Астрономия древнего китая кратко самое главное

Обновлено: 04.07.2024

Об астрономических познаниях древнейших китайцев, живших за несколько тысяч лет до нашей эры, современные историки пишут с чувством гордости и восхищения. Китайская астрономия, по словам историков, восходит к глубочайшей древности. Так, например, в солидном академическом труде [1487:1], целиком посвященном древней и средневековой астрономии в Юго-Восточной Азии, читаем буквально следующее:

Вообще, когда историки или археологи начинают ссылаться на радиоуглеродные датировки, не приводя при этом никаких технических подробностей их получения, это уже само по себе вызывает подозрения. Ведь для того, чтобы проверить обоснованность предлагаемой историками радиоуглеродной датировки надо знать, по крайней мере, следующее:

1.) сколько образцов из каждого археологического слоя было датировано в данном случае, и какой при этом получился разброс исходных радиоуглеродных дат, измеренных физиками;

2.) в каких именно физических лабораториях производилась радиоуглеродная датировка, и в каких научных статьях или отчетах, составленных физиками, она подробно описана;

3.) осуществлялась ли в физических лабораториях подгонка радиоуглеродных дат под заранее предписанные археологами приблизительные датировки (не смейтесь — именно так, как правило, и происходит);

4.) какой именно эталон древнего уровня радиоуглерода был использован для получения исходных радиоуглеродных дат;

Но вернемся к монографии [1487:1]. Из нее мы узнаем, что китайцы ШЕСТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД не просто занимались астрономией, а довольно существенно продвинулись в ней. В частности, они уже тогда успешно наблюдали пятна на Солнце.

Во-первых, на этих древнейших черепках, оказывается, изображено Солнце. Значит, это не простые черепки, а астрономические — глубокомысленно заключают историки.

Во-вторых, в центре солнечного круга, изображенного на черепках, стоит точка. Это не простая точка. По мнению авторов [1487:1], она прямо указывает на астрономические познания древних китайцев эпохи неолита в области солнечных пятен. Мы не шутим. Авторы монографии [1487:1] прямо пишут:



Другими словами, древне-китайские гончары 4-го тысячелетия до нашей эры очень старались изобразить пятна на Солнце. Но все-таки изобразили их не совсем правильно. Поместили прямо в центр солнечного круга. Ошиблись. Слишком увлеклись красотой, забыли о науке. Надо было внимательнее слушать древнекитайских астрономов, увлекательно рассказывающих по вечерам у костра в пещере о точных местах наблюденных ими в течение дня солнечных пятен. Но надо полагать, что на рисунках самих древнейших китайских астрономов, сделанных ими на стенах пещеры — а также на обглоданных ими костях — солнечные пятна были изображены очень аккуратно. К сожалению, эти точные астрономические рисунки не сохранились. Остались лишь слабые подражания на черепках.

Но не только черепки свидетельствуют о глубоких астрономических познаниях древних китайцев времен неолита. Археологи нашли еще одно важное подтверждение существования китайской астрономии уже 6 тысяч лет назад. Авторы труда [1487:1] пишут:

Таким образом, в основе столь смелого заключения историков лежат всего-то навсего выкопанные из земли черепки с изображением Солнца, а также некая древняя могила, на дне которой изображен тигр и дракон. И все. Неужели этого достаточно, чтобы предположить существование астрономических наблюдений в Китае времен неолита? И даже посвятить этому целый раздел в солидной академической монографии [1487:1]? См. [1487:1], с. 1–4 Выглядит все это, по меньшей мере, странно.

Кстати, круг с точкой — известный астрологический символ Солнца. Он часто изображался в средневековых ЕВРОПЕЙСКИХ книгах. Причем возник он, скорее всего, не ранее появления теории Коперника, поместившего Солнце в центр своей новой системы мира. То есть, никак не ранее XVI века н. э. Поясним, что в системе мира Коперника, в отличие от предыдущей системы мира Птолемея, центр мира был совмещен с Солнцем. У Птолемея и у других древних авторов, он совмещался с Землей. Поэтому после Коперника Солнце и стали изображать в виде круга с точкой. Эта точка обозначала не что иное, как находящийся в Солнце ЦЕНТР СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ, рис. 2–4.









Рис. 5. Обложка книги [1487:1] с изображением страницы старинной китайской книги якобы 1425 года. По мнению авторов [1487:1] эта картинка свидетельствует о замечательных способностях китайских астрономов еще до изобретения телескопа наблюдать пятна на Солнце. Что крайне сомнительно. Картинка больше напоминает детский рисунок, чем отчет об астрономических наблюдениях. Взято из [1487:1], первая страница обложки



Рис. 6. Примеры прорисовок надписей на костях якобы второго тысячелетия до н. э., на которых древние китайцы увековечивали свои астрономические наблюдения. Кстати, все это — обрывки, ни одной полностью сохранившейся надписи здесь не показано. Взято из [1487:1], вклейка в конце книги, рисунок PL1.

Такова история обнаружения китайских астрономических надписей на костях якобы второго тысячелетия до н. э., изложенная в [1487:1], с. 13–14. Что касается содержания надписей, то они долго оставалось непрочитанными, поскольку были выполнены какими-то неизвестными иероглифами [1487:1], с. 14. Однако в первой половине XX века надписи все-таки удалось расшифровать. Причем — полностью. Тогда-то и было обнаружено, что они содержат в себе, в частности, отчеты об астрономических наблюдениях древних китайцев времен династии Шан.



Костяные надписи, говорящие об астрономии, приведены в переводе на английский язык в книге [1487:1], с. 18–24. Мы внимательно ознакомились с этими переводами. Оказалось, что для целей датировки данные надписи совершенно бесполезны. Приведем в качестве примера несколько таких надписей. Остальные мало чем от них отличаются.

И так далее, и тому подобное. Никаких содержательных астрономических сведений, способных внести хоть какую-нибудь ясность в хронологию древнекитайской истории, в этих надписях нет.

Кстати, при буквальном понимании последней надписи получается, что в Древнем Китае произошло подряд сразу два лунных затмения — одно через 15 дней после другого. Но это невозможно. Хотя бы потому, что лунные затмения бывают только в полнолуния, а между полнолуниями проходит 29–30 дней. Поэтому через 15 дней лунные затмения повториться никак не могут. И, вообще, затмения — достаточно редкие явления. На одной и той же кости для прорицаний вряд ли могли быть упомянуты сразу два различных лунных затмения. Может быть, все-таки, непонятные иероглифы на древнекитайских костях были расшифрованы не полностью? Или не совсем правильно? Может быть, не всегда они означают именно то, что видят в них современные китайские историки. Желающие во что бы то ни стало обнаружить древнейшие следы астрономической науки в Китае.

1) Либо они дошли до нас в сильно искаженном виде.

2) Либо являются итогом позднейших астрономических вычислений в прошлое, выполненных с ошибками. О наиболее вероятной эпохе этих вычислений мы поговорим ниже. Скорее всего это — XVIII–XIX века н. э.

Итак, зададимся вопросом: когда в Китае возникли первые астрономические обсерватории и стала развиваться наука астрономия? Оказывается, ответ на этот вопрос далеко не однозначен. В разное время было высказано несколько различных мнений.

Начнем с источников XIX века. Так, например, Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона сообщает по этому поводу следующее.

Более того. Оказывается, даже еще в XIX веке все без исключения китайские обсерватории, перечисленные в Словаре Брокгауза и Ефрона, были основаны и поддерживались исключительно иностранцами, см. ниже. Может быть у китайцев были и другие обсерватории, не упомянутые в Словаре? Вряд ли. Трудно поверить, что Словарь полностью умолчал бы о замечательных исконно китайских астрономических учреждениях, основанных, вероятно, еще древними китайскими императорами — если бы таковые действительно существовали. Значит, скорее всего, в XIX веке их в Китае не было. Вероятно, их не было там и в XVII веке. Ведь если бы в Китае в XVII веке уже стояли свои собственные астрономические обсерватории, исправно работающие на протяжении многих лет, то почему об этом ничего не знали иезуиты, строившие в Китае как раз в то время свои собственные обсерватории?

Итак, подытожим. В конце XIX века в Китае существовало три основных обсерватории, не считая подчиненных им метеорологических станций. Одна русская в самом Пекине и две западноевропейские. ВСЕ ОНИ БЫЛИ СОЗДАНЫ НЕ РАНЕЕ XVII ВЕКА. Причем — иностранцами, которые не только создали их, но и обслуживали вплоть до конца XIX века. О собственно китайских обсерваториях в Китае XVII–XIX веков в Словаре не говорится ни слова.

Однако, как выясняется, о древности китайской астрономии нам известно, по сути дела, лишь из заверений китайских историков. Хотелось бы увидеть еще и ДОКАЗАТЕЛЬСТВА этой чудовищной древности. Попробуем их поискать.

Итак, по мнению современных историков, начиная с III века до н. э. и вплоть до 1912 года, НА ПРОТЯЖЕНИИ ЯКОБЫ БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЛЕТ ПОДРЯД в Китае существовало постоянно действующее государственное, исконно китайское Астрономическое управление. Которое неусыпно, день и ночь осуществляло профессиональные астрономические наблюдения за небом. Все эти наблюдения тщательнейшим образом записывались и сохранялись в архивах. Интересно — куда делся этот архив? О его судьбе в [1487:1] ничего не сообщается. А вопрос крайне интересен. Ведь подобный архив — если бы он существовал — был бы поистине бесценным кладезем астрономической и хронологической информации.

Может быть, ответить на этот вопрос поможет совокупный список ВСЕХ китайских, японских и корейских астрономических наблюдений вплоть до XVII века, приведенный в фундаментальном издании [1487:1]? Ведь оно специально посвящено истории астрономии в восточной Азии. Оказывается, содержащийся в нем список наблюдений содержит всего-навсего около полутора тысяч единиц, [1487:1], с. 272–404. Слишком мало для ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНИХ непрерывных астрономических наблюдений. Их мало даже если бы все они были китайскими — а среди них есть японские и корейские. В среднем, меньше, чем одно наблюдение в год! Причем, за редчайшими исключениями, почти все эти наблюдения отрывочны и совершенно бесполезны для датировки. Многие из них просто неправильны, см. ниже.

Что же касается действительно содержательных наблюдений, то они немедленно вызывают трудности у историков, которые никак не могут их датировать. Однако, как мы покажем, датировать их можно. Надо лишь отказаться от предвзятой подгонки дат под скалигеровскую хронологию. Причем, получаемые из этих наблюдений даты чрезвычайно интересны. Они многое могут рассказать о подлинной китайской истории. Мы подробно опишем датировку этих наблюдений ниже.

В заключение этого раздела еще раз повторим вопрос как могли авторы знаменитого Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона XIX века [988:00] СОВЕРШЕННО НИЧЕГО НЕ ЗНАТЬ о замечательной китайской императорской астрономической службе? Которая ЯКОБЫ СУЩЕСТВОВАЛА В ИХ ВРЕМЯ? Имея при этом, более, чем ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ? В подробнейшей статье о Китае, содержащейся в Словаре, о ней нет ни звука, [988:00]. Может быть никакой такой службы никогда и не было? Может быть это слуга-китаец, работавший в XIX веке в русской обсерватории в Пекине под руководством русского иеромонаха — см. выше — под пером позднейших китайских историков и превратился в Главного Императорского Астролога, возглавлявшего якобы древнейшее китайское Императорское Астрономическое Управление с поистине фантастической двухтысячелетней непрерывной историей? Иначе трудно объяснить ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ УПОМИНАНИЙ об этом Управлении в русских и европейских источниках того времени. А также ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЕГО АРХИВОВ.

Итак, мы видим, что основные китайские первоисточники, содержащие упоминания о кометах, окончательно составлены ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ.

Более того. Оказывается, как отмечает Н.А. Морозов, у китайцев ВООБЩЕ НЕТ РУКОПИСЕЙ, СОЗДАННЫХ В ИХ НЫНЕШНЕМ ВИДЕ РАНЕЕ XVII ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ [544], т. 6, с. 119. Отсутствие более ранних рукописей историки объясняют тем, что китайцы писали ТОЛЬКО НА БУМАГЕ. В то время как европейцы, например, писали в XIV–XV веках НА КОЖЕ (пергаменте). Понятно, что кожа намного прочнее бумаги. Бумага быстро разрушается. Во всяком случае, отметим для себя немаловажное обстоятельство — сегодня не существует китайских рукописей, изготовленных ранее XVII века.

Оказывается далее, что в китайских первоисточниках НЕТ ОПИСАНИЙ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ. Более того, по свидетельству авторов XIX века в Китае НЕ СОХРАНИЛОСЬ СЛЕДОВ ДРЕВНИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ОБСЕРВАТОРИЙ [544], т. 6, с. 132. Это очень странно, если поверить, что китайцы действительно на протяжении нескольких тысяч лет с большой аккуратностью вели астрономические наблюдения.

Итак, гномон, прежде всего измеряет направление географического меридиана. Ведь именно вдоль меридиана располагается полуденная тень, точное определение которой является главной задачей гномона.



Рис. 8. Гигантский гномон, якобы воздвигнутый средневековыми китайцами для астрономических наблюдений. Датируется временами династии Юань (якобы 1206–1368 гг. н. э.). Но сооружение это больше похоже на бутафорию для современных туристов. В основе самой идеи этого сооружения лежит скорее современный оружейный прицел, чем древний астрономический инструмент. Взято из [1487:1], цветная вклейка в конце книги, рисунок PL2.

Китайским кометам — важнейшей опоре китайской хронологии — ниже будут целиком посвящены две главы книги. В них мы проведем подробное исследование китайских кометных списков. Результаты этого исследования оказались настолько неожиданными, что забегая вперед, приведем окончательные выводы прямо сейчас.

— Единственной кометой, по которой можно было бы попытаться подтвердить правильность китайской хронологии (если бы эта хронология была правильной), является комета Галлея. Остальные кометы для целей проверки хронологии Китая — как и любой другой древней хронологии — СОВЕРШЕННО БЕСПОЛЕЗНЫ.

— Однако сведения о появлениях кометы Галлея в китайских летописях ранее XV века н. э. оказались ПОДЛОЖНЫ. Можно показать, что они были сфабрикованы в XVIII–XIX веках. Подчеркнем, что это — не просто наше предположение, а СТРОГОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, которое мы доказываем в главе 5. Впрочем, мы не утверждаем, что ВСЕ китайские записи, относимые сегодня к комете Галлея, под- ложны. Для совершения указанного подлога достаточно было определенным образом сфабриковать всего лишь ОДНО или ДВА НАБЛЮДЕНИЯ кометы Галлея. Подлог был совершен, скорее всего, в промежутке от 1759 года до 1835 года.

3. Служба смены сезонов. Понятие сезонов выработалось в Китае, как и везде, из сельскохозяйственной практики. В дальнейшем было подмечено, что каждый сезон сочетается с появлением на небе в момент захода Солнца тех или иных ярких звезд или их компактных групп — созвездий. Еще на костяных табличках эпохи Шан-Инь (XVIII—XIII вв.) смена сезонов записывалась по положению Солнца в разных созвездиях, а рубежами сезонов назывались звезды а Скорпиона, а Ориона, Плеяды и созвездие Большой Медведицы.

Рис. 6. Положения созвездия Большой Медведицы как символы сезонов (в древнекитайской астрономии) .К происхождению знака вечности


Рис. 6. Положения созвездия Большой Медведицы как символы сезонов (в древнекитайской астрономии) .К происхождению знака вечности

К древнейшим временам — эпохе легендарного императора Яо (3 тыс. до н. э.) — относят определение продолжительности сезонов и солнечного тропического года. Продолжительность его была установлена сначала в 365 дней. К V—III вв. оценка была уточнена (365, 25 дн.).

4. Инструменты, обсерватории. С III в. до н. э. в Китае использовались солнечные и водяные часы. Последние в I—II вв. употреблялись и для приведения в движение глобусов (Чжан Хэн). Это был, по существу, первый часовой механизм при астрономическом инструменте. К III в. до н. э. относится изобретение китайцами компаса. (Он был устроен в виде способного свободно поворачиваться на гладкой подставке ковша-ложки, ручка которого указывала на юг. В этом можно видеть некоторое подтверждение особой роли ковша Большой Медведицы в китайской астрономии.)

В I—II вв. в Китае в ходу были армиллярные сферы, теория и изготовление которых, как считают, принадлежали также Чжан Хэну. Окружность в них делилась на 365 1/4 градуса (градус определялся как часть окружности, проходимая Солнцем за сутки, — 0,98546 европейского, или 59′ 11,266″; он делился на 100 частей).

Уже в XII в. до н. э. астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок-обсерваторий (сохранились остатки древнейшей — Чжоугунской).

6. Астрология и служба неба, связанная с ней, появились в Китае по меньшей мере с эпохи Шан-Инь. В ее задачи входило слежение за движением планет и регистрация всех неожиданных явлений на небе — появления комет, новых звезд, падающих звезд, болидов. К неожиданным относили сначала и затмения, пока не убедились в их цикличности. Но не менее важным стало их предсказание.

Стремление вовремя принять небесный сигнал заставляло императоров держать при себе чиновников-астрономов, ответственность которых была очень велика. В хрониках сохранились записи о датах солнечных затмений с 22.Х.2137 г. до н. э., после которого согласно легенде были казнены два незадачливых астронома Хо и Хи, не сумевших его правильно предсказать. С 720 г. до н. э. за 2,5 века было отмечено 37 затмений Солнца, из которых 33 подтвердились современными ретроспективными расчетами.

Любопытно, что в календарях II—I вв. до н. э. не говорилось ничего о солнечных затмениях, — очевидно, потому, что китайцы тогда воспринимали затмения и появление пятен на Солнце как указание на несправедливое правление императора. Однако уже в III в. н. э. в новом календаре Ян Вэя указывался и тип затмения, и район его видимости.

Начиная с VII в. до н. э. отмечались также звездные дожди, хотя далеко не столь регулярно.

В I в. н. э. было сделано еще одно из крупнейших открытий в древнекитайской астрономии — астроном Цзя Куй обнаружил неравномерность движения Луны, а позднее Лю Хун очень точно (с ошибкой всего около минуты) измерил период возвращения ее к точке наиболее медленного движения (аномалистический месяц). (Более раннее измерение его принадлежит Гиппарху, результаты которого уточнил затем Птолемей.)

В IV в. до н. э. китайцы измерили сидерический период Юпитера, оценив его в 12 лет (вместо 11,86), и пытались ввести на этом основании летосчисление по 12-ричной системе счета, но безуспешно. В III в. до н. э. китайские астрономы знали о синодических и сидерических периодах движения всех планет и к I в. до н. э. с высокой точностью измерили их для Марса, Юпитера и Сатурна (см. таблицу, в скобках — современные данные).

Чжан Хэн дал четкую кинематическую модель видимых движений Солнца и звездного неба. Последнее представлялось вращающимся вокруг оси, проходящей через северный и южный полюсы мира. Все светила он считал шарообразными. Солнце в его модели движется среди созвездий, и его путь наклонен к небесному экватору на 24 (китайских) градуса.

Рис. 7. Варианты изображения символа единства противоположностей (инь—ян)


Рис. 7. Варианты изображения символа единства противоположностей (инь—ян)

Чертой натурфилософии, общей всем древним цивилизациям, в том числе и в Китае, было восприятие природы, мира как единого закономерного целого, в чем решающую роль сыграли астрономические наблюдения.

К сожалению, усилившаяся с веками замкнутость, самоизоляция китайской цивилизации надолго выключила китайскую науку из обмена идеями с европейской наукой. Между тем натурфилософские, содержавшие уже элементы диалектики космолого-космогонические концепции являются не менее ценным наследием древнекитайских мыслителей, нежели высокоценимые в наше время и действительно очень информативные списки затмений или редких нерегулярных астрономических явлений, вроде появлений новых звезд и комет.

Цивилизации Древнего Китая свойственна научная деятельность в различных отраслях. Не зря именно китайцам приписывают изобретение бумаги и пороха. Астрономия в Древнем Китае была одним из приоритетных направлений. До настоящего времени сохранилось несколько тысяч текстов, написанных древнекитайскими астрономами.

Особенность открытий, сделанных китайскими учёными, в том, что практически все они делались исключительно самостоятельно, без опоры на уже существующие достижения других цивилизаций. Тем не менее, в своих научных изысканиях им удалось достичь значительных успехов.

Уже в XXVII веке до н.э. в Китае были государственные календари. Первоначально 76-летний цикл состоял из 48 обычных лет по 12 месяцев в каждом и 28 "високосных" лет по 13 месяцев, в каждом месяце было 29 – 30 суток. Позднее был введён 19-летний цикл, состоящий из 12 обычных и 7 високосных лет.

Примерно в XX веке до нашей эры китайские астрономы разработали теорию лунных и солнечных затмений. В ХП веке до н.э. в Китае появилась первая специализированная обсерватория, оснащённая собственноручно изобретенными инструментами: компасами, солнечными и водяными часами и другими механизмами и приспособлениями.

К IV в. до н.э. относится первый китайский звездный каталог, в котором были указаны характеристики около 800 звезд, составлявших 124 созвездия. 320 звездам были присвоены собственные имена. Уже в VII веке до н.э. китайским астрономам было известно о движении звёзд, причём это открытие они сделали без применения телескопа и раньше, чем их европейские коллеги. В древних записях также найдены упоминания о наблюдениях за метеорами, кометами и даже появлении новых звёзд (сверхновых).

Древнекитайские астрономы дали первые в мире описания солнечных затмений. Записи о солнечных затмениях встречаются на иньских гадательных костях и черепашьих панцирях. Два случая регистрации затмений по исследованиям современных ученых относятся к 18 июля 1328 г. до н.э. и к 4 августа 1222 г. до н.э. В “Шуцзине” (“Книга истории”) есть упоминание о солнечном затмении, произошедшем в эпоху полулегендарной династии Ся. Точная дата затмения не указана, но большинство исследователей относит это затмение к 22 октября 2137 г. до н.э. К этому событию приурочивается нравоучительная история о непутевых чиновниках легендарного правителя Яо, братьях Си и Хо, которые не смогли вовремя предсказать солнечное затмение, за что и поплатились головами.

Ron-2-078

Позднецинская иллюстрация измерения одним из братьев Си длины тени гномона при летнем солнцестоянии.

Древние китайцы были также знакомы с затмениями Луны, но придавали им гораздо меньшее значение, чем солнечным. Первые записи о затмениях Луны встречаются на костях животных эпохи Шан-Инь.

В эпоху Хань было выяснено, что для одной и той же точки наблюдения затмения Солнца должны повторяться через 135 месяцев. Ян Вэй, составивший в 230 г. календарь “Цзинчули”, указывал на то, что солнечные и лунные затмения могут быть полными и частными. В 6 в. Чжан Цзысинь показал, что солнечное затмение происходит, если в момент новолуния Луна проходит около Солнца на определенном расстоянии. Лунное же затмение произойдет в том случае, если в момент полнолуния Луна будет находиться около точки пересечения ее орбиты с эклиптикой.

Кометы в Китае назывались “звездами-мётлами” (хуэй син). С испокон веков они считались предвестниками несчастий. Начиная с эпохи Чуньцю встречаются письменные регистрации появления комет. Позднее появились их подробные описания и зарисовки. Было подмечено, что хвост кометы всегда находится в удалении от Солнца.

Самое раннее упоминание в древнекитайских хрониках кометы Галлея относится к осени 611 г. до н.э., когда комета появилась в созвездии Большой Медведицы. В Европе первые записи о комете Галлея относятся к 66 г. В 1682 г. Галлей открыл, что наблюдаемая им комета, которую затем стали называть его именем, обращается вокруг Солнца с периодом от 75 до 76 лет. Он предсказал появление той же кометы в 1758 г. В Китае же начиная с седьмого года правления императора Цинь (240 г. до н. э.) до конца эпохи Мин (до 1607 г. н.э.) регистрировалось каждое появление этой кометы.

Начиная с династии Шан-инь в Китае вели наблюдения новых звезд, которые назывались “звезды-гостьи” (син кэ). Самая ранняя китайская запись такого явления относится к 13 в. до н.э. В 1054 г. китайскими астрономами было отмечено появление яркой “звезды-гостьи”. В 1056 г. эта звезда исчезла. Радиосигналы, исходящие от этой звезды, находившейся в Крабовидной туманности, принимаются до сих пор.

Мантическая кость 13 в. до н.э. с самой старой записью появления новой звезды.

Около 330 г. н.э. астроном Юй Си открыл явление прецессии, заметив разницу в положении звезд по отношению ко времени династий Хань. Им была определена величина смещения точки весеннего равноденствия по эклиптике, которая составляла один китайский градус за 50 лет. Данные, указывавшиеся на 450-460 лет раньше Гиппархом, — один градус в 100 лет. В 7 в. Лю Чжо определил величину прецессии в один китайский градус за 75 лет, что очень близко к действительному значению.

Неравномерное движение Луны

Во время правления императора Хэди (89-106 гг.) астроном Цзя Куй установил, что Луна имеет неравномерное движение по орбите. Несколько позже Лю Хун нашел, что Луна, выйдя из точки наибольшего удаления, в которой она имеет самое медленное движение, возвращается в эту точку через 27,55336 суток (по современным данным, величина этого периода, т.н. аномалистического месяца, составляет 27,55455 суток).

Связь между приливами и фазами Луны

Во 2 в. до н.э. было установлено совпадение между временем приливов и фазами Луны. Через три столетия китайцы, исходя из традиционной общемировоззренческой концепции о связи Неба и Земли, сформулировали теорию причинной зависимости между этими феноменами.

Позже, в 11 в., была обнаружена временная задержка между теоретическим высоким приливом и фактическим его началом, что объяснялось влияниями береговой линии и другими местными факторами.

Астроном Ян Вэй в 230 г. составил календарь “Цзинчули”, в котором учитывалось, что Луна при своем циклическом движении пересекает каждый раз эклиптику не ровно через месяц, а несколько раньше, иначе говоря, ему была известна продолжительность так называемого “драконического” месяца. В 5 в. Цзу Чунчжи (429-500) вычислил, что величина “драконического” месяца равна 27,21223 суток (по современным данным 27,21222 солнечных суток).

Неравномерность видимого движения Солнца

В 6 в. Чжан Цзысинь в течение 30 лет, проживая в уединении на острове, при помощи армиллярной сферы производил наблюдения за Солнцем, Луной и пятью планетами. В результате он обнаружил неравномерность видимого движения Солнца по эклиптике. Им было определено, что Солнце имеет наиболее медленное движение во время летнего солнцестояния, а наиболее быстрое — во время зимнего солнцестояния. В моменты весеннего и осеннего равноденствий Солнце движется со средней скоростью.

Ученый-энциклопедист сунской эпохи Шэнь Ко (1030-1093), сравнивая время, измеренное с помощью клепсидры, с показаниями солнечных часов, установил, что зимой и летом сутки не одинаковы по длительности. Согласно его теории, так как Солнце движется быстрее, находясь ближе к зимнему солнцестоянию, то сутки в это время становятся длиннее, а находясь ближе к летнему солнцестоянию, Солнце движется медленнее, поэтому продолжительность дня короче. Объясняя причины неравномерности видимого годового движения Солнца, Шэнь Ко, в рамках геоцентрической системы предвосхитив на пятьсот лет Кеплера, пришел к выводу, что эклиптика, хотя и близка по форме к окружности, все же является не окружностью, а “овальностью” (то), т.е. эллипсом.

zhg123

Ученый Шэнь Ко (1030-1093).

Первая регистрация солнечных пятен в Европе относится к 807 г., о чем есть упоминание в сочинении Эйнгарда “Жизнь Карла Великого” (“Vita Karoli Magni”), написанном, вероятно, около 830-833 гг. Арабские астрономы наблюдали солнечные пятна в 840 г. В Никоновской летописи за 1365 г. приводится запись, согласно которой на Солнце были замечены “места черны ака гвозди”. Кеплер обнаружил пятно на Солнце в мае 1607 г., но, полагая, что на Солнце не может быть пятен, “ибо ему не приличествует иметь изъяны”, объяснил наблюдаемое явление прохождением Меркурия через солнечный меридиан. Вскоре после этого, в 1610 г., Галилей, наблюдая через телескоп Солнце, зарегистрировал на нем темные пятна.

Солнечные пятна бывают иногда такими большими, что в некоторых случаях могут быть замечены невооруженным глазом. Астрономы в Китае не были обременены идеями о необходимости Солнцу непременно не иметь “изъяны”. Более того, древнекитайское учение о взаимодополнительных силах инь и ян предполагало наличие в каждой из них “зародыша” противоположной силы. Поэтому китайцы и смогли обнаружить солнечные пятна раньше европейцев. Благоприятствовало этим наблюдениям то, что господствующие на территории древнего Китая северо-западные ветры приносили с Монгольского плато и пустыни Гоби песок и пыль. В дни, когда в воздухе было много пыли, на Солнце можно было смотреть словно через закопченное стекло.

Рисунок солнечных пятен из написанной в 1425 г. рукописи минского императора Чжу Гаочжи “Рассуждения о астрономических и метеорологических предзнаменованиях”.

Самая ранняя сохранившаяся до наших дней запись о наблюдении солнечных пятен сделана, по всей видимости, Гань Гуном, жившим в 4 в. до н.э. и создавшим один из первых звездных каталогов. Правда, текст не достаточно ясен. Гань Гун пишет о неких “солнечных затмениях”, которые якобы начинаются от центра Солнца. И хотя его теория затмений не верна, все же ценно то, что отмеченное китайским астрономом затемнение Солнца характеризовалось в качестве феномена на солнечной поверхности.

Следующая фиксация древними китайцами солнечных пятен датируется 165 г. до н.э. В энциклопедии “Океан нефрита” сообщается, что в этом году на Солнце появилось изображение иероглифа ван. Таким образом, это могло быть солнечное пятно некруглой формы.

Первая запись наблюдений солнечного пятна в императорских хрониках относится к 10 мая 28 г. до н.э. Но систематические наблюдения солнечных пятен начались, возможно, в 4 в.

Согласно подсчету Дж. Нидэма, между 28 г. до н.э. и 1638 г. н.э. в официальных хрониках было отмечено 112 наблюдений солнечных пятен. Эти записи — самый старый и самый длинный непрерывный ряд таких наблюдений в мире. Многие из описаний солнечных пятен представляют естественнонаучный интерес. Имеются также сотни записей наблюдений солнечных пятен в других китайских книгах, создававшихся на протяжении столетий, но никто из исследователей китайской науки не взял себе за труд произвести их полную систематизацию.

В Китае имеется длительная традиция тщательного картографирования и каталогизирования звезд. Уже в эпоху “Воюющих царств” были составлены три звездных каталога тремя различными астрономами. В это время Гань Гун из государства Чу написал восьмитомное сочинение “Предсказания по звездам” (“Син чжань”), а Ши Шэнь из государства Вэй создал восьмитомный труд “Небесные письмена” (“Тянь вэнь”). Гань Гун и Ши Шэнь дали наиболее ярким звездам названия, которые затем использовались китайскими астрономами. На основе этих работ был составлен сводный каталог “Звездный канон Ганя и Ши” (“Гань ши син цзин”), куда были внесены 800 звезд, из которых у 120 были отмечены в градусах их расстояния от Северного небесного полюса. Был еще третий астроном, чье имя не известно и чей каталог был приписан У Сяню, легендарному министру династии Шан. Этот каталог содержал 1464 звезды, сгруппированных в 284 созвездия, что существенно больше, чем в западных каталогах более позднего времени. Оригиналы этих каталогов не сохранились, но собранные в них данные оставались в употреблении в течение следующего тысячелетия. Судя по этим данным, наблюдения звезд проводились в середине 4 в. до н.э.

Звезд постоянного свечения, которые представляют чиновников при дворе и на местах, насчитывается 124, звезд, получивших наименования, насчитывается 320, всего же звезд на небе 2500, причем в это число не включены звезды, по которым мореходы [в дальних местах] гадают и определяются. Число слабых звезд примерно 11520. Вся кишащая на земле масса живых существ связана с волей неба. Если бы не так, разве удалось бы их собрать вместе и упорядочить ? [2]

Первый звездный каталог на Западе был составлен учеными Александрийской школы Аристиллом и Тимохарисом в 280 г. до н.э. На его основе Гиппархом в 129 г. до н.э. был составлен следующий звездный каталог, содержавший описание около 850 звезд.

Не должно удивлять, что китайцы, с их дотошной каталогизацией и составлением карт, первыми осознали, что звезды не фиксированы в космосе и имеют собственные индивидуальные движения. Это было обнаружено в 7 в. — на тысячелетие раньше, чем на Западе.

Карты звездного неба

На основе трех первых звездных каталогов в конце 4 в. до н.э. была составлена обобщенная звездная карта. В 5 в. астроном Лу Цзи составил новую карту, отмечая данные первых картографов тремя различными цветами, чтобы можно было наблюдать различия в картографировании.

Из сохранившихся ханьских резьбовых изображений и рельефов известно, что на звездных картах того времени звездные группы были представлены точками или кругами, соединенными линиями, подобно тому как позже делали арабы, а за ними и европейцы.

Сохранилась звездная карта из Дуньхуана (провинция Ганьсу), датируемая 940 г. Эта карта вычерчена в двух вариантах проекции небесной сферы на плоский лист бумаги. Околополюсные звезды показываются на ней в полярной проекции на круговой диаграмме, а остальное изображено методом, который сегодня называется “цилиндрической проекцией”. Линии, обозначающие для отдаленных от полюса областей границы 28 секций “лунных стоянок” (сю), на которые древние китайцы подразделяли звездное небо, представлены на этой карте параллельными, тогда как на самом деле они должны сходиться в точке, совпадающей с Полярной звездой.

Цилиндрическая проекция, применяемая в картографии для изображения на плоскости поверхности эллипсоида Земли или небесной сферы, в Европе была изобретена, как предполагается, в 1568 г. фламандским математиком и географом Герардом Кремером (1512-1594) и называется по его латинизированному имени (Gerardus Mercator) “проекцией Меркатора”. Древняя китайская карта, таким образом, предвосхищает более чем на 6 столетий изобретение Меркатора.

Gen015

Китайская звездная карта 940 г. из Дуньхуана, нарисованная в проекции Меркатора.

Полтора столетиями позже, в 1094 г., Су Сун в своей книге “Сиисян фаяо” (“Новая конструкция механической армиллярной сферы и небесного глобуса”) опубликовал две звездные карты, составленные в полярной (ортографической) проекции, и две — по методу проекции Меркатора. В последнем случае одна из карт имела проведенную в середине прямую линию, изображающую экватор, и дугу выше нее — эклиптику. Созвездия, вписанные в отчетливо видимые прямоугольные рамки лунных стоянок, изображены более сосредоточенными ближе к экватору и рассредоточенными ближе к полюсу. Карты Су Суна — самые старые из изданных в мире звездных карт.

В храме Конфуция, находящемся в провинции Цзянсу в г. Сучжоу, сохранилась до наших дней карта звездного неба, высеченная на камне в 1247 г. Ван Чжиюнем. В качестве прототипа Ван Чжиюнь использовал карту, составленную в 1193 г. Хуан Шаном. Последний был разносторонним ученым, но не занимался непосредственно наблюдением неба. При составлении карты Хуан Шан опирался на данные, полученные другими исследователями и, в частности, Су Суном. На карте нанесены экватор, эклиптика, точка Северного полюса и 28 зодиакальных созвездий, которые вместе с другими созвездиями, отмеченными вплоть до 30 градуса южнее экватора, охватывают 1440 звезд. В нижней части карты написаны комментарии, представляющие, по сути, небольшой космогонический трактат.

Длина земного меридиана

С древности китайских ученых интересовали размеры Земли. Производились попытки определить их астрономическим путем. Известно, например, что этим занимался ханьский ученый Чжан Хэн:

К юго-востоку от хребта Куньлунь лежат области, разделенные на прекрасные уезды: там ветры и дожди бывают всегда вовремя, холод и жара умеренны и по сезонам. А если взять все другие земли, то на юге слишком жарко, на севере слишком холодно, на востоке слишком ветрено, а на западе слишком сумрачно, поэтому мудрые ваны прошлого не селились в этих местах. Центральные области хранят животворный дух — лин, который позволяет вне центра подчинять себе все восемь сторон. Если связать [одной линией] все восемь пределов земли, то получится путь, простирающийся на 232300 ли, с юга на север он короче на тысячу ли, с востока на запад он больше на тысячу ли. От земли до неба это половина расстояния между восемью пределами, а глубина земли хранит другую половину этого расстояния. Постигают и измеряют эти длины с помощью [прибора] хунь [и] — армиллы. Чтобы получить эти цифры, используют разницы двух прямоугольных треугольников. Солнечная тень [от гномона] накладывается на устройство, представляющее сферу земли, разница в длине тени в один цунь дает расстояние [по поверхности земли] в тысячу ли, таким образом и получается результат измерения. Но если выйти за предел [небесной сферы], то, что лежит дальше, узнать уже невозможно. Не познаваемое нами и называется Юй чжоу — вселенная, где юй означает бескрайность мира, а чжоу означает беспредельность вселенной [3].

В царствование Сюаньцзуна (712-755) под руководством ученого Нань Гуншо было проведено вычисление длины земного меридиана. Для этого шнуром измерили расстояние по линии, проложенной, начиная от Хуачжоу, к северу от Желтой реки, до Юйчжоу, южнее Желтой реки. Затем определили широту Хуачжоу, Кайфына, Фугоу и Шанцая, что позволило вычислить, что один градус вдоль меридиана равен 350 ли и 80 шагам. Это был первый в мире случай измерения длины меридиана.

Через 90 лет после опыта, проделанного Нань Гуншо, а точнее, в 814 г., измерения градуса по меридиану были произведены мусульманскими учеными по приказу халифа ал-Мамуна (786-833).

Читайте также: