­ди­ции. Рим; Люб­лин, 1994;

Читайте также: