Политические взгляды макиавелли гоббса и локка кратко

Обновлено: 07.07.2024

Макиавелли считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила; в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – диких животных. Государи должны пользоваться обеими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является наилучшим для поддержания государственной власти.

В противоположность Гоббсу, Локк делал вывод: государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, т.к. личности создают общество, а общество государство.

Продолжая разработку концепции либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) отстаивал принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти.

Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гаранта невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалентном возмещении ущерба, который понес потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство.

В развитии утопического социализма выделяют три этапа: ранний, охватывающий 16-18 вв., период зарождения капитализма и буржуазных революций в Европе. Его представители Т. Мор, Т. Кампанелла и др. (Г.Мабли, Г.Бабеф)

Второй этап совпадает с утверждением капитализма и связан с именами выдающихся мыслителей – Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.

Третий этап утопического социализма второй половины 19 в. представлен в основном русскими революционерами-демократами Н.Г. Чернышевским, В.Г.Белинским, А.И. Герценом и др. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовластия на базе крестьянской общины.

Таким образом, в процессе развития политической мысли происходило накопление теоретических знаний в области понимания политических отношений в период буржуазно-демократических революций, но он не привел к созданию системы политических отношений, хотя и были накоплены определенные элементы для ее формирования.

В конце 19 в. в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.

В этой работе мы попытаемся составить единую цепочку основополагающих концептов трёх политических философов – Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса и Джона Локка. Данные концепты развивались под влиянием текущих исторических реалий и легли в основу политических теорий этих авторов.

In this paper we attempt to create a single chain of fundamental concepts of three political philosophers - Niccolo Machiavelli, Thomas Hobbes and John Locke. These concepts have evolved under the influence of current historical realities and formed the basis of the political theories of these authors.


УДК 32:1

Развитие философской мысли определяется текущими историческими реалиями, которые и обозначают основные концепты политических учений отдельных авторов. В этой работе мы попытаемся составить единую цепочку основополагающих концептов трёх политических философов – Николо Макиавелли, Томаса Гоббса и Джона Локка. При помощи обращения к истории мы постараемся показать какие события в общественно-политической жизни Италии и Англии послужили базисом для отдельных пунктов философских учений вышеперечисленных мыслителей. Также проведём анализ того, какие ранние идеи о понятии государства, об его устройстве, правах граждан и роли суверена (князя, властителя) оказали влияние на более поздних авторов (разумеется, за более раннего автора берётся Макиавелли).
Макиавелли, Гоббс и Локк внесли существенный вклад в развитие политической философии. При этом, если Макиавелли оценивает государство не с точки зрения интитутов, а скорее с точки зрения харизматичного лидера, стоящего во главе этого образования, то Гоббс довлеет к централизованному абсолютистскому государству, строящемуся на механизме государственного принуждения и абсолютной власти исполнительного органа. Локк, в свою очередь, говорит о правовом источнике власти. Именно поэтому интересно рассматривать идеи авторов, которые во-первых, заложили основу для дальнейшей рефлексии об идеальном устройстве и управлении государством, а во-вторых, имеют диаметрально противоположные взгляды на роль государственной машины в жизни общества.

Таблица 1. Сравнение политических концептов Николо Макиавелли, Томаса Гоббса и Джона Локка

Джон Локк.

Монтескье (1689-1755 гг.)




Джеймс Мэдисон (1751-1831).

Нового времени

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.).

Концепция политической сферы в учении базируется на след. предпосылках:

1. Обусловленность полит. сферы сферой экономической. Полит. сфера явл-ся надстройкой над базисом – совокупностью производственных отношений. Земные основы гос-ва коренятся в материальных интересах людей. Гос-во порождается не свободной волей людей, а есть закономерный результат разделения труда и связанного с ним образования социальных классов.

2. Относительная самостоятельность и активная роль политики по отношению к экономике и др. сфер общественной жизни. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся полит. сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов.

4. Классовое деление общества не вечно. Сущ-т закономерность движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания гос-ва и всякой политики. В коммунистическом обществе должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов.

Макс Вебер (1864-1920 гг.)

В Х V I Х V II вв. разнородные социально-политические силы и идейные движения подрывают власть католической церкви. В результате реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина.

Таким образом, освободившись от философско-этической политической концепции древнего мира и религиозной концепции средневековья, политическая мысль приобретает светский характер. Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид

гражданин (Основы политических наук! Под ред. В.П. Пугачева.— М., 1993 .—С.43.).

Макиавелли Никколо (1469-1527) выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель.

По мнению Макиавелли, государство не промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое стояние общества характеризуется определенны отношениями между людьми, между правителем подданными. Цель этих отношений обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Макиавелли считал, что власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско. А сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрое лисицы.

Из всех форм государственного правления Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

По мнению Гоббса, верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность и т. д.

Локк Джон (1632-1704) английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По его мнению личности создают общество, а общество государство. Общество и государство не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет.

Локк был сторонником ограниченной монархии, считая что абсолютная монархия хуже чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, по мнению Локка, это защита прав личности.




Монтескье Шарль Луп (1689-1755) - французский политический философ, историк, правовед, социолог.

Монтескье внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

Второе. Анализируя труды своих именитых предшественников, Монтескье приходит к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

В Х V I Х V II вв. разнородные социально-политические силы и идейные движения подрывают власть католической церкви. В результате реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина.

Таким образом, освободившись от философско-этической политической концепции древнего мира и религиозной концепции средневековья, политическая мысль приобретает светский характер. Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид

гражданин (Основы политических наук! Под ред. В.П. Пугачева.— М., 1993 .—С.43.).

Макиавелли Никколо (1469-1527) выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель.

По мнению Макиавелли, государство не промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое стояние общества характеризуется определенны отношениями между людьми, между правителем подданными. Цель этих отношений обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.

Макиавелли считал, что власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско. А сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрое лисицы.

Из всех форм государственного правления Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.

По мнению Гоббса, верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность и т. д.

Локк Джон (1632-1704) английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По его мнению личности создают общество, а общество государство. Общество и государство не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет.

Локк был сторонником ограниченной монархии, считая что абсолютная монархия хуже чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, по мнению Локка, это защита прав личности.

Монтескье Шарль Луп (1689-1755) - французский политический философ, историк, правовед, социолог.

Монтескье внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.

Второе. Анализируя труды своих именитых предшественников, Монтескье приходит к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Читайте также: