Монашеские ордена средневековья кратко
Обновлено: 02.07.2024
в католицизме объединение монахов, руководствующихся в своей жизни особым уставом, утвержденным папой римским. Первым монашеским орденом был бенедиктинский. Устав ордена, написанный Бенедиктом Нурсийским, использовался в дальнейшем в качестве образца многими другими м.о. Бенедиктинский орден был наиболее массовым из м.о. Раннего Средневековья. В X—XI вв. в ходе Клюнийского движения часть реформированных бенедиктинских общин объединились в конгрегацию со строгой централизацией. В XII — первой пол. XIII в. наиболее значимыми и массовыми были ордены цистерцианцев и премонстрантов. Во время крестовых походов возникли духовно-рыцарские ордены, главной целью которых была борьба с иноверцами. Наиболее крупными из них были ордены тамплиеров, иоаннитов, тевтонов. Ряд подобных орденов возник на Пиренейском п-ове в ходе Реконкисты, а в Вост. Европе был создан орден меченосцев. В нач. XIII в. появились нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы. Доминиканцам было поручено заниматься инквизицией: они стали цензорами правоверия. В наиболее же массовом ордене францисканцев его радикальное крыло стало почвой для ряда ересей, опасных не только для церкви, но и для существующего строя. Наряду с муж. м.о. появилось и немало жен. орденов (бригитток, клариссок, доминиканок и т.д.). Жен. м.о., как правило, были элитарными — туда не принимали женщин низкого происхождения. Уже к нач. XIII в. количество м.о. увеличилось настолько, что IV Латеранский собор (1215) фактически запретил создание новых м.о. Исключения бывали довольно редко и требовали особого разрешения и одобрения рим. пап.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь . Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик . 1999 .
Смотреть что такое "Монашеские ордены" в других словарях:
МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ — централизованные монаш. объединения в католицизме, деятельность к рых регламентируется уставами, утверждаемыми папой римск. Первым католич. М. о. был орден бенедиктинцев, возникший в 6 в. в Италии, а затем распространившийся в ряде др. стран. До… … Атеистический словарь
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ — то же, что Военно монашеские ордены … Атеистический словарь
Нищенствующие ордены — ♦ (ENG mendicant orders) (от лат. mendicare просить подаяние) в основном римско католические монашеские ордены, придающие особое значение обету бедности … Вестминстерский словарь теологических терминов
ГВАТЕМАЛА — [Республика Гватемала; исп. República de Guatemala], гос во в Центр. Америке. Площадь 108 889 кв. км. Столица: Гватемала (2 млн 656 тыс. чел. 2005). Крупнейшие города: Кесальтенанго (624 716 тыс. чел. 2003), Эскуинтла (113 320 чел. 2000),… … Православная энциклопедия
Духовно-рыцарский орден — Духовно рыцарские ордена в Западной Европе военно монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12 13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых походов и войны с неверными: против ислама в … Википедия
ГОСПИТАЛИТЫ — [госпитальеры; лат. ordines hospitalarii; франц. hospitaliers], общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.). К Г. относятся алексиане,… … Православная энциклопедия
Орден (организация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Орден (значения). Орден организация, сообщество лиц, связанных общею целью и особыми правилами жизни. Подразделяются на: Монашеские ордены в католицизме сообщества монашествующих,… … Википедия
Монашеский орден — Монашеский орден в католичестве, а с определенного времени и у некоторых протестантов сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации, в… … Википедия
Часто путают рыцарские и монашествующие ордена. И те, и другие сильно влияли на историю, но по разному. Уже рассказал о рыцарских орденах , настало время монашествующих.
1. Бенидиктинцы (530-наши дни)
Цистерциа́нцы (лат. Ordo Cisterciensis , OCist), белые монахи ответвились в XI в. от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами (в Восточной Европе бернардинцами называют францисканцев - обсервантов, по имени Бернардина Сиенского). Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Облачение цистерцианцев — белое одеяние с чёрным скапулярием , чёрным капюшоном и чёрным шерстяным поясом . В 2014 г. цистерцианцы насчитывали 1733 монаха, из которых 757 священников.
3. Премонстранты (1126-наши дни)
4. Гилбертинцы (1130-1545)
Бывший монашеский августинский католический орден, основанный св. Гильбертом в Семпрингхэме (Sempringham), где он был священником. Св. Гильберт основал женский монастырь по образцу цистерцианцев . Он нанимал мирских сестёр и мирских братьев (из беднейших крепостных) для обслуживания монастыря. Гильберт создал при каждом монастыре организацию регулярных каноников (с уставом св. Августина), которые должны служить капелланами и духовными наставниками монахинь. Каждый гильбертинский дом состоял из 4 общин: монахинь, каноников, мирских сестёр и мирских братьев. При жизни Гильберт основал 13 монастырей, из них 4 мужских. Одеяние гильбертинских каноников — чёрная туника до щиколоток, белая мантия и белый капюшон, обитый овечьей шерстью. Монахини ходили в белом. Наплечник носили и каноники, и монахини . В конце XV в. орден пришёл в бедность. Генрих VI освободил его от всех поборов, но нужно было платить Римской курии. К моменту распада (ок. 1545 г.) орден имел 26 домов.
5. Картезианцы (1140-наши дни)
7. Францисканцы (1209-наши дни)
8. Кармелиты (1214-наши дни)
Кармели́ты — общее название 2-х католических монашеских орденов и 1-й конгрегации, придерживающихся духовности монахов - отшельников с горы Кармель. Орден основали в середине XII в. во время крестовых походов монахами, прибывшими в Святую Землю из Западной Европы и поселившимися у источника св. Илии на горе Кармель. Учредителем ордена считается крестоносец Бертольд Калабрийский, по просьбе которого патриарх Альберт Иерусалимский в 1214 г. составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, полностью отказаться от мяса, значительное время проводить в полном молчании. В 2014 г. насчитывали 2030 монахов (из них 1316 священников) в 382 обителях в 29 странах.
Давайте сравним всё это с настоятельницей монастыря кармелиток из "3-х мушкетёров".
9. Доминиканцы (1216-наши дни)
10. Мерседарии (1235-наши дни)
Частным видом католической организованности является монашество - гвардия католической Церкви. Монашество католической Церкви делится на ордена созерцательной и активной апостольской жизни. Последние занимаются миссионерской работой. К ним относится большинство монахов и монахинь. Ордена специализированы, т.е. каждый из них имеет свою сферу деятельности, свой стиль, свои особенности в организации. Специализация в миссионерской работе позволяет развить наибольшую производительность. Имеются монахи, живущие только в монастырях и монахи, живущие в миру, носящие гражданскую одежду. Многие монахи работают учеными при научных центрах, в университетах, многие учителями, врачами, медсестрами и по другим специальностям, оказывая христианское влияние на свое окружение. Католический монах - это не затворник, полностью удалившийся от мира (хотя есть и такие). Это активный общественный деятель, ловец человеческих душ.
Вот некоторые цифры, характеризующие состояние монашества в католич. Церкви: всего имеется около 300 тыс. монахов и 800 тыс. монахинь. Наиболее крупные монашеские объединения: 35 тыс. чел. иезуитов, 27 тыс. францисканцев, 21 тыс. салезианцев, 16 тыс. капуцинов, 12 тыс. бенедиктинцев, 10 тыс. доминиканцев (цифры взяты из книги М. Мчедлова "Католицизм", М., 1974 г.)
Монахи сыграли решающую роль в истории вина в эпоху Средневековья. В XVII в. иезуиты производили вино на прибрежных равнинах Перу, а францисканцы в XVIII в. заложили основы виноделия в Калифорнии. Традицию винопития поддерживают по сей день.
1. Понятие монашеского ордена
Орденом ( ordo religiosus ) является постоянное, утвержденное Церковью сообщество мужчин или женщин, члены которого ( religiosi, religiosae ) дают торжественные обеты ( vota solemnita ) бедности, целомудрия и послушания и ими обязывают себя к праведной жизни в исполнении общего устава (regula).
Главное отличие ордена от других религиозных организаций - наличие особого устава, утвержденного папой римским.
Торжественные обеты, которые принимаются после окончания периода послушания (новициата), подразумевают полную и безвозвратную отдачу себя ордену, а через него Богу. Они лишают члена ордена прав обладания и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех общественных обязательств. В некоторых орденах (как, например, в ордене иезуитов) к трем общепринятым обетам добавляется четвертый, который обязывает вступающего следовать особым целям, стоящим перед орденом. Характерным признаком монашеского ордена является обязательное проживание его членов в монастыре ( clausura, stabilitas loci ). В традиции францисканцев и доминиканцев это правило заменяет stabilitas provinciae – требование проживания члена ордена в пределах определенной територии. Все монашеские ордена отличаются по образу жизни, целям и направлениям деятельности, а внешне – по монашеским одеяниям, характерным для каждого ордена.
Положения о статусе монашеского ордена и принципах его деятельности были приняты на 4-м Латеранском (1215 г.) и 2-м Лионском Соборах. Согласно этим положениям монашеские ордена освобождаются от верховного надзора епископа и подчиняются непосредственно папе римскому.
Монашеские ордена подразделяются на следующие категории:
2. Средневековые монашеские ордена
Первым монашеским орденом в Западной Европе был орден бенедиктинцев (основан в IV веке).
В XI веке в Европе получили широкое распространение ордена цистерианцев и картезианцев.
В XI - XII веке в связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордены, сочетающие в уставах монашеские и рыцарские идеалы. Наиболее распространенные из них - госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы.
В XIII веке для укрепления авторитета церкви и борьбы с еретическими движениями создаются нищенствующие монашеские ордена. Наиболее известны из них францисканцы и доминиканцы, дававшие обет "телесной нищеты" (со временем принявший чисто номинальных характер). Объединение уставной жизни со священническим служением, независимость от местных властей, подчинение непосредственно папе делало нищенствующие монашеские ордена универсальным средством воздействия на мир.
В XVI - XVII веке, в период контрреформации, для преодоления кризиса церкви создаются многочисленные новые ордена - иезуиты, базилиане, театинцы, барнабиты.
В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов. Руководит монашескими орденами Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни.
2.1. Цистерианский орден (Цистерианцы)
Католический монашеский орден. Основан бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 году.
В 1115 году был возглавлен Бернаром Клервоским.
В XII - XIII году мужские и женские монастыри цистерианцев были богаты и влиятельны. К 1300 году существовало 700 монастырей цистерианцев.
С XIV века орден цистерианцев приходит в упадок.
Из цистерианцев выделились бернардинцы, флорцы и трапписты.
В настоящее время насчитывается около 3000 цистерианцев.
2.2. Орден ливонский
Военно-монашеский католический орден. Подразделение Тевтонского ордена, созданное в 1237 г. из остатков ордена меченосцев. Орден, наряду с Рижским архиепископством, Курляндским, Дерптским, Эзельским епископством, должен был управлять Ливонией - территорией, занятой крестоносцами в Прибалтике.
Символика ливонцев напоминала тевтонскую: черный крест на белом поле, однако многие ливонцы носили плащи с символикой меченосцев: красные кресты и мечи.
В 1242 году князь Александр Невский одержал победу над рыцарями Ливонского ордена в сражении у Чудского озера ("Ледовое побоище"), был заключен мир с Ливонией на условиях ее отказа от притязаний на русские земли.
В 1309 г., после захвата Тевтонским орденом у Польши Восточного Поморья с г.Данцигом, столицей Тевтонского и Ливонского орденов стала крепость Мариенбург.
В конце XIII в. Ливонский орден вступил в соперничество с Рижским архиепископством за политическую власть в Ливонии.
После поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве 1410 г. положение Ливонского ордена пошатнулось. В 1444 - 1448 гг. орден принимал участие в войне Ливонии с Новгородом и Псковом.
2.3. Орден иезуитов (Иезуиты, Общество Иисуса)
Католический монашеский орден. Основан в 1534 г. в Париже испанцем Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540 г.
Основой ордена является жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение руководству и папе римскому. Орден выведен из-под епископской юрисдикции. Основной принцип ордена: "Цель оправдывает средства". Структура ордена - иерархическая, состоит из четырех ступеней. Во главе ордена стоит генерал, избираемый съездом ордена. Орден делит мир на девять ассистенций, управляющих ассистентами, составляющими Генеральный совет ордена. Ассистенции делятся на провинции и вицепровинции, а они, в свою очередь, на коллегии или резиденции.
Для ордена характерен высокий и разносторонний уровень образованности всех его членов. Благодаря этому с самого момента основания члены ордена составляли значительную часть преподавательского состава в учебных учреждениях Европы, а с конца XVII в. - и в России. В период Реформации орден стал главной опорой католической церкви. К XVII в. орден стал играть значительную роль в политике, идеологии и экономике Европы. К середине XVIII в. орден представлял реальную угрозу уже и для папства. В 1733 г. папа Климент XIV под нажимом королевских дворов Испании, Португалии и Франции, принял решение о распуске ордена.
Де-юре орден был распущен, однако его тайная деятельность не прекратилась. На тех территориях России, где иезуиты имели существенное влияние, императрица Екатерина II запретила распускать орден, предполагая использовать его как политическую силу против католической церкви.
В 1814 г. папа Пий VII восстановил нормальное функционирование ордена в полном объеме.
На конец XX в. орден иезуитов насчитывает 35 тысяч членов. Издается около 1 тысячи газет и журналов на более чем 50 языках мира. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ.
2.4. Орден иоаннитов (Иоанниты, Мальтийский орден, Орден госпитальеров)
Самый древний католический монашеский орден. Основан в 1023 году (по другим данным, в 1070 году) купцом Панталеоном Мауро из Амальфи (Южная Италия) и его сподвижниками, построившими больницу и приют для больных и престарелых паломников, шедших в Иерусалим.
После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году орден был признан папой римским в качестве независимой религиозной организации. Полное его название звучало: "Рыцарский орден госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского".
Вступившие в орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.
Около 1155 года глава ордена французский рыцарь Раймунд де Пюи принял титул великого магистра и издал первые статуты ордена.
Символом ордена стал восьмиконечный белый крест (получивший впоследствии название мальтийского), который, как правило, вышивался на рясах или плащах. К XIII веку наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом.
К XII веку орден достиг серьезного военного могущества.
В 1306 году орден вторгся на о.Родос и более 200 лет господствовал там, до изгнания его турками в 1523 году. После этого в 1530 году орден взял под свое покровительство император Священной Римской империи Карл V и дал ордену в ленное владение о.Мальту.
В XVI - XVII веках орден достиг наивысшего расцвета и превратился в сильную морскую державу Средиземноморья.
В 1798 году войска Наполеона Бонапарта захватили Мальту. После жестокого поражения орден перебрался в Россию под покровительство Павла I, который специальным манифестом принял на себя звание великого магистра ордена, а главной резиденицей госпитальеров объявил Санкт-Петербург.
После убийства Павла I в 1801 году резиденция ордена переносится в Италию.
С 1834 года и до настоящего времени штаб-квартира ордена находится в Риме, где занимает около двух квадратных километров. Владения ордена в Риме пользуются правом экстерриториальности.
Как суверенное государство орден имеет дипломатические отношения на уровне послов с 50 государствами. Орден имеет свою конституцию, правительство, гимн, гражданство, денежные знаки.
В настоящее время орден насчитывает около 10 тысяч рыцарей и около одного миллиона ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций. Членами ордена преимущественно являются крупные политические деятели и бизнесмены.
Все члены ордена делятся на три основных ранга:
Кроме того, существуют почетные рыцари и дамы.
Все нити правления сосредоточены в руках великого магистра, который избирается пожизненно из узкого круга рыцарей и утверждается папой.
В орден не принимаются разведенные или живущие во внебрачной связи, евреи и коммунисты. Членство в ордене разрешается только католикам, однако это правило не распространяется на венценосных особ.
В настоящее время орден занимается преимущественно организацией медицинской помощи и организацией паломничеств. В ведении ордена находится около 200 больниц в разных странах мира. После Армии спасения орден госпитальеров - наиболее крупная благотворительная организация.
2.5. Орден тамплиеров (орден храмовников)
Один из древних католических монашеских орденов. Основан в 1119 году французскими рыцарями в Иерусалиме вскоре после Первого крестового похода. Свое название (франц. templiers, от templ - храм) одрен получил по местонахождению первоначальной резиденции вблизи места, где, по преданию, находился храм Соломона.
"Отцом" ордена считается бургундский рыцарь Хуго де Пэйнс, который в 1118 году, участвуя в крестовом походе, вместе с восемью сподвижниками нашел пристанище во дворце иерусалимского правителя Балдуина I.
Основной задачей ордена была провозглашена защита паломников и завоеванных крестоносцами государств от мусульман.
Тамплиеры давали те же три обета, что и иоанниты, и имели аналогичную организационную структуру. Символом тамплиеров служил красный крест, который носился поверх заимствованного у цистерианцев белого плаща.
В короткий срок, благодаря пожертвованиям, занятиям торговлей и ростовщичеством, орден превратился в крупнейшего феодала и банкира Ближнего Востока и Западной Европы.
В 1128 году были приняты статуты ордена тамплиеров.
В XIII веке численность ордена достигла 15 тысяч рыцарей. Орден неоднократно использовался для борьбы с ересями и восстаниями.
По завершении крестовых походов орден обосновался в Европе, преимущественно во Франции. Опасаясь роста могущества тамплиеров, французский король Филипп IV Красивый в 1307 году добился ареста всех членов ордена и возбудил против них инкцивиторский процесс.
Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 году были сожжены на костре. В 1312 году папа Климент V упразднил орден.
2.6. Орден дома святой Марии Тевтонской (Немецкий орден, Тевтонский орден)
Католический монашеский орден. Основан немецкими крестоносцами в конце XII века на базе госпиталя "Дом святой Марии Тевтонской" в Иерусалиме.
Первоначально орден занимал подчиненное положение по отношению к иоаннитам. Устав и самостоятельность ордена утверждены папой Иннокентием III в 1198 году.
Первым гроссмейстером ордена еще до утверждения статутов стал Генрих Вальпот.
Резиденции и владения ордена располагались, кроме Иерусалима, в Германии, Италии, Испании и Греции.
В начале XIII века орден обосновался в Северо-Восточной Европе, ведя политику экспансиив Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных землях рыцари ордена проводили насильственную германизацию и обращение населения в католицизм.
В 1410 году объединенные польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену.
В XVI веке, когде Реформация охватила Пруссию, владения ордена были секуляризированы. С потерей капиталов и владений орден потерял военное и политическое значение.
Тевтонский орден существует в настоящее время в Германии в форме малочисленной церковной организации.
2.7. Орден августинцев (Августинцы)
Католический монашеский орден. Ведет свое начало от монашеских общин, образованных св.Августином и его сестрой Перпетуей. Следует приписываемому св.Августину уставу, который был составлен в середине V века и требовал монашеское общежитие и полный отказ от собственности. Августинцы заложили истоки практики всех нищенствующих монашеских орденов.
Августинцы практически представляют из себя объединение нескольких родственных орденов. Наиболее известны из них уставные августинские каноники, белые каноники, орден отшельников св.Августина, орден босоногих братьев-отшельников, орден братьев-созерцателей, конгрегация уставных Латеранских каноников, конгрегация Вознесения.
В настоящее время насчитывается около 10 тысяч августинцев.
2.8. Орден меченосцев
Католический духовно-рыцарский монашеский орден. Учрежден в 1202 г. инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом.
Во время второго "Северного" крестового похода рыцари ордена меченосцев предприняли безуспешную попытку взять крепость Изборск.
В 1234 году на р.Эмайыге под г.Юрьевом новгородский князь Ярослав Всеволодович одержал победу над войсками ордена меченосцев, остановив продвижение рыцарей на восток.
В 1236 году литовский князь Миндовг разбил войско ордена меченосцев в битве при Шауляе. В битве был убит магистр ордена Волквин.
В 1237 году остатки ордена меченосцев сливаются с Тевтонским орденом, образуется подразделение Тевтонского ордена, названное Ливонский орден и предназначенное для ведения дел в Ливонии.
Название ордена происходит от изображения на их плащах красного меча с крестом.
2.9. Орден францисканцев (Францисканцы)
Католический нищенствующий монашеский орден. Основан в Италии в 1207 - 1209 гг. Франциском Ассизским.
Наряду с орденом доминиканцев францисканцы занимались проведением судов инквизиции.
В конце XII - начале XIII в. орден раскололся на конвентуалов (сторонников монастырской жизни, отвергавших строгий орденский устав) и спиритуалов (сторонников нищеты и строгого ригоризма). Под влиянием спиритуалов возникли две радикальные еретические секты - фратичелли и фагелланты.
В XIII в. францисканцы были очень популярны в Италии, Испании и Франции.
Заключение
В настоящее время (конец XX века) в Римско-Католической Церкви насчитывается 213.917 монахов (из них 149.176 монахов-священников и 908.158 монахинь), входящих в различные монашеские объединения.
Список литературы
1. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.
2. Ткач М. Тайны католических монашеских орденов. – М.: Рипол Классик , 2003.
В современной католической Церкви, помимо Орденов монашеских в узком смысле, действующих на основе древних монашеских уставов [бенедиктинцы и выделившиеся из них ордена, а также униатские (смотри Униатство) ордена антониан, василиан и мхитаристов], в понятие Орденов монашеских в широком смысле (хотя и неточном с точки зрения католического канонического права) могут включаться также ордена регулярных каноников (августинцы, премонстранты и другие; смотри также Каноник), нищенствующие ордена (доминиканцы, францисканцы, августинцы-эремиты, кармелиты и др.) и ордена регулярных клириков (иезуиты и др.). В средние века существовали и другие разновидности Орденов монашеских, например духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, Тевтонский орден и др.), члены которых, помимо принесения обычных монашеских обетов, обязывались также с оружием в руках защищать христианство. Типологически эти Ордена монашеские относятся к регулярным каноникам (Тевтонский орден) либо к нищенствующим орденам (напр., иоанниты).
Первая попытка создания особой монашеской организации, объединяющей отдельные монастыри, относится к началу IX века - реформа Бенедикта Анианского, стремившегося создать сеть монастырей, объединённых идеей чистоты исполнения устава преподобного Бенедикта Нурсийского. Центром этой монашеской организации стало аббатство Инден (близ Ахена, основано в 814 или 817 году), созданное императором Людовиком Благочестивым для Бенедикта Анианского, а главой - сам Бенедикт. В 817 году он созвал в Ахене собор аббатов, на котором решались сугубо монастырские вопросы, без прямого участия епископата. Реформа Бенедикта Анианского ещё не подразумевала изъятия монастырей из юрисдикции местных епископов, а главенство Бенедикта базировалось на его личном авторитете и поддержке императора и не имело юридически закреплённых основ. Подобные реформы проводились в X веке в Лотарингии Герхардом Броньским и Иоанном из Горце, также создавшими объединения реформированных ими монастырей. Эти движения не имели дальнейшего развития и приходили в упадок со смертью их вдохновителей. Основой бенедиктинского ордена стала реформа бургундского аббатства Клюни, получившего (в 909 или 910 году) папскую экземпцию (прямое подчинение Риму). Все присоединявшиеся к Клюнийской реформе монастыри также выводились из юрисдикции местных епископов, а их настоятели подчинялись аббату Клюни и через него - папе. Аббат Клюни был главой всего сложившегося вокруг Клюни объединения монастырей. Однако присоединявшиеся к Клюни монастыри, количество которых неуклонно росло с распространением реформы за пределы Франции и Бургундии, имели свои обычаи (consuetudines), отличные от традиций Клюни. Попытки римских пап в XIII-XIV веках создать централизованный орден бенедиктинцев фактически не принесли успеха и привели к распаду бенедиктинцев (XV-XVII веках) на ряд внутренних подразделений - конгрегаций, отличающихся устройством (пожизненная или временная должность аббата) и духовной направленностью (акцент на молитву или учёные занятия).
Одновременно начиная с XI века от бенедиктинцев начал отделяться ряд Орденов монашеских, члены которых стремились к большему аскетизму и строгому применению бенедиктинского устава. Так, в 1-й половине XI века в Италии в рамках бенедиктинской традиции сложился орден камальдулов (камальдуленских эремитов), тяготевших к отшельническому и затворническому образу жизни, - в противовес клюнийским общежительным бенедиктинцам с их идеалом общественной молитвы. Орден камальдулов был основан святым Ромуальдом (умер в 1027 году) и получил развитие благодаря Петру Дамиани. Его центром стало аббатство Фонте-Авеллана близ Равенны. Сходные идеалы исповедовали и члены ордена картузианцев, сложившегося в конца XI - первой 1-й половины XII веков.
Во 2-й половине XI века от бенедиктинцев отделился орден цистерцианцев, получивший название от аббатства Сито [лат. Цистерциум (Cistercium)] в Шампани, ставшего их первой обителью. Особое распространение орден получил в середине XII века благодаря деятельности Бернарда Клервоского. Цистерцианцы выступали за возрождение сути бенедиктинского устава, которую они видели в физическом труде монахов и их социальном служении и миссионерстве. Орден получил строгую структуру внутреннего управления. В Новое время от цистерцианцев отделились ордена фельянтинцев (1577, упразднён в конце XVIII века) и траппистов (1664), отличавшиеся требованием более строгого аскетизма.
К XVIII веку в основном сложились также организации восточно-католических (униатских) монахов: мхитаристов (армяне-униаты), василиан (униаты греческого обряда) и антониан (марониты).
Большинство Орденов монашеских имеют и женскую линию, автономную, но находящуюся в определённой юридической зависимости от мужской.
К Орденам монашеским в узком смысле близко примыкают регулярные каноники, основой жизни для которых служит устав блаженного Августина. Традиция клириков, ведущих монашеский образ жизни, восходит к IV веку. В 816 году была сделана попытка объединить в подобия монастырских общин капитулы соборных церквей. Эта инициатива принесла первые плоды в конце XI века. К этому времени относится возникновение ордена регулярных каноников- августинцев. Уже в XII веке среди августинцев появились различные конгрегации (каноники аббатства Сен-Виктор в Париже; смотри Сен-викторская школа) и местные капитулы. Августинцы не имели единства управления, и только на местном уровне оно осуществлялось собранием капитулов. В противоположность им премонстранты (орден основан святым Норбертом Ксантенским в 1-й половине XII века в Северной Франции) заимствовали у цистерцианцев строгую систему централизов. коллегиального управления.
Ордена регулярных клириков начали возникать в эпоху Контрреформации (первый из них - орден театинцев, 1524; наиболее известный - иезуиты). Их члены, не связанные, в отличие от монахов, обязанностью пребывать в затворе и совершать общинную литургию часов, посвятили себя пастырской деятельности, образованию и делам милосердия.
Духовно-рыцарские ордена, возникшие в XI-XIII веках в Палестине, Прибалтике и на Пиренейском полуострове, сыграли важную роль в событиях крестовых походов и Реконкисты. Однако к Новому времени все они были либо упразднены (тамплиеры), либо превратились в корпорации светской аристократии (испанские и португальские ордена), либо переключились на благотворительную деятельность (иоанниты, Тевтонский орден).
С развитием Реформации сократилась деятельность Орденов монашеских в Северной Европе, однако благодаря Великим географическим открытиям Ордена монашеские распространились в других районах мира, прежде всего в Америке, где они стали основной силой христианской миссии. Заметную роль как в миссионерской деятельности, так и в противостоянии Реформации играли иезуиты, а также нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев. Подобная активность в XVIII веке привела Ордена монашеские к конфликтам с правительствами многих государств, в результате чего ряд орденов был упразднён (некоторые возродились в XIX веке). В эпоху Просвещения и в XIX веке члены Орденов монашеских стали уделять всё большее внимание учёным занятиям и публикации древних христианских памятников (например, мавристы), социальной работе, созданию различных благотворительных учреждений. Реформа канонического права (1983), ликвидировав ряд формальных особенностей, характерных для Орденов монашеских, сблизила их с другими видами религиозных институтов Римско-католической церкви.
Дополнительная литература:
Карсавин Л.П. Монашество в средние века. СПб., 1912. М., 1992;
Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974–2003. Vol. 1–10;
Leyser H. Hermits and the new monasticism: a study of religious communities in Western Europe 1000–1150. L., 1984;
Dall’eremo al cenobio. Mil., 1987;
Lesegretain C. Les grands ordres religieux: hier et aujord’hui. P., 1990;
Джордан Омэнн О.Р. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994;
Читайте также: