Историография крестовых походов кратко

Обновлено: 25.06.2024

Крестовые походы – это очень обширная тема и по ней написано не один десяток книг и другой научной литературы. В этой же статье, вы узнаете о крестовых походах кратко – только самые ключевые факты. И начать, пожалуй, необходимо из определения понятия.

Крестовые походы – ряд военно-религиозных походов монархий христианской Западной Европы против исламского Ближнего Востока языческих славян (литовцы). Их хронологические рамки: XI – XV вв.

Крестовые походы можно рассматривать в узком и широком смысле. Под первым мы имеем ввиду походы с 1096 по 1291 гг. в Святую Землю с целью освобождения Иерусалима от неверных. А в широком смысле сюда еще можно прибавить войну тевтонского ордена с языческими государствами Прибалтики.

Причины крестовых походов в Святую Землю

• Экономические проблемы Европы. Папа Урбан сообщил, что Европа уже не может прокормить саму себя и всех людей, живущих здесь. И именно поэтому он считал необходимым захватить богатые земли мусульман на Востоке;

• Религиозный фактор. Папа считал неприемлемым тот факт, что христианские святыни (Гроб Господний) находятся в руках неверных – то есть, мусульман;

• Мировоззрение людей того времени. Люди массово ринулись в крестовые походы прежде всего потому, что с помощью этого они искупят все свои грехи и попадут после своей смерти в Рай;

• Жадность католической церкви. Папство желало не только обогатить Европу ресурсами, но прежде всего оно хотело наполнить свои кошельки новой землей и другими богатствами.

Причины походов в страны Прибалтики

Уничтожение язычников. Население стран Прибалтики, особенно Литва – были языческими, чего не разрешала католическая церковь и их необходимо было обратить в веру христианскую или же уничтожить неверных.

Также причинами можно считать ту же жадность католического папства и желание заполучить больше число послушников, больше земель, о чем мы говорили выше.

Ход крестовых походов

На территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено восемь крестовых походов.

Первый крестовый поход в Святую землю начался в 1096 и продолжался до 1099 года, собрал несколько десятков тысяч крестоносцев. В ходе первого похода, крестоносцами были созданы несколько христианских государств на Ближнем Востоке: Графство Эдесса и Триполи, Иерусалимское королевство, Княжество Антиохия.

Третий крестовый поход: начался в 1189 году, конец –1192 год; известен тем, что в нем участвовал английский монарх Ричард Львиное Сердце. Ему удалось захватить Акру, Кипр, нанести несколько поражений Саладину, но он так и не смогу вернуть Иерусалим.

Четвертый крестовый поход: начался в 1202 году и завершился в 1204. В ходе похода был захвачен Константинополь. На территории Византии крестоносцы также основали четыре государства: Княжество Ахейское, Латинскую империю, Герцогство Афинское и Королевство Фессалоники.

Пятый крестовый поход стартовал в 1217 году, а закончился в 1221. Он закончился полным поражением для крестоносцев и те были вынуждены покинуть Египет, который они так желали захватить.

Шестой крестовый поход: начало – 1228 год, конец – 1229 год. Крестоносцам удалось вернуть Иерусалим, но между ними начались сильные раздоры из-за чего многие христиане стали покидать Святую Землю.

Седьмой крестовый поход начался в 1248 году и закончился полным поражением для крестоносцев в 1254.

Восьмой крестовый поход: начало – 1270 год, конец – 1272. Положение христиан на Востоке стало критическими, его усугубляли внутренние распри, а также вторжение монголов. В итоге крестовые походы закончились поражением.

Последствия крестовых походов на Восток

• После крестовых походов начался упадок феодального общества в Европе, то есть начался распад феодальных устоев;

• Изменилось мировоззрение европейцев, которые прежде считали, что народы Востока – варвары. Однако опыт показал, что они обладали богатой, развитой культурой, черты которой они переняли и себе. Арабская культура начала активно распространяться в Европе после походов;

• Крестовые походы были серьезным ударом по экономическому состоянию Европы, однако открытие новых торговых путей пополнило казну;

• Италия стала главной торговой силой на Средиземном море, этому также способствовало падение Византии;

• Обе стороны: христианский и мусульманский мир потеряли многое, в том числе человеческие потери. Причем люди погибали не только от войны, но и от болезней, в том числе чумы;

• Положение католической церкви в обществе значительно пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и увидел, что папство интересовали только собственные кошельки;

• Зарождаются предпосылки к реформаторским (религиозным) движениям в Европе → зарождение протестантизма, гуманизма;

• В христианском мире утвердился стереотип о враждебности к мусульманскому миру.

Само папство в XX веке принесло глубокое извинение за крестовые походы перед мусульманским миром.

Взгляды зарубежных историков на крестовые походы XI–XII веков: западный и восточный. Причины и предпосылки данного исторического явления. Отечественные историки о крестовых походах, особенности отражения образа "Свой – Чужой" в трудах последних авторов.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.12.2014
Размер файла 43,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

Историография крестовых походов XI-XIII веков

Введение

крестовой исторический поход

Крестовые походы, как они воспринимаются с западной точки зрения, были серией военных кампаний, вызванных стремлением западноевропейских христиан взять под свою защиту священные для христианства территории и в первую очередь - Иерусалим.

Нас интересует совокупность их взглядов, которая формирует и общий подход исследователя к проблеме освещения крестовых походов. Следовательно, объект нашего изучения - историография - точки зрения исследователей на явления крестовых походов. Предметом нашего исследования (и это отражено в названии) является историография крестовых походов XI-XIII веков. Именно в эту эпоху причины и характер помыслов участников крестовых походов на Восток носит более религиозный характер.

Изучение крестовых походов началось вместе с ними самими. Первыми историками этого движения были его современники, в том числе непосредственные участники и очевидцы. Задолго до ученых нового времени они пытались описать крестовые походы и разобраться в их сущности. На протяжении почти двухсот лет - с конца XI и до конца XIII в. - была создана огромная летописная и мемуарная литература. Она чрезвычайно богата по содержанию, разнообразна по форме, во многом специфична по методам отбора материала и характеру раскрытия сюжета. Эта литература, представленная как оригинальными, так и компилятивными сочинениями, являет собой самостоятельное тематическое целое. Какие же источники эпохи крестовых походов мы можем назвать? Нет ни одной хроники или анналов этого времени, в которых не упоминались бы крестовые походы. Я взяла источники, повествующие главным образом о самих крестовых походах.

Сами мусульмане подробно зафиксировали историю западноевропейского вторжения на территорию, которую они занимали с VII в. Не сохранилось ни одно мусульманского сочинения, в котором Крестовые походы занимали бы отдельную тему. Тем не менее довольно разнообразную информацию о мусульманской реакции на появлении франков можно найти в арабских хрониках, биографических словарях и литературных произведениях XII-XV веков. Сохранились два мусульманских сочинения той эпохи. Первое - так называемые Мемуары Усамы. Они представляют собой ценнейший источник сведений о взглядах мусульман на крестоносцев. Усама- ибн - Мункиз, арабский эмир, происходивший из знатного рода, родился в 1095 г. Усама был знаком с франками с самого детства, продолжал свое близкое знакомство с ними, как на войне, так и в мирное время. Усама лично был свидетем многих битв и важных событий. Наряду со стереотипными фразами, осуждающими франков, к присутствию котрых в мусульманском мире как к чужеродному и языческому, он также интересовался особенностями их характера, нравами и отношениями.

Другой современный эпохе мусульманский источник - описание путешествия Ибн Джубайра - содержит ценные наблюдения над жизнью Леванта во времена крестоносцев. Ибн Джубайр прибыл из Испании, где привык к тесным контактам с христианами в мусульманском Аль-Андалусе. Автор совершал паломничество (хадж) и по пути вел дневник и его сведения, полученные из первых рук. Датированные 80-ми гг XII в, представляют огромный интерес. Однако литература путешествий может основываться на неточных или предвзятых данных, полученных у местных проводников и часто дописанные позднее и полагаться на нее полностью нельзя.

Итак, цель курсовой работы - проанализировать и обозначить совокупность доступных мне взглядов ученых.

1. Взгляды зарубежных историков на крестовые походы XI-XII веков

1.1 Западная историография

История крестовых походов на Восток (1096-1270) принадлежит к ведущим темам мировой медиевистики. Историографический аспект ее изучения привлекает все более широкое внимание специалистов. Развитие знаний в этой области науки достигло ныне такой стадии, когда настоятельно необходимо подведение итогов: надлежит отдать полный отчет в том, каковы плоды многовековых усилий историков, занимавшихся восточными войнами европейского рыцарства в XI-XIII вв.

Относящиеся к латинской историографии памятники XI-XIII вв. в качестве целостного комплекса не изучались до сих пор ни за рубежом, ни в советской медиевистике. Последняя внесла весьма значительный вклад в исследование средневековой историографии (достаточно назвать работы О.Л. Вайнштейна, Е.В. Гутновой, А.И. Данилова, Е.А. Косминского, А.Д. Люблинской, С.Д. Сказкина, З.В. Удальцовой), однако, в изучении нарративых источников крестовых походов сделано сравнительно немного. Между тем, историографическое исследование этих хроник - непременное предварительное условие углубленной разработки историографии крестоносных войн.

В своей совокупности латинские хроники образуют начальный этап многовекового развития исторической литературы о крестовых походах. Он и составляет предмет исследования автора указываемой монографии.

Упор сделан именно на выявление их идейного содержания; в некоторых из этих работ проблема достоверности летописного материала рассматривается в связи с оценкой классово-политической позиции хрониста.

При всех недостатках исследований Л. Бэм они все же знаменуют известный прогресс в разработке хронографии крестовых походов.

В первой из названных работ П. Руссэ характеризует ряд методологических принципов средневековой хронографии. Здесь рассматриваются такие проблемы, как связь хронографии с теологией, мессианистические и профетические тенденции в хрониках, апологетические и морализующие установки их авторов, отношение хронистов к временным категориям (смешение прошлого с настоящим) и т.п. Наряду с другими, более ранними или более поздними хрониками (Рауль Глабер, Адемар Шабаннский, Ордерик Виталий и пр.), П. Руссэ привлек и хроники Первого крестового похода. В его статье в какой-то степени уже намечены некоторые черты воззрений их составителей. Но, во-первых, П. Руссэ не вскрывает социальные основы этих воззрений - такая задача и не ставится исследователем; а во-вторых, он опирается лишь на немногие высказывания отдельных хронистов только Первого крестового похода, да и они служат ему прежде всего или даже исключительно иллюстрацией к общим положениям, развиваемым применительно к характеристике методологических основ средневековой историографии в целом. Таким образом, статья П. Руссэ не дает сколько-нибудь полного и глубокого представления о хронографии крестовых походов в интересующем нас плане.

С известными оговорками то же самое можно сказать и о диссертации западногерманского филолога Петера М. Шона, посвященной сравнительной характеристике мемуаров Четвертого крестового похода (Робер де Клари, Жоффруа Виллардуэн и Анри де Валансьен). Эти произведения привлекли внимание ученого преимущественно как литературные памятники своего времени, образцы раннефранцузской прозы. В центре исследования П.М. Шона - стилистический анализ. Соображения, касающиеся их идейного содержания, высказываются им лишь попутно, а оценка идеологических позиций названных авторов сравнительно с позициями ранних хронистов крестовых походов хотя и представляет интерес в качестве историографического компонента диссертации, однако является крайне схематичной. К тому же попытки П.М. Шона, предпринимаемые в этом направлении, носят достаточно отвлеченный характер: вопрос о причинах социально-экономического и культурно-исторического порядка, обусловивших отличия в воззрениях упоминаемых им историков крестовых походов конца XI - начала XIII в., почти вовсе не рассматривается.

Но, тем не менее, этот старинный автор в целом, как мне кажется, демонстрирует объективность и стремление следовать исторической правде. Насколько я знаю, он не пропустил ни одного эпизода, когда крестоносцы предстают в весьма непривлекательном виде (все эти случаи старательно разобраны в монографии Заборова М.А). Ж. Мишо тщательно описал подобные эпизоды, известные ему из хроник. Другое дело, что в некоторых случаях он пытается оправдать крестоносцев, подкрепляя свои аргументы хрониками и мнениями современников той эпохи. Чаще, однако, Ж. Мишо просто искренне сокрушается о довольно гнусных порой деяниях рыцарей Креста.

Несмотря на ряд недостатков в интерпретации данных и несколько второстепенных фактических ошибок, труд Ж. Мишо может оказаться весьма ценным, поскольку он значительно расширяет наш кругозор применительно к теме.

Рене Груссэ и его последователи Жана Ришар и Клода Каен, скрупулезно исследовав арабские и западноевропейские источники, произвели переворот в изучении латинских королевств Востока.

Выводы, к которым приходит Примов, изучая главные направления внешней политики Болгарии в 1204-1206 гг., тщательно обоснованы документальным материалом. Автор привлекает к исследованию разнообразные источники - записки Робера де Клари, мемуары Жоффруа Виллардуэна, письма западных баронов в Иннокентию III и письма папы к крестоносцам, исторические сочинения византийцев - Никиты Хониата, Георгия Акрополита и др.

Историк тщательно анализирует политику греческой знати, которая сперва пыталась удержать свои позиции во Фракии, включившись в систему феодальной иерархии Латинской империи (1204 г.), затем, когда ее предложения латинским баронам натолкнулись на отказ с их стороны, вступила в союз с Калояном (1204-1205 гг.), и, наконец, убедившись в том, что государь Болгарии преследует собственные политические цели (ликвидация власти латинян во Фракии и утверждение здесь господства самой Болгарии), вновь протянула руку Константинопольской империи.

По справедливому мнению Примова, политика греческой верхушки после падения Константинополя определялась мотивами чисто политического характера. Рисуя колебания политической линии ромейской знати, Примов не только отчетливо показывает антипатриотизм последней, но и гораздо более объективно, чем это делали некоторые другие историки, зачастую идеализировавшие Калояна с националистических позиций, изображает внешнюю политику болгарского царя.

Таков определяющий ракурс содержательного труда болгарского историка Борислава Примова о французском летописце Четвертого крестового похода Жоффруа Виллардуэне: здесь произведена в целом убедительная попытка установить функциональную зависимость между концепцией, выдвинутой маршалом Шампанским, и его собственной ролью в крестоносном предприятии как феодального дипломата и политика.

Следует заметить, что изучение папской политики во время Четвертого крестового похода и в ближайшие годы после падения Константинополя, особенно взаимоотношений римского престола с Болгарией, занимает большое место в работах болгарских историков.

Итак, подводя итоги можно сказать следующее: в европейской историографии отоношение к крестовым походам идеализированно, у исследователей преобладает европоцентристкий поход, в своих работах они воспринимают их восторженно, особенно это заметно в трудах первых историков (Мишо и др.), но можно выделить тенденцию постепенного отхода от этой традиции, в частности, в самых последних, новаторских работах.

1.2 Восточные историки о крестовых походах

Если учесть, что вторжения крестоносцев из Европы затронули те земли, которые сегодня совершенно справедливо воспринимаются как часть арабского мира - Египет, Сирию и Палестину, то не удивительно, что в мусульманских работах ХХ в. Крестовые походы рассматривались как арабский феномен, а уроки крестовых походов были наиболее горячи усвоены именно арабами.

Такая интерпретация не представляет собой полной картины. Прежде всего, она едва ли может претендовать на отражение средневековых реалий.

Стоит отметить, что неарабские ученые исламского мира и другие - турки, курды, пакистанцы и другие - никогда не занимались серьезно проблемой реакции средневековых мусульман на Крестовые походы. Таким образом, из современных мусульман изучением этого вопроса интересуются исключительно арабы.

2.1 Отечественные историки о крестовых походах

В отечественной историографии проблема крестовых походов, при всей ее притягательности для историка, до недавнего времени было изучена довольно однобоко. В ней уделялось пристальное внимание магистральным сюжетам этого значимого события - началу и организации похода, маршруте, первых столкновениях с византийцами и мусульманами, взятии Никеи, Антиохии и, конечно Иерусалима. На этом повествование обрывалось, и начиналось лишь с 40-х гг. XII столетия, когда в дорогу пустились участники второго крестового похода (редким исключением стали книга М.А. Заборова и диссертационный труд С.И. Лучицкой, где читатель мог познакомиться с жизнью Иерусалимского королевства). Уже сам неординарный характер экспедиций с Запада притягивал внимание отечественных исследователей прежде всего к самим крестовым походам, а не к христианским государствам в Святой Земле, основанным по их завершении. И если Иерусалимскому королевству, по вполне понятным причинам повезло больше - его изучали гораздо подробнее-то княжество Антиохийское, графства Эдесское и Триполитанское остались в его тени. Даже современники не всегда отдавали должное этим политическим образованиям - взять хотя бы французского короля Людовика VII, одного из предводителей второго крестового похода, который, вместо того, чтобы сражаться в княжестве Антиохийском (от участи которого во многом тогда зависела судьба всех христианских государств Леванта), отправился в Иерусалимское королевство и завяз в долгой и бессмысленной осаде Дамаска.

За кадром российских исследований до недавнего времени оставался и разнообразный, противоречивый мусульманский мир, каким он был в эпоху крестовых походов - а ведь от него напрямую зависело все, что происходило в христианских государствах Леванта.

Труды Заборова представляют практическую значимость, если не отталкиваться от марксистского подхода.

Как мы видим, советская историография представлена преимущественно монографиями, освещающими крестовые походы по событийно-хронологическому принципу.

В ней Лучицкая анализирует хроники крестовых походов, нарративную и повествовательную традиции. Большая внимание она уделяет также иконографии хроник, раскрывая признаки визуальной инаковости. Лучицкая начинает свое исследование с анализа языка - терминов и понятий, обозначавших мусульман. Автор рассматривает методы и приемы, которыми пользуются средневековые хронисты. Выясняется, что хронисты использовали в своем повествовании о мусульманском мире целый ряд риторических фигур и стилистических средств, своего рода риторику инаковости - инверсию, сравнение, параллель, перевод, имея в виду создание правдоподобного для средневекового читателя образа ислама

Итак, как видно из проведенного исследования, эпоха Крестовых походов вызывала и продолжает вызывать интерес исследователей зарубежной и отечественной историографии. Эти направления отличаются от друг друга и имеют ряд особенностей.

Что касается восточных историков, то, к сожалению тематика крестовых походов ими недостаточно изучена.

В российской историографии можно наблюдать похожие тенденции - в нашей историографии тоже всего несколько книг, посвященных боле узким проблемам.

В постсоветской историографии гораздо большее внимание уделяется аспектам взаимодействия культурам Запада и Востока, что делает дальнейшие исследования по этому поводу гораздо более интересными.

Список использованной литературы и источников

1. Виймар П. Крестовые походы: Миф и реальность священной войны. - СПб. 2003

2. М.А. Заборов. Византийская политика папства и начало крестовых походов // Средние века. Вып. XIV. 1959 г.

4. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М. 1977

6. Заборов М.А Крестоносцы на Востоке. М.: Наука. 1980. - 320 с.

8. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб.: Алетейя, 2000. 256 с.

9. Лучицкая. С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов: - Спб.: Алетейя, 2001

10. Мельвиль М., История ордена тамплиеров. СПб.: Евразия, 2000. 415 с.

11. Мишо Г. История крестовых походов. - М.: Алетейа, 2001. - 368 с.:

12. Парамонова М.Ю. [Рецензия] // Вопросы истории. 2003. №10, рец. На кн.: С.И. Лучицкая. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов: - Спб.: Алетейя, 2001

Подобные документы

Причины и возникновения крестовых походов. Образование Иерусалимского государства. Завоевание Византии крестоносцами. Основные духовно-рыцарские ордена и награды. Завоевание западноевропейцами острова Кипра. Последние крестовые походы и их последствия.

курсовая работа [26,3 K], добавлен 09.02.2010

Предпосылки и повод крестовых походов на Восток и Запад, их ход и порядок. Влияние походов крестоносцев на европейскую торговлю, на авторитет церкви, культуру, развитие историографии. Итоги и последствия крестовых походов. Падение власти крестоносцев.

реферат [64,4 K], добавлен 22.01.2011

Причины крестовых походов - ряда военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Хронология крестовых походов, их предводители и результаты, влияние на авторитет церкви.

реферат [28,4 K], добавлен 16.10.2014

Причины, цели и задачи крестовых походов, их характер. Начало, знамена и лозунги движения. Клермонский Собор. Поход бедноты. Религиозная подоплека и сущность крестовых походов феодалов, их итоги. Предпосылки создания государств крестоносцев на Востоке.

реферат [23,3 K], добавлен 15.05.2015

Выявление основных причин начала крестовых походов, их истинной и главной идеи и цели. Все аспекты взаимоотношения и взаимовлияния мусульманских и христианских миров до, во время и после крестовых походов, направления и главные этапы их исследования.

курсовая работа [70,2 K], добавлен 10.05.2012

Понятие и историческое значение крестовых походов как серии военных походов в XI-XV вв. из Западной Европы против мусульман. Предпосылки и этапы двух первых походов, роль в данном процессе католической церкви. Причины поражения христианских войск.

презентация [1,5 M], добавлен 22.04.2015

Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века. Паломничество на Восток. Начало крестовых походов, духовно-рыцарские ордена. Взаимоотношения византийцев, мусульман и крестоносцев. Значение и роль Крестовых походов на Запад и Востоке.


Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Итоги Крестовых походов

Другие Крестовые походы

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Эта книга родилась в процессе работы над проблемами историографии крестовых походов и является звеном в цепи исследований. История крестовых походов на Восток (1096—1270) принадлежит к ведущим темам мировой медиевистики. Историографический аспект ее изучения привлекает все более широкое внимание специалистов. Развитие знаний в этой области науки достигло ныне такой стадии, когда настоятельно необходимо подведение итогов: надлежит отдать полный отчет в том, каковы плоды многовековых усилий историков, занимавшихся восточными войнами европейского рыцарства в XI—XIII вв.

Для ответа на этот вопрос нужно проследить самый путь изучения истории крестовых походов. Отражением такой объективно назревшей научной потребности служит появление в последние десятилетия ряда исследований и обзоров, посвященных отдельным проблемам преимущественно новой и новейшей историографии темы. Укажем, например, труды Б. Примова (Народная Республика Болгария), Э. Вернера (Германская Демократическая Республика), Т. Рослановского (Польская Народная Республика), Л. Бэм и Г. Э. Майера (Федеративная Республика Германии), Дж. Брандейджа (Соединенные Штаты Америки) и других медиевистов. Само собой разумеется, что удовлетворительное решение столь сложной задачи возможно лишь на основе генеральной историографической разработки темы во всем ее объеме и посильно только большой группе ученых.

Одним из наиболее обширных белых пятен в литературе остается латинская хронография крестовых походов. Относящиеся к ней памятники XI—XIII вв. в качестве целостного комплекса не изучались до сих пор ни за рубежом, ни в советской медиевистике. Последняя внесла весьма значительный вклад в исследование средневековой историографии (достаточно назвать работы О. Л. Вайнштейна, Е. В. Гутновой, А. И. Данилова, Е. А. Косминского, А. Д. Люблинской, С. Д. Сказкина, [3] З. В. Удальцовой), однако, в изучении нарративых источников крестовых походов сделано сравнительно немного. Между тем, историографическое исследование этих хроник — непременное предварительное условие углубленной разработки историографии крестоносных войн. Указанные соображения главным образом и определили как интерес автора к избранной им теме, так и задачи, поставленные в монографии и обусловившие ее структуру.

Книга подразделяется на пять глав, которым предпослано введение, где охарактеризован уровень изученности вопроса и сформулирована проблематика работы. В первой главе выясняются цели написания хроник (с учетом историографических традиций античности и средневековья). Во второй и третьей главах рассматриваются исторические воззрения хронистов и эволюция этих воззрений на протяжении XII—XIII вв. В четвертой главе исследуется вопрос об освещении в хрониках Первого крестового похода его причин, мотивов, целей и характера. В пятой главе выявляется соотношение элементов объективности и тенденциозности при изображении средневековыми историками событий крестоносных войн.

Автор считает долгом почтить память своих покойных учителей — профессора Веры Вениаминовны Стоклицкой-Терешкович и академика Евгения Алексеевича Косминского, которые много лет назад направили его внимание на изучение эпохи крестовых походов.

Автор выражает глубокую признательность московским и Ленинградским медиевистам и византинистам — академику С. Д. Сказкину, докторам исторических наук О. Л. Вайнштейну, А. Я. Гуревичу, Я. А. Левицкому, А. Д. Люблинской, В. И. Руттенбургу, З. В. Удальцовой, кандидатам исторических наук Ю. Л. Бессмертному, Л. Г. Катушкиной, Л. А. Котельниковой, Р. Г. Литаврину, А. А. Сванидзе, оказывавшим ему большую помощь в работе своими советами, критическими замечаниями и неизменной поддержкой.

Автор сердечно благодарит и других историков, а также сотрудников центральных библиотек Москвы и Ленинграда — Ф. Н. Арского, Л. Г. Габриэлян, Ф. Б. Злотину, Б. П. Каневского, А. Л. Крон, Э. И. Ускову, М. И. Фурсову, О. А. Хачатурян, заботливое и внимательное отношение которых помогло ему при создании книги.

Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена латинским хроникам крестовых походов — историческим сочинениям, созданным в Западной Европе и на Франкском Востоке в эпоху крестоносного движения — в XI—XIII вв. Они и доныне служат основными источниками при изучении этого значительного явления средневековой жизни. Именно произведения латинских хронистов наиболее полны фактическими сведениями, наиболее систематичны и последовательны в изображении событий крестовых походов. В общей массе нарративных и других памятников, раскрывающих их историю, западноевропейским и латинско-восточным хроникам принадлежит безусловно главное место. История крестоносных войн, какой мы ее представляем сегодня, в основе своей написана на материале этих хроник. Арабские, армянские, византийские и прочие памятники той эпохи, сколь ни велика их ценность, имеют все же только вспомогательное значение.

В своей совокупности латинские хроники образуют начальный этап многовекового развития исторической литературы о крестовых походах. Он и составляет предмет исследования автора настоящей монографии.

Постановка темы диктуется следующими соображениями.

Изучение крестовых походов началось вместе с ними самими. Первыми историками этого движения были его современники, в том числе непосредственные участники и очевидцы. Задолго до ученых нового времени они пытались описать крестовые походы и разобраться в их сущности. На протяжении почти двухсот лет — с конца XI и до конца XIII в. — была создана огромная летописная и мемуарная литература. Она чрезвычайно богата по содержанию, разнообразна по форме, во многом специфична по методам отбора материала и характеру раскрытия сюжета. Эта литература, представленная как оригинальными, так и компилятивными сочинениями, являет собой самостоятельное тематическое целое. Исследование ее (как и всей массы памятников крестоносной эпопей, включая циклы народных сказаний [5] и рыцарских песен, законодательство государств крестоносцев, актовый материал и т. п.) по праву составляет особый раздел источниковедения средних веков.

Разработка нарративных источников истории крестовых походов ведется очень давно. На протяжении последних ста с небольшим лет медиевистами, главным образом западноевропейскими (преимущественно немецкими и французскими, в меньшей мере — английскими), была осуществлена большая и кропотливая работа по комментированию каждого из этих источников, включая определение времени их создания и авторской принадлежности, установление и уточнение хронологии, идентификацию имен и названий и т. п. Историки выполнили также множество скрупулезных исследований, направленных на выяснение генетических и всяких иных взаимосвязей рукописей XI—XIII вв., их текстологическую критику, отделение достоверного материала от недостоверного, оригинальных произведений и их частей от заимствованных текстов, выявление источников заимствования. Трудно назвать хотя бы одну хронику, описывающую крестовые походы, латинскую или старофранцузскую, которая не служила бы предметом более или менее пристального внимания, нередко — длительной и страстной научной полемики, касающейся указанных выше и других специфически источниковедческих вопросов. В разное время были созданы и сводные работы (правда, их сравнительно немного), представлявшие собой либо самостоятельные исследования, либо компиляции, суммировавшие выводы, полученные при изучении наиболее значительных памятников крестовых походов.

Вся эта исследовательская, комментаторская, обзорная литература — независимо от того, насколько существенный вклад внесен был в разработку конкретной источниковедческой проблематики авторами тех или иных монографий, диссертаций, статей, комментариев, — страдает, однако, крупными изъянами.

В последние десятилетия интерес к изучению хроник крестовых походов в историографическом разрезе стал повышаться. По-видимому, это связано отчасти с тем, что возможности чисто источниковедческих штудий в данной области постепенно исчерпываются, главным же образом — с одной характерной особенностью изучения всей средневековой историографии медиевистами нашего времени, а именно: источниковедческий подход к сочинениям средневековых авторов, господствовавший в науке XIX в., ныне, как известно, все более часто сочетается с анализом концепций хронистов, их философского мировоззрения и историко-политических взглядов, а подчас и целиком вытесняется как раз такого рода анализом. 8) [8]

Эта же тенденция начинает сказываться и в разработке хронографии крестовых походов.

Важно учитывать, кроме того, общий крен современной медиевистики в сторону разработки вопросов средневековой идеологии, в том числе идеологии крестовых походов. 9) Как бы то ни было, но на протяжении последних двух десятилетий появились различные по своей методологической основе исследования хроник крестовых походов, где упор сделан именно на выявление их идейного содержания; в некоторых из этих работ проблема достоверности летописного материала рассматривается в связи с оценкой классово-политической позиции хрониста.

В названных работах перед нами несомненно попытки собственно историографического анализа летописного материала. Сами по себе они в высшей степени симптоматичны: в трудах по средневековой историографии такого рода тенденции, как уже говорилось, вообще получают все больший приоритет перед чисто источниковедческими. Что касается разработки латинской хронографии интересующей нас темы, то здесь эти тенденции еще только намечаются.

Другая черта, характеризующая самое направленность исследований в данной области и вместе с тем — недостатки существующей литературы, состоит в том, что историки, занимавшиеся изучением нарративных источников по истории крестовых походов, работали преимущественно и прежде всего в плане анализа именно отдельных хроник, взятых порознь. Свои монографические исследования они посвящали главным образом тому или иному памятнику как таковому: восстанавливалась биография известного или предполагаемого автора хроники, определялось происхождение его сведений об описываемых событиях, устанавливался способ (или способы), которым создавалось произведение данного хрониста или историка-мемуариста (обработка дневниковых записей, воспроизведение хода событий по памяти, по свидетельствам очевидцев, использование документов и т. д.), выяснялась степень его самостоятельности или, напротив, зависимости от других хронистов. Эта линия, наметившаяся в источниковедении крестовых походов начиная с середины XIX в., продолжается и в современной медиевистической литературе.

В первой из названных работ П. Руссэ характеризует ряд методологических принципов средневековой хронографии. Здесь рассматриваются такие проблемы, как связь хронографии с теологией, мессианистические и профетические тенденции в хрониках, апологетические и морализующие установки их авторов, отношение хронистов к временным категориям (смешение прошлого с настоящим) и т. п. Наряду с другими, более ранними или более поздними хрониками (Рауль Глабер, Адемар Шабаннский, Ордерик Виталий и пр.), П. Руссэ привлек и хроники Первого крестового похода. В его статье в какой-то степени уже намечены некоторые черты воззрений их составителей. Но, во-первых, П. Руссэ не вскрывает социальные основы этих воззрений — такая задача и не ставится исследователем; а во-вторых, он опирается лишь на немногие высказывания отдельных хронистов только Первого крестового похода, да и они служат ему прежде всего или даже исключительно иллюстрацией к общим положениям, развиваемым применительно к характеристике методологических основ средневековой историографии в целом. Таким образом, статья П. Руссэ не дает сколько-нибудь полного и глубокого представления о хронографии крестовых походов в интересующем нас плане.

С известными оговорками то же самое можно сказать и о диссертации западногерманского филолога Петера М. Шона, посвященной сравнительной характеристике мемуаров Четвертого крестового похода (Робер де Клари, Жоффруа Виллардуэн и Анри де Валансьен 22) ). Эти произведения привлекли внимание ученого преимущественно как литературные памятники своего времени, образцы раннефранцузской прозы. В центре исследования П. М. Шона — стилистический анализ. Соображения, касающиеся их идейного содержания, высказываются им лишь попутно, а оценка идеологических позиций названных авторов сравнительно с позициями ранних хронистов крестовых походов хотя и представляет интерес в качестве историографического компонента диссертации, однако является крайне схематичной. 23) К тому же попытки П. М. Шона, предпринимаемые в этом направлении, носят достаточно отвлеченный характер: вопрос о причинах социально-экономического и культурно-исторического порядка, обусловивших отличия в воззрениях упоминаемых им историков крестовых походов конца XI — начала XIII в., почти вовсе не рассматривается.

В буржуазной историографии не существует ни одного действительно обобщающего труда о хрониках крестовых походов, [13] такого, в котором ставилась бы задача сравнительного исследования всей совокупности этих памятников, и притом не с источниковедческой точки зрения, а именно в методологическом плане (анализ их социально-политической и идейной направленности, определение зависимости от нее приемов отбора, преподнесения и истолкования хронистами исторических фактов, характеристика эволюции воззрений латинских историков крестовых походов на протяжении XII—XIII вв.).

По сути дела нет таких работ и в марксистско-ленинской медиевистике. 24)

Своей монографией автор стремился хотя бы отчасти восполнить указанный пробел, отнюдь не претендуя при этом на исчерпывающее и окончательное решение всех вопросов, выдвигаемых столь обширной темой.

Только что сказанное нуждается в некоторых пояснениях и уточнениях.

К этому необходимо добавить следующее. При написании работы мы учитывали, что латинская историография крестовых походов — органическая составная часть латинского летописания XI—XIII вв. Она во многом отражала его общие черты; по своему идейному содержанию, по методам обработки материала, применявшимся хронистами, она вполне соответствовала характеру и уровню всего современного ей исторического мышления. Естественно, анализируя хроники крестовых походов, мы стремились сохранить необходимую историческую перспективу, имея в виду, что это сочинения средневековых писателей, конкретно-исторические суждения которых находились в прямой зависимости от разделявшегося ими христианско-католического мировоззрения. Но задачей работы отнюдь не являлась общая характеристика исторических концепций XI—XIII вв., и самые хроники крестовых походов вовсе не служили нам опытным полем для изучения этих концепций как таковых.

В заключение — несколько слов о названии монографии.

Изучение концепций современников крестовых походов образует начальное звено в историографической разработке темы, введение в общую историографию крестовых походов. Предлагаемая работа и задумана как такое введение — первая часть исследования по историографии крестоносных войн. Естественно, что в последующих его частях, где будет дан анализ воззрений историков XIX—XX вв., найдет свое место и оценка их взглядов на хроники крестовых походов. Систематическая и последовательная критика этих взглядов, с точки зрения автора, мыслима лишь в качестве неотъемлемого компонента характеристики всего развития историографии данной темы. [17]

6) Такого рода тенденции проступают в оценке Г. Хагенмейером хроники Эккехарда Аурского (Ekkehardi Uraugiensis abbatis Hierosolynıita seu libellus de oppressione, liberatione ac restauratione sanctae Hierosolymitanae ecclesiae, ed. H. Hagenmeyer, Tübingen, 1877, Vorwort, S. I, IV; Einleitung, S. 25, 35).

10) Б. Примов, Жофроа дьо Вилардуен, четвъртият кръстоносен поход и България, — ГСУ, истор.-филол. фак-т, т. XLV, кн. 2, София, 1949.

12) L. Boehm, Studien zur Geschichtsschreibung des ersten Kreuzzuges. Guiberi von Nogent, Diss., München, 1954; L. Boehm, Die Gesta Tancredi des Radulf von Caen, — HJ, Bd 75, 1956.

13) L. Boehm, Die Gesta Tancredi des Radulf von Caen, S. 53-55, 69-70.

14) Ibid., S. 57, 61, 65, 70.

15) Odo of Deuil de profectione Ludovici VII in Orientem. by Virginia Gingerick Berry. A dissert., New York, 1948.

Читайте также: