Акт это в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Деление спектакля на акты впервые появилось в театральном искусстве Древнего Рима (в древнегреческом театре действие шло непрерывно, перемежаясь выступлениями хора). Первоначально актов в спектакле было пять. Пятиактное деление перешло в европейский театр эпохи Возрождения и классицизма. Исключение составляет испанский театр, где, как правило, была принято деление пьесы и спектакля на три акта.

В современном театре акты разделены перерывами (антрактами); до 19 в. между актами исполнялись интермедии, не связанные с основным действием пьесы, комические сценки, музыкальные произведения и т.п.

Деление пьесы или спектакля на акты обусловлено целым рядом причин, как формальных, так и сущностных. С одной стороны, пауза после каждого акта дает возможность актерам и зрителям отдохнуть; сменить декорации, костюмы, гримы и т.п. С другой стороны, деление на акты связано с законами композиции драматургического или сценического произведения.

Каждый акт содержит начало, развитие и завершение одного из звеньев события пьесы или спектакля. Первый акт представляет экспозицию (предыстория сюжета) и завязку действия (возникновение конфликта во взаимоотношениях действующих лиц). Серединные акты (второй, третий, четвертый) представляют собой перипетии сюжета (те или иные изменения сложившейся ситуации, ее развитие, включение в конфликт новых действующих лиц, смену условий, переход инициативы от одних действующих лиц к другим, возникновение препятствий и преодоление их и т.п.). Последний акт содержит кульминацию (т.е., момент, когда ситуация и конфликт достигают своей высшей точки) и развязку (завершение конфликта).

Развитие режиссерского театра обусловило разницу между делением на акты в драматургическом произведении и его сценической версии. Это связано в первую очередь с режиссерской трактовкой драматургии, расстановкой собственных смысловых акцентов, что естественно приводит к композиционным изменениям (в том числе – к сокращению текста, введению или к купюрам прологов и эпилогов, объединению сюжетных линий или нескольких персонажей в одном и т.д.). Таким образом, в сценическом произведении может меняться каждый из смысловых компонентов действия, а, следовательно – возникать и иное композиционное разделение на акты.

В современном театральном спектакле, как правило, содержится не более трех актов (чаще – двух); иногда спектакли идут без антракта, объединяя в единое целое все акты драматургического произведения.

АКТ (лат. — actum; франц. — acte, действие) — система сцен, связанных между собой неразрывным исполнением во времени и составляющих законченную часть драматического произведения. Количество А. пьесы — условно и зависит как от эпохи, так и от господства той или другой теории. Греческая драма еще не знала деления на А., т. к. главный закон, к-рому она подчинялась, был закон единств места, действия и времени (см. Единства). Впервые в европейской драме деление на А. встречается у римских авторов комедий. В дальнейшем развитие драматического жанра и театральной техники дало разнообразнейшие виды деления драматического произведения, начиная с одного А. и кончая пятью и даже больше, причем каждый А. в отдельности иногда в свою очередь распадается на ряд картин. Так, отправляясь от Аристотеля, многие теоретики предлагали установить закон трех А. сообразно с основными композиционными частями драмы: завязка, перипетия и развязка. М. Каррьер делит драму на четыре части: вступление, нарастание действия, перелом, нисхождение. Фрейтаг устанавливает целых восемь моментов драмы, к-рые должны уложиться в пяти А.: вступление, возбуждение, завязка, кульминационный пункт, трагический момент, поворот, или нисхождение, момент последнего напряжения и катастрофа. Принципы деления на А. бывают самые разнообразные: напр. во французской классической драме, а так же у символистов, А. — этап этического раскрытия характера персонажей (Расин, Ибсен), у романтиков — этап в развитии движения интриги (Шекспир, Дюма), в буржуазной драме — органическая часть бытового комплекса (Дидро, Островский, Гауптман). Самые функции каждого А. варьируют в зависимости от тематики, жанра и стиля (см.Драма).

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Ю. Соболев. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

акция, вредительство, действие, декрет, дело, демарш, деяние, диверсия, документ, кодекс, коммендация, купчая, подвиг, поступок, протокол, свидетельство, теракт, указ, циркуляр, шаг

Акт в прозе - глава

Акт в прозе- глава

Акт это действие, законченная смысловая часть произведения в драматургии и сценическом искусстве (пьесы, драмы и др.), которой свойственна непрерывность действия. В прозе акту соответствует глава, в кинематографии – серия; в драматургии акт может состоять из более мелких частей – сцены, эпизоды и т.п.

Разделение пьесы на акты означает, что между ее частями подразумевается перерыв, который может быть длительным, когда между действиями антракт, или очень кратким. Поактное представление берет свое начало в древнеримском театральном искусстве. Древнегреческий спектакль шел непрерывно, перемежаясь хоровыми выступлениями, что прослеживается в представлениях древнегреческого комедиографа Менандра, которые сопровождались своего рода интермедиями.

Древнеримская театральная традиция пятиактного построения спектакля была продолжена европейским театром Ренессанса и классицизма. Драматургия театров народной драмы и эпохи Средневековья, в отчасти и драма эпохи Возрождения, не предусматривали разделение спектакля на акты. К примеру, распределение шекспировских пьес на акты было произведено не самим автором, а его издателями в ХVIII веке, что было обусловлено устройством сцены английской эпохи Елисаветинского театра.

Акт в восточной драме

В восточной классической драме акт представляет собой составной элемент сценической постановки, персонажи которой неоднократно покидают сцену, а после перерыва их действие возобновляется; пьеса состояла из 1-10 актов и больше. В европейской театральной практике ХІХ века вместе с пятиактным построением драмы распространяются четырех- и трехактное, истоки которого лежат в истории испанского театра ХVI-XVII веках, где было принято разделение пьес и спектаклей на три акта.

Традиционной композицией драматургических произведений для трагедии установлено 5 актов, для драмы – 4, для комедии – 3.

Слово акт произошло от латинского actus, что означает действие.

Разложим ваш сценарий по полочкам. Без смс и регистрации.

Про структуру сценария много чего написано, много сказано, но вот что именно есть эта структура и как же ее надо строить, из чего и с чем — попробуем разобраться.

Розенкранц и Гильденстерн мертвы (1990)

Акт как единица сценария

Сценарий — это делимый элемент. Точно так же как яблоко можно разделить на дольки, а молекулы на атомы, можно препарировать и сценарий.

В Энциклопедии Начинающего сценариста мы уже говорили подробно про основы сценарного мастерства >>>>>

Акт — сложная штука, но известная еще со времен Аристотеля. На данный момент самая распространенная структура сценария — трехактная. Но также бывают фильмы одноактовые и из пяти актов, а сериалы могут быть из четырех актов.

Акт — это максимально завершенный отрезок действия в общем повествовании фильма, состоящий из последовательности сцен логически связанных между собой.

Гамлет (1948)

Коротко о системах актов в сценарии

Фильм из одного акта, как правило, остается с открытой концовкой или вопросом без ответа, так как за один акт у сценариста нет возможности раскрыть своего персонажа полностью и вовлечь зрителя. Но одноактная история — отличный способ научиться вовлекать зрителей оригинальным сюжетом и вихрем событий, а не глубиной истории.

"Главное в кино — это сценарий и актеры. Орсон Уэллс когда-то говорил: все, что вам надо знать о кино, вы освоите за выходные — кроме сценарного и актерского мастерства. А в одноактной пьесе есть и то, и другое", — Фрэнсис Форд Кополла.

Самая древняя и классическая структура сценария. Три акта в сценарии — это как три кита, на которых держится классическая история.

  • Первый акт — завязка действия
  • Второй акт — развитие действия и преломление в центральном поворотном пункте
  • Третий акт — развязка действия

Четырехактная структура иногда используется в сериалах. Когда сериал развивается горизонтально, каждая серия как правило остается с открытым финалом, так же как и концовка всего сезона.

В таком случае пятый акт просто переходит на следующую серию или сезон.

Вторая по популярности структура сценария. Правда, некоторые считают, что она такая же, как трехактная структура, а значит не имеет места быть.

  • Первый акт — завязка действия
  • Второй акт — первый основной поворотный пункт, нарастание конфликта
  • Третий акт — осмысление первого поворотного пункта, середина истории, подведение промежуточных итогов
  • Четвертый акт — новый конфликт или усиление предыдущего, второй основной поворотный пункт (вот на этом в структуре из четырех актов и может закончиться серия или сезон, когда герой вроде выдохнул, но что-то еще внезапное его догоняет)
  • Пятый акт — финальная развязка

Из чего состоит акт в сценарии

Помимо актов существуют сцены и эпизоды. Каждая сцена — это тоже законченная единица, у которой есть начало, середина и конец. Сцена — отрезок, объединенный единством места и времени. Сцена может быть равна эпизоду, или в эпизоде может быть несколько сцен.

Сцена состоит из действий и реплик. Самое простое в написании — расписать идею или написать отдельную сцену. Излить на бумагу самое главное, что вы пытаетесь донести, как правило, не так сложно. Это делается на вдохновении и творческом порыве. А вот расписать предпосылку героя, дать толчок развитию сцены, логически завершить ее — сложнее.

То же самое с актами в сценарии. Как правило, завязка — самое сложное, потому что подготовить и заинтересовать зрителя, терпеливо ввести его в курс дела — непростая задача.

Начнем с малого. Скорее всего, вы часто слышали фразу “каждая сцена должна приближать героя к цели”. Так вот еще лучше будет, если к цели его будет приближать каждое действие.

Эпизод, в отличие от сцены, может и не быть объединен единством места и времени: одна сцена произошла в кофейне, а вторая уже дома через час. Если действие — это конкретная фраза или поступок, например, герой бросает чашку в стену, герой хлопает дверью, героиня плачет, то эпизод — набор из N действий, имеющих свое начало, кульминацию и конец: происходит ссора, обмен репликами, чашка летит в стену, дверь с шумом хлопает, девушка плачет — ссора состоялась.

Фаворитка (2018)

Все это последовательно и собирается в акты в сценарии.

Самое важное тут — добиться не только того, чтобы зритель досидел до конца фильма (хотя, некоторые и это уже считают победой), а передать зрителю определенную эмоцию, которую он унесет с собой и выйдет из зала немножечко другим.

Итак, подведем итоги.

Иметь структуру в сценарии — это точно знать, где у вас акт первый, где второй, а где — третий; знать, понимать и быть уверенным в том, что лишних сцен у вас нет, что каждое действие каждой сцены имеет значение и вычеркнуто быть уже не может. Сценарий делится на акты, акты на эпизоды, эпизоды (не всегда) на сцены, сцены на действия и реплики.

Анна Каренина (2012)

Упражнение

Чтобы лучше разобраться в том, что есть акт и что есть сцена, вот вам задание для самостоятельного выполнения.

  • Проанализируйте несколько фильмов

Пусть один будет любимый, второй незнакомый, третий короткометражный, четвертый будет вовсе не фильм, а серия сериала, пятый — из того жанра, который вы не привыкли смотреть вообще.

Берете листок, ручку и делаете заметки: записываете, в какой момент произошла смена действий, когда закончилась сцена, где конец акта. Постарайтесь это выявить, потому что сценарий пишется не только на творческих порывах.

Если сложно выбрать фильм, мы собрали сценарии интересных российских и зарубежных работ на русском языке в библиотеке сценариев >>>>

Читайте также: