Составьте статью средневековые парламенты для исторического словаря включите в нее информацию кратко

Обновлено: 28.06.2024

2) Во Франции п. как высшее судебно-адм. учреждение выделился при Людовике IX из королев, совета. В XIII—нач. XIV в. состоял из ряда палат: большой, нескольких следственных палат и нескольких палат прошений. В сер. XV в. появилась уголовная палата. Во главе каждой палаты стоял президент, во главе всего п. — первый президент. Парижский п. регистрировал королев, указы, осуществлял право ремонстрации — выносил протесты против регистрации указов в случае их несоответствия обычаям королевства, т.е. являлся высшей апелляционной инстанцией Франции. Основную роль в Парижском п. играли постоянные чиновники (вместо прежних сеньоров и прелатов) — легистпы. В провинциях (по мере их присоединения к королев. домену) создавались провинциальные парламенты — высшие суды в провинциях. Всего их было 13.

альтинг, ассамблея, бундесрат, бундестаг, вече, говорильня, дал-эйрин, дискдаг, дума, европарламент, кнессет, комутай, конвент, конгресс, кортесы, ландтаг, ланстинг, меджлис, менджлис, одельстинг, палата, панчаят, рада, рейхсрат, рейхстаг, ригсдаг, риксдаг, сабор, сейм, сенат, скупщина, собор, стормонт, стортинг, фолькетинг, фолькрад, фольксрад, хурал, хурултай, цонгду, штаты

Смотреть что такое ПАРЛАМЕНТ в других словарях:

ПАРЛАМЕНТ

(англ. parliament, от франц. parlement, от parler — говорить) в буржуазных государствах высшее представительное учреждение. Впервые был образова. смотреть

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ, -а, м. 1. Высшее государственное законодательноепредставительное собрание. Двухпалатный п. Однопалатный п. Выборы в п. 2.Название нек-рых международных съездов, организаций. II прил. парламентский,-ая, -ое (к 1 знач.). смотреть

ПАРЛАМЕНТ

парламент м. 1) Высшее государственное законодательное представительное собрание, образованное на выборных началах. 2) Высший судебный орган во Франции (до Великой французской революции).

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ

парламент Палата, рейхстаг, рейхсрат, риксдаг, сейм, ландтаг; вече, рада, собор, мирская сходка; (ирон. ) говорильня. .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. парламент палата, рейхстаг, рейхсрат, риксдаг, сейм, ландтаг; вече, рада, собор, (мирская) сходка; говорильня, сборище; ланстинг, панчаят, комутай, фолькетинг, кортесы, хурултай, альтинг, ассамблея, дума, меджлис, европарламент, сабор, штаты, менджлис, конгресс, дискдаг, цонгду, кнессет, ригсдаг, одельстинг, дал-эйрин, стортинг, бундестаг, стормонт, скупщина, бундесрат, хурал, сенат, конвент Словарь русских синонимов. парламент сущ., кол-во синонимов: 42 • альтинг (1) • ассамблея (4) • бундесрат (1) • бундестаг (1) • вече (6) • говорильня (4) • дал-эйрин (1) • дискдаг (1) • дума (16) • европарламент (1) • кнессет (1) • комутай (1) • конвент (1) • конгресс (6) • кортесы (1) • ландтаг (1) • ланстинг (1) • меджлис (2) • менджлис (1) • одельстинг (2) • палата (20) • панчаят (2) • парлик (1) • рада (7) • рейхсрат (2) • рейхстаг (1) • ригсдаг (1) • риксдаг (1) • сабор (1) • сейм (7) • сенат (2) • скупщина (1) • собор (10) • стормонт (1) • стортинг (1) • фолькетинг (2) • фолькрад (1) • фольксрад (1) • хурал (2) • хурултай (2) • цонгду (1) • штаты (30) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: альтинг, ассамблея, бундесрат, бундестаг, вече, говорильня, дал-эйрин, дискдаг, дума, европарламент, кнессет, комутай, конвент, конгресс, кортесы, ландтаг, ланстинг, меджлис, менджлис, одельстинг, палата, панчаят, рада, рейхсрат, рейхстаг, ригсдаг, риксдаг, сабор, сейм, сенат, скупщина, собор, стормонт, стортинг, фолькетинг, фолькрад, фольксрад, хурал, хурултай, цонгду, штаты. смотреть

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ (англ. parliament, от франц. parlement, от parler - говорить), в бурж. гос-вах высшее представительное учреждение. Впервые был образован в . смотреть

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ (parliament) Выборный орган, ответственный за принятие законов и предоставление правительству права налогообложения. Как правило, выполняе. смотреть

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ(фр., от ср.-в.-лат. parlare - говорить). В конституционных государствах, собрание народных депутатов, для обсуждения законодательных вопросов. смотреть

Власть императора Священной Римской империи была очень слабой. Он полностью зависел от князей, которые в своих владениях были самостоятельными правителями. Император даже не мог передать свой титул по наследству, поскольку его избирали курфюсты – семь самых могущественных и влиятельных князей государства (4 светских государя и 3 архиепископа). Именно они имели реальную власть в империи. Поэтому князья подчинялись императору только тогда, когда им это было выгодно. Также следует отметить, что Священная Римская империя состояла не только из княжеств, но и из вольных городов. Власть императора над ними тоже была формальной. Такие города самостоятельно решали свои проблемы и на самом деле никому не подчинялись.

Особенность положения германского императора состояла в том, что в отличие от других европейских правителей (например, от французских королей), он так и не стал государем централизованной страны. Его титул был скорее почётным. На практике, он не решал никаких важных государственных вопросов. Вся реальная власть на местах принадлежала влиятельным князьям (герцогам, архиепископам) и вольным города). Они могли действовать по своему усмотрению, не считаясь с волей и желаниями императора.

2. Как вы представляете себе процесс централизации страны? Как он происходил во Франции?

По-моему мнению, процесс централизации страны – это усиление власти главного правителя (короля) и одновременно с этим – ослабление влияния местных правителей. На практике это выглядело так. Король присоединял к своим владениям новые земли (военным или мирным путём) и на их территории всячески ограничивал полномочия сеньоров. Для управления такими землями король назначал своих наместников, которые были подчинялись только ему.

Во Франции короли из династии Капетингов на протяжении XI – XIII вв. расширяли свои владения (домен). Они действовали как военным путём (присоединяли земли силой), так и дипломатическим (переговоры и заключение выгодных браков). Централизации всячески способствовали горожане и Католическая церковь, которые видели в сильной королевской власти защиту от своеволия и притеснений герцогов и графов. Огромную роль в этих процессах играла личность монарха, его решимость, настойчивость и воля. Поэтому наибольший вклад в централизацию Франции внесли Филипп ІІ Август (1180 – 1223), Людовик IX Святой (1226 – 1270) и Филипп IV Красивый (1285 – 1314).

3. Кто и каким образом укреплял королевскую власть в Англии?

Королевскую власть в Англии существенно укрепил король Генрих ІІ Плантагенет (1154 – 1189). Он усилил королевский суд, улучшил местное управление и начал формировать постоянное наёмное войско, получающее жалованье из казны. Тем самым он ослабил влияние английских князей и баронов и способствовал централизации государства.

4. Объясните, в чём состояло значение образования парламентов в европейских государствах. Что можно отнести к положительным сторонам этого явления? В чём полномочия средневековых парламентов были ограничены?

Образование парламентов в европейских государствах в XII – XV вв. означало то, что для принятия особенно важных решений короли были вынуждены заручиться поддержкой своих подданных из разных сословий. Таким образом, с помощью парламента, действия правителя получали одобрение широких народных масс. Положительной стороной появления парламентов было то, что король был вынужден считаться с мнением народа (прежде всего духовенства, рыцарства и богатых горожан), а народ получал возможность влиять на короля и проводимую им политику. Однако всё же, несмотря на всю свою важность, парламенты имели довольно ограниченные полномочия. Они не могли заставить правителя выполнять свои решения, а лишь советовали ему в тех или иных вопросах. В свою очередь, государи могли согласиться с мнением парламента, а могли его проигнорировать.

Первым королём, который заложил основы централизованного Французкого государства, был Филипп ІІ Август (1180 – 1223). В начале его правления реальная королевская власть распространялась на очень небольшую территорию: Париж и его окресности (позже эти земли назвали Иль-де-Франс). Именно здесь зародилось полноценное Французское королевство. За его пределами власть короля была скорее символической. Князья и бароны, хоть и считались вассалами Филиппа ІІ и приносили ему присягу в верности, однако в своих владениях были полновластными хозяевами: сами вершили суд, собирали подати, чеканили свои монеты, по своему усмотрению вели межусобные войны и заключали мир. Самые могущественные из них: герцоги Нормандские, Аквитанские, Бретонские и Бургундские значительно превосходили короля в богатстве и военной силе. Ещё одной важной проблемой для Филиппа ІІ было то, что практически вся западная часть Франции, в силу заключённых династических браков, принадлежала английскому королю Генриху ІІ Плантагенету. Поэтому для французского короля были две основные задачи: расширение собственных владений (домена) и борьба с Англией. И он вполне добился поставленных целей. В результате длительных войн он завоевал Анжу, Мэн, Турень, Пуату и самое главное – Нормандию, которая полтора столетия считалась оплотом английских королей во Франции. Таким образом территория королевского домена выросла почти в три раза. Также следует отметить, что далеко не все расширения были совершены силой оружия. Благодаря удачной женитьбе Филипп ІІ получил д’Артуа и ряд соседних земель на северо-востоке Франции. На присоединенных территориях король внедрял централизованный административный аппарат – на должности назначались преданные монарху образованные люди, чаще всего с числа духовенства. Фактически это означало зарождение французского чиновничества. Кроме того, Филипп II активно поддерживал городские коммуны, активно используя их против баронов и князей. Среди иных достижений данного короля следует упомянуть его участие в Третьем Крестовом походе (1189 – 1192 гг.) и победу над германским императором Оттоном IV в битве под Бувином (1214 г.). Одним словом, к концу правления Филиппа ІІ Августа Франция превратилась в одно из сильнейших государств Западной Европы.

Людовик IX Святой (1226 – 1270) – внук Филиппа ІІ Августа. Прежде всего прославился своим участием в последних Крестовых походах: Седьмом (1248 – 1254 гг.) и Восьмом (1270 г.), а также своей религиозностью и справедливостью. За это он и получил от современников такое странное прозвище. Однако он сделал немало и для укрепления Французского государства изнутри и отмены многих пережитков времен раздробленности. Наибольших успехов король достиг на сфере правосудия. Он ограничил право сеньоров судить своих вассалов, объявил королевский суд главным судом во Франции и учредил верховную судебную инстанцию в стране – Парижский парламент, в котором можно было обжаловать решения местных судов. Теперь серьезные преступления могли рассматриваться только королевским судом. Также Людовик Святой отменил такой варварский обычай как суд поединком и запретил междоусобные войны между своими вассалами. Помимо прочего была упорядочена денежная система Франции (начали чеканиться золотые и серебрянные королевские монеты, которые начали вытеснять многочисленные виды монет, выпущенные отдельными сеньорами) и система органов местного управления (страна была поделена на 20 округов, которые возглавляли бальи – королевские чиновники. Что касается территориальных приобретений, то именно в период его правления к королевскому домену были окончательно присоединены богатые и плодородные южнофранцузские земли – графство Тулузское.

Средневековые парламенты – это организации, которые периодически созывал монарх для одобрения своих наиболее важных решений. Поскольку в их состав входили представители различных сословий (светской знати, церковных иерархов, богатых горожан, а иногда даже – зажиточных крестьян), парламенты называли сословно-представительными органами. В разных странах они именовались по-разному. В Англии – парламент, во Франции – Генеральные штаты, в Испании – кортесы, в Швеции – риксдаг, в Священной Римской империи – рейхстаг, в Польше – сейм.

Большинство европейских парламентов возникло в XII–XIV вв. Традиционно родиной парламентаризма считается Англия (первый парламент был созван в 1265 г.), хотя в Испании и Польше аналогичные органы возникли ещё раньше – в 1137 г. и 1180 г. соответственно. Однако современные исследователи уверенно утверждают, что первым парламентом был исландский альтинг (народное собрания), первые упоминания о котором датируются приблизительно 930 г. Просто именно в Англии парламент имел очень большее влияние при принятии государственных решений и созывался на постоянной основе. Поэтому английская модель парламента позже была взята за основу многими странами.

Структура парламента в каждом государстве имела свою специфику. При этом состав парламента везде был схожим. В сословно-представительные органы обязательно входили представители светской знати (герцоги, графы, бароны), церковных иерархов (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей) и богатые представители третьего (низшего) сословия (горожане и крайне редко – крестьяне).

Классической моделью была структура английского парламента. Он состоял из двух палат: верхней – палаты лордов и нижней – палаты общин. Члены верхней палаты (светская и церковная знать) получали свои должности по наследству или назначались королём. В свою очередь, члены палаты общин занимали свои места согласно результатам выборов. Однако поскольку, любое решение нижней палаты должна была утвердить верхняя, король мог легко заблокировать принятие невыгодных ему законов. Схожая ситуацмя была во Франции. Генеральные штаты состояли из трех палат. В первую входили представители рыцарства, во вторую – духовенства, в третью – зажиточные и влиятельные горожане. Каждое сословие заседало отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Соответственно королю несложно было получить нужное для него решения, имея неоспоримую поддержку первых двух палат. В испанских кортесах представители всех сословий заседали вместе, однако количество горожан специально ограничивалось для того, чтобы большинство голосов принадлежало светской знати и католическому духовенству.

Таким образом, парламенты в европейских государствах способствовали формированию нового типа государственного строя – сословно-представительных монархий, при которых правители бы вынуждены считаться с мнением и желанием своих подданных, и в случае необходимости – искать в них поддержку и одобрение.

Между сословиями часто возникали споры, особенно по вопросу налогов. Эту ношу феодалы старались переложить на плечи горожан (разумеется, и крестьян), что вызывало их сопротивление. Часто так и не удавалось принять окончательного решения, так как каждая палата имела только один голос, а решение двух палат не было обязательным для третьей. В результате этих противоречий французские Генеральные штаты не имели такого большого политического влияния, как английский парламент. Кроме того, Генеральные штаты не были постоянно действующим органом. Король созывал их только под действием обстоятельств, но и тогда ловко использовал сословные противоречия.

И все же Генеральные штаты ограничивали королевскую власть. Она не была абсолютной. Как Англия, так и Франция в XIV—XV вв. назывались сословными монархиями. Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.




Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие — дворянство, духовенство, третье сословие — заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

Между сословиями часто возникали споры, особенно по вопросу налогов. Эту ношу феодалы старались переложить на плечи горожан (разумеется, и крестьян), что вызывало их сопротивление. Часто так и не удавалось принять окончательного решения, так как каждая палата имела только один голос, а решение двух палат не было обязательным для третьей. В результате этих противоречий французские Генеральные штаты не имели такого большого политического влияния, как английский парламент. Кроме того, Генеральные штаты не были постоянно действующим органом. Король созывал их только под действием обстоятельств, но и тогда ловко использовал сословные противоречия.

И все же Генеральные штаты ограничивали королевскую власть. Она не была абсолютной. Как Англия, так и Франция в XIV—XV вв. назывались сословными монархиями. Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие — дворянство, духовенство, третье сословие — заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

+

очень обширная тема,кинул ссылку где сможешь списать

+

а чо вы не ищети в инете не на этом сайте

Ответ

+

622 г -Зарождение ислама в Аравии

476 год - падение западной римской империи

962год- образование священной римской империи

1054год-разделение христианской церкви на западную(Католическую) и восточную(православную).Отделение православных раскольников от единой Вселенской Католической церкви.

1096 -1270 гг-возникновение парламента в Англии и генеральных штатов во Франции


2) Во Франции п. как высшее судебно-адм. учреждение выделился при Людовике IX из королев, совета. В XIII—нач. XIV в. состоял из ряда палат: большой, нескольких следственных палат и нескольких палат прошений. В сер. XV в. появилась уголовная палата. Во главе каждой палаты стоял президент, во главе всего п. — первый президент. Парижский п. регистрировал королев, указы, осуществлял право ремонстрации — выносил протесты против регистрации указов в случае их несоответствия обычаям королевства, т.е. являлся высшей апелляционной инстанцией Франции. Основную роль в Парижском п. играли постоянные чиновники (вместо прежних сеньоров и прелатов) — легистпы. В провинциях (по мере их присоединения к королев. домену) создавались провинциальные парламенты — высшие суды в провинциях. Всего их было 13.

Читайте также: