Автомобиль победа история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

ГАЗ-М20 01.jpg

Содержание

История создания

Правительственное задание на проектирование и подготовку к производству новой модели легкового автомобиля, который бы соответствовал современным тенденциям мирового автомобилестроения и обладал улучшенными эксплуатационными характеристиками, нежели выпускавшийся в тот момент автомобиль ГАЗ-М1, руководство Горьковского автозавода получило в декабре 1941 года. Однако завод был полностью занят выпуском военной техники, и реализация проекта была на время отложена.
Тогда же, в самом конце 1941 года, Горьковский завод получил трофейный немецкий автомобиль Opel Kapitan 1938 года выпуска. Этот автомобиль был выбран в качестве прототипа, поскольку эта машина наилучшим образом соответствовала требованиям технического задания и представлениям советских конструкторов о том, каким должен быть современный легковой автомобиль.

ГАЗ-М20 02.jpg

Фото Липгарт и Кириллов, 1944 г.

ГАЗ-М20 03.jpg

Фото Кириллов показывает макет модельщиком, 1944 г.

ГАЗ-М20 04.jpg

Джон Вильямс (в безрукавке) и начальник кузовного конструкторского бюро Юрийй Сорочкин за обсуждением гипсовых моделей. 1949 г.

ГАЗ-М20 05.jpg

Деревянный макет в натуральную величину

Название

ГАЗ-М20 06.jpg

Конструкция

ГАЗ-М20 07.jpg

ГАЗ-М20 08.jpg

ГАЗ-М20 09.jpg

Фото – краснофлотец, а впоследствии известный писатель Юз Алешковский (справа). 1949 год


Практически же работы по созданию нового легкового автомобиля начались на автозаводе имени Молотова в Горьком лишь в 1943 году после победы, которую Красная Армия одержала под Сталинградом. По эскизам художника Вениамина Самойлова были изготовлены гипсовые модели будущей машины в масштабе 1 к 5, а по самой удачной модели был выполнен макет в натуральную величину из красного дерева. Работы над легковым автомобилем не прерывались даже после масштабных бомбардировок ГАЗа немецкой авиацией в июне 1943 года.



Особо можно было выделить и эффективные рычажные амортизаторы — автомобиль отличался хорошей плавностью хода, а также гидравлические барабанные тормоза с общим приводом на все колеса. Последние нашли себе применение в советском автопроме впервые. Механизм реализованных тормозов был очень простым — колодки разводились одним гидроцилиндром в каждом из 4-х тормозных барабанов.



Истории создания автомобиля ГАЗ М-20 Победа в рассказе Дениса Орлова: как возникло название?


Денис Орлов

Победителей можно и нужно судить…

Иосиф Сталин, февраль 1946 года


Конструктор кузова Победы А. Н. Кириллов обсуждает с макетчиками облик будущего легкового автомобиля ГАЗ. Тогда, в годы войны, машина еще обозначалась как ГАЗ-25


Деревянный полноразмерный макет Победы был готов летом 1944 года. У макета открывались двери, опускались стекла и поворачивался руль

В планах Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗ новый легковой автомобиль возник еще перед вой­ной, а техзадание было составлено и утверждено в феврале 1943 года.



Низкое качество стального листа и огрехи штамповки вынуждали выравнивать поверхности рихтовочным свинцово-оловянным припоем. На снимке — стахановец сборочного цеха Н. М. Сазонов зачищает кузов


Так что будущая Победа с самого начала была невелика - речь шла именно о машине среднего класса. А на фоне тесного Москвича-400, который по прихоти Сталина полностью скопировали с немецкого автомобиля Opel Kadett (АР№16, 2008), ГАЗ М-20 и вовсе обещал быть гигантом.

Может, Сталину не понравилась форма победовского кузова?

История автомобиля

Легковую машину не просто так назвали Победой – так как на самом деле это была победа по всем отношениям. Советская армия смогла выиграть Великую Отечественную войну, стали появляться возможности для поднятия промышленности страны на высокий уровень. Поэтому новенькая модель смогла стать символом тех времен.

Проектировка новенького транспортного средства показала, что в индустрии СССР присутствует большой потенциал, и он способен выпускать изделия, которые бы не уступали по своим техническим характеристикам продукции популярным иностранным производителям.

Фото авто ГАЗ-М20 Победа

Сюда можно добавить тот факт, что почти сразу, вслед за окончанием боевых действий было начато производство ГАЗ-М20, что является немалым достижением. Во времена Советского Союза все самое важное делали по заданиям партии.

Поэтому, как только войне пришел конец, в конструкторское бюро в 1945 году пришла задача от правительства – спроектировать машину для гражданских целей. Многие предприятия Союза Советских Социалистических Республик вместе со всей промышленностью в целом, ориентировались на производство военных транспортных средств, а в партийном руководстве уже смотрели в будущее.

В прошлые нелегкие годы тяжело было себе вообразить всю масштабность работ по выполнению заказов. Задача стояла – построить легковую машину, которая была бы доступной, надежной, которую мог бы себе приобрести неплохо обеспеченный гражданин Советского Союза.

Авто ГАЗ-М20 Победа

В результате, ГАЗ-М20 Победа являлась автомобилем творческой интеллигенции, военных чиновников и прочих заслуженных лиц СССР. Проектированием нового транспортного средства занимался известный конструктор Андрей Александрович Липгарт. В свои годы он прошел стажировку на Детройтском предприятии Ford.

Вид сбоку ГАЗ-М20 Победа

Если смотреть на модель со стороны аэродинамических показателей, то Андрей Александрович продумал кузов так, что он даже сегодня сможет заслужить высокие оценки. Первую колонну из нескольких машин ГАЗ М 20 Победа из Горьковского автомобильного завода в Москву отправили для просмотра госкомиссии.

За один год на заводе смогли внести целый перечень доработок. Например, диван, установленный сзади, был опущен предельно низко. Некоторые доработки конструкторского плана можно было назвать даже передовыми – ведь как раз в ГАЗ-М20 Победа появилось наличие печки, что позволяло покупателям передвигаться без толстых одежек и теплой обуви.

Вид спереди ГАЗ-М20 Победа

Помимо этого, на модели установили радиоприемник. Даже судя по самой кузовной форме – она была настоящим прорывом по тем временам. Кузов получился обтекаемым, изящным и, даже, немного женственным, что соответствовало тем веяниям автомобильной моды.

Под руководством Андрея Александровича Липгарта удалось спроектировать по-настоящему удивительный, оригинальный и современный автомобиль, который выделялся из толпы.

Вид сзади ГАЗ-М20 Победа

В общей сложности смогли выпустить порядка 236 000 автомобилей, и многие из них смогли выжить даже по сегодняшний день, из-за того, что Андрею Александровичу получилось сделать конструкцию, с одной стороны, надежной и прочной, а с другой – простой и ремонтопригодной.

Бывали случаи, когда машина переворачивалась несколько раз, после вставала на колеса, и как будто ничего не было, продолжала ехать. Все это красноречиво свидетельствовало о хорошей кузовной прочности.

ГАЗ-М20 кабриолет

ГАЗ-М20 с откидной крышей

Это позволяло председателям крупных колхозов и совхозов объезжать собственные поля с достоинством и без страха застрять где-то в поле. Из модели даже попытались сконструировать скорую помощь, однако из этого так ничего не получилось, так как кузов был слишком короткий. А вот свою популярность модель получила в Московском такси.

Также, не будет лишним сказать, что как раз на ГАЗ-М20 Победа в первый раз зажегся известный зеленый огонек в верхнем углу стекла, который свидетельствовал о том, что такси свободно. Продуманная подвеска позволяла ГАЗ-М20 Победа обладать во время передвижения плавным ходом, чем прочие автомобили не могли похвастаться.

Горьковский автомобиль мог себе приобрести отнюдь не каждый гражданин, однако, невзирая на это, первый магазин по реализации Побед был расположен в Москве, в районе Бауманской. Чтобы ее приобрести, начинали выстраиваться в очередь, невзирая на, мягко говоря, не сильно демократичную стоимость.

ГАЗ-М20 Победа фото автомобиля

За вполне небольшую сумму есть возможность купить достаточно неплохой автомобиль с приличным техническим состоянием. Вдобавок, она имеет прекрасную ремонтопригодность, поэтому на нее подойдут большое количество деталей от прочих машин. Например, силовой агрегат от 24-ой Волги будет себя довольно уютно чувствовать в Победе.

Первая же выставка Советского Союза, на которой страна представила собственный автомобиль, позволила вызвать всеобщий фурор. Внук знаменитого Генри Форда, у которого обучался Липгарт, когда осматривал машину, то смог откровенно признаться, что в данном случае ученик превзошел учителя – ибо она ему очень пришлась по душе.

Авто ГАЗ-М20 Победа 1946 года

Но все понимают, что года идут и мировая система автомобильной промышленности начала шагать большими шагами к усовершенствованиям, поэтому ГАЗ-М20 очень скоро стал устаревать в моральном плане. Бездеятельность российского автомобилестроения не позволяла далее совершенствоваться данному автомобилю.

Серийный выпуск заменил Победу на 21-ю Волгу, поэтому ГАЗ-М20 ушел на второстепенный план. Конструкторский состав обладал перспективными разработками, идеями, новшествами, однако это все было растворено в кабинетах политиков. Не будь бы этих преград, на сегодняшний день мы бы обладали принципиально новым автопромом, который имел бы более высокий уровень.

Но, невзирая на все это, по всему миру, да и в Российской Федерации есть большое количество ценителей подобного легендарного автомобиля. Есть даже специализированные клубы в Германии, в Восточной Европе, где собраны любители подобной марки. Российская Федерация имеет клубы любителей ГАЗ-М20, которые часто выезжают на ежегодные маршруты 12 апреля и 9 мая.

Экстерьер

До середины 40-х годов двадцатого века Победа являлась революционной машиной. Конструкция несущего кузова, которая была позаимствована у Opel Kapitan 1938, позволила конструкторскому составу ГАЗа полноценно переосмыслить внешность автомобиля и принять целый перечень новшеств, которые на западе были распространены только после нескольких лет.

ГАЗ-М20 Победа фото авто

Прототип Опеля имел 4 двери, где установленные впереди открывались по ходу движения автомобиля, а задние – против. Внешний вид Победы был приятным отчасти из-за появления поясной линии, объединения передних и задних крыльев с кузовом, отсутствия декоративных подножек, капота аллигаторного типа, интегрированным в носовую часть кузова фарам и прочим характерным элементам, которые в те года являлись необычными.

Интерьер

Внутри советского седана было много просторного места, и машина отличалась хорошей вместительностью. Водитель сидел и получал максимум (на тот момент) удобства и комфорта. Может быть, на установленный впереди диван повлияла мода американцев, которую воочию наблюдал конструктор, однако была возможность удобно растянуться по всей длине для того, чтобы отдохнуть во время перерыва, а может даже остаться на ночлег, если будет такая необходимость.

Рулевое колесо, на сегодняшний день, не сильно удобное, довольно тонкое и имеет огромный размер – хотя, все это раньше соответствовало моде тех времен. Весьма интересно и то, что коробку переключения передач на Победе установили в таком же месте, как и у американских моделей – был рычаг управления, который располагался под рулевым колесом.

ГАЗ-М20 Победа салон

Еще работники Горьковского автомобильного завода установили наличие дворников и пары переключателей для них (смотря, какая сила дождя). Передняя панель обладает более информативными приборами, также можно наблюдать установку часов, которые не мешают общему интерьеру.

Все датчики на приборной доске были расположены в симметричном порядке, что тоже, хотя бы косвенно, указывает на моду того времени. Интерьер имел отделку пластиком, который имитировал деревянные разводы, а кресла обшивали дерматином, в редких случаях использовали велюр.

Руль ГАЗ М-20

Рычаг переключения передач располагался под рулевым колесом

Если говорить про обзорность, то она очень страдала, однако не стоит забывать о том, что в те годы автомобилей не было так много, исходя из этого, не было надобности в установке зеркала задней обзорности. Двери транспортного средства имеют наличие форточек, а стекла можно было поднимать и опускать ручным способом, их заключили в плотные рамки, дабы избежать дребезжания.

Как упоминалось выше, седан применяли успешно под такси, поэтому установленный сзади диван был довольно просторным для пассажиров с любой комплекцией. Те, кто любят курить, смогут воспользоваться вмонтированной пепельницей в спинке установленного впереди дивана. Чтобы осуществлялась хорошая вентиляция салона задние двери также получили наличие форточек.

Интерьер ГАЗ-М20 Победа

Багажное отделение ГАЗ-М20 Победа не выделялось своими вместительными качествами, ведь львиную долю отводили под запаску и ящик с инструментами. Но все же, некоторые чемоданы положить в багажник все-таки получалось. Сообразительные водители иногда прикрепляли к кузову багажное отделение на крыше, на котором удавалось возить на дачу садовые инструменты и прочее.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Силовой агрегат с нижнеклапанным расположением с самого начала должен был быть 6-цилиндровым, однако Андрей Александрович решил выступить с инициативой под создание четырехцилиндрового образца.

Мотор утвердили в серийное производство на просмотре высшего партийного руководства в 1945 году. Немного спустя 6-цилиндровая машина, все же, стала выпускаться небольшими сериями под наименованием М-20Г/М-26, однако тут стоял принципиально иной силовой агрегат. Это был двигатель от ЗИМ (ГАЗ-23), который выдавал 90 лошадиных сил.

ГАЗ-М20 двигатель

ГАЗ-М20 потребляет около 10-11 литров на сотню километров, а вот ГАЗ-М1 – уже порядка 13 литров. Первую сотню километров седан набирал за долгие 45 секунд, а предельная скорость достигает 105 километров в час.

Трансмиссия

Подвеска

Она имела шкворневой тип и резьбовые втулки. Некоторую часть деталей позаимствовали у Опеля, однако само шкворневое устройство обладало собственной разработкой. Амортизаторы гидравлического типа имели рычажный метод работы, что позволяло им быть, в то же самое время, и верхними рычагами подвески.

Тормозная система

Ее считали самой совершенной в середине ХХ века. Ведь именно на Победе она была гидравлической, ранее такой вид тормозной системы не использовали в светском автомобилестроении. Однако контур был один, никаких разделений не было. Получается, что если один из 4 цилиндров подтекал, тормоза пропадали все.

Все модели Волги, где были барабанные тормоза, на передней подвеске стояли пара рабочих цилиндра на колесо. Победа же имела на двух подвесках по одному цилиндру, а каждый из них разводил пару колодок одновременно.

Модификации

Если говорить в общем, то Победа не имела так много модификаций. За двадцатилетний период выпуска, она лишь два раза была подвержена модернизациям, а все машины получили условное разделение на 3 серии:

Также производились и небольшие партии Победы для служб безопасности. Проектировали супер-кабриолет, чтобы проводить военные парады. Даже спортивные модификации были, правда, выпускались они в небольшом тираже.

Плюсы и минусы

  • Качественный кузов;
  • Гидравлическая система тормозов;
  • Небольшая стоимость и легкость взаимозаменяемости элементов и деталей;
  • Приятный внешний облик;
  • Высокий дорожный просвет (200 мм);
  • Просторный и удобный салон;
  • Наличие мягких диванов впереди и сзади;
  • Радио;
  • Мягкая подвеска, позволяющая седану передвигаться плавно;
  • Богатая история;
  • Удобное рулевое переключение коробки передач.
  • Слабоватый силовой агрегат;
  • Немаленький расход топлива;
  • Только два тормозных цилиндра на каждую подвеску;
  • Немаленький вес машины;
  • Нет гидравлического усилителя рулевого колеса;
  • Ненадежные тормоза;
  • Нет ремней безопасности;
  • Небольшое багажное отделение;
  • Низкие динамические характеристики;
  • Под капотом много свободного ненужного пространства.

Подводим итоги

Мало тех, кто не знает о таком великом автомобиле Советского Союза, как ГАЗ-М20 Победа. Его появление, на самом деле, можно назвать победой, ведь седан стал настоящим прорывом. И это касалось не только внешних характеристик. Хотя ничего подобного советский народ не наблюдал еще никогда.

Автомобиль стал пользоваться таким спросом, что его просто не хватало на всех. Причем, не стоит забывать, что стоил он также не дешево, но это не сильно влияло на его популяризацию. Поэтому данную модель начали выдавать за определенные заслуги и в качестве подарков. Кузов машины был по-настоящему новым и свежим.

Фото ГАЗ-Победа

Он позволял конкурировать даже с западными вариациями машин благодаря тому, что Андрей Александрович (ведущий конструктор) занимался его проектировкой. А сам он проходил обучение “ни где-то там”, а в Англии, что возможно и повлияло на создание этого транспортного средства. Понятно, что внутри уровень комфортабельности и удобств не такой большой, как принято у нынешних машин, но для тех времен это было настоящим прорывом.

Свободного места внутри Победы было предостаточно, поэтому все будущие Волги, которые выпускались на Горьковском автомобильном заводе, по сегодняшний день обладают этим приятным преимуществом. Конечно, мощности явно не хватало, да и разгон до 100 километров занимал около 45 секунд, но ведь ГАЗ-М20 и не был гоночным болидом, поэтому со своими прямыми обязанностями он справлялся хорошо.

Даже сегодня, спустя уже не один десяток лет, можно встретить данную модель, которая служит знаком того, что Российская армия в советское время смогла одержать значимую победу над фашистами. Более того, на сегодняшний день в интернете можно найти много примеров усовершенствований модели, ГАЗ 20 Победа тюнинг.

Читайте также: