Защита сократа на суде кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начнем с того, что назовем имена тех, кто возбудил судебный процесс против Сократа: молодой и честолюбивый Мелет, посредственный трагический поэт; Анит — владелец кожевенных мастерских, влиятельное лицо в демократической партии, заклятый враг софистов, к которым он причислял Сократа. Этот приверженец авторитета традиций видел в деятельности Сократа посягательство на религию и мораль, угрозу идеалам государственной и семейной жизни. Третьим обвинителем был оратор Ликон.

Сократ не переставал подвергать критике некоторые стороны афинской демократии, в частности нападал на практику выбора должностных лиц по жребию. Критику Сократа многие были склонны расценивать как подрыв государственного строя. Таким образом, мотивы, которыми руководствовались обвинители Сократа, были по преимуществу политическими. Однако выдвигать их в качестве основания для обвинения помимо всего прочего не позволяла и амнистия, объявленная восстановленной демократией (Аристотель. Афинская полития, XIV, 39, 5).

Итак, весной 399 г. до н. э. Сократ предстал перед одной из 10 палат суда присяжных (гелиеи). В состав суда входило 6 тысяч человек, из которых 5 тысяч были действительными и 1 тысяча запасными судьями. Выбор судей (гелиастов) происходил ежегодно по жребию из числа граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой от 10 фил Аттики. Судебная палата, где разбиралось дело Сократа, состояла из 500 человек, точнее 501, поскольку к четному количеству судей присоединяли еще одного приемного для получения нечетного числа при голосовании.

Справедливости ради следует сказать, что Анит и другие обвинители не жаждали крови Сократа, не добивались его смерти. Они были бы вполне удовлетворены, если бы Сократ, не подвергнутый аресту, добровольно удалился из Афин и на суд не явился. Но вопреки предупреждению Анита, он пришел на суд, вполне сознавая грозящую ему опасность.

Эта речь состоит из трех частей: защитительной речи перед судьями, речи о мере наказания, обращения к судьям после вынесения смертного приговора.

В первой части (Платон. Апология, 17а — 35d) речи Сократ говорит о своих прежних и нынешних обвинителях: первые из них — это те не известные ему люди, которые по своему невежеству, зависти или злобе распространили измышления о том, что он занимается натурфилософскими проблемами, т. е. тем, что находится под землею и что на небесах, и учит тому, как выдавать ложь за правду. Отвергая это обвинение, Сократ заявляет, что, во-первых, он не видит ничего предосудительного в исследовании натурфилософских проблем; во-вторых, он может найти сколько угодно свидетелей, в том числе среди его судей, которые подтвердят его непричастность к такого рода исследованиям; в—третьих, воспитание людей он считает полезным делом, но если воспитателями считать софистов, т. е. тех, кто берет плату за обучение, то всем известно, что он никакой платы за свои беседы не брал и в роли учителя никогда не выступал.

Затем Сократ переходит к своим новым обвинителям (Аниту, Мелету и Ликону) и указывает на необоснованность обоих пунктов их обвинения: развращение молодежи и непризнание богов. Сократ говорит, что нелепо считать его развратителем молодежи и одновременно признавать, что все остальные граждане, в том числе судьи или сами обвинители, никого не развращают, а наоборот, воспитывают. Сократ замечает, что если даже допустить, что он кого-нибудь и развратил, то требуется доказать, что это развращение было умышленным; невольного же развратителя к суду не привлекают, а частным образом наставляют и исправляют (см. там же, 24—26а).

Хотя Сократ ограничился формальным опровержением обвинения« его в атеизме, тем не менее он верно указал на двусмысленность понятия „неверие в богов“. Религия древних греков, не знавшая строгой догматики так называемых исторических религий, признавала безбожником того, кто вообще отрицал бытие богов, и карала за проявление внешнего неуважения к ним, т. е. за несоблюдение религиозных обрядов, не говоря уже об оскорблении богов, например, осквернении их изображений. Правда, признание и почитание государственных богов так или иначе вменялось в обязанность гражданам, поскольку боги в глазах верующего народа были охранителями государства и находящихся в храмах государственных сокровищ. Кроме того, считалось, что вера в одних и тех же богов и в одни и те же клятвы, объединяя граждан, порождает чувство равенства, укрепляет их доверие друг к другу.

С этой точки зрения, у обвинителей Сократа были некоторые, хотя и шаткие, основания считать его „безбожником“. Мы говорим „шаткие“, потому что мифы о богах, которые заменяли грекам религиозную „догматику“, каждый мог трактовать по-своему; позволялось верить в одних из них и не верить в других. Наконец, в первой части своей речи на суде Сократ сообщает о миссии, возложенной на него богом, — воспитывать своих граждан в духе добродетели (см. там же, 31а-b).

Сократ говорил на суде не как обвиняемый, а как наставник, призывающий своих сограждан ценить духовные блага выше материальных. И потому он считал недостойным для себя и для судей, а также „для чести всего города“ (см. там же, 34е) просить суд и самих афинян об оправдании, слезно упрашивать их о помиловании. По той же причине он не пытался привести с собой „своих детей и множество других родных и друзей“, чтобы разжалобить судей, хотя и отдавал себе отчет о грозящей ему опасности. Предъявленное обвинение приравнивалось к государственным преступлениям и каралось смертью.

В практике судопроизводства греческих полисов было принято, чтобы обвиняемый после признания его виновным сам предлагал себе меру наказания, которую он заслуживает в собственных глазах. Это право, предоставляемое подсудимому, не будучи формально апелляцией, давало возможность смягчить наказание. Оно свидетельствует о гуманности судопроизводства афинян. Суд же присяжных выбирал между двумя (предложенными обвинителем и обвиняемым) мерами. Третий вариант исключался. Так вот, вместо назначения себе какого-либо наказания Сократ предложил нечто совершенно неожиданное для суда.

Он сказал, что для него, человека заслуженного, но бедного, нуждающегося в досуге для назидания своих сограждан, „нет ничего более подходящего, как обед в Пританее!“ (там же, 36d), т. е. возможность получать обед на общественный счет в знак почета и особых заслуг перед государством. Предложение Сократа шокировало суд и было воспринято как дерзость. Сократ, не видя в этом ничего оскорбительного, говорил: „Убежденный в том, что не обижаю никого, я ни в коем случае не стану обижать и самого себя, наговаривать на себя, будто я заслуживаю чего-нибудь нехорошего, и назначать себе наказание (там же, 37b). Но если тем не менее, продолжал Сократ, необходимо назначить какое-то наказание, то он готов уплатить одну мину серебра (около 25—30 руб.), ибо он беден. Однако более состоятельные его друзья (Платон, Критон, Критобул, Аполлодор) уговаривают его увеличить штраф до 30 мин (около 750—800 руб.), которые они поручаются уплатить за него.

Возбудив недовольство и гнев многих из судей неуместным предложением о назначении ему бесплатного обеда, Сократ не нашел поддержки и своему предложению об уплате штрафа. Суд присяжных вынес ему смертный приговор большинством уже в 80 голосов (Диоген Лаэрций, II, 42).

Третья часть речи (Платон. Апология, 38с — 42а) Сократа обращена к судьям и друзьям, оставшимся на суде после вынесения смертного приговора. По мнению некоторых исследователей, прощальное слово, вложенное Платоном в уста Сократа, представляет собой всецело поэтическую или ‚стилизованную‘ правду, а не исторический факт: Сократ мог бы сказать это сообразно ситуации и логике вещей, но не сказал на самом деле. Однако даже если это так, то вряд ли стоит подвергать сомнению ценность этой правды. Как бы то ни было, правдоподобно, что всегда верный себе, Сократ не меняет тона и в своем, пусть предполагаемом, последнем слове к судьям: ‚Я скорее предпочитаю умереть после такой защиты, чем оставаться в живых, защищавшись иначе‘ (там же, 38е). ‚Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. И я остаюсь при своем наказании… и не думается, что это правильно‘ (там же, 39b).

Обычно смертный приговор приводился в исполнение сразу же после его вынесения, но в случае с Сократом исполнение приговора было отложено на 30 дней в связи со следующим обстоятельством. Ежегодно афиняне отправляли на остров Делос к храму Аполлона священное судно с дарами, исполняя клятву Тезея, данную им богу Аполлону после уничтожения чудовища Минотавра на Крите и избавления Афин от уплаты дани (семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру) критскому царю Миносу. Со дня отплытия священного посольства и до его возвращения в Афины смертная казнь запрещалась.

Друзья Сократа, воспользовавшись этим обстоятельством, навещали его в тюрьме, где он пребывал в ожидании казни, вели с ним беседы и готовили ему побег. Осуществить побег было несложно. Об этом мы узнаем из слов давнего друга, ровесника и земляка Сократа Критона, по имени которого назван один из диалогов Платона. В ‚Критоне‘ описывается встреча Критона с Сократом, их беседа за день до возвращения священного судна. Критон пытается уговорить Сократа бежать из тюрьмы. Но Сократ отклоняет настойчивую просьбу друга и остается верным отечественным законам.


Содержание

Содержание

Разговор Сократа с Гермогеном

Произведение начинается с разговора Сократа с Гермогеном. На увещевания Гермогена подготовить свою защиту Сократ отвечает, что

Дважды уже я пробовал обдумывать защиту, но мне противится бог.

Разве ты не находишь удивительным, — сказал Сократ, — что, и по мнению бога, мне уже лучше умереть? Разве ты не знаешь, что до сих пор я никому не уступал права сказать, что он жил лучше меня? У меня было сознание — чувство в высшей степени приятной, что вся жизнь мною прожита благочестиво и справедливо; таким образом, я и сам был доволен собою, и находил, что окружающие меня — такого же мнения обо мне. А теперь, если ещё продлится мой век, я знаю, мне придётся выносить невзгоды старости — буду я хуже видеть, хуже слышать, труднее будет мне учиться новому, скорее буду забывать, чему научился прежде. Если же я буду замечать в себе ухудшение и буду ругать сам себя, какое будет мне удовольствие от жизни? Но, может быть, и бог по милости своей дарует мне возможность окончить жизнь не только в надлежащий момент жизни, но, и возможно легче.

Речь Сократа на суде

Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволили, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф — это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.

Утешение друзей. Предсказание. Заключение

В этой последней части Сократ утешает друзей.

Присутствовавший при этом горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор сказал: — Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорён к смертной казни несправедливо. Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал: — А тебе, дорогой мой Аполлодор, приятнее было бы видеть, что я приговорён справедливо, чем несправедливо? — И при этом он улыбнулся.

Также он делает сбывшееся, согласно Ксенофонту, предсказание о сыне одного из своих обвинителей Анита.

В последнем и завершающем абзаце говорится о мудрости и благородстве Сократа.

Обвинения, возведенные на Сократа, состояли: 1) в том, что он не признает государственную религию, и 2) в том, что он развращает юношей, научая их неверию в государственную религию.

С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян, будучи не в силах вступить на указываемый им путь, хотя и признавая его истинным, не могло терпеть осуждения всего того, что оно считало священным, и, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного. Сократ знал это и потому не защищался, а только воспользовался судом, чтобы высказать афинянам, почему он поступает так, как поступал, и почему и впредь, если бы ему оставили жизнь, он будет продолжать поступать так же.

Судьи признали Сократа виновным и приговорили его к смертной казни. Спокойно выслушав приговор, Сократ обратился к судьям с следующею речью:

«Люди скажут теперь, – сказал он, – что вы, граждане афинские, неосновательно умертвили мудреца Сократа; скажут, что я был мудрец, хотя я и вовсе не мудрец, только для того, чтобы укорить вас; скажут, что вы неосновательно умертвили меня, потому что, если бы вы немного обождали, это случилось бы само собою, так как я по своему возрасту уж и так близок к смерти. Еще же хочу сказать вам – тем, которые приговаривают меня, – то, что вы напрасно, приговорив меня к смерти, думаете, что я не знаю, чем бы я мог спастись от смерти. Я знаю это, но не делаю, потому что считаю это недостойным себя. Я знаю, что вам бы приятно было слушать, если бы я рыдал, стонал, делал и говорил много другого. Но ни мне, ни кому-либо другому не следует стараться спасаться от смерти недостойным образом. Во всех опасностях есть средства избежать смерти, если только не уважать себя. Избежать смерти нетрудно, гораздо труднее избежать зла: зло быстрее смерти и скорее захватит. Я вот тяжел и стар, и меня захватила смерть, а вы, мои обвинители, вы бодры и быстры, и вас захватило нечто более быстрое – зло. Так что меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина. И я останусь при своем наказании, а вы при своем. Все это так и должно было быть, и все к лучшему.

Кроме того, я хочу еще предсказать кое-что вам, моим обвинителям. Ведь перед смертью люди яснее провидят будущее. Так вот я и предсказываю вам, сограждане, то, что вы будете наказаны тотчас же после моей смерти, – наказанием гораздо более тяжким, чем то, к которому вы меня приговорили. А именно, что с вами случится противное тому, что вы ожидали. Умертвив меня, вы возбудите против себя всех тех осуждающих вас, которых я сдерживал, хотя вы этого и не замечали, и осудители эти будут для вас тем неприятны, что они моложе, и вам будет еще тяжелее переносить их нападки. Так что моя смерть не избавит вас от порицания за вашу дурную жизнь. Вот это я и хотел предсказать вам, моим осудителям. Нельзя избавиться от порицания, умерщвляя людей. Самое простое и действительное средство для этого одно: жить лучше.

Теперь обращаюсь еще к вам, к тем, которые на суде не обвиняли, а оправдывали меня. В последний раз беседуя с вами, я хочу рассказать вам нечто удивительное, случившееся со мной нынче, и то, что я вывожу из этого необыкновенного случая. Во всей моей жизни, в самых важных и самых незначительных обстоятельствах я всегда слышал таинственный голос в моей душе, который предупреждал меня и удерживал от поступков, которые могли принести мне несчастье. Нынче же, как вы сами видите, несмотря на то что со мной случилось обстоятельство, которое считается обыкновенно крайним бедствием, – нынче этот голос не предупреждал и не удерживал меня ни поутру, когда я выходил из дому, ни в то время, когда я входил сюда – в суд, ни во время моей речи.

Что же это значит? А то, я думаю, что то, что нынче случилось со мною, не только не зло, а благо. Ведь, в самом деле, одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, только перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть – несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами, неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий немного найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть – такой сон, то я по крайней мере считаю ее благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место.




Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти.

И потому, хотя намерение тех, которые осудили меня, было то, чтобы сделать мне зло, я не сержусь ни на осудивших меня, ни на обвинителей.

МАЯ (Свобода)

Часто вся деятельность ума людей направляется не на то, чтобы открыть истину, а на то, чтобы скрыть ее. Такая деятельность ума – главная причина соблазнов.

Суд имеет целью только сохранение общества в настоящем положении и для этого преследует и казнит как тех, которые стоят выше общего уровня и хотят поднять его, так и тех, которые стоят ниже его.

Во всяком нравственном практическом предписании есть возможность противоречия этого предписания с другими предписаниями, вытекающими из той же основы.

Воздержание: что же, не есть и сделаться неспособным служить людям? Не убивать животных: что же, дать им съесть себя? Не пить вино: что же, не причащаться, не лечиться вином? Быть целомудренным: что же, желать прекращения рода человеческого? Не противиться злу насилием: что же, дать убить человеку самого себя и других?

Отыскивание этих противоречий показывает только то, что человек, занятый этим, не хочет следовать нравственному правилу.

Все одна и та же история: из-за одного человека, которому нужно лечиться вином, – не противиться пьянству. Из-за страха прекращения рода человеческого – не воздерживаться от распутства. Из-за одного воображаемого насильника – убивать, казнить, заточать.

Человек не может сделать всего, но то, что он не может сделать всего, не доказывает того, чтобы он должен был делать дурное.

С тех пор как есть люди, разумные существа, они различали добро от зла и пользовались тем, что до них в этом различении сделали люди, – боролись со злом, искали истинный, наилучший путь и медленно, но неотступно подвигались на этом пути. И всегда, заграждая этот путь, становились перед людьми различные обманы, имеющие целью показать им, что этого не нужно делать, а нужно жить, как живется.

Я люблю мужиков: они недостаточно учены, чтобы рассуждать превратно.

Удивляешься иногда, зачем человек защищает самые странные, неразумные положения: религиозные, политические, научные. Поищи – и ты найдешь, что он защищает свое положение.

Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.

МАЯ (Богатство)

Для языческого мира богатство составляет славу и величие. Для христианина богатство есть обличение его слабости или лжи. Сказать: богатый христианин – все равно что сказать: безногий скакун.

Люди так погрязли в материальных интересах, что на проявления души человеческой, выражающиеся в отношениях к людям, смотрят только с точки зрения улучшения своего имущественного положения. Их уважение измеряется богатством того и другого, а не внутренним достоинством человека. Но человек истинно просвещенный стыдится своих владений, своих денег из уважения к своему разумному я.

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Послание Иакова. гл. 5, ст. 1–4.

Я вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом общего блага.

Бедность научает нас и мудрости и терпению. Ведь и Лазарь жил в бедности и, однако, был увенчан; и Иаков желал иметь только хлеб, и Иосиф находился в крайней бедности и был не только рабом, но и узником, и, однако ж, поэтому мы еще более удивляемся ему. Мы не столько восхваляем его в том случае, когда он раздавал пшеницу, сколько в том, когда находился в темнице, – не столько тогда, когда имел на себе царский венец, сколько тогда, когда был в оковах, – не тогда, когда восседал на троне, а когда подвергался козням и был продан. Итак, представляя себе все это и помышляя о венцах, сплетаемых этими подвигами, будем удивляться не богатству и почестям, не удовольствиям и владычеству, а бедности, оковам, узам и терпению ради добродетели.

Обладание богатством есть школа гордости, жестокости, самодовольного невежества и разврата.

Бесчувственность богачей не так жестока, как их сострадание.

Не уважать надо богатых, а удаляться от их жизни, жалеть их. Богатому должно не гордиться своим богатством, а стыдиться его.

Обвинения, возведенные на Сократа, состояли: 1) в том, что он не признает государственную религию, и 2) в том, что он развращает юношей, научая их неверию в государственную религию.

С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян, будучи не в силах вступить на указываемый им путь, хотя и признавая его истинным, не могло терпеть осуждения всего того, что оно считало священным, и, чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного. Сократ знал это и потому не защищался, а только воспользовался судом, чтобы высказать афинянам, почему он поступает так, как поступал, и почему и впредь, если бы ему оставили жизнь, он будет продолжать поступать так же.

Судьи признали Сократа виновным и приговорили его к смертной казни. Спокойно выслушав приговор, Сократ обратился к судьям с следующею речью:

«Люди скажут теперь, – сказал он, – что вы, граждане афинские, неосновательно умертвили мудреца Сократа; скажут, что я был мудрец, хотя я и вовсе не мудрец, только для того, чтобы укорить вас; скажут, что вы неосновательно умертвили меня, потому что, если бы вы немного обождали, это случилось бы само собою, так как я по своему возрасту уж и так близок к смерти. Еще же хочу сказать вам – тем, которые приговаривают меня, – то, что вы напрасно, приговорив меня к смерти, думаете, что я не знаю, чем бы я мог спастись от смерти. Я знаю это, но не делаю, потому что считаю это недостойным себя. Я знаю, что вам бы приятно было слушать, если бы я рыдал, стонал, делал и говорил много другого. Но ни мне, ни кому-либо другому не следует стараться спасаться от смерти недостойным образом. Во всех опасностях есть средства избежать смерти, если только не уважать себя. Избежать смерти нетрудно, гораздо труднее избежать зла: зло быстрее смерти и скорее захватит. Я вот тяжел и стар, и меня захватила смерть, а вы, мои обвинители, вы бодры и быстры, и вас захватило нечто более быстрое – зло. Так что меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина. И я останусь при своем наказании, а вы при своем. Все это так и должно было быть, и все к лучшему.

Кроме того, я хочу еще предсказать кое-что вам, моим обвинителям. Ведь перед смертью люди яснее провидят будущее. Так вот я и предсказываю вам, сограждане, то, что вы будете наказаны тотчас же после моей смерти, – наказанием гораздо более тяжким, чем то, к которому вы меня приговорили. А именно, что с вами случится противное тому, что вы ожидали. Умертвив меня, вы возбудите против себя всех тех осуждающих вас, которых я сдерживал, хотя вы этого и не замечали, и осудители эти будут для вас тем неприятны, что они моложе, и вам будет еще тяжелее переносить их нападки. Так что моя смерть не избавит вас от порицания за вашу дурную жизнь. Вот это я и хотел предсказать вам, моим осудителям. Нельзя избавиться от порицания, умерщвляя людей. Самое простое и действительное средство для этого одно: жить лучше.

Теперь обращаюсь еще к вам, к тем, которые на суде не обвиняли, а оправдывали меня. В последний раз беседуя с вами, я хочу рассказать вам нечто удивительное, случившееся со мной нынче, и то, что я вывожу из этого необыкновенного случая. Во всей моей жизни, в самых важных и самых незначительных обстоятельствах я всегда слышал таинственный голос в моей душе, который предупреждал меня и удерживал от поступков, которые могли принести мне несчастье. Нынче же, как вы сами видите, несмотря на то что со мной случилось обстоятельство, которое считается обыкновенно крайним бедствием, – нынче этот голос не предупреждал и не удерживал меня ни поутру, когда я выходил из дому, ни в то время, когда я входил сюда – в суд, ни во время моей речи.

Что же это значит? А то, я думаю, что то, что нынче случилось со мною, не только не зло, а благо. Ведь, в самом деле, одно из двух: смерть есть полное уничтожение и исчезновение сознания или же, согласно преданию, только перемена и переселение души из одного места в другое. Если смерть есть полное уничтожение сознания и подобна глубокому сну без сновидений, то смерть – несомненное благо, потому что пускай каждый вспомнит проведенную им ночь в таком сне без сновидений и пусть сравнит с этой ночью те другие ночи и дни со всеми их страхами, тревогами, неудовлетворенными желаниями, которые он испытывал и наяву и в сновидениях, и я уверен, что всякий немного найдет дней и ночей счастливее ночи без сновидений. Так что если смерть – такой сон, то я по крайней мере считаю ее благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами? Я желал бы умереть не раз, а сто раз, только бы попасть в это место.

Так что и вам, судьи, и всем людям, я думаю, следует не бояться смерти и помнить одно: для доброго человека нет никакого зла ни в жизни, ни в смерти.

И потому, хотя намерение тех, которые осудили меня, было то, чтобы сделать мне зло, я не сержусь ни на осудивших меня, ни на обвинителей.

МАЯ (Свобода)

Часто вся деятельность ума людей направляется не на то, чтобы открыть истину, а на то, чтобы скрыть ее. Такая деятельность ума – главная причина соблазнов.

Суд имеет целью только сохранение общества в настоящем положении и для этого преследует и казнит как тех, которые стоят выше общего уровня и хотят поднять его, так и тех, которые стоят ниже его.

Во всяком нравственном практическом предписании есть возможность противоречия этого предписания с другими предписаниями, вытекающими из той же основы.

Воздержание: что же, не есть и сделаться неспособным служить людям? Не убивать животных: что же, дать им съесть себя? Не пить вино: что же, не причащаться, не лечиться вином? Быть целомудренным: что же, желать прекращения рода человеческого? Не противиться злу насилием: что же, дать убить человеку самого себя и других?

Отыскивание этих противоречий показывает только то, что человек, занятый этим, не хочет следовать нравственному правилу.

Все одна и та же история: из-за одного человека, которому нужно лечиться вином, – не противиться пьянству. Из-за страха прекращения рода человеческого – не воздерживаться от распутства. Из-за одного воображаемого насильника – убивать, казнить, заточать.

Человек не может сделать всего, но то, что он не может сделать всего, не доказывает того, чтобы он должен был делать дурное.

С тех пор как есть люди, разумные существа, они различали добро от зла и пользовались тем, что до них в этом различении сделали люди, – боролись со злом, искали истинный, наилучший путь и медленно, но неотступно подвигались на этом пути. И всегда, заграждая этот путь, становились перед людьми различные обманы, имеющие целью показать им, что этого не нужно делать, а нужно жить, как живется.

Я люблю мужиков: они недостаточно учены, чтобы рассуждать превратно.

Удивляешься иногда, зачем человек защищает самые странные, неразумные положения: религиозные, политические, научные. Поищи – и ты найдешь, что он защищает свое положение.

Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.

МАЯ (Богатство)

Для языческого мира богатство составляет славу и величие. Для христианина богатство есть обличение его слабости или лжи. Сказать: богатый христианин – все равно что сказать: безногий скакун.

Люди так погрязли в материальных интересах, что на проявления души человеческой, выражающиеся в отношениях к людям, смотрят только с точки зрения улучшения своего имущественного положения. Их уважение измеряется богатством того и другого, а не внутренним достоинством человека. Но человек истинно просвещенный стыдится своих владений, своих денег из уважения к своему разумному я.

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Послание Иакова. гл. 5, ст. 1–4.

Я вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом общего блага.

Бедность научает нас и мудрости и терпению. Ведь и Лазарь жил в бедности и, однако, был увенчан; и Иаков желал иметь только хлеб, и Иосиф находился в крайней бедности и был не только рабом, но и узником, и, однако ж, поэтому мы еще более удивляемся ему. Мы не столько восхваляем его в том случае, когда он раздавал пшеницу, сколько в том, когда находился в темнице, – не столько тогда, когда имел на себе царский венец, сколько тогда, когда был в оковах, – не тогда, когда восседал на троне, а когда подвергался козням и был продан. Итак, представляя себе все это и помышляя о венцах, сплетаемых этими подвигами, будем удивляться не богатству и почестям, не удовольствиям и владычеству, а бедности, оковам, узам и терпению ради добродетели.

Обладание богатством есть школа гордости, жестокости, самодовольного невежества и разврата.

Бесчувственность богачей не так жестока, как их сострадание.

Не уважать надо богатых, а удаляться от их жизни, жалеть их. Богатому должно не гордиться своим богатством, а стыдиться его.

Текст публикуется по электронному варианту, предоставленному И. И. Маханьковым и А. А. Столяровым, 2001 г.
Перевод С. И. Соболевского под ред. А. А. Столярова.

Что речь, по мыс­ли авто­ра, не име­ет в его сочи­не­нии доми­ни­ру­ю­ще­го зна­че­ния, вид­но уже из его соб­ст­вен­но­го заяв­ле­ния, что он при­во­дит ее не цели­ком, а толь­ко выдерж­ки из нее, дока­зы­ваю­щие неви­нов­ность Сокра­та перед бога­ми и людь­ми.

Все эти воз­ра­же­ния едва ли име­ют боль­шое зна­че­ние.

Рас­смот­рим теперь деталь­ные воз­ра­же­ния отри­ца­тель­ной кри­ти­ки.

[Повод напи­са­ния. Раз­го­вор Сокра­та с Гер­мо­ге­ном. Уте­ше­ние дру­зей. Пред­ска­за­ние. Заклю­че­ние]

( 1) Сле­ду­ет, мне кажет­ся, упо­мя­нуть так­же о том, что думал Сократ о защи­те и о кон­це жиз­ни, когда его при­зва­ли к суду. Об этом писа­ли и дру­гие, и все ука­зы­ва­ли на вели­че­ст­вен­ную гор­дость его речи: из это­го вид­но, что дей­ст­ви­тель­но так гово­рил Сократ. Но, так как они не разъ­яс­ни­ли, что он тогда уже счи­тал смерть для себя пред­по­чти­тель­нее жиз­ни, то гор­дость его речи пред­став­ля­ет­ся не вполне разум­ной. ( 2) Одна­ко Гер­мо­ген 1 , сын Гип­по­ни­ка, его друг, сооб­щил о нем такие подроб­но­сти, из кото­рых вид­но, что эта гор­дая речь соот­вет­ст­во­ва­ла его убеж­де­ни­ям. Гер­мо­ген, по его сло­вам, заме­тив, что Сократ гово­рит обо всем боль­ше, чем о сво­ем деле, ска­зал:

( 3) — Не сле­ду­ет ли одна­ко, Сократ, поду­мать тебе и о том, что гово­рить в свою защи­ту?

Сократ спер­ва отве­чал:

— А раз­ве, по-тво­е­му, вся моя жизнь не была под­готов­кой к защи­те?

— Как это? — спро­сил Гер­мо­ген.

— Я во всю жизнь не сде­лал ниче­го неспра­вед­ли­во­го: это я счи­таю луч­шей под­готов­кой к защи­те.

( 4) — Раз­ве ты не зна­ешь афин­ских судов? — ска­зал опять Гер­мо­ген. — Часто судьи, раз­дра­жен­ные речью, выно­сят смерт­ный при­го­вор людям ни в чем не винов­ным; часто, напро­тив, оправ­ды­ва­ют винов­ных, пото­му что они сво­и­ми реча­ми раз­жа­ло­бят их, или пото­му, что они гово­рят им при­ят­ные вещи.

— Конеч­но, знаю, кля­нусь Зев­сом, — воз­ра­зил Сократ, — два­жды уже я про­бо­вал обду­мы­вать защи­ту, но мне про­ти­вит­ся бог 2 .

( 5) — Уди­ви­тель­но! — ска­зал Гер­мо­ген.

— Раз­ве ты нахо­дишь уди­ви­тель­ным, — ска­зал Сократ, — что и по мне­нию бога мне уже луч­ше уме­реть? Раз­ве ты не зна­ешь, что до сих пор я нико­му на све­те не усту­пал пра­ва ска­зать, что он жил луч­ше меня? У меня было чув­ство в выс­шей сте­пе­ни при­ят­ное, — что вся жизнь мною про­жи­та бла­го­че­сти­во и спра­вед­ли­во; таким обра­зом, я и сам был дово­лен собою, и нахо­дил, что окру­жаю­щие тако­го же мне­ния обо мне. ( 6) А теперь, если еще про­длит­ся мой век, я знаю, мне при­дет­ся выно­сить невзго­ды ста­ро­сти, — буду я хуже видеть, хуже слы­шать, труд­нее будет мне учить­ся ново­му, ско­рее буду забы­вать, чему научил­ся преж­де. Если же я буду заме­чать в себе ухуд­ше­ние и буду ругать сам себя, какое будет мне удо­воль­ст­вие от жиз­ни? ( 7) Но, может быть, и бог по мило­сти сво­ей дару­ет мне воз­мож­ность окон­чить жизнь не толь­ко в над­ле­жа­щий момент, но и воз­мож­но лег­че. Если при­го­вор будет обви­ни­тель­ный, то, несо­мнен­но, мне мож­но будет уме­реть такой смер­тью, кото­рую люди, ведаю­щие это дело, счи­та­ют самой лег­кой, кото­рая достав­ля­ет мень­ше все­го хло­пот дру­зьям и воз­будит боль­ше все­го сожа­ле­ния об уми­раю­щем. Когда чело­век не остав­ля­ет в уме окру­жаю­щих впе­чат­ле­ния о чем-то недо­стой­ном и непри­ят­ном, а увяда­ет с телом здо­ро­вым и с душой, спо­соб­ной любить, раз­ве мож­но, чтобы он не воз­буж­дал сожа­ле­ния? ( 8) Пра­вы были боги, кото­рые тогда были про­тив того, чтобы я обду­мы­вал речь, когда мы счи­та­ли необ­хо­ди­мым отыс­ки­вать вся­че­ски сред­ства к оправ­да­нию. Ведь если бы я это­го добил­ся, то, несо­мнен­но, вме­сто того, чтобы теперь же оста­вить жизнь, я при­гото­вил бы себе необ­хо­ди­мость уме­реть или в стра­да­ни­ях от болез­ней или от ста­ро­сти, в кото­рую сте­ка­ют­ся все невзго­ды и кото­рая совер­шен­но без­ра­дост­на. ( 9) Нет, кля­нусь Зев­сом, Гер­мо­ген, я к это­му даже и стре­мить­ся не буду; напро­тив, если судьям непри­ят­но слу­шать мои объ­яс­не­ния о том, сколь­ко пре­крас­ных даров, по мое­му мне­нию, выпа­ло мне на долю и от богов и от людей и какое мне­ние я имею сам о себе, то я пред­по­чту уме­реть, чем, уни­жен­но выпра­ши­вая, как нищий, при­бав­ку к жиз­ни, иметь в бары­шах гораздо худ­шую жизнь вме­сто смер­ти.

( 10) При­няв такое реше­ние, рас­ска­зы­вал Гер­мо­ген, Сократ в ответ на обви­не­ние сво­их про­тив­ни­ков, буд­то он не при­зна­ет богов, при­зна­вае­мых государ­ст­вом, а вво­дит дру­гие, новые боже­ства, и буд­то раз­вра­ща­ет моло­дежь, высту­пил на суде и ска­зал:

( 11) — А я, афи­няне, преж­де все­го, удив­ля­юсь тому, на каком осно­ва­нии Мелет 3 утвер­жда­ет, буд­то я не при­знаю богов, при­зна­вае­мых государ­ст­вом: что я при­но­шу жерт­вы в общие празд­ни­ки и на народ­ных алта­рях, это вида­ли все, бывав­шие там в то вре­мя, да и сам Мелет мог бы видеть, если бы хотел. ( 12) Что каса­ет­ся новых божеств, то как мож­но заклю­чать о введе­нии их мною на осно­ва­нии моих слов, что мне явля­ет­ся голос бога, ука­зы­ваю­щий, что сле­ду­ет делать? Ведь и те, кото­рые руко­во­дят­ся кри­ком птиц и слу­чай­ны­ми сло­ва­ми людей, дела­ют выво­ды, оче­вид­но, на осно­ва­нии голо­сов 4 . А гром? Неуже­ли будет кто сомне­вать­ся, что он есть голос или вели­кое пред­ве­ща­ние? 5 Жри­ца на тре­нож­ни­ке в Дель­фах 6 раз­ве не голо­сом воз­ве­ща­ет волю бога? ( 13) Что бог зна­ет напе­ред буду­щее и пред­ве­ща­ет его, кому хочет, и об этом все гово­рят и дума­ют так же, как я? Но они име­ну­ют пред­вест­ни­ков буду­ще­го пти­ца­ми, слу­чай­ны­ми сло­ва­ми, при­ме­та­ми, пред­ска­за­те­ля­ми, а я назы­ваю это боже­ст­вен­ным голо­сом и думаю, что, назы­вая так, употреб­ляю выра­же­ние более близ­кое к истине и более бла­го­че­сти­вое, чем те, кото­рые при­пи­сы­ва­ют пти­цам силу богов. Что я не лгу на бога, у меня есть еще такое дока­за­тель­ство: мно­гим дру­зьям я сооб­щал сове­ты и ни разу не ошиб­ся.

( 14) Услы­шав это, судьи ста­ли шуметь: одни не вери­ли его рас­ска­зу, а дру­гие и завидо­ва­ли, что он удо­сто­ен от богов боль­шей мило­сти, чем они. Тогда Сократ ска­зал опять:

— Ну так послу­шай­те даль­ше, чтобы, у кого есть охота, те еще боль­ше не вери­ли, что боги ока­за­ли мне такой почет. Одна­жды Хере­фонт 7 вопро­шал обо мне бога в Дель­фах, и бог в при­сут­ст­вии мно­гих изрек, что нет чело­ве­ка более бес­ко­рыст­но­го, спра­вед­ли­во­го, разум­но­го.

( 15) Когда судьи, услы­шав это, конеч­но, еще боль­ше ста­ли шуметь, Сократ опять ска­зал:

( 20) — Но, кля­нусь Зев­сом, — отве­чал Мелет, — я знаю тех, кого ты уго­во­рил слу­шать­ся тебя боль­ше, чем роди­те­лей.

— Согла­сен, — ска­зал Сократ, — в вопро­се о вос­пи­та­нии: вопрос этот, как все зна­ют, меня инте­ре­су­ет. Одна­ко отно­си­тель­но здо­ро­вья люди боль­ше слу­ша­ют­ся вра­чей, чем роди­те­лей; в Народ­ном собра­нии, как извест­но, все афи­няне слу­ша­ют­ся боль­ше разум­ных ора­то­ров, чем род­ст­вен­ни­ков. Да ведь и при выбо­рах в стра­те­ги не отда­е­те ли вы пред­по­чте­ние пред отца­ми и бра­тья­ми и, кля­нусь Зев­сом, даже пред сами­ми собой тем, кого счи­та­е­те глав­ны­ми зна­то­ка­ми в воен­ном деле?

— Да, Сократ, — заме­тил Мелет, — пото­му что это­го тре­бу­ют обще­ст­вен­ный инте­рес и обы­чай.

( 21) — В таком слу­чае, — про­дол­жал Сократ, — не кажет­ся ли тебе стран­ным еще вот что: во всех дей­ст­ви­ях луч­шие зна­то­ки поль­зу­ют­ся не толь­ко рав­но­пра­ви­ем, но и пред­по­чте­ни­ем, а я за то, что неко­то­рые счи­та­ют меня све­ду­щим в таком полез­ном для людей искус­стве, как вос­пи­та­ние, под­вер­га­юсь с тво­ей сто­ро­ны обви­не­нию в уго­лов­ном пре­ступ­ле­нии?

( 22) Конеч­но, было ска­за­но боль­ше это­го самим Сокра­том и дру­зья­ми, гово­рив­ши­ми в его поль­зу, но я не имел в виду пере­дать все про­ис­хо­див­шее на суде: мне доста­точ­но было пока­зать, что Сократ выше все­го ста­вил оправ­дать­ся от обви­не­ния в нече­стии по отно­ше­нию к богам и в неспра­вед­ли­во­сти по отно­ше­нию к людям; молить об осво­бож­де­нии от каз­ни он не нахо­дил нуж­ным, а, напро­тив, пола­гал, что ему уже пора уме­реть. ( 23) Что тако­во имен­но было его мне­ние, ста­ло еще оче­вид­нее, когда было окон­че­но голо­со­ва­ние в его деле. Когда ему пред­ло­жи­ли назна­чить себе штраф 10 , он ни сам не назна­чил его, ни дру­зьям не поз­во­лил, а, напро­тив, даже гово­рил, что назна­чать себе штраф — это зна­чит при­знать себя винов­ным. Потом, когда дру­зья хоте­ли его похи­тить из тюрь­мы, он не согла­сил­ся и, кажет­ся, даже посме­ял­ся над ними, спро­сив, зна­ют ли они какое место за пре­де­ла­ми Атти­ки, куда не было бы досту­па смер­ти.

( 24) По окон­ча­нии суда Сократ ска­зал:

— Одна­ко, афи­няне, те, кто подучил свиде­те­лей давать лож­ную при­ся­гу и лже­свиде­тель­ст­во­вать про­тив меня, и те, кто послу­шал­ся их, долж­ны созна­вать свое нече­стие и неспра­вед­ли­вость. А мне поче­му чув­ст­во­вать себя уни­жен­ным теперь боль­ше, чем до осуж­де­ния, раз не дока­за­на моя винов­ность ни в одном пунк­те обви­не­ния? Не было обна­ру­же­но, что я при­но­сил жерт­вы каким-либо новым богам вме­сто Зев­са и Геры и дру­гих богов, свя­зан­ных с ними, или что при клят­ве я назы­вал дру­гих богов. А моло­дых людей как я могу раз­вра­щать, когда я при­учаю их к пере­не­се­нию трудов и уме­рен­но­сти? ( 25) Что же каса­ет­ся пре­ступ­ле­ний, кото­рые кара­ют­ся смерт­ной каз­нью, — свя­тотат­ства, про­ры­тия стен 11 , похи­ще­ния людей 12 , государ­ст­вен­ной изме­ны, то даже сами про­тив­ни­ки не гово­рят, что я в чем-нибудь из это­го вино­вен. Таким обра­зом, мне по край­ней мере кажет­ся стран­ным, в чем вы усмот­ре­ли с моей сто­ро­ны пре­ступ­ле­ние, заслу­жи­ваю­щее смерт­ной каз­ни. ( 26) Но даже и неспра­вед­ли­вый смерт­ный при­го­вор не заста­вит меня чув­ст­во­вать себя уни­жен­ным: он позо­рит не меня, а тех, кто поста­но­вил его. Уте­ша­ет меня еще и Пала­мед 13 , смерть кото­ро­го похо­жа на мою: даже и теперь еще он вдох­нов­ля­ет поэтов на пес­но­пе­ния, гораздо более пре­крас­ные, чем Одис­сей, винов­ник его неспра­вед­ли­вой каз­ни. Точ­но так же и мне, я уве­рен, засвиде­тель­ст­ву­ет гряду­щее вре­мя, как свиде­тель­ст­ву­ет про­шед­шее, что я нико­го нико­гда не оби­жал, нико­го не испор­тил, а, напро­тив, при­но­сил поль­зу людям, вед­шим со мною беседы, уча их бес­плат­но како­му мог доб­ру.

( 27) После этой речи он ушел; весе­лье выра­жа­лось, вполне соот­вет­ст­вен­но тому, что он гово­рил, в его лице, осан­ке, поход­ке. Заме­тив, что его спут­ни­ки пла­чут, он ска­зал:

— Что это? Вы толь­ко теперь пла­че­те? Раз­ве не зна­е­те, что с само­го рож­де­ния я осуж­ден при­ро­дой на смерть? Да, если бы мне при­хо­ди­лось поги­бать безвре­мен­но, когда течет сча­стье, то, несо­мнен­но, надо бы было горе­вать мне и рас­по­ло­жен­ным ко мне людям; если же я кон­чаю жизнь в ту пору, когда ожи­да­ют­ся в буду­щем раз­ные невзго­ды, то я думаю, что всем вам надо радо­вать­ся при виде мое­го сча­стья.

( 28) При­сут­ст­во­вав­ший при этом, горя­чо пре­дан­ный Сокра­ту, но про­сто­душ­ный чело­век, некий Апол­ло­дор 14 , ска­зал:

— Но мне осо­бен­но тяже­ло, Сократ, что ты при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни неспра­вед­ли­во.

Сократ, гово­рят, погла­дил его по голо­ве и ска­зал:

— А тебе, доро­гой мой Апол­ло­дор, при­ят­нее было бы видеть, что я при­го­во­рен спра­вед­ли­во, чем неспра­вед­ли­во?

И при этом он улыб­нул­ся.

( 29) Увидав про­хо­див­ше­го мимо Ани­та 15 , Сократ, гово­рят, ска­зал:

— Он гор­дит­ся, как буд­то совер­шил какой-то вели­кий, слав­ный подвиг, пре­дав меня смерт­ной каз­ни за то, что я, видя, каких вели­ких поче­стей удо­сто­и­ли его сограж­дане, ска­зал, что не сле­ду­ет ему учить сына коже­вен­но­му делу. Как жалок он! Вид­но, он не пони­ма­ет, что кто из нас совер­шил дела более полез­ные и слав­ные на веч­ные вре­ме­на, тот и победи­тель! ( 30) Но и Гомер при­пи­сы­ва­ет неко­то­рым людям при кон­це жиз­ни дар пред­виде­ния буду­ще­го; хочу и я сде­лать одно пред­ска­за­ние. Я встре­тил­ся одна­жды на корот­кое вре­мя с сыном Ани­та; мне пока­за­лось, что он — чело­век даро­ви­тый; поэто­му я нахо­жу, что он не оста­нет­ся при том раб­ском заня­тии 16 , к кото­ро­му его пред­на­зна­чил отец; а за неиме­ни­ем хоро­ше­го руко­во­ди­те­ля он впа­дет в какую-нибудь гнус­ную страсть и, конеч­но, дале­ко пой­дет по пути поро­ка.

( 31) Сло­ва эти оправ­да­лись: моло­дой чело­век полю­бил вино, ни днем, ни ночью не пере­ста­вал пить и в кон­це кон­цов стал ни на что не год­ным — ни для оте­че­ства, ни для дру­зей, ни для себя само­го. Таким обра­зом, Анит, как вслед­ст­вие сквер­но­го вос­пи­та­ния сына, так и по слу­чаю сво­его соб­ст­вен­но­го нера­зу­мия, даже и по смер­ти име­ет дур­ную сла­ву.

( 32) А Сократ таким воз­ве­ли­че­ни­ем себя на суде навлек на себя зависть и этим еще более спо­соб­ст­во­вал сво­е­му осуж­де­нию. Мне кажет­ся, участь, выпав­шая ему на долю, была мило­стью богов: он поки­нул наи­бо­лее тяже­лую часть жиз­ни, а смерть ему доста­лась самая лег­кая. ( 33) Вме­сте с тем он выка­зал силу духа: при­дя к убеж­де­нию, что уме­реть ему луч­ше, чем про­дол­жать жить, он, как вооб­ще не про­ти­вил­ся доб­ру, так и перед смер­тью не выка­зал мало­ду­шия; напро­тив, радост­но ожи­дал ее и при­нял.

( 34) Итак, раз­мыш­ляя о муд­ро­сти и вели­чии духа его, я не могу не пом­нить о нем, а пом­ня не могу не вос­хва­лять. Если кто из людей, стре­мя­щих­ся к нрав­ст­вен­но­му совер­шен­ству, поль­зо­вал­ся обще­ст­вом чело­ве­ка еще более полез­но­го, чем Сократ, того я счи­таю вели­чай­шим счаст­лив­цем.

Почему обвинение и приговор окутаны такой мистикой? Не было ли дело Сократа сфабриковано самим Сократом?

Весной 399 года до нашей эры Сократ предстал перед одной из 10 палат суда присяжных (гелиэи). В состав суда входило 6 тысяч человек, из которых 5 тысяч были действительными и 1 тысяча запасными судьями. Выбор судей (гелиастов) происходил ежегодно по жребию из числа граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой из 10 фил Аттики. Судебная палата, где разбиралось дело Сократа, состояла из 500 человек, точнее 501, поскольку к четному количеству судей присоединяли еще одного, приемного, для получения нечетного числа при голосовании.

Стоит отметить, что Анит и другие обвинители не жаждали крови Сократа, не добивались его смерти. Они были уверены, что суда вообще не будет: Сократ, не подвергнутый аресту, добровольно удалится из Афин и на суд не явится. Но все вышло иначе…

Бюст Сократа в музее Ватикана.

С. Бунтман: Интересно, а какие мотивы были у обвинителей? Например, у того же Анита?

Сократ проповедовал свободу воли. Он исходил из того, что человек — это микрокосмос, поэтому многое он может позволить себе решать сам. Но вот в чем парадокс: во время Пелопоннесской войны Сократ внешне вел себя в соответствии с отеческими нравами. Он не обязан был идти в армию, однако пошел, добровольно, причем в чуть ли не самую физически тяжелую ее часть, в гоплиты. Это требовало большой выносливости, здоровья. И он сражался, принял участие в трех крупнейших баталиях. А в одном сражении, оставшись совершенно один, вынес с поля боя раненого, поразив своим мужеством и афинян, и спартанцев. То есть Сократ был человеком, который во всех отношениях соответствовал той самой идее гражданина-воина, но при этом постоянно подчеркивал, что делает он это не в стаде, не потому, что идут все, а потому, что это его личный, свободный выбор.

С. Бунтман: Давайте теперь пройдемся по пунктам обвинения. Как все происходило? Итак, Сократ не верил в городских богов…

А. Кузнецов: Сразу отметим, что в то время с городскими богами вообще все было довольно сложно. Неразбериха в умах, горечь поражения и все прочее приводили к тому, что все больше и больше в городе получали распространение чуждые афинянам культы: фракийско-фригийские, северо-восточные, суровые. Точно сказать, какой из них на тот момент был официальным, сложно. Но Сократу-то предъявляли другого бога — его демония. Что это такое? Ну, что-то вроде ангела-хранителя, руководителя, который дает советы, личного оракула.

Но главным, конечно, пунктом обвинения было обвинение в развращении юношей…

Сократ и Алкивиад. Картина Антона Петтера.

С. Бунтман: Что имелось в виду?

Возможно, будь у Сократа профессиональный защитник, все сложилось бы по-другому, но философ защищал себя сам. Защищал, как известно, абсолютно не в традиции того времени. Всю историю он старался свести к философскому спору с лирическими и нелирическими отступлениями. У зрителей, у значительной части гелиастов, среди которых в основном были люди достаточно простые, возникало ощущение, что Сократ пытается заболтать все это дело, что он юлит, уворачивается вместо того, чтобы дать прямые ответы на прямые вопросы.

Затем, уже в процессе, возникли еще два обвинения. Первое совершенно удивительное: Сократа обвинили в неуважении к великой греческой литературе и в критике великих поэтов, в первую очередь Гомера и Гесиода.

И второе обвинение, которое также периодически всплывало, заключалось в том, что Сократ был признан врагом демократии и дурным гражданином. Нет, его поведение на войне не давало ни малейшего повода для обвинения, однако в остальном философ был пассивен.

Естественно, решение суда было не в пользу Сократа. Он был признан виновным при соотношении голосов 281 против 220.

С. Бунтман: Ну, не совсем критично.

А. Кузнецов: Да. Шанс смягчить наказание еще был, однако Сократ им не воспользовался.

В чем, собственно, дело? В практике судопроизводства греческих полисов было принято, чтобы обвиняемый после признания его виновным сам предлагал себе меру наказания, которую он заслуживает в собственных глазах. После этого суд присяжных выбирал между двумя (предложенными обвинителем и обвиняемым) мерами. Tertium non datur.

С. Бунтман: Ну, это совершенно явный вызов обществу, насмешка. Его только что большинством голосов признали виновным, а он требует награды за то, в чем его обвиняют.

А. Кузнецов: И еще одна вещь, которая, видимо, тоже очень раздразнила судей: Сократ не давил на жалость, демонстративно пренебрегал правилами, приличиями, нормами. О чем речь? В Афинах существовала определенная традиция поведения обвиняемого в суде: он должен был, опустив голову, просить прощения, пускать слезу (вспомним, например, Перикла). При этом все это должно было происходить на фоне плачущих жены и детей.

С. Бунтман: Известный сюжет: на кого же ты нас покидаешь, кормилец? Как же мы, сироты, без тебя будем?

А. Кузнецов: Да. Сократ этого не сделал. У него было трое сыновей, жена Ксантиппа, но все они по его приказу остались сидеть дома. Отсюда и результат второго голосования: 360 против 141.

С. Бунтман: То есть суд присяжных вынес Сократу смертный приговор?

А. Кузнецов: Да.

С. Бунтман: Была ли возможность амнистии?

А. Кузнецов: Нет. Приговор гелиэи был окончательным.

Однако казнь Сократа не была совершена сразу же. Почему? Дело в том, что в это время на остров Делос к храму Аполлона афиняне отправили священное судно с дарами (один из греческих ритуалов), и пока корабль был в пути, смертная казнь запрещалась.

За это время ученики Сократа подготовили побег. Осуществить его было несложно, но философ наотрез отказался, оставшись верным отеческим законам.

Читайте также: