Здоровый сон для школьника кратко

Обновлено: 04.07.2024

Роспотребнадзор напоминает, что правильный режим дня - это именно то, что способствует нормальному росту и развитию, сохранению работоспособности, интереса к учебной и творческой деятельности.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Школьнику необходимо удовлетворять соответствующую его возрасту потребность во сне. Важность полноценного ночного сна в том, что в этот период происходит перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления успешной учебной деятельности и психического развития. Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.

Потребность в сне зависит от возраста. Чем младше школьник, тем его нервная система менее вынослива к внешним раздражителям, скорее наступает утомление.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

1 - 4 классы - 10 - 10,5 часа;

5 - 7 классы - 10,5 часа;

6 - 9 классы - 9 - 9,5 часа;

10 - 11 классы - 8 - 9 часов.

Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время, а в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.

Активный отдых.

Кроме сна, существует и другой вид отдыха, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим. Переход от умственной работы к физической дает отдых ранее работавшим клеткам головного мозга и заставляет работать ранее отдыхавшие.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенным насыщением крови кислородом, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности.

Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном - 3-3,5 часа, в среднем - 2,5-3 часа, в старшем - 2-2,5 часа.

Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака; после окончания занятий; после обеда перед приготовлением домашних заданий и перед сном. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

Умственная работа, подвижная деятельность школьников сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет питания.

Правильно организованный режим питания основывается на соблюдении времени приёмов пищи и интервалов между ними. Приучайте ребёнка обязательно завтракать. Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 3,5-4 часов, рекомендуется 4–5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов, минералов и соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим такие способы приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключение продуктов с раздражающими свойствами. Ребёнок должен принимать пищу не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Рабочий стол и режим работы за компьютером

После школы приступать к домашнему заданию лучше через час-два, т.к. необходим отдых для восстановления сил. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора-два часа, средних классов 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Можно чередовать письменные задания с устными. Ребёнку необходимо организовать постоянное место для приготовления домашних заданий.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен быть расположен так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок - левша, то наоборот).

Очень важна правильная посадка ребёнка во время приготовления домашних заданий. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка, при правильной посадке, должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Голова и туловище должны находятся в прямом положении. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ладони ребёнка. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать, а правильно подобранная мебель - один из факторов предупреждения нарушений осанки.

Помните, что правильный режим дня школьника - залог крепкого здоровья и хорошей учебы .

(c) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае", 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 683004,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22-б, Камчатский край

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава 1. Сон и его значение в жизни школьника.

1.2. Функции сна и его виды………………………………………………….9-11

1.3. Влияние сна на здоровье ребенка………………………………………12-14

1.4. Как правильно организовать сон школьника ……………………….15-17

Глава 2. Исследование соблюдения правильного режима сна одноклассниками …………………………………………………….20-23

Приложение: Памятка для сна…………………………………………..26

Сон - это естественная потребность человека. Человеку необходим сон как воздух, вода, пища. Люди проводят во сне примерно третью часть свой жизни. В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Известный факт, что человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды несколько дней, без пищи около 2 месяцев. А вот без сна человек может прожить не больше двух недель. Мы привыкли относится ко сну как к чему-то должному, ведь хороший сон нам не стоит ничего. Как я понял, для современного школьника проблема здорового сна очень актуальна. Компьютеры, телевизоры, телефоны мешают ребенку заснуть в положенный час. Систематическое недосыпание негативно сказывается на состоянии здоровья школьника, на его способностях и успехах в обучении, ведь сон это один из важных компонентов здоровья и полноценной жизни.

Что же представляет из себя сон и почему он так важен, какие бывают сны, как улучшить качество сна и сколько времени на сон необходимо человеку и, в частности, школьнику? Ответы на эти вопросы я попробую отразить в моей работе.

Актуальность темы исследования: Изучив материал о сне и его значении, я выяснил, что в последнее время возник особый интерес к изучению роли сна для здоровья ребенка и его успеваемости в школе. Всем известно, что сон является источником хорошего самочувствия и настроения. Но именно здоровый, крепкий, правильный сон. Исходя из этого, актуальность темы заключается в необходимости сохранения самого большого достояния человека – его здоровья, которое надо беречь с ранних лет.

Цель работы : узнать, каким по продолжительности должен быть сон для нормальной трудоспособности и здоровья школьника, показать важность полноценного сна для здоровья учащегося, установить связь между сном и здоровьем школьника.

Задачи исследования:

1. Изучить, что такое сон и зачем он нужен.

2. Выяснить, как влияет сон на здоровье школьника.

3. Узнать, какие факторы влияют на нарушение сна.

4. Провести анкетирование среди одноклассников о соблюдении режима сна, о влиянии сна на их работоспособность во время школьных занятий.

5. Разработать на основе изученного материала правила сна и дать рекомендации в виде памятки, как правильно организовать свой сон.

Объект исследования : сон человека, в частности школьника.

Предмет исследования : условия полноценного сна учащихся.

Гипотеза: если школьники будут соблюдать условия полноценного сна, то они укрепят своё здоровье и улучшат успеваемость в школе.

Обзор литературы

При написании исследовательской работы были использованы интернет–ресурсы на тему сна и его значения в жизни человека.

Сайт znatoksna . ru поведал мне о физиологических особенностях сна, его разновидностях.

Много информации о сне для использования в данной работе я нашел в интернет-энциклопедии Википедия, а также использовал для определения понятия сна Большую медицинскую энциклопедию.

Глава 1. Сон и его значение в жизни школьника.

1.1. Что такое сон?

Сон - это естественное, регулярное и необходимое состояние организма, являющееся неотъемлемой частью жизни человека. Что же представляет собой это особое состояние организма и почему он так необходим? Изучив информацию о сне, я выяснил, что нормальный сон цикличен и требуется человеческому организму не реже одного раза в сутки. Циклы сна носят название циркадных ритмов. Каждые 24 часа циркадные ритмы переопределяются. Важнейшим фактором сна считается освещенность. Как правило, циркадный цикл соотносится с длительностью светового дня и человек настроен на засыпание при наступлении темноты.

Обычный сон отличается от других, похожих на него состояний, таких как спячка у животных, кома , обморок , летаргический сон.

Изучению сна посвящена целая наука - сомнология (учение о сне), которая исследует сон, расстройство сна и его лечение, влияние сна на здоровье человека.

Согласно Большой медицинской энциклопедии сон ( лат. somnus ) - это функциональное состояние мозга и всего организма человека и животных, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующиеся торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) сознаваемой психической деятельности.

Сон включает в себя несколько стадий, повторяющихся в течение ночи и сменяющих друг друга: фаза быстрого сна и медленного. В самом начале наступает более длительная медленная, а ближе к пробуждению быстрая фаза сна. За ночь бывает от 4 до 6 циклов по 80-100 минут каждый, включающий оба вида сна.

Когда человек засыпает, у него начинается медленный сон, который включает в себя 4 стадии:

I стадия - дремота, или стадия засыпания (5-10 минут). В этой стадии человек чувствителен даже к малейшим раздражителям.

II стадия - неглубокий медленный сон,

III стадия - стадия глубокого медленного сна,

IV стадия - наиболее глубокий медленный сон,

Во время медленного сна в организме понижается обмен веществ, понижается температура тела, уменьшаются частота сердечных сокращений и дыхательных движений, расслабляются мышцы. При медленном сне мышечный тонус сохраняется, и спящий человек иногда меняет позу, быстрые движения глаз при этом отсутствуют. Суммарная длительность медленного сна у взрослого человека в норме составляет 75-80% всего периода ночного сна.

Примерно через 90 минут фаза медленного сна сменяется фазой быстрого сна. Во время этой фазы в организме активизируется работа внутренних органов и именно в этой фазе человек видит сны. Быстрый сон длится около 15 минут. Для быстрого сна характерны быстрые движения глаз, несмотря на то, что веки закрыты, утрата тонуса всех мышц, за исключением наружных глазных мышц и некоторых мышц носоглотки. При этом начинает учащаться дыхание и повышаться артериальное давление. Мышцы конечностей расслаблены, что позволяет защитить человека от физической реакции на сновидения. При пробуждении во время быстрого сна большинство людей вспоминают яркие, нередко эмоционально насыщенные сновидения.

После этого цикл вновь повторяется, но при этом стадии медленного сна сокращаются, а быстрый сон наоборот нарастает. Как правило, последний цикл сна завершается эпизодом быстрого сна, длящимся в некоторых случаях около 1 часа. Полноценный сон включает 5 полных циклов.

При этом в раннем детском возрасте по длительности преобладает быстрый сон, а в дальнейшем - сон медленный.

Норма сна, которая необходима для хорошего отдыха около 7-8 часов в сутки. Оптимальная продолжительность сна у здоровых людей различна и меняется с возрастом. Потребность в более продолжительном сне больше у детей, в последующем она снижается и наименьшей становится в старости. У взрослого человека средних лет потребность в сне варьирует в пределах от 5 до 10 ч в сутки, чаще 6-8 ч.

Детям для нормального развития необходим более продолжительный сон - до 18 часов в сутки для новорождённых с постепенным снижением нормы к подростковому возрасту.

В истории известны случаи, когда люди затрачивали на сон гораздо меньше времени. Наполеон спал не более 4 часов в сутки, Пётр I, Шиллер, Гете, В. М. Бехтерев спали 5 часов сутки, а Эдисон спал всего 2-3 часа в сутки.

1.2. Функции сна и его виды

Зачем человеку нужен сон и каковы его функции? Если детализировать функции сна, то станет понятно, зачем человеку спать, что сон очень важен для нашего организма, что во время сна происходит много жизненно- важных процессов. Вот, что из изученного материала о функциях сна я выяснил.

Во-первых, сон обеспечивает отдых организма. Первым признаком усталости является желание поспать. Так организм сигнализирует о необходимости отдыха для восстановления сил. Эта функция сна называется энергетической - восстановление потраченных во время бодрствования жизненных ресурсов, передышка для внутренних органов и костно-мышечной системы, а также накопление их для будущей активности. То есть, сон служит восстановительным процессом для головного мозга и организма в целом.

Во-вторых, информационная функция - во время сна притупляется восприятие новой информации, поэтому у мозга появляется возможность переработать и систематизировать ранее полученные данные. В процессе сна, мозг перерабатывает накопленную за день информацию. Так называемый медленный сон позволяет лучше усвоить изученный материал и закрепить его в памяти , а быстрый сон обеспечивает возможность моделирования предстоящих событий на уровне подсознания. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.

Важной функцией сна так же является восстановление иммунной системы человека посредством активизации деятельности Т-лимфоцитов, которые оказывают сопротивление вирусным инфекциям и борются с простудными заболеваниями.

Кроме того, с он - это приспособление организма к изменению освещенности (день-ночь).

Сон может быть спровоцирован не только физиологической потребностью человека в переключении с бодрствования на отдых. Ввести организм в это состояние могут и другие факторы. Именно по этой причине существует несколько разновидностей сна, каждая из которых имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Обычный сон , который состоят из чередующихся фаз, имеющих каждая свою продолжительность, глубину. Засыпание происходит естественным путем. Продолжительность отдыха достаточная, человек после пробуждения чувствует себя бодрым, выспавшимся и днем не возникает потребности вздремнуть или принять бодрящие средства.

Лечебный сон - это просто отдых, благоприятно влияет на организм человека, оздоравливает, восстанавливает силы, позитивно действует на нервную систему.

Медикаментозный сон - это состояние, которое искусственно вызывают при помощи химических препаратов (снотворных средств). Они способствуют его удлинению до 12 часов, используются при целом ряде патологий. Но употреблять эти препараты самостоятельно не рекомендуется, прописать их может только врач.

Электросон применяют только по назначению врача в медицинских учреждениях, в основе его лежит влияние импульсных токов. Они вызывают процессы торможения в клетках коры головного мозга, пациент засыпает.

Сон под гипнозом – это психологический прием, в момент которого можно получить контроль над мозгом человека. Характеризуется торможением нервных центров в мозге, отвечающих исключительно за мышление. Внешне все выглядит как засыпание, но наблюдается высокая восприимчивость к словам, командам гипнотизера, а к другим раздражителям она почти отсутствует. Чувствительность к такому воздействия носит индивидуальный характер, зависит от склонности человека поддаваться чужому влиянию.

Патологический сон. Данное состояние вызывается какими-либо физическими или психологическими патологиями и является вредным для здоровья человека. Есть три типа такого сна:

Бессонница. Неспособность человека заснуть, прерывистый или поверхностный сон его полное отсутствие или критическое сокращение называют бессонницей. Вызвать ее могут психологические расстройства

Летаргический сон. Этот феномен не изучен до конца, потому представляет особую опасность для жизни. Во время летаргического сна людей часто принимают за умерших, так как все процессы максимально замедляются, человек может вообще никак не проявлять свою жизнедеятельность, реакция на внешние раздражители у него отсутствует полностью, даже боль не способствует пробуждению, организм не нуждается в пище. Такое состояние могут спровоцировать серьезные заболевания, переутомление, стресс или врожденные особенности нервной системы.

Лунатизм. Нарушение, при котором во сне человек может бессознательно ходить, разговаривать или совершать другие сложные действия.

1.3. Влияние сна на здоровье детей

Начав посещать школу, ребенку приходится менять многие привычки. У него появляется дополнительная нагрузка: секции, кружки, домашние задания. При этом нет уже от дневного сна, который полагался ребенку в детском саду. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет – 10-11 часов, в 11-14 лет -9-10 часов, в 15-17 лет – 9-8 часов.

Изучив различный материал о влиянии сна на здоровье детей, а также исходя из функций сна, я сделал вывод, что сон и его продолжительность очень важны для школьников любого возраста.

1.Сон оказывает благотворное влияние на восприимчивость ребенка к обучению. От качества и продолжительности сна зависит, сколько информации сможет запомнить и усвоить ребенок, так как одной из функций сна является информативная, когда во время сна мозг перерабатывает накопленную за день информацию, позволяет лучше усвоить изученный материал и закрепить его в памяти.

2. Сон способствует восстановлению организма после дневных занятий, а учитывая, что мозг работает напряженно во время урока в школе, то ему нужен полноценный отдых.

4. Недостаток сна провоцирует выработку большего количества кортизола - гормона стресса, который снижает иммунною систему. Это приводит как к понижению устойчивости перед инфекциями, так и к удлинению периода выздоровления. Считается, что хорошо отдыхающий ребенок - гарант нескорого визита к врачу. Кроме того, ночью мозг высвобождает химические вещества, которые стимулируют восстановление иммунной системы. К ним относятся цитокины, молекулы, которые направляют иммунные клетки в области инфекции или воспаления.

Спокойный, глубокий сон устраняет отрицательные эмоции, улучшает настроение и память. Во время сна вырабатывается гормон роста. Не зря говорят, что дети растут во сне.

Таким образом, можно прийти к выводу, что, если ребенок уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии - это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения.

Ученые решили исследовать взаимосвязь между продолжительностью сна и уровнем обучаемости 11-летних школьников. Обнаружилось, что недосыпающие ученики хуже концентрировались на заданиях, были раздражительны. Зато ребята, не жалеющие времени на полноценный сон, демонстрировали отменные достижения и в поведении, и в учебе.

Так же ученые нашли неоспоримую связь между сном и

- весом. Обнаружили, что короткая продолжительность сна увеличивает у ребенка риск развития ожирения.

- эмоциональной устойчивостью. Ложащиеся за полночь подростки на 20% чаще помышляют о самоубийстве и на 25% более склонны к депрессиям, нежели их сверстники, ложащиеся в постель в 22 часа.

- асоциальным поведением. Выявлена закономерность: 14-летние подростки, спящие менее 8 часов в сутки, обладают выраженной склонностью к всевозможным вредным привычкам (употреблению алкоголя, курению), в отличие от сверстников со здоровым режимом сна.

- успеваемостью. Установлена взаимосвязь между качеством и количеством сна, а также стрессоустойчивостью, успеваемостью и обучаемостью школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что последствиями лишения сна или его недостаточного количества являются: трудность запоминания пройденного материала, невозможность сконцентрироваться, снижение успеваемости, повышение травматичности, прогулы, капризность и агрессия, тревога, рискованное поведение, снижение иммунитета, повышение риска инфекционных заболеваний.

1.4. Как правильно организовать сон школьника

Проанализировав всю имеющуюся информацию о правильном режиме сна школьника, я сделал общие выводы, которые заключаются в следующем.

Очень большое влияние на состояние здоровья школьника оказывает количество и качество сна. Научно доказано, что любому человеку нужно удовлетворять потребность в отдыхе, которая соответствует его возрасту. А главным признаком здорового отдыха, в свою очередь, является быстрое засыпание, глубокий и спокойный сон, и легкий подъем утром.

Надо стараться ложиться спать и просыпаться примерно в одно и то же время (даже в выходные). Организм в скором времени привыкнет к такому распорядку и тогда засыпать и просыпаться можно будет без проблем , организм, как часы, сам будет подсказывать, что пора спать.

Готовиться ко сну нужно заранее, то есть хотя бы за 30-40 минут до выключения света. Если ложиться спать по плану в 21.00, то начинать стелить постель, умываться и укладываться лучше к 20.30 ч. Получаса традиционно хватает, что закончить все оставшиеся дела и лечь спать.

Взрослые должны взять ситуацию под свой контроль. Если мама и папа работают допоздна, то им сложно следить за тем, чем занимается в свободное время их ребенок. Возможно, ему нужно для приготовления к урокам потратить всего один час, но из-за отсутствия родительского контроля он затягивает с домашними заданиями до 21.00 ч. В итоге выполнение упражнений, их проверка и процесс подготовки ко сну затягивается минимум до 23.00 часов, что уже грозит недосыпом.

Кроме того, лучше заранее готовить портфель и одежду к завтрашнему дню. Это сэкономит утром время и даст поспать лишние 10-15 минут.

Пользоваться компьютером, мобильным телефоном и смотреть телевизор можно не дольше, чем до 20.00 часов. Просмотр информации на компьютере, планшете или телефоне, непосредственно перед сном, стимулирует мозг и не дает ему расслабиться, ребенку трудно успокоиться и уснуть. Чрезмерное напряжение нервной системы может быть причиной ночных кошмаров.

Желательно уделить час перед сном прогулке на свежем воздухе - это расслабляет нервную систему и позволяет уснуть быстрее. Если нет возможности прогуляться, то необходимо проветрить комнату. Час до сна можно посвятить спокойным занятиям, например, чтению. Не нужно выходить на пробежку, прыгать, играть в шумные игры и вообще активничать. Исключить за несколько часов до сна шоколад, чай, лучше принять теплую ванну и молочный напиток.

Комнату, в которой спит ребенок, нужно подготовить. Убрать компьютер, телефон, громкую музыку, повесить затененные шторы, создать тишину, постель должна быть чистой. Можно перед сном включить спокойную музыку,

Существует простое, но безотказное правило: чем позже школьник лег спать, тем сложнее ему уснуть и тем неспокойнее будет его сон. Если ребенок лег спать после 00.00, недосыпание гарантировано.

Нарушение гигиенических норм сна приводит к бессоннице. Учиться правильно засыпать и спать по режиму необходимо с детства, вырабатывая хорошую привычку на всю жизнь.

Вывод: для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

- ложиться спать в одно и то же время;

- ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр телевизора, телефона, компьютера и т. п.);

О важности сна для учащихся 03.11.2013 20:57

О важности сна для учащихся

Одна из актуальных проблем современности, затрагивающая как малышей, так и взрослых, – дефицит сна. Канадские ученые решили исследовать взаимосвязь между продолжительностью сна и уровнем обучаемости одиннадцатилетних школьников. Обнаружилось, что недосыпающие ученики хуже концентрировались на заданиях, были раздражительны и импульсивны. Зато ребята, не жалеющие времени на полноценный сон, демонстрировали отменные достижения и в поведении, и в учебе.

В чем польза сна?

Сон крайне важен для школьников любого возраста. Именно в это время мозг продуцирует необходимые организму ребенка гормоны, положительно воздействующие на настроение и аппетит, а также на способность сосредотачиваться. Одновременно происходит и активная регенерация клеток. Американские специалисты из центра по исследованию расстройств сна убеждены, что полноценный ночной отдых так же необходим, как комфортный микроклимат в семье и качественное питание.

Сон действительно оказывает благотворное влияние на восприимчивость человека к обучению. От качества и продолжительности подобного отдыха зависит, сколько информации сможет запомнить и усвоить ваш ребенок. Важно знать, что даже если при нехватке сна малыш демонстрирует хорошую сосредоточенность на занятиях, это не может продолжаться долгое время. Врачи предупреждают: здоровье хронически недосыпающего ребенка находится под угрозой!

Взаимосвязь сна и здоровья

Ученые нашли неоспоримую связь между сном и:

Работающие в университете Чикаго исследователи в 2008 году обнаружили, что короткая продолжительность сна увеличивает у ребенка риск развития ожирения.

Американские специалисты в 2010 году выяснили, что ложащиеся за полночь подростки на 20% чаще помышляют о самоубийстве и на 25% более склонны к депрессиям, нежели их сверстники, ложащиеся в постель в 22 часа.

Ученые из Питтсбургского университета в 2007 году выявили закономерность: четырнадцатилетние подростки, спящие менее 8 часов в сутки, обладают выраженной склонностью к всевозможным вредным привычкам (употреблению алкоголя, курению), в отличие от сверстников со здоровым режимом сна.

В 2006 году итальянскими экспертами была установлена взаимосвязь между качеством и количеством сна, а также стрессоустойчивостью, академической успеваемостью и обучаемостью испытуемых.

Какова должна быть продолжительность сна школьника?

О правильных привычках

Начав посещать школу, малышу приходится менять многие уже сформировавшиеся привычки. У него появляется дополнительная нагрузка: секции, кружки, домашние задания. При этом приходится отказываться от дневного сна, который полагался ребенку в дошкольном возрасте. Родителям нельзя забывать, что организм юного ученика нуждается в полноценном расслаблении и отдыхе ничуть не меньше, чем ранее. Врачи-сомнологи не рекомендуют детям смотреть перед сном телевизор, активно пользоваться компьютером, играть или бегать. В принципе, нежелательны все типы развлечений, которые ведут к чрезмерному возбуждению нервной системы. Лучше ограничиться неспешной прогулкой, чтением книги, принятием ванны или спокойным общением с родителями.

Вне зависимости от возраста школьника его засыпание и пробуждение должны быть приятными и легкими. Для этого важно придерживаться определенного режима – укладываться в постель и вставать в заранее установленное время. Приучать малыша к такому распорядку нужно с первого года обучения.

Полноценный сон занимает одну из ведущих ролей в формировании здоровья растущего организма. Постоянное или периодическое недосыпание грозит не только раздражительностью и отсутствием настроения, оно может привести к ослаблению иммунитета ребенка, ведь во время сна организм восстанавливает потраченные за день силы.

Суточная продолжительность сна детей в среднем должна составлять от 11 до 12 часов в начальной школе и от 9 до 10 часов в старших классах. Но далеко не всегда дети получают эти необходимые часы отдыха. Часто, недосыпание связано непосредственно с учебой (выполнение домашних заданий, дополнительные занятия вечером, переживания перед завтрашним днем в школе). Но наиболее распространенной причиной того, что ребенок не выспался, становится чрезмерное пользование различными электронными приборами (игра с компьютером или телефоном, просмотр телевизора, чтение с электронных носителей с яркой подсветкой). Родителям следует понимать, что это не только занимает свободное время ребенка, которое он мог бы провести с большей пользой, но и возбуждает его нервную систему, после чего ребенку очень сложно уснуть.

Для того чтобы обеспечить ребенку здоровый крепкий сон:

  1. Необходимо укладывать спать и будить ребенка в одно и то же время каждый день, в том числе не позволять злоупотреблять долгим сном в выходные дни - у детей должен быть четкий режим дня.
  2. Ни в коем случае нельзя перед сном разрешать ребенку смотреть телевизор или играть за компьютером.
  3. Спальное место ребенка должно быть правильно организованно: кровать (предпочтительнее дивана) - с хорошо подобранным матрасом и подушкой, постельное белье - чистое и мягкое.
  4. В комнате, где спит ребенок необходимо исключить посторонние шумы и источники света.
  5. Перед сном обязательно проветривать комнату.
  6. Последний прием пищи ребенка должен быть не позднее, чем за два часа до отхода ко сну.

От качества сна ребенка зависит его здоровье, уровень внимательности и концентрации, память и сосредоточенность. Выполнение всех вышеперечисленных советов поможет вашим детям спать так, чтобы высыпаться, быть здоровыми и энергичными.

Читайте также: