Положение о начальных народных училищах 1864 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тексты, включенные в Викитеку, должны иметь заполненный шаблон > (> — для страниц авторов) или один из более специальных шаблонов аналогичного назначения (см. Шаблоны:Заголовки).
Вы можете отредактировать эту работу, добавив соответствующий шаблон и убрав это предупреждение.

Цель, различные виды начальных народных училищ и учение в оных

Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

  1. Ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.
  2. Ведомства министерства народного просвещения:
  1. Других ведомств: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных сумм.
  2. Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат:

а) закон божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Ст. 4. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.

Ст. 5. В начальных народных училищах употребляются учебные руководства, одобренные министерством народного просвещения и духовным ведомством, по принадлежности.

Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех состояний, без различия вероисповедания.

Ст. 7. Там, где не представляется возможности иметь отдельные мужские и женские училища, дети обоего пола могут обучаться в одном и том же училище, нэ с тем, чтобы в таких смешанных училищах девочки были не старее 12 лет. Воскресные же школы учреждаются исключительно для учащихся одного пола.

Ст. 8. Установление платы за учение и освобождение от оной зависят от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ 1 частных лиц, на счет которых училища содержатся.

Ст. 9. Правительственные ведомства и духовное начальство, каждое по своей части и по своему распоряжению, открывают и закрывают учрежденные ими начальные народные училища, сообщая только об этом для сведения уездному училищному совету.

Ст. 10. Начальные народные училища учреждаются земством, городскими и сельскими обществами и частными лицами, с предварительного разрешения инспектора народных училищ и с согласия председателя уездного училищного совета, о чем и доводится до сведения сего совета. В случае отказа в таковом разрешении может быть приносима жалоба губернскому училищному совету.

Ст. 11. Упомянутые в предыдущей статье училища, в случае беспорядка и вредного направления учения, закрываются временно, по соглашению председателя уездного училищного совета с инспектором народных училищ; окончательное же упразднение такового училища зависит от решения уездного училищного совета. Решения о временном закрытии какого-либо училища принимаются не иначе, как по личном председателя училищного совета и инспектора народных училищ удостоверении на месте в происшедшем беспорядке или во вредном направлении, принятом училищем.

Ст. 12. Размер содержания и порядок отчетности в денежных суммах по начальным народным училищам устанавливаются теми ведомствами, земством, городскими и сельскими обществами и частными лицами, на счет которых училища учреждены и содержатся. В распоряжения по всем этим предметам члены губернского и уездного училищных советов не входят, а принимают их только к соображению при обсуждении вообще материальных средств училищ.

Ст. 13. Земству, а также городским и сельским обществам, учреждающим и содержащим начальные народные училища, предоставляется для ближайшего заведывания оными избирать особых попечителей и попечительниц. Учредители же частных и воскресных школ сами состоят их распорядителями. В женских воскресных школах обязанности этого звания возлагаются преимущественно на лица женского пола. Попечители и попечительницы начальных народных училищ, равно как распорядители и распорядительницы частных и воскресных школ, утверждаются в сих званиях и увольняются от оных губернским училищным советом, по представлении надлежащего уездного училищного совета, в коем они имеют право заседать и подавать голос только по делам своих училищ и школ.

Ст. 14. Попечители и попечительницы начальных народных училищ, а равно распорядители и распорядительницы частных и воскресных школ, заведывая делами вверенных им учебных заведений, входят в соглашения по оным с инспектором народных училищ и вполне ответствуют за порядок в сих заведениях.

Ст. 15. Начальные народные училища освобождаются от представления всякого рода срочных ведомостей, донесений и т. п. Необходимые о них сведения собираются членами училищного совета на месте, при осмотре училищ.

Ст. 16. Закон божий может быть преподаваем в начальных народных училищах или приходским священником или особым законоучителем, с утверждения епархиального начальства, по представлению инспектора народных училищ.

Ст. 17. Высшее наблюдение за преподаванием закона божия и религиозно-нравственным направлениам обучения в начальных народных училищах принадлежит местному епархиальному архиерею, который или сам образовывает оные или поручает это особо назначаемым им для сего духовным лицам и, буде признает нужным, сообщает свои по сему предмету замечания и соображения непосредственно министру народного просвещения.

Ст. 18. Прочим предметам в начальных народных училищах могут обучать, с дозволения инспектора сих училищ, как духовные, так и светские лица; о тех и других инспектор народных училищ сообщает уездному училищному совету, коим лица эти и утверждаются в должностях, по прошествии учебного года, на которых они были допущены к исправлению учительских обязанностей, и по представлению удостоверения инспектора народных училищ в способности их к педагогической деятельности. Жалобы на инспектора народных училищ за недопущение к исполнению учительских обязанностей приносятся уездному училищному совету, который, по выслушании объяснений инспектора, постановляет по сим жалобам надлежащее решение.

Примечание. Лица, заявившие уже себя опытными и благонадежными преподавателями и известные училищному совету, могут быть утверждаемы советом в должностях учителей и без упомянутого годичного испытания.

Заведывание начальными народными училищами

Ст. 19. Попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном направлении оного возлагается: в каждом уезде — на уездного предводителя дворянства и уездный училищный совет, а в целой губернии — на губернского предводителя дворянства и губернский училищный совет.

Ст. 20. Заведывание учебною частию всех начальных народных училищ вверяется директору народных училищ и инспектору сих училищ, как непосредственно ему подчиненным помощникам, которые назначаются в каждой губернии в том числе, какое будет определено министерством народного просвещения, соразмерно с пространством и населенностью оной и с числом имеющихся в ней училищ.

Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.

Ст. 22. Директор народных училищ следит за ходом учебной части в начальных народных училищах как личным осмотром оных в пределах губернии, так равно и по донесениям своих непосредственных помощников и вообще направляет деятельность инспекторов народных училищ; он состоит членом и управляет делами губернского училищного совета, заседания коего происходят при его участии или же, в случае его отсутствия, при участии другого члена от министерства народного просвещения.

Ст. 23. Директор народных училищ предварительно рассматривает поступающие в губернский училищный совет отчеты уездных училищных советов и вносит свои по ним заключения, вместе с общим очерком состояния народных училищ губернии, на рассмотрение губернского училищного совета.

Ст. 24. Председатель уездного училищного совета, равно как и инспектор народных училищ, могут устранять неблагонадежных преподавателей от исполнения их обязанностей, с соблюдением правил, постановленных в статье 11 относительно временного закрытия училищ и с доведением о принятой мере до сведения уездного училищного совета в ближайшем его заседании; причем от усмотрения сего совета зависит окончательное увольнение таких учителей.

Ст. 27. Училищные советы, находясь в ведении министерства народного просвещения, состоят:

Уездный, под председательством уездного предводителя дворянства, из инспектора народных училищ, членов: по одному от министерства народного просвещения по назначению попечителя учебного округа, от министерства внутренних дел по назначению губернатора и от епархиального ведомства по назначению архиерея; двух от уездного земского собрания и одного от городского общества, если оно жертвует на школы, по выбору сего общества. Губернский совет, под председательством губернского предводителя дворянства, из директора народных училищ, членов: от министерства народного просвещения по назначению попечителя учебного округа, одного от министерства внутренних дел по назначению губернатора, одного от епархиального ведомства по назначению архиерея и двух членов от губернского земского собрания. Примечание. В случае болезни или отсутствия предводителей дворянства, а равио и лиц, исправляющих их должность, в училищных советах председательствуют: в губернском — директор народных училищ,, а в уездном — инспектор народных училищ.

Ст. 28. Члены от земства избираются в уездные и губернские училищные советы уездными и губернскими земскими собраниями, по принадлежности. Участвуя вместе с другими членами в делах совета, они обязываются представлять земским собраниям ежегодно сведения о состоянии в уезде или губернии народных училищ, в содержании которых участвует земство.

Ст. 29. Уездный училищный совет имеет следующие обязанности:

  1. Изыскание и обсуждение способов для открытия начальных народных училищ, согласно с действительно обнаружившеюся в них потребностью, и для улучшения состояния уже существующих училищ.
  2. Снабжение училищ, по мере средств, учебными пособиями и руководствами, одобренными министерством народного просвещения и духовным ведомством, по принадлежности.
  3. Окончательное утверждение в должностях учителей и учительниц начальных народных училищ, допущенных к исполнению сих обязанностей инспектором народных училищ, и рассмотрение жалоб на недопущение к исполнению учительских обязанностей, согласно ст. 18.
  4. Представление губернскому училищному совету об утверждении попечителей и попечительниц, училищ, а также распорядителей и распорядительниц частных и воскресных школ в их званиях, и об увольнении сих лиц, согласно ст. 13.
  5. Представление губернскому училищному совету о тех училищах, учителях и учительницах, которые заслуживают поощрения.
  6. Упразднение училищ, признанных вредными.
  7. Увольнение от должностей учителей и учительниц, признанных неблагонадежными.
  8. Рассмотрение и окончательное утверждение составляемого ежегодно инспектором народных училищ отчета (ст. 26), причем обсуждается и общее состояние и направление начального народного образования в уезде, для представления упомянутого отчета губернскому училищному совету.

Ст. 32. Губернский училищный совет имеет предметами занятий:

Ст. 38. Предводители дворянства, сверх обязанностей своих, в качестве председателей училищных советов, посещают, по мере возможности, по общему званию попечителей народных училищ, начальные училища своих уездов, вникая во все их нужды и изыскивая все местные способы к их удовлетворению.

Ст. 39. Предводители дворянства всеми зависящими от них способами содействуют поддержанию существующих начальных училищ и открытию новых, равно как и правильному посещению оных учащимися.

Ст. 40. При посещении начальных училищ предводители дворянства удостоверяются в нравственных качествах преподавателей и в полезном влиянии их на учащихся.

Ст. 41. В видах обеспечения более бдительного и постоянного наблюдения за нравственным направлением народных училищ предоставляется губернскому училищному совету, по ходатайству уездных предводителей дворянства, избирать в помощь сим последним тех из указанных ими самими местных жителей, которые заявили свое сочувствие к народному образованию учреждением какого-либо народного училища, или содействием к поддержанию и улучшению оного денежными взносами, или личною о них заботливостью, и которые по своим нравственным качествам представляют достаточное ручательство в том, что употребят оказываемое им доверие в пользу преуспевания в их местности начального народного образования и для поддержания его в добром направлении. Эти доверенные лица, не делая от себя никаких распоряжений в посещаемых ими училищах, сообщают о своих наблюдениях и предположениях председателю уездного училищного совета.

Ст. 42. По всем заслуживающим особого внимания делам начальных народных училищ предводители дворянства могут входить в сношения с попечителем учебного округа; в случаях же особой важности — и непосредственно с министром народного просвещения.

Ст. 43. Губернатору принадлежит общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии. На этом основании, сверх принадлежащих ему по закону как представителю высшей губернской административной власти, прав, ему предоставляется сообщать министерству народного просвещения свои по означенному предмету замечания и соображения.

(Сборн. постановл. по мин. нар. просв., т. VI, стр. 223—234)

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформа образования 1864 годапри Александре 2

Реформирование начальной школы

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года
Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Первая в России женская гимназия (Екатеринбург)

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

На подлинном собственною Его Императорскаго Величества рукою написано:

В Красном селе, 14-го июля 1864 года.

Положение о начальных народных училищах.

Цель, различные виды начальных народных училищ и учение в оных.

Ст. 1 . Начальныя народныя училища имеют целию

утверждать в народе религиозныя и нравственныя понятия и распространять первоначальныя и полезныя знания.

Ст. 2 . К начальным народным училищам относятся: .

1) Ведомства министерства народнаго просвещения: а) приходския училища в городах, посадах и селах, содержимыя на счет местных обществ и частью на счет казны и пожертвований частных лиц и б) народныя училища, учреждаемыя и содержимыя частными лицами разнаго звания.

2) Ведомства министерств государственных имуществ, внутренних дел, удельнаго и горнаго: сельския училища разных наименований, содержимыя на счет общественных сумм.

3) Ведомства духовнаго: церковно-приходския училища, открываемыя православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.

4) Все вообще воскресныя школы, учреждаемыя, как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования ремесленнаго и рабочаго сословий обоего пола, неимеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Примечание. Правила, здесь изложенныя, не касаются простаго обучения грамоте на дому лицами разнаго звания.

Ст. 3 . Предметами учебнаго курса начальных народных училищ служат: а) закон Божий (краткий катихизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первыя четы-

ре действия арифметики и д) церковное пение, там, где преподавание его будет возможно.

Ст. 4 . В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.

Ст. 5 . В начальных народных училищах употребляются учебныя руководства, одобренныя министерством народнаго просвещения и духовным ведомством по принадлежности.

Ст. 6 . В училища могут быть принимаемы дети всех состояний без различия вероисповедания.

Ст. 7 . В начальных народных училищах могут обучаться дети обоего пола, там, где не представляется возможности иметь отдельныя училища мужския и женския. Воскресныя же школы учреждаются исключительно для учащихся одного пола.

Ст. 8 . Установление платы за учение и освобождение от оной зависит от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ и частных лиц, на счет которых училища содержатся.

Ст. 9 . Правительственныя ведомства и духовное начальство учреждают и закрывают начальныя народныя училища по собственному своему распоряжению, сообщая только об этом для сведения уездному училищному совету.

Ст. 10 . Для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение уезднаго училищнаго совета. Училища сии могут быть закрываемы по распоряжению губернскаго училищнаго совета в случае безпорядка и вреднаго направления учения.

Ст. 11 . Размер содержания и порядок отчетности о начальных народных училищах установляются теми ведомствами, городскими и сельскими обществами и частными лицами, на счет которых они учреждены. В распоряжения по всем этим предметам уездный училищный совет не вмешивается, а принимает их только к соображению при обсуждении вообще материальных средств училищ.

Ст. 12 . Обществам городским и сельским, учреждающим начальныя народныя училища, предоставляется, для ближайшаго заведывания оными, избирать особых попечителей, а в женских училищах попечительниц. Заведывание каждою воскресною школою принадлежит лицу, принявшему на себя звание ея распорядителя и утвержденному в сем звании училищным советом; в женских воскресных школах обязанности этого звания возлагаются преимущественно на лица женскаго пола.

Ст. 13 . Попечители и попечительницы начальных народных училищ, заведывая делами оных, входят в сношения по ним с уездными училищными советами, равно как распорядители и распорядительницы воскресных школ, которые притом вполне отвечают за порядок в оных.

Ст. 14 . Начальныя народныя училища, состоя под наблюдением уезднаго училищнаго совета, который посылает своих членов для осмотра оных, освобождаются за тем от представления всякаго рода срочных ведомостей, донесений и т. п. Необходимыя о них сведения собираются самими членами совета на месте, при

Ст. 15 . Закон Божий может быть преподаваем в начальных народных училищах только приходским священником или же особым законоучителем, с утверждения епархиальнаго начальства, по представлению уезднаго училищнаго совета.

Ст. 16 . Прочим предметам в начальных народных училищах могут обучать также священно-церковно-служители или же те лица, которыя получили на звание учителя или учительницы особое разрешение уезднаго училищнаго совета, по представлении удостоверения в доброй их нравственности и благонадежности от лиц совету известных.

Ст. 17 . Наблюдение за религиозно-нравственным направлением во всех начальных народных и воскресных училищах возлагается на местнаго приходскаго священника. В случае надобности, он сообщает свои замечания учителю и лицам, заведывающим училищем, а если бы его замечания не были приняты, доносит о том уездному училищному совету.

Заведывание начальными народными училищами.

Ст. 18 . Для заведывания начальными народными училищами учреждаются в каждом уезде уездный и в каждой губернии губернский училищные советы. В обеих столицах, по ближайшему соглашению попечителей учебных округов с местными генерал-губернаторами, учреждается несколько уездных училищных советов

для заведывания начальными народными училищами и в том числе воскресными школами.

Ст. 19 . Училищные советы состоят:

а) Уездный — из членов от министерств: народнаго просвещения и внутренних дел, духовнаго ведомства православнаго исповедания, двух членов от уезднаго земскаго собрания и по одному от тех ведомств, которыя содержат у себя начальныя народныя училища. В тех городах, где есть начальныя народныя училища, содержимыя на счет городских сумм, в училищном совете находится член от городскаго общества. Попечители народных училищ, городских и сельских, могут быть также членами уездных советов по назначению губернскаго совета.

б) Губернский совет составляют следующия лица: епархиальный архиерей, как первенствующий член, начальник губернии, директор училищ и два члена от губернскаго земскаго собрания. Попечитель учебнаго округа имеет право в бытность свою в губернском городе, присутствовать в губернском училищном совете. В случае болезни или отсутствия епархиальнаго архиерея, место его занимает викарный, где он есть, а где его нет, там старшее в городе духовное лицо, но в сем последнем случае председательство в губернском совете принадлежит губернатору.

Примечание. В губернских советах столиц митрополитам предоставляется право замещать себя викарием.

Ст. 20 . Члены уезднаго училищнаго совета назначаются: от духовнаго ведомства епархиальным архиереем,

от министерства народнаго просвещения — попечителем учебнаго округа, от министерства внутренних дел — начальником губернии, а члены от городскаго общества — по выбору сего общества с утверждения начальника губернии.

Ст. 21 . Члены от земства избираются в уздные и губернские училищные советы уездными и губернскими земскими собраниями по принадлежности. Участвуя вместе с другими членами в делах совета, они обязываются представлять земским собраниям ежегодно сведения о состоянии народных училищ в уезде или губернии, в содержании которых участвует земство.

Ст. 22 . Члены уезднаго училищнаго совета избирают из среды своей на два года председателя, который утверждается в этом звании губернским советом. Постоянное заведывание делопроизводством сего совета возлагается на штатнаго смотрителя училищ.

Ст. 23 . Члены училищных советов в обеих столицах назначаются в необходимом числе попечителем учебнаго округа, генерал-губернатором и местным епархиальным начальством, по взаимному соглашению. Училищные советы сии действуют на основании тех же правил, как и уездные советы, но собрания их бывают постоянныя.

Ст. 24 . Уездный училищный совет имеет следующия обязанности:

1) Наблюдение за преподаванием во всех начальных народных училищах города и уезда и с сею целию обозрение их тем способом, какой признан будет советом более удобным.

Примечание. Наблюдение за преподаванием закона Божия во всех училищ и обозрение их в этом отношении остаются на обязанности духовнаго начальства, чрез духовныя лица, им для сего назначаемыя.

2) Попечение об открытии новых начальных народных училищ и об улучшении уже существующих;

3) Снабжение училищ, по мере средств, учебными пособиями и руководствами, одобренными министерством народнаго просвещения и духовным ведомством по принадлежности.

4) Разрешение на открытие новых начальных народных училищ обществами городскими и сельскими, и частными лицами и представление губернскому совету о закрытии тех из сих училищ, которыя оказываются вредными;

5) Предоставление желающим звания учителей и учительниц в начальных народных училищах;

6) Представление губернскому училищному совету о тех училищах, учителях и учительницах, которыя заслуживают пособия и поощрения;

7) Представление губернскому училищному совету о тех учителях и учительницах, коих по неблагонадежности следует удалить от должности, или же коим следует воспретить дальнейшее занятие преподаванием;

8) Составление ежегодно отчета о состоянии всех народных училищ города и уезда, для представления онаго губернскому училищному совету.

Ст. 25 . При исполнении этих обязанностей, совет руководствуется общим наказом, составленным в ми-

нистерстве народнаго просвещения по соглашению с надлежащими ведомствами.

Ст. 26 . Уездный училищный совет собирается ежегодно не менее двух раз, и каждый раз на две недели, при чем обсуждает и решает все дела, поступившия в совет в промежуточное время, между заседаниями, и выслушивает донесения своих членов о состоянии народных училищ города и уезда. Дела решают в совете большинством голосов. При равенстве голосов, голос председателя дает перевес.

Ст. 27 . Все дела по начальным народным училищам поступают в уездный совет на имя председателя, который в необходимых случаях, в то время, когда нет заседаний совета, имеет право постановлять, в пределах предоставленной совету власти, решения с обязанностию отдавать отчет в оных пред советом о ответственностию за таковыя решения.

Ст. 28 . Все сведения по делам училищ собираются по возможности, на месте, членами совета, во время осмотра ими училищ.

Ст. 29 . Губернский училищный совет имеет предметом:

1) Высшее попечение о начальных народных училищах губернии;

3) Разрешение представлений уездных советов;

4) Назначение пособий учителям и учительницам и пособий училищам из суммы, предоставляемой в ра-

споряжение совета, министерством народнаго просвещения;

5) Разсмотрение жалоб на решение уездных советов и их председателей;

6) Назначение членов уездных советов из попечителей начальных народных училищ;

7) Утверждение в должности лиц, избранных в председатели уездных училищных советов.

Ст. 30 . Дела в губернском совете решаются по большинству голосов. При равенстве оных, голос первенствующаго члена дает перевес.

Ст. 31 . Губернский училищный совет собирается по мере надобности, по назначению первенствующаго члена, а в случае болезни его, или отсутствия, по назначению начальника губернии.

Ст. 33 . Жалобы на решение губернскаго училищнаго совета приносятся правительствующему сенату по первому департаменту.

Председательствующий в государственном совете

(подписано) князь Павел Гагарин.

Государь Император, утвердив разсмотренный в государственном совете проэкт положения о начальных народных училищах, вместе с тем Вы-

сочайше повелеть соизволил:

1) На расходы по сему делу ассигновать по смете министерства народнаго просвещения на 1865 год 100 тысяч рублей, для распределения сей суммы между губернскими училищными советами; — и

2) Дальнейшие отпуски сумм, по мере распространения народных училищ, производить по соглашению министра народнаго просвещения с министром финансов, испрашивая каждый раз на оные Высочайшее утверждение установленным порядком.

Председательствующий в государственном совете (подписано) князь Павел Гагарин.

14-го июля 1864 года.

[Пензенские епархиальные ведомости, 1866, № 17, 1 сентября 1866 г. Часть официальная]

Читайте также: