Биосоциальная природа человека кратко

Обновлено: 03.07.2024

Что это такое

В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.

Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.

Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.

Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.

Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.


Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.

Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:

– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);

– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);

– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.

В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.

Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.

Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.

Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Лич­ностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.

Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.

Примеры

Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).

Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.

Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.

Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.

И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.

Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.

Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.

Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.

111

Человек — это биосоциальное существо, которому характерны как свойства, передающиеся по наследству, обусловленные природой, так и появившиеся в результат социализации, жизни в обществе.

На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности , характерные для человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности , характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.


Данный видеоурок является первым в изучаемом курсе. В ходе урока учащиеся вспомнят основные признаки живых организмов, рассмотрят отличия человека от растений и животных. Познакомятся с биологической и социокультурной эволюцией человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Биосоциальная природа человека"

Человек является частью живой природы. Признаки, характерные для всех живых организмов: рождение, питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение и гибель. Все перечисленные признаки характерны и для человека. Значит, человек – живое существо.

В отличие от растений, у нас нет зелёных частей тела, мы можем жить длительное время в темноте, не способны к фотосинтезу, поэтому питаемся органическими веществами, созданными другими живыми организмами. Следовательно, мы, люди, — гетеротрофные организмы. Потребляем пищу с помощью рта и можем активно передвигаться. Из всего сказанного можно сделать вывод: люди сходны с животными.

Эволюция живой природы происходила многие миллионы лет. В результате развития стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей, а затем и в современное человечество.

Становление вида Человек разумный как биосоциального существа происходило тысячелетиями. Старшие поколения передавали накопленный жизненный опыт и знания молодому поколению, обучали детей приёмам изготовления орудий труда, развивали их речь, помогали усваивать правила поведения, принятые в данном человеческом обществе.


Признаки, по которым человек выделяется из мира животных

Человек имеет более развитый мозг, способен к мышлению, прямохождению, членораздельной речи, может преобразовывать окружающий мир сознательным трудом. Благодаря труду человек создал новую жизненную среду.

Животные могут только приспосабливаться к окружающей среде с помощью своих органов и поведения. Человек также может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.

Но в отличие от животных человек научился создавать для себя искусственную среду. Он может изготавливать одежду, выводить новые породы животных и сорта растений, создавать сады, парки, сельскохозяйственные угодья, современные города, транспорт, средства связи, технологии получения различных продуктов и изделий. Такую искусственно созданную среду называют социальной, так как она создавалась не одним человеком, а социумом, или обществом, многими поколениями на протяжении всей истории человечества.

Условия жизни людей очень сильно отличаются от условий жизни животных, которые могут пользоваться только природной (естественной) средой. Человек с первых дней своей жизни оказывается в окружении вещей, которые созданы самим человеком. С появлением на свет в жизнь ребёнка включается социальная программа его становления как личности: развитие речи, передача опыта поведения, а по достижении определённого возраста — обучение в школе, подготовка к трудовой профессиональной деятельности.


В современном мире постоянно происходит совершенствование техники и технологии. Это позволяет людям производить гораздо больше продуктов питания, чем есть в дикой природе, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти и каменного угля. Открытия в электронике обеспечивают огромную скорость информационных потоков. Например, человек, живущий в Москве, может с помощью радио, телевидения, телефона или интернета очень быстро узнать о событиях, которые произошли за тысячи километров от его дома, например в крупнейшем городе Австралии — Сиднее.

Благодаря научным и техническим достижениям наша жизнь становится комфортнее. Но существует и отрицательная роль научного прогресса – происходит ухудшении экологии. Промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы машин загрязняют окружающую среду и ухудшают здоровье людей.

Люди все активнее используют транспорт, это приводит к гиподинамии – недостатку движения, что плохо влияет на сердце, мышцы и другие органы. При производстве продуктов питания используются пищевые добавки. Они удешевляют производство или улучшают вкус продуктов питания, но в то же время могут вызывать различные заболевания человека, например аллергию.

Для сохранения урожая на сельскохозяйственных угодьях человек использует ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями растений. А они также не безвредны для человека. Пристрастие к спиртным напиткам, табаку и наркотикам ведёт к разрушению здоровья и психики, ранней смерти наркоманов и алкоголиков.


Поведение человека социально, оно зависит от воспитания. Даже естественные, биологические потребности в пище, воде, комфорте регулируются традициями данного общества, зависят от материальных возможностей семьи, продуктов, поступающих в продажу, и ряда других причин.

Съесть или отказаться от сомнительных продуктов питания решаем мы сами. Но процесс переваривания пищи происходит по наследственной программе, отработанной многовековой эволюцией человека. Если под влиянием микробов или вредных веществ произойдёт нарушение пищеварения, восстановить его только по нашему желанию невозможно. Нам придётся применять лекарственные препараты.


Поэтому каждый человек должен знать, как устроен и действует его организм. Эти знания позволят надолго сохранить здоровье, создать благоприятные условия для работы всех жизненных систем, избежать вредных факторов, которые могут привести к болезни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: природа человека биосоциальна. Человек имеет много общих признаков с млекопитающими.

Но не все его качества и способности могут быть объяснены с биологических позиций. Человек является социальным существом.

Настоящее человеческое формируется в нём в процессе жизни в обществе, которое развивается по законам, отличным от биологических.

На протяжении длительного времени происходило укрепление социальных связей, которые позволили человеку обрести абстрактное мышление, сознание, речь, развивать трудовую деятельность и создавать социальную среду, необходимую для жизни людей.

Создание искусственной, социальной среды принесло человечеству величайшие блага и вместе с тем привело к нарушению природного равновесия, поставив человека перед необходимостью решать многие экологические и медицинские проблемы.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Биосоциальная природа человека" из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.

Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Биологическое существо - человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens.

Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:

  • анатомией и физиологией (костная, мышечная, нервная системы и т.д.);
  • физиологическими (естественными) потребностями (питание, вода, воздух и т.д.);
  • наличием инстинктов (инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, инстинкт поиска и усвоения пищи и пр.)

Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.

Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.

Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.

Читайте также: