Защита и давность владения в римском праве кратко

Обновлено: 02.07.2024

46. Приобретение права собственности по давности владения (usucapio). Приобретательская давность (usucapio) – первоначальный способ приобретения права собственности, сводящийся к признанию собственником лица, фактически провладевшего вещью в течение установленного законом срока и при наличии определенных условий. По Законам XII таблиц срок приобретательской давности был установлен в 2 года, а для остальных вещей – лишь в год. Единственным дополнительным условием приобретения права собственности по давности владения было то, что приобретаемая так вещь не должна являться краденой.

Ко времени Юстиниана закрепились такие условия приобретения права собственности по давности владения:

1. Необходимо фактическое владение приобретаемой вещью.

2. Это владение должно быть добросовестным.

3. Владение должно иметь законное основание.

4. Давностный законный срок в отношении движимых вещей – 3 года, для недвижимости 10 лет (если приобретающий по давности и то лицо, которому в связи с давностным владением угрожает утрата права, живут в одной провинции) и 20 лет (если указанные лица живут в разных провинциях).

5. Способность вещи к приобретению по давности, нельзя было приобретать по давности (как и другими способами), в частности, вещи краденые и изъятые из гражданского оборота.

§ 2. II. Учение римского права о влиянии давности на приобретение и прекращение имущественных гражданских прав

1. Usucapio. – 2. Давность владения сервитутами. – 3. Non usus и usucapio libertatis. – 4. Исковая давность. – 5. Незапамятная давность.

Из вышеизложенного мы видели, что в римском праве нет общей давности, и влияние времени на приобретение и прекращение прав проявляется в следующих, различных и независимых друг от друга, правовых учреждениях[66].

1) Usucapio, Ersitzung. На русском языке нет слова, вполне соответствующего этому понятию; ближе всего подходит к нему выражение . Под usucapio разумеется приобретение собственности вследствие продолжительного владения известной вещью в виде собственности. Usucapio имеет значение укрепления неполного, несовершенного приобретения.

По закону XII таблиц usucapio поземельных участков совершалось владением в течение двух лет, остальных вещей - в течение одного года, причем краденые вещи исключены. Кроме владения, не требовалось других условий, ни justus titulus, ни bona fides. Такое почти безусловное действие столь краткого срока допускалось, пока римская область была не обширна, и поэтому происшедшие завладения немедленно могли сделаться известными собственникам. С увеличением пространства Римского государства явилась необходимость более строгих условий для предупреждения злоупотреблений. Сначала изъяты были из действия usucapio, кроме вещей краденых, вещи насилием завладенные. Затем явилось требование, чтобы завладение произошло не противозаконным образом, а на основании justus titulus. Наконец, чтоб оно было добросовестное.

Для перегринов, т.е. неграждан, по движимым вещам и для поземельных участков в провинциях введена longi temporis praescriptio, причем срок для присутствующих в той же провинции определен в 10 лет, а для отсутствующих, т.е. находящихся вне той провинции, в которой лежал поземельный участок, - в 20 лет.

В Восточной Римской империи движимости приобретались через usucapio, так как все подданные считались римскими гражданами. Вещи же недвижимые приобретались через longi temporis praescriptio, к которой применялись установленные для usucapio условия. Таким образом, оба института стали со временем сливаться.

По Юстинианову праву, в котором из них образован один общий институт, действуют следующие правила:

Предметом могут быть все вещи, за исключением именно изъятых из ее действия. Сюда относятся: вещи, изъятые из обращения, краденые, взятые vi, clam, precario, границы поземельных владений, вещи императора, государства, церкви, богоугодных заведений и несовершеннолетних.

Завладение должно быть совершено на основании justa causa, т.е. не противозаконным образом и добросовестно, т.е. завладевающему должно быть неизвестно, что завладением он нарушает чьи-либо права. Не требуется убеждения, что он собственник.

Владение должно быть в виде собственности, на себя, т.е. требуется фактическое господство, какое обыкновенно имеет хозяин и выражает собой волю иметь вещь своей. Владение должно продолжаться до истечения определенного срока. По каноническому праву прибавлено требование добросовестности во все время владения, причем одно сомнение не исключает bona fides.

Срок для движимостей - 3-летний, для недвижимостей - 10-лет-ний, а для отсутствующих - 20-летний.

При чрезвычайной давности владения, usucapio extraordinaria, срок 30-летний, а в некоторых случаях - 40-летний, требуется завладение добросовестное, но не требуется justus titulus. Вещи, изъятые из usucapio, подлежат usucapio extraordinaria, за исключением вещей, изъятых из обращения[67].

В учреждении usucapio, давности владения, римское право определило то влияние, которое время может иметь на приобретение и потерю права собственности на вещи. Право собственности не может прекращаться для собственника непользованием вещью, но только через usucapio со стороны другого лица.

2) Usucapio применялось первоначально также к сервитутам, но так как при краткости срока сервитуты установлялись слишком легко и даже допущенное из вежливости и уважения могло обращаться в сервитут, то lex Seribonia отменила применение usucapio к сервитутам. Однако эта другая крайность со временем оказалась едва ли не более вредной первой. Случалось, что сервитуты, существовавшие испокон века, по которым порядок установления изгладился из памяти людей, оказались теперь без защиты: доказательств правильности установления не было, а давность их не защищала. Вот почему при императорах установлена для сервитутов особая давность владения, longa possessio, отличающаяся от usucapio. Срок определен был для присутствующих в 10, а для отсутствующих - в 20 лет. Пользование сервитутом должно было произойти в виде права, а не насильно, тайно, по просьбе (nec vi, nec clam, nec precario). Justus titulus не требуется. Bona fides требуется лишь по каноническому праву[68].

3) отмена сервитутов может произойти, смотря по различному свойству их, или бездействием, или простым непользованием[69].

В римском праве говорится о прекращении сервитутов вследствие непользования (non usus) и об освобождении от них (libertatis usucapio) вследствие пользования обремененным имением без бремени, как будто оно свободно. Non usus относится к сервитутам, вследствие которых субъект права имеет право предпринимать известные, повторяющиеся действия, например право водопоя, въезда; usucapio libertatis - к сервитутам постоянным, т.е. к таким, кои состоят в каком-либо постоянном положении обремененного имущества, например право примыкать бревно к чужой стене, право обратить водосток на чужой двор. В том и другом случае от лица, имущество которого освобождается от сервитута, требуется bona fides.

4) Исковая давность[70] означает погашение иска вследствие непредъявления его в течение срока давности.

По древнему римскому гражданскому праву (jus civile) исковой давности не было: все иски были actiones perpetuae. Исковая давность явилась впервые в преторском эдикте: введенные им иски (actiones poenales) погашались годовой давностью. Такой же давности подлежали иски, введенные постановлениями эдилов, например actio redhibitoria и quanti minoris. Такие иски, в противоположность к actiones perpetuae, назывались actiones temporales. Во время языческих императоров установлена такая же давность по некоторым искам, основанным на jus civile. Наконец, в 424 г. введена 30-летняя давность по всем искам на основании римского гражданского права (jus civile). Причем подтверждены более краткие сроки, установленные прежде для actiones temporales. С тех пор actiones perpetuae были иски, подлежащие 30-летней давности. Новый закон основан на том соображении, что то, чтó не было осуществлено в течение целого человеческого века, не должно уже нарушать спокойствия настоящего.

Таким образом, установилось общим правилом, что все имущественные иски подлежат давности, или более краткой, или 30-летней. Это правило действует в полном объеме и поныне, так как изъятия, допущенные Юстинианом, были впоследствии оставлены.

Исключение для actio familiae erciscundae и communi dividundo есть исключение только по форме, так как римляне дали праву каждого лица, состоящего в общем владении, требовать раздела, форму actio. Это право вытекает из личной свободы и не может подлежать давности, так как возникает во всякое время снова.

По искам церкви и богоугодных заведений и для actio hypothecaria установлены 40-летние сроки.

По римскому праву существуют лишь три условия применения исковой давности: возникновение иска, непрерывное течение срока и истечение его.

a) Возникновение иска. Всякий, кому принадлежит какое-либо право, имеет вместе с тем и право на иск для защиты своего права или для осуществления его. Пока он пользуется, каким бы то ни было образом, выгодами, вытекающими из своего права, ему незачем искать их судом. Он имеет отвлеченное право на иск, но не имеет повода применять его: иск не сделался еще наступившим, конкретным. Как скоро же он вовсе не получает следующих ему выгод, возникает конкретный иск, наступило время для предъявления иска суду. Если он этого не сделает, то с самого момента возникновения конкретного иска считается течение срока, истечением которого иск погашается. Для точного исчисления этого срока дело первой важности - определить момент, с которого возникает конкретный иск (actio nata); учение о нем развито в римском праве до тончайших подробностей, с строго логической последовательностью.

b) Необходимо, далее, чтобы срок продолжался непрерывно в течение узаконенного времени. Непрерывным считается только такой срок времени, в течение которого право нисколько не осуществлялось. Если, напротив того, оно осуществлялось каким бы то ни было образом, течение давности считается прерванным. Течение давности прерывают: осуществление права, хотя и частное, и раз только, признание права со стороны противника, хотя бы не прямое, а молчаливое, наконец, действительное начатие иска. Перемена в лицах не прерывает давности, так что тот, в пользу которого течет давность, равно тот, против которого он (срок давности. - Ред.) течет, считаются совокупно с лицами, вступившими в их права, одним и тем же лицом.

c) Истечение срока. Истечением срока при упомянутых двух условиях иск прекращается и не может быть уже предъявлен.

По каноническому праву к сим условиям прибавлено еще, что от того, в пользу которого течет срок давности, требуется, чтобы он находился в bona fide. Но римскому праву такое требование было чуждо.

5) незапамятная давность (Unvordenkliche Zeit, praescriptio immemorialis): по которой состояние вещей, существовавшее непрерывно с незапамятных времен, охраняется неприкосновенно, потому что предполагается установленным по праву, по римскому праву применялась лишь к дорогам, водопроводам и вообще приспособлениям к постоянному стоку или течению воды. Под влиянием канонического и германского прав она применялась и к другим постоянным состояниям, например для освобождения от тягостей, повинностей и податей. Для признания ее необходимо показание свидетелей о том, что сие состояние непрерывно существовало по крайней мере 40 лет и что об установлении им неизвестно. Предположение может быть опровергаемо лишь доказательством перерыва или установления состояния. Если в последнем случае окажется, что состояние установлено правильно или таким образом, что укрепляется обыкновенной давностью, то оно остается в силе. Если же оно установлено неправдой, не покрываемой обыкновенной давностью, то отменяется.

Из вышеизложенного видно, что по римскому праву все случаи, в которых истечение времени имеет влияние на приобретение и прекращение прав: usucapio, давность владения сервитутами, non usus и usucapio libertatis, исковая и незапамятная давность, - развились, несмотря на точку соприкосновения (влияние времени) и даже на некоторое влияние самого обширного из них, исковой давности, на остальные (например, на usucapio extraordinaria), более или менее самостоятельно и оказываются по существу своему вполне различными друг от друга. В особенности различаются между собой самые важные из них, имеющие преобладающее теоретическое значение, - давность владения и давность исковая. Между тем как давность владения относится лишь к праву собственности на вещи осязаемые, где возможно владение, которое и есть в этом учреждении главный двигатель, давность исковая распространяет свое действие на все имущественные права, по отношению к отысканию и к защите их иском по суду. Давностью исковой не отменяется самое право, но только возможность защищать оное, требовать его признания. Притом делается различие между личными и вещными исками: первые погашаются истечением давности безусловно, вторые небезусловно, если только владелец не был добросовестным и его владение переходило через usucapio (давность владения) в собственность. Когда собственник пропустил срок на вчинание иска против недобросовестного владельца, то в этом случае он не теряет своей собственности безусловно, потому что владение недобросовестное не может обращаться в собственность и владелец приобрел давностью лишь отвод, praescriptio temporis, которым он лично может отвести иск собственника. Если же вещь переходит в руки третьего лица, которое не представляет собой лицо недобросовестного владельца, не есть его законный преемник, то это лицо не может ссылаться на владение первого и собственник может с успехом требовать от него возвращения своей вещи. Так как вещь не приобретена в собственность давностью владения (usucapio), то право собственности прежнего собственника все еще существует и может проявляться в действительности, как скоро отвод, не допустивший его осуществления, устранен.

§ 3. III. Учение о давности в литературе русского гражданского права

С самого начала ученой разработки русского гражданского права появилась в литературе и господствовавшая в юриспруденции тогдашнего времени теория общей давности, по которой давность считалась одним из основных начал естественного права, в существование которого тогда все верили. Изложенная в общих чертах в Вельяминова-Зернова, имевшем значительное влияние на юридическую практику тогдашнего времени, теория эта подробно и систематично разработана в сочинении Морошкина. Это сочинение представляет собой шаг вперед к правильному воззрению в том отношении, что Морошкин уже доказывает, что давность не может быть выводима из понятия о праве и справедливости, а может быть оправдываема единственно из государственных видов для охранения гражданского строя. Впрочем, это вполне правильное понятие, которое могло вести к настоящей оценке значения давности, не было достаточно оценено. Другие писатели объясняли давность различно. Профессор Кранихфельд полагает, что она основана на предположении об отказе собственника или кредитора от своего права, а К.А. Неволин выводит ее из сущности права и правомерной деятельности человека. Он говорит: [71]. Определение срока давности подлежит случайности и произволу и не может быть тотчас сделано. . Действительность сих положений Неволин старается доказать из истории русского права. Ниже мы увидим, что в тех выражениях, в которых автор видит проявление права давности, свидетельствуется о совершенно других отношениях. На прочие доводы следует заметить, что нельзя основывать давность на одном бездействии уже по той простой причине, что бездействие - понятие слишком неопределенное; что, смотря по характеру права, о котором речь идет, оно может иметь весьма различное значение. Когда, например, собственник, полный господин своей вещи, не желает ее употреблять, а желает, чтобы она оставалась без употребления, то он именно в этом неупотреблении выражает свое господство над вещью. Напротив того, если имеющий право на сервитут не пользуется им, то действительно его право остается безгласным, не осуществляется, между тем как в первом случае власть собственника выражалась именно бездействием. Бездействие само по себе дает слишком шаткое понятие, которое получает точное значение лишь по отношению к известному праву. По отношению к праву собственности фактическое господство владельца над вещью действительно заключает в себе такие данные, из которых может возникать право. По отношению же к правам семейственным и общественным ни фактическое господство, ни бездействие не могут иметь никакого значения, потому что в них произвол частного лица ограничен тем, что все его права суть вместе с тем обязанности, даже прямо возникают из обязанностей. Далее, исторический опыт доказывает неверность положения, что давность будто существовала во все времена и у всех народов. Противное доказывается из истории как русского (см. след. отдел), так и римского права. Usucapio долгое время применялась лишь к немногим определенным случаям; давность иска была неизвестна в древнейшее время. Первые следы ее встречаются в преторском эдикте, и она введена вполне в 424 г. законом императора Феодосия II. В первые времена сроки были весьма кратки и точно определены; лишь впоследствии установлены долгие сроки. Всего позднее, под влиянием канонического права и общих германских законов, развилась незапамятная давность, которой право защищается, потому что оно существует издавна и начала его никто не помнит. В этом случае закон предлагает, что право имеет законное основание, которое, за истечением времени, только не может быть доказано. У римлян vetustas имела лишь весьма ограниченное значение.

[66] Учение римского права изложено ниже с большей подробностью, чем в первых изданиях, для более удобного сравнения с ним исторического и догматического развития учения русского гражданского права. В историческом развитии этих институтов встречаются любопытные данные для сравнения давности по русскому праву.

[67] Windscheid. Pandekten. 1882, I, § 175-183; Dernburg. Pandekten. 1896, I, § 219-222.

[68] Windscheid. Pandekten, I, § 213; Dernburg. Pandekten, I, § 252.

[69] Windscheid, ib., § 216; Dernburg, ib., § 254.

[70] Ср.: Windscheid, ib., § 106-112; Dernburg, ib., § 145-150; Regelsberger. Pandekten, I, § 181-187.

Владение (possessio) — это такое общественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью.

В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента:

  1. объективный (corpus possessions, т.е. тело владения), фактическое обладание вещью как физическим телом;
  2. субъективный (animus possessions — душа владения), наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной.

Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите, где есть сочетание указанных двух элементов: факта нахождения вещи в хозяйстве и наличия желания сохранить, иметь эту вещь у себя.

Обычно владельцем становится первый приобретатель. Установление фактического господства над вещью именовалось завладением (apprehensio), например, некто захватил дикое животное. В передаче владения (traditio — от одного лица другому) римское право усматривало производное приобретение владения. Владение могло приобретаться и через третьих лиц.

Виды владения

Различаются несколько видов владения исходя из законности владения вещью :

1. законное владение (posessio iusta) — вещью владеет ее собственник;
2. незаконное владение (posessio vitiosa) — когда тот, кто владеет вещью, не имеет на это права:

  • добросовестное владение (posessio bona fidae) — владелец вещи не знает, что вещь принадлежит не ему;
  • недобросовестное владение (posessio malae fidae) — владелец знает, что вещь ему не принадлежит, но ведет себя так, как будто вещь ему принадлежит. В этом случае не действует приобретение права собственности по давности, и предъявляются более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи;

3. производное владение возникало из временного нахождения вещи у третьего лица. Владение вещью третьим лицом осуществляется до разрешения спора о том, чья это вещь на самом деле (фактически он — хранитель вещи). Такие отношения считались владением с целью упрощения возможности хранителю осуществить защиту вещи в случае посягательств на нее. В этом случае о защите нельзя попросить и собственника, ведь он не известен. Владение вещью залогодержателем владения осуществляется также с целью защиты вещи от посягательств.

Также различали следующие виды владения:

  • цивильное владение (posessio civilis) — владение в соответствии с ius civile (цивильным правом), до принятия Законов XII таблиц. Цивильный владелец должен был быть лицом правоспособным (sui iuris), поэтому чаще всего таким владельцем являлся глава семьи. Он владел имуществом на свое имя, подвластные владели имуществом также на его имя. В то время были уже известны сроки для обращения владения в право собственности по давности владения;
  • преторское владение — владение, признанное претором и защищаемое им до истечения срока владельческой давности. Претор предоставлял свою защиту на основе интердикта. С течением времени защита претора стала предоставляться любому лицу, осуществляющему господство над вещью, при наличии у него кроме фактического обладания вещью намерения владеть ею. Защита предоставлялась вне зависимости от способа, которым это лицо приобрело право владения, кроме незаконного недобросовестного.

Защита владения

Виды интердиктов:

1. интердикты, служащие для защиты владения прежнего владельца (interdicta retinendae possessionis). Такой интердикт применялся при владении и движимыми, и недвижимыми вещами, если владение требовалось защитить от посягательств третьих лиц.

При Юстиниане на движимые вещи стали распространяться такие же правила, что и на недвижимость.

2. интердикты, предназначенные для повторного установления владения в интересах владельца , который противоправно был лишен владения (interdicta recuperandae possessions). Фактически это интердикт о возврате владения тем, у кого оно было отнято силой. Этот интердикт мог применяться любым владельцем, даже если вещь была приобретена противоправным путем.

Защита владения также могла осуществляться при помощи иска с фикцией (публицианов иск).

Способы установления владения

Приобретение владения

Приобретение владения всегда устанавливается впервые и самостоятельно самим лицом, желающим владеть предметом. Все способы приобретения владения в классическую эпоху представлялись римским юристам как первоначальные, всегда осуществлявшиеся впервые приобретателем. Это, конечно, не исключало помощи и содействия подвластных и рабов римского домовладыки, но владение возникало только в лице последнего. Требовалось лишь, чтобы оба элемента владения — волевой и материальный — были осуществлены им или для него самого. В тех случаях, когда приобретение владения облегчалось тем, что шло от лица, уже осуществившего владение, путем передачи предмета владения, можно было говорить о производном владении. Но и в этих случаях не признавалось никакого преемства и тождества между старым и новым владением. Объем и содержание последнего определялись собственными фактическим господством и волей нового владельца.

Общим термином для акта установления фактического господства над вещью было завладение (apprechensio). В нем явственно выступал момент материального захвата, осуществляемый в полном составе. Особенно широкое поле для применения его как преимущественно первоначального способа приобретения владения открывало приобретение никому не принадлежащих движимых вещей (res nullius) и диких животных (ferae bestiae), населяющих природу. В этих случаях акт владения сводился к окончательному захвату их в руки или к преследованию и поимке их. Так, диким зверем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, так как в промежуток времени после ранения может случиться много такого, что помешает поймать зверя.

Таким образом, только фактическими действиями против владельца держатель может изменить основание своего отношения к вещи (первоначальным способом) или установить иное путем соглашения с владельцем (производным способом):

Самовольный захват владения

Более сложным вопрос представлялся в тех случаях, когда постороннее лицо завладевало участком в отсутствие и без ведома владельца. Самовольный захватчик, по воззрению Ульпиана, насильственно нарушивший существовавшее до тех пор владение, окончательно приобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав об этом, не оспаривал захвата, или если и оспаривал, то без успеха . С более древней точки зрения Лабеона, признавалось за таким захватчиком только тайное владение (possessio clandestina), которое становилось сразу недействительным, если прежний владелец оспаривал его.
Насильственное вытеснение владельца из земельного участка не прекращало его владения, если его подвластным удавалось удержаться на нем.

Приобретение владения через других лиц

Приобретение владения домовладыкой через подвластных ему лиц вытекало из строения римской семьи. Приобретение владения через третьих свободных лиц получило признание лишь в эпоху классической юриспруденции. Одной из причин этого является то обстоятельство, что в этот период крупную роль в ведении хозяйства богачей играли вольноотпущенники.
Приобретение владения через других лиц предполагало, что:

  • последний подчинил вещь своему господству;
  • имел намерение приобрести владение для другого лица;
  • другим лицом была изъявлена воля приобрести владение через постороннее лицо.

Утрата владения

Для недобровольной потери владения достаточно было утраты фактического господства над вещью.

При добровольном прекращении владения требовалась утрата обоих элементов владения: фактического господства над вещью и намерения владеть вещью:

1) утрата фактического господства над вещью предполагала длительную очную потерю господства над вещью. Так, владение убежавшим со двора сразу не прекращалось, ибо его можно было найти и возвратить обратно. Владение земельным участком (равно другой недвижимостью) прекращалось с того момента, когда владелец узнал об этом и не смог или не пожелал предотвратить насилие со стороны оккупанта. Пренебрежительное отношение владельца к своей вещи также могло рассматриваться как отказ от владения. Такое могло иметь место, когда лицо не обрабатывало землю, не пыталось организовать ее охрану, а также допускало другие существенные упущения по сохранению владения движимыми и недвижимыми вещами;

3) гибель вещи и превращение ее во внеоборотную вели к прекращению владения;

4) прекращение владения, осуществляемого через представителя. Владение вещью через представителя могло быть прекращено:

  • по воле владельца;
  • вследствие смерти владельца;
  • в случае гибели вещи.

Если владелец был вытеснен из господства над вещью, он все-таки продолжал владеть, если его представитель продолжал владение для него.

В том случае, если представитель был вытеснен из господства над вещью, то владелец продолжал владеть, пока он имел возможность воздействовать на вещь. Если же земельный участок был захвачен третьим лицом в отсутствии представителя, то владелец терял владение, если представитель не смог либо не изъявил желания изгнать захватчика. В том случае, когда самовольный захват был вызван небрежностью или умыслом представителя, владение для владельца утрачивалось лишь тогда, когда он сам не желал или не смог вытеснить захватчика.

Владение защищалось специальными правовыми средствами, т. е. интердиктами (interdicta). Интердикты (запрещения) издавались римскими магистратами в форме распоряжения о немедленном прекращении действий, нарушающих права граждан.

Интердикты пред­полагали защиту не против собственника вещи (что происходило обычным судебным порядком), но против третьих лиц, так или иначе посягнувших на владение, имеющее добросовестное основание. (Впрочем, фактичес­кое владение охранялось в любом случае, даже недобросовестное: так, самовольно нельзя отобрать вещь даже у доказанного вора.) Интердикты по защите владения были двоякими: для владения недвижимостью и для владения движимыми вещами.

Интердикт по защите недвижимости был направлен на то, чтобы на необходимое время обеспечить реальное обла­дание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение (чтобы третьи лица не распахивали его участок, не вселялись в его дом и т.д.). Интердикт по защите движимых вещей был направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (поскольку движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, человека, чтобы поднес­ти ношу и т.п.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто провладел вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним.[8]

— интердикты, служащие для защиты владения прежнего владельца (interdicta retinendae possessionis). Такой интердикт применялся при владении и движимыми, и недвижимыми вещами, если владение требовалось защитить от посягательств третьих лиц.

Интердикт для защиты движимых вещей (interdictum utrubi) — до Юстиниана мог применяться только в том случае, если владелец вещи владеет ею большую часть года в том календарном году, когда издается интердикт.

При Юстиниане на движимые вещи стали распространяться такие же правила, что и на недвижимость:

— интердикты, предназначенные для повторного установления владения в интересах владельца, который противоправно был лишен владения (interdicta recuperandae possessions). Фактически это интердикт о возврате владения тем, у кого оно было отнято силой. Этот интердикт мог применяться любым владельцем, даже если вещь была приобретена противоправным путем.[9]

Еще одним способом первоначального приобретения прав собственно­сти на вещь стал также переход владения в полновесную собственность по истечении давности владения ею (usucapio). Сроки такого спокойного и ненасильственного обладания (т.е. когда не предъявлялись никакие иски к владельцу со стороны пре­жних собственников претендентов) устанавливались в зависимости от свойств вещей: для движимых вещей, как выше упоминалось, — в один год, для недвижимых и приравненных к ним — в два; для особых кате­горий недвижимости (провинциальных земель) с конца классической эпохи также применялись давностные сроки в 10 и 20 лет. Помимо это­го с давностью владения сливался, в итоге, общий срок исковой погаси­тельной давности в 30 лет. Условиями, при которых владение могло перейти в собственность по давности были качественные стороны вла­дения; его основание (добросовестное или недобросовестное), отсут­ствие ухищрений во владении вещью. С нововведениями Юстиниана в римское право вошло и принципиальное новшество в отношении неза­конного недобросовестного владения: истечение максимального давностного срока трансформировало титул владения (т.е. продержав втайне украденную вещь 20 лет и тем самым обезопасив ее от возможных заяв­лений собственника, затем уже можно было спокойно продать вещь, и новый приобретатель получал вещь в свою полноценную и всесторонне охраняемую собственность).

Читайте также: