Память физических действий по станиславскому кратко
Обновлено: 05.07.2024
Краткое содержание системы Станиславского предполагает три основные технологии актерской игры:
- Ремесло. Передача информации от актера к зрителю происходит через набор узнаваемых штампов и приемов.
- Представление. Истинное переживание нужной эмоции достигается актером на репетициях, запоминается и воспроизводится на последующих спектаклях.
- Переживание. На каждом спектакле актер подлинно переживает все эмоции и чувства своего персонажа.
Пять основных принципов системы Станиславского
Сценическая правда переживаний
Этот принцип впервые акцентирует внимание на прямой зависимости между чувствами, которые испытывает актер при игре, и чувствами, передающимися зрителю при просмотре. Самый сильный эффект, то есть вера в правду происходящего на сцене, достигается тогда, когда в эту правду верит и сам актер.
Однако практический подход нуждался в решении важной проблемы: как актеру убедить самого себя в истинности происходящего, да еще и не единожды, а делать это каждый спектакль в строго определенное время. Говоря проще, вопрос стоял так: как артисту управлять вдохновением.
Станиславский решил эту проблему просто и на века: он использовал обратную связь между психологическим состоянием и его физическим выражением. Иными словами, если человек взволнован, его волнение выражается в поведении тела: он не может усидеть на месте, теребит пуговицу, нервно вздрагивает и т. д. Но если человек не взволнован, а его тело все равно до мельчайших подробностей воспроизводит состояние взволнованности, то по принципу обратной связи физическое поведение тела притянет верное состояние психики!
Работа с обстоятельствами
Проработка предлагаемых обстоятельств роли крайне важна, т. к. актеру предстоит сделать эти обстоятельства своими собственными. В данном случае актерская система Станиславского заключается в том, что актер играет не какого-то персонажа, скажем – Отелло, а самого себя в обстоятельствах Отелло. Существует три круга обстоятельств, которые артисту требуется проработать и примерить на себя:
- Большой круг. Это исторический фон, на котором развиваются события пьесы. То, что происходит в мире, в котором живет персонаж, в его стране и городе.
- Средний круг. Это обстоятельства жизни персонажа: беден ли он, богат ли, женат или холост, стар или молод и т. д.
- Малый круг. То, что происходит с персонажем прямо сейчас, его желания и цели, которых он добивается.
Каждый круг обстоятельств по-своему влияет на характер и поведение персонажа, большинство поступков и стремлений оправдываются именно ими. Если какие-то обстоятельства не прописаны в пьесе прямым текстом, как чаще всего и бывает, задача актера придумать их самому во всех возможных деталях.
Еще одна серьезная проблема эффективности актерской игры – повторение спектаклей. Иные спектакли идут на сцене и по 5, и по 10 лет при неизменном актерском составе, так как же актеру сохранять свежесть переживания из раза в раз? Ответ прост: играть следует так, чтобы каждая эмоция и действие на сцене не повторялись, а рождались заново в реальном времени – здесь и сейчас.
Прелесть подхода в том, что естественный процесс рождения действия (из желания его совершить) не позволяет спектаклю стареть и превращаться в рутину. Ведь артист, проживающий свою роль заново здесь и сейчас, играет каждый спектакль как в первый раз, и каждое действие в спектакле совершается им по-новому, в новых красках и с новыми ощущениями.
Актерское саморазвитие
Взаимодействие с партнером
Партнеры на сцене зависят друг от друга не только в том, что должны вовремя подавать друг другу нужные реплики, но и в том, что правдиво играть должны оба или не сможет никто. К примеру, если один актер играет сурового начальника, а второй – нерадивого подчиненного, то естественность стыда и оправданий второго будет зависеть от естественности, с которой первый его распекает.
Простые упражнения на развитие актерских навыков
Значение системы Станиславского для мирового театра
Основные элементы актерского мастерства в системе Станиславского многократно пробовали дополнять его ученики, в числе которых такие имена, как В. Мейерхольд и М. Чехов. Их собственные театральные системы, например, система Михаила Чехова , хоть и имеют ряд отличий, но базируются на тех же принципах, что и оригинальная система их учителя.
Чтобы понять диапазон своего голоса, обрести уверенность, укрепить голосовые связки приходите на курс актерского мастерства в театральную школу Бенефис. Наши Педагоги обучат правильному дыханию и артикуляции, научит как не волноваться на сцене, как расширить диапазон голоса и многому другому что необходимо знать начинающему артисту.
- Как снять зажимы и раскрепоститься
- Как сделать так, чтобы вам кричали “Верю”!
- Как работать с камерой
- Как развить мимику своего лица
- Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
- Как импровизировать
- Как сделать свой голос сильным и уверенным
И многое другое
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.
Аннотация. Статья доказывает прямую и теснейшую взаимосвязь упражнений на память физических действий и метода физических действий – величайшего открытия, сделанного гениальным реформатором русского и мирового театра К. С. Станиславским. Только овладев правдой простейших физических действий через упражнения без предмета, можно прийти к органическому существованию в роли, к высшей артистической технике.
Метод физических действий Станиславского ипервые упражнения на память физических действий
Аннотация.Статья доказывает прямую и теснейшую взаимосвязь упражнений на память физических действий и метода физических действий величайшего открытия, сделанного гениальным реформатором русского и мирового театра К.С.Станиславским. Только овладев правдой простейших физических действий через упражнения без предмета, можно прийти к органическому существованию в роли, к высшей артистической технике.Ключевые слова:К.С.Станиславский,роль, искусство актера, метод, элементы, физическое действие.
Ссылки на источники1.Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. Москва: Искусство, 1978. С.86.2.Там же.С.8788.3.Киселева Н.В., Фролов В.А. Основы Системы Станиславского: Учебное пособие Ростов н./Д: Феникс, 2000. С.122.4.Топорков В.О. Станиславский на репетиции. Воспоминания. М.: АСТПРЕСС СКД, 2002. С.147148.5.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Кн. 1: О профессии режиссера Л.: Искусство, 1980. С.42.
Текст: Алексей Киселев, Анастасия Паукер
Автор иллюстраций: Вика Привалова
6.03.19
Предлагаемые обстоятельства
Вы на сцене — это вы. Надо только забыть, что вы на сцене. И зовут вас так, как зовут вашего персонажа. А дальше надо просто представить, что все, что происходит с вашим персонажем — происходит с вами в вашей повседневной жизни.
Круги внимания и публичное одиночество
Воображение
Мы недооцениваем силу воображения. Представьте, что вы древний дуб, за столетия вросший корнями в грунт на десятки метров, и пусть кто-нибудь из знакомых попробует вас поднять. Это будет непросто! А теперь вообразите себя перышком в облаках. Тут же окажется, что вы самый легкий человек в мире. Очень удобно!
Лучеиспускание
Станиславский пускал лучики до того, как это стало модно. Как это работает? У вас есть энергия. Нужно ее мысленно сконцентрировать в себе, и в процессе игры, через слова, жесты и внимание, направленно передать адресату. Адресатом может быть и зрительный зал, и партнер по сцене, и кот, и плюшевая игрушка. Ваше дело — испустить луч. А вот как с ним поступит адресат — дело его.
Память физических действий
Воспроизводя простые действия (надевание пиджака, ковыряние в носу, чтение газеты) с максимальной точностью, актер помогает себе быть достоверным в мелочах. И так, из мелочей, за которые цепляется эмоциональная память, выстраивается достоверность общая: в чувствах, эмоциях и интонациях. А для того, чтобы добиться такой автоматической достоверности и естественности в мелочах, нужно много тренироваться — повторять по многу раз элементарные бытовые действия. Следующий уровень сложности — работать с невидимыми предметами: завязывать невидимые шнурки, вкручивать невидимую лампочку, мыть невидимую посуду.
Сверхзадача и сквозное действие
Система одного из самых известных деятелей российского и советского театра Константина Сергеевича Станиславского является самой популярной театральной системой во всем мире: о ней много пишут, говорят – о ней хотят знать всюду. С ней спорят. Хотя никто ещё не придумал ничего лучше и популярнее.
В этом уроке вы найдёте ёмкую, краткую и максимально полезную информацию о системе Станиславского. В следующих же уроках вы познакомитесь с важными принципами данной системы и элементами актёрского мастерства, сможете найти полезные материалы, которые помогут приобрести навыки борьбы с недостатками речи, научитесь убеждать, владеть своим голосом, телом и многое другое. Вероятно, открыв удивительный мир театрального искусства, вы уже никогда не будете прежними – ваша жизнь заиграет новыми яркими красками и наполнится театральным волшебством.
Содержание:
Идя по страницам нашего актёрского тренинга, вы шаг за шагом будете перенимать мастерство актёра в терминах Станиславского, то есть открывать для себя много удивительных и в тоже время очень простых секретов.
Коротко о системе и Станиславском
Константин Сергеевич Станиславский (его настоящая фамилия Алексеев) – великий реформатор театра, создатель известнейшей во всем мире актёрской системы, педагог, актёр, театральный режиссёр. По рождению (родился 5 (17) января 1863 год в городе Москва) и воспитанию принадлежит к высшему кругу русских промышленников.
Незадолго до своей смерти Станиславский выработал метод физических действий: наполнять физическое действие психологическим содержанием: фантазией, чувствами, внутренними действиями. Тем самым он перечеркнул все старое, чему следовали ученики Станиславского прошлых лет (его система в отличие от ранее существовавших театральных систем строится уже не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, вызывающих определённые последствия).
Суть метода Станиславского
Пристально вглядываясь во все: природу, жизнь, людей - Станиславский искал вдохновение для выработки максимально понятных и действенных методов театрального искусства, как для самого артиста, так и для зрителя. Он пытался выявить всевозможные пути объединения творческих законов природы актёра, в стройную, цельную систему. Искал упорно и терпеливо, а каждый выявленный закон актёрского творчества проверял годами.
Станиславский вкладывал в искусство актёрской игры три составляющие:
Более подробно каждый элемент актёрской игры по системе Станиславского мы раскроем в наших последующих уроках. Так что, оставайтесь с нами, дальше будет много интересного.
Тренинг по системе Станиславского
Процесс обучения актёров глазами Константина Сергеевича Станиславского можно условно поделить на два раздела:
Первый раздел связан с элементами работы актёра над собой. Здесь речь идёт о постоянных тренировках, об использовании в процессе подготовки к роли всех элементов творчества: ум, артистические данные, воля, чувства актёра - подключая при этом ко всему процессу подготовки воображение, внимание, эмоциональную память.
Можно выделить четыре важных этапа в работе актера, как над собой, так и ролью:
Основные принципы системы
Также нам крайне необходимо рассмотреть еще две важных составляющих актерского ремесла, способствующих его полноценному освоению.
Психотехника Станиславского и биомеханика Мейерхольда
Биомеханика Мейерхольда призывает идти от точно найденных интонации и движений – к эмоциональной правде. Мейерхольд выражал критические замечания в адрес театра настроения и натуралистического театра. По причине того, что он сам стремился к возрождению античного театра – театра празднества и театра действия. По Мейерхольду тело – это биологический организм, один из элементов театрального зрелища, где выразительность движений тела - достигается путём правильного использования физических возможностей организма. Мейерхольд постоянно подчёркивал о необходимости освобождения от лишних движений, настаивал на верном поиске центра тяжести тела, то есть на достижении его устойчивости и ритмичности.
Всеволод Мейерхольд внёс также ощутимый вклад в оперную режиссуру за счёт контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актёра внутри музыкальной фразы. Всеволод Эмильевич оставил обширное актёрское наследие: лекции, статьи, заметки и письма.
В основу нашего тренинга, всех последующих его уроков по актёрскому мастерству легла известнейшая система – система, оставшаяся на века: именно система выработанная Константином Сергеевичем Станиславским. Что касается других систем театрального и сценического мастерства, в том числе и методов Всеволода Мейерхольда, то они также будут отражены в уроках на нашем сайте, но как дополнение к урокам по системе Станиславского.
Проверьте свои знания
Читайте также: